Главная » Экономика

Развитие и государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Белгородской области

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические основы внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

1.1 ВЭД: понятие, сущность, формы и методы

1.2 Внешнеэкономическая деятельность РФ в современных условиях

2. Развитие и государственное регулирование ВЭД в Белгородской области

2.1 Развитие ВЭД региона на современном этапе

2.2 Государственное регулирование ВЭД в Белгородской области

3. Проблемы государственного регулирования ВЭД в Белгородской области, пути их решения и перспективы развития

3.1 Выявление проблем государственного регулирования ВЭД региона

3.2 Пути решения основных проблем государственного регулирования ВЭД и перспективы развития

Заключение

Список использованных источников

Введение

Наша страна встала на путь рыночной экономики, поэтому очевидно, что прежние методы регулирования внешнеэкономической деятельности неэффективно применять в современных условиях. Выработка новых способов регулирования, наиболее эффективных для нашей экономики, до сих пор не завершена. Регулирование внешнеэкономической деятельности по-прежнему не является наиболее оптимальным в России. А тем временем Россия с каждым годом становится всё более интегрирована в международную экономику. Внешнеторговая деятельность является ключевой для экономики России, так как очень большую долю своих потребностей она удовлетворяет за счёт импорта товаров, средства на которые она получает от экспорта других товаров, в наибольшей степени сырьевых ресурсов.

Незаменимым оказывается государственное воздействие на экономические процессы. Современное государство в условиях рыночной экономики практически включено во все сферы экономической деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование системы общественного перераспределения, стабилизация и стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг.

Актуальность данной темы заключается в том, что для формирования эффективного государственного регулирования ВЭД в России необходимо определить его сущность, конкретные направления, формы и масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России.

Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность Белгородской области, а предметом - ее регулирование со стороны государства.

внешнеэкономическая деятельность регион российский

Цель данной работы - выявление и пути решения проблем государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Белгородской области.

Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:

а) изучить понятие, сущность, формы и методы внешнеэкономической деятельности;

б) ознакомиться с внешнеэкономической деятельностью РФ в современных условиях;

в) проанализировать развитие ВЭД в Белгородской области на современном этапе;

г) исследовать проблемы государственного регулирования ВЭД в регионе;

д) предложить оптимальные пути решения основных проблем ВЭД

Для написания курсовой работы были использованы Таможенное законодательство, федеральные законы Российской Федерации в области государственного регулирования ВЭД, а также экономическая и периодическая литература.

Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.

1. Теоретико-методологические основы внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

1.1 ВЭД: понятие, сущность, формы и методы

Термин "внешнеэкономическая деятельность" в теории и практике хозяйственной деятельности стал употребляться не сразу. Вплоть до 1980-х гг. сделки между гражданами и организациями различных государств осуществлялись в рамках внешнеторговой деятельности.

Предпосылки для использования понятия внешнеэкономической деятельности появились лишь тогда, когда сотрудничество между организациями и гражданами различных стран вышло за рамки внешнеторговых операций и начало осуществляться в области международного производственного сотрудничества и кооперации, международной инвестиционной, лизинговой и некоторых других видов деятельности. Последние стали рассматриваться в рамках общей категории - внешнеэкономической деятельности.

Понятие внешнеэкономической деятельности в Федеральном законе "Об экспортном контроле" определяется как "внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность).

Определение имеет собирательный характер, т.е. закон перечисляет виды деятельности, которые должны составлять понятие внешнеэкономической деятельности. Однако открытый перечень и отсутствие признаков, на основании которых иной вид деятельности может быть отнесен к категории внешнеэкономической деятельности, позволяют сделать вывод о несовершенстве данного определения.

Российское законодательство определяет отдельные виды внешнеэкономической деятельности. В частности, оно содержит понятие внешнеторговой деятельности, которое определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

В соответствии с российским законодательством и практикой его применения понятие внешнеэкономической деятельности можно определить как деятельность, направленную на совершение внешнеэкономических сделок. Для надлежащего изучения правового регулирования внешнеэкономической деятельности одного ее определения недостаточно. Следует также выделить особенности, а также определить и проанализировать ее структуру.

Особенности, характеризующие внешнеэкономическую деятельность: под внешнеэкономической деятельностью понимаются действия, которые предполагается осуществлять систематически. Поэтому в качестве ее участников выступают субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие необходимой правоспособностью.

Вместе с тем организации и граждане, не являющиеся предпринимателями, а также публичные образования и международные организации в ряде случаев могут выступать в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности. К примеру, граждане чаще всего становятся ее участниками при осуществлении международной инвестиционной деятельности: учреждении юридических лиц за рубежом, приобретении акций (долей) иностранных юридических лиц и др.

Внешнеэкономическая деятельность - это, как правило, предпринимательская деятельность, хотя иногда может и не быть таковой. В частности, внешнеэкономической является деятельность фонда в случае предоставления иностранным лицам беспроцентных займов под реализацию определенных программ.

Структура внешнеэкономической деятельности состоит из следующих элементов: субъект, объект и форма действия субъектов.

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются физические лица; юридические лица и иные правоспособные организации; публичные образования, в том числе государства; международные организации.

Объектами внешнеэкономической деятельности могут являться товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и др. В зависимости от объекта выделяют виды внешнеэкономической деятельности.

Виды внешнеэкономической деятельности российских граждан и юридических лиц определяются международными договорами и законами РФ.

К их числу можно отнести внешнеторговую деятельность, международное производственное сотрудничество и кооперацию, международную инвестиционную, лизинговую деятельность, а также некоторые другие.

По своей форме действия субъектов внешнеэкономической деятельности могут быть фактическими или юридическими. Фактические действия не порождают правовых последствий: проверка платежеспособности контрагента, проведение переговоров, мониторинг рынка товаров (работ, услуг) и т.п.

Юридические действия, напротив, порождают правовые последствия. В частности, вследствие аккредитации филиала субъект получает право осуществлять деятельность на территории государства аккредитации.

Внешнеэкономическая деятельность - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Она может осуществляться в различных целях: удовлетворение материальных и духовных потребностей, получение дохода и максимизация прибыли, осуществление общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной и др.

В условиях рыночной экономики любые лица (кроме случаев, ограниченных законом) имеют право вести внешнеэкономическую деятельность: финансовые и нефинансовые предприятия, государственные учреждения и некоммерческие организации, физические лица. При осуществлении внешнеэкономической деятельности возникают контрактные отношения между резидентами страны и ее нерезидентами.

Внешнеэкономическая деятельность формируется на основе реализации внешнеэкономических связей. На основе внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, позволяющее добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.

Выгодным с экономической точки зрения считается международный обмен товарами только в том случае, если благодаря ввозу товаров удается экономить на их производстве и получать прибыль.

Международный обмен товарами осуществляется, главным образом, во внешней торговле.

Внешняя торговля представляет собой торговлю между странами, состоящую из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг.

К основным формам внешнеэкономических связей относятся:

А) Торговые отношения. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, санаториев, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды.

Б) Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.

В) Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.

Г) Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются и распространяются научный, культурный обмен и спортивные мероприятия.

Д) Валютно-финансовые, кредитные отношения. К валютно-финансовым отношениям можно отнести систему взаимодействия курсов валют и ссудных капиталов разных стран при осуществлении внешнеторговых операций.

Существуют методы регулирования внешней торговли.

Они подразделяются на тарифные и нетарифные.

Тарифные методы регулирования внешней торговли. В их основу положены таможенный кодекс, Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" и другие нормативные акты, утверждаемые законодательными органами. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Таможенные нормативные акты определяют общие, задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одними из самых эффективных методов регулирования внешней торговли.

Нетарифные методы включают в себя широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, различные ограничительные правила и процедуры - до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.

Нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы: прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке; антидемпинговые меры, так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п.

Итак, из вышеперечисленного можно сделать вывод, что существует множество понятий внешнеэкономической деятельности. Наиболее точное, на мой взгляд, это - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Существует структура внешнеэкономической деятельности, которая состоит из субъекта, объекта и формы действия субъектов.

Так же существуют два основных метода регулирования ВЭД: тарифный, в основу которого положен Таможенный кодекс и нетарифный, который имеет ограничительные права и процедуры.

1.2 Внешнеэкономическая деятельность РФ в современных условиях

На современном этапе внешнеэкономической политики восстанавливаются многие утраченные позиции в сфере торговли товарами с основными торговыми партнерами, более разнообразными становятся формы и области участия в международных экономических отношениях, быстрыми темпами развивается экспорт и импорт в новых и перспективных областях международных экономических отношений, прежде всего торговле услугами и правами интеллектуальной собственности. Начинается процесс перехода от импорта товаров к организации производств на основе прямых иностранных инвестиций на российской территории.

Значительно возрос кредитный рейтинг России. Основными инструментами для реализации внешнеэкономической политики государства в сфере внешнеторговой деятельности являются меры поддержки экспорта, тарифного и нетарифного (количественные ограничения и запреты) регулирования.

В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая комплексное использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относятся кредитование экспорта, гарантирование и страхование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

В связи с присоединением России к ВТО и либерализацией импортного и экспортного тарифа его фискальная функция будет постоянно снижаться. По имеющимся расчетам, доходы от экспортных и импортных пошлин (в пересчете на текущие объемы импорта и экспорта) в результате достигнутых в ВТО договоренностей сократятся.

По расчетам, проведенным Минэкономразвития России, темпы прироста импорта в России, так же как и в других странах мира, достаточно жестко коррелируют с темпами прироста ВВП. Коэффициенты корреляции для разных стран различны, но общемировая тенденция налицо: чем быстрее растет ВВП, тем быстрее растет импорт.

Одной из приоритетных задач внешнеэкономической политики Российской Федерации является укрепление экономических связей с Евросоюзом. ЕС является главным торговым партнером России, на долю которого приходится 50% ее внешнеторгового оборота. Российская Федерация - пятый из ведущих партнеров ЕС и второй торговый партнер десяти вступивших в Евросоюз стран. В Совместном заявлении о расширении ЕС и отношениях Россия - ЕС от 27 апреля 2004 года зафиксированы основные торгово-политические аспекты нашего сотрудничества. Отражены договоренности сторон по снятию озабоченностей России в связи с расширением ЕС, в области тарифов, стали, торговой защиты, сельскохозяйственных и ветеринарных вопросов, энергетики и транзита товаров между Калининградской областью и остальной территорией России.

На уровне законодательства и мер регулирования экономические механизмы России и ЕС в целом совместимы, что способствует достижению договоренностей, связанных с реализацией отдельных инвестиционных и иных коммерческих проектов, направленных на активизацию движения факторов производства, прежде всего капиталов и технологий между Россией и ЕС. Для повышения уровня системы технологической совместимости производства России и ЕС необходимо создание совместными усилиями инновационной инфраструктуры, венчурных фондов, реализация совместных проектов в сфере высоких технологий.

Сотрудничество в рамках АТЭС Россия рассматривает в качестве одного из приоритетных направлений в общей композиции российской внешней политики.

Россия регулярно принимает участие в ежегодных саммитах АТЭС в качестве полноправного члена. Российские представители активно участвуют в отраслевых министерских встречах, заседаниях экспертных и рабочих групп АТЭС по таким актуальным вопросам, как торговля, инвестиции, финансы, энергетика, транспорт, малое и среднее предпринимательство, рыболовство, сельское хозяйство.

Рассмотрим на примере таблицы внешнюю торговлю РФ со странами СНГ за 2007 - 2010 года.

Таблица 1 - Внешняя торговля РФ со странами СНГ (в фактически действовавших ценах; млн. долл. США)

экспорт

года

2007

2008

2009

2010

всего

52661

69656

46811

59685

В том числе страны:

Айзербайджан

1397

1966

1469

1562

Армения

656

692

612

701

Беларусь

17205

23507

16726

18058

Грузия

589

530

150

-

Казахстан

11920

13299

9147

10796

Киргизия

879

1308

916

992

Республика Молдова

870

1147

695

1111

Таджикистан

607

794

573

673

Туркмения

384

808

992

759

Узбекистан

1729

2038

1694

1890

Украина

16425

23567

13836

23143

импорт

года

2007

2008

2009

2010

всего

29871

36607

21818

31606

В том числе страны:

Айзербайджан

328

412

311

386

Армения

166

204

111

159

Беларусь

8879

10552

6718

9816

Грузия

61,2

49,1

23,4

-

Казахстан

4623

6379

3697

4478

Киргизия

291

491

367

387

Республика Молдова

490

652

352

421

Таджикистан

162

213

213

213

Туркмения

69,1

100

45

147

Узбекистан

1471

1300

847

1556

Украина

13330

16254

9131

14044

Исходя из таблицы, можно сказать, что за 2007 год чистый экспорт составил 22790 млн. долл. США. В 2008 год этот показатель был равен 33049 млн. долл. США, в 2009 году чистый экспорт составил 24993 млн. долл. США. За последний анализируемый год показатель составил 28079 млн. долл. США.

Таким образом, внешнеторговый оборот со странами СНГ больше всего вырос в 2008 году.

Важным направлением внешнеэкономической политики России является сотрудничество с международными экономическими институтами. Прежде всего речь идет о присоединении России ко Всемирной торговой организации (ВТО).

Присоединение России к ВТО обусловливается различными мотивами, но главный из них стремление повысить конкурентоспособность и эффективность экономики. Высокая конкурентоспособность экономик западных стран во многом объясняется тем, что они изначально развивались в режиме жесткой внутренней и внешней конкуренции. Россия в этом отношении находится на начальной стадии освоения рыночной модели экономического роста, в широком понимании этого слова. Но существует и другая реальность: России приходится форсировать процесс вхождения в мирохозяйственные связи, наверстывать упущенное.

Обобщая вышеперечисленное можно сказать, что на мой взгляд внешнеэкономическая политика РФ на современном этапе восстанавливает утраченные позиции в сфере торговли товарами с основными торговыми партнерами, быстрыми темпами развивается экспорт и импорт в новых и перспективных областях международных экономических отношений, Начинается процесс перехода от импорта товаров к организации производств на основе прямых иностранных инвестиций на российской территории.

Главная задача внешнеэкономической политики Российской Федерации является укрепление экономических связей с Евросоюзом.

Россия сотрудничает с АТЭС, что одним из приоритетных направлений в общей композиции российской внешней политики.

И, наконец, Важным направлением внешнеэкономической политики России является присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) (22 августа 2012 г.).

2. Развитие и государственное регулирование ВЭД в Белгородской области

2.1 Развитие ВЭД региона на современном этапе

По данным Минэкономразвития и торговли среди регионов России можно выделить около 30 субъектов, которые можно охарактеризовать сравнительно широкой открытостью экономики для внешнего рынка. На них приходится значительная, до 80%, часть экспорта и импорта.

Среди этих субъектов выделяют и Белгородскую область. Регион имеет средний потенциал и минимальный риск в развитии внешнеэкономической деятельности.

В этом случае, ситуация во внешнеэкономической сфере будет зависеть от складывающейся конъюнктуры на мировых рынках для экспорта российских товаров. Влияние на экспорт будет оказывать рост спроса на ряд товаров со стороны внутреннего рынка, а также ограничительные меры в отношении российского экспорта со стороны стран торговых партнеров.

В структуре товарного экспорта по-прежнему будут доминировать топливно-сырьевые товары, причем доля энергоресурсов может несколько сократиться. Высокая доля этих товаров в общем экспорте будет поддерживаться как за счет некоторого увеличения физических объемов вывоза, так и за счет сохранения благоприятного уровня мировых цен.

Рассмотрим динамику экспорта и импорта со странами дальнего зарубежья и государствами - участниками СНГ за 2012 год и за 1й квартал 2013 года на примере таблицы 2.

Со странами дальнего зарубежья экспорт за 2012 год составил 2525,6 млн. долл. США, а импорт - 585,8. Таким образом, экспорт превышает импорт в 2012 году на 1939 млн. долл. США.

С государствами - участниками СНГ экспорт составил 876,9 млн. долл. США, импорт - 4673,4 млн. долл. США. Следовательно, в этой ситуации видно, что импорт превышает экспорт на 3796,5 млн. долл. США. Такая же обстановка сохранилась и в первом квартале 2013 года, импорт превысил экспорт на 750,4 млн. долл. США.

Со странами дальнего зарубежья в 2013 году, торговый баланс составил 495,8 млн. долл. США.

Из проанализированного можно сделать вывод, что в страны дальнего зарубежья Белгородская область экспортирует товаров больше, чем импортирует.

Со странами - участниками СНГ происходит все наоборот: регион больше товаров ввозит, чем вывозит.

Особенностью внешней торговли Белгородской области является ее сильная зависимость от внешних факторов.

География внешнеторговых связей Белгородской области весьма обширна. На рисунке 1 представлены основные торговые партнеры предприятий Белгородской области из стран дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте области в 2012 году.

Рисунок 1 - Основные торговые партнеры Белгородской области в 2012 году, объем торговли в млн. долл.

Представленные на рисунке 1 данные позволяют сделать вывод, что основными торговыми партнерами предприятий Белгородской области из стран дальнего зарубежья в 2012 году являлись: Нидерланды, Китай, Турция, Германия (274,7 млн. долл.), Бразилия (209,5 млн. долл.), Чешская Республика (194,1 млн. долл.), Франция (183,2 млн. долл.).

Большую часть во внешнеторговом обороте со странами дальнего зарубежья в 2012 году занял Китай (744,3 млн. долл.), следом идут Нидерланды (395,3 млн. долл.), на третьем месте расположилась Турция (374,7 млн. долл.). Однако доли Турции и Нидерландов практически равны. Экспортные поставки в данные страны превышают их импортные поставки в Белгородскую область. Исключением является Бразилия, во внешнеторговых отношениях с которой присутствует только импорт в Белгородскую область. Наибольшую часть импорта составляет импорт из Бразилии, включающий такие товары, как сахар-сырец, машины для уборки сельскохозяйственных культур. Наибольшую часть экспортных операций занимают поставки в Китай. Экспорту в Китай подлежат руды и концентраты железные, черные металлы, машины стиральные.

Структура экспорта области преимущественно сырьевая. В основном ее определяет промышленный потенциал области, в котором традиционно сохраняется преимущество продукции горно-металлургического комплекса, в том числе металлургической продукции более высокой степени переработки. На экспорт также поставляются изделия из черных металлов, средства транспорта и запасные части, машины, оборудование и механизмы, инструменты и аппараты. Большую часть экспорта Белгородской области (56,5 % от товаров, поставленных на экспорт) занимают черные металлы, на втором месте находятся руды и концентраты железные.

Необходимо также отметить то, что показатель экспорта стиральных машин в 2012 году достиг отметки в 72,6 млн. долл. США. Данный показатель превысил показатель предыдущего года на 72,6 млн. долл., темп его прироста составил 254561,2 %. Такой резкий рост мог быть связан с заключением новых контрактов на поставку стиральных машин либо с вступлением в силу сроков поставки, предусмотренных в заключенных ранее контрактах. (ЗАО "СОАТЭ" - Старооскольский завод автотракторного электрооборудования)

Структуру импорта в период с 2007 по 2012 годы составили товары производственно-технического назначения широкой номенклатуры с различными стоимостными объемами и потребительские товары. Рассмотрим структуру импорта на примере рисунка 2.

Рисунок 2 - Структура импорта важнейших товаров Белгородской области в 2012 году (в млн. долл.)

Согласно данным рисунка, большую часть импорта составили вагоны железнодорожные, трамвайные, грузовые (57,3 % от указанных товаров), на втором месте находятся черные металлы, на третьем - трубы. Также немалую долю занимает сахар-сырец (4,6 % от перечисленных товаров).

На рисунке 3 представлена структура стран, инвестировавших в экономику региона в 2012 году.

Рисунок 3 - Структура стран-инвесторов в экономику Белгородской области в 2012 году.

Больше всего инвестиций (56,2 %) поступало из Нидерландов. На втором месте по объему инвестиций, направленных в область, находится Германия (37,7 %). Также следует отметить Великобританию, на долю которой приходится 3,6 % инвестиций, и Кипр (1,4 %). Доли остальных стран не превышают 1 %.

По структуре поступления иностранных инвестиций по видам деятельности в Белгородскую область в 2012 году, можно заключить, что наибольшее количество инвестиций (1970 млн. долл. или 59,4 %) пришлось на добычу полезных ископаемых. 38,9 % было инвестировано в обрабатывающие производства. Доли поступления инвестиций в остальные сферы в 2012 году не превысили 1 %. Из этого можно сделать вывод, что наиболее привлекательной сферой вложения капитала для иностранных инвесторов по-прежнему остается деятельность, связанная с добычей и обработкой полезных ископаемых.

Анализ деятельности Белгородской таможни за истекший период позволяет сделать следующие выводы:

. Экспорт, как и в предыдущие годы, имеет сырьевую направленность. За областью сохраняется роль традиционного поставщика железной руды и черных металлов.

. Импорт товаров оформленных на подчиненных таможенных постах значительно превышает экспорт. Подавляющая доля импорта приходится на сравнительно небольшое число стран.

. Лидирующие позиции в торговых отношениях традиционно принадлежат Украине, на долю которой за отчетный период приходится 59,9% внешнеторгового оборота Белгородской таможни. Объективными факторами, определяющими ориентацию внешней торговли области преимущественно в Украину, являются территориальная близость, технологическая взаимозависимость отдельных видов производств, а также налаживанием приграничных экономических связей.

. Активно развивается торгово-экономическое сотрудничество в рамках Таможенного союза.

2.2 Государственное регулирование ВЭД в Белгородской области

В современных рыночных условиях государственное регулирование ВЭД представляет собой комплекс государственных мер экономического, правового и административно-управленческого характера, применяемых в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами, вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов с целью формирования благоприятной среды для субъектов внешнеэкономической деятельности.

К государственному регулированию внешнеэкономической деятельности можно отнести финансовое, валютное, таможенное тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение контроля над экспортом и импортом.

Регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ имеет обширную законодательную базу. Основным законом, в котором сформулированы цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России принято считать Федеральный Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

Среди важнейших целей государственного регулирования данной сферы в России выделяют: ускорение становления рыночной экономики с помощью совершенствования системы внешнеторговых связей; оказание политического, финансового, информационного содействия для создания более выгодных условий внедрения российских предпринимателей на мировые рынки; защита внутреннего рынка и национальных внешнеэкономических интересов; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимодействии с зарубежными странами и международными организациями.

В настоящее время действуют 27 соглашений о сотрудничестве Белгородской области и Правительства Белгородской области с органами государственной власти иностранных государств:

·              Соглашение об экономическом сотрудничестве между Черниговской областью Украины и Белгородской областью Российской Федерации (от 10 февраля 1994 года);

·              Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между исполнительным комитетом Днепропетровского областного Совета народных депутатов и администрацией Белгородской области Российской Федерации (от 16 января 1995 года);

·              Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Белгородской областью и Республикой Таджикистан на 1995 год (от 28 июня 1995 года);

·              Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Белгородской областью и Гомельской областью на 1996 год (от 9 декабря 1995 года);

·              Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Белгородской областью и Киевской областью на 1996 год (от 4 января 1996 года);

·              Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Белгородской областью и Полтавской областью на 1996 год (от 4 января 1996 года);

·              Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Белгородской областью и Могилевской областью на 1996 год (от 17 января 1996 года);

·              Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Белгородской областью и Одесской областью на 1996 год (от 18 января 1996 года);

·              Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Белгородской областью и Витебской областью на 1996 год (от 22 января 1996 года);

·              Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Белгородской областью и Минской областью на 1996 год (от 30 января 1996 года);

·              Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Белгородской областью и Запорожской областью на 1996 год (от 2 февраля 1996 года);

·              Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Белгородской областью и Хмельницкой областью на 1996 год (от 3 марта 1996 года);

·              Соглашение об экономическом и социально-культурном сотрудничестве между Белгородской областью (Российская Федерация) и Автономной Республикой Крым (Украина) (от 31 мая 1996 года);

·              Соглашение между администрацией Белгородской области и Правительством Автономной Республики Крым о координационном Совете делового двустороннего сотрудничества (от 31 мая 1996 года);

·              Договор между администрацией Белгородской области и Правительством Автономной Республики Крым о торгово-экономическом сотрудничестве (от 31 мая 1996 года);

·              Соглашение между администрацией Белгородской области и Правительством Автономной Республики Крым о сотрудничестве в области здравоохранения и санаторно-курортном оздоровлении населения Белгородской области и Автономной Республики Крым (от 31 мая 1996 года);

·              Договор между администрацией Белгородской области и Правительством Автономной Республики Крым о сотрудничестве в области туризма (от 31 мая 1996 года);

·              Соглашение о долгосрочном сотрудничестве между Гродненской областью Республики Беларусь и Белгородской областью Российской Федерации (от 12 июня 1996 года);

·              Соглашение "О принципах экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Белгородской областью и Опольским воеводством" (июль 1994 года);

·              Соглашение о сотрудничестве между администрацией Белгородской области Российской Федерации и Луганской областной государственной администрацией и Луганским областным советом Украины (от 12 июля 1999 года);

·              Соглашение между Администрацией Белгородской области Российской Федерации и Администрацией Старозагорской области Республики Болгария о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве (от 28 сентября 1999 года);

·              Соглашение между администрацией Белгородской области Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (от 19 декабря 2000 года);

·              Соглашение между Администрацией Белгородской области Российской Федерации и Харьковской областной государственной администрацией Украины о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (от 6 декабря 2001 года);

·              Договор о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между администрацией Белгородской области Российской Федерации и Винницкой областной государственной администрацией Украины (от 3 апреля 2003 года);

·              Соглашение о создании Еврорегиона "Слобожанщина" (от 7 ноября 2003 года);

·              Соглашение между Правительством Белгородской области Российской Федерации и Донецкой областной государственной администрацией Украины о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (от 3 августа 2005 года);

·              Соглашение между Правительством Белгородской области Российской Федерации и Сумской областной государственной администрацией Украины о долгосрочном торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (от 8 сентября 2006 года).

В 2012 году подписано соглашение о сотрудничестве между Научным Центром евразийской интеграции и Правительством Белгородской области.

Научный центр евразийской интеграции является одной из ключевых структур, занимающихся вопросами политического, социально-экономического развития постсоветского пространства, анализом хода и перспектив интеграционных процессов при формировании Евразийского экономического союза. Центр осуществляет свою научную и исследовательскую деятельность в тесном взаимодействии со структурами Российской Академии Наук, Правительством Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, Государственной Думой, Советом Федерации, а также сотрудничает с ведущими научными центрами Казахстана, Украины, Белоруссии, Армении, Киргизии и ряда других государств. Руководство работой центра осуществляет Научный совет, возглавляемый академиком РАН Сергеем Глазьевым.

Научный центр евразийской интеграции ставит пред собой следующие задачи:

А) обеспечение широкой общественной поддержки интеграционным процессам на постсоветском пространстве;

Б) организация дискуссии по интеграционной тематике в политических и общественных кругах заинтересованных государств;

В) подготовка справочных и аналитических материалов по интеграционным процессам для государственных и неправительственных структур;

Г) разработка предложений по внесению изменений в национальные законодательства в связи с созданием Евразийского экономического союза;

Д) организация национальных, региональных и международных семинаров и конференций по интеграционной тематике;

Е) оказание практического содействия субъектам Российской Федерации в развитии и укреплении сотрудничества с регионами стран - членов Таможенного союза.

На мой взгляд, государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

3. Проблемы государственного регулирования ВЭД в Белгородской области, пути их решения и перспективы развития

3.1 Выявление проблем государственного регулирования ВЭД региона

Создавая внешнеэкономические связи, необходимо понимать, что участник вступает в сферу особых отношений, регламентированных как общими, так и специальными нормами закона. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех сферах и видах. Источниками права здесь являются Гражданский Кодекс Российской Федерации, ряд федеральных законов, например: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О финансово-промышленных группах", "О защите прав потребителей", международные конвенции и договоры и т.д. Также следует упомянуть некоторые источники права, широко используемых в ВЭД. Таковыми являются:

А) Публикации Международной торговой палаты, в частности, Международные торговые термины - "Инкотермс";

Б)"Унифицированная практика и обычаи для документарных аккредитивов";

В) Документация Европейской экономической комиссии ООН;

Г) Обычное право;

Д) Практика Арбитражных судов.

Внешнеторговые операции автоматические ведут к регистрации компании в статусе участника ВЭД и требуют наличия в компаниях персонала с высоким уровнем знаний торгового, транспортного, таможенного, валютного законодательства, международного торгового права, валютных финансовых операций, бухгалтерии и налогообложения, отчетности и документооборота, знаний правоприменительной практики и наличие практического опыта работы в России.

Фундамент проблем внешнеэкономической деятельности состоит из нескольких взаимосвязанных причин:

. Сложное и запутанное законодательство России в сферах, связанных с ведением ВЭД. Многовариантное толкование статей законов.

. Высокая степень бюрократизации и влияния чиновников на процессы, связанные с внешнеторговой деятельностью. Большое количество отчетности перед различными ведомствами.

. Постоянно меняющаяся правоприменительная практика и высокая степень коррупции в государственных структурах, связанных с ВЭД и внешнеторговыми поставками.

. Огромное количество и широкое распространение на рынке Белгородской области предложений "серых" таможенных, финансовых и налоговых схем, хорошо замаскированных для участников ВЭД под законопослушные решения.

. Общая законодательная безграмотность участников ВЭД и очень низкий уровень профессионализма и практических знаний в сферах ведения, исполнения и обеспечения ВЭД. Причем, это касается, как сотрудников коммерческих, так и служащих государственных структур.

. Ментальная привычка россиян пренебрегать и обходить законы.

Статус участника ВЭД предполагает тесное знакомство, с многочисленными надзорными, контролирующими и разрешительными госструктурами, которые постоянно проводят дублирующие друг друга прямые и встречные проверки и сверки.

Все это усложняет ведение и обеспечение ВЭД, увеличивает прямые и косвенные расходы участников рынка.

Законными регуляторами ВЭД считаются контракты, заключаемые непосредственно между лицами, которые принимают участие во внешнеэкономических связях. Это особый регулятор, который базируется на нормах национального права, императивного характера, и диспозитивных международно-правовых нормах, когда стороны вправе отступать от них. За несколько последних десятилетий роль внешнеэкономических связей в развитии мировой экономики существенно возросла.

Можно выделить несколько проблем, стоящих перед Белгородской областью в сфере внешнеэкономической деятельности:

А) Отток за рубеж российских капиталов.

За последние 5 лет отток капитала в оффшорные зоны составил 135,6 миллиарда долларов. Этот капитал работал за пределами российского государства, а Российская экономика лишилась определенного объема денежной массы. Не все компании учитывают то, что понятие "средства, выведенные за рубеж", - включает в себя платежи по кредитам, взятым российскими предпринимателями в иностранных банках, а также чистые ошибки и пропуски, своевременно неполученная экспортная выручка, не поступившие в счет переводов денежных средств по импортным контрактам товары и услуги, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами. Именно поэтому ряд предприятий неверно оценивают свое положение и допускают нарушения.

Б) Сырьевая направленность экспорта.

Эта проблема стала хронической для экономики региона и её экспорта, сырьевая направленность которого непрерывно росла на протяжении десятилетий. Такая тенденция угрожает экономической и национальной безопасности.

В) Снижение экспортного потенциала.

В регионе снижение экспортного потенциала связано, прежде всего, с сокращением темпов роста экспорта главными предприятиями-экспортерами. Снижение объема экспорта обусловлено не только проигрышем потребительских свойств белгородских товаров конкурентам из других стран, но и неблагоприятными ценовыми колебаниями.

Г) Низкая конкурентоспособность производимых в регионе товаров по сравнению с товарами, изготовляемыми за рубежом.

Проблема конкурентоспособности товаров занимает одно из центральных мест. Особую остроту она приобрела в отношении продукции машиностроения и других изделий высокой степени обработки, став одним из самых серьезных препятствий для расширения их вывоза и преодоления на этой основе сырьевого перекоса в общей структуре экспорта. Многие постановления правительства требуют уделять первостепенное внимание созданию и быстрому наращиванию выпуска продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Все это выдвигает конкурентоспособность в число важнейших целевых установок хозяйственного управления.

Решение вышеперечисленных проблем требуют особого внимания и совершенствования.

3.2 Пути решения основных проблем государственного регулирования ВЭД и перспективы развития

Для решения основных проблем ВЭД, можно предложить следующие пути решения:

А) Отток за рубеж российских капиталов. В первую очередь, в регионе должны быть созданы условия, которые бы содействовали прекращению бегства за рубеж отечественных капиталов и использованию их в целях подъема и модернизации российской экономики. Протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей. В последние годы в экспертном сообществе значительно активизировалась дискуссия о том, в какой степени современная российская экономика должна быть открытой. Эти вопросы возникают в связи со вступлением РФ в ВТО. Многие претензии стран-членов ВТО носят сегодня требования, выходящие за рамки экономических и приобретают политическую окраску.

Б) Сырьевая направленность экспорта. Необходимо направлять усилия Правительства области на диверсификацию экспортного потенциала. Достигать ее следует через развитие и поддержку предприятий, осуществляющих обработку добытых ресурсов, а также занятых в производственной деятельности.

В) Снижение экспортного потенциала. Для того, чтобы разрешить данную проблему, необходимо предпринять действенные меры для поддержки производителей, экспортирующих свою продукцию. В числе таких мер можно назвать: льготное налогообложение и кредитование, государственное страхование экспортных операций и другие средства государственного регулирования.

Г) Низкая конкурентоспособность производимых в регионе товаров по сравнению с товарами, изготовляемыми за рубежом. Данная проблема требует обеспечение конкурентоспособности экономики за счет перехода к инновационному социально ориентированному типу развития в условиях глобализации российской экономики. Повышение устойчивости экономики области за счет совершенствования условий и стимулирования развития той его части, которая осуществляет внешнеторговую деятельность.

Существуют две крайние модели развития ВЭД: внешне - и внутреннеориентированные.

Эти стратегии разделяются на основе внешних или внутренних факторов, воздействие которых должно оказывать преобладающее влияние на развитие ВЭД.

Внешнеориентированная модель, то есть направленная на присоединение к мировому сообществу, основывается на использовании таких положительных факторов, как повышение конкурентоспособности и диверсификации продукции, квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей и для следования за лидером, использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию.

Эта модель получила широкое распространение в самом начале реформы ВЭД, когда платёжеспособный спрос внутри страны был низким и поэтому отечественные производители ориентировались преимущественно на связи с развитыми странами.

Внешнеориентированная модель направлена на увеличение экспорта. Однако экономического роста можно достичь лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. Иначе расширение экспорта означает лишь отток ресурсов.

Вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировых рынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке внутри страны: ресурсы переходят из обрабатывающих отраслей в добывающие. А это означает закрепление сырьевой специализации и деградацию промышленности, которую придётся закупать у других стран. Именно такие перспективы открывает свобода торговли России при внешнеориентированной модели.

Чтобы региону быстро и полномасштабно включиться в мировое хозяйство необходимо технологическое перевооружение, подключение к мировым финансовым ресурсам, используя такие преимущества, как мощная сырьевая база, относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, передовой уровень некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения в сфере фундаментальных научных исследований.

Однако все эти преимущества и ресурсы нельзя задействовать в широких масштабах и в короткие сроки. Могут не оправдаться, расчеты на то, что импорт повысит конкуренцию, поскольку, как показывает мировой опыт, зарубежным и местным монополиям легко достичь "взаимопонимания", которое может получить и организационное оформление в виде совместных предприятий.

Таким образом, первоочередной задачей внешнеторговой политики области выступает обеспечение благоприятных условий для эффективного бизнеса в сфере внешней торговли.

Следовательно, необходимо на началах равенства вести многосторонние переговоры, направленные на выработку его решений, чтобы устранить дискриминацию российских товаров на мировом рынке.

Заключение

Проанализировав курсовую работу, можно сделать ряд выводов:

А) Внешнеэкономическая деятельность - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Б) Существуют два основных метода регулирования ВЭД: тарифный, в основу которого положен Таможенный кодекс и нетарифный, который имеет ограничительные права и процедуры.

В) Внешнеэкономическая политика РФ на современном этапе восстанавливает утраченные позиции в сфере торговли товарами с основными торговыми партнерами, быстрыми темпами развивается экспорт и импорт в новых и перспективных областях международных экономических отношений, Начинается процесс перехода от импорта товаров к организации производств на основе прямых иностранных инвестиций на российской территории.

Г) Важным направлением внешнеэкономической политики России является присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) (22 августа 2012 г.)

Д) Белгородская область имеет средний потенциал и минимальный риск в развитии внешнеэкономической деятельности

Е) Экспорт региона имеет сырьевую направленность. За областью сохраняется роль традиционного поставщика железной руды и черных металлов.

Ж) Импорт товаров, оформленных на подчиненных таможенных постах, значительно превышает экспорт. Подавляющая доля импорта приходится на сравнительно небольшое число стран.

З) Лидирующие позиции в торговых отношениях традиционно принадлежат Украине, на долю которой за отчетный период приходится 59,9% внешнеторгового оборота Белгородской таможни. Объективными факторами, определяющими ориентацию внешней торговли области преимущественно в Украину, являются территориальная близость, технологическая взаимозависимость отдельных видов производств, а также налаживанием приграничных экономических связей.

И) Активно развивается торгово-экономическое сотрудничество в рамках Таможенного союза.

К) Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Л) В настоящее время действуют 27 соглашений о сотрудничестве Белгородской области и Правительства Белгородской области с органами государственной власти иностранных государств

М) В 2012 году подписано соглашение о сотрудничестве между Научным Центром евразийской интеграции и Правительством Белгородской области.

Н) Можно выделить несколько проблем, стоящих перед Белгородской областью в сфере внешнеэкономической деятельности:

. Отток за рубеж российских капиталов.

. Сырьевая направленность экспорта.

. Снижение экспортного потенциала

. Низкая конкурентоспособность производимых в регионе товаров по сравнению с товарами, изготовляемыми за рубежом

О) Первоочередной задачей внешнеторговой политики области выступает обеспечение благоприятных условий для эффективного бизнеса в сфере внешней торговли. Следовательно, необходимо на началах равенства вести многосторонние переговоры, направленные на выработку его решений, чтобы устранить дискриминацию российских товаров на мировом рынке.

Список использованных источников

1.      Виртуальная таможня. - URL: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide. cgi? table_code=44&action=show&id=6208 (дата обращения 12.02 2014)

2.      Внешнеэкономическая деятельность: учебник/ [под. ред. Е.Ф. Прокушева]. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - С.10 - 13

.        Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник/ [под. ред. Л.Е. Стровского].5-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2010. С.25 - 30

.        Дюмулен И.И. Международная торговля: экономика, политика, практика/ И.И. Дюмулен. - М.: ИКАР, 2010. С.89 - 93

.        Иванов И.Д. Внешнеэкономический комплекс России: взгляд изнутри / И.Д. Иванов. - М.: Русь-Олимп, 2010. - С.61 - 63

.        Ионова А.Ф. Учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности организации/ А.Ф. Ионова, Н.А. Тарасова, Н.Д. Амаглобели. - М.: Юнити, 2011. С.17 - 27

7.      Корпорация развития Белгородской области. - URL: http://belgorodinvest.ru/index. php/ru/ <http://belgorodinvest.ru/index.php/ru/> (дата обращения 12.02.2014)

.        Мальцев С.П., Соловьева М.В. Внешнеэкономическая деятельность/ С.П. Мальцев, М.В. Соловьева. - М.: МГОУ, 2010. - С.99 - 108

.        Министерство экономического развития РФ: [http://www.economy.gov.ru/minec/main]. - URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/structure/depsvod/doc20130524_03 (дата обращения 13.02.2014)

.        Мировая экономика в международные экономические отношения: учебник/ [под. ред. И.П. Николаевой, Л.С. Шаховской]. - М.: Дашков и К, 2013. С. 105-111

.        Об итогах работы Белгородской таможни. - URL http://belgorod. bezformata.ru/listnews/itogah-raboti-belgorodskoj-tamozhni/8959075/ (дата обращения 13.02.2014)


Скачать архив (127.5 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: