Главная » Экономика

Развитие двухсторонних торгово-экономических отношений России и Китая

Содержание

Введение

. Развитие двухсторонних торгово-экономических отношений России и Китая

.1 Исторический аспект развития российско-китайских отношений

.2 Договорно-правовая база российско-китайских отношений

. Характеристика торгово-экономических отношений России и Китая

.1 Сотрудничество во внешней торговле

.2 Российско-китайское инвестиционное сотрудничество

. Проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая

.1 Проблемы торгово-экономических отношений России и Китая

.2 Перспективы торгово-экономических отношений России и Китая

Заключение

Список использованных источников

Введение

Сегодня Китайская Народная Республика - одна из наиболее динамично развивающихся стран мира, поражающая стремительным экономическим ростом. Китай играет огромнейшую роль в мировой экономике. Если взять покупательные способности, то можно проследить, что товары, производимые в Китае, пользуются огромным спросом. Экономическая система в этой стране достигает огромных размеров. Плюс ко всему она продолжает развиваться, и ее масштабы увеличиваются.

Накануне Нового года банк HSBC обнародовал исследование, согласно которому в 2013 году лидером глобального экономического развития станет Китай. По прогнозу банка, в 2013 году экономический рост США составит менее 2%, еврозона просядет на 0,2%. Россия покажет рост ВВП лишь на 2,5%, Бразилия - на 3%, Индия - на 5,7%, а КНР - на 8,6%. Насколько это реально покажет лишь только время, но нет никаких сомнений, что тесное сотрудничество с Китаем имеет серьезные плюсы для России.

Китай стабильно является одним из ведущих торговых партнеров России. В настоящее время найти какой-либо товар, произведенный не в Китае - весьма сложно. Экономическое взаимодействие России и Китая в качестве торговых партнеров обусловлено не только близким в географическом плане соседством двух стран, но и хорошим уровнем двусторонних межгосударственных политических отношений, а также потребностью Китая в определенных российских товарах. С другой стороны, нельзя не сказать о том факте, что стремительное развитие торгово-экономических связей России со странами Азиатско-тихоокеанского региона, важно, в том числе и с точки зрения перспектив подключения России к процессу региональной интеграции в Восточную Азию, участие в котором в долгосрочном плане позволит усилить позиции страны в мировой экономике.

Современные отношения России и Китая характеризуют никак иначе как стратегическое сотрудничество. Еще никогда в истории двух стран не было достигнуто столь тесного сотрудничества не только в политическом, но и в экономическом отношении. Это не просто отношения между двумя государствами. Роль и значение обоих государств в мире делает их отношения важнейшим компонентом всей мировой системы международных отношений, а также одним из регуляторов мировой политики.

Китайская Народная Республика сегодня по праву считается первым среди партнеров нашей страны в Азии - и по приоритету, и по перспективам дальнейшего сотрудничества. Обе страны видят мощный потенциал для укрепления и интенсивного развития торгово-экономических отношений. Отношения между Россией и Китаем имеют давнюю и богатую историю, в которой политика и экономика тесно переплелись друг с другом. Азиатское направление традиционно было одним из ключевых во внешней политике России. Исходя из этого, данная тема является актуальной.

Целью данной курсовой работы является анализ торгово-экономических отношений между Россией и Китаем.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

)        проследить этапы становления отношений между Россией и Китаем;

)        рассмотреть их договорно-правовую базу;

)        рассмотреть и дать характеристику современного состояния их торгово-экономических отношений;

)        проанализировать тенденцию развития торговли между Россией и Китаем;

)        рассмотреть динамику внешнеторгового оборота, товарную структуру экспорта и импорта;

)        выявить проблемы и определить перспективы развития торгово-экономических отношений.

. Развитие двухсторонних торгово-экономических отношений России и Китая

.1 Исторический аспект развития российско-китайских отношений

Отношения между Россией и Китаем имеют богатую, но крайне сложную историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с периодами резкого ухудшения взаимоотношений.

Становление российско-китайских отношений началось еще со времен Советского союза. Так после образования Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года уже 2 октября того же года, то есть после образования КНР, были официально установлены дипломатические отношения между Россией и Китаем. Это и положило начало современным отношениям между двумя странами.

Рассмотрим этапы становления отношений между Россией и Китаем в советский период: [6]

Первый этап 1950-1960-е гг. характеризовался установлением союзных отношений. В этот период были заключены важные документы давшие старт масштабному социальному и экономическому строительству. Так широкому сотрудничеству между двумя странами дал старт, подписанный 14 февраля 1950 года в Москве советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Договор предусматривал широкое развитие политического, экономического и культурного сотрудничества.

Совместно с договором было заключено Соглашение о Китайской Чанчуньской железной дороге (КЧЖД), Порт-Артуре и Дальнем, а также о предоставление долгосрочного экономического кредита. Советский союз взял на себя обязательства оказать КНР помощь в строительстве и реконструкции 50 крупных промышленных предприятий.

На данном этапе происходила совместная помощь в развитии друг друга. Так Россия в эти годы оказала помощь Китаю в строительстве и реконструкции более 140 крупных промышленных предприятий, были заключены договоры на поставку оборудования для строительства, а также Китаю были предоставлены кредиты на льготных условиях. Китай оказал помощь в поставке сельскохозяйственной продукции и некоторых других товаров, так как Россия в тот период непосредственно нуждалась в них.

В общем, происходил взаимный обмен теми ресурсами, которыми в большей степени обладали страны.

Второй этап 1960-1968 годы. Данный этап стал драматическим отрезком в истории двусторонних отношений. Резко обострились проявившиеся еще в 1950-е годы различия в подходах руководства двух государств к основным вопросам внутренней и международной политики. Полемические баталии между двумя коммунистическими партиями переросли в пограничные конфликты. Иными словами, неурегулированность пограничной проблемы, обострение политической и идеологической полемики между партиями привели к вооруженным столкновениям на границе, ставшим критической точкой советско-китайских отношений.

Третий этап 1969-1978 гг. - запущен механизм пограничных переговоров.

Четвертый этап 1970-1991 гг. характеризуется возобновлением российско-китайских отношений в результате проведения экономических реформ в Китае, а с 1985 года и в Советском союзе. Произошла активизация двусторонних торгово-экономических, научно-технических и гуманитарных связей. А также на конец-то был решен пограничный вопрос, начатый еще в 1964 году. Для его решения 16 мая 1991 года было подписано Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части.

После распада СССР Правительство КНР 24 декабря 1991 года признало Российскую Федерацию в качестве правопреемницы международных прав и обязательств бывшего Советского Союза, и с этого момента начался новый период развития отношений между двумя странами.

Постсоветский период развития российско-китайских отношений разделяется на два этапа, которые отличаются динамикой, масштабом, содержанием экономических обменов и операций, а также движущим силам их развития. Первый этап можно определить периодом с 1992 года, т.е., с начала прямых торговых и экономических отношений России и Китая и до конца прошлого столетия. Второй этап начался с новым тысячелетием и продолжается и сегодня.

Отправной точкой формирования и развития, современных российско-китайских отношений стал распад СССР и последовавшее за ним позиционирование Российской Федерации в качестве самостоятельного государства. Основное содержание первого этапа определялось двумя разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, в 1990-е годы активно шел политический процесс формирования российско-китайских отношений равноправного, доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке, что создавало благоприятный фон для налаживания торгово-экономических связей. С другой стороны, проявлялись последствия тяжелого кризиса, который переживала российская экономика после распада СССР и начала осуществления рыночных реформ. Влияние второй тенденции было определяющим, что вызвало стагнацию торгово-экономических обменов, резкие перепады их динамики, распространение такого явления, как «челночная» торговля.

В прямом и переносном смыслах в эти годы шло «проедание» запасов, оставшихся от СССР. На этом фоне значение России во внешней торговле Китая снижалась. За период 1993-2000 гг. её удельный вес во внешнеторговых связях с КНР уменьшился с 3,9 до 1,7 %.

Начиная с рубежа XX - XXI вв. в хозяйственных связях двух стран наметился сдвиг к лучшему и был обусловлен изменением общих экономических условий, в которых развивались торгово-экономические связи. После затяжного кризиса и резкого падения объемов производства, финансового дефолта 1998 года российская экономика вступила в период восстановительного роста, а затем и подъема. Характерной чертой этих лет стало быстрое увеличение объемов внешней торговли России. Общий товарооборот России увеличился с 149,9 млрд. долл. в 2000 г. до 578, 2 млрд. долл. в 2007 г. и 469 млрд. долл. в 2009 г. Параллельно шел процесс ускорения экономического развития Китая. В 2001-2009 гг. среднегодовые темпы роста его ВВП составляли 10,2 %.

Высокая динамика экономик двух стран объективно задала положительный вектор развитию торгово-экономических связей, которые, как и в предшествующие годы поддерживались крепнущими отношениями стратегического партнерства и сотрудничества.

В 2006 году прошел «Год России в Китае», а в 2007 - «Год Китая в России», программа которых предусматривала по нескольку сотен различных мероприятий в политической, экономической, культурной и других областях. Лидеры государств встречаются четыре-пять раз в год.

Сейчас государства готовятся к проведению национальных Годов туризма в 2012 и 2013 годах, цель которых дальнейшее сближение народов.

Таким образом, для развития российско-китайского сотрудничества на международной арене существуют весьма благоприятные факторы, которые необходимо продолжать использовать. Оба государства, установив отношения нового типа на основе добрососедства, дружбы и сотрудничества, выступают против силовой политики, за справедливое решение международных проблем. РФ с КНР - соседи в Азии со сходными, по крайней мере, краткосрочными и частично среднесрочными интересами; соответственно они могут стать гарантами спокойствия в определенных странах.

.2 Договорно-правовая база российско-китайских отношений

В рамках деятельности по формированию договорной базы отношений России с Китаем за последние 50 лет на межгосударственном и межправительственном уровне было подписано более 300 документов. Ускоренную динамику этот процесс приобрел после 1991 года - было заключено более новых 100 межгосударственных и межправительственных соглашений.

После распада Советского Союза торгово-экономическое взаимодействие России и Китая регулировалось, прежде всего, внутренним законодательством России и Китая. Каждое из государств имело свои «руководства» по внешнеэкономической деятельности, таможенные кодексы, законы о безопасности, иностранных инвестициях и следовало их положениям в осуществлении двусторонних торгово-экономических отношений России и Китая. Для России были характерны не только периодическое изменение «правил игры» на высшем уровне, которое ставило в тупик как зарубежных, так и российских участников внешнеэкономической деятельности, но и временами несоответствие федеральных и местных законов, неподчинение региональных властей общероссийскому законодательству.

Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества была заложена Соглашением между правительством РФ и правительством КНР о торгово-экономических отношениях России и Китая от 5 марта 1992 года. Соглашение предусматривало предоставление сторонам режима наибольшего благоприятствования, условия взаимного освобождения от таможенных пошлин и другого налогообложения. В соответствии с этим документом правительства России и Китая ежегодно подписывали протокол о торгово-экономическом сотрудничестве на следующий год.

июля 2001 года Президентом Российской Федерации и Председателем Китайской Народной Республики в Москве был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Документ, который является основополагающим для российско-китайских отношений, охватывающий все основные сферы и направления двустороннего сотрудничества. Этот документ был заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды.

Согласно этому документу, Россия и Китай развивают взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях, стимулируют приграничное и межрегиональное сотрудничество.

Осуществление данного договора строится в соответствии с утверждаемыми главами государств четырехлетними Планами действий. Первый такой План был рассчитан на 2005-2008 годы. Сейчас реализуется План действий на 2009-2012 годы и утвержден план на 2013-2016 годы.

Принципиально важным моментом было то, что в статье 6 Договора зафиксировано отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий. Это положение стало отражением общего подхода сторон. Включение в договор этой статьи дало мощный импульс пограничным переговорам между двумя странами. В 2005 году вступило в силу Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части.

Окончательная точка в пограничном вопросе была поставлена в 2008 году. В ходе визита в КНР Министра иностранных дел Российской Федерации Лаврова 21 - 22 июля 2008 года главы внешнеполитических ведомств двух стран подписали Дополнительный протокол - описание линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части. Министры подтвердили, полное и окончательное урегулирование в сфере пограничного вопроса будет содействовать дальнейшему развитию российско-китайских отношений, благоприятно скажется на сотрудничестве приграничных регионов двух стран.

С 1992 по 1999 годы было подписано не менее ста межправительственных и межведомственных документов, которые регулировали различные аспекты экономического взаимодействия двух стран.

января 1999 года в России вступил в силу Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», который определил сферы (торгово-экономическую, гуманитарную, культурную) и содержание международной деятельности регионов, круг их потенциальных зарубежных партнеров, порядок согласования региональных соглашений с Министерством иностранных дел России и фактически завершил десятилетний период формирования российско-китайских связей на региональном уровне.

В октябре 2011 года в Пекине был подписан Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области модернизации экономики, который будет способствовать созданию благоприятных условий для ведения российскими компаниями предпринимательской деятельности, содействовать реализации совместных проектов, инвестированию в инновационные технологии, продвижению на рынок современных конкурентоспособных продуктов.

В настоящее время торгово-экономические отношения России и Китая регулируются общемировыми правовыми нормами в связи с тем, что КНР является членом ВТО - организации, которая устанавливает правила всемирной торговли. Что качается России, то она только вступила в эту организацию и ей еще необходимо привести свое законодательство в соответствии с требованиями ВТО.

. Характеристика торгово-экономических отношений России и Китая

.1 Сотрудничество во внешней торговле

российский китайский товарный торговля

Китайская Народная Республика стабильно является одним из ведущих торговых партнеров Российской Федерации. В последние годы отмечается активизация международного сотрудничества России и Китая. Особенно важен тот факт, что шаги, предпринимаемые Правительством РФ по усилению политики в азиатском направлении, сегодня непрерывно реализуются. При этом невозможно не учитывать столь важный фактор на мировой политической и экономической арене, как быстрый рост и накопление потенциала влияния, которое демонстрирует Китай.

С 2000 по 2011 год, российско-китайская торговля показывала высокие темпы роста и в среднем ежегодно увеличивалась на 30%. В 2011 году объем двусторонней торговли достиг наиболее высокого уровня - 83,5 млрд. долларов превысив показатель 2000 года более чем в 13 раз (см. Таблица 1).

Таблица 1- Товарооборот между Россией и Китаем в 2000-2012 гг.

Годы

Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо (млрд. долл.)

Всего млрд. долл.

Темпы прироста, %

Всего млрд. долл.

Темпы прироста, %

Всего млрд. долл.

Темпы прироста, %

2000

6,2

5,2

0,9

4,3

2001

7,2

16,9

5,6

6,6

1,6

73,4

3,9

2002

9,2

27,6

6,8

22,2

2,4

45,9

4,4

2003

11,6

25,2

8,2

20,8

3,3

37,7

4,9

2004

14,8

28,4

10,1

22,4

4,7

43,6

5,3

2005

20,3

36,7

13,0

29,1

7,3

53,1

5,8

2006

28,7

41,2

15,8

20,8

12,9

77,8

2,8

2007

40,3

40,6

15,9

0,9

24,4

89,1

-8,5

2008

55,9

38,7

21,1

33,0

34,8

42,4

-13,6

2009

39,5

-29,4

16,7

-21,2

22,8

-34,3

-6,2

2010

59,3

50,3

20,3

21,8

39,0

71,2

-18,7

2011

83,5

40,8

35,2

73,4

48,3

23,9

-13,1

2012

87,5

4,8

35,7

1,4

51,8

7,2

-16,1

Источник: По данным ФТС России.

Под влиянием мирового финансового кризиса в 2009 году объем российско-китайской торговли значительно снизился, впервые показав отрицательный рост. Но уже в 2010 году объем российско-китайской торговли увеличился до 59,3 млрд. долларов, превысив, таким образом, показатель докризисного уровня 2008 года и увеличившись на 50,3% по сравнению с показателем 2009 года.

В докризисный период экспорт и импорт увеличивались высокими темпами, экспорт из России превышал над импортом из Китая. В 2007 году произошло увеличение импортных поставок из Китая, а за счет того что экспортные поставки из России увеличились лишь 0,9%, импорт из Китая превысил экспорт из России. В результате этого превышения, в 2007 году впервые торговый баланс сложился с отрицательным для России сальдо в 8,5 млрд. долларов США. В последующем эта тенденция получила дальнейшее развитие, и в 2010 году отрицательное сальдо достигло наибольшего значения в 18,7 млрд. долларов США.

В 2010 году Китай занял первое место среди внешнеторговых партнеров России (в 2009 году - 3-е место), в том числе 6-е по экспорту и 1-е по импорту. Россия же заняла только лишь 13-ое место среди внешнеторговых партнеров Китая. Доля Китая во внешнеторговом обороте России составила 9,6%. В 2011 году Китай продолжал занимать 1-е место среди внешнеторговых партнеров России, также 1-е по импорту и по экспорту переместился с 6-го места на 2-е. Внешнеторговый оборот увеличился на 40,8%. При этом экспорт за все время российско-китайской торговли получил самый высокий темп роста 73,4%, темп прироста импорта же составил всего 29,3%, по сравнению с 2010 годом уменьшился почти на 50%. Отрицательное сальдо России сократилось на 30% до 13,1 млрд. долларов.

В структуре российского экспорта в Китай основная доля поставок приходится на минеральные продукты (в основном продукцию топливно-энергетического комплекса) - 72,4% всего объема экспорта, продукцию химической промышленности, древесину и целлюлозно-бумажные изделия. Удельный вес машин, оборудования и транспортных средств составляет 3,9% (-15,3%), продовольственных товаров и с/х сырья - 2,8%, металлов и изделий из них - 1,4%. Наименьшую долю в российском экспорте составляют текстильные изделия и обувь. Их доля по результатам 2011 года составила 0,1% (Таблица 2).

Таблица 2 - Товарная структура экспорта России в Китай

Показатели

2000

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экспорт - всего, в том числе

100

100

100

100

100

100

100

Продовольственные товары и с/х сырье

1,4

1,3

1,3

0,6

4,3

4,7

2,7

Минеральные продукты

7,1

43,2

44,4

56,4

49,3

55,6

72,4

Продукция химической промышленности, каучук

15,2

12,0

15,3

13,9

12,9

13,9

9,8

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

14,5

14,7

21,3

15,5

15,3

14,2

9,5

Текстиль, текстильные изделия и обувь

0,3

0,1

0,3

0,0

0,0

0,1

0,1

Металлы и изделия из них

28,5

9,8

5,1

5,3

9,0

3,4

1,4

Машины, оборудование и транспортные средства

13,7

13,0

6,7

4,4

6,2

5,2

2,4

Источник: По данным ФТС России

Основными экспортными товарами свыше 88% всех поставок являются: продукция ТЭК (нефть и нефтепродукты, уголь каменный), сырье и полуфабрикаты для металлургии (руды и концентраты железные), лесоматериалы необработанные, минеральные удобрения (калийные и комплексные), рыба мороженная, пиломатериалы и целлюлоза древесная, лактамы, руды и концентраты свинцовые, двигатели турбореактивные.

По существу прямо противоположный процесс происходит в товарной структуре импорта из Китая. Главной статьей импорта из Китая является машины, оборудования и транспортные средства, которые составляют половину всего импорта. Хотя до 2000-х годов они не занимали такое значимое место (в 2000 г. - 11,7%). Менее значимое место занимают текстильные изделия и обувь, металлы и изделия из них и продукция химической промышленности, каучук. Наименьшую долю составляют продовольственные товары, кожевенное сырье, древесина и минеральные продукты (Таблица 3).

Таблица 3 - Товарная структура импорта России из Китая

Показатели

2000

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Импорт - всего, в том числе

100

100

100

100

100

100

100

Продовольственные товары и с/х сырье

15,7

6,1

4,5

3,9

5,0

3,4

3,5

Минеральные продукты

8,6

1,5

1,0

1,1

0,5

0,6

0,6

Продукция химической промышленности, каучук

17,2

7,5

6,6

6,8

7,8

7,3

7,9

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

3,3

1,1

1,2

1,4

1,8

1,8

1,7

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

4,1

1,2

1,0

1,3

1,4

1,2

1,3

Текстиль, текстильные изделия и обувь

15,6

14,5

14,5

15,1

18,9

18,3

16,4

Металлы и изделия из них

5,5

5,9

8,6

8,4

7,2

8,6

8,5

Машины, оборудование и транспортные средства

11,7

52,8

53,9

53,9

48,7

49,7

51,2

Источник: По данным ФТС России

Основными импортными товарами из Китая являются текстильные товары, кожгалантерейные изделия, обувь, бытовая электроника, электробытовые приборы, игрушки, мебель и другие товары. Они составляют 65% всего объема импорта.

В последние годы процесс усиления китайского присутствия на российском рынке продолжается. На сегодняшний день существует множество причин, побуждающих Россию и Китай активно укреплять торгово-экономические отношения. К таким причинам, во-первых, относится желание разнообразить направления сотрудничества и источники импорта сырья. Также нельзя не сказать о стремлении расширить позиции друг друга на внешних рынках. Что касается российских интересов, то один из мотивов роста заинтересованности в Китае состоит в том, что Китай является основным зарубежным партнером для выполнения Россией стратегической задачи подъема экономики Сибири и Дальнего Востока. В этой связи существенное значение приобретает региональный фактор. Постепенное включение Восточной Сибири и Дальнего Востока в систему мирохозяйственных связей представляет собой основное условие нормального социально-экономического развития этих регионов и России в целом.

В данных условиях, Китай является оптимальным партнером для России ввиду наличия взаимодополняемости экономик - тяжелая промышленность, наукоемкие отрасли и добывающая промышленность у России, и легкая промышленность, сельское хозяйство, и избыточная рабочая сила у Китая.

.2 Российско-китайское инвестиционное сотрудничество

Одной из макроэкономических задач России является активизация инвестиционной деятельности. При этом имеется в виду использование в этих целях всех источников финансирования внутри страны и иностранных инвесторов.

Главная задача в сфере международного инвестиционного сотрудничества заключается в формировании благоприятного инвестиционного климата, создании привлекательных условий для иностранных инвесторов с целью увеличения объемов инвестиций в российскую экономику. Уже был принят ряд важных законодательных актов, направленных на стимулирование привлечения таких средств: об иностранных инвестициях, о свободных экономических зонах, о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами, о разделе продукции и другие.

Инвестиционное сотрудничество становится одним из наиболее важных направлений в комплексе торгово-экономических связей между Россией и Китаем.

Вопросы инвестиционной деятельности между Россией и Китаем регулируются Договором «О содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений».

В соответствии с этим договором каждая из сторон обеспечивает на своей территории в отношении капиталовложений и инвесторов другой стороны режим не менее благоприятный, чем в отношении третьих государств. Стороны приняли на себя обязательства не предпринимать дискриминационных мер в отношении совместных предприятий с участием инвесторов другой стороны, капиталовложений таких инвесторов и их деятельности, связанной с капиталовложениями, а также гарантировали свободную репатриацию в конвертируемой валюте платежей в связи с вложениями капиталов.

Обеспечение благоприятствующего режима для инвестиций - важная составляющая торгово-экономических отношений между Россией и Китаем, направленная на создание межправительственного механизма сотрудничества, стимулирующего взаимную торговлю, инвестиции и производственную кооперацию при более эффективном и удобном предоставлении системных гарантий. Инвестиционное взаимодействие между Россией и Китаем координируется следующими основными межправительственными органами: Постоянными Рабочими группами по инвестиционному сотрудничеству, по сотрудничеству в особых экономических зонах, по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, по совместному освоению и использованию лесных ресурсов.

В период 2004 - 2009 гг. в рамках работы Постоянной рабочей группы проведены 5 двусторонних инвестиционных форумов. 28 апреля 2012 года на полях визита в Россию вице-премьера КНР Ли Кэцяна в Москве состоялся Торгово-инвестиционный форум, на котором было заключено 27 коммерческих соглашений общей стоимостью 14,4 млрд. долларов.

За 2011 год в экономику России поступило 1 млрд. 887 млн. долл. США китайских инвестиций, что в 4 раза меньше, чем за 2010 год. Из этой суммы 591 млн. долларов - прямые инвестиции, 1 296 млн. долларов - прочие инвестиции.

Общий объем накопленных китайских инвестиций в российскую экономику по результатам 2011 года составил 27 616 млн. долларов США, превысив показатель 2010 года всего на 1%. Из которых прямых инвестиций 5% и 95% прочих инвестиций. Основной объем китайских инвестиций (25 млрд. долларов США) приходится на кредит, выданный китайскими банками российским компаниям в обмен на долгосрочные поставки нефти по ВСТО (ОАО «Роснефть» - 15 млрд. долларов, ОАО «Транснефть» - 10 млрд. долларов).

По данным Министерства коммерции Китая, общий объем китайских прямых инвестиций в России к началу 2012 года увеличился на 11,57% до 2 млрд. 921 млн. долларов, в том числе в течение 2011 года составил 303 млн. долларов (-49%). По информации Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития РФ, за 9 месяцев 2011 г. китайские прямые инвестиции в России - 334,9 млн. долл.

Главными приоритетами инвестиционной деятельности Китая в России по-прежнему являются разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, энергетика, торговля, легкая и текстильная промышленность, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера услуг.

В течение 2011 г. на 6,7% уменьшились объемы выполняемых китайскими компаниями подрядных строительных работ и трудовых услуг в России. Китайской стороной по году выполнены работы на сумму 1,4 млрд. долл. против 1,5 млрд. долл. в 2010 г. Вместе с тем, зафиксировано увеличение общего объема вновь подписанных контрактов на 15,96% до 1,38 млрд. долл. (в 2010 г. - 1,19 млрд. долл.).

К началу 2012 года суммарный объем завершенных китайских работ достиг 9,76 млрд. долл. против 8,36 млрд. долл. в конце 2010 г. Общий объем заключенных контрактов - 14,56 млрд. долл. (в к. 2010 г. - 13,18 млрд. долл.). К началу 2012 г. на работах в Российской Федерации находились 20760 граждан КНР (в 2010 г. - 20809 чел.), которые были задействованы, в основном, в сельскохозяйственных, строительных и лесозаготовительных работах на Дальнем Востоке и в Сибири.

Российские прямые инвестиции в Китае в 2011 г. составили 31,02 млн. долларов против 34,97 млн. долл. в 2010 г. (-11,3%). Количество новых зарегистрированных проектов с российскими прямыми инвестициями - 51 (в 2010 г. - 59 проектов). Основные направления российских инвестиций: обрабатывающая промышленность, строительство, транспортные перевозки.

К началу 2012 года суммарный объем российских прямых инвестиций в КНР достиг 817,79 млн. долл. (+3,9%). Общее количество российских проектов с прямыми инвестициями в КНР - 2379 (+2,1%).

Повышение интенсивности притока капитала из Китая в Россию в последние годы связано с проведением стратегии Китая по «выходу вовне», которая включает следующие направления:

)        экспорт рабочей силы, а также предоставление услуг по проектированию и строительству;

)        содействие экспорту товаров и услуг китайских фирм. Поддержка китайских фирменных товаров на зарубежных рынках;

)        скупка активов крупных зарубежных фирм, в том числе транснациональных компаний;

)        покупка или частичное приобретение месторождений природных ресурсов на территории иных государств;

)        перевод избыточных производственных мощностей в иные страны, что, по мнению китайской стороны, снижает степень жесткой конкуренции на внутри китайском рынке и расширяет присутствие китайских товаров на зарубежных рынках, минуя такие сложности, как таможенные тарифы и иные протекционистские меры. Помимо этого, созданные на территории зарубежных государств китайские предприятия имеют право использовать природные ресурсы этой территории на льготных условиях.

Современный этап развития инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем отличается быстрым темпом роста в количественном и качественном выражении и поддерживается руководством двух стран.

. Проблемы и перспективы развития торгово-экономических отношений России и Китая

.1 Проблемы торгово-экономических отношений России и Китая

Несмотря на то, что еще в 90-е годы прошлого века России и Китаю удалось снять политическую напряженность и урегулировать многие вопросы, доставшиеся двум странам в наследство от периода весьма сложных отношений 60-х - 80-х годов, формат российско-китайских экономических отношений так и остался крайне малоэффективным, ограничивается практически только торговлей.

Хотя за 20 постсоветских лет объем российско-китайской торговли увеличился более чем в 40 раз, структура товарооборота показывает, что российские поставки в КНР представлены фактически только лишь сырьем, в то время как поставки из КНР в РФ - готовой продукцией с высокой степенью переработки.

Причем, начиная примерно с 2000-го года, усиление сырьевой ориентации России во взаимоотношениях с Китаем приобрело характер устойчивой тенденции. Об этом свидетельствует фактическое исчезновение в российских поставках высокотехнологичной продукции, которая обозначается в статистических источниках как «машины и оборудование». Так, в период 2000-2011 годов доля «машин и оборудования» (в основном это были поставки военной техники) в российском экспорте в Китай устойчиво уменьшалась с 29,4% до 1,2% соответственно.

Это говорит о том, что между Россией и Китаем так и не сформировалось именно полноценных торгово-экономических отношений, которые предполагали бы интенсивное инновационно-производственное и инвестиционное взаимодействие, а в итоге - формирование высокого уровня структурно-технологической взаимозависимости различных отраслей национальных экономик. В этих условиях не просматривается и общности долгосрочных экономических интересов двух стран, а наоборот - очевидно преобладание краткосрочных коммерческих соображений. Во многом это связано с тем, что стратегические направления развития экономик России и Китая имеют ярко выраженную асимметрию, принципиально отличаются друг от друга.

Сегодняшний Китай - страна с самой динамично, а главное - полноценно развивающейся экономикой. Высокие темпы экономических преобразований в Китае уже значительно увеличили спрос на сырьевые ресурсы, а выполнение поставленных руководством КНР новых масштабных задач по экономическому развитию страны на период до 2020 года потребует дальнейшего существенного наращивания объемов сырья. Поэтому не случайно Китай активно скупает по всему миру месторождения углеводородов, цветных металлов и других видов сырья. В лице России Китай также видит, прежде всего, одного из потенциальных поставщиков сырья, главным образом нефти и газа с месторождений на Дальнем Востоке и в Сибири.

В отличие от Китая, Россия - страна со все более усиливающейся сырьевой направленностью развития экономики, которая жестко привязана к конъюнктуре глобальных и региональных рынков сырья (главным образом, углеводородов). Причем, характерно и то, что сложившаяся сегодня сырьевая ориентация российской экономики характерна в отношениях не только с Китаем, но и вообще в целом. Если по итогам 2011 года, доля «машин и оборудования» в российских поставках в КНР составила упомянутые 1,2%, то во внешних поставках вообще - не превысила 4,5%.

Это свидетельствует о том, что Россия уже де-факто превратилась в сырьевой придаток глобальной экономики (что видно и на примере с Китаем), утратив целые отрасли своей промышленности, квалифицированную рабочую силу, научно-технологические школы и т.п.

Сложившаяся многолетняя практика масштабных поставок за пределы России сырьевых ресурсов рассматривается как надежный источник поступления финансовых средств, как в российский бюджет, так и на счета компаний, занимающихся добычей и экспортом. Таким образом, де-факто Китай пока является для России главным образом всего лишь перспективным рынком поставок сырья, в первую очередь углеводородов в рамках стратегии «диверсификации экспортных поставок и выхода на новые рынки сбыта».

Асимметрия экономического развития китайской и российской экономик, в свою очередь, предопределяет различие целей и задач, которыми руководствуются Россия и Китай при формировании подходов к выстраиванию торгово-экономического сотрудничества. Если Китай делает ставку на технологическую модернизацию и инновационное развитие всех современных отраслей промышленности, то Россия делает ставку на продажу как можно большего объема сырьевых ресурсов по максимально возможной цене.

Как представляется, вышеуказанная асимметричность развития не только не способствует, но и более того, препятствует формированию прочного фундамента равноправных и взаимовыгодных торгово-экономических отношений, без чего немыслимо выстраивание прочных и долгосрочных межгосударственных отношений вообще. Именно фактическое отсутствие полноценного взаимодействия между национальными экономическими системами России и Китая во многом и определяет нынешнюю крайне низкую эффективность российско-китайских отношений в целом и ярко выраженную декларативность стратегического партнерства в частности.

Во-первых, отношения между Россией и Китаем ограничиваются в основном торговлей (включая так, например челночную торговлю). Причем, формат российско-китайских торговых отношений складывается преимущественно по формуле российское сырье (в основном энергоресурсы, а также черные и цветные металлы, лес и др.) в обмен на китайскую готовую продукцию (в основном на товары широкого потребления, машины и оборудование).

В частности, свыше 85% китайского экспорта в Россию составляет готовая продукция, в то время как российский экспорт в Китай включает около 88% сырьевых ресурсов. Причем, наиболее важную роль в российских поставках в Китай играют энергоносители (свыше 65% российского экспорта в Китай).

В свою очередь, инновационно-производственное и инвестиционное сотрудничество остается на крайне низком уровне и даже незаметно в общем контексте российско-китайских экономических связей. В настоящее время функционирует свыше 700 российско-китайских совместных предприятий. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса, деятельность которых ориентирована на развитие инфраструктуры приграничной торговли и заготовку леса. Почти все вышеуказанные предприятия расположены вдоль российско-китайской границы, а их суммарный капитал находится в пределах 1,5 - 3 млрд. долларов. На фоне масштабов экономики и потенциалов России и, тем более Китая, это практически нулевой уровень.

При этом, Россия и Китай достаточно сильно зависят от внешних инвестиций, что вынуждает их конкурировать между собой за доступ к финансовым рынкам. Инвестиционный климат в Китае более привлекательный нежели в России, а процесс либерализации китайского фондового рынка может сделать отрыв от РФ по уровню инвестиционной привлекательности еще более значительным. В условиях нынешней, либеральной экономической модели глобального развития, это даст дополнительный импульс к вывозу российского капитала в Китай, что будет способствовать консервации сегодняшнего формата российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.

В целом, отсутствие тесных экономических связей и растущая конкуренция за доступ к внешним инвестициям объективно делает российско-китайские отношения хрупкими, а перспективы их дальнейшего развития туманными. Только масштабное экономическое взаимодействие в целом ряде отраслей экономики между Россией и Китаем может стать гарантом поступательного и долгосрочного развития и укрепления российско-китайских отношений. Весьма показательным в данном плане мнение ряда ведущих китайских экспертов, что «лишь экономические отношения, основанные на тесной взаимной смычке и взаимной опоре способны обеспечить крепкий фундамент развития российско-китайских отношений, а уповать только на политические отношения - это питать необоснованные надежды».

Более того, сегодня российско-китайские отношения сориентировались на узко торговый формат. Китай оказывает помощь России в освоении сырьевых ресурсов, главным образом это касается энергоносителей. Практическое воплощение получают в основном проекты по обеспечению добычи и экспорта энергоресурсов России в Китай (геологоразведка, добыча ресурсов, строительство трубопроводов, линий электропередач). При этом российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество подчинено краткосрочным узко корпоративным интересам сырьевых (преимущественно энергетических) компаний двух стран, что вряд ли будет способствовать становлению и развитию российско-китайского стратегического партнерства.

Во-вторых, налаживанию полноценного торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем мешает еще и ряд других трудностей, которые связаны, прежде всего, с различными геоэкономическими условиями двух стран.

Крупнейшие промышленные центры России расположены в основном в европейской части страны, на Урале, в Западной Сибири, и к тому же значительно удалены от основных мировых морских коммуникаций и как следствие основных торговых и финансовых потоков. В свою очередь, крупнейшие промышленные центры Китая расположены в основном в южной и юго-восточной части КНР, непосредственно на побережье теплых морей, вблизи основных мировых торговых коммуникаций. В результате, сильная удаленность друг от друга российских и китайских промышленных центров ведет к повышенным финансовым затратам на чрезвычайно протяженные (от 7000 км и выше) сухопутные перевозки.

Необходимо учитывать еще и то, что промышленные центры Китая расположены в тропической и субтропической климатической зонах. В то же время, российские промышленные центры расположены в такой климатической зоне, для которой характерны значительно более низкие зимние температуры. В этой связи крайне показательны расчеты экспертов США (Институт Брукингса) относительно влияния зимних температур на эффективность экономической деятельности. Так, согласно этим расчетам, понижение так, например индекса «температуры на душу населения» на 1 градус приводит к фактическому уменьшению ВВП на 1,5-2,0% и сокращению динамики экономического роста на 3%.

В результате, более высокая «природная энергоемкость» российских предприятий ведет к повышенным финансовым затратам, а производственные операции на территории России в целом обходятся дороже, нежели на территории Китая. Также можно отметить на порядок более низкую по сравнению с Россией стоимость рабочей силы в КНР, гораздо более привлекательный инвестиционный климат в Китае, включая меньшее, чем в России «коррупционное давление» на экономику.

В итоге, такая резкая дифференциация геоэкономических условий России и Китая в значительной степени осложняет, прежде всего, производственную, инвестиционную и технологическую кооперацию. Китайским компаниям, как правило, выгоднее вкладывать средства и размещать заказы на те или иные виды продукции внутри своей страны, нежели в России. Даже себестоимость добычи и транспортировки углеводородов в России является достаточно высокой, хотя здесь Китай уже руководствуется и соображениями стратегической диверсификации доступа к источникам сырья и его резервирования на долгосрочную перспективу. В свою очередь, российским компаниям, как правило, трудно пробиться на китайский рынок из-за объективно жесткой конкуренции, причем не только со стороны самих китайских компаний, но и компаний других стран.

В-третьих, и в России и Китае пока сохраняется недооценка того факта, что развитие долгосрочного и взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества немыслимо без формирования соответствующей стратегической и комплексной программы совместного развития. Как представляется, только данная программа может стать неким гарантом устойчивости взаимовыгодного сотрудничества в экономической сфере, так как между всеми отраслями экономики существует тесная взаимосвязь.

Например, машиностроение тесно связано с целым рядом отраслей современной промышленности: металлургией, металлообработкой, химической, электротехнической и электронной отраслями, станкостроением и приборостроением, прикладными научными исследованиями в самых различных сферах и т.п. По этой причине долгосрочное, эффективное и взаимовыгодное российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество без тесной кооперации в различных отраслях экономики вряд ли будет реальным.

Однако выработка данной программы возможна только при условии наличия общности долгосрочных экономических интересов, целей и принципов, предпосылок к началу формирования чего пока тоже не просматривается. Построение системы общих долгосрочных экономических интересов немыслимо без консолидированной политической воли России и Китая, а главное - взаимного осознания необходимости и даже целесообразности жертвовать краткосрочными, в том числе коммерческими интересами ради поэтапного выстраивания долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества, в целом получения именно стратегических выгод и преимуществ в торгово-экономическом развитии.

В итоге современный формат торгово-экономических отношений между Россией и Китаем не только не способствует развитию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, но и очевидно крайне невыгоден России и мало соответствует общим целям стратегического партнерства. По этой причине наблюдаемое в последние годы политическое сближение само по себе без полноценного экономического взаимодействия, не будет гарантией долгосрочного и неконфликтного развития двухсторонних отношений. Все это, а также набирающее обороты скрытое соперничество между Россией и Китаем, безусловно, будет негативно сказываться и на перспективах российско-китайского сотрудничества.

В то же время, одностороннее изменение Россией нынешнего формата российско-китайских отношений чревато недоразумениями, а также определенными осложнениями в двусторонних отношениях, пусть и краткосрочного характера.

Поэтому необходима высокая политическая воля и политическое доверие со стороны обоих стран для того, чтобы изменить уже запущенные алгоритмы торгово-экономических отношений, взаимное стремление к формированию общности долгосрочных торгово-экономических интересов, а на их основе - выработку комплексной программы полноценного торгово-экономического сотрудничества, которая была бы подчинена и общей стратегии развития долгосрочных партнерских отношений.

.2 Перспективы торгово-экономических отношений России и Китая

Несмотря на наличие проблем российско-китайские отношения находятся на высоком уровне и отличаются особым характером. За последние годы Россией и Китаем были достигнуты значительные успехи в плане активизации сотрудничества. Можно с уверенностью сказать, что торгово-экономическая составляющая стала по-настоящему весомой частью всего комплекса двустороннего взаимодействия.

Несмотря на достигнутое, Россия и Китай намерены и в дальнейшем укреплять и расширять двустороннее сотрудничество.

августа 2012 года Россия официально стала 154-м членом Всемирной торговой организации (ВТО). С момента вступления России в ВТО российско-китайские торгово-экономические отношения вступили в новый этап развития.

Положительные тенденции в развитии отношений между станами при вступлении России в ВТО:

Во-первых, вступление России в ВТО приведет к регламентации сотрудничества двух стран в торгово-экономической области. Постепенно будут исчезать такие незаконные способы торговли, как “серые схемы” таможенного декларирования, которые существовали много лет, в то же время будут повышаться предсказуемость и последовательность двустороннего сотрудничества, благодаря чему торгово-экономические отношения двух стран будут непрерывно углубляться.

Во-вторых, российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество будет развиваться в более широком пространстве. Торговля России с Азиатско-тихоокеанским регионом будет развиваться ускоренными темпами. Можно предвидеть, что быстро будет увеличиваться как импорт в Россию промышленных продуктов из Китая и АТР, так и вывоз из России в данный регион таких видов продукции, как природные ресурсы. С учетом того, что российско-китайские торговые связи носят взаимодополняющий, а не конкурентный характер, при нынешней серьезной глобальной экономической ситуации у сотрудничества двух стран в торгово-экономической сфере появятся новые внутренние движущие силы и новые точки соприкосновения интересов, в результате будет ускоряться процесс перехода торгово-экономических отношений двух стран из «традиционного взаимодополняющего торгового партнерства к всеобъемлющему стратегическому партнерству».

В-третьих, будет расширяться российско-китайское сотрудничество в области взаимных инвестиций. После вступления России в ВТО инвестиционная среда в этой стране должна неуклонно улучшаться. Правила ВТО предоставят соответствующий гарантийный механизм для осуществления «Программы российско-китайского инвестиционного сотрудничества».

Китайские предприятия получат больше инвестиционных шансов в России, особенно в регионе Дальнего Востока.

Вместе с тем вступление России в ВТО поставит новые вызовы перед лицом китайских предприятий.

Во-первых, рыночная конкуренция будет обостряться для китайских предприятий, поставляющих такие товары с низкой техноемкостью и низкой добавленной стоимостью, как продукты легкой и текстильной промышленности.

Во-вторых, после вступления в ВТО Россия предъявит более строгие требования к сертификации качества импортных товаров, и не исключено, что китайские товары столкнутся с более высокими зелеными критериями.

В-третьих, в России будет усилена охрана права интеллектуальной собственности, что создаст новые трудности для китайских предприятий, желающих ввозить из этой страны новейшие и высокие технологии.

В-четвертых, Россия будет привлекать больше прямых инвестиций и, по всей вероятности, станет для Китая конкурентом в этой области.

Вообще говоря, вступление России в ВТО принесет торгово-экономическим связям двух стран больше пользы, чем вреда. Обе стороны должны, пользуясь благоприятным шансом, продолжать улучшать торговую структуру, наращивать сотрудничество в инвестиционной, экономической и технической областях, расширять сотрудничество в научно-технической и инновационной сферах, постоянно искать и культивировать новые точки развития двустороннего сотрудничества.

Стратегической задачей, стоящей перед Россией и Китаем, является конвертация достигнутого уровня политических отношений в результаты практического сотрудничества в экономической, гуманитарной и других сферах. В этих целях страны утвердили План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2013 - 2016 годы) и определили следующие приоритетные направления взаимодействия по повышению совокупной государственной мощи двух стран и их международной конкурентоспособности:

) сбалансированное наращивание количественных и качественных характеристик экономического сотрудничества: доведение объемов двусторонней торговли к 2015 году до уровня 100 млрд. долларов и к 2020 году - 200 млрд. долларов, диверсификация структуры товарооборота;

) повышение эффективности механизмов российско-китайских инвестиционных форумов и ускорение реализации Программы российско-китайского инвестиционного сотрудничества в целях существенного наращивания взаимных инвестиций;

) Расширение использования национальных валют, как во взаимной торговле, так и в сфере прямых инвестиций и кредитования;

) активизация сотрудничества в сфере энергетики, в том числе в нефтяной, газовой, угольной отраслях, а также в области электроэнергетики и использования альтернативных источников энергии. Обеспечение совместными усилиями энергетической безопасности друг друга, региона и мира в целом;

) продолжение тесного взаимодействия в области мирного использования атомной энергии;

) интенсификация разработки и реализации российско-китайских программ освоения и использования лесных ресурсов, развитие торговли и инвестиционного сотрудничества в области лесного хозяйства;

) развитие сотрудничества в аграрной сфере, включая торговлю сельскохозяйственной продукцией, взаимные инвестиции в сельское хозяйство, ветеринарный и фитосанитарный контроль;

) углубление кооперации в высокотехнологичных отраслях, содействие двустороннему научно-техническому сотрудничеству - начиная с проведения совместных исследований и разработки инновационных продуктов и заканчивая их коммерциализацией и внедрением в промышленное производство;

) наращивание потенциала регулярных встреч руководителей регионов России и Китая, усилий по выполнению Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР; расширение рамок межрегионального сотрудничества, повышение практической отдачи межрегиональных связей;

) дальнейшее повышение эффективности имеющихся и создание по мере необходимости новых диалоговых механизмов в целях углубления взаимодействия в районе границы России и Китая;

) Обеспечение поступательного развития трансграничной транспортной инфраструктуры, усиление сотрудничества в области транзита китайских грузов через сеть российских железных дорог и через порты Дальнего Востока России;

) эффективная реализация Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере на среднесрочную перспективу, успешное проведение мероприятий Года китайского туризма в России.


Скачать архив (32.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: