Главная » Экономика

Причины возникновения и формы проявления мирового финансового кризиса 2008 года

Оглавление

Введение

Причины возникновения финансового кризиса 2008 г.

Проявление финансового кризиса 2008 г.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Подобно Великой Депрессии 1929-1933 гг., причины которой обсуждаются до сих пор, среди журналистов, политиков и в академических кругах нет единого мнения на причины возникновения мирового финансового кризиса 2008 г. К примеру, одни винят банкиров за их спекуляции, сомнительные схемы, а также за жадность и коррумпированность. Другие, например, считают, что всему виной было решение позволить банку Lehman Brothers обанкротиться, что вызвало волну падения финансовых институтов и т.д. Вряд ли каждое из высказываемых мнений может быть охарактеризовано как однозначно правильное или однозначно неправильное. Мир столкнулся с системным кризисом, в основе которого лежит несколько взаимосвязанных факторов.

Итак, почему же кризис на таком небольшом сегменте финансового рынка, как субстандартное ипотечное кредитование обернулся глубокой мировой рецессией, сопровождавшейся падением объема мирового ВВП на 10% от величины мирового выпуска в 2008-2010 гг., не говоря об обесценении активов и прочих негативных последствиях?

Причины возникновения финансового кризиса 2008 г.

По мнению ученых, кризис был спровоцирован, главным образом, событиями в финансовом секторе (в первую очередь, в США), поведением органов надзора, а также дерегулированием экономики, которое началось в 1970-х гг. и было особенно интенсивным в период работы Администрации Джорджа Буша в США. Среди других причин также называют чрезмерно стимулирующую денежную политику Федеральной Резервной Системы в 2002-2004 гг., чрезмерный рост объема выдаваемых кредитов и «мыльные пузыри» на рынке недвижимости.

Сценарии «развертывания» крупнейших финансовых кризисов в развивающихся и промышленно развитых странах за последние несколько десятилетий сильно напоминают процесс возникновения рассматриваемого кризиса субстандартного ипотечного кредитования. В фазе циклического подъема экономики доминировал оптимистичный настрой на то, что в этот раз все сложится исключительно благополучно, до тех пор, пока очередной кризис не развеет иллюзии. Относительно текущего кризиса некоторые ученые утверждают, что степень опасности «мыльных пузырей» была осознана не сразу. Именно в недостатке макропруденциального надзора заключается, по мнению большинства ученых, основная причина кризиса. Это утверждение было высказано на саммите стран G-20, состоявшемся в 2009 г. в Питтсбурге.

Рассмотрим разные взгляды на природу происхождении кризиса.

Причины кризиса, относящиеся к финансовому сектору

Среди причин кризиса, относящихся к событиям в финансовом секторе, можно выделить две группы: «провалы» рынка и «провалы» государственного регулирования.

К «провалам» рынка относят:

.   Асимметричность информации в банковском секторе, а именно:

§ между банками и заемщиками,

§  при оценке финансовыми институтами степени рискованности финансовых продуктов. Реальная степень рискованности лишь частично известна публике и может быть совсем не известна рейтинговым агентствам. Кроме того, оценки рисков имеют микроэкономическую природу, они не учитывают того, насколько сильно инвесторы недооценивают риски в спокойные времена. Это приводит к возникновению рисков недобросовестности, если грамотное банковское регулирование не предотвращает этого.

Еще один, схожий с этим, «провал» рынка может быть вызван финансовыми инновациями, представляющими собой запутанные, трудные для понимания инструменты, подверженные риску, особенно если у инвестора нет опыта работы с такими инструментами. Это рассматривается как особая форма асимметричности информации.

.   Эффект масштаба. Если банк (или небанковский институт) становится слишком крупным, чтобы обанкротиться, или слишком крупным, чтобы его можно было спасти от банкротства путем предоставления финансовой помощи, то либо стратегии выхода становятся неприемлемыми вследствие масштабов убытков и других негативных последствий, либо финансовая помощь, необходимая для спасения от банкротства, настолько велика, что иного выхода, кроме как допустить банкротство, нет. Такая ситуация часто связана с высокой степенью монополизации финансового сектора.

3.      Спекулятивный рост цен на активы, который приводит к нерациональному размещению капиталов, образованию «мыльных пузырей» и крайне негативным последствиям «взрыва» этих «пузырей».

.        Сговоры олигополистов. В первую очередь, это касается рейтинговых агентств, которые могут вследствие имеющихся договоренностей с клиентами быть субъективными в своих оценках. Кроме того, в отношении рейтинговых агентств особое значение приобретает проблема асимметричности информации: в таких условиях распространяемая ими ложная информация (вследствие недостатка или заведомой ложности исходных данных) может привести к крайне негативным последствиям.

Имеющиеся «провалы» рынка должны устраняться государственным регулированием экономики, в первую очередь в финансовом секторе. Однако и у государственного регулирования могут быть «провалы». Относительно рассматриваемого кризиса обсуждаются три главных «провала»:

.   Многие исследователи полагают, что кредитно-денежная политика США после террористических атак в Нью-Йорке в 2001 году и после разрыва «мыльного пузыря» дот-комов носила чрезмерно стимулирующий характер. Слишком большое количество денег в обращении привело к повышению цен на активы, а не к повышению общего уровня инфляции, который мог бы быть сдержан глобальной конкуренцией.

Вообще говоря, Федеральная Резервная Система, как и любой центральный банк, может сдерживать и уровень цен на активы, и уровень инфляции, если будет строго соблюдать правило Тейлора. Но если центральный банк сосредоточен только на таргетировании инфляции, у него нет инструментов борьбы с «мыльными пузырями», образующимися в результате спекулятивных операций, в то время как они могут иметь серьезные макроэкономические последствия. Что касается Федеральной Резервной Системы, ее председатель Алан Гринспен и сменивший его Бен Бернанке, как и многие другие, считали, что кредитно-денежная политика должна быть нацелена только на таргетирование инфляции, а проблема «взорвавшихся» «мыльных пузырей» может быть решена путем предварительного проведения политики низких процентных ставок (как это было в 2001-2002 гг.), которую иногда называют доктриной Джексона Хоула. Эта доктрина основывалась на утверждении о всесильности кредитно-денежной политики, совершенно игнорируя такие проблемы, как ликвидные ловушки, сжатие кредита и системная финансовая нестабильность.

.   Одним из наиболее обсуждаемых «провалов» государства является недостаток контроля над банковской системой, причем не только в США. Это явилось следствием процесса постепенного дерегулирования экономики в последние десятилетия, сегментированностью власти и недостатка международной кооперации в сфере арбитражного судопроизводства, что в свою очередь было обусловлено верой в то, что рынок должен быть свободным, чтобы процветать. Некоторые исследователи придают первостепенное значение макропруденциальному надзору, в отличие от традиционного микропруденциального. По их мнению, даже если бы все банки имели надежное финансовое положение, риски могли бы возникнуть на макроуровне из-за незначительности изменений в более крупном масштабе. Это так называемая ошибка суммирования. Макропруденциальный надзор мог бы стать новым типом регулирования, который, возможно, было бы лучше поручить центральным банкам. Но этот тип регулирования потребует создания новых инструментов, которые могли бы вступить в противоречие с инструментами кредитно-денежной политики и привести к появлению ряда открытых вопросов. Кроме того, учитывая недостаточность традиционного микроэкономического регулирования банковского сектора в настоящее время, довольно неожиданным является предложение разработки нового подхода к регулированию. В то же время многие согласны с тем, что традиционное регулирование отставало от финансовых инноваций.

3.      Третий «провал» государства относится к государственной политике США, нацеленной на постепенное дерегулирование финансового сектора и противостоящей координированному международному финансовому регилированию. Кроме того, Администрация Президента Джорджа Буша неуклонно игнорировала проблемы финансового рынка, особенно «надувающийся» «мыльный пузырь» на рынке жилищного строительства. После того как разразился кризис субстандартного ипотечного кредитования, решение проблем на начальных этапах было неподходящим и неразумным, что завершилось кульминационным решением позволить банку Lehman Brothers обанкротиться. Администрация Президента также упорно не признавала что помимо кризиса ликвидности, разразился кризис платежеспособности.

Мнение Алана Гринспена, председателя ФРС США в 1987-2006 гг.

По мнению Алана Гринспена, которое в большей или меньшей степени разделяют другие влиятельные экономисты, повышение цен на жилье во всем мире (за исключением таких стран, как Германия, Япония и Швейцария) было спровоцировано не чем иным, как продолжительной тенденцией к низким долгосрочным реальным ставкам процента в мировом масштабе. Эта тенденция берет начало из последствий «Холодной войны», когда такие страны, как Китай, а позднее Россия начали производить продукцию для мирового рынка по низким ценам. Объем мировых сбережений превысил объем мировых инвестиций, что произошло во многом благодаря тому, что в 2000-2007 гг. темпы роста ВВП некоторых развивающихся стран в два раза превысили аналогичный показатель развитых стран. глобальный банковский финансовый кризис

Мнение Джозефа Стиглица

В своей работе «Доклад о реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса» Джозеф Стиглиц высказывает собственную точку зрения на причины возникновения кризиса и возможные пути его преодоления.

По мнению Стиглица, несмотря на то, что первые проблемы возникли в финансовом секторе, их причины лежали гораздо глубже и не могли быть устранены его простым «техническим ремонтом». Многие делают акцент на ошибках государственной политики, однако, как утверждает Стиглиц, это не означает, что можно оставить без внимания глубинные сбои самого рыночного механизма.

Сходство между рассматриваемым кризисом и некоторыми другими финансовыми и экономическими кризисами, включая Великую депрессию, позволяет предположить, что экономическая политика не полностью учла уроки прежних кризисов.

Когда общество готовится быстро ответить на кризис, ошибочно забывать более широкий контекст. Поэтому в своей книге Стиглиц уделил особое внимание макроэкономике.

Среди факторов, обусловивших появление кризиса, Стиглиц выделяет:

.   Роль экономических теорий

Одну из причин кризиса нужно искать в экономических теориях, которые служили обоснованием экономической и финансовой политики. Вера в рационализм участников экономических отношений; в то, что правительства менее знакомы с непогрешимыми экономическими принципами и менее мотивированы ими и поэтому их вмешательство, скорее всего, нарушит функционирование рыночных механизмов; в то, что рынок сам по себе эффективен и стабилен и к тому же обладает значительной способностью самостоятельно устранять нарушения экономического равновесия, - так же оказала свое влияние на проводившуюся макроэкономическую политику.

Великая депрессия показала, что рынок не является саморегулирующим механизмом и что для восстановления экономики необходимо вмешательство государства. После Великой депрессии многие государства стали проводить политику, обеспечивавшую автоматическую стабилизацию совокупного спроса и принимали по своему усмотрению различные меры для уменьшения экономической нестабильности. Но по мере того, как Великая депрессия и вызванная ею паника стали предаваться забвению, возвращалась вера в саморегулирующий характер рынка.

Мир быстро оправился от азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. и глобального кризиса ликвидности в мае 1998 г., что это в очередной раз породило иллюзию в саморегулирующий характер рынка.

Забыта историческая роль государственного вмешательства в процесс восстановления экономики.

.   Перемены в глобальной экономике

Степень международной экономической взаимозависимости способствовала усилению чувствительности глобальной системы экономики к внешним отрицательным воздействиям, негативно влияющим на глобальный совокупный спрос.

В некоторых странах ослабление мер по социальной защите населения и ограничение сферы применения прогрессивного подоходного налога ослабило действие автоматических стабилизаторов. В других - к аналогичному результату привели структурные изменения на рынке. Глобализация слишком часто использовалась как предлог для показной конкуренции в сокращении расходов на социальные нужды, что ускоряло глобальное движение по нисходящей.

Ограничения, наложенные на страны Европейского Союза условиями Пакта стабильности и роста, и озабоченность стран ростом бюджетного дефицита и национального долга осложняют проведение государством антикризисных мер.

Расширение масштабов кредитования позволило потреблению расти более высокими темпами по сравнению с ростом доходов. Однако эта поддержка совокупного спроса в свете растущего неравенства в доходах и благосостоянии осуществлялась за счет роста семейных долгов до беспрецедентно уровня.

Более того, политика многих развивающихся стран, направленная на сокращение внешних ограничений, привела ко всевозрастающим дисбалансам в глобальном масштабе, поскольку в некоторых из этих стран такая политика и полученное в результате ее активное сальдо торгового баланса являлись своего рода защитой от международной финансовой нестабильности.

.   Усиление неравенства как источник кризиса

Хотя экономическая глобализация способствовала быстрому росту ВВП, реальный рост экономического благосостояния был меньше из-за значительного ущерба окружающей среде. Глобализация также привела к возросшей неустойчивости доходов и росту их неравенства. Это было связано с возросшим неравенством в доходах не только внутри развивающихся стран, но и между самими развивающимися странами, а также между развивающимися и развитыми странами. В сочетании с изменениями на финансовых рынках такое увеличение неравенства доходов имело важные последствия для развития кризиса и для борьбы с ним.

Среди факторов, также способствовавших росту неравенства, были асимметричная глобализация, стимулировавшая движение капиталов в большей степени, чем рабочей силы; ослабление профсоюзов; недостатки в корпоративном управлении; отказ от социальных договоренностей, в результате чего еще больше увеличился разрыв в выплатах «топ-менеджерам» и «всем остальным сотрудникам».

.   Глобальные дисбалансы и дисбаланс в совокупном глобальном спросе

Решение многих стран Азии и Латинской Америки в ответ на кризис 1990-х гг. проводить политику укрепления балансов внешней торговли частично было причиной того, почему США смогли достаточно долго выдерживать растущий бюджетный дефицит. К тому же некоторые страны с переходной экономикой, специально избравшие стратегию роста на основе расширения экспорта, инвестировали полученные в результате этого резервы в иностранной валюте в официальные долларовые активы. Это наряду с доходами стран-нефтеэкспортеров от резкого повышения цен на нефть создало противовес возраставшему бюджетному дефициту США.

Увеличение глобальных дисбалансов стало внушать опасение, что они ведут к неустойчивости, а их колебания могут вызвать обвал финансовых рынков или кризис валютных курсов. Но те, кто ответственен за глобальную макроэкономическую политику, не предпринимали никаких соответствующих действий.

Коллапс кредитного рынка ослабил совокупное потребление и привел к резкому падению совокупного глобального спроса. Спад конечного потребительского спроса, как и возросшая стоимость кредита при сокращении его предложения, привели к корректировке запасов, что ускорило падение мирового ВВП.

.   Нестабильность и встроенные стабилизаторы

Ограниченная способность экономической системы реагировать должным образом на несбалансированность рынка также является предметом беспокойства. Экономические системы могли стать менее устойчивыми в результате ослабления государственных и частных автоматических механизмов, произошедшего из-за сокращения прогрессивной шкалы налогообложения, ослабления мер социальной защиты, большей гибкости в зарплатах и перехода от пенсионных схем с выплатой фиксированных пенсий, финансированных пенсий, финансируемых работодателями, к схемам пенсионного обеспечения на основе взносов работодателей и работников на паритетных началах на пенсионные счета работников. Новые банковские правила регулирования, включая учет в текущих ценах, могли фактически привести к созданию дестабилизирущих механизмов, уже встроенных в систему.

Проявление финансового кризиса 2008 г.

Темпы экономического роста США в январе - июне 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. понизились. Так, реальный ВВП США в январе - июне 2007 г. увеличился всего на 1,7%, тогда как в январе - июне 2006 г. - на 3,3%. Темпы роста были минимальными для первого полугодия за последние 4 года. Их снижение было обусловлено, в первую очередь, снижением уровня валового накопления в частном секторе. Уменьшение вложений в основной капитал объяснялось резким (на 16,4%) сокращением инвестиций в жилищное строительство (в январе - июне 2006 г. они возросли на 1,6%). Таким образом, спад в жилищном строительстве, постепенно развивавшийся с 2005 г., стал оказывать существенное влияние на макроэкономическую ситуацию и вызвал общее снижение инвестиционной активности.

Кризис распространялся от центра к периферии. По развивающимся странам, особенно их бедным слоям населения, кризис нанес самый сильный удар, хотя они не имели отношения к его возникновению. Даже государства с переходной экономикой и наименее развитые страны, хорошо управлявшие своим народным хозяйством, страдали от безработицы и сокращения производства. Более того, страны, имевшие наилучшие показатели в недавнем прошлом и начавшие наиболее успешно интегрироваться в глобальную экономику, пострадали сильнее всего.

Финансовый кризис коснулся даже одного из крупнейших финансовых центров мира - Швейцарию. ВВП страны сократился, экспорт упал на 20%.

Германию современный кризис коснулся меньше, чем других государств Европы и США. Это обусловлено очень сильным реальным сектором экономики. К тому же в Германии большая часть всей недвижимости арендуется, поэтому массового ее выброса со стороны кредиторов и обанкротившихся собственников не произошло.

Заключение

Международное сообщество должно работать над проблемами быстрого и устойчивого подъема мировой экономики и реформами, которые должны обеспечить долгосрочный, демократический, равноправный, постоянный и устойчивый экономический рост с учетом широкого круга идей и перспектив.

Не следует безоглядно доверять экономическим теориям. А политические действия должны иметь прочную основу, чтобы грамотно противостоять ударам по экономике.

Список использованной литературы

1. The Financial and Economic Crisis of 2008-2009 and developing countries. UNCTAD, UN, 2010.

2.      Доклад Стиглица. О реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса. Доклад Комиссии финансовых экспертов ООН. - М.: Междунар. Отношения.2010.

3.      http://stopcrisis.ru


Скачать архив (11.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: