Главная » Экономика

Перспективы развития сотрудничества Таджикистана и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. История становления и развития системы сотрудничества Таджикистана и Российской Федерации

.1 Диалектика таджикско-российских отношений

.2 Российско-таджикские отношения на современном этапе

.3 Двусторонние отношения: Таджикистан-Россия, международное сотрудничество

Глава 2.Мониторинг Таджикско-Российских отношений в рамках ЕврАзЭС

.1 Основные задачи, этапы и перспективы развития ЕврАзЭС

.2 Мониторинг Межпарламентского и межрегионального сотрудничества между Россией и Таджикистаном в рамках ЕврАзЭС

.3 Анализ торгово-экономического сотрудничества Таджикистана и РФ в рамках ЕврАзЭС

Глава 3. Механизмы и проблемы взаимовыгодного сотрудничества Таджикистана и России на пространстве ЕврАзЭС

.1 Приоритетные направления и механизм обеспечения устойчивого экономического роста Таджикистана и России с учетом интеграционных процессов

.2 Взаимодействие и сотрудничество в сфере обеспечения экономической безопасности Республики Таджикистан и Российской Федерации

.3 Опыт и проблемы сотрудничества стран ЕВРАЗЭС в условиях вступления в ВТО

.4 Перспективы сотрудничества Таджикистана и России на пространстве ЕврАзЭС

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современных условиях одной из наиболее ярко выраженных особенностей эволюции мирового сообщества является форсирование процессов региональной интеграции. Эта тенденция, зародившаяся первоначально в 1950-х гг. в Западной Европе, в настоящее время охватывает практически все регионы мира, в том числе Центральную Азию, которая с момента распада СССР стала активным субъектом международных отношений, превращаясь из «периферии» мировой политики в регион, занимающий важные позиции в геополитической конфигурации мира.

В первые годы независимости центрально-азиатские государства, определив новые векторы политического и экономического развития, пережили ряд глубоких кризисов. Со временем положение усугубилось процессами глобализации.

Проблемы переходного периода были преодолены в некоторой степени, благодаря формированию на постсоветском пространстве различных интеграционных структур, в первую очередь Содружества Независимых Государств. Как справедливо отметил Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон: «Сама жизнь показала, что образование СНГ в нынешнем формате в Алматы в декабре 1991 г. было единственно оптимальным и верным решением в той непростой ситуации. Созданием СНГ удалось не только предотвратить серьезные конфликты между нашими странами, но и избежать трагического разрыва экономических, гуманитарных, просто человеческих связей между новыми суверенными государствами» [21].

На сегодняшний день практически все центральноазиатские государства принимают участие в деятельности различных международных и региональных интеграционных структур, среди которых Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Организация Договор о коллективной безопасности (ОДКБ), Организация экономического сотрудничества (ЭКО/ОЭС), Единое экономическое пространство (ЕЭП). Страны региона также развивали собственную модель интеграции в рамках Организации Центрально-Азиатское сотрудничество (ОЦАС), которая осенью 2005 г. была объединена с ЕврАзЭС.

ЕврАзЭС сегодня - это очень значимая интеграционная структура, объединяющая государства с населением более 200 миллионов человек, государства, которые расположены на огромной территории с севера на юг, с запада на восток.

Из года в год укрепляется экономический потенциал государств сообщества. Суммарный объем валового внутреннего продукта, производимого государствами сообщества, превысил в 2008 году 1,4 триллион долларов, а объем взаимной торговли, приближается к 50 миллиардам долларов в год, хотя, конечно, потенциал не используется даже на десятую свою часть.

На пути к экономическому процветанию нам всем предстоит решить множество проблем, значительная доля которых лежит в экономической плоскости. По-прежнему велика разница уровней социального экономического развития стран участниц ЕврАзЭС. Продолжают сохраняться значительные различия уровней развитости рыночных институтов стран сообщества, в темпах проведения экономических реформ и структурных преобразований национальных экономик. А ведь известно, что интеграционные процессы идут более успешно у государств со сходными макроэкономическими показателями и с примерно равными уровнями развития рыночной инфраструктуры.

Но, на наш взгляд, для развития рыночной интеграции стран ЕврАзЭС существует гораздо больше предпосылок, условий, чем препятствий. Развитию интеграции способствует потенциально весьма емкий рынок государств - членов ЕврАзЭС, взаимодополняемая сырьевая база, совместимые производственно-технические и потребительские стандарты, и, наконец, единые технические параметры инфраструктуры, транспорта и связи.

В этой связи актуализируется необходимость комплексного исследования интеграционных процессов Российской Федерации и Центральной Азии, в частности с Республикой Таджикистан, на современном этапе с целью обоснования их приоритетности, целесообразности участия Таджикистана в тех или иных интеграционных организациях.

Довольно серьезной проблемой, с которой столкнулись государства Центральной Азии, стали вызовы региональной безопасности, имеющие как внешнюю, так и внутреннюю предопределенность. По мнению Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона, «перед странами, которые сравнительно недавно стали независимыми государствами, стоят весьма серьезные и неоднозначные задачи. Одним из главных, пожалуй, остается вопрос обеспечения безопасности на региональном и международном уровнях» [20]. В этом контексте особую опасность представляет близость стран региона к существующим и потенциальным очагам нестабильности, в первую очередь Афганистану. На этом фоне интеграция государств предстает единственно возможным ответом на вызовы региональной безопасности и не имеет альтернативы.

Актуальность темы исследования обусловливается также неразработанностью теории анализа сотрудничества РФ и Таджикистана. Теоретические разработки велись в отсутствии аналога данного процесса в мировой практике. Задача усложняется тем, что, как показывает история, в интеграционном процессе не существует строгих закономерностей, он развивается в зависимости от конкретных исторических условий региона, экономической и политической ситуации и интересов интегрирующихся государств.

Актуальность исследуемой проблемы состоит также в том, что политический аспект интеграции двух государств мало изучен. В отечественной политологии практически нет исследований, анализирующих данную проблему, и тем более прогнозирующих процессы интеграции. Рубеж двадцатого и двадцать первого веков ознаменовался глубинной трансформацией социальных систем, распадом и образованием новых государств, радикальным обновлением международных отношений, обогащением практики новым опытом. В связи с этим значение стабильного и прогнозируемого развития новых независимых государств Центральной Азии представляется весьма актуальным, поскольку значимость региона в контексте происходящих геополитических процессов велика. Необходимо по-новому осмыслить деятельность региональных интеграционных объединений, как стабилизирующих внутриполитическую ситуацию в данной группе стран, так и определяющих возможные перспективы для региона.

Таким образом, необходимость теоретического, методологического и практического осмысления опыта интеграции РФ и РТ анализ этого процесса на современном этапе приобретает особую актуальность.

Степень научной разработанности проблемы. В научной экономической литературе представлены многочисленные концепции и теории, в которых отражены главные механизмы и правила регионального сотрудничества.

Концепция региональной экономической интеграции, как процесса постоянного, была впервые выдвинута в 70-80-е годы ХХ в. в рамках институциональной теории государственного устройства Г. Самуэльсоном, Р. Коузом, Д. Хиксом, В. Уильямсоном, М. Аоки и др.

В странах с переходной экономикой некоторые аспекты практического осуществления концепции интеграции и экономического сотрудничества между странами нашли отражение в трудах М.Д.Аистова, В.А.Балукова, С.С. Бузановского, П.П. Табурчака, В.Н. Тренева, А.К. Тутунджяна, В.Д. Шопенко и др. Проблемы и перспективы сотрудничества РФ и РТ концептуально рассматриваются российскими учеными большей частью в рамках теории. Особый вклад в разработку такого подхода внесли Л.И. Абалкин, А.К. Казанцев, А.И. Коржов, М.С. Минтаиров, А.Ю. Невский и др.

Для экономической науки Республики Таджикистан процесс интеграции - относительно новый объект исследования. Многие ведущие экономисты Республики Таджикистан в своих работах, обосновывают необходимость реформирования и дальнейшей интеграции республики в региональные организации сотрудничества. Их исследования были сосредоточены на таких направлениях, как:

возрождение экономики республики в контексте проводимых реформ и важности международного и экономического сотрудничества (О.Б.Бобоев, Т.Н.Назаров);

стратегические приоритеты углубления экономических преобразований и вопросы стратегии развития экономики Таджикистана в переходный период (Н.К. Каюмов, Г.В. Кошлаков, Р.К. Рахимов, Л.Х. Саидмурадов);

проблемы приватизации и развития предпринимательства с учетом опыта РФ (С.Д. Комилов, М.Н. Нурмахмадов, М.С. Давлятов);

особенности и этапы формирования рыночной экономики в Таджикистане (А.А. Бойматов);

особенности промышленной политики и структурные изменения экономики Таджикистана в условиях экономической интеграции с Россией (Н.Х. Хоналиев, А.Х. Нурматов, А.М. Рахимов).

Особо следует отметить работу Искандарова А.И. посвященную вопросам региональных интеграционных институтов как факторов стабильного развития Республики Таджикистан[10].

Однако в работах таджикских исследователей не нашли отражения современное состояние и перспективы сотрудничества РТ и РФ в системе ЕврАзЭС.

Отмеченные выше аргументы и недостаточность теоретической и практической разработки проблемы реструктуризации предприятий обусловили выбор темы и определили цель и задачи настоящего исследования.

Цель исследования. Основной целью исследования является выявление перспектив развития взаимовыгодного сотрудничества Таджикистана и РФ в рамках ЕврАзЭС в контексте трансформации современной системы международных отношений.

Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие концептуально-методологические и практические задачи:

изучить диалектику таджикско-российских отношений в свете трансформации современной глобальной международной системы, влияющие на региональные подсистемы;

проанализировать современное состояние двухсторонних отношений как в политическом, так и экономическом планах;

изучить динамику межрегионального сотрудничества двух стран;

провести мониторинг торгово-экономического, военно-политического, социально-культурного и информационного сотрудничества РТ и РФ в рамках ЕврАзЭС;

исследовать межгосударственные отношения внутри региона Центральной Азии;

провести анализ взаимодействия РТ и РФ с международными механизмами обеспечения региональной безопасности (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и другие программы и институты).

Объектом исследования выступают национальные экономики Таджикистана и Российской Федерации.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, складывающихся в условиях экономической интеграции для обеспечения устойчивого экономического роста двух национальных экономик в рамках ЕврАзЭС.

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. Работа базируется на теоретических положениях классических концепций интеграции европейских школ и отечественных исследователей.

В работе были использованы методы системного и комплексного, сравнительного и исторического анализа, принципы логического и ретроспективного анализа событий. Для достижения поставленных задач дипломант опирался на методы других социально-гуманитарных наук, таких как социология, история, философия, статистика, экономика.

Информационная база дипломного исследования. Информационную базу исследования составили:

ü официальные документы, действующие договоры и соглашения Евразийского экономического сообщества;

ü  текущий архив Министерства иностранных дел Республики Таджикистан, справки и отчеты по проблемам интеграции;

ü  труды, официальные выступления и интервью руководителей и политических деятелей РТ и РФ, в которых дана оценка и характеристика интеграции, геополитической ситуации, приоритетов и перспектив развития центрально-азиатского региона;

ü  законодательные акты и решения Правительства Республики Таджикистан по актуальным проблемам социально-экономического развития страны, Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года;

ü  монографии и исследования российских, центрально-азиатских и зарубежных ученых, посвященные интеграционным процессам на постсоветском пространстве;

ü  статистические данные, материалы зарубежных и отечественных информационных изданий, Интернета, позволяющие оценить интеграционный потенциал РТ и РФ.

Структура и объем дипломного исследования. Содержание работы изложено на 88 страницах, работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, двух приложений, 6 таблиц и 5 рисунков.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАДЖИКИСТАНА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Диалектика таджикско- российских отношений

«Переговоры "один на один" с президентом Таджикистана подтвердили "общий вывод - отношения между двумя странами развиваются поступательно и имеют хорошие перспективы». В.В. Путин, Премьер министр РФ

История отношений между Россией и Таджикистаном насчитывает более тысячи лет.

Основу взаимной близости двух народов составляют общие корни индоевропейского генезиса, антропологическая и расовая близость, принадлежность к единой индоевропейской группе языков. Несмотря на крайнюю скудность и разбросанность источников по древнему периоду русско-среднеазиатских отношений, имеющиеся факты ярко демонстрируют довольно тесные контакты между народами. Следует заметить, что в восточных письменных источниках название «Русь» упоминается уже у историка Табари, жившего в начале X века, в событиях, относящихся к 644 году. В своем знаменитом эпосе «Шахнаме» великий ученый, поэт и мудрец Абулькасим Фирдоуси (934-1021 гг.), повествуя об огромном богатстве сасанидского царя Хосрова II Парвиза, указывает на один из принадлежащих ему несметных кладов, попавших по воле судьбы в его руки. Он состоял из драгоценностей, собранных в Китае, Индии, Хазарии и Руси.

Столь ранние контакты между странами и народами подтверждаются и многими российскими учеными. Известный русский ориенталист П.С. Савельев полагал, что русско-среднеазиатские торговые отношения восходили к началу появления мусульманской монеты, то есть к 699 - 700 гг. Многочисленные войны и нашествия кочевников, многократно пережитые как русским, так и таджикским народами, не раз надолго прерывали размеренный ход караванов по степным и пустынным просторам Евразии, но даже краткое установление мира вновь возобновляло наработанные веками связи. Одно из подтверждений регулярности и многообразия взаимоотношений России со Средней Азией мы находим у русского историка XIX века В.В. Витевского, утверждавшего, что в начале XVIII века, к моменту присоединения к России Оренбургского края, на этой территории проживало немало выходцев из Бухары, Хивы, Коканда, Бадахшана, как занятых торговлей со своей родиной, так и политических мигрантов, бежавших на Южный Урал в результате внутренней политической борьбы в ханствах.

Коренной поворот в установлении более тесного общения между ними в экономической, культурной и других сферах жизнедеятельности происходит после присоединения Средней Азии к царской России.

Итоги любого события, даже частично связанного с использованием военной силы, трудно оценивать однозначно - здесь, скорее, важен баланс положительных и отрицательных последствий. Однако можно назвать первый и главный итог этого события для таджикского народа - благодаря вхождению в состав России, он был спасен от ассимиляции и полного растворения в многомиллионном тюркско-монгольском море Центральной Азии.

После присоединения Средней Азии к России и установления в этом регионе определенной законности и правопорядка, прекратились нескончаемые феодальные смуты, междоусобные кровавые войны, нашествия на оседлый таджикский народ различных агрессивных кочевых племен, продолжавшиеся в течение многих столетий. Личная и имущественная безопасность таджиков получает надежную и справедливую защиту в результате присоединения Средней Азии к России. Только после Хивинского похода 1873 года, когда Хивинское ханство было превращено в протекторат, русскими войсками были освобождены свыше 15 тысяч таджиков и иранцев, которые находились в неволе.

Что бы ни говорили нынешние и будущие исследователи истории о присоединении Средней Азии к России, никто не мог и не сможет опровергнуть тот факт, что присоединение этого края к России открыло широкий простор для его экономического, культурного, стабильного развития и, прежде всего, в интересах коренного оседло-земледельческого таджикского народа.

В результате увеличения продуктивности орошаемого земледелия, внедрения новых технических культур, строительства промышленных предприятий по первичной обработке продуктов сельского хозяйства, развития горной и нефтяной промышленности, железных дорог, создания целой промышленной инфраструктуры, в чем была заинтересована и Россия, в короткий срок изменился застойный облик населенных пунктов региона.

Происходили бурный рост и развитие исторических центров Средней Азии с ее коренным населением. Возникали новые города и поселки городского типа со смешанным населением, в основном из русских и таджиков. Состав рабочего класса промышленных предприятий, помимо русских, пополнялся представителями сельского и городского населения. Шел громадный наплыв отходников из горных районов в промышленные города, особенно Ферганской долины, где основную массу рабочих промышленных объектов и железнодорожных путей составляли таджики.

В годину лихолетий и великих испытаний русские и таджики были всегда рядом и вместе переносили лишения и невзгоды жизни. Наиболее ярко и убедительно это проявилось в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда они сражались бок о бок под Москвой, в окопах Сталинграда, на подступах к Берлину.

С присоединением Средней Азии к России осуществляются невиданные ранее научные исследования по всем отраслям знаний. Особенно это заметно в таких областях, как история, этнография, география.

Ведутся исследования природных богатств, флоры и фауны, ледников и водных ресурсов, археологических и этнографических данных края. Идет глубокое изучение письменных, исторических и культурных памятников таджикского народа, других народов Средней Азии.

На примере России и Таджикистана четко прослеживаются взаимозависимость и взаимопроникновенность научной, культурной и духовной сфер жизни народов двух стран.

Так, большой вклад в исследование Таджикистана внес известный русский географ, общественный деятель и почетный член Петербургской Академии наук (1873 г.) П.П. Семенов-Тян-Шанский. Будучи инициатором ряда научных экспедиций в Центральную Азию, он снискал глубокое уважение у таджикского народа. В свою очередь, бывший первый секретарь ЦК Компартии Таджикистана, выдающийся таджикский ученый, член АН СССР Б.Г. Гафуров оставил заметный след в исследовании всемирной истории и истории народов Средней Азии. На протяжении многих лет он возглавлял Институт востоковедения АН СССР.

Эвакуированные в годы войны из России в Таджикистан ученые, театральные работники, художники создавали здесь систему народного образования, национальный таджикский театр, кинематографию, изобразительное искусство. Представители творческих кругов Таджикистана - писатели, поэты и музыканты - обогатили многонациональную советскую культуру и искусство высококлассными работами. Произведения С. Айни и М. Турсун-заде пополнили золотой фонд литературного наследия некогда единого и общего государства - СССР. Советский период в истории таджикского народа, несмотря на его краткость и противоречивость присущих ему социальных процессов, несомненно, сыграл огромную роль в возрождении таджикской государственности. Была образована Таджикская ССР. Её образование способствовало становлению национальной науки, культуры и искусства. За годы советской власти Таджикистан, пользуясь, прежде всего, ресурсами общего государства, потенциалом всего советского народа, сумел создать на своей территории мощные промышленные и энергетические объекты: Нурекскую, Байпазинскую, а также ряд более мелких ГЭС; ТадАЗ, Яванский электрохимический и Вахшский азотно-туковый заводы, целый комплекс текстильных предприятий, мощную горнорудную промышленность.

Таджикские ученые заняли ведущие мировые позиции в области сейсмологии и сейсмостойкого строительства, гастроэнтерологии, генетики хлопчатника, востоковедения. В итоге, к моменту обретения независимости в 1991 году Таджикистан являлся развитой аграрно-индустриальной страной и имел хорошие стартовые позиции для дальнейшего развития. Однако, начавшаяся в Таджикистане гражданская война реально приблизила распад его на отдельные части и полное исчезновение с карты мира. Россия твердо и последовательно отстаивала единство и национальную независимость Республики Таджикистан. Таджикистану была оказана большая экономическая, военная и дипломатическая помощь. Россия стала инициатором и постоянным участником процесса межтаджикского урегулирования, завершившегося в июне 1997 года долгожданным миром на земле таджиков. И самое главное, даже в годы гражданской войны в Таджикистане фактически не было антирусских, антироссийских настроений. Во всяком случае, они не получили поддержки таджикского народа.

Реалии гражданской войны в Таджикистане, к сожалению, определили и основные направления российско-таджикских отношений того времени - приоритет военно-политических связей. Однако, из года в год необходимость развития полномасштабных торгово-экономических отношений становилась все более насущной для обеих стран - крупнейшие проекты в области энергетики, металлургии, легкой и горнорудной промышленности, частично реализованные еще в рамках Советского Союза, требовали от обеих стран не только гигантских средств и интеллектуальных усилий, но и политической смелости и государственной мудрости. Прорыв в этом направлении был достигнут 16 октября 2004 года во время официального визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Таджикистан.

Уместно также отметить, что, несмотря на многие негативные, трагические процессы в истории таджикского народа, в том числе и в эпоху вхождения Средней Азии в состав Российской империи и Советского Союза, Россия была и остается наиболее последовательным и верным союзником Таджикистана. Вместе с Россией Таджикистан решает трудные задачи социально-экономического развития своей страны, возрождения своей древнейшей культуры и духовности.

1.2 Российско-таджикские отношения на современном этапе

Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан установлены 8 апреля 1992 года. Заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (25 мая 1993 года). Подписано более 100 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, военной, гуманитарной и других областях.

Поддерживаются активные связи в политической области, в том числе контакты на высшем уровне. В апреле 1999 года состоялся официальный визит Президента Э.Ш. Рахмонова в Москву, в ходе которого подписаны Договор о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, ориентированном в XXI век; Договор о статусе и условиях пребывания Российской военной базы на территории Республики Таджикистан. В ноябре 1999 года В.В. Путин посетил Таджикистан с рабочим визитом для участия в церемонии инаугурации Э.Ш. Рахмонова, переизбранного Президентом Республики Таджикистан. В июле 2000 года Президент России принял участие в саммите «Шанхайской пятерки» в Душанбе. В апреле 2001 года глава таджикского государства нанес рабочий визит в Москву. В октябре 2001 года В.В. Путин посетил Душанбе с рабочим визитом, в ходе которого состоялась его встреча в трехстороннем формате с Э.Ш. Рахмоновым и Президентом Исламской Республики Афганистан Б. Раббани. Стороны обсудили ключевые вопросы афганского урегулирования.

Имели место неоднократные встречи и беседы В.В. Путина с Э.Ш. Рахмоновым в ходе заседаний Совета глав государств-участников СНГ и Межгосударственного Совета стран-членов Евразийского экономического сообщества, сессий Совета коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности, саммитов Шанхайской организации сотрудничества. В ходе этих встреч предметно рассматривались вопросы повышения эффективности двустороннего многопланового сотрудничества, вопросы региональной безопасности и укрепления интеграционных процессов в различных форматах.

В апреле 2003 года В.В. Путин нанес рабочий визит в Душанбе. В ходе переговоров с Э.Ш. Рахмоновым были определены конкретные направления дальнейших совместных действий, призванных вывести на новый уровень двусторонние отношения, упрочить их экономическую составляющую.

В июне 2004 года состоялся рабочий визит Э.Ш. Рахмонова в Россию, в ходе которого обсуждались ключевые вопросы российско-таджикского взаимодействия в военной и пограничной сфере, расширения торгово-экономических связей.

-17 октября 2004 года состоялся официальный визит В.В. Путина в Таджикистан. В ходе первого в таком формате визита Президента Российской Федерации были подведены итоги многолетней совместной работы по всем направлениям сотрудничества. Найдено пакетное решение имевшихся вопросов, в котором учтены интересы обеих стран. Был подписан ряд соглашений по реализации в Таджикистане двусторонних крупномасштабных экономических проектов в области гидроэнергетики и цветной металлургии.

октября 2005 года в г. Москве, в период проведения Дней культуры Таджикистана в России, состоялась рабочая встреча президентов Российской Федерации и Республики Таджикистан В.В. Путина и Э.Ш. Рахмонова.

В январе 2006 года в г. Санкт-Петербурге состоялась очередная рабочая встреча Президента России В.В. Путина с Президентом Таджикистана Э.Ш. Рахмоновым, в ходе которой были обсуждены вопросы двусторонних отношений и дальнейшего углубления многопланового сотрудничества между Россией и Таджикистаном.

Подписан также ряд соглашений по углублению сотрудничества в финансово-экономической сфере, в том числе по регулированию трудовой миграции и др.

Активно развивается межпарламентское сотрудничество между Россией и Таджикистаном.

ноября 2005 года в г.Душанбе прошло очередное, пятое заседание Межпалатной парламентской комиссии по сотрудничеству между Государственной Думой Российской Федерации и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, приуроченное к открытию в таджикской столице Первой российской национальной выставки. Законодатели двух стран обсудили проблемы трудовых мигрантов из Таджикистана, состояние договорно-правовой базы между Россией и Таджикистаном, ход выполнения решений восьмого заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, ряд других вопросов.

-15 декабря 2005 года состоялся официальный визит Председателя Государственной Думы России Б.В.Грызлова в г.Душанбе, где прошли его встречи с Президентом Таджикистана Э.Ш. Рахмоновым, Премьер-министром Таджикистана А.Г. Акиловым, Председателем Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан С.Х. Хайруллоевым, председателем Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан М.У. Убайдуллоевым. Председатель Госдумы России Б.В. Грызлов посетил также 201-ю Российскую военную базу. Визит спикера нижней палаты Федерального Собрания России стал еще одной заметной вехой на пути дальнейшего углубления межпарламентского сотрудничества между двумя странами.

августа 2007 года в ходе встречи В.В. Путина и Э. Рахмона в Челябинске были обсуждены вопросы расширения российско-таджикского сотрудничества в экономической области, роста товарооборота, ускорения работ на строительстве Сангтудинской ГЭС-1, готовность к строительству Рогунской ГЭС. Также были обсуждены вопросы военно-технического сотрудничества, подготовки для Таджикистана военных кадров, а также двустороннего культурного сотрудничества.

августа 2008 г. состоялся официальный визит Президента России Д. Медведева в Республику Таджикистан, в рамках участия в саммите глав государств-участников ШОС. В ходе визита состоялось обсуждение широкого спектра вопросов двустороннего сотрудничества.

1.3 Двусторонние отношения: Таджикистан-Россия - международное сотрудничество

Комплекс двусторонних отношений с Российской Федерацией занимает первостепенное место в системе внешнеполитических приоритетов Республики Таджикистан. В этом направлении сходятся, прежде всего, ключевые экономические и стратегические интересы нашей страны.

За годы независимости страны приобрели существенный опыт межгосударственного взаимодействия в военной, политико-экономической, гуманитарных сферах, наработана солидная договорно-правовая база, сформировались соответствующие институциональные механизмы сотрудничества.

Отношения двух стран строятся на принципах стратегического партнерства, определенные базовыми межгосударственными соглашениями - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией от 25 мая 1993 года, Договоре о союзническом взаимодействии между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, ориентированном в XXI век от 16 апреля 1999 года.

В течение всего периода взаимодействия наших стран Таджикистан последовательно проводил линию на поддержание отношений стратегического партнерства.

Договорно-правовая база сотрудничества. На сегодняшний день к числу актуальных и практически реализуемых двусторонних договоров и соглашений относятся 103 документа, из которых 74 - межгосударственные и межправительственные, 29 - межведомственные. В настоящее время на рассмотрении сторон находится пакет из 22 документов, направленных на реализацию базовых договоров, а также повышения эффективности сотрудничества в различных сферах.

Институциональная база двусторонних отношений. Институциональную базу двусторонних отношений составляют межгосударственные контакты на высшем уровне. Официальный визит Президента РФ В.В. Путина в Душанбе в октябре 2004 г., в ходе которого была сформирована перспективная правовая база для дальнейшего укрепления сотрудничества, и последующие неоднократные встречи глав государств конкретизировали направления сотрудничества. Традиционными стали регулярные контакты на правительственном и парламентском уровнях, как в двустороннем, так и в многостороннем форматах, в первую очередь, деятельность специально созданных совместных межправительственных органов.

Важным координирующим элементом углубления разностороннего сотрудничества остается Межправительственная Комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. За период своего существования было проведено 10 заседаний.

Военно-политическая сфера отношений. Таджикистан и Россию традиционно сближает совпадение и близость позиций по ключевым международным вопросам, проблемам безопасности, эффективное взаимодействие в области внешней политики, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций и других международных и региональных организаций и форумов.

Республика Таджикистан оказывает поддержку позиции России по некоторым ключевым вопросам международной политики, таким как реформирование ООН, ОБСЕ, постконфликтное восстановление в Афганистане, укрепление коллективных правовых начал в вопросах мировой политики и демократизация международных отношений.

Сюда же следует отнести совместную борьбу стран с международным терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и незаконным оборотом наркотиков, нераспространения оружия массового уничтожения.

Укрепляется взаимодействие по линии оборонных ведомств, в том числе по подготовке военных кадров, поддерживается диалог и взаимодействие между пограничными ведомствами.

Вопросы военно-технического сотрудничества также рассматриваются в рамках многосторонних структур безопасности. Закладывается солидная правовая и производственная база в развитие военно-технического сотрудничества. Примером такой структуры является Межгосударственная Комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ.

Российское военное присутствие в Таджикистане объективно является стабилизирующим фактором поддержания стабильности и неотъемлемой частью системы коллективной безопасности региона.

Функционирование российской 201-й военной базы регламентируется двусторонним Договором о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории РТ, подписанный министрами обороны в 1999 г.

Интеграция на постсоветском пространстве. Таджикско-российское сотрудничество развивается не только на двусторонней основе, но и многосторонней, в рамках таких международных и региональных организаций, как ООН, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и ОБСЕ. Спектр сотрудничества в рамках этих организаций является самым широким, охватывая как вопросы совместной выработки и координации внешнеполитических подходов по решению актуальных международных проблем, включая обеспечение региональной безопасности и стабильности, противодействие новым вызовам и угрозам, так и развития интеграционных процессов на всем пространстве Содружества. Душанбинские саммиты СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, проведенные в октябре 2007 г. несомненно придали импульс развитию регионального взаимодействия.

Вопросы региональной политики. Важным моментом в двусторонних отношениях в последние годы становятся вопросы межгосударственного сотрудничества в Центральной Азии, с учетом назревшей необходимости поиска согласованных решений ключевых проблем социально-экономического развития всех стран региона и, особенно, рационального освоения водно-энергетических ресурсов, продвижения региональных интеграционных инициатив.

ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ ТАДЖИКСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАМКАХ ЕВРАЗЭС

.1 Основные задачи, этапы и перспективы развития ЕврАзЭС

Создание ЕврАзЭС, с одной стороны, знаменовало собой поступательное развитие экономической интеграции от зоны свободной торговли через таможенный союз к общему рынку. С другой стороны, образование постоянно действующей международной организации для последовательного осуществления экономических соглашений было отчасти реакцией на внутренние проблемы СНГ.

Формирование новой интеграционной структуры направлено на более эффективную реализацию общих выгод и национальных интересов ее участников, в частности, формирование более емкого общего рынка за счет объединения национальных рынков; совместная защита от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран; усиление потенциала противодействия общим экономическим угрозам; формирование льготных условий для движения внутри общего рынка товаров и услуг, произведенных на его территории, а также капиталов и рабочей силы; реализация национальных экономических интересов государств-участников Сообщества. При этом, вступая в ЕврАзЭС, каждая из стран планировала решить свои конкретные экономические задачи.

В работе определены отличительные характеристики ЕврАзЭС по сравнению с другими интеграционными объединениями на постсоветском пространстве. К ним относятся формирование конкретного механизма реализации прежних целей и задач; четко выраженный международный статус новой организации; возможность единой командой вести переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию; более действенная формула интеграционного взаимодействия; организованная по-новому система контроля исполнения решений; высокие требования к членству; постановка конкретных целей и конкретных сроков их достижения.

В целом, можно отметить, что по линии ЕврАзЭС начались согласованные действия всех стран-участниц в сторону реальной экономической интеграции. За свой относительно короткий срок существования ЕврАзЭС, как организация, уже добилась определенных результатов. В то же время ряд исследователей отмечает наличие между странами Сообщества комплекса факторов, обусловливающих низкую его эффективность.

Развитие экономик стран Сообщества демонстрирует позитивные тенденции. Так, отмечается рост основных макроэкономических показателей во всех государствах. Все государства ЕврАзЭС добились относительной стабилизации курсов национальных валют по отношению к доллару США. Во всех странах Сообщества имело место замедление темпов инфляции и рост среднемесячной заработной платы. На протяжении последних лет объемы взаимных инвестиций стран-членов Сообщества увеличиваются примерно на 40-50% в год.

Кроме того, ЕврАзЭС движется к созданию валютного союза. Его участники планируют ускорить сближение и конечную гармонизацию финансового, банковского и валютного законодательств, а в 2010 г., возможно, ввести единую валюту в рамках ЕврАзЭС.

ЕврАзЭС рассматривается как мощный рычаг создания единого энергетического пространства на территории союзных государств ( рис.1). Его участники - Россия и Казахстан - являются ведущими производителями нефти в регионе, поэтому взаимодействие в этой отрасли - один из ключевых моментов экономической интеграции.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Организация, ставшая правопреемницей Таможенного союза, создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права. Это четко структурированная система с довольно жестким механизмом принятия и реализации решений. Она обладает международной правосубъектностью. Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в рамках Сообщества. В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в генеральной Ассамблее ООН. 6 декабря 2007 года в Нью-Йорке на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН единогласно принята резолюция «Сотрудничество между ООН и Евразийским Экономическим Сообществом».

Рисунок 1. Единое Экономическое пространство

Цели Сообщества. ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования государствами-участниками Таможенного союза Единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Один из главных векторов деятельности организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

В число основных задач Сообщества входит:

1. завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

2.      установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

.        введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля;

.        создание общей унифицированной системы таможенного регулирования; разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития;

.        создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

.        формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

.        формирование общего энергетического рынка;

.        создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций; предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

.        сближение и гармонизация национального законодательства;

.        обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года в столице Казахстана Астане президентами Белоруссии - Александром Лукашенко, Казахстана - Нурсултаном Назарбаевым, Киргизии - Аскаром Акаевым, России - Владимиром Путиным, Таджикистана - Эмомали Рахмоновым.

Состав ЕврАзЭС

Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим государствам был предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. В 2003 году была удовлетворена аналогичная просьба Армении. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан.

ЕврАзЭС - открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое не только примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, но и, по мнению членов ЕврАзЭС, может и намерено эти обязательства выполнять. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать по мере необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не дает права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС.

Межгосударственный совет

Это высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств стран Сообщества. В мае 2002 года председателем Межгосударственного Совета избран Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В июне 2005 года на эту должность был избран Президент Белоруссии Александр Лукашенко. В июне 2006 года председателем Межгоссовета стал Президент России Владимир Путин. В октябре 2007 года на эту должность был избран Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон. Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Межгосударственный Совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год (2002 г. - Москва, 2003 г. - Душанбе, 2004 - Астана, 2005 - Москва, 2006 (внеочередной) - Санкт-Петербург, 2006 - Минск, 2007 - Душанбе), на уровне глав правительств - не реже двух раз в год.

Интеграционный Комитет

Это постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят заместители глав правительств стран ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного Комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного Совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых межгосударственным Советом.

Бюджет ЕврАзЭС

Бюджет Сообщества на каждый бюджетный год разрабатывается Интеграционным Комитетом по согласованию с государствами Сообщества и утверждается Межгосударственным Советом. Бюджет Сообщества формируется за счет долевых взносов: 40 процентов вносит Россия, по 15 процентов - Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, по 7,5 процентов - Киргизия и Таджикистан.

Принятие решений в Сообществе

Межгосударственный Совет ЕврАзЭС принимает решения консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех странах - членах Сообщества. Исполнение решений происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством. В Интеграционном Комитете решения принимаются большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии решений в Интеграционном Комитете соответствует взносу каждой стороны в бюджет Сообщества. Россия имеет 40 голосов, Белоруссия, Казахстан и Узбекистан - по 15, Киргизия и Таджикистан - по 7,5.

Основные приоритеты в деятельности ЕврАзЭС

К числу приоритетных направлений в деятельности ЕврАзЭС на ближайшую перспективу относятся:

Транспорт - решение проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока, упрощение таможенных процедур, завершение внутригосударственных процедур по подписанным соглашениям, создание транснациональных транспортно-экспедиционных корпораций.

Энергетика - совместное освоение гидроэнергетических комплексов Центральной Азии и решение проблемы снабжения электроэнергией и водопользования, выход на единый энергетический баланс.

Трудовая миграция -социальная защита мигрантов, создание действенной системы регулирования и контроля за миграцией трудовых ресурсов, борьба с сопутствующей миграции преступностью, решение проблем, связанных с уплатой мигрантами и их работодателями налогов.

Аграрно-промышленный комплекс - согласование сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС, формирование единого продовольственного рынка стран Сообщества, сокращение издержек на транспортировку, хранение, реализацию сельскохозяйственной продукции, образование новых рыночных институтов в этой сфере (страховых, банковских, лизинговых, биржевых и других).

Выгоды для реального бизнеса

Выгоды от участия в ЕврАзЭС для реального бизнеса пяти стран заключаются прежде всего в том, что деловая активность развивается в рамках единого экономического пространства, которое поддерживается благодаря унификации национальных законодательств стран Сообщества и создания равных условий для хозяйствующих объектов, действующих на этом пространстве. При перемещении товаров и услуг, произведенных на территории ЕврАзЭС, через внутренние границы Сообщества не взимаются таможенные пошлины. За счет снижения трансакционных издержек товары, произведенные на территории стран ЕврАзЭС, становятся более конкурентноспособными по сравнению с товарами третьих стран. Немалую роль играет также возможность использования имеющегося потенциала инновационных технологий и интеллектуальных ресурсов пяти государств Сообщества.

.2 Мониторинг межпарламентского и межрегионального сотрудничества между Россией и Таджикистаном в рамках ЕврАзЭС

С удовлетворением следует отметить налаживание интенсивного межпарламентского взаимодействия и укрепление межрегионального диалога.

Сложившиеся совместные структуры сотрудничества стали достаточно удобной и полезной переговорной площадкой для откровенного обсуждения вопросов многопланового двустороннего сотрудничества. Проведение в сентябре 2007 года в Москве и Оренбурге второго таджикско-российского межпарламентского форума "Таджикистан-Россия: потенциал межрегионального сотрудничества" под эгидой верхних законодательных палат наших парламентов стало одним из важных событий в двусторонних отношениях. Межпарламентские связи подкреплены необходимой правовой базой на базе оформления связей между нижними палатами парламентов двух стран (Соглашение о сотрудничестве между Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Концепция взаимодействия Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в сфере правового регулирования межрегионального сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации, Протокол о внесении дополнения в Соглашение о сотрудничестве между Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации).

Предметное рассмотрение вопросов совершенствования нормативно-правовой базы и трудовой миграции, инвестиционной привлекательности, инвестиционного климата, бизнес-проектов, увеличение товарооборота и подписание пакета документов о сотрудничестве между регионами Российской Федерации и Таджикистана содействует росту двусторонних объемов торговли, укреплению связей по "горизонтали".

Межпарламентское сотрудничество между Россией и Таджикистаном характеризуется динамизмом и поступательностью развития. Отношения между таджикскими и российскими законодателями регулируются Соглашением между Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли (парламентом) Республики Таджикистан о межпарламентском сотрудничестве. Действенным и весьма продуктивным механизмом взаимодействия парламентариев двух стран является Межпалатная парламентская комиссия по сотрудничеству между Россией и Таджикистаном. В июне 2005 года в Москве состоялось четвертое заседание Межпалатной парламентской комиссии по сотрудничеству между Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли (парламент) Республики Таджикистан.

ноября 2005 года в г. Душанбе прошло очередное, пятое заседание Комиссии, приуроченное к открытию в таджикской столице первой Российской национальной выставки. Законодатели двух стран обсудили проблемы трудовых мигрантов из Таджикистана, состояние договорно-правовой базы между Россией и Таджикистаном, ход выполнения решений восьмого заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, ряд других вопросов. Пятое заседание Межпалатной парламентской комиссии стало своего рода сверкой часов российских и таджикских парламентариев накануне официального визита в Таджикистан Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова в Республику Таджикистан.

Члены комиссии посетили Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, где приняли участие в публичной акции сжигания наркотических средств, перехваченных пограничниками и представителями правоохранительных органов при проведении спецопераций на таджикско-афганской границе. Депутаты законодательных собраний России и Таджикистана приняли решение обратиться к правительствам Российской Федерации и Республики Таджикистан разработать совместную комплексную программу по противодействию транзиту наркотических средств через территорию Республики Таджикистан в Российскую Федерацию.

Без преувеличения можно сказать, что Межпалатная парламентская комиссия стала важным рычагом решения многих проблем и вопросов многопланового российско-таджикского сотрудничества.

-15 декабря 2005 года состоялся официальный визит Председателя Государственной Думы России Б.В. Грызлова в г. Душанбе., где прошли его встречи с Президентом Таджикистана Э.Ш. Рахмоновым, премьер-министром Таджикистана А.Г. Акиловым, председателем Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан С.Х. Хайруллоевым, председателем Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан М.У. Убайдуллоевым. Председатель Госдумы России Б.В. Грызлов посетил также 201-ю Российскую военную базу. Визит спикера нижней палаты Федерального Собрания России стал еще одной заметной вехой на пути дальнейшего углубления межпарламентского сотрудничества между двумя странами.

В рамках межпарламентского сотрудничества между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан в феврале 2006 года состоялась рабочая поездка в Таджикистан делегации Комитета Совета Федерации по делам СНГ во главе с его председателем В.А. Густовым.

В рамках реализации Соглашения таджикская сторона в октябре 2006 года образовала постоянно действующую комиссию при Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по работе с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которую возглавил президент Академии наук Таджикистана М.И. Илолов.

В октябре 2008 года в г. Москве состоялось очередное заседание Межпалатной парламентской комиссии по сотрудничеству между Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Законодатели России и Таджикистана обсудили вопросы многопланового сотрудничества между двумя странами, а также наметили конкретные планы по взаимодействию законодательных собраний РФ и РТ на 2009 год. В последние годы активизировались связи субъектов Российской Федерации с регионами Республики Таджикистан. Прямое торгово-экономическое сотрудничество с Таджикистаном осуществляют свыше 70 субъектов Российской Федерации. Основной объем внешнеторгового оборота формируется, в основном, за счет взаимных поставок в Таджикистан из Центрального, Сибирского и Приволжского федерального округа России. Наиболее активно участвуют в сотрудничестве: город Москва, Алтайский край, Республика Башкортостан, Оренбургская, Омская, Астраханская, Ивановская, Челябинская, Московская, Свердловская, Саратовская области и Красноярский край.

Среди перспективных направлений сотрудничества можно отметить создание совместных предприятий с полным циклом переработки хлопка-волокна в конечную продукцию - от хлопковой пряжи до хлопчатобумажных швейных изделий, а также переработку плодоовощной продукции. Перспективным для межрегионального сотрудничества является привлечение возможностей регионов Российской Федерации к подготовке квалифицированных кадров для нужд экономики и социальной сферы Республики Таджикистан, развитие сотрудничества между регионами России и Таджикистана в сфере туризма.

Представляют взаимный интерес предложения по поставке ранних овощей и фруктов в регионы Российской Федерации, по поставке из России технологий и оборудования. Подготовлены проекты по сотрудничеству в совместном освоении природных ресурсов, в области транспорта, связи и информатизации, в области водного хозяйства и охраны окружающей среды, в сфере образования, науки и здравоохранения.

Расширяется сфера сотрудничества между регионами России и Таджикистана. После посещения Таджикистана губернатором Свердловской области Э.Э. Росселем в республике открыто ЗАО «Торговый Дом УралПромСервис», являющееся официальным торговым представительством предприятий Свердловской области.

В 2007 году делегации Согдийской и Хатлонской областей, районов республиканского подчинения и г.Душанбе посетили Алтайский и Красноярский край, Саратовскую, Ивановскую, Новосибирскую, Оренбургскую, Томскую, Волгоградскую и Московскую области.

Республику Таджикистан посещают делегации регионов Российской Федерации для заключения соглашений о деловом и культурном сотрудничестве, подписания договоров и контрактов на поставку продукции.

По приглашению руководителей ряда министерств в августе 2008 года город Курган-Тюбе с ответным визитом посетила делегация Саратовской области. В ходе поездки были проведены переговоры с руководителями администрации города, бизнесменами, на которых обсуждались вопросы развития торгово-экономического, научного и культурного сотрудничества.

По итогам визита были подписаны меморандумы и соглашения на поставку в Саратовскую область плодоовощной продукции, контракт на поставку в 2007 году в Таджикистан 50 троллейбусов, контракт на ремонт четырех самолетов «Як-42Д» и аренду одного самолета «Як-42Д», контракт на поставку оборудования по обеспечению безопасной эксплуатации гидроэлектростанций, соглашения о намерениях по разработке, восстановлению и обустройству газовых месторождений, соглашение об обучении в ВУЗах и школах г. Саратова таджикских студентов и учащихся. В ходе визита делегации Саратовской области также был открыт новый авиарейс из г. Курган-Тюбе в г.Москву.


Скачать архив (642.4 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: