Главная » Экономика |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА .1 Экономическая сущность и структура регионального рынка международных услуг .1.1 Международная торговля услугами: сущность и классификация .1.2 Формирование региональных рынков услуг .2 Факторы, определяющие состояние регионального рынка международных услуг. .2.1 Динамика мировой торговли услугами .2.2 Тенденции участия Беларуси в международной торговле услугами .3 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка международных услуг ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛУГРЕГИОНА .1 Организационно-экономическая характеристика Гомельского региона .2 Анализ состояния и динамика регионального рынка международных услуг .3 Проблемы реализации организационно-экономического механизма государственного регулирования международного рынка труда ГЛАВА3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Новой характерной чертой функционирования мирового хозяйства становится глобализация всей системы международных отношений, которая носит всеобщий характер и охватывает не только сферу экономики, но и все остальные сферы общественной жизни: политику, социальную сферу, систему информации, образование, культуру и идеологию, безопасность, окружающую среду. Однако наиболее существенные сдвиги происходят в сферах производства, коммуникаций, торговли, зарубежного инвестирования и финансов, что превращает мировую экономику в целостный глобальный организм, спаянный не просто международным разделением труда, но и гигантскими по своим масштабам, порой всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью. На сегодняшний день процесс глобализации в наибольшей степени влияет на развитие национальных экономик стран мира, открывая для них дополнительные возможности повышения потенциала. Усиливающаяся интернационализация хозяйственной жизни создает предпосылки для наиболее полного раскрытия возможностей каждой страны в рамках мировогосообщества. Экономическое измерение глобализации включает многократно возросшие запоследние десятилетия межстрановые потоки товаров и услуг, капитала, труда и информации, а также интернационализацию производственных процессов. Ни одно государство в мире не может стабильно и динамичноразвиваться без интеграции в мировую экономику. Наблюдается прямаязависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнемразвития внутренней экономики. Чем более интегрирована страна в мировоеэкономическое пространство, тем выше уровень развития ее внутреннейэкономики и наоборот. Мировое экономическое хозяйство в последние десятилетия характеризуется возрастающим значением международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка. Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Экспорт является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в Республике Беларусь, так как традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта. В условиях научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда, под воздействием закона возрастающих потребностей, услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран, повышая уровень благосостояния народа, решая проблему трудоустройства работников, выбывающих из сферы материального производства Поэтому все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост - главная задача, как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это не возможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом. Беларусь делает лишь первые шаги на пути к полноправному участию на мировом рынке услуг. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА .1 Экономическая сущность и структура регионального рынка международных услуг региональный рынок международный услуга 1.1.1 Международная торговля услугами: сущность и классификация Стремительное развитие международной торговли последних десятилетий становится важным стимулом развития формирующейся глобальной экономики Международный рынок - совокупность сегментов национальных рынков, которые связаны с зарубежными рынками и ориентированы на иностранных покупателей и продавцов. Торговля услугами является динамично развивающимся сегментом мирохозяйственных связей. Мировой рынок услуг, представляющий собой сферу обмена между странами услугами, является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Мировой рынок услуг - это важный сегмент международной торговли, который преимущественно базируется на международном разделении труда, на отношениях, связанных с перемещением этих традиционных товаров за пределы национальных границ отдельных государств. Торговля услугами с недавних пор по праву считается самостоятельной важной сферой международных экономических отношений. В последние десятилетия эта торговля не только сравнительно быстро увеличивается и значительно дополняет мировой товарооборот, но и во многом благоприятствует его росту и развитию национальных хозяйств. В частности, международная торговля услугами содействует повышению эффективности материального и нематериального производства, созданию новых рабочих мест, пополнению доходов бюджета и поступлению иностранной валюты для осуществления необходимого импорта Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество. Специфическая особенность услуги, как товара, состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке - это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости. В статистике, публикуемой в изданиях ООН, Евростата, ВТО, крупных банков и др., используется термин «коммерческие услуги». Они, как правило, подразделяются на три крупные группы: транспортные, связанные с путешествиями, и так называемые другие услуги. Проиллюстрируем структуру мировой торговли услугами на рис. Рис.1 - Структура мировой торговли услугами Как видно из рис.2.1.3 в мировой торговле услугами преобладают прочие услуги, они составляют 42% , туристические услуги составляют 33% и транспортные услуги 25%. Во время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТС, включающая более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов: - Деловые услуги - 46 отраслевых видов услуг. - Услуги связи - 25 видов. - Строительные и сопутствующие им услуги - 4 вида. - Дистрибьюторские услуги - 5 видов. - Общеобразовательные услуги - 5 видов. - Услуги по защите окружающей среды - 4 вида. - Финансовые услуги, включая страхование - 17 видов. - Услуги по охране здоровья - 4 вида. - Туризм и путешествия - 4 вида. - Услуги в области организации досуга, культуры и спорта - 5 видов. - Транспортные услуги - 33 вида. - Прочие услуги. Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира. Существует и классификация услуг, в соответствии с которой услуги подразделяются на: не торгуемые; торгуемые. Большая часть услуг производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной экономики является не торгуемой. В эту классификацию входят коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д. Классификация торгуемых услуг в соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ представлена (в таблице1) Таблица1 - Классификация торгуемых услуг № Виды услуг подвиды услуг содержание услуг 1 Транспортные услуги Пассажирские перевозки Международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг Грузовые перевозки Международная перевозка грузов всеми видами транспорта 2 Поездки Деловые Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки Личные Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм) 3 Услуги связи Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи 4 Строительные услуги Комплекс услуг по строительству объектов за рубежом 5 Страхование Оказание услуг по страхованию нерезидентов страховыми компаниями 6 Финансовые услуги Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (услуги по открытию аккредитивов, обмену валюты, брокерские услуги и т.д.) 7 Компьютерные и информационные услуги Консультации в области компьютерных программ, обработка данных, пользование базами данных, обслуживание компьютеров, подписка на информационные линии и т.д. 8 Роялти и лицензионные платежи Пользование правами собственности на объекты промышленной собственности и авторские и смежные права 9 Другие бизнес-услуги Посреднические Комплекс посреднических услуг по поиску партнера, исследованию рынка и т.д. Лизинг Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования 10 Личные, культурные и рекреационные услуги Аудиовизуальные услуги Услуги по производству фильмов, радио- телевизионных программ, компакт-дисков Прочие Услуги, связанные с проведением выставок, спортивных и иных мероприятий 11 Правительственные услуги Услуги по поставке товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира Эта классификация очень важна для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые в большей степени затрагивают не факторные услуги. Оказание услуг достаточно часто происходит одновременно с продажей товаров или предоставлением инвестиций той или иной стране. В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг может быть сгруппировано по другим признакам. В случае расширительного подхода к классификации услуг, который принят во Всемирном банке, учитывается движение дохода. В соответствии с этим подходом услуги могут подразделяться на: - факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов); - нефакторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги). Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности: • регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается), • услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями, • производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем, • международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг, • не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот. По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения производителя и потребителя в момент ее потребления. ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления. При этом выделяются: Трансграничная торговля услугами (поставка услуг через границу). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребители; Передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубежом);(туризм, образование, медицина); Учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга (банковские, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги). Временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги.(квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов); Наибольший объем услуг (в сумме около 80 %) приходится на первый и третий способы. .1.2 Формирование региональных рынков услуг Разделение мирового экономического пространства на крупные региональные подсистемы становится важнейшей чертой современного мирохозяйственного развития.Международная торговля может быть классифицирована по географическому признаку, который предполагает анализ потоков товаров и услуг с точки зрения их распределения по странам и регионам мира. Различают 2 класса географической структуры в соответствии с классификацией ЮНКТАД: . По регионам (формальная классификация, т.к. не учитываются никакие другие характеристики товарных потоков, кроме принадлежности той или иной страны к данному региону): - Западная Европа; - Северная Америка; - Ближний Восток; - Азия; - Африка; - Латинская Америка. 2. По группам стран с учетом реального экономического положения страны: - развитые страны с рыночной экономикой (США, Япония, ЕС и др.); - развивающиеся страны (Латинская Америка, Азия, Африка); - страны с переходной экономикой (Центральная и Восточная Европа, Балтийские государства, СНГ В мировую торговлю услугами втянуты все без исключения регионы мира. Практически все страны мира являются членами тех или иных региональных групп, объединяющих государства различного рода экономическими соглашениями, которых насчитывается свыше 100. В настоящее время в мире действует около 300 региональных торговых и экономических соглашений и договоренностей. Однако, к наиболее продвинутым в плане интеграционного взаимодействия можно отнести: в Западной Европе - Европейский союз, Северной Америке - НАФТА, Латинской Америке - МЕРКОСУР, Азиатско-Тихоокеанском регионе - АТЭС, АСЕАН, на территории СНГ - Союзное государство России и Беларуси, Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана Крупнейшие интеграционные объединения мира и их макроэкономические показатели представлены (в табл.2). Как видно из приведенных данных, Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и Российской Федерации занимает скромные 3,0 % в мировом ВВП в 2011 г. Безусловно, наиболее интегрированными и значительными объединениями являются Европейский союз (25,8 %) и НАФТА (25,7 %). Таблица 2 - Макроэкономические показатели ведущих интеграционных объединений мира в 2011 г. Интеграционное объединение Население, млн чел. ВВП, млрд дол. США Доля в мировом ВВП, % ВВП на душу населения, дол. Страны участники Мир 7000,0 70011,7 100,0 10 001,7 - Азиатско- Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС) 2760,3 38793,1 55,4 14 053,9 Австралия, Бруней, Канада, Чили, Гонконг, Китай, Тайвань, Индонезия, Япония, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Филиппины, Россия, Сингапур, Таиланд, США, Вьетнам Европейский союз (ЕС) 498,9 18 054,5 25,8 36 185,6 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Австрия Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния Североамериканское Соглашение о свободной торговле (НАФТА) 457,0 18 008,7 25,7 39 407,4 Канада, США, Мексика Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) 245,7 3024,9 4,3 12 309,6 Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай Единое экономическое пространство (ЕЭП) 168,3 2122,8 3,0 12 613,4 Россия, Беларусь, Казахстан Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 607,7 2112,4 3,0 3475,8 Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины Развитие региональной торговой интеграции имеет значительное количество положительных эффектов. Соглашения о региональной интеграции способствуют более устойчивому развитию национальных экономик стран-членов. Региональные механизмы часто позволяют подтянуть уровень экономического развития менее развитых стран или их регионов за счет более сильных в экономическом отношении партнеров. .2 Факторы, определяющие состояние регионального рынка международных услуг .2.1Динамика мировой торговли услугами Влияние глобализации на мировой рынок услуг можно проследить по темпу роста мирового экспорта рынка услуг. Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. Международная торговля услугами, в последние три десятилетия имеет более динамичные темпы роста по сравнению с торговлей товарами и другими макроэкономическими показателями мировой экономики. Для двухкратного роста услуг потребовалось всего лишь 7-8 лет, а для подобного расширения рынка товаров - 15. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами, за этот период она увеличилась в 2,5 раза. Общий объем экспортируемых услуг в рамках мировой торговли увеличился с 155 млрд. долл. в 1975 г. до 3350 млрд. долл. в 2009 г. (табл2). За послевоенные десятилетия объем мировой торговли товарами и услугами вырос в 20 раз. Доля экономически развитых стран составляет примерно 80%. Если же учитывать и объем торговли услугами новых индустриальных стран, то эта доля составит более 85%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы приближается к 30% (табл.3). Таблица3 - Динамика мирового экспорта услуг В течение второй половины XX века рост и объем мировой торговли услугами: за период с 1980 по 2011 годы увеличился в десять раз, к 1987 году впервые превысил 1 трлн долларов, а к 2011 году - уже превысил 8,3 трлн долларов (см. рисунок 2). Рисунок 2 - Мировой оборот торговли услугами в 1980-2011 гг., млрд. долл. Международная торговля услугами в большой степени определяется количественными и структурными параметрами развития сектора услуг в экономике промышленно развитых стран. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. За период 1997 - 2012 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 2012 г. 3605 млрд. долларов. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта (Таблица4). Таблица 4 - Годовые темпы роста мировых показателей ВВП, экспорта товаров и услуг в %: Показатели 1992г 1997г 2002г 2007г 2009г 2012г ВВП 3,0 2,0 2,7 3,6 3,1 3,9 Экспорт товаров 4,7 0,1 11,4 19,7 2,6 2,0 Экспорт услуг 5.4 2,5 20,8 13,5 5,0 1,9 Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития. В последние два десятилетия появился ряд новых весьма весомых долговременных стимулов развития сферы услуг. К числу причин, обусловливающих динамичный рост международной торговли услугами, можно отнести: • НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в международном разделении труда (при этом растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие); • рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли; • изменение структуры потребления населения современного мира, которое все больше ориентируется на потребление услуг; • переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных; • растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг (многие из которых реализуются вместе - «в одном пакете»). В целом же международная торговля услугами по своим абсолютным масштабам еще отстает от международной торговли товарами. К причинам этого можно отнести следующее: Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри стран (это хорошо видно при сопоставлении данных о долях услуг в ВВП отдельных стран и данных о доле услуг в международной торговле). Торговля услугами по мере своего развития требует все более высокого технического оснащения. Однако этот уровень (особенно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных, туристических услуг) былдостигнут относительно недавно. В либерализации международной торговли товарами в последние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, которые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне некоторых транспортных и туристических проблем), длительное время оставались в компетенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли. На долю этого сектора приходится 72 % ВВП в развитых странах, 52 % ВВП в развивающихся странах и 57 % - в странах Центральной и Восточной Европы. Географическая направленность торговли услугами отличается большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров, промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. Двадцать первый век продолжил укрепившуюся тенденцию. В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран. И хотя ведущие позиции в рейтинге Топ-10 (табл. 5) занимают развитые страны (США, Великобритания, Германия, Франция, Сингапур), в нем представлены и развивающиеся страны (Китай, Индия). Доля и роль данных стран, как в экспорте, так и в импорте услуг, на международные рынки ежегодно возрастает. Таблица 5 - Основные экспортеры и импортеры в мировой торговле коммерческими услугами, 2012 г. Место страны Экспортеры Объем, млрд долл. США Доля, % Место страны импортеры Объем, млрд долл. США Доля, % 1 США 614 14,1 1 США 406 9,9 2 Великобритания 278 6,4 2 Германия 285 6,9 3 Германия 255 5,9 3 Китай 281 6,8 4 Франция 208 4,8 4 Великобритания 176 4,3 5 Китай 190 4,4 5 Япония 174 4,2 6 Индия 148 3,4 6 Франция 171 4,2 7 Япония 140 3,2 7 Индия 125 3,0 8 Испания 140 3,2 8 Сингапур 117 2,8 9 Сингапур 133 3,1 9 Нидерланды 115 2,8 10 Нидерланды 126 2,9 10 Ирландия 110 2,7 Вместе 10 стран 2232 50,4 Вместе 10 стран 1960 47,6 Источник: www.wto.org - официальные данные ВТО Наиболее динамичным ростом в товарной структуре международной торговли услугами отличаются прочие коммерческие услуги, удельный вес которых увеличился с 37,5 % в 1990 г. до 54,3 % в 2012 г., тогда как доля транспортных и туристических услуг сокращается (с 28,6 % в 1990 г. до 20,4 % в 2012 г. и с 33,9 % до 25,3 % соответственно). Глобальный экспорт коммерческих услуг в 2012 г. вырос на 2% и составил 4,3 млрд долларов. Поставки транспортных услуг росли в соответствии с общемировыми трендами в 2%, экспорт группы прочих видов коммерческих услуг вырос лишь на 1%, а наибольший прирост (4%) был зафиксирован по статье «поездки». Среди прочих видов коммерческих услуг наиболее динамично развивался экспорт компьютерных и информационных услуг (прирост на 6%). Развитие сегмента услуг в мировом ИКТ образует мозговой центр информационной экономики, т. к. здесь создается интеллектуальная начинка товаров и услуг, производственных технологий, бизнес-процессов. По объему поставок «умного» продукта и его инновационному наполнению по-прежнему лидируют США и страны ЕС, где сосредоточена основная часть мирового интеллектуального потенциала в этой области. Наряду с компьютерными и информационными услугами также увеличился экспорт строительных и страховых услуг (3% и 2% соответственно), на 2% выросли прочие виды деловых услуг, охватывающие юридические и бухгалтерские услуги, консалтинг, рекламу, маркетинг, а также такой важный для коммерциализации инновационной деятельности сегмент, как инжиниринговые услуги. Ведущие позиции на мировом рынке в области инжиниринговых услуг устойчиво занимают фирмы США, Франции, Англии, Японии, Германии, Италии, Канады и Швеции. Для географической структуры рынка инжиниринговых услуг характерно преобладание экспорта в развивающиеся страны, основная часть которых приходится на нефтедобывающие государства Ближнего и Среднего Востока и Азии. В последние годы инжиниринговые компании развитых стран сталкиваются с конкуренцией со стороны местных фирм и экономоператоров из Бразилии, Мексики, Индии, Кореи, Китая и др. Вместе с тем, в наибольшей степени в 2012 г. пострадал экспорт финансовых услуг (- 4%). В целом в 2012 г. произошло уменьшение поставок финансовых услуг из развитых стран на 6% при параллельном увеличении экспорта из развивающихся государств и стран СНГ на 3%. Кроме того, сократились поставки услуг связи, включая почтовые, курьерские и телекоммуникационные услуги (- 3%), а также роялти и лицензионные платежи (-2%). На глобальном уровне в сфере поставок коммерческих услуг в 2012 г. лидеры не изменились. Первые позиции вновь заняли США (614 млрд долл., доля в глобальном экспорте - 14,1%), а также Великобритания (278 млрд долл., 6,4%) и Германия (255 млрд долл., 5,9%). Среди потребителей услуг на первом месте также были США (406 млрд долл., удельный вес в мировом импорте - 9,9%), на втором - Германия (285 млрд долл., 6,9%), и на третьей позиции - Китай (281 млрд долл., 6,8%). На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими тенденциями: - снижается доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле; - увеличивается доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма; - возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии, например, Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных строительных услугах, Гонконг и Сингапур ориентированы на финансовые услуги; - в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм» (в среднем 17% всех валютных поступлений, а в ряде стран и более, например, на Ямайке - 30%, в Панаме - 55%) . .2.2 Тенденции участия Беларуси в международной торговле услугами Правильно оценить место и роль страны в мировом хозяйстве возможно только с учетом ее положения на таком специфическом рынке, как международный рынок услуг. Республика Беларусь вошла в ХХI век с открытой и ориентированной на экспорт экономикой. Около 60 % ее ВВП связано с внешними рынками.Торговля услугами является одной из самых динамично развивающихся областей внешнеторговой деятельности Беларуси. В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов услуг (табл. 6). Сальдобаланса услуг складывалось стабильно положительным. Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира. Таблица 6 - Динамика объемов внешней торговли услугами (млн. дол.США) 2000 2005 2010 2011 2012 Январь-октябрь 2013 Январь-октябрь 2013 в %к январю- октябрю 2012 Оборот 1 536 3166 7379 9 160 10 488 9 540 115,8 Экспорт 1 000 2073 4501 5 804 6 646 5 943 116,7 Импорт 536 1093 2878 3 356 3 842 3 597 114,3 Сальдо 465 979 1623 2 448 2 804 2 345 За 2008 год - 2012 год стоимость оборота услуг выросла на 46,6%, при этом рост экспорта составил 46,7%, импорта - 46,5%. Сальдо внешней торговли услугами на протяжении последних пяти лет сохранялось положительным и с 2008 года выросло на 46,9%. По каждому году экспорт превышает импорт, поэтому страна имеет положительное сальдо или чистый экспорт от торговли услугами. Таким образом, внешняя торговля услугами Республики Беларусь развита лучше, чем торговля товарами. Динамика экспорта услуг в процентах от ВВП показывает стабильность. И хотя доля услуг в общей стоимости торгового баланса страны весьма невелика, тем не менее, сектор услуг играет важную роль в развитии внешнеторгового обмена Беларуси, а в перспективе его значение должно значительно возрасти. На данный момент Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира (табл. 7). Экспорт услуг в страны СНГ составил 34,2% от общего объема экспорта услуг, в страны вне СНГ - 65,8%, импорт услуг из стран СНГ - 33% общего объема импорта услуг, из стран вне СНГ - 67%. Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 40% белорусского экспорта и более половины объема импорта. Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина (8,6% в общем товарообороте Республики Беларусь), третье - Казахстан (1,0%). Таблица 7- Экспорт и импорт услуг 2012 г., млн. долл. США 2013 г., млн. долл. США 2013 г. в % к 2012 г. Внешняя торговля услугами - всего оборот 10 213,0 11 760,9 115,2 экспорт 6 335,5 7 299,5 115,2 импорт 3 877,5 4 461,4 115,1 сальдо 2 458,0 2 838,1 в том числе: страны СНГ оборот 3 292,9 3 972,1 120,6 экспорт 2 098,9 2 498,7 119,0 импорт 1 194,0 1 473,4 123,4 сальдо 904,9 1 025,3 из них Россия оборот 2 556,2 3 072,5 120,2 экспорт 1 706,9 1 992,9 116,8 импорт 849,3 1 079,6 127,1 сальдо 857,6 913,3 страны вне СНГ оборот 6 920,1 7 788,8 112,6 экспорт 4 236,6 4 800,8 113,3 импорт 2 683,5 2 988,0 111,3 сальдо 1 553,1 1 812,8 По методологии платежного баланса экспорт услуг в 2013 году составил 7 299,5 млн. долларов и по сравнению с 2012 годом увеличился на 15,2%, импорт - 4 461,4 млн. долларов и возрос на 15,1%. Сальдо внешней торговли услугами сложилось положительное в размере 2 838,1 млн. долларов. В 2012 году величина положительного сальдо составляла 2 458 млн. долларов. Рассмотрим данные об экспорте и импорте основных видов услуг за последние 2 года. (Табл.8). Таблица 8 - Данные об экспорте и импорте основных видов услуг Экспорт Импорт 2013 г., млн.долл. США 2013 г. в % к 2012 г. в % к общему объему 2013 г., млн. долл. США 2013 г. в % к 2012 г. в % к общему объему Всего из них: 7 299,5 115,2 100 4 461,4 115,1 100 услуги по обработке материальных ресурсов 219,9 104,8 3,0 35,7 238,0 0,8 транспорт 3 790,2 106,1 51,9 1 394,4 94,5 31,3 поездки 722,2 105,5 9,9 790,6 127,0 17,7 строительство 906,3 193,0 12,4 1 005,6 157,9 22,5 финансовые 24,0 96,8 0,3 260,3 128,2 5,8 телекоммуникационные 183,2 100,4 2,5 114,1 79,5 2,6 компьютерные 552,1 135,3 7,6 71,7 128,3 1,6 плата за использование интеллектуальной собственности 27,5 120,1 0,4 144,1 134,9 3,2 операционный лизинг 122,8 97,7 1,7 92,5 71,1 2,1 услуги в области архитектуры, инженерные и прочие технические услуги 118,9 126,5 1,6 142,4 97,1 3,2 другие услуги 632,4 117,0 8,7 410,0 120,0 9,2 Анализ товарной структуры предоставляемых Беларусью услуг свидетельствует о доминировании в их экспорте трудоемких услуг: транспортных (почти 2/3) и главным образом грузоперевозок, услуг по переработке нефти (важная статья "прочих деловых" услуг), а также строительства и связи. Сектор капиталоемких и высокотехнологичных услуг (кредитно-финансовые и страховые, информационные, научно-технические и консультационные), получивший динамичное развитие в странах Запада, в Беларуси развит крайне незначительно в силу отсутствия необходимых финансовых ресурсов, качественной инфраструктуры (телекоммуникации и др.), отсутствия навыков реализации продукции НИОКР на внешних рынках. Несмотря на выгодное рекреационно-географическое положение и значительный природный и историко-культурный потенциал, по объему экспорта туристских услуг Беларусь уступает большинству европейских государств Динамика экспорта услуг в процентах от ВВП показывает стабильность и не превышает 9,5 %. И хотя доля услуг в общей стоимости торгового баланса страны весьма невелика, тем не менее, сектор услуг играет важную роль в развитии внешнеторгового обмена Беларуси, а в перспективе его значение должно значительно возрасти. .3 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка международных услуг Ранее, когда масштабы международной торговли услугами были незначительны, спектр реализуемых в ней услуг был весьма ограниченным и неразвитым. Основными субъектами международной торговли услугами были, как правило, малые и средние фирмы, проблемы ее регулирования не стояли так остро, как в современных условиях. Очень динамичный (по сути - взрывной) рост международной торговли услугами, резкое расширение спектра реализуемых услуг существенно изменили ситуацию. Регулирование международной торговли услугамиотличается определенной спецификой. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который имел бы общие черты. Но ему присущи общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его. В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном. Появление на международном рынке услуг ТНК привело к тому, что диверсификация их деятельности в сфере услуг начала, по существу, «размывать границы» между отдельными видами услуг. Возникли противоречия между ТНК, действующими в сфере услуг, и национальными правительствами (особенно в области предоставления финансовых, информационных и некоторых других услуг). В связи с этим весьма актуальными стали проблемы государственного и международного регулирования международной торговли услугами. В целом в современных условиях существенными остаются роль государств в сфере услуг и двусторонние договоры между ними в данной сфере. Сохранение существенной роли государств в международной торговле услугами, регулирующего и контролирующего воздействия со стороны государств на международную торговлю услугами связано со следующими обстоятельствами: Услуги остаются одним из основных направлений общей социально-экономической политики любого государства. Государство обязано решать проблемы защиты интересов своих граждан - потребителей услуг (недобросовестная конкуренция в сфере услуг, проблемы защиты общественной морали и нравственности и т.д.). Государство решает проблемы платежного баланса страны, движения денежных потоков, для которых международная торговля услугами имеет существенное значение. Государство должно рационально сочетать решение проблем протекционизма по отношению к отечественным производителям услуг и обеспечения условий для развития международной конкуренции, а также проводить соответствующую ценовую и антимонопольную политику в сфере услуг. Реализация различных форм и методов регулирования между народной торговли услугами в различных странах связана с принятием и использованием соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся международной торговли услуг в целом или ее отдельных сегментов. Система регулирования государствами международной торговли услугами включает: - различные формы таможенного контроля; - различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации); - осуществление контроля за ценами (или тарифами) на услуги; - использование системы стандартов в области услуг, действующих в данных странах; - лицензирование отдельных видов услуг. К основным группам ограничений деятельности иностранных фирм в области услуг, применяемых в некоторых странах, можно отнести: • общие ограничения, касающиеся движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации; • ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями (в том числе направляемыми и в сферу услуг); • запрет иностранным фирмам реализовать определенные виды услуг (например, в некоторых странах иностранным фирмам запрещено осуществлять прямое личное страхование граждан); • ограничения, связанные с регламентированием государством определенного порядка использования иностранной рабочей силы и услуг, которые предоставляются отечественными фирмами; • ограничение различных видов государственной помощи (включая субсидирование со стороны государства и государственные закупки), а также особые требования по ведению финансовой и бухгалтерской отчетности, которые предъявляются к иностранным компаниям. Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень. Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры. Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС, организации, регулирующие предоставление услуг на отраслевом (глобальном) уровне, носят специфический характер.Примерами таких организаций могут служить ВТО (Всемирная туристическая организация), ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ИМО (Международная морская организация). Эти межправительственные организации, как видно из их названий, занимаются регулированием деятельности в определенной отрасли. Например, ИКАО определяет единые правила полета и эксплуатации воздушного транспорта и зданий, связанных с их деятельностью, а Всемирная туристическая организация разрабатывает нормы, которым должны соответствовать гостиницы, рестораны и т. д. Иногда заключаются двусторонние соглашения между двумя странами. Мировой уровень регулирования торговли услугами в современных условиях представляет Всемирная торговая организация - ВТО. Преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле, она регулирует торговлю товарами и услугами на международном уровне. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г. На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило, осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. Ярким примером успешного регулирования международной торговли услугами на региональном уровне является ЕС, где в результате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима, в соответствии с которым фирмы-нерезиденты имеют на территории всех стран ЕС те же условия хозяйственной деятельности, что и фирмы-резиденты.Такой же принцип действует и в рамках Северо-Американского соглашения о свободной торговли (НАФТА). Итак, инструменты торговой политики, применяемые в области торговли услугами, могут быть разделены на меры регулирования доступа на рынок, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам-производителям услуг оперировать на местном рынке (ограничения на торговлю услугами и передвижение их производителей и потребителей, количественные квоты), и изъятия из национального режима, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными (ценовое стимулирование местных производителей и дискриминация иностранных). Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей и на двустороннем уровне между отдельными странами ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА. .1 Организационно-экономическая характеристика Гомельского региона Беларусь относится к числу малых индустриальных стран с ограниченными природными ресурсами и незначительной емкостью внутреннего рынка. В связи с этим активная внешнеэкономическая деятельность приобретает в республике приоритетное значение и во многом определяет общий характер развития хозяйственного комплекса. Важным условием экономического роста становится расширение экспортного потенциала, с которым связаны валютные поступления, необходимые для структурной перестройки экономики, модернизации производства, закупок топливно-сырьевых ресурсов. Развитие внешнеэкономических связей и повышение их эффективности объявлены приоритетными направлениями национальной экономической политики. Наиболее характерные черты, присущие экономике Республики Беларусь: - высокая степень открытости и интегрированности в мировой рынок (на 1 января 2012 г. экспорт товаров составил более 85 % от ВВП); - отсутствие богатых запасов природных ресурсов и зависимость от импорта сырья и энергоносителей; - исторически сложившаяся специализация экономики страны на переработке; - хорошо развитая промышленность, ведущие отрасли которой - машиностроение (производство сельскохозяйственной техники и большегрузных автомобилей) и нефтепереработка традиционно считаются наукоемкими. - преобладание в структуре экспорта товаров с невысокой добавленной стоимостью и полуфабрикатов. Глобализация постепенно превращает регионы в экономических агентов, субъектов мировой экономики. Они становятся составной частью мирового хозяйства, в них все в большей степени начинает доминировать новая стратегия развития, основанная на глобально ориентированной региональной политике и на глобальной конкуренции. Конкурентоспособные региональные экономики становятся основой устойчивого развития не только регионов, но и страны. Гомельская область, как и Республика Беларусь в целом, является до-статочно стабильным в социально-экономическом и политическом отношении регионом. Гомельская область является крупнейшей в Республике Беларусь. Площадь ее территории - почти сорок с половиной тысяч квадратных километров, что составляет пятую часть территории республики. Гомельщинарасположена на юго-востоке Беларуси. Граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской, Житомирской и Ровенской областями Украины. Дата образования Гомельской области - 15 января 1938 года. Гомель - областной административный центр. Территория области разделена на 21 район. В состав области входят 18 городов, 17 поселков городского типа и 2470 сельских населенных пунктов. В Гомельской области по состоянию на 1 января 2013 года проживает 1427,7 тысячи человек, в т.ч. в трудоспособном возрасте более 60%. Это составляет более 15% населения Республики Беларусь. Из них 72,9% населения живут в городах и поселках, 88,2% населения составляют белорусы, 7,7% - русские, 2,1% - украинцы. В административном центре - городе Гомель - численность населения составляет почти 513,3 тысячи жителей. В экономике региона занято более 630 тысяч человек. Скачать архив (364.2 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |