Главная » Экономика |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД .1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятий .2 Направления внешнеэкономической деятельности .3 Принципы внешнеэкономической деятельности .4 Государственная программа ВЭД ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ .1 Внешнеэкономическая деятельность республики .2 Таможенное регулирование .3 Валютно-денежная политика Абхазии ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЭД в условиях Республики Абхазия .1 Нормативно-правовая база ВЭД .2 Основные механизмы реализации внешнеэкономической деятельности ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Становление современной модели национальной экономики Абхазии происходит в условиях переходной экономики. Одновременное решение задач восстановления национальной экономики и формирования современной рыночной модели национальной экономики Абхазии придают дополнительную сложность выработке целенаправленной, научно обоснованной экономической политики. Так, сложность реальных экономических процессов, их противоречивость и неоднозначность в экономике Абхазии затрудняют выбор направлений экономической политики, обеспечивающих становление более эффективной национальной модели экономики. Рыночная трансформация абхазской экономики привела к росту влияния внешнего фактора экономического развития, обусловленного необходимостью восстановления экономики республики на основе развития её внешнеэкономических связей, прежде всего с Россией, которая рассматривается народом и официальными властями республики в качествестратегического партнёра. Это обусловлено тем, что Россия - государство, с которым Абхазия связана исторически, геополитически и экономически. Российская направленность внешнеэкономической деятельности Абхазии ещё больше усиливается на фоне использования на территории Республики Абхазия российского рубля в качестве официального платёжного средства. На сегодняшний день в Абхазии формирование модели экономики происходит при активном участии государства, которое вырабатывает экономическую политику, осуществляет институциональные меры по регулированию экономики в соответствии с функциями государства в экономике, свидетельством чему является наличие законодательной базы, регулирующей экономическую деятельность и обоснованных целенаправленных ориентиров, разработанных государственными органами власти и управления в области прав собственности, налоговой и бюджетной систем, предпринимательской, банковской и инвестиционной деятельности. Обозначенные вопросы, решение которых является крайне важным для достижения конкретных целей социально-экономической политики РА, требуют формирования национальной модели социально-устойчивой экономики, реализующей прогрессивные тенденции экономического развития в сочетании с параметрами, присущими только экономике Абхазии. Все это обуславливает актуальность темы данной дипломной работы. Целью данной работы является анализ нормативно-правовой основы ВЭД и выявление инструментов её реализации в условиях РА. Данная целевая установка предопределила задачи, подлежащие рассмотрению: 1. Раскрыть общетеоретические основы правового регулирования ВЭД. . Выявить методы государственного регулирования . Проанализировать нормативно-правовую основу и выявить основные механизмы реализации внешнеэкономической деятельности. Предметом исследования является комплекс научных положений, раскрывающих основные направления совершенствования внешнеэкономических связей и создания необходимых условий для успешной реализации экономической политики Республики Абхазии в этой области. Объектом исследования диссертации являются внешнеэкономические связи республики Абхазии на современном этапе ее развития. Нормативно-правовую базу работы составляют законодательные акты РА, нормативные акты Кабинета Министров РА и Национального Банка РА. Для информационной поддержки положений и выводов работы автором использованы официальные издания Государственного Управления Статистики РА, информационно-аналитические материалы Кабинета Министров РА, Министерства экономики РА, Министерства финансов РА, Министерства по налогам и сборам РА, Государственного Таможенного комитета РА, Национального банка РА. В процессе работы над диссертацией использовались материалы периодических изданий и специализированных Интернет - сайтов. Степень научной разработанности проблемы. Теоретические и методологические предпосылки для исследования проблемы совершенствования внешнеэкономических связей в целом содержатся в трудах известных российских и зарубежных специалистов: Абалкиной A.A., Зотова Н.А., Тимошенко И.В., Пашутов В.П., Турбан Т.В., Мокров Г.Г., Потиенко Л.И., Толкушкин А.В. Фаминского И.П., Шишкова Ю.В., Шурубовича A.B., Щетинина В.Д., Халевинской Е.Д. Хейфеца Б.А. и др. Научных источников по проблемам экономического развития современной Абхазии крайне мало. Вопросы экономического развития Абхазии были рассмотрены в работах следующих учёных: Аршба В.Ш., Камкия Ф.Г., Шамба О.Б., Фейзба Я.Р., Шалашаа З.И., Жирова Б.А., Озган К.К., Ардзинба A.A. Однако по избранной теме многие аспекты проблемы всё же остаются малоисследованными. Так, несмотря на наличие источниковедческой базы, можно констатировать, что в настоящее время нет общего мнения о механизме регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой политики РА и проблема регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности Республики остаётся нерешённой; не выявлены особенности и приоритеты внешнеэкономических связей Абхазии. Структура дипломной соответствует цели и задачам исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список используемой литературы включает 56 наименований и приложения. ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятий Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) появилось в 1987 году с переходом на новую систему хозяйствования и управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (ВЭС) к ВЭД на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС. Функциями ВЭС являются: · организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной формах; · международное признание потребительской стоимости продуктов международного разделения труда; · организация международного денежного обращения. Странам с развитой рыночной экономикой ВЭС помогает в реализации национальных программ экономического роста, укреплении внутренней стабильности и достижении целей повышения благосостояния своих граждан. В середине ХХ века в этих странах на смену лозунгу свободной торговли пришла концепция либерализации внешней торговли, то есть снижения или отмены любых барьеров на пути международной торговли и устранения всех форм дискриминационных ограничений. Либерализация внешней торговли означает реализацию комплекса государственных мероприятий по осуществлению свободного внешнеторгового оборота, снижению таможенных, тарифных и иных препятствий. Для регулирования ВЭС между странами в 1948 году было создано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преемницей которого стала Всемирная торговая организации (ВТО), начавшая свою деятельность с 1 января 1995 года. Ее основной задачей является либерализация мировой торговли, снижение ограничений, упрощение торговых процедур путем проведения переговоров. В настоящее время полноправными членами ВТО являются 134 государства. Более 30 стран имеют статус наблюдателя в ВТО. Смысл внешнеэкономических связей для Белоруссии состоит в безусловном обеспечении экспортно-импортных поставок для государственных нужд и выполнении межгосударственных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств и межправительственных торговых соглашений. Объемы ВЭС и перечень номенклатуры товаров и услуг планируются на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему госзаказа и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту. Внешнеэкономическая деятельность, в отличие от ВЭС, осуществляется на уровне производственных структур (предприятий, организаций, фирм и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности, как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Общим исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности. Государство со своей стороны осуществляет контроль и регулирование ВЭД путем тарифного и нетарифного регулирования деятельности ее участников, принимает меры по защите внутреннего рынка и интересов белорусских товаропроизводителей с учетом своих международных обязательств, но не несет ответственности за деятельность субъектов ВЭД. Целью государственного регулирования должно быть создание благоприятных правовых, экономических и политических условий, обеспечивающих эффективную с точки зрения интересов страны и отдельного предпринимателя внешнеэкономическую деятельность на всех уровнях. Ответственность за результаты ВЭД лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции. При этом под внешнеэкономической деятельностью, в соответствии с определением, данным в Законе РБ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 18.12.98г. понимается - деятельность резидентов, связанная с другим государством, его субъектами или международными организациями по реализации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности». Однако, несмотря на различие в понятиях, внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи не следует рассматривать как две раздельные сферы функционирования и государственного регулирования. Они тесно взаимосвязаны в масштабе всего государства уже потому, что внешнеэкономическая политика и характер ВЭС республики существенно определяют ВЭД субъектов, участвующих в этой деятельности. Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования ВЭС и ВЭД, а также оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, ВЭП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической и государственной безопасности страны. Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов ВЭП позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направлений развития собственных ВЭС и ВЭД, так и на ВЭС других стран. внешнеэкономический денежный валютный таможенный 1.2 Направления внешнеэкономической деятельности В качестве направлений ВЭД следует назвать: внешнеторговую деятельность, производственную кооперацию, инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные операции. Обязательными сопутствующими ВЭД условиями, являются: выполнение определенных операций по обеспечению продвижения товаров от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг - транспортных, экспедиторских, страховых, банковских; по осуществлению платежно-расчетных операций, а также обеспечение коммерческой и валютно-¬финансовой информацией о конъюнктуре внешних товарных и денежных рынков. Под внешнеторговой деятельностью следует понимать предпринимательские деловые отношения в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения совместных усилий финансового и материально-технического характера в целях решения проблем, связанных с расширением базы развития и выпуска экспортной продукции, систематическим обновлением, на основе критерия конкурентоспособности и облегчения процессов реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены на основе организации совместного производства. Совместное предпринимательство может быть обеспечено прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т. п. Сущность международной производственной кооперации состоит в том, что иностранные партнеры объединяются на основе общих экономических и научно-технических интересов для организации производства той или иной продукции. При этом партнеры распределяют между собой производство комплектующих деталей, узлов, агрегатов с последующей их сборкой и выпуском готовой продукции. Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение участников процесса создания и реализации продукции по основным ее фазам, начиная от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках, до доведения ее конечным потребителям. Производственная кооперация наблюдается чаще всего в однородных сферах производства и обращения, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях. Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации реализуется путем взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции, прогнозирования и кооперации совместных научных разработок, обеспечения из необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией, организации подготовки кадров. При этом собственность кооператоров обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между аналогичными производителями. Валютные и финансово-кредитные операции в качестве видов ВЭД предприятий и фирм следует рассматривать, в первую очередь, как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета. Однако их можно рассматривать и как самостоятельные, специфические виды ВЭД в финансово-банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов. 1.3 Принципы внешнеэкономической деятельности Опыт международной торговли аккумулировал четыре важнейших принципа внешнеэкономической деятельности. ) Экспортная политика должна быть долговременной и ориентированной на удовлетворение потребностей партнеров. Необходимо стать полезным для партнера до такой степени, когда он не сможет и не захочет без вас обойтись, и не предпочтет вас любому другому конкуренту. Нельзя смотреть на экспорт лишь как на источник валютной выручки, это ошибочный путь. Цель - полезность партнеру, а валютная выручка - результат эффективной экспортной политики. Приоритет в организации торговли на внешних рынках должен отдаваться богатым странам. При этом необходимо с максимальной полнотой использовать все возможности и других рынков. Это объясняется тем, что развитые страны обладают гораздо более емкими рынками по критериям потребностей и доходов, чем другие государства. Ориентация на такие рынки создает базу для масштабного развития производственного потенциала страны-экспортера. . ) Необходимо постоянное обновление структуры экспорта и продвижение по ступеням прогресса. Остановка на любом этапе означает уступку позиций конкурентам-последователям и утрату движущих сил роста. Примером может служить Япония. В конце 50-х годов, когда закладывались основы массового автомобилестроения в Японии, западно-европейцы отговаривали японских бизнесменов, ссылаясь на принцип сравнительного преимущества во внешней торговле, смысл которого был рассмотрен в предыдущем параграфе. Они утверждали, что необходимо использовать преимущества Японии в производстве и экспорте текстиля, развивать эту специализацию, опираясь на близлежащие источники сырья, а технику покупать на Западе в обмен на текстиль. Это соответствует международному разделению труда. Но если бы Япония пошла по этому пути, то через какой-то срок развивающиеся страны оттеснили бы ее в конкуренции на рынке текстиля за счет огромной массы дешевой рабочей силы. Но к этому времени Япония уже ушла вперед и стала экспортировать в эти страны капитал для производства текстиля, а сама оставалась экспортеров текстиля в США. . ) Все лучшее и передовое - на экспорт. Это основа структурной политики и внешнеэкономической стратегии. Лучшие отечественные товары, которыми многие предлагают сначала насытить внутренний рынок, только и могут считаться конкурентоспособными на мировом рынке и дать, таким образом, источник доходов, чтобы обеспечить ими свое население завтра. 1.4 Государственная программа ВЭД ) Для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности разработана государственная программы развития ВЭД. В соответствии с этой программой, развитие ВЭД ориентируется на решение следующих задач: прогрессирующая интеграция страны в мировую экономику на основе поступательного развития открытости национальной экономики; диверсификация географической структуры внешнеэкономических связей и обеспечение их сбалансированности с учетом интересов национальной экономики; последовательная восприимчивость внешней сферы к перестройке товарной структуры экспорта и импорта на основе учета внутренних структурных изменений экономики в направлении их приближения к характерным для развитых стран мира; стремление к сохранению экономической и экологической безопасности страны; адаптация внешней сферы к реализации возможностей наращивания научно-технического потенциала и внедрения новых технологий в отечественную экономику. Решение этих задач ориентировано на сохранение основных элементов производственного и технического потенциала, рациональное использование внутренних ресурсов и достижение устойчивого равновесия национальной экономики в дальнейшем. Для этого предусмотрен: последовательный перенос центра тяжести внешнеторгового регулирования с нетарифных мер на систему рыночного регулирования, увязанного с приоритетами государственной экономической политики; развитие экспорта, как основного источника валютных поступлений, необходимых для структурной перестройки промышленности и других отраслей хозяйства; защита интересов национального рынка и др. Для реализации этих задач внешнеэкономическая деятельность формируется на базе следующих принципов: сохранение национального суверенитета; обеспечение свободы внешнеэкономического предпринимательства; поддержка юридического равенства всех субъектов и объектов внешнеэкономической деятельности; соблюдение законности в регулировании процессов внешнеэкономической деятельности; защита интересов субъектов ВЭД на территории РБ и за рубежом; эквивалентность международного обмена и недопустимость демпинга при ввозе и вывозе товаров; эволюция в развитии и формировании экономико-правовых основ внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Абхазия осуществляют: Президент РА, Правительство РА, Министерство экономического развития и торговли РА, иные специально созданные органы. Задачи, функции, правомочия этих и других государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, определены Конституцией РА, а также специальными актами. Президент РА: осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой; регулирует сотрудничество в военно-технической области; определяет порядок вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов; в целях обеспечения национальной безопасности страны вправе вводить признанные международным правом экономические санкции; осуществляет иные функции. Правительство РА: обеспечивает проведение в РА единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации; вводит количественные ограничения экспорта и импорта; осуществляет управление федеральной собственностью РА за рубежом; осуществляет иные функции. ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Современный этап состояния внешнеэкономической деятельности в Республике Абхазия характеризуется достаточно динамичным развитием. Внешнеторговый оборот Республики Абхазия за последние пять лет вырос в 3,8 раза - с 3,3 млрд. рублей в 2005 году до 12,5 млрд. рублей в 2010 году (см. табл. 14). По сравнению с 2009 годом внешнеторговый оборот Республики Абхазия увеличился на 47%. Таблица 1 - Внешнеторговый оборот Республики Абхазия, 2005- 2010 гг. Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Внешнеторговый оборот, всего, млн. руб. 3341,1 3897.4 4695,7 7096,4 8530,4 12550,4 в том числе: Экспорт товаров, млн. руб. 783,2 627,2 548,1 889,9 10S9.7 2130,3 Импорт товаров, млн. руб. 2557,9 32702 4147,6 6206,5 7440,7 10420,1 Внешнеторговый баланс страны, млн. руб. -1774,7 -2643,0 -3599,5 -5316,1 -6351,0 -8289,8 Коэффициент покрытия импорта экспортом. % 30,6 19,2 13,2 14,3 14,6 20,4 Торговый баланс Республики Абхазия имеет хронически отрицательный характер. В 2010 году внешнеторговый баланс сложился в сумме «минус» 8,2 млрд. рублей. Коэффициент покрытия импорта экспортом составил лишь 20.4%. В структуре экспорта товаров преобладают сырье (щебень, уголь, круглый лес.лом черных металлов) и необработанная сельхозпродукция (цитрусовые, орехи-фундук, фрукты, чай). Вместе с тем повышается доля экспорта промышленных товаров, прежде всего, за счет продукции компании «Вина и воды Абхазии». Бзыбского деревообрабатывающего комбината (пиломатериалы, доски, паркет, шпон и другие изделия из древесины). В 2010 году в структуре импорта товаров преобладал импорт промышленных товаров (2352.8 млн. руб.), бензина и дизельного топлива (1507.8 млн. руб.), табачных изделий (386.4 млн. руб.), ликеро-водочных изделий (189,7 млн. руб.), пива (136.8 млн. руб.), пшеничной муки (148.8 млн. руб.).других продовольственных товаров (1405.2 млн. руб.). Далее представлена сравнительная характеристика динамики торгового баланса за 2009 и 2010 года.(см. рис.1 и рис.2.) Как видно из сравнительных графиков, во внешней торговле присутствует признак сезонности. Так, экспорт имеет тенденцию к ежеквартальному увеличению до конца года, после чего в первом квартале снова наблюдается спад. Импорт растёт до третьего квартала, достигая своего пика, после чего в четвёртом квартале отмечается спад, захватывающий и первый квартал следующего года. В 2010 году торговый баланс сложился отрицательно в сумме - 8 468,1 млн. руб. Экспорт в 2010 году составил 2 130,3 млн. руб. н увеличился, по сравнению с 2009 годом, на 1040,0 мтн. руб. или на 95,5%. Коэффициент покрытия импорта экспортом составляет лишь 20,1%. Сезонная зависимость внешней торговли обусловлена тем, что помимо прочих экспортируемых товаров из Абхазии, не носящих сезонный характер (уголь, вино-водочная продукция. ПГС и пр.), на IV кв. приходится значительная часть сельхозпродукции, что и обусловливает скачок экспорта на этот период. Импорт за 2010 год составил 10 598,4 млн. руб., что больше показателя 2009 года на 3 138,9 млн. руб. или на 42%. Отметим, что данные импорта, указанные в платежном балансе, больше суммы, представленной таможенной статистикой на сумму гуманитарной помощи, предоставленной Абхазии - 178,2 млн. руб. Динамика торгового баланса свидетельствует о значительном росте импорта в Ш кв. 2010 года, что обусловлено пиком курортного сезона и строительства, которое пришлось на этот период, и, соответственно, необходимостью обеспечивать большие потребности туристов и отдыхающих Республики Абхазия н строительства, что приводит к увеличению импорта товаров в страну. Отрицательный торговый баланс РА носит хронический характер и имеет неуклонную тенденцию к росту, что объясняется ростом экономики страны и ростом благосостояния граждан и пр. Все эти факторы приводят к необходимости увеличивать импорт промышленных товаров в страну для удовлетворения растущего потребления и спроса на них. Данные графика свидетельствуют, что за десять последних лет (2001-10 г.г.) отрицательное сальдо торгового баланса увеличивалось в среднем на 64,4% в год. Данная тенденция является крайне негативной и свидетельствует о хронической зависимости национальной экономики Абхазии от производителей стран импортеров, которая обусловливает вывоз капитала из страны и стимулирование экономик других стран.(см.рис3.) За весь анализируемый период темп роста импорта превышал темп роста экспорта, и только в последние 3 года наблюдается положительная динамика - темп роста экспорта превышает темп роста импорта. Сопоставление данных банковской статистики и таможенной статистики позволяет определить доли оборотов внешнеэкономической деятельности, проходящих через банковскую систему. Таблица 2 - Соотношение данных банковской статистики и таможенной статистики по внешнеэкономической деятельности тыс. год Таможенная статистика Банковская статистика % сходства импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт итого 2009 г. 7 440 733 1 089 738 5 275 661 1 027 023 70.90% 94.20% 73.90% 2010 г. 10420 118 2 130 263 8 084 983 1 913 145 77.60% 89.80% 79.70% Значения сходства данных в 2009 и в 2010 годах достаточно высокое, что свидетельствует о том, что банковская система Абхазии является основным каналом осуществления внешнеторговых операций, что снижает риски предпринимателей и повышает ликвидность банков. В отличие от внешнеторгового баланса, баланс услуг Республики Абхазия имеет положительный характер. В 2010 году баланс услуг сложился в сумме «плюс» 5991,0 млн. руб. При этом экспорт услуг составил 9565,0 млн. руб. и в сравнении с 2009 годом вырос на 30,5%; импорт услуг составил 3573,8 млн. руб., что больше показателя за предыдущий год на 174,9%. В структуре экспорта услуг в 2010 году наибольший удельный вес занимают: · курортно-туристические и экскурсионные услуги - 75,1%; · телекоммуникационные услуги - 3,7%; · транспортные услуги - 2,8%; · услуги страхования - 0,8%. Основная доля экспорта услуг приходится на туристические, причём их объём ежегодно растёт. Это даёт основание полагать, что в ближайшие годы будет увеличиваться и импорт необходимых товаров и услуг, обеспечивающих развитие курортно-рекреационной отрасли Республики. В структуре импорта услуг в 2010 году наибольший удельный вес занимают: · транспортно-экспедиционные услуги - 70,2%; · строительные услуги - 22,6%; · телекоммуникационные услуги - 6,2%. Сальдо торгового баланса и баланса услуг в сумме дают показатель международной торговой позиции страны. Международная торговая позиция страны отражает способность страны торговать товарами и услугами в свою пользу, т е. с положительным сальдо. Отрицательное сальдо торгового баланса и баланса услуг Республики Абхазия за 2010 год свидетельствует о достаточно слабой международной торговой позиции страны (- 2471,1 млн. руб.)- Коммерческие операции со странами-партнерами по внешней торговле в итоге не увеличивают денежную массу в Республике, а, наоборот, приводят к ее оттоку, что отражает неустойчивость экономики Абхазии и ее зависимость от неторговых (трансфертных) поступлений. Республика Абхазия имеет внешнеэкономические связи более чем с 20 странами. Среди них ведущее место занимает Российская Федерация, за ней следуют Турция и Румыния. В последние годы доля России во внешнеторговом обороте с Абхазией резко возросла. По данным таможенной статистики Российской Федерации, оборот внешней торговли России с Абхазией в 2010 году составил 225,0 млн. долл. США. Из них экспорт российских товаров составил 158,0 млн. долл. США, импорт товаров из Абхазии - 67,0 млн. долл. США. Экспорт российских товаров в Абхазию обеспечивается по широкому кругу ТН ВЭД. В 2010 году в экспорте российских товаров преобладали: · минеральное топливо - 10.6%; · средства наземного транспорта - 7,1%; · черные металлы - 6,3%; · алкогольные и безалкогольные товары - 8,2%; · готовые продукты из мяса и рыбы - 4.6%; · молочная продукция, яйца шип - 3,8%; · фармацевтическая продукция - 3,7%. Импорт товаров из Абхазии в Россию в 2010 году осуществлялся по ограниченному кругу ТН ВЭД. в основном это; · поставки щебня - 50,3%; · алкогольные напитки (вина) - 27,5%; · фрукты и орехи - 16,4%. Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей Абхазии и России связано с перспективами обновления экономики Абхазии на основе создания современны-: производств и перспективами экономической интеграции обеих стран на основе использования преимуществ международного разделения труда. Итоги внешнеторгового оборота Республики Абхазия за первое полугодие 2012г. По данным отдела таможенной статистики и анализа Государственного таможенного комитета Республики Абхазия внешнеторговый оборот Республики Абхазия за первое полугодие 2012 года составил: 6 млрд. 748,2 млн. руб.,(см. рис.4) в том числе: • экспорт вырос на 25,7% и составил: 1 млрд. 48,2 млн. руб. • импорт сократился на 0,2% и составил: 5 млрд. 700,0 млн. руб. • сальдо сложилось отрицательное, в размере : - 4 млрд. 651,8 млн. руб. Рассмотрев товарооборот по месяцам(см.рис.5), мы наблюдаем стабильную динамику. В первом полугодии 2012 года процентная доля экспорта в общем товарообороте выросла на (3%) по отношению к аналогичному периоду прошлого года. (см. рис. 6и7.) Товарооборот по странам За рассматриваемый период основными странами партнерами Абхазии являются Российская Федерация и Турция, на долю которых приходится (82%) всего товарооборота (64% - РФ, 18% - Турция). На долю остальных стран приходится (18%), в том числе: страны Прибалтики (5%), Республика Молдова (2%) и Германия (2%), а также Украина и КНР по (1%). В товарообороте республики общая доля стран занимающих менее (1%) составляет (7%).(см.рис.8) Несмотря на то, что доминирующие позиции в товарообороте, традиционно, занимают РФ и Турция, внешнеэкономические связи Республики Абхазия заметно расширят свою географию и на сегодняшний день насчитывают более тридцати стран мира, от Тихого океана до берегов Северной Америки, в основном, это импортные операции. Разделив товарооборот республики по странам на экспорт и импорт, тенденции внешнеэкономической деятельности Абхазии раскрываются более широко, так экспорт товаров приходится только на две страны: РФ (64%) и Турция (36%).(см.рис.9) Тогда как импорт республики по странам приходится, как на основных партнеров Абхазии, РФ (63%), Турция (15%), так и на другие страны: страны Прибалтики (6%), Республика Молдова (3%), Германия (2%), Китай и Украина по (1%). На долю других стран приходится (9%) импортных операций.(см.рис.10) Так как основными странами партнерами Абхазии, как в экспорте, так и в импорте является РФ и Турция, рассмотрим товарную структуру товарооборота с этими странами.(см. рис.11 и 12) Российская Федерация За рассматриваемый период в Российскую Федерацию экспортировались следующие товары: винодельческая продукция (73%); готовые пищевые продукты (10%), сельскохозяйственная продукция (8%), песчано-гравийная смесь (7%) и прочие товары, на долю которых приходится всего (2%). В структуре импорта товаров из Российской Федерации доминируют следующие товары: продукты питания (19%); ГСМ (16%); машины, оборудование, механизмы (10%); алкогольная, безалкогольная и табачная продукция (10%); строительные материалы (7%), а также другие промышленные товары (38%). Турция Значительную долю экспортируемых товаров в Турцию занимают добытая, во время осенне-весенней путины, живая рыба и продукты переработки, такие как рыбная мука и рыбий жир (66%). Также в Турцию поставляются минеральные продукты (уголь, шлам) (21%), отходы и лом черных металлов (12%), а также незначительный объем в товарообороте экспорта занимает древесина и изделия из нее (1%).(см. рис. 13) Что касается импортируемых товаров из Турции(см. рис. 14), то (41%) из них составляют горюче-смазочные материалы, далее идут строительные материалы (32%), из них: цемент (15%), продукты питания (25%), машины, оборудование, механизмы (9%), текстильные изделия (3%), прочие товары (12%). За рассматриваемый период, товарооборот с другими странами осуществлялся тремя видами транспорта: автомобильным (60%), морским (20%) и железнодорожным (20%). Автомобильный вид транспорта, традиционно является лидирующим в перемещении товаров через государственную границу Республики Абхазия. Связано это в первую очередь с низким уровнем инфраструктурного обеспечения других видов транспорта. Также свою роль в данном вопросе играет и то, что в общем объеме товарооборота превалируют относительно не большие партии поставок товаров участниками ВЭД.(см. рис. 14) Если рассмотреть структуру товарооборота по видам транспорта(см. рис.15), то мы видим, что импорт автомобильным видом транспорта приходится в основном на промышленные товары (62%), в том числе: разные промышленные товары (24%); машины, оборудование, механизмы (20%); автотранспортные средства (18%). И потребительские товары (38%), в том числе: готовые пищевые продукты (16%); сельхозпродукция (12%); табачные изделия (5%); виноматериал (3%); алкогольная продукция (2%).(см. рис. 16) Экспорт приходится только на потребительские товары: винодельческая продукция (78%); сельхозпродукция (16%); готовые пищевые продукты (4%) и т.д.(см. рис. 17) Морским видом транспорта в Абхазию также в основном импортируются промышленные товары: горюче-смазочные материалы (40%), цемент (16%), прочие строительные материалы (15%), машины, оборудование, механизмы (9%) и т.д.(см. рис.18) Экспорт приходится как на потребительские товары, рыба рыбопродукты (55%), так и на промышленные (45%), в том числе; минеральные продукты (ПГС, уголь) (30%); лом черных металлов (12%); древесина и изд. из нее (3%).(см. рис. 19 ) Основными товарами, ввоз которых осуществляется железнодорожным транспортом, являются бензин и дизтопливо, объем которых составляет (49%). Далее идут товары народного потребления (бытовая техника, бытовая химия, керамические изделия, химические продукты и т.д., строительные материалы, изделия из недрагоценных металлов) (24%). Также можно выделить продовольственные потребительские товары (21%). Из строительных материалов, можно выделить древесину и изделия из нее (6%).(см. рис.20) На экспорт товаров, осуществляемый железнодорожным транспортом, приходятся всего две товарные позиции, это: винодельческая продукция (84%) и песчано-гравийная смесь (16%).(см. рис.21.) Экспорт Республики Абхазия за I-е полугодие 2012г. Как уже отмечалось ранее, экспорт товаров в первом полугодии 2012 года по отношению к аналогичному периоду 2011 года вырос на 25,7% и составил: 1 млрд. 48,2 млн. руб. Связано это в первую очередь с существенным повышением вывоза винодельческой продукции, на 285,2 млн. руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. млн. руб. Рассмотрев структуру экспорта по месяцам (см. рис.22), мы видим, что экспортные операции в первом полугодии 2012 года имеют более стабильную динамику, и колеблется в пределах от 165,0 до 190,0 млн. руб. в месяц, что значительно выше результатов аналогичного периода прошлого года, где кривая представляет собой динамику снижения с января по май, и небольшого роста в июне. Исключением из положительной динамики экспорта 2012 года, стали показатели за январь, где экспорт товаров ниже показателей прошлого года на 96,5 млн. руб. Связано это с низким объемом вывоза цитрусовых плодов, по причине низкой урожайности данной группы товаров и с трудностями перевозок, вызванных запретом проезда большегрузного автотранспорта на участке автодороги Сочи - Джубга. Использование паромной переправы для дальнейшей реализации в Центральных регионах Российской Федерации привело к удорожанию отечественных цитрусовых плодов. Вместе с тем, как уже отмечалось, в первом полугодии текущего года значительно вырос экспорт винодельческой продукции. Так, если в первом полугодии 2011 года было экспортировано винодельческой продукции на сумму 197,5 млн. руб., то за аналогичный период текущего года экспорт вина составил в денежном выражении 482,7 млн. руб. Рост более чем в 2,4 раза. Значительный рост также, наблюдается от экспорта товаров рыбной отрасли. Так, экспорт рыбной муки и рыбного жира в стоимостном выражении за I-полугодие 2011 года составил всего 27,1 млн. руб. тогда как в этом году увеличился на 180,8 млн. руб. и составил 207,9 млн. руб. Если говорить об экспорте сельхозпродукции в товарообороте, то здесь просматривается динамика спада, за исключением двух позиций, таких как орех-фундук и серебристая акация (мимоза), объем которых незначительно вырос к предыдущему году. Также увеличились объемы экспорта лома черных металлов, с 21,2 млн. руб. в 2011году до 54 млн. руб. в этом году. Необходимо отметить, что значительно уменьшился экспорт минеральных продуктов, в том числе угля и песчано-гравийной смеси. Так, если в первом полугодии 2011 года экспорт минеральных продуктов составил 333,6 млн. руб., то уже в 2012 году сократился до 176,0 млн. руб. В целом, увеличение доли товаров с более высокой добавленной стоимостью в экспорте Абхазии говорит о положительных тенденциях развития внешнеэкономической деятельности республики. Импорт Республики Абхазия за I-е полугодие 2012г. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года наблюдается незначительный спад импорта, который составляет 14,4 млн. руб. млн. руб. Анализируя импорт товаров по месяцам, можно отметить относительно стабильную динамику, за исключением мая, где разница объемов импорта составляет более 200,0 млн. руб., вызвано это, прежде всего, тем что в мае прошлого года были завезены товары, предназначенные для реконструкции железной дороги на участке Псоу-Сухум, объем которых превышал 400,0 млн. руб. Структура импорта за первое полугодие 2012 г. охватывает практически всю товарную номенклатуру. Особое место занимают минеральные продукты (бензин, дизтопливо, цемент), готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки, строительные материалы, товары народного потребления, бытовая химия и техника(см. рис.26) Как отмечалось выше, с начала 2012 года государственный Таможенный Комитет Республики Абхазия проводит декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу на уровне первых четырех цифр ТН ВЭД. Особое внимание уделяется продовольственной группе товаров, что в свою очередь позволяет представлять информацию в различные ведомства органов государственной власти для более детального изучения ввозимых товаров, входящих в потребительскую корзину, товаров относящихся к критическому импорту республики, а также товаров производящихся в Абхазии. Так в импорте продовольственных товаров, значительный рост наблюдается при ввозе продуктов растительного происхождения, а именно картофель, другие овощи и фрукты, крупы, изделий из теста, воды минеральные или газированные без добавления или с добавлением сахара, разных видов мясных продуктов, кондитерских изделий, а также соков и нектаров. Вместе с тем, наблюдается динамика снижения ввоза алкогольной продукции и табачных изделий, исключение составляют пиво и вина игристые. Благодаря детальному декларированию товаров при таможенном оформлении, появилась возможность отслеживать не только товары продовольственной группы, но и многие товары, имеющие стратегическое значение для республики: товары народного потребления и промышленные товары. 2.2 Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Абхазия Органом, осуществляющим таможенный контроль и оформление, является Государственный таможенный комитет. Товары и транспортные средства, ввозимые на территорию Республики Абхазия н вывозимые с территории Республики Абхазия, подлежат таможенному оформлению в порядке и на условиях, предусмотренных таможенным кодексом. Таможенное оформление товаров, ввозимых в Республику Абхазия автомобильным транспортом, осуществляется непосредственно в месте их ввоза (таможенном пункте пропуска). Таможенный контроль мелких партий товаров, ввозимых подобным образом, осуществляется непосредственно в пункте пропуска, а товаров, ввозимых крупными оптовыми партиями в транспортных средствах, поддающихся наложению таможенного обеспечения (пломбированию),- в местах разгрузки этих товаров на склады получателей. Таможенное оформление товаров, ввозимых железнодорожным транспортом, осуществляется в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится получатель этого товара. Таможенный контроль осуществляется непосредственно при выгрузке товаров из вагонов состава. Пакет документов для представления их таможенному органу включает в себя: · внешнеторговый договор (контракт); · счета-фактуры; · товарно-транспортные накладные; · разрешения государственных органов (лицензии); · сертификаты качества, соответствия. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, вывозимых из Республики Абхазия, осуществляется в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится отправитель товара. Однако также существует возможность осуществить все таможенные процедуры непосредственно в пункте пропуска. Таможенные пошлины при импорте товаров определяются в соответствии с «Импортным таможенным тарифом Республики Абхазия», утвержденным Постановлением Кабинета Министров от 21.06.05 г. № 127 и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД СНГ). При ввозе товаров народного потребления применяется унифицированная ставка таможенной пошлины в размере 2 % от таможенной стоимости товаров, большая часть оборудования и техники для производственных целей имеет нулевую ставку импортной таможенной пошлины. Таможенные пошлины при экспорте товаров определяются в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 30.06.03 г. № 291 «О ставках экспортных таможенных пошлин». Ставка таможенной пошлины, отличная от нулевой, применяется при экспорте лишь некоторых видов товаров, таких как цитрусовые, овощи, отходы н лом черных н цветных металлов, лес, продукция деревообрабатывающей промышленности и т. д. Остальная продукция вывозится беспошлинно. Ставка таможенного сбора составляет 1% от таможенной стоимости товаров. Допускается временный ввоз товаров- таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Республики Абхазия допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Временно ввозимые товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. В отдельных случаях временный ввоз товаров допускается только при представлении обязательства об обратном вывозе и обеспечении уплаты таможенных платежей. На сегодняшний день в Республике Абхазия применяется практика частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин при временном ввозе, когда за каждый полный и неполный месяц уплачивается три процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Абхазия н вывоз из Республики Абхазия товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном таможенным Кодексом Республики Абхазия. В целях таможенного регулирования устанавливаются следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств: ) выпуск для свободного обращения; ) реимпорт; ) транзит ) таможенный склад; ) магазин беспошлинной торговли; ) переработка на таможенной территории; ) переработка под таможенным контролем; ) временный ввоз (вывоз); ) свободная таможенная зона; ) свободный склад; ) переработка вне таможенной территории; ) экспорт; ) реэкспорт; ) уничтожение; ) отказ в пользу государства Если таможенным кодексом не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных режимов, Правительство Республики Абхазия и Государственный таможенный комитет Республики Абхазия в пределах своей компетенции вправе впредь до принятия соответствующих законодательных актов Республики Абхазия определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные таможенным Кодексом. Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Республики Абхазия допускается в местах, определяемых Государственным таможенным комитетом Республики Абхазия, и во время работы таможенных органов. Вне времени работы таможенных органов Республики Абхазия товары, и транспортные средства могут пересекать таможенную границу Республики Абхазия по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Абхазия. Скачать архив (924.7 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |