Главная » Экономика

Причины и формы проявления мирового финансового кризиса

Содержание

Введение

. История современных мировых финансовых кризисов

.1 Кризис в США: истоки, причины и последствия

.2 Кризисная Европа

.3 История современного кризиса в России

. Антикризисная политика

.1 Преодоление кризиса в США

.2 Антикризисная политика Евросоюза и его субъектов

.3 Борьба с кризисом в России

. Пути выхода России из кризиса

.1 Стратегия опережающего развития

.2 Альтернативные меры по устранению кризиса в России

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Финансовый кризис, начавшийся в 2008 году в американской экономике и затронувший большинство стран мира, стал по истине масштабным явлением. Предшествующий двадцатилетний экономический рост и сам его характер в огромной степени изменили мир. Кризис показал, что эти достижения оказались нестабильными и потребовали кардинальных реформ банковской, производственной и законодательной сферы. Чем же грозит нам нынешний финансовый кризис? Что является его причиной - цикличность рыночной системы, порожден ли он развивающейся глобализацией или в корне лежат совсем иные причины, такие как человеческий фактор? Какие антикризисные меры должны быть приняты?

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением процессов деградации общества. Поэтому необходимо, во-первых, провести всестороннее научное исследование данной проблемы, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии экономики, во-вторых, выработать и применить меры по преодолению кризисной ситуации и по её будущему предупреждению.

Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения уроков современных финансовых кризисов, выявления их причин и форм проявления для дальнейшей выработки стратегии по предупреждению и устранению будущих финансовых кризисов.

Целью дипломной работы является нахождение способов предупреждения финансовых кризисов и способов выхода из них. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

изучить финансовые кризисы последних лет

изучить статистические данные

узнать, что могло послужить причинами кризисов

какие меры были приняты правительствами по выходу из кризисных ситуаций.

Объектом исследования является мировой финансовый кризис.

Предметом исследования служит изучение совокупности научно-практических знаний об особенностях современного финансового кризиса, предшествующих обстоятельствах, последствиях и антикризисных методах.

Для достижения цели и задач использованы методы системного, статистического, трендового, экономического анализа, аналитический подход.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможном дальнейшем использовании полученных в результате работы мер по преодолению кризиса в России.

1. История современных мировых финансовых кризисов

.1 Кризис в США: истоки, причины и последствия

Предшественником финансового, а затем и общего экономического кризиса в США был кризис ипотечных кредитов с высоким уровнем риска в 2006 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на 5 триллионов долларов.

Причиной ипотечного кризиса стал прокол экономического пузыря на рынке недвижимости США. После краха рынка недвижимости всё большее число заёмщиков было не в состоянии выполнять свои обязательства по ипотечным кредитам. В 2004-2007 годах кредиторы выдавали большое количество кредитов, и именно в этот период большинство заемщиков были не в состоянии выполнять свои обязательства. Рассчитывая на проведение рефинансирования на более выгодных условиях, а также из-за наличия привлекательных инновационных предложений (например, кредитов с низкими первоначальными выплатами), заемщики были склонны принимать на себя трудновыполнимые обязательства по ипотечным кредитам. Кроме того, во многих случаях потребители, которые могли бы претендовать на стандартные условия кредитования, получили субстандартные ипотечные кредиты (то есть специальные кредиты для лиц, признанных неплатежеспособными), хотя и соответствовали требованиям Федеральной корпорации жилищного ипотечного кредита (Freddie Mac) и Федеральной национальной ипотечной ассоциации (Fannie Mae). Это произошло из-за сокращения влияния предприятий с государственным участием (Freddie Mac, Fannie Mae) в сфере ипотечного кредитования и улучшения позиций частных компаний-кредиторов.

Кризис ипотечных кредитов поставил многие американские банки и инвестиционные компании в трудное положение, сильно сократив их прибыли за 2007 год. Положение многих компаний было настолько тяжелым, что в 2007 году многим из них пришлось прибегнуть к радикальным мерам, таким как смена главного управляющего.

В марте 2008 года один из крупнейших инвестиционных банков Bear Stearns оказался на грани банкротства и был куплен при финансовой поддержке государства США более крупным банком JPMorgan Chase. Bear Stearns стал первой крупной компанией, понесшей настолько тяжелый ущерб, среди инвестиционных банков. Активное вмешательство государства в дела банков стало первым сигналом тревоги.

К лету 2008 года ситуация продолжала ухудшаться. Проблемы финансового рынка США всё в большей степени отражались на других странах. По итогам первого полугодия в 2008 году прибыли ведущих европейских банков существенно снизились. По сравнению с 2007 годом, прибыли Deutsche Bank снизились на 93%, HBOS - на 72%, Fortis - на 35%. На ежегодной конференции ЦБ ведущих стран мира данное положение было охарактеризовано как «крайне неопределенное». Ряд экономистов высказали мнение, что кризис вовсе незакончен. Профессор гарвардского университета, бывший главный экономист МВФ Кеннет Рогофф напрямую заявил, что худшее еще впереди и в ближайшие месяцы стоит ждать банкротства очень крупного банка.

Проблемы усугубились в начале сентября, когда Fannie Mae и Freddie Mac, две крупнейшие организации, оперирующие на американском рынке ипотечных кредитов, оказались под угрозой разорения. 7 сентября 2008 года их активы были выкуплены государством, то есть фактически они были национализированы, хотя, конечно, администрация президента Буша старалась всячески избегать самого слова «национализация»

Надежды на то, что банковский сектор США сумеет преодолеть возникшие трудности, окончательно рухнули 15 сентября 2008 года, когда Lehman Brothers, третья крупнейшая инвестиционная компания США, объявила о своем банкротстве. Если учесть, что всего за неделю до этого компания Merrill Lynch, чей знаменитый бык традиционно являлся олицетворением Wall Street, была куплена провинциальным банком Bank of America, находящимся за сотни миль от Нью-Йорка, то можно понять, почему известие о банкротстве Lehman Brothers вызвало шоковую реакцию на мировых финансовых рынках.

Один из старейших инвестиционных банков США, Lehman Brother за долгие годы работы по всему миру завоевал репутацию весьма успешного финансового аналитика и инвестиционного консультанта. Тем не менее, закат Lehman Brothers был стремительным. Фактически он был обусловлен двумя причинами. Во-первых, Леманы очень много своих средств вложили в ипотечные ценные бумаги, которые стали главной причиной финансового кризиса в США. Во-вторых, правительство фактически отказало в финансовой поддержке банку, хотя рискованные ипотечные ценные бумаги покупали многие компании. В том числе и компания AIG, на спасение которой ФРС потратила $123 миллиарда.

Чистая прибыль инвестиционного банка в 2006 году выросла на 22,9%, до $4 миллиардов. Для сравнения: в 2005 году этот показатель составил $3,26 миллиарда. В том же 2006 году доходы банка увеличились на 20,2% - с $14,63 до $17,58 миллиардов. Более того, эти данные по прибыли и доходам превысили самые смелые прогнозы аналитиков.

Но уже летом 2007 года брокеры на Уолл-Стрит стали поговаривать, что Lehman brothers подделывают отчетность и уменьшают масштабы убытков от операций с печально известными теперь ипотечными облигациями. 9 июня 2008 года Lehman Brothers официально объявил о планах проведения дополнительной эмиссии акций на $5 миллиардов с целью привлечь новых акционеров. Однако накануне размещения акций рейтинговое агентство Standard & Poors снизило рейтинги банка. Уже через несколько дней банк опубликовал отчетность, увидев которую многие инвесторы были шокированы. Они начали поспешно распродавать акции Lehman Brothers, что привело к обвалу. И действительно, было чему испугаться. Впервые с 1994 года Lehman Brothers объявил об убытках - они составили $2,8 миллиарда только за первое полугодие 2008 года. Практически сразу после этого подали в отставку два топ-менеджера банка Lehman brothers - вице-президент по финансам Эрин Каллан и вице-президент по оперативным вопросам Джозеф Грегори. В день объявления об отставке этих менеджеров акции Lehman Brothers продолжили падение, потеряв 6,4%. Всего с января по июнь 2008 года банк подешевел на 64%. При этом представители банка уверяли, что серьезных проблем нет и что ситуация скоро изменится к лучшему.

Но лучше не стало. 25 августа 2008 года Lehman Brothers выставил на продажу свои активы суммарной стоимостью около $40 миллиардов. В них входили не только ценные бумаги, но и недвижимость банка и компания по управлению активами Neuberger Berman. Однако и это не помогло - большинство ценных бумаг оказались никому не нужным мусором.

Испытывая сильнейшие финансовые проблемы, руководство банка начало переговоры с американскими властями с предложением национализировать банк, чтобы спасти его от разорения. Однако ни ФРС, ни казначейство США не захотели спасать Леманов, как это накануне было проделано с ипотечными брокерами Fannie Мае и Freddie Mac. Таким образом, американские чиновники решили проучить топ-менеджеров, которые надеялись, что любые свои ошибки смогут исправить за счет государственной поддержки. Разорение должно было заставить остальных работать более ответственно. Многие агентства и газеты цитировали слова министра финансов США Генри Полсона: "Для формирования дисциплины на рынке и эффективного сдерживания рисков мы должны позволить финансовым компаниям разоряться. Набор наших инструментов сейчас ограничен ".

Скорее всего, руководители банка Lehman brothers догадывались о том, что их ждет публичная порка, поэтому на всякий случай и пытались продать банк Lehman brothers не только американским властям, но и иностранным инвесторам. Так, например, президент Lehman Brothers Ричард Фалд проводил переговоры о продаже акций с Korea Development Bank - государственным банком Южной Кореи. Корейцев банк, несущий огромные убытки, не заинтересовал. Тогда Фалд обратился с предложением в английский банк Barclays, а потом и в японский Nomura. На тот момент убытки Lehman Brothers превышали уже $6 миллиардов. Тем временем "The Wall Street Journal" опубликовал материал, в котором сообщалось, что потенциальные покупатели отказались от Леманов, когда чиновники ФРС дали понять, что не будут помогать банку.

Еще 12 и 13 сентября 2008 года в материалах о банке высказывались предположения аналитиков о том, что американские власти не допустят его разорения, но уже 15 сентября стало официальной датой начала конца банка. В этот день Lehman Brothers официально обратился в суд с заявлением о банкротстве. Это напрямую отразилось на стоимости банка. Если 12 сентября рыночная капитализация банка Lehman Brothers упала до $2,5 миллиардов, то к 16 сентября его оценивали менее чем в $250 миллионов.

Ситуация усугубилась на следующий день, после банкротства Леманов, когда стало известно о том, что крупнейшая американская страховая компания American International Group (AIG) находится в критическом состоянии. AIG владела почти вдвое большим объемом активов, чем Lehman Brothers. Кроме того, компания страховала более $400 миллиардов долга крупнейших финансовых организаций мира, поэтому перспектива ее банкротства вызвала крайне отрицательную реакцию на финансовых рынках. Ставка суточных межбанковских кредитов LIBOR (London Interbank Offered Rate) подскочила 16 сентября вдвое - до 6,44%. Рост ставки отразил высокий уровень недоверия среди банков и других финансовых организаций, которые не хотели расставаться с наличностью в условиях, когда «монстры» финансового рынка один за другим объявляют о банкротстве. Увеличение ставки LIBOR имело отрицательные последствия для рынка кредитов в целом и, особенно, для ипотечного рынка, так как большинство кредитов в США привязано к этому показателю.

Ведущий фондовый индекс США Dow Jones Industrial Average 16 сентября снизился на 4,42% до 10 917 пунктов, что явилось самым резким падением этого индекса с момента терактов 11 сентября 2001 года. В последующие дни ощутимое снижение биржевых котировок было отмечено на фондовых рынках Западной Европы и Азиатского региона. В Европе ситуация усугубилась из-за известия о том, что английский крупнейший ипотечный банк HBOS (Halifax Bank of Scotland) был поглощен под угрозой разорения крупным английским банком Lloyds TSB. Шоковая волна накрыла и российский фондовый рынок: 16 сентября индекс РТС упал более чем на 11%, а ММВБ - более чем на 17%. Отечественные индексы обвалились до минимумов трехлетней давности. 17 сентября снижение показателей продолжилось, и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) временно остановила торги на РТС и ММВБ.

сентября Администрация США заявила о том, что выделяет $85 миллиардов на спасение компании AIG. Фактически речь шла опять о национализации: государство выкупило 80% акций компании и полностью сменило ее руководство. Рынки надеялись, что также будет снижена ставка Федеральной резервной системы США, чтобы помочь банкам преодолеть кредитный кризис, однако ставка была оставлена без изменений. Цены на золото и другие металлы резко подскочили.

Последующее развитие событий свидетельствовало о том, что рынки находятся в состоянии паники. Сначала в течение нескольких дней (18-19 сентября) фондовые индексы бурно росли и в итоге почти вернулись к уровню 15 сентября. Так, индекс американского фондового рынка S&P 500, который имеет более широкую базу по сравнению с индексом Dow Jones Industrial Average и который в предыдущие три дня упал на 7,6%, за два дня (18-19 сентября) увеличился на 8,5%, что явилось его рекордным приростом за последние 20 лет. На российском фондовом рынке 19 сентября индекс ММВБ подскочил на 17,9% до 1006,81 пунктов, а индекс РТС - на 13,97% до 1206,77 пунктов. РТС вынуждена была остановить торги на один час (теперь уже по причине слишком сильного роста котировок), а ММВБ прекратила куплю-продажу акций до понедельника, 22 сентября (рисунок 1).

Рисунок 1: динамика индексов РТС в 2008 году

сентября два крупнейших инвестиционных банка США - Goldman Sachs и Morgan Stanley, - сумевших до сих пор удержаться на плаву, сделали важный радикальный шаг: они изменили свой легальный статус, превратившись из инвестиционных банков в коммерческие. Дело в том, что долгое время (со времен Великой депрессии) в США существовал законодательный запрет на совмещение банками коммерческой и инвестиционной деятельности. Данный закон (Glass-Steagall Act), принятый в 1933 году, был отменен лишь совсем недавно, в 1999 году. Превращение Goldman Sachs и Morgan Stanley имело следующие цели: получение более широкого спектра кредитов, в том числе и федеральных; обеспечения прочной основы бизнеса в форме широкой базы депозитов; изменения статуса регулирования, а именно значительного регулирования со стороны государства. Последнее особенно важно, так как оно было призвано послужить базой для восстановления доверия со стороны инвесторов. Именно проблема сохранения доверия стала ключевой проблемой современного кредитного кризиса, который был назван ведущими экономистами кризисом доверия.

Непрекращающаяся цепь банкротств и поглощений среди банков вынудила американскую Администрацию пойти на чрезвычайные меры: Конгрессу в выходные (27-28 сентября) был в экстренном порядке предложен законопроект, направленный на поддержку банковской системы США. Его авторами были председатель ФРС США Бен Бернанке и секретарь Казначейства США Генри Полсон. Законопроект предусматривал выделение $700 миллиардов для покупки государством у банков убыточных залоговых активов. Это огромная сумма даже для американского бюджета. Для сравнения государственные расходы США в 2009 году на медицину запланированы в размере $632 миллиардов, а на социальное страхование - в размере $651 миллиарда. Кроме того, законопроект наделял секретаря Казначейства уникальными полномочиями по распределению указанных средств без права оспаривания в суде его решений, а также предусматривал ослабление ограничений на увеличение государственного долга США, максимальный лимит которого должен был возрасти до $11,315 триллионов, что представляется грандиозной суммой. Ряд экономистов выступили с осуждением плана Полсона, выдвинув простую и всем понятную логику: с какой стати государство хочет принять на себя столь неподъемный финансовый груз и почему простые налогоплательщики должны платить за ошибки банкиров с Уолл-Стрит?

В понедельник, 29 сентября, когда стало очевидно, что Конгресс не одобрит законопроект (так оно к вечеру и произошло: 205 голосов за и 228 голосов против), фондовые рынки в очередной раз рухнули. Ведущий индикатор в США, Dow Jones Industrial Average, упал на 7%. Обострился кризис на международных финансовых рынках. Так, ставка LIBOR подскочила до рекордно высокого уровня в 6,88%, а EURIBOR (Euro Interbank Offered Rate) по месячным кредитам достигла 5,05%. Еще хуже оказалось то, что рынок краткосрочных кредитов оказался полностью парализованным.

Единственными источниками денежных средств оставались центральные банки, а кроме них никто не желал давать в долг. Центральные банки ведущих стран мира предоставили в тот день кредитов на $620 миллиардов - сумму, вдвое превышающую финансирование в предыдущие дни, но это не улучшило ситуацию. Кризис наличности настиг даже те страны, которые были уверены, что обладают иммунитетом против кредитного кризиса. Так, Центральный банк Арабских Эмиратов был вынужден предоставить на внутренний денежный рынок экстренное финансирование в размере $13,6 миллиардов, что было охарактеризовано как «беспрецедентный шаг».

Во вторник, 30 сентября, Президент США Джордж Буш выступил с официальной речью, в которой заявил, что процесс работы над планом спасения (Bailout plan) не закончен. План будет в срочном порядке переработан и вновь предложен Конгрессу для обсуждения. В своей речи Президент США охарактеризовал текущий кризис как «наихудший финансовый кризис со времен Депрессии», который выплеснулся за пределы Wall Street и реально угрожает не только всей финансовой системе, но и экономике в целом, и не только США, но и всего мира.

Процесс корректировки плана Полсона был проведен в минимально возможные сроки. Уже в четверг, 2 октября, новый проект был выдвинут на обсуждение в Конгресс. В переработанном и уже одобренном Сенатом виде он имел гораздо более высокие шансы быть принятым в палате Представителей. Самое главное, что новый план был по-другому преподнесен: Белый дом постарался убедить Конгресс, что на этот раз речь идет не о плане спасения банкиров с Уолл-Стрит, а о предотвращении мощнейшего кризиса в американской экономике в целом, который будет иметь катастрофические последствия для простых людей. Другими словами, план был переориентирован с Wall Street на Main Street.

Не питая особых иллюзий, что принятие данного плана в один день избавит американскую экономику от всех проблем, Конгресс тем не менее одобрил законопроект 3 октября, в пятницу, мотивируя это тем, что наличие хоть какого-то плана действий лучше, чем ничего, и что создавшаяся ситуация требует принятия немедленных и решительных мер.

На этом, казалось бы, триллер драматических событий на финансовом рынке США, за которым в течение почти месяца напряженно следил весь мир, должен был закончиться хотя бы на время, но этого не произошло. Как показали дальнейшие события, эйфория по поводу принятия плана Полсона, которая и в пятницу-то была минимальной, к понедельнику, 6 октября, окончательно испарилась. Осознание того, что «больному» еще очень далеко до выздоровления, снова повергло рынки в состояние депрессии.

Мировой финансовый кризис и проблемы банковского сектора в 2008 году обошлись экономике США в 12,8 триллиона долларов, подсчитали финансисты. Миллионы американцев остались без медицинского страхования, 15% граждан до сих пор питается по талонам

Потери экономики США от снижения ВВП в период с 2008 по 2018 год составили примерно до 7,6 триллиона долларов. Остальные 5,2 триллиона долларов - средства, потраченные правительством страны на стимулирование экономического роста и государственную поддержку. Об этом пишет издание The Washington Times со ссылкой на исследование организации Better Markets, выступающей за проведение финансовых реформ и ужесточение нормативного регулирования финансового сектора.

"Ключевое оружие, использованное Уолл-стрит для уничтожения, ослабления или избегания регулировок финансового сектора - это, в первую очередь, ложь о расходах на финансовые реформы, в то время как никогда не упоминалось цены кризиса для американского народа. Мы надеемся, наше исследование изменит полемику, сконцентрировав внимание на подсчетах чудовищных затрат и боли, нанесенных Уолл-стрит всей нашей стране", - сообщил президент Better Markets Дэнис Келлехер.

Исследование опубликовали накануне четвертой годовщины коллапса крупнейшего инвестиционного банка Lehman Brothers, ставшего началом мирового финансового кризиса. Согласно результатам работы, в среднем доходы семей в США за 2007-2010 годах сократились на 40%. Совокупный объем доходов американцев в январе 2009 года снизился до 55 триллионов долларов с 74 триллионов долларов по состоянию на июль 2007 года.

Кризис привел к тому, что в 2010 году количество живущих за чертой бедности граждан достигло 46,2 миллиона. Это самый высокий показатель более чем за полвека. Почти десять миллионов американцев лишились медицинского страхования, а более 46 миллионов человек (или 15% населения США) в настоящее время пользуются талонами на питание, которых стало на 13 миллионов больше, чем в 2009 году.

Финансисты говорят, что лопнувший финансовый пузырь послужил лишь спусковым механизмом для взрыва более крупного пузыря. Впоследствии Финансовый кризис в США стал причиной мирового кризиса. По мнению аналитиков, американские инвестиционные структуры, сталкивающиеся с проблемами на внутреннем рынке, начали сбрасывать свои зарубежные средства, что вызвало отток денежных средств с рынков новых развивающихся стран. В результате чего, от кризиса, возникшего в США, начал страдать весь мир.

Многие американские финансовые аналитики, политики, экономисты пытаются переложить вину создания кризиса на другие страны. Так председатель Федеральной резервной системы США Бен Бернанке в январе 2009 года виновными считал огромные банковские вклады населения Китая и других стран. Через год аналогичная версия была высказана экономистом Рикардо Кабальеро. Он считает, что положительной средой сбоя в финансовой системе США стали иностранные капиталовложения, в частности - из Китая и Саудовской Аравии. Китай закупал все больше и больше долгосрочных облигаций Казначейства США, что привело к снижению их доходности. В результате, американские банки были вынуждены выкинуть свои активы на ипотечный рынок. В ответ на это, китайская газета Жэньминь Жибао напоминает, что в США денежно-кредитная политика с низкой процентной ставкой проводится с 90-х годов прошлого века, а в то время у Китая и других новых развивающихся стран не было ни большого активного сальдо, ни огромной суммы сбережений. Поэтому ни Китай, ни какие-либо другие азиатские страны не могут быть виноваты в активном использовании дешевых потребительских кредитов населением США. 13 января 2010 года начала работу комиссия, созданная Конгрессом США, по расследованию причин кризиса.

Большинство ведущих экономистов мира пришли к выводам, что в основе данного кризиса лежат следующие причины:

безответственная практика выдачи ипотечных кредитов;

бесконтрольная перепродажа банками ипотеки в составе сложного структурированного финансового пакета;

игнорирование рисков из-за слепого доверия современным производным инструментам страхования;

чрезмерное использование сложных кредитных деривативов;

недостаточное регулирование со стороны государства, особенно в области использования кредитных свопов;

крайне высокий уровень левериджа у большинства современных инвестиционных компаний;

заоблачно высокий уровень компенсации, выплачиваемой управляющим банков и инвестиционных компаний.

Традиционно банк, выдающий ссуды на строительство жилья, тщательно проверял платежеспособность заемщика, так как был заинтересован в своевременном возвращении выданного кредита. В последнее время данная связь между банком-кредитором и клиентом-заемщиком оказалась разорванной: банки выдавали ссуды всем подряд, а затем спешно перепродавали их другим банкам или финансовым организациям в составе уже сложного пакета различных финансовых инструментов, а те перепродавали их еще кому-нибудь и так далее.  Банки, не желая вникать в детали покупаемых ими у других банков ипотечных кредитов, просто-напросто приобретали у крупных компаний (например Lehman Brothers) страховку на данные ипотеки и считали это достаточной защитой от риска неплатежа со стороны заемщика.

Имеет смысл рассмотреть подробнее, что это за инструменты и каким образом они могли привести к столь катастрофическим последствиям.

Кредитные деривативы

Суть кредитных деривативов заключается в страховании долга компании на случай ее банкротства. Согласно определению, кредитный своп - это соглашение, по которому компании А предоставляется право продать некую облигацию, выпущенную компанией В, за ее номинальную стоимость компании Б в случае, если по облигации будет объявлен дефолт. В обмен на это право компания А осуществляет периодические платежи компании Б. Обычно такого рода свопы исполняются путем поставки облигации, но возможен и расчет наличными.

Кредитные свопы были изобретены совсем недавно. Первые сделки по ним относятся к 2001 году. Вплоть до 2004 года рынок кредитных деривативов (credit derivatives), включая кредитные свопы (credit default swaps), развивался крайне медленно. Однако в последние три года он стал расти невероятно высокими темпами (выше 100% в год). Так, если в 2000 году объем мирового рынка кредитных свопов оценивался в $631 миллиона, то к середине 2007 года он достиг $46 триллионов.

Во многих источниках конкретный механизм сделки по кредитному свопу описывается весьма туманно. Комментируя эту неясность, окружающую кредитные деривативы, автор одной из статей на данную тему иронично пишет: «Что же такое кредитные деривативы? Ведущий фондовый аналитик Financial Times Джилиан Тетт попыталась это выяснить, но так и не смогла. «Ходят слухи, что лет десять назад несколько банкиров из JP Morgan кутили во Флориде и развлекались, бросая друг друга в бассейн, как вдруг им пришла в голову идея нового финансового инструмента, который должен был быть слишком сложным, чтобы его было трудно скопировать, и который таким образом позволил бы им зарабатывать еще большие прибыли»». Данное едкое высказывание - это, конечно, шутка, но не зря говорят, что в каждой шутке есть доля правды.

Еще в 2004 году Алан Гринспэн, бывший в то время председателем Федеральной резервной системы США, распорядился навести порядок с учетом кредитных деривативов, так как был «откровенно шокирован» положением дел в этой сфере. Тем не менее, в мае 2006 года в одном из своих пресс-релизов ISDA (Международная ассоциация свопов и деривативов) официально признала, что из общего числа сделок по кредитным свопам, проверенных экспертами Ассоциации, каждая пятая содержала существенные ошибки. Более 90% сделок по кредитным свопам в США были неправильно документально оформлены.

В 2005-2006 годах в западной прессе развернулась горячая дискуссия по поводу кредитных деривативов. Касалась она не порядка их учета и оформления, а их предназначения. По своей сути это механизмы, страхующие клиента на случай объявления дефолта по облигациям, которыми владеет клиент. Казалось бы, цель хорошая. Однако многие эксперты высказали противоположное мнение. О катастрофических последствиях злоупотребления этим финансовым инструментом, назначение которого в принципе состоит в защите от рисков, предупреждал еще в 2003 году Уоррен Баффетт, имеющий титул «самого успешного инвестора в мире» и занимающий согласно Forbes второе место в списке самых богатых людей в мире. Пять лет назад Баффетт охарактеризовал данные производные инструменты как «бомбу замедленного действия» и «оружие массового финансового поражения», которые рано или поздно спровоцируют кризис во всей кредитной системе. Объяснил он такую характеристику тем, что на практике наличие такого рода инструментов лишь поощряет компании инвестировать в рискованные облигации.

Опасно высокий леверидж

Кредитный кризис никогда не смог бы достичь столь грандиозных масштабов, если бы не опасно высокий уровень левериджа, который поддерживали в последнее десятилетие финансовые компании. Леверидж действует как рычаг, который в благоприятных условиях многократно увеличивает прибыли, однако при кризисе способствует многократному росту убытков. Показатель левериджа раньше всегда оставался в тени, не привлекая внимания широкой прессы, но после сентябрьского кредитного кризиса о нем все заговорили. Рассмотрим подробнее данный показатель и его значение.

Леверидж (от англ. Leverage - «рычаг») - это показатель, дающий соотношение между всей стоимостью инвестиций и объемом средств, необходимых для их контроля: Леверидж = Полная стоимость актива / Первоначальный платеж, дающий право контроля. Леверидж обычной сделки купли-продажи, по которой товар переходит в собственность покупателя только после его полной оплаты, равен 1:1. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФЛ = (1 - Снп) * (КВРа - ПК) * ЗК/СК,

где ЭФЛ - эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %; Снп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; КВРа - коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %; ПК - средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %; ЗК - средняя сумма используемого предприятием заемного капитала; СК - средняя сумма собственного капитала предприятия.

Если для покупки актива ценой $200 требуется для получения права владения внести первоначальную сумму в $100, то леверидж составит 2:1. Такой уровень левериджа характерен, например, для американского фондового рынка, где необходимо оплатить не менее 50% стоимости приобретенных акций, чтобы получить право ими распоряжаться.  Если для покупки актива ценой $200 достаточно внести лишь $10, то леверидж будет весьма высоким, а именно 20:1. Механизм, например, производного (фьючерсного) рынка не предполагает немедленной оплаты купленной ценности. Для того чтобы купить или продать контракт, достаточно лишь внести первоначальную маржу (депозит), которая составляет примерно 5-10% от стоимости контракта.

Таким образом, для рынка деривативов ввиду низкого уровня маржи характерен очень высокий уровень левериджа, а именно 10:1, 20:1 и даже более. В результате относительно небольшие изменения цены фьючерсного контракта приводят к значительному притоку (или оттоку) средств на счет клиента. Высокий уровень левериджа на фьючерсном рынке может быть источником как огромных прибылей, так и больших потерь. Незначительные изменения цены фьючерсного контракта дают большую разницу в стоимости инвестиций. Именно высоким уровнем левериджа объясняется повышенный риск фьючерсных операций.

Не следует забывать, что привлекательная вероятность крупного выигрыша может на практике обернуться солидными убытками. Отчаянное желание умножить свой капитал в сочетании с принятием на себя чрезмерных рисков на рынке фьючерсов и опционов способно привести к поистине катастрофическим последствиям. Рынок деривативов не случайно относится к высоко рискованным сферам вложения капитала. Один из самых крупных проигрышей в истории рынка деривативов составил $2,6 млрд. Именно такую сумму потеряла в 1995 году японская компания Sumitomo Corp. в результате неудачных операций на рынке медных фьючерсов. Руководитель брокерского отдела компании был, конечно, сразу же уволен.

Леверидж - очень простой и одновременно полезный показатель, который часто недооценивают или, скорее, не осознают масштаба его влияния. Тем не менее, он является четким индикатором уровня риска, с которым приходится иметь дело инвестору. Чем выше леверидж, тем выше риск со всеми вытекающими последствиями, как позитивными, так и негативными. Например, в популярных на рынке Forex дилинговых операциях леверидж достигает 100:1. Необходимо понимать, что участие в этих банковских азартных играх связано с невероятным уровнем риска для инвестора, последствия которого могут быть гибельными.

Злоупотребления левериджем и деривативами со стороны банков и инвестиционных компаний оказались возможными ввиду отсутствия контроля и регулирования со стороны государства. Это, безусловно, большая ошибка государственных органов и урок им. В корне данных злоупотреблений лежит примитивная жажда прибыли, которая оказалась ничем и никем не ограничена. Прибыли крупнейших инвестиционных домов на Уолл-Стрит достигли в последние годы астрономических масштабов. Соответственно, возросло вознаграждение их директоров. Так, главный управляющий Lehman Brothers Ричард Фулд, который привел компанию к банкротству, заработал за срок своей службы в общей сложности $400 миллионов. Компания в итоге лопнула как мыльный пузырь, ибо у грандиозного роста прибылей не было никакой реальной основы. Должен ли управляющий нести за это наказание и какое? До сих пор такие вопросы в США как-то не поднимались, но кредитный кризис заставил взглянуть по-другому на данную проблему. 6 октября Ричард Фулд был вызван в Конгресс для дачи показаний, поскольку всего за несколько месяцев до краха он публично заявлял инвесторам о том, что Lehman Brothers ничего не угрожает. Слушание в Конгрессе выявило целый ряд случаев, когда главный управляющий Lehman Brothers давал инвесторам заведомо ложную информацию и когда управляющему звену были выплачены неоправданно высокие бонусы. Так, в ходе слушания выяснилось, что всего за четыре дня до краха Фулд подписал распоряжение выплатить бонус в $18 миллионов двум топ-менеджерам компании, которые были им уволены и которые, как он тогда уже отчетливо понимал, нанесли ущерб компании. Точка в этом деле еще не поставлена.

Данный кризис обнажил множество проблем современного капиталистического мира, которые требуют переосмысления и выработки нового подхода к их решению.

Уверенные заявления руководителей европейских стран (включая Россию) в самом начале кредитного кризиса в США о том, что банковской системе Европы (в том числе России) ничего не угрожает и что данный кризис - это сугубо американское явление, были вскоре перечеркнуты поведением фондовых рынков, которые первыми почувствовали опасность и среагировали на неё. Причем реакция была гораздо острее, чем в США. Ни в одной стране мира падение национальных фондовых индексов не было столь сильным, как в России. К октябрю 2008 года ведущие страны мира пришли к соглашению, что разворачивающийся кредитный кризис охватил все страны и угрожает гораздо более серьезными фундаментальными последствиями, если в ближайшее время не будут предприняты скоординированные действия по выходу из кризиса. Для обсуждения возможных действий и путей выхода из кризиса была проведена встреча министров финансов стран «большой семерки» (10 октября) и экстренный саммит 15 европейских стран, использующих евро (12 октября), на которых был одобрен ряд необходимых мер, как, например, введение государственных гарантий на банковские депозиты и оказание финансовой помощи проблемным банкам.

1.2 Кризисная Европа

Экономический кризис, начавшийся в США, не мог не затронуть и страны Старого света. Европейское сообщество прочно интегрировано в мировую экономику, в которой США играют главную роль, управляя всеми главными финансовыми потоками.

Промышленность Европы связана деловыми отношениями и контрактами не только с Соединёнными Штатами, но и с развивающимися странами, которые, в свою очередь, испытали на себе негативные последствия кризиса в США. Поэтому, с одной стороны, вовлечённые в сферу финансовых рынков США, европейские банки несут убытки, стараются избавиться от стремительно дешевеющих бумаг американских компаний. С другой стороны, многие европейские компании, так же, как и американские, ощутили падение спроса на свою продукцию. Им уже не хватает оборотных средств. А банки, напуганные кризисом и занятые минимизацией потерь, ограничивают выдачу кредитов производителям. Дальше - всё как по нотам: спад производства, уменьшение потребления энергоносителей, коллапс на рынке труда.

В январе 2008 года Жером Кервьель, трейдер Французского банка Societe General открыл позиции на европейских фондовых биржах, в результате, которых банк понес убытки в размере 5 миллиардов евро, после закрытия этих позиций на сумму 50 миллиардов евро последовала волна распродаж и падение биржевых индексов. Это событие стало предвестником начинающегося кризиса в Европе.

Далее статистика показывает, что по Европе расползается кризис. В самой тяжелой ситуации оказалась Исландия. Осенью власти этой страны заявили, что страна может стать банкротом, так как не сможет расплатиться с внешними долгами. Исландии потребовались кредиты, за этим она даже обратилась к России, в итоге взяла кредит в МВФ. В дальнейшем для спасения экономики, правительство Исландии, видимо, решило девальвировать национальную валюту в 3 раза. Финансовый кризис в Европе распространился на все страны Еврозоны и Европы в целом.

Финансовый кризис в Европе стал отражаться на промышленном производстве. К примеру, продажи автомобилей в мае 2008 года сократились на 7,8% по сравнению с 2007 годом. В Испании стала расти безработица, достигнув 10%. В Испании, где в прежние годы был строительный бум, цены на недвижимость упали на 20%, продажи автомобилей в июне упали на 27,5%, также снизился уровень розничных продаж (диаграмма 1). Кризис в Европе распространился и на Ирландию, был зафиксирован рекордный спад ВНП на 1,5%, а Ирландия стала первой страной Европы, вошедшей в рецессию. В Италии сокращается производство на заводе Fiat и временно увольняется часть персонала.

Диаграмма 1 Продажи автомобилей в Европе 2007-2008 г (шт)

В 2008 году в разные время фиксировался спад промышленного производства и сокращение ВВП стран Еврозоны. Первое полугодие показало начинающийся экономический кризис. Одной из первых стран в рецессию вошла Эстония, сокращение ВВП, в которой составило 0,5 и 0,9 % в первом и втором квартале соответственно. Экономика Латвии сократилась на 0,3 и 0,2 %, Дании на 0,6% в первом, ВВП Италии сократился на 0,3% во втором квартале, в это же время из-за кризиса экономика Франции сократилась на 0,3%, а Финляндии на 0,2. Во втором полугодии стали все четче прослеживаться признаки финансового кризиса в Европе. Германия единственная страна Евросоюза, которая во время, когда все падали показывала небольшой рост, но во втором полугодии присоединилась к жертвам кризиса.

В начале декабря 2008 года стало понятно, что финансовый кризис в Европе, впервые за 15 лет, вылился в рецессию экономики Еврозоны, а ее ВВП сокращался на 0,2% в течение второго и третьего квартала.

В том, что дела в Европе со временем идут не лучше, а хуже, уже мало кто сомневается. Всё чаще звучат голоса о «великом крахе», которого не миновать. Неясно, то ли сначала поднимет руки вверх Испания, то ли сначала капитулирует перед ворохом финансовых проблем «техническое правительство» Италии.

В условиях глобализации кризис 2008 года быстро распространился на всю Европу, поначалу выразившись кризисом ликвидности и затем поразив реальный сектор. К концу 2008 года экономики стран Европы были подвержены рецессии. Во втором квартале 2008 года произошло абсолютное сокращение ряда ключевых показателей по отношению к первому кварталу, в котором они имели прирост. В первом квартале 2009 года безработица в странах ЕС составила 8,4% (рисунок 2). Падение ВВП составило более 4%. Кризис активно распространялся на все ведущие экономики мира.

Бывший президент России Дмитрий Медведев накануне Вашингтонского антикризисного саммита «Группы двадцати» высказал мнение, что с таким кризисом человечество столкнулось впервые и что он не сопоставим даже с кризисом времен Великой депрессии.

Политика выхода из кризиса всегда носила исключительно национальный характер и приводила к принятию протекционистских мер, в то время как ответом на глобальный кризис экономики должна стать скоординированная единая антикризисная политика пострадавших стран.

Рисунок 2: динамика уровня безработицы в Европе

В последние годы Евросоюз становится инициатором международного регулирования по широкому кругу областей. Евросоюз полноправно задает тон и параметры формирования новой системы международного экономического регулирования, так как является наиболее продвинутой интеграционной экономико-политической структурой в мире. Евросоюз также является инициатором международной координации по принятию антикризисных мер. По его инициативе, в ноябре 2008 года, в Вашингтоне был созван саммит представителей ведущих стран мира, с которого началась выработка глобальной антикризисной политики.

Для ЕС способность правильно реагировать на происходящее в кризисной ситуации является проверкой на прочность Евросоюза как объединения. В кризис каждая страна, в стремлении защитить свою экономику, может забыть об обязательствах перед партнерами, старается ввести протекционистские меры в интересах своих производителей. Поэтому наличие общей скоординированной политики в кризис особенно показательно с точки зрения определения степени единства экономических интересов стран внутри союза.

До мирового кризиса 2008 года в Евросоюзе не было антикризисной политики, потому что не возникало острой необходимости в её проведении. Тем не менее, ЕС обладает мощными инструментами воздействия на макроэкономическую среду, успешно дополняющими национальные инструменты регулирования входящих в него стран с точки зрения способности противостоять глобальным экономическим вызовам времени. Для проведения общей политики есть соответствующие институты, механизмы, правовая база, инструментарий. Есть и солидная основа в виде таможенного союза, емкого единого внутреннего рынка, валютного союза, укрепляющих мировые позиции ЕС и расширяющих возможность противостоять внешним экономическим потрясениям. Среди всех международных экономических объединений ЕС имеет самые расширенные возможности координирования национальной политики стран-членов.

Но, несмотря на весь широкий инструментарий, которым, в принципе, Евросоюз воспользовался в полной мере, на сегодняшний день ЕС стоит на грани развала по причине сильнейших кризисов в ведущих его странах.

Несомненным лидером Европейского союза является Германия. Экономический рост хотя и далек от рекордных показателей прежних лет, но сохраняется. Немецкий экономический институт IFW предсказал, что экономика страны вырастет в этом году на 0,7%. Более осторожно высказался Бундесбанк - на 0,6%. Неплохо выглядит и рынок труда. Безработица в течение года сократится почти на 500 тысяч человек и не превысит 6% (против 11% по ЕС в целом). Германский капитал может быть доволен: его позиции в ходе кризиса только укрепились. Однако для большинства немецких граждан картина триумфа Германии на фоне кризиса представляется не столь благостной. В марте 2012 года Институт занятости и квалификации при университете Дуйсбурга-Эссена обнародовал результаты исследования об уровне зарплат в ФРГ. Оказалось, что 8 млн. немецких трудящихся зарабатывают не более 9,15 евро в час - до вычета налогов, 1,4 миллиона не получают и пяти евро, 800 тысяч работающих на полную ставку жителей ФРГ вынуждены довольствоваться менее чем тысячей евро в месяц. При этом зарплаты 23% немцев находятся в сегменте максимально низких, если не нищенских. Еще более поражает воображение тот факт, что в «социальном государстве» с 1995-го по 2010 год число работников, получающих минимально возможное вознаграждение за свой труд, выросло на 2,3 миллиона человек. В 2010 году средняя зарплата за час труда в секторе наиболее низко оплачиваемых рабочих мест составляла 6,68 евро в западных землях и 6,52 - в восточных. Более 4,1 миллионов занятых получали меньше семи евро в час, почти 2,5 миллиона - меньше шести, почасовая зарплата 1,4 миллиона человек не достигала 5 евро. С каждого заработанного евро на руках у среднестатистического жителя Германии остаётся сейчас только 47 центов. С точки зрения статистки это значит, что и наёмные рабочие, и предприниматели с 1 января вплоть до 13 июля трудятся исключительно на государство. Лишь с 14 июля заработанные деньги начинают поступать в карман честного налогоплательщика. Налоговый пресс на работающего одиночку в ФРГ составляет 55,5%. При этом средний показатель у 30 крупнейших государств мира составляет здесь только 41,8%. Такая же ситуация и в отношении налоговых выплат у немецкой семьи с двумя детьми. В ФРГ эта цифра почти на 10% больше средних показателей по остальному миру: 45,3% против 34,7%. Не легче приходится и немецким пенсионерам. Недавно министр труда Урсула фон дер Ляйен объявила о повышении пенсии с 1 июля, назвав это «радостным известием» для всех 20 миллионов пенсионеров. Однако не секрет, что повышение пенсии на два с небольшим процента даже не сможет компенсировать инфляцию, которая составила 2,3%. Поскольку рост пенсии в Германии уже традиционно не успевает за ростом цен, покупательная способность немецких пенсионеров за последние 7 лет упала на 9%.

Вполне очевидно, что в ходе кризиса позиции германского капитала в Европе усилились. Об этом говорят макроэкономические показатели ФРГ. Вместе с тем улучшение позиций германских промышленников и финансистов происходит за счет европериферии и путем демонтажа «социального государства» внутри страны. Лондонский исследовательский институт Reseach on money and Finance (RMF) констатирует: «Германия добилась своей высокой конкурентоспособности по одной простой причине: она была в состоянии сильнее давить на своих рабочих». Из этого нетрудно сделать вывод, что впереди у ФРГ, как и других стран ЕС, крупные общественные подвижки, которые неизбежно затронут все стороны жизнедеятельности Европейского союза.

Говоря о кризисе в Европе, нельзя не затронуть такие страны как Испания, Италия и Франция. Несмотря на обилие информации о кризисах в Греции и на Кипре, интереснее будет рассмотреть именно эти страны, так как коллапс таких крупных экономик угрожает не только крайне печальными финансовыми и экономическими последствиями, но и распадом Европейского союза как политического объединения.

Испания

Испанский кризис отчасти напоминает мировой финансовый кризис, который стартовал в США, так как главной причиной этих явлений стал лопнувший пузырь на рынке недвижимости. Падение цен на недвижимость, в первую очередь, ударило по строительному бизнесу, далее, следуя «принципу домино», по банкам, которые попали в ловушку с залогами по кредитам. Проблема в том, что испанская экономическая модель работала только в случае роста цен на недвижимость, банки кредитовали строительные компании под залог строящихся объектов - это создавало предпосылки для строительного «бума», который подпитывался спекулятивным пузырем и низкими процентными ставками на протяжении всего десятилетия. Однако, на фоне старта кризисных процессов в европейском регионе спрос на «курортное жилье» резко снизился, что спровоцировало снижение цен на недвижимость, которое постепенно переросло в обвал( рисунок 3).


Скачать архив (559.3 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: