Главная » Экономика |
СОДЕРЖАНИЕ Введение . Теоретические аспекты интеграции в мировой экономике в современных условиях .1 Понятие международной экономической интеграции .2 Формы экономической интеграции государств .3 Основные тенденции и закономерности развития международных экономических связей. Интернационализация экономики. Интеграция и дезинтеграция . Процессы интеграции в современном мировом хозяйстве .1 Современное состояние и тенденции эволюции Европейского союза .2 Состояние и тенденции эволюции интеграционных группировок на постсоветском пространстве с участием Российской Федерации на фоне исторического опыта ЕС .3 Проблемы и перспективы интеграционного взаимодействия в рамках Единого экономического пространства Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Последние десятилетия ознаменовались важными изменениями в развитии мировой экономики. Резкое углубление международного разделения труда, связанное с интенсивным развитием новых высокотехнологичных, капитало- и наукоемких отраслей, привело к качественному увеличению роли международных экономических отношений для национальных экономик. Мобилизация капитала, необходимого для осуществления масштабных инвестиций в современное производство, обслуживание расчетов между участниками сложных экономических цепочек, страхование кредитных, валютных и расчетных рисков в современной экономике невозможны без интеграции национальной финансовой системы в мировую и, в особенности, национального валютного рынка в мировой. Мировое хозяйство представляет собой единство двух подсистем - национальных хозяйств в их совокупности и международных экономических отношений, связывающих их в целостную систему. Мировое хозяйство - не просто сумма хозяйств отдельных стран. Речь идет именно о совокупности, о целостной системе таких хозяйств, связанных международным разделением и кооперацией труда, международными экономическими отношениями. Эффект такой системы хозяйств намного выше, нежели сумма эффектов их изолированного функционирования без связей и отношений друг с другом. Важной составной частью мирового хозяйства является мировой (всемирный) рынок - система обменов товарами и услугами, сложившаяся на основе международного разделения труда и международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Он образовался к концу XVIII в. в результате активизации торговли между странами и вовлечения в международный товарооборот все новых государств и территорий и продолжает изменяться и усложняться. Так, широкое распространение получили различные формы международного производственного кооперирования, что привело к снижению доли обычной торговли по сравнению с товарооборотом, обслуживающим устойчивые производственно-технологические связи. Цель работы состоит в рассмотрении теоретических и практических аспектов моделей и механизмов интеграции в современной рыночной экономике. В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи: рассмотрение теоретических аспектов интеграции в мировом хозяйстве в современных условиях; рассмотрение основных моделей интеграции на современном этапе. Объектом исследования являются модели и механизмы интеграции в современных условиях. Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых экономистов. В работе использованы материалы периодических изданий ООН, Всемирного банка. Методология исследования основана на принципах диалектической логики. В работе использованы методы системного анализа и синтеза теоретического и практического материала, исторической аналогии, индуктивные и дедуктивные методы. Информационно-статистическую базу исследования составили материалы ЭКОСОС, Всемирного банка, МВФ, а также статистические и экономические обзоры государственных органов развивающихся и развитых стран. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.1 Понятие международной экономической интеграции Со второй половины ХХ века в разных регионах мира стали бурно развиваться интеграционные процессы. Интеграция (от лат. integer - целый) - означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio - восстановление) - взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами. В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция. Для более четкого понимания сути интеграции выделим ее наиболее характерные черты. Они суть следующие. Во-первых, экономическую интеграцию отличает очень высокий уровень международного разделения труда и хозяйственной кооперации. Между связанными интеграцией странами развивается интенсивный, благодаря льготным условиям обмен товарами, услугами, капиталами и трудовыми ресурсами Во-вторых, эти страны проводят общую согласованную внутреннюю и внешнюю политику в торговле, сельском хозяйстве транспорте, в валютной и других сферах. В-третьих, в условиях экономической интеграции сферы сотрудничества стран постоянно расширяются, между ними осуществляются общие проекты, организуются совместные предприятия, банки, валютные союзы, коллективные валютные единицы и т.д. 1.2 Формы экономической интеграции государств Переход к интеграционному этапу мирохозяйственных связей осуществляется через ряд стадий международной экономической интеграции (МЭИ), обусловленных количественными и качественными показателями их развития (таблица 1.1). Основными формами интеграции являются: . Зона свободной торговли (ЗСТ). . Таможенный союз (ТС). . Единый или общий рынок (ЕР). . Экономический союз (ЭС). . Экономический и валютный союз (ЭВС). ЗСТ - это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. ТС - договор двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма. Согласно ст. XIV ГАТТ, ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа. Таблица 1.1 - Формы и этапы интеграционных процессов Тип интеграции Признаки 1 Зона свободной торговли Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам - у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС. 2 Таможенный союз Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС. 3 Общий рынок Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей. 4 Экономический союз Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах. 5 Валютный союз Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: согласованное (совместное) плавание национальных валют; установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; создание единой региональной валюты; формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. 5 Полная экономическая интеграция Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия: общая налоговая система; наличие единых стандартов; единое трудовое законодательство; и т.д. Создание ЕР и ЭС предусматривает разработку общей политики отдельных секторов и отраслей экономики, создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющее беспрепятственное перемещение товаров. Формируются специальные, в том числе наднациональные, механизмы управления и контроля. Завершение строительства ЕР завершается созданием единого экономического, правового и информационного пространства, приводит к качественно новой ступени - экономическому союзу. 1.3 Основные тенденции и закономерности развития международных экономических связей. Интернационализация экономики. Интеграция и дезинтеграция Решающий фактор формирования мирового рынка и мирового хозяйства в целом - международное разделение труда (МРТ). Его можно определить как специализацию отдельных стран в рамках мирового (всемирного) хозяйства на тех или иных видах продукции и услуг, что обусловливает и предполагает обмен этих товаров и услуг на мировом рынке. Таким образом, МРТ является пространственной формой общественного разделения труда, характеризующейся разрывом между местом производства и местом потребления. В МРТ можно различить две ситуации. Первая - когда страна ввозит какой-либо продукт из другой страны потому, что по природным условиям совершенно не может его производить; и вторая ситуация - когда ввозится продукт, который можно было бы произвести и у себя, но это обошлось бы дороже. Первую ситуацию можно назвать абсолютным МРТ, вторую - относительным. В основе МРТ лежат различия в природе и в самих людях. Одна из наиболее очевидных и первоначальных предпосылок МРТ - различия между странами в природно-географическом отношении. Страны различаются по своим природным богатствам, почвенно-климатическим условиям, размерам территории, экономико-географическому положению и т. п. и специализируются в соответствии с этими различиями. С развитием общества множатся и общественные причины МРТ - такие, как исторические и производственные традиции, различия в цене и квалификации трудовых ресурсов. Они перекрывают и заслоняют причины, лежащие в природных различиях, но не отменяют их. В современную эпоху главный фактор формирования МРТ - научно-технические достижения, способность страны генерировать идеи, воплощать их в новые технологии и внедрять эти технологии в производство и быт. В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами или мощью финансового капитала. Теперь все решают уровень образования и объем накопленных обществом знаний. Главный побудительный мотив к участию в МРТ - экономическая выгода, получаемая при производстве товаров в тех странах, где для этого имеются абсолютные или сравнительные преимущества. Если страна производит на единицу затрат какого-то товара больше, чем ее конкуренты, то она имеет абсолютное преимущество в производстве данного товара. Ей выгодно вывозить этот товар, а другим странам выгодно его покупать, так как собственное производство обошлось бы дороже. Основными формами международных экономических связей являются: • международная торговля товарами; • международная торговля услугами; • вывоз капитала и международный кредит; • валютные (расчетные) отношения; • международная специализация и кооперирование производства; • международная экономическая интеграция. Ведущее место в системе МЭО по-прежнему занимает международная торговля, составляющая примерно 2/3 стоимости всех трансграничных экономических потоков. Однако ее характер существенно изменился - современная внешняя торговля во все большей степени нацелена на обмен промышленными товарами на базе подетального и постадийного (технологического) разделения труда. Эволюция интернационального обмена привела к интернационализации производства, которое сейчас все чаще организуется на предприятиях нескольких стран мира, соединенных звеньями единых технологических процессов. Решающую роль в становлении международного производства играет быстро растущий вывоз капитала в форме прямых инвестиций и деятельность ТНК. Вывоз капитала, интернационализация производства способствуют интернационализации научно-технического прогресса, стимулируют международный обмен научно-техническими знаниями. Основными тенденциями развития современного мирового хозяйства являются: • ускорение научно-технического прогресса, выражающееся в распространении новых технологий, включая средства связи, транспортировки и вооружений; происходящая под влиянием НТП глобальная компьютеризация экономической деятельности по-новому ставит вопрос о способах ведения международного бизнеса; глобальная информатизация резко облегчает возможности получения коммерческой, общеэкономической, специальной информации. • глобальные перемены в области окружающей среды. Исчерпание экологической базы, необходимой для поддержания постоянно расширяющегося производства, ставит вопрос об источниках финансирования. Серьезные действия в отношении окружающей среды неизбежно приведут к резкому напряжению функционирования мировой экономики. • прирост и постоянное перемещение народонаселения; Население перемещается по причине бедственного экологического, неудовлетворительного экономического и политического положения. Массовый миграционный натиск с Периферии на Центр вызывает репрессивную ответную реакцию, что в свою очередь входит в противоречие с требованиями демократизации общества, порождая схожие экономические и социальные проблемы. • увеличение разрыва между бедными и богатыми странами; Деколонизация в большинстве случаев не оправдала надежд развивающихся стран на экономическое процветание. Продолжавшаяся дискриминация в МЭО привела к неудачным попыткам развивающихся стран установить Новый международный экономический порядок (НМЭП). Усиление конкуренции между странами Центра (ЕС - НАФТА - Япония/АСЕАН) вызывает снижение вероятности направления капиталов в менее развитые страны, усугубляющееся необходимостью инвестирования в хозяйство стран переходной экономики с целью повышения предсказуемости их поведения на мировых товарных рынках. • рост экономической взаимозависимости стран мира неизбежно ведет к унификации норм права, культурных ценностей, образа жизни, стиля поведения и т. п., что будет сталкиваться с позицией различных групп населения, заинтересованных в сохранении своих отличительных признаков, национальных и исторических ценностей и традиций. Однако это не убирает вопрос об иерархичности мировой экономики, множественности субъектов, действующих в ней. • усиление роли международных экономических организаций, происходящее на фоне уменьшения способности государств поддерживать внутренний порядок при политической его неспособности предоставить своим гражданам безопасность и социальное обеспечение. Кризис ООН как глобальной политический организации и процветание экономических ее подразделений. • растущая роль негосударственных структурных образований (неправительственные организации, ТНК) в решении международных вопросов, в том числе экономических, ставит вопрос об изменении состава основных участников международного сообщества. Мир движется к новой социально-экономической обстановке, в условиях которой международное сообщество составят несколько отличных друг от друга типов действующих лиц, чью роль как автономных членов данного сообщества нельзя будет игнорировать. Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Что касается макроэкономического развития, то каждая страна стремится как можно больше экспортировать, а импортировать в размерах экспортной выручки, что в экономической науке определяется функцией экспорта и импорта. Чтобы их использовать, необходимо отвлечься от валютных курсов, потребительских предпочтений в различных странах и структурных характеристик экономики. Так, уровень экспорта страны рассматривается как возрастающая функция национального дохода других стран. Иначе говоря, экспорт возрастает с ростом национального дохода других стран и наоборот, а импорт данной страны возрастает с ростом национального дохода страны. Таким образом, имеются определенные взаимозависимости между экспортом, импортом и национальным доходом двух стран, что объясняется мультипликатором внешней торговли. Действие мультипликатора внешней торговли выражается в том, что увеличение инвестиций в какой-то стране вызывает в ней прежде всего повышение дохода в результате нормального мультипликационного процесса. Но по мере роста национального дохода этой страны увеличивается также объем ее импорта, а поскольку импорт этой страны является одновременно экспортом другой страны, то возрастает также и национальных доход последней. В свою очередь рост ее национального дохода вызывает увеличение импорта данной страны, а поскольку он представляет собой одновременно экспорт первой страны, то это снова ведет к увеличению дохода первой страны. Таким образом, выражается зависимость между такими экономическими параметрами, как национальный доход, экспорт, импорт. Существуют и другие важные взаимосвязи, например, между экспортом и валютным курсом. Как известно, экономика каждой страны характеризуется степенью открытости, которая проявляется через экспорт и импорт, приток и отток капитала. Предположим, что валютный курс фиксированный и происходит бюджетное стимулирование. В таком случае растут доходы и расходы, что ведет к ухудшению торгового баланса. Бюджетное стимулирование вызывает рост процентных ставок, что влияет на краткосрочный приток капитала. Поэтому импорт в начале увеличивается, а затем торговый баланс улучшается за счет притока капитала. Если происходит рост предложения денег, то процентные ставки падают. Тем самым расходы растут и торговый баланс ухудшается. В результате падения процентных ставок происходит краткосрочный приток капитала, и платежный баланс ухудшается. Чтобы избежать этого, применяют бюджетное стимулирование и денежно-кредитное ограничение. При плавающем валютном курсе увеличение денежной массы приводит к падению процентных ставок, что ведет к росту расходов и, соответственно, ухудшению платежного баланса. В результате национальная валюта обесценивается. В то же время действует и другая тенденция. Вследствие оттока капитала, наша валюта облегчает местным фирмам конкуренцию с иностранными. Новый уровень конкурентоспособности местных фирм увеличивает общие расходы на продукцию нашей страны. Этот прирост агрегированного спроса, вызванный обесцениванием валюты, еще более усиливает подъем, что определено ростом денежной массы. Бюджетная политика ведет к росту доходов и расходов, что улучшает торговый баланс. С другой стороны, процентные ставки растут, что ведет к притоку капитала. В результате наша валюта может как обесцениваться, так и дорожать. В свою очередь расходы и доходы могут вырасти или остаться на прежнем уровне. В целом, если обесценивание валюты стимулирует экспорт, то стабильность валюты или ее подорожание может негативно сказаться на экспорте. В таком случае вопрос будет решен в зависимости от того, какая тенденция будет преобладающей. Эти противоположные тенденции в развитии экспорта анализируются в рамках двух больших моделей достижения внутреннего и внешнего равновесия. Под внутренним равновесием понимается достижение полной занятости, стабильности цен, экономического роста. Внешнее равновесие представляет собой равновесие в области внешнеэкономических расчетов. Так, взаимосвязь экспорта, импорта и национального дохода между двумя стратегиями показывает, что экспорт одной страны является импортом другой. Чем больше национальный доход, тем больше импорт и, соответственно, экспорт. Здесь речь идет прежде всего об увеличении национального дохода. Модель равновесия при фиксированных валютных курсах показывает воздействие на импорт денежно-кредитной и бюджетной политики. Модель же равновесия при плавающих валютных курсах приводит к выводу об обесценивании национальной валюты, что стимулирует экспортеров. Следует указать на опыт Японии. В ряде случаев она проводила политику девальвации собственной валюты. Это толковалось мировой общественностью как стимулирование экспорта. На самом же деле Япония имела внутреннее макроэкономическое равновесие, что и требовало от нее девальвации валюты. Многие страны стремятся стимулировать экспорт. Однако эти же самые страны в отношении импорта проводят политику ограничения, не учитывая того, что субсидирование экспорта одновременно является и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в данной стране. В значительной степени используется политика субсидирования экспорта. Так, можно использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов отечественным экспортерам или выгодных кредитов для их иностранных клиентов. Государство может нести и непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом, организовывая рекламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре мировых товарных рынков. Налоговая система многих государств также предоставляет отечественным фирмам налоговые льготы в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. В среднем экспортные субсидии незначительны, но для отдельных товаров, а также компаний они могут достигать очень больших размеров. В частности, экспортные субсидии в обрабатывающей промышленности не выходят за пределы 1 % стоимости экспорта, а сельскохозяйственная продукция пользуется наибольшими в процентном выражении субсидиями. Западные индустриальные страны осуществляют на средства налогоплательщиков гарантированную закупку избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты премий за не возделывание посевных площадей, что обеспечивает фермерам необходимый уровень доходов. Чтобы снизить бюджетные затраты на проведение политики поддержания фермерских доходов, страны Западной Европы и Северной Америки продают заведомо в убыток избыточную продукцию за границу, иногда прибегая к дополнительному субсидированию, предлагая товар по сниженным ценам таким странам, для которых цены мирового рынка очень высоки. Одним из главных инструментов стимулирования экспорта промышленно развитых стран является государственное кредитование экспорта. При этом по сравнению с частным сектором государство устанавливает понижение процентной ставки по экспортным кредитам и удлиняет сроки кредитования экспорта. С этой целью в большинстве стран созданы специальные государственные организации, банки и фонды, предоставляющие кредиты для экспорта прежде всего тех товаров, реализация которых требует долговременного финансирования, т. е. в основном машин и оборудования. В дополнение к этому многие страны ввели в практику различные формы смешанного кредитования экспорта, основывающегося на использовании государственных и частных финансовых средств, рефинансирование части экспортных кредитов, предоставляемых коммерческими банками, субсидирование разницы между льготными ставками и текущей рыночной ставкой по кредитам. Примером этого служит американский экспортно-импортный банк - Эксимбанк, основанный в 30-х гг. нашего века и скомпрометировавший себя тем, что предоставляет дешевый кредит американским экспортерам и их иностранным поставщикам. Большинство субсидий Эксимбанка направлялись в распоряжение семи крупнейших американских компаний и их зарубежных клиентов. В особенности это касалось компании «Боинг», чьи зарубежные заказы обеспечивались дешевым кредитом Эксимбанка. В то же время Японию нельзя упрекнуть в том, что ее успехи в завоевании европейского и североамериканских рынков автомобилей и электроники связаны исключительно с субсидированием экспорта. В целом экспортные субсидии невелики, однако в некоторых случаях они оказываются весьма значительными. Кроме макроэкономического подхода к экспортно-импортному развитию существует микроэкономический подход. Для изучения мировых товарных рынков важен такой показатель, как спрос на импорт, в результате которого можно получить анализ вхождения в целевую страну. Так, общий импорт отдельного продукта в одной стране определяется суммой всего импорта из других стран. Если общий импорт устанавливается в отношении к обеспечению внутреннего рынка, то общая доля импорта отражает силу иностранной конкуренции к внутренней конкуренции. Это во-первых. Во-вторых, если доля импорта в отдельных странах-поставщиках определяется общим импортом какой-то продуктовой группы, можно получить общую картину силы иностранной конкуренции и судить о структуре конкуренции соревнований в одной выбранной стране-импортере. Если теперь сравнить эту страну-импортера с другим сильнейшим импортером данного продукта, получается так называемая «относительная доля импорта», которая представляется важным критерием для оценки конкурентоспособности данного продукта, например, из Германии на зарубежных рынках. Так, относительная доля импорта (например ФРГ) определяется отношением общего импорта ФРГ к импорту продукта предполагаемой страны. Преимущество заключается в том, что при помощи показателя относительной доли импорта можно составить шкалу силы конкуренции, что оказывается полезным для изучения страны-импортера. Так, если относительная доля импорта меньше коэффициента, равного 0,1, то относительная позиция конкуренции является незначительной; при коэффициенте от 0,1 до 0,4 позиция конкуренции слабая; если 0,4-0,7 - средняя; показатель 0,7-1,0 характеризует сильную конкуренцию. Если доля импорта более единицы, то позиции конкурентов очень сильные. Немаловажное место занимает и определение спроса по экспорту и импорту конкретных продуктов. Важнейшими критериями для выбора экспортных рынков являются величина рынка и международная структура конкуренции в стране. Для этого в качестве измерительных величин используются показатели спроса на импорт и структура импорта. Однако из-за того, что очень сложно, а подчас и просто невозможно охватить данные об импорте из более чем 150 стран, целесообразно обратиться к данным о главных экспортерах в страну. Анализ шансов сбыта за границей производится по следующим ступеням: анализ германского экспорта, анализ экспорта ведущих стран-поставщиков, анализ важнейших стран-импортеров. Германские производители за период с 1999 по 2003 г. потеряли значительную рыночную долю (минус 5,8 %), в то время как японские производители смогли поднять свою долю на 12,4 %. При этом следует обратить внимание на то, что доли импорта при различном спросе на средства производства и при различных направлениях капитального строительства могут быть подвержены сильным конъюнктурным колебаниям. Неравномерное развитие заграничных рынков в длительной перспективе ведет к структурным изменениям в спросе на импорт и в международной конкуренции. Для экспортирующих предпринимателей важно следить за динамикой заграничных рынков, для того чтобы своевременно реагировать на сокращающиеся, входящие в состояние застоя, растущие и новообразующиеся рынки сбыта. Развитие экспортно-импортных тенденций имеет место в странах Восточной Европы, где процесс трансформации оказал существенное воздействие на их внешнюю торговлю. Обозначились положительные тенденции в экономическом развитии Польши, Венгрии, Чехии, Словакии. Так, в польском экспорте сырьевые товары сократились с 50,4 % до 35,6 %. В Венгрии такая же картина, но при этом уменьшилась и доля капиталоемких товаров. Одна из самых прогрессивных тенденций в развитии экспорта наметилась в Чехии. Это объясняется прежде всего успешным ходом экономических реформ: была проведена приватизация, либерализация рынков капитала, торговли, достигнута финансовая стабилизация. Таким образом, можно сказать, что структура экспорта и импорта в странах с переходной экономикой зависит от эффективности проведения реформ. Кроме того, выбрав за основу плавающий валютный курс, рыночно реформируемые страны умело субсидировали экспорт. При помощи определенных инструментов денежно-кредитной политики национальная валюта обесценивалась, что ставило отечественных экспортеров в лучшие условия по сравнению с импортерами. Следует отметить, что единые экономические реформы в восточноевропейских странах привели к улучшению конкурентоспособности местных предприятий, что, в конечном счете, повлекло увеличение их экспорта. К таким странам относятся Чехия, Венгрия, Польша, Словакия. Если же предпочтение отдается фиксированному курсу, то государству приходится идти на непопулярные меры, к которым относятся, прежде всего, валютный контроль и рационирование. Правительство может потребовать продать всю валюту, получаемую экспортерами, или значительную ее часть. В свою очередь оно рационирует небольшой запас валюты между различными своими импортерами. В одном ряду с данными мерами стоит и торговая политика, направленная на сдерживание импорта. Импорт может быть сокращен путем введения высоких таможенных пошлин и импортных квот. Помимо этого применяются и механизмы внутреннего макроэкономического регулирования, в частности внутренняя налоговая и денежная политика. Разнообразные ограничительные налоговые и денежные меры снижают национальный доход одной страны относительно другой. А поскольку масштабы импорта зависят от величины национального дохода, то это приводит к ограничению спроса на импортные товары. Это относится к ряду стран Восточной Европы, которые идут не по рыночному пути реформирования внешней торговли. Важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Международная экономическая интеграция (МЭИ)- это объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. В его основе лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и МРТ. Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь и вглубь и вширь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем, вплоть до определенного сращивания управленческих структур. Основные цели Интегрирующиеся страны рассчитывают повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства, а также · Использовать преимущества «экономики масштаба» · Сократить трансакционных издержки · Создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку · Решить задачи торговой политики · Содействовать структурной перестройке экономике, ускорить темпы ее роста Предпосылки · сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран · территориальная близость государств · общность экономических и других проблем · демонстрационный эффект · эффект домино (страны, которые оказались за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок) Типы и виды интеграции В современном мире происходит как бы «двойная» интеграция: · всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транснационализации и глобализации (ком. - наверное, глобальная); · традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов (ком. - наверное, региональная). Развиваясь на двух уровнях - глобальном и региональном, - интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров (ком. - противоречие глобализации и тенденции к регионализму; кстати глобализация, скорей всего, и выражает дезинтеграцию через создание международных организаций, где участвует множество различных стран, например, ВТО). Также различают интеграцию на уровне предприятий и интеграцию на уровне государств: 1. Институциональный тип интеграции, или интеграция государств - это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизвод. процессов, в результате чего сближаются соц., пол., институт. структуры объединяющихся государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и руководителей. Основные результаты региональной интеграции: · Синхронизируются процессы эк. и соц. развития стран, сближаются значения макроэкономических показателей развития · Углубляется взаимозависимость экономик и интегрированность стран · Рост ВВП и производительности труда · Рост масштабов производства, сокращение издержек · Образование региональных рынков торговли 2. Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) - речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают: · Горизонтальная интеграция. Она предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров. · Вертикальная интеграция. Это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, нос вязанных между собой последовательными ступенями производства или обращения. Формы частнокорпоративной интеграции: · Создание совместных предприятий (СП) · Провдение международных производ. и науч. программ В результате частнокорпоративной интеграции образуются рынки, которые базируются на сети прямых связей и торговля на таких рынках носит название интеграционной торговли. Как правило, региональная интеграция и интеграция на уровне предприятий протекают параллельно. В основе экономической интеграции лежит взаимная заинтересованность субъектов рынка. Неверно представление, что регионы стремятся к автаркии, выживанию в одиночку и только центр и некоторые сознательные регионы заботятся о сохранении экономической целостности страны. На самом деле в нормальной экономической среде ни одному региону обособленность невыгодна, каждый из них заинтересован в широком рынке. Синдром обособления возникает только при макроэкономических и политических аномалиях. Следует лишь уточнить, что для некоторых регионов более эффективными могут оказаться экономические связи не с другими российскими регионами, а с партнерами из других стран. Поскольку основными субъектами межрегиональных экономических отношений стали предприятия, функции региональных администраций все более ограничиваются созданием благоприятных условий для межрегиональных экономических связей. В связи с тем, что экономическое районирование является одной из важных основ территориальной организации хозяйства страны, оно должно проводиться на основе научной методологии и содействовать совершенствованию территориального разделения труда, эффективности национального рынка. В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область. Регионы данного типа являются объектами статического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации. Роль экономических районов несколько усилилась благодаря образованию по инициативе субъектов федерации межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (МАЭВ). Эти ассоциации объединяют интересы входящих в них регионов в экономических отношениях с федеральным центром. Целесообразность создания свободных экономических зон (СЭЗ) обусловлена конкурентными преимуществами некоторых компактных территорий (приморское или приграничное положение, хорошие транспортные выходы вглубь страны, возможности развития экспортных производств и т. д.). СЭЗ создаются с целью привлечения иностранных инвестиций, новых технологий и прогрессивного управленческого опыта, увеличения и диверсификации экспорта, развития импортозамещающих производств. экономический интеграция международный союз 2. ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ 2.1 Современное состояние и тенденции эволюции Европейского союза Рассмотрев механизм функционирования экономического и валютного союза в рамках Евросоюза и еврозоны, проблемы ЕС, возникшие на современном, пятом, этапе его расширения (с 1 мая 2004 г. ЕС-15 превратился в ЕС-25), ситуацию в ведущих странах ЕС, можно отметить, что ЕС-25 в настоящее время переживает весомый структурный, адаптационный кризис, обусловленный совпадением во времени, с одной стороны, сложной, депрессивной экономической и социальной обстановки в большинстве стран ЕС-15, ослабления позиций ЕС в мировом хозяйстве и вытекающей отсюда объективной необходимости реформирования институциональной структуры Евросоюза, обеспечивающей развитие интеграции вглубь, и, с другой стороны, пятого этапа расширения блока, точнее сказать, того, как этот этап был реализован: расширение ЕС произошло преимущественно по политическим мотивам, без должного учета вероятных последствий усиления экономической дифференциации (дивергенции) между участниками ЕС. В настоящее время Евросоюз находится в поиске путей преодоления адаптационного кризиса, который руководство ЕС намерено разрешить за 2-3 года. Однако разрешению кризиса противодействует целый ряд обстоятельств, рассмотренных в работе. Сложившийся до начала пятого этапа расширения интеграционный механизм не обеспечил адаптации ЕС к глобализации и новым внутриблоковым (коммунитарным) реалиям. Вместе с тем этот механизм остается дееспособным, его институты функционируют, хотя и достаточно сложно и противоречиво. Процесс интеграции вглубь, формирования «мягкой федерации» в 2004-2006 гг. приостановился, хотя и не было обратного движения. Объективно обусловленная заинтересованность всех государств-членов ЕС в преодолении адаптационного кризиса, по всей вероятности, приведет к его разрешению, хотя в настоящее время не представляется возможным дать достаточно надежный прогноз того, как и когда это произойдет. Евросоюз продолжает оставаться перед лицом дилеммы одновременного развития интеграции вглубь и вширь. При этом тенденции дальнейшей эволюции ЕС будут в значительной мере определяться тем, каким образом будет происходить дальнейшее расширение ЕС и когда произойдут его следующие раунды. Вопрос о членстве Румынии и Болгарии следует считать в принципе решенным, причем, вероятно, с 1 января 2007 г.(или на год позже). Сроки и содержание последующих этапов прогнозировать намного сложнее. Пока ясно лишь одно: на саммите ЕС в Брюсселе было решено заморозить дальнейшее расширение Союза до решения вопроса о его Конституции, что намечено сделать к 2012 г. Если Евросоюз окажется не в состоянии разрешить противоречие между развитием интеграционных процессов вглубь и вширь, то в будущем ему едва ли удастся избежать снижения «качества» и уровня интеграции, вплоть до деградации к зоне свободной торговли. Однако более вероятным представляется иной сценарий: ограничившись превращением в 2013 г. или 2014 г. в ЕС-27 и избежав в дальнейшем поспешных и экономически (да и политически) недостаточно подготовленных шагов в сторону расширения, как это было на пятом этапе, Евросоюз к началу следующего десятилетия преодолеет нынешний адаптационный кризис, восстановит качество интеграции, каковое было присуще ЕС-15 перед началом этого этапа, и возобновит движение в сторону «мягкой федерации». 2.2 Состояние и тенденции эволюции интеграционных группировок на постсоветском пространстве с участием Российской Федерации на фоне исторического опыта ЕС Всесторонний критический анализ современного состояния и тенденций эволюции указанных интеграционных группировок является обязательным основанием для определения стратегических установок внешнеэкономической и собственно внешней политики российского государства в отношении этих объединений. Если в Евросоюзе общий вектор его эволюции - интеграция вглубь и вширь - несмотря на многочисленные противоречия и проблемы, просматривается достаточно отчетливо, то этого нельзя утверждать об интеграционных объединениях с участием РФ на постсоветском пространстве. Несомненной исторической заслугой Содружества независимых государств (СНГ) стало то, что оно помогло предотвратить развитие событий на постсоветском пространстве по конфликтному сценарию на первом этапе после распада СССР и фактически осуществить «цивилизованный развод» двенадцати бывших союзных республик. По понятным причинам данная установка на «цивилизованный развод» де-факто была исходной для всех участников Содружества и с самого начала наложила глубокий отпечаток на его дальнейшее развитие. По своей сущности СНГ сегодня остается тем, чем оно было и в первые годы после своего учреждения: весьма аморфной межгосударственной - без реальной наднациональности в системе управления (как это имеет место в рамках Европейского союза) - организацией, члены которой с большей или меньшей степенью активности сотрудничают, причем главным образом на двухсторонней, а не на многосторонней основе, в ряде областей. Фактом является неисполнение большинства принятых в рамках СНГ решений, а также низкая результативность деятельности органов Содружества. Так, в рамках Содружества было создано 70 советов, но все они практически не работают. Экономический суд СНГ принял всего четыре решения, которые в полной мере не были реализованы. По мнению автора, фактически в середине прошлого десятилетия на пространстве СНГ сложилась лишь фрагментарная зона преференциальной торговли - фрагментарная в том смысле, что эти преференции согласовывались в договорном порядке и предоставлялись в каждом конкретном случае на двухсторонней, а не на многосторонней, общезональной основе. Такого рода зона преференциальной торговли (с некоторыми модификациями по сравнению с первыми годами ее существования) функционирует в пространстве СНГ и в настоящее время. Зоной свободной торговли типа ЕАСТ СНГ в составе двенадцати стран в обозримой перспективе, учитывая имеющиеся между рядом стран Содружества противоречия, скорее всего не станет. Это может произойти на уровне части стран СНГ, руководство которых действительно заинтересовано в создании зоны свободной торговли. Принятые на начальном этапе существования СНГ меры по обеспечению преференциального режима взаимной торговли стран-членов Содружества не смогли помешать значительной переориентации их внешнеторговых потоков с ближнего на дальнее зарубежье, хотя и, видимо, несколько притормозили этот процесс. В результате удельный вес торговли стран Содружества между собой на протяжении последних лет составлял только около трети общего объема внешней торговли СНГ, тогда как в 1990 г. этот показатель равнялся 72,1 %, а в 1995 г. - 55 % (в ЕС он стабильно поддерживается на уровне около 2/3). При этом данный показатель заметно дифференцирован по отдельным участникам Содружества, что отражает их большую или меньшую заинтересованность в дальнейшем развертывании интеграции на пространстве СНГ-12. К такой ситуации привел прежде всего развал единого машиностроительного комплекса бывшего СССР с его глубоким внутриотраслевым разделением труда, порождавшим взаимные потоки готовых инвестиционных товаров разных видов и типоразмеров, комплектующих изделий и деталей. Вследствие этого товарообмен внутри СНГ сегодня ведется преимущественно на основе межотраслевого разделения труда, причем довольно примитивного по меркам современного мирового хозяйства: имеет место главным образом обмен изделий различных отраслей аграрного сектора и ТЭКа, а также готовой продукции невысоких стадий переработки. Еще намного слабее, чем в области торговли, взаимодействие между участниками СНГ в сфере взаимного инвестирования, т. е. миграции капитала внутри Содружества, особенно в форме прямых инвестиций. Не получают своего развития валютно-кредитные и расчетные отношения в рамках СНГ, хотя для интеграции в этой области в 1993 г. был создан Межгосударственный банк СНГ, а в октябре 1994 г. было подписано Соглашение о создании Платежного союза. В целом экономическое взаимодействие стран СНГ в настоящее время находится в кризисном состоянии. Негативным фактором является и обострение политических взаимоотношений между некоторыми из стран СНГ. С одной стороны, вследствие сложившихся на постсоветском пространстве объективных и субъективных реалий РФ не должна действовать в направлении упразднения СНГ. С другой стороны, СНГ в современных условиях не может трансформироваться в гомогенное интеграционное объединение типа Евросоюза, для чего к настоящему времени не осталось даже минимальных «стартовых» предпосылок. Для России целесообразно в отношении СНГ проводить линию не на цивилизованный распад, а на реалистический реформизм, учитывая при этом опыт Британского содружества наций. Вместе с тем, если опыт движения ЕС к экономическому и валютному союзу для СНГ в целом сегодня не репрезентативен и не актуален, то такая перспектива в той или иной форме может возникнуть у более узких по числу членов интеграционных объединений на постсоветском пространстве, которые в отличие от СНГ создавались не для «цивилизованного развода», а - по аналогии с ЕС - для объединения и все более тесной интеграции. В связи с этим существенное значение приобретает реалистическая оценка перспектив не только СНГ в целом, но и субрегиональных группировок и союзов в его рамках, которые действительно ставят перед собой задачи интеграционного характера. 2.3 Проблемы и перспективы интеграционного взаимодействия в рамках Единого экономического пространства Единое экономическое пространство (ЕЭП) - интеграционное объединение государств Таможенного союза - Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства включающего и Европейский союз. ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года. Базовый принцип интеграции включает четыре свободы: • Свобода торговли товарами • Свобода торговли услугами • Свобода передвижения финансового капитала • Свобода передвижения человеческого капитала. Для вступления в Единое экономическое пространство страна должна ратифицировать документы: • Соглашение о согласованной макроэкономической политике • Соглашение о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий • Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, транспортировки газа • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 19 сентября того же года было подписано Соглашение о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 15 сентября 2004 года на саммите в Астане президенты стран «четвёрки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочерёдном порядке. Предполагалось, что первоочередные соглашения должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, - то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». апреля 2005 года на Первом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров экономики четырёх стран-участниц министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику. Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», - заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают. ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предложил Европейскому союзу создать экономический альянс, представляющий собой Единое экономическое пространство расположенное на территории от Владивостока до Лиссабона. В частности одной из причин активизации развития партнёрства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России: «По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все ещё сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров. Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем - России и ЕС. Россия может предложить Европейскому союзу ресурсы, а Европейский союз России - инвестиционный капитал, новые технологии» декабря 2010 года Россия, Казахстан и Белоруссия подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», - подчеркнул Лукашенко. 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции: • Декларация о Евразийской экономической интеграции • Договор о Евразийской экономической комиссии • Регламент работы Евразийской экономической комиссии. В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 году Евразийского экономического союза. Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства: • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников. • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий. • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза. • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений. • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО. • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции. • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Скачать архив (32.4 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |