Главная » Экономика

Исследование экспортного потенциала Таджикистана

Содержание

1.      Общие выводы и рекомендации по анализу

2.      Анализ экспорта товаров из Таджикистана

3.      Обзор рынков

3.1 Обзор рынка России

3.2 Обзор рынка Казахстана

4.      Опрос экспортеров

4.1 Общее описание экспортеров

4.2 Продукты экспорта       

4.3 Страны экспорта

4.4 Проблемы экспорта

1. Общие выводы и рекомендации по анализу

Данный аналитический отчет имел в своей основе работу, направленную на получение ответов для проекта Развития Местного Рынка о перспективах деятельности на территории России и Казахстана.

В ходе исследований рынков были получены ответы на вопросы: каков потенциал рынка, как его лучше развивать, на какие рынки и на какие продукты нацеливать свое производство. Также было упомянуто, что может войти в список ключевых факторов успеха для производителе, переработчиков и экспортеров плодоовощной продукции.

Изначально была проанализирована производственная и экспортная статистика Таджикистана. Стоит отметить, что согласно официальной статистике на экспорт идет только 6,2% произведенной в Таджикистане плодоовощной продукции.

За 2012 год в Таджикистане было произведено порядка 1,9 миллиона тонн овощей, включая картофель и бахчевые культуры. Выращивание фруктов и винограда за 2012 год составило всего порядка 400 тысяч тонн. Из всех выращенных овощей в 2012 году только 62 тысячи тонн было отправлено на экспорт в свежем, сушеном или переработанном виде. А экспорт фруктов, за этот же год, составил 82 тысячи тонн.

За последние 2 года, с начала 2010 по конец первого квартала 2013, общий объем экспорта плодоовощной продукции из Таджикистана сократился почти в 10 раз. Это в основном вызвано осложнившейся фитосанитарной ситуацией.

Данные изменения в свою очередь привели к сокращению количества экспортеров. И соответственно при поиске экспортеров, согласно условиям проекта, возникла сложность с тем, что большая часть их перестали экспортировать продукцию.

В проведенном исследовании принимали участие 65 компаний экспортеров, часть из которых так же является и производителями, готовыми экспортировать не только свою продукцию, но и продукцию от других производителей. Компании экспортеры расположены в Хатлонской, Согдийской областях и Районах республиканского подчинения.

Из продуктов, которые на данный момент экспортируются компаниями, были выделены следующие группы: свежие фрукты (64% респондентов), свежие овощи (33% респондентов), сухофрукты (31% респондентов), соки (11% респондентов) и консервированные овощи (6% респондентов). 60% респондентов занимаются только одной категорией товаров. Остальные экспортируют 2 и более товарных группы, в связи с чем суммарный процент более 100%.

Каждая группа товаров была проанализирована и составлена общая структура экспорта. Ниже в таблице 1.1. представлено разделение респондентов по группам товаров и продуктам, которые они экспортируют. Стоит отметить, что не смотря на меньшее количество экспортеров сухофруктов, объемы экспорта данной группы превышают объемы свежих овощей.

Таблица 1.1. Распределение экспортеров по товарам.

Группа свежих фруктов, (42 респондента)

Группа свежих овощей, (22 респондента)

Группа сухофруктов, (20 респондентов)

Наименование

%

Наименование

%

Наименование

%

Виноград

27%

Лук

74%

Кураги

39%

Сливы

19%

Помидоры

7%

Орехов

24%

Арбузов

19%

Картошка

4%

Изюм

18%

Абрикосы

14%

Чеснок

4%

Смесь сухофруктов

19%

Яблоки

7%

Репа

4%

Дыни

5%

Редька

4%

Лимон

5%

Перец

2%

Черешня

3%

Гранат

2%

Консервированные овощи представлены исключительно экспортом томатной пасты. Соки представлены яблочным и абрикосовым в равных долях.

Несмотря на то, что согласно официальной таможенной статистике экспорт из Таджикистана осуществляется только по направлениям Россия, Казахстан, Украина и Германия, экспортеры также отмечают и другие направления. Направления экспорта это страны Россия - 56%, Казахстан - 17%, Афганистан - 10%, Украина 6% и прочие страны 12%. К прочим странам экспорта относятся Пакистан, Иран, Белоруссия, Китай, Германия.

Абсолютно все респонденты отметили, что они, в том числе, экспортируют продукцию не только собственного производства, но и продукцию прочих производителей. При этом 60% респондентов готовы приобретать продукцию прочих производителей или предоплачивать частично. Это говорит о том, что данные экспортеры уже имеют налаженные каналы сбыта собственной продукции и несут минимальные риски.

% респондентов готовы брать продукцию под реализацию или с отсрочкой платежа. Вероятнее всего данные респонденты имеют собственные каналы сбыта продукции на рынке сбыта. Т.е. у них есть свои люди в стране сбыта которые занимаются поиском оптовых или розничных клиентов для своей продукции.

2. Анализ экспорта товаров из Таджикистана

В целях повышения экспортного потенциала Таджикистана рассматриваются Россия и Казахстан, как основные страны импортеры плодоовощной продукции. Стоит изначально отметить, что на текущий момент почти вся плодоовощная продукция Таджикистана экспортируется в данные страны.

За 2012 год в Таджикистане было произведено порядка 1,9 миллиона тонн овощей, включая картофель и бахчевые культуры. По сравнению с 2010 годом объемы выращивания овощей снизились на 14%. Но немного выросло потребление овощей в стране. Согласно официальной статистики национального статистического комитета в стране было потреблено 1,2 миллиона тонн овощей.

Из всех выращенных овощей в 2012 году только 62 тысячи тонн было отправлено на экспорт в свежем, сушеном или переработанном виде. Средняя стоимость килограмма овощей при этом составила 0,24 доллара.

Согласно официальной статистики, объем порчи товара составляет порядка 6-7%. Это в первую очередь связанно с нехваткой оборудованных складов для хранения плодоовощной продукцию. Исходя их этого вероятнее всего оставшиеся 500 тысяч тонн овощей были так же отправлены на экспорт не легально, в связи с чем выпали из статистики.

По другим данным, в Таджикистане пропадает от 50% до 60% выращенного урожая плодоовощной продукции. Высокий процент порчи плодоовощной продукции объясняется в первую очередь устаревшим оборудованием для переработки. В стране нет инвестиций в перерабатывающую отрасль, в связи с чем перерабатывающие заводы работают только на 3% - 7% от заявленных мощностей. При этом развито кустарное (домашнее) производство плодоовощной консервации, которое не соответствует всем необходимым фитосанитарным нормам и не обеспечивают элементарную безопасность производимой для экспорта продукции.

Не смотря на то, что Таджикистан славится своими фруктами по всей Азии, выращивание фруктов и винограда за 2012 год составило всего порядка 400 тысяч тонн. Стоит так же отметить, что потребление фруктов в Таджикистане составляет около 40 килограмм на человека в год. При мировой норме не менее 100 килограмм в год. Это в первую очередь вызвано тем, что потребляются только те фрукты, которые выращиваются внутри страны. Импорт фруктов составил за 2012 год всего 2 тысячи тонн. А экспорт фруктов, за этот же год, составил 82 тысячи тонн.

С 2010 года объемы экспорта продукции резко сократились более чем в 3 раза. При этом изменилась структура экспорта. Если в 2010 году 97% продукции экспортировалось в Россию, то на 2012 год 80% продукции экспортировалось в Казахстан.

Экспорт в Казахстан в основном связан с получением сертификации соответствия на продукцию. На территории таможенного союза сертификация единая, но получение ее в Казахстане представляется более просто, чем в России. После получения сертификации продукция так же реэкспортируется в Россию. Можно также отметить, что данная схема экспорта стала присуща всем странам центральной Азии, которые экспортируют товар в Россию.

Причины резкого снижения объемов экспорта связаны с обострением фитосанитарной ситуации вокруг плодоовощной продукции. В 2010 году Россельхознадзор выявил несколько случаев ввоза карантинных для Российской Федерации объектов. В 2011 году подобных случаев было уже 154, за 2012 год 228. Большая часть выявленных карантинной плодоовощной продукции было в ручной клади и багаже.

В целях предотвращения проникновения и распространения на территории России карантинных объектов Россельхознадзор оставил за собой право принять дополнительные защитные меры в отношении ввоза продукции из указанных стран в соответствии с положениями международного законодательства в области карантина растений. Что плохо отразилось на объемах экспорта. Данные по объему экспорта продукции в Россию и Казахстан представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Объемы экспорта плодоовощной продукции.

Объем импорта, в тыс. $

% импорта за 2012 год

Страна импорта

2008

2009

2010

2011

2012

Свежие овощи

Казахстан

258

228

1 454

4 530

7 990

53%

Россия

28 306

23 998

48 798

17 986

7 097

47%

Прочие страны

2 877

1 458

574

10

0

0%

Всего

31 441

25 684

50 826

22 526

15 087

Свежие фрукты и орехи

Казахстан

183

261

3 337

26 720

31 514

84%

Россия

88 287

121 155

99 022

17 753

3 543

9%

Прочие страны

1 594

3 089

3 346

4 258

2 296

6%

Всего

90 064

124 505

105 705

48 731

37 353

Переработанные или консервированные фрукты и овощи

Казахстан

3 595

2 877

1 898

652

790

38%

Россия

1 294

2 163

1 057

232

11

1%

Прочие страны

172

578

528

939

1 259

61%

Всего

5 061

5 618

3 483

1 823

2060

С Мая 2010 года был ужесточен контроль экспортной плодоовощной продукции из Таджикистана. А с 16 Апреля 2012 года Россельхознадзор ввел запрет на ввоз продуктов питания в ручной клади и багаже.

По данным за первый квартал 2013 года, объемы экспорта плодоовощной продукции также продолжают сокращаться. По сравнению с первым кварталом 2012 года, объем снизился в 3,2 - 3,7 раза по разным категориям товаров. Стоит отметить, что значительное снижение экспорта продукции в том числе привело к снижению его производства.

Рассматривая более детально структуру экспорта свежих овощей в Россию из Таджикистана, стоит отметить, что наибольшую долю, порядка 90%, занимают продукты, которые не попали под запрет Россельхоз надзора. Однако данные продукты в меньшей степени востребованы на рынке России.

Аналогичная структура представлена и при экспорте овощей в Казахстан, с небольшим отличием, порядка 8% экспортируемых овощей приходится на сушеные овощи.

Рисунок 2.1. Экспорт свежих овощей в Россию за 2012 год, тыс. $

Ограничения на ввоз плодоовощной продукции в первую очередь отразились на экспорте сушеных абрикосов и компотных смесей, в которые так же входит курага. Объемы экспорта данных продуктов в Россию сократились за 2 года почти в 40 раз. За 2012 год общий объем экспорта данной продукции составил всего 1,7 миллиона долларов.

Еще одной проблемой экспорта свежей плодоовощной продукции является недостаток специализированного транспорта оснащенного рефрижераторами. Груз отправляется в обычных вагонах, и любая задержка груза ведет к порче продукции. Однако данная проблема была и ранее, но усугубилась при ужесточении ввоза продукции на территорию России.

Таблица 2.2. Импорт фруктов в Россию из Таджикистана по кодам, тыс. $

Объем импорта, в тыс. $

% импорта

Код ТН ВЭД

Наименование

2010

2011

2012

081310

Курага

37 487

6 696

1 013

29%

081350

Компотные смеси

31 799

5 375

767

22%

080910

Абрикосы

1 090

441

477

13%

080929

Черешня

0

0

385

11%

081070

Хурма

0

0

230

6%

Прочие сухофрукты

5 183

712

193

5%

Прочие фрукты

23 463

4 529

478

13%

Что касается экспорта товаров в Казахстан, как было отмечено ранее, экспорт значительно увеличился. Как видно из таблицы 2.3, основным экспортируемым товаром так же осталась курага и компотные смеси. При этом экспорт товаров в Казахстан с 2010 года увеличился в 10,6 раз.

Таблица 2.3. Импорт фруктов в Казахстан из Таджикистана по кодам, тыс. $

Объем импорта, в тыс. $

% импорта

Код ТН ВЭД

Наименование

2010

2011

2012

081310

Курага

1 044

11 389

12 986

41%

081350

Компотные смеси

1 178

8 475

10 533

33%

081320

Чернослив

239

1 087

1 715

5%

080232

Грецкие орехи не очищенные

364

905

1 358

4%

081070

Хурма

0

0

917

3%

080610

Свежий виноград

33

1 640

794

3%

081330

Сушеные яблоки

53

582

583

2%

080910

Абрикосы

12

74

543

2%

080620

Изюм

105

381

538

2%

Прочие сухофрукты

309

2 087

1 547

5%

Стоит так же отметить, что производители Таджикистана стремятся экспортировать продукцию в свежем или сушеном виде. При этом экспорт переработанной продукции незначителен и составляет всего 3% от общего объема экспорта. Однако общие мощности перерабатывающей промышленности составляют 340 млн. условных банок.

Изучение статистических данных показывает, что объем производства плодоовощных консервов, не смотря на достижение уровня производства фруктов и овощей, и предпринимаемых мер, согласно правительственным документам, вместо того, что бы иметь тенденцию к росту, неуклонно идет на снижение.

Это в первую очередь связанно с ограниченностью сбыта продукции как на местном рынке, так и на экспорт. Ограниченность сбыта продукции на местном рынке в первую очередь вызвано низким проникновением культуры потребления консервированных продуктов. Следующим ограничивающим фактором является низкий уровень жизни, в связи с чес люди, употребляющие консервированные продукты заготавливают их самостоятельно.

В качестве заключения по плодоовощному рынку Таджикистана, стоит выделить, что ухудшение положения экспорта свежих и сушеных фруктов и овощей в первую очередь связанно с фитосанитарным положением в стране. Для повышения экспортного потенциала страны необходимо государственное вмешательство.

В первую очередь должен быть организован контроль аккредитованных лабораторий по получению сертификатов соответствия. Разработан комплекс мероприятий по устранению карантинного положения продукции. А так же необходимо вести переговоры с Россельхознадзором по исполнению их требований к ввозимой продукции.

После решения проблем, на государственном уровне необходимо прорабатывать продвижение переработанной продукции на рынках сбыта. Так как переработанная продукция значительно более маржинальна и соответственно может принести больше доходов предпринимателю.

3. Обзор рынков

.1 Обзор рынка России

Свежие овощи

Валовой сбор овощей в России в 2012 г. составил: картофеля - 29,3 млн. т (около 133 ц/га), остальных овощей - 14,6 млн. т (около 208 ц/га). Цены на свежие овощи в России, по данным РосСтата с каждым годом неуклонно растут. Продолжается также ускоренное подорожание тепличных овощных культур, особенно огурцов.

Существенную роль в обеспечении россиян свежими овощами играет импорт. В 2011 г., после засушливого года, в Россию импортировали 4,1 млн. т (около 28 % от валового сбора), что в денежном выражении составило 3,1 млрд. долл. Однако в 2012 г. благодаря благоприятному предыдущему лету было ввезено в 1,5 раза меньше продукции (2,7 млн. тонн). Свежие овощи активно ввозятся из Турции, Китая, Нидерландов, Польши, Израиля.

Таблица 3.1.1 Объем и цены на импортируемые в Россию свежие овощи

Код ТН ВЭД

Наименование

Цена, USD/кг

Объем импорта 2012

2011

2012

млн. USD

%

тыс. тонн

%

07

ИТОГО:

2478

100%

2715

100%

0702

Томаты, свежие или охлажденные

1,12

1,11

885

36%

798

29%

0709

Прочие овощи, свежие или охлажденные

1,47

1,46

461

19%

316

12%

0707

Огурцы и корнишоны, свежие или охлажденные

1,20

1,25

265

11%

212

8%

0701

Картофель

0,50

0,49

227

9%

460

17%

0703

Лук репчатый, лук шалот, лук порей, чеснок, прочие луковичные

0,55

0,61

171

7%

280

10%

0706

Морковь, репа, свекла, редис и другие съедобные корнеплоды

0,52

0,57

142

6%

248

9%

0704

Капуста

0,52

0,60

107

4%

179

7%

0710

Замороженные овощи

0,88

0,74

91

4%

123

5%

0712

Сушенные овощи

1,75

1,91

46

2%

24

1%

0705

Салат-лук, цикорий, свежий или охлажденный

1,51

1,51

42

2%

28

1%

0713

Овощи бобовые сушеные, лущеные

0,91

1,04

30

1%

29

1%

0711

Овощи консервированные для кратковременного хранения

0,47

0,53

10

0%

18

1%

0708

Бобовые овощи, свежие или охлажденные

1,10

0,90

1

0%

1

0%

0714

Маниок, маранта Салем (ямс) и т.д.

1,15

0,99

0,2

0%

0,2

0%

Свежие овощи импортируются в Россию из 94 стран ближнего и дальнего зарубежья. По итогам 2012 года основными импортерами были Турция, Китай и Европейские страны. Подобное распределение стран импортеров в первую очередь связанно с санитарным положением плодоовощной продукции из центральной Азии. При этом цена продукции из Европы практически аналогичная цене из Таджикистана.

Таблица 3.1.2 Объемы импорта свежих овощей по странам.

Объем импорта, в млн. $

% импорта

Страна экспортер

2008

2009

2010

2011

2012

1

Турция

320

372

476

524

470

19%

2

Китай

258

222

276

405

335

14%

3

Нидерланды

204

169

281

342

241

10%

4

Польша

128

145

181

195

234

9%

5

Израиль

79

97

139

242

233

9%

26

Таджикистан

28

24

49

18

7

0,3%

Прочие страны

742

631

873

1 321

958

39%

Всего

1 759

1 660

2 275

3 047

2 478

Потребление овощной продукции в России ежегодно увеличивается. Росстат в 2011 г. зафиксировал 97,8 кг/год на душу населения (без учёта картофеля). По данным ФАО, каждый россиянин съел 124,2 кг овощных блюд в год. Для сравнения: по статистике той же ФАО употребление овощей на душу населения в США составляет 122,9 кг/год, в Канаде - 112,7, в Китае - 321,5. При этом, как правило, не учитывается, свежие, замороженные или переработанные овощи были потреблены.

Рисунок 3.1.1. Потребление свежих овощей на душу населения, регионы России, кг в год

Сниженное потребление свежих овощей в СФО является следствием не высокого производства обусловленного климатическими условиями. Согласно официальной статистике, публикуемой Министерством Сельского Хозяйства страны на Сибирский федеральный округ приходится около 13% всего внутреннего производства овощей. Данный факт открывает перед фермерами, выращивающими свежие овощи в Центральной Азии дополнительные возможности по выходу на растущий и не насыщенный рынок СФО.

Свежие и сушеные фрукты

В настоящее время потребность во фруктах и ягодах, необходимая для обеспечения населения Российской Федерации, оценивается в 11 млн. тонн в год, а среднегодовой сбор в стране составляет менее 4 млн. тонн. В настоящее время российский рынок фруктов больше чем на две трети представлен импортной продукцией.

По данным экспертов, среднестатистический россиянин потребляет чуть более 60 кг фруктов при рекомендуемой норме около 100 кг в год. Для сравнения, средний американец потребляет 126 кг, австралиец - 135 кг, китаец - 50 кг.

Рисунок 3.1.2. Потребление и импорт фруктов, Россия, млн. тонн

Наибольшей популярностью у населения пользуются бананы. На втором месте яблоки. Далее следуют апельсины, мандарины, груши и виноград.

Рисунок 3.1.3. Доли фруктов в потреблении россиян, %

Три крупнейших федеральных округа по выращиванию фруктов включают Южный, Центральный и Приволжский округа. На их долю приходится около 80% всех выращиваемых в России фруктов. На долю Сибирского федерального округа приходится 7% выращенных в России фруктов.

Наиболее популярными фруктами, характерными для выращивания в климатических условиях стран Центральной Азии, являются яблоки, груши, виноград, персики, вишня, слива и абрикосы. На долю этих фруктов приходится около 40% импорта и около 50% потребления фруктов в России. В денежном выражении - это рынок объемом более 3,5 млрд. долларов США в год. Для центрально-азиатских производителей это очень большой потенциал для роста и развития.

Для того чтобы товар соответствовал требованиям рынка по цене и качеству, производителям необходимо заимствовать технологии производителей из Европы, которые на текущий день являются лидирующими поставщиками свежих фруктов в Россию. Им удается предложить наиболее оптимальные условия по цене и качеству своей продукции.

Таблица 3.1.3. Импорт свежих и сушенных фруктов в Россию, 2012 год

Код ТН ВЭД

Наименование

Цена, USD/кг

Объем импорта 2012

Экспортер

2011

2012

млн. USD

тыс. тонн

Страна

Доля

80810

Яблоки, свежие

0,65

0,62

796

1278

Польша

47%

80610

Виноград, свежий

1,34

1,40

528

378

Турция

38%

80830

Груши, свежие

1,07

1,08

441

410

Бельгия

28%

80930

Персики, свежие

1,44

1,41

376

266

Испания

46%

80920

Вишня, свежая

1,71

1,59

122

76

Турция

33%

80940

Слива, свежая

1,21

1,15

90

78

Молдова

27%

80620

Виноград, сушенный

1,41

1,69

77

46

Иран

54%

80910

Абрикосы, свежие

1,20

1,10

74

67

Турция

42%

81320

Чернослив, сушеный

2,01

1,98

57

29

Чили

60%

81310

Абрикосы, сушеные

2,39

2,48

37

15

Турция

89%

Экспорт товаров из Европы и дальнего зарубежья выражен в первую очередь бананами, цитрусовыми и тропическими фруктами. Рассматривая продукты, производимые в центральной Азии, стоит отметить Турцию, как основного конкурента. Турция экспортирует в больших объемах свежий виноград и черешню, а так же сушеный абрикос (Курагу). Частично товар, экспортированный из Турции является реэкспортированным.

Стоит отметить, что турецкие производители в первую очередь смотрят на внешний вид товара, в связи с чем снижают его качество. Так, для производства кураги используется диоксид серы и другие консерванты, которые сохраняют золотистый вид товара, но могут вызвать аллергию или навредить здоровью, при высокой концентрации в организме. Кроме этого консерванты ухудшают вкусовые качества товара.

Таблица 3.1.4. Импорт фруктов в Россию по странам, 2012 год

Объем импорта, в млн. $

% импорта

Страна экспортер

2008

2009

2010

2011

2012

1

Эквадор

600

589

651

878

830

13%

2

Турция

481

596

833

855

806

13%

3

Польша

124

256

272

241

431

7%

4

Испания

140

130

230

406

430

7%

5

Китай

293

262

262

252

293

5%

54

Таджикистан

88

121

99

18

4

0,1%

Прочие страны

2 737

2 441

3 145

3 566

3 463

55%

Всего

4 463

4 394

5 491

6 216

6 257

В качестве заключения по рынку свежих фруктов и овощей, возможно сделать вывод о том, что данные продукты от производителей Центральной Азии востребованы на розничном рынке, и знакомы потребителю с лучшей стороны, как более натуральные и имеющие естественный аромат свежего продукта. Сдерживающим фактором развития торговли является более высокая стоимость данных продуктов по сравнению с конкурирующими продуктами из стран Европы, Юго-восточной Азии, Африки и Латинской Америки.

Плодоовощная консервация

Объем производства плодоовощной консервации в России оценивается, по мнению различных экспертов, от 1,9 до 2,3 млн. тонн в год. Данная статистика разнится в связи с тем, что трудно оценить домашнее производство консервированной продукции.

При анализе производства консервированной продукции в России, наибольшая доля приходится на зернобобовую консервацию, в которую входит консервированный горошек, кукуруза и фасоль.

Рисунок 3.1.4. Производство консервированной продукции в России, 2012

Но, не смотря на большие объемы производства ключевыми игроками на рынке, по-прежнему являются иностранные компании. В том числе имеющие на данный момент собственную производственную базу в России, такие как Bonduel, Globus или Heinz. Так, доля импортированной плодоовощной консервации в 2012 составила 57% в объеме рынка. Основная доля импорта приходится на томаты и томатную пасту, огурцы, горошек и сладкую кукурузу.

Таблица 3.1.4. Импорт плодоовощной консервации в Россию, 2012

Код ТН ВЭД

Наименование

Цена, USD/кг

Объем импорта 2012

Экспортер

2011

2012

млн. USD

тыс. тонн

Страна

Доля

2002

Томаты, консервированные

0,80

0,85

150

177

Китай

58%

2007

Джемы, фруктовые желе и мармелады

1,12

1,17

135

115

Чили

28%

2001

Огурцы, корнишоны и лук

0,74

0,76

124

162

Индия

23%

200540

Консервированный горошек

0,99

1,01

69

68

Венгрия

43%

200580

Консервированная сладкая кукуруза

0,87

0,99

46

46

Китай

28%

2003

Консервированные грибы

0,91

0,93

44

47

Китай

91%

200520

Картофельные чипсы

3,94

3,64

35

10

Украина

39%

200870

Консервированные персики

0,78

0,79

22

28

Китай

69%

200860

Консервированная вишня

1,21

1,21

11

9

Китай

44%

200880

Консервированная клубника

1,13

1,33

10

8

Китай

65%

200850

Консервированные абрикосы

0,83

0,81

7

9

Китай

80%

200551

Бобы, консервированные

0,98

0,94

7

8

Китай

24%

2006

Фрукты и орехи в сахаре

3,52

3,04

5

2

Италия

25%

200840

Груши, консервированные

1,02

0,98

3

3

Китай

84%

Основным экспортером консервированной продукции в Россию является Китай. Его доля превышает 20% всей импортируемой плодоовощной продукции. Далее с двух и трех кратным отрывом следуют Украина (11,2%), Испания (7,8%) и Польша (7,0%).

При планировании производства и продаж плодоовощной консервации необходимо также иметь в виду, что большое значение имеет сезонность производства и потребления, обусловленная спецификой продукта. Пик производства овощной консервации начинается в июне и заканчивается к октябрю. А потребление овощных консервов наибольших показателей достигает в зимние месяцы, когда нет альтернативы в виде свежих овощей. По состоянию на 2012 год, на одного российского потребителя приходилось 10,3 кг овощной консервации.

Рассматривая производство в разрезе регионов необходимо отметить отставание северных регионов, в которых практически не производится плодоовощная консервация.

Рисунок 3.1.5. Производство плодоовощной консервации по регионам России, 2012

Важно понимать, что с промышленной консервацией по-прежнему конкурируют домашние заготовки овощей и фруктов, существующие как прочно устоявшаяся традиция. На домашнюю консервацию приходится значительная часть всех потребляемых консервированных овощей (в первую очередь огурцов и помидоров). Только в крупных городах наблюдается переход потребителей от домашних заготовок к приобретению консервов в магазине.

.2 Обзор рынка Казахстана

Свежие овощи

Доля собственного производства фруктов и овощей в Казахстане составляет порядка 2% от валового выращивания всех видов культур.  Основные объемы внутреннего производства овощей в Казахстане сосредоточены в Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, и Северно-Казахстанской областях. В данных районах имеются наиболее подходящие климатические условия для выращивания плодоовощных культур. По данным статистического комитета Республики Казахстан валовый сбор урожая составил прядка 7402,2 тыс. тонн овощей. Более детально по некоторым категориям овощей представлено в таблице.

Рисунок 3.2.1. Производство овощей в Казахстане, 2012 год

При рассмотрении ситуации с внутреннем производством было выявлено, что порядка 65% выращенных овощей приходится на производство в хозяйствах населения, это дачи, участки и т.д. на производство свежих овощей и фруктах в сельскохозяйственных предприятий и  фермерских хозяйств приходится по 5% и 30% продукции соответственно. Это указывает на проблему мелкотоварности производства.

Однако, данные объемы производства не обеспечивают потребление внутреннего рынка. В среднем объем потребления овощей составляет 88 кг, а картофеля 48 кг на душу населения в год.  В связи с чем, большая доля потребления овощей приходится на импортируемую продукцию.

Кроме этого та часть продукции, которая производится внутри страны, реализуется в основном во втором полугодии. В связи, с чем на рынке наблюдается острая нехватка обеспечения населения ранними овощами. Эта ситуация что способствует зависимости рынка Казахстана от импорта в первом полугодии и в межсезонье.

Рынок овощей и бахчевых культур в Казахстане имеет тенденцию роста, в среднем на 6-7% в год. Доля личного потребления в суммарном объеме потребления составляет порядка 83%. Более детально структура внутреннего потребления выращенных овощей представлена на рисунке 3.2.2.

Рисунок 3.2.1. Потребление овощей в Казахстане, 2012 год

экспортный таджикистан плодоовощная

Потребительская среда плодоовощного рынка Казахстана охватывает широкие слои населения. Потребление овощей происходит без существенных сезонных различий. В среднем расход на овощи и фрукты составляет около 22 тыс. тенге в год на душу населения, при этом расходы города и села различаются. В городе примерные расходы составляют 25 тыс. тенге, а в селе около 17 тыс. тенге. Данная ситуация связана с меньшим доходом сельчан по сравнению с горожанами. 

Наиболее часто покупаемая овощная продукция представлена следующими видами свежих овощей картофель, лук, морковь томаты и огурцы, реже покупается редька и редис.

Соответственно потреблению свежих овощей, в Казахстане наблюдается импорт данной продукции. Стоит отметить, что Казахстан стал стратегически важной страной для экспорта в Россию. Начиная с 2010 года, когда Казахстан вступил в таможенный союз, все страны центральной Азии и Китай стали оформлять товар идущий на экспорт в Россию на территории Казахстана. Более подробно можно увидеть в таблиц 3.2.1.

Таблица 3.2.1. Объем импорта овощей в Казахстан по товарам, 2008-2012 гг.

Объем импорта, в млн. $

% импорта

Код

Наименование

2008

2009

2010

2011

2012

0702

Томаты

2,7

4,2

15,2

54,7

40,6

24%

0706

Морковь, репа и свекла

1,6

0,7

12,4

19,1

21,7

13%

0703

Лук, чеснок и лук-порей

4,5

4,0

8,4

21,4

16,4

10%

0701

Картофель

11,9

19,5

20,7

38,4

15,9

10%

0707

Огурцы и корнишоны

1,8

1,4

10,1

18,6

14,5

9%

0713

Сушеные овощи

2,6

2,3

3,4

10,8

12,2

7%

0704

Капуста

3,0

0,7

9,1

20,6

9,0

5%

0710

Замороженные овощи

2,1

1,9

1,4

2,7

2,0

1%

Прочие овощи

3,4

2,7

12,3

28,2

33,5

21%

Это выражено более простым получением документов, схожестью менталитетов и удаленности нахождения страны. Так же налог на плодоовощную продукцию в Казахстане составляет 12%, по сравнению в России этот налог составляет 18%. Объемы экспорта продукции по странам производителям представлены в таблице 3.2.2.

Таблица 3.2.2. Объем импорта овощей в Казахстан по странам, 2008-2012 гг.

Объем импорта, в млн. $

% импорта

Страна экспортер

2008

2009

2010

2011

2012

Узбекистан

0,2

0,9

42,2

107,6

65,0

39%

Кыргызстан

0,3

0,4

17,9

37,8

41,4

25%

Китай

16,0

13,6

14,0

34,3

39,9

24%

Таджикистан

0,3

0,2

1,5

4,5

8,0

5%

Туркменистан

0,0

0,0

0,3

1,9

2,2

1%

Прочие страны

16,8

22,4

17,3

28,2

9,4

6%

Всего

33,6

37,6

93,2

214,4

165,9

Стоит обратить внимание, что объемы экспорта товара в Казахстан из Таджикистана вырос меньше, чем из других стран. Это вызвано тем, что реэкспорт в Россию плодоовощной продукции с пометкой «Произведено в Таджикистане» так же затруднительный.

Свежие и сушеные фрукты

По данным статистического комитета Республики Казахстан валовый сбор урожая составил прядка 236,7 тыс. тонн фруктов. Более детально по некоторым категориям овощей представлено на рисунке 3.2.3.

Рисунок 3.2.3. Объемы производства фруктов в Казахстане, 2012 год.

Потребление свежих фруктов в Казахстане составляет примерно 58 кг в год на душу населения. В последнее время наблюдается тенденция роста потребления по оценкам экспертов примерно на четверть по сравнению с предыдущим годом. В среднем казахстанец потребляет около 4,7 кг фруктов в месяц. При этом в летний сезон потребление гораздо выше, чем в межсезонье.

На данный момент в Казахстане развивается собственное производство фруктов. В основном это яблоки сорта «Апорт». Основная часть производимых в Казахстане фруктов и ягод приходится на Алматинскую область. По оценкам экспертов доля выращиваемых фруктов составляет 20%. По информации заместителя начальника облсельхозуправления Сейткерима Калтаева, на сегодняшний день общая площадь садов в регионе составляет 17,2 тыс. гектаров и 4,5 тыс. гектаров виноградников.

Собственные компотные смеси в Казахстане производятся в сравнительно небольших объемах, но наблюдается тенденция роста. Важно учитывать, что большая часть сухофруктов производится в мелкотоварном секторе экономики, т.е. владельцами дачных и приусадебных садов, которые не регистрируются в органах статистики. С учетом не учтенных статистикой объемов - суммарное производство может составлять около 1.5 тыс. тонн в год.

Перерабатывающие предприятия сушеных фруктов в Казахстане расположены неравномерно, производство практически полностью сосредоточено в Южно-Казахстанской области. Однако данное производство неспособно обеспечить потребности жителей Казахстана в полной мере, в связи с чем, в Казахстан так же импортируется часть товаров. Объемы экспорта товаров представлены в таблице 3.2.3.

Таблица 3.2.3. Объем импорта фруктов в Казахстан по товарам, 2008-2012 гг.

Объем импорта, в млн. $

% импорта

Код ТН ВЭД

Наименование

2008

2009

2010

2011

2012

0806

Виноград и изюм

2,2

3,0

17,0

78,8

97,2

21%

0809

Абрикосы, черешня, персики и сливы

2,6

3,5

9,2

76,5

78,4

17%

0808

Яблоки

25,9

55,1

65,5

63,0

77,9

17%

0805

Цитрусовые

32,5

31,4

36,7

50,2

65,4

14%

0813

Сухофрукты

1,2

2,7

12,7

46,8

58,5

12%

Прочие свежие фрукты и орехи

5,5

4,8

19,5

57,7

52,6

11%

0803

Бананы

21,8

24,7

24,5

27,5

16,7

4%

0807

Арбузы и дыни

0,1

0,3

1,1

21,1

12,5

3%

0801

Кешью и Бразильский орех

4,2

2,9

4,2

4,3

6,1

1%

0804

Финики, инжир, ананасы, манго, авокадо, гуава

2,0

2,5

4,5

5,0

6,0

1%

С фруктами ситуация аналогичная экспорту овощей. С момента вступления в таможенный союз, многие производители увидели более простую схему экспорта товаров в Россию через Казахстан. Но в данном случае есть одна особенность: с момента вступления в Таможенный союз, европейские производители также увидели потенциал сбыта своего товара в Казахстан, через Россию.

Таким образом Польша увеличила объемы экспорта товаров в Казахстан почти в 3 раза после вступления в таможенный союз. Прочие Европейские страны так же увеличили объемы поставок более чем на 25%, занимая рынок Казахстана. Более подробная информация по странам импортерам представлена в таблице 3.2.4.

Таблица 3.2.4. Объем импорта фруктов в Казахстан по странам, 2008-2012 гг.

Объем импорта, в млн. $

% импорта

Страна экспортер

2008

2009

2010

2011

2012

Узбекистан

0,0

1,3

30,6

213,1

198,6

42%

Китай

31,5

61,7

71,6

66,4

92,3

20%

Кыргызстан

0,3

0,2

8,6

28,9

48,1

10%

Таджикистан

0,2

0,3

3,3

26,7

31,5

7%

Польша

0,8

6,3

11,2

7,8

18,7

4%

Прочие страны

65,2

61,1

69,6

87,9

82,1

17%

Всего

98,0

130,9

195,0

430,8

471,3

Рынок Казахстана достаточно сложно оценить по объему импорта плодоовощной продукции, в связи с тем, что он представляет собой перевалочную базу экспортеров из центральной Азии. Оформленный в Казахстане товар, в случае если он идет в другую страну, далее по таможенной статистике идет как товар из Казахстана, без обозначения страны производителя.

Плодоовощная консервация

В Казахстане зарегистрировано по данным статистического комитета порядка 50 компаний по производству плодоовощной консервации, в том числе и зернобобовая консервация. В 2012 году производство консервированной продукции резко увеличилось. Производство плодоовощной консервации  на рынке представлено как импортной продукцией, так и местными производителями. В рамках кабинетного исследования были проанализированы наиболее крупные производители овощной и фруктово-ягодной консервации.

Южно-Казахстанский плодоконсервный завод  выпускает продукцию под торговой маркой Sataev. Продуктовая линейка состоит из производства овощной консервации маринадов,  натуральных компотов, соков и салатов. В качестве упаковки используются стеклянные банки различных объемов.

ТОО "Алматыконсервпром". Продуктовая линейка состоит из производства овощной консервации следующих видов: огурцы маринованные; ассорти (огурцы + помидор), икра баклажанная, джемы, аджика, томаты маринованные. В качестве упаковки используются стеклянные банки разных объемов.

ОсОО «Алладин» выпускает продукцию под брендом «Дары юга». Данное предприятие занимается производством широкого спектра продуктов: Овощное ассорти, томаты маринованные, томатная паста, огурцы маринованные, баклажанная икра, Абрикосовый, яблочный томатный сок, абрикосовый джем. В качестве упаковки используются стеклянные банки различных объемов.

Ниже приведена средняя розничная стоимость некоторых наиболее популярных продуктов.

Таблица 3.2.5. Анализ рынка Казахстана, 2012 год

Продукция

Наиболее популярный объем упаковки, грамм

Средняя стоимость товара, USD

Огурцы маринованные

1000

1,62

Ассорти (огур.+помидор)

1000

1,47

Икра баклажановая

520

1,00

Джем клубника, малина, земляника, смородина

430

1,52

Салаты в ассортименте

650

1,31

Томаты маринованные

750

1,40

Сок "Яблочный" натуральный

2000

2,03

Розничный рынок продуктов питания Казахстана представлен большим числом разнообразных брендом. При выводе нового продукта на данный рынок предприятию предстоит не только сделать его качественным, но и придумать для него уникальный визуальный ряд, который сможет качественно выделить его товар на полке магазина среди всех прочих.

По данным статистического комитета Казахстана, всего за 2012 год на предприятиях была произведена 21 тысяча тонн плодоовощной консервации и порядка 224 тысяч тонн соков, компотов и сокосодержащих напитков. Половина плодоовощной консервации представлена томатной пастой и томатным соком. Консервированные овощи составляют 42%, остальные 8% представлены фруктовой консервацией.

Общий объём производства плодоовощной продукции Казахстана за 2012 год оценивают в 100 млн. банок, в том числе и фруктово-ягодная консервация. Подавляющая доля (59%) производства плодоовощной консервации принадлежит Алматинской области, которые в частности работают на завозном сырье из Кыргызстана. Далее следуют Южно-Казахстанская область - 20% и Жамбылская область - 16%.

Рисунок 3.2.4 Плодоовощное производство, Казахстан, 2012

По данным областного управления сельского хозяйства, в Южном Казахстане на начало 2012 года работало 35 предприятий по изготовлению соков, варений и солений. Общая мощность предприятий - 300 тонн продукции в сутки. Это более 86 тысяч тонн в год. Производственные мощности заводов и цехов позволяют полностью обеспечить южан консервами. Но из-за сезонности работы предприятий потребители получают всего 50% той продукции, которую заводы и цеха могли бы производить.

Чтобы увеличить объемы, предполагалось перевести предприятия на круглогодичный цикл работ. Для этого в сезон уборки овощей и фруктов предлагалось не только выпускать готовую продукцию, но и освоить производство полуфабрикатов, из которых в межсезонье можно будет изготавливать полноценные продукты.

Не смотря на то, что более 70% всей плодоовощной продукции приходится на импортированную продукцию, в последние годы наблюдается рост внутреннего производства. Это связанно с экономическим ростом в стране. Однако, по мнению экспертов в области переработки и консервации фруктов и ягод существуют значительные ограничения по которым рост этой группы продукции будет ниже.

4. Опрос экспортеров

4.1 Общее описание экспортеров

В проведенном исследовании принимали участие 65 компаний экспортеров, часть из которых так же является и производителями, готовыми экспортировать не только свою продукцию, но и продукцию от других производителей. Компании экспортеры расположены в Хатлонской, Согдийской областях и Районах республиканского подчинения.

В целом компании, представленные в данном исследовании, достаточно давно работают на рынке. Большая часть компаний представлены на рынке более 5 лет и уже имеют наработанную базу клиентов. Если рассматривать базу более детально, то можно отметить, что менее 1 года на рынке представлена только 1 компания.

Из компаний которые представлены на рынке более 15 лет стоит отмети 3 компании: с/х Намуна, ГОРПО Исфара, ОАО "Худжандский консервный комбинат". Данные компании существуют на рынке со времен СССР, но вероятнее всего экспортом они стали заниматься только после формирования независимой республики. Более подробно по возрасту компаний описано в графике ниже.

График 4.1.1. Срок жизнедеятельности компании

Данные компании в основном представляют собой кооперативы по 2-5 человек и таких 41 компания. Еще 20 компаний представляют собой организации по 5-10 человек. Самая крупная компания из списка опрошенных - ООО "Павона компания" имеет в штате 40 сотрудников.

Компании в основном отправляют свои товары автотранспортом или по железнодорожным линиям. Однако ОАО "Абрикос и компания" пользуется исключительно авиа перевозками. Стоит отметить, что данная компания занимается производством яблочного сока, маржинальность которого выше, чем у не переработанной продукции. Но и срок хранения донного продукта выше.

Вероятнее всего данный экспортер пользуется услугами авиа перевозок в связи с необходимостью пересечения нескольких границ. Так как в ответах о трудностях перевозки было отмечено таможенное оформление и необходимость вовремя доставлять товар.

В целом большая часть респондентов пользуется услугами авто перевозок, таких 46 респондентов. Услугами железнодорожных перевозок пользуются 36 респондентов. При перекрестном анализе путей экспорта видно. Что ¾ респондентов выбирают только 1 вид транспорта. Из них только 26% выбирают исключительно железнодорожный транспорт. 43% пользуются только авто транспортом. Оставшиеся 27% респондентов используют оба вида транспорта.

Вид транспорта в первую очередь зависит от объемов экспорта продукции и сроков доставки. В связи с тем, что большую часть экспорта составляют свежие скоропортящиеся продукты, использование автотранспорта наиболее оптимальное решение.

С целью увеличения собственных продаж половина респондентов проводит обзор рынка сбыта. Как правило, данный обзор заключается в общем видении рынка и сводится к той категории товаров, которыми занимается респондент. Однако можно отметить, что большая часть респондентов делает основной упор на то, что на рынках сбыта, востребованы ранние свежие продукты. Данный обзор они делают в основном во время переговоров со своими партнерами в стране сбыта. Соответственно спросу, экспортеры выращивают или покупают товар у других предпринимателей.

Абсолютно все респонденты отметили, что они, в том числе, экспортируют продукцию не только собственного производства, но и продукцию прочих производителей. При этом 60% респондентов готовы приобретать продукцию прочих производителей или оплачивать частично. Это говорит о том, что данные экспортеры уже имеют налаженные каналы сбыта собственной продукции и несут минимальные риски.

% респондентов готовы брать продукцию под реализацию или с отсрочкой платежа. Вероятнее всего данные респонденты имеют собственные каналы сбыта продукции на рынке сбыта. Т.е. у них есть свои люди в стране сбыта которые занимаются поиском оптовых или розничных клиентов для своей продукции.

% респондентов берут продукцию с расчетом только после его доставки. Что выражено соответствующими проблемами при экспорте продукции. Как было отмечено ранее, при экспорте продукции возникают сложности на границах Узбекистана и Казахстана, что ведет к порче продукции. Соответственно, оптовый покупатель в стране импорта несет риски получения порченой продукции. Более подробно, по схеме оплаты за товар, представлено на графике.

График 4.1.2. Условия приобретения товара экспортером.

В том числе, в исследовании рассматривался вопрос важности критериев по которым экспортеры выбирают товар при приобретении у производителей. Стоит отметить, что основными критериями стали качество, т.к. данный критерий в первую очередь оценивается в стране сбыта; и цену т.к. экспортеры в первую очередь заинтересованы в получении прибыли.

При выборе товара, экспортеры чаще всего отмечают его качество. Так ответили 92% респондентов. Данный показатель очень важен, для отправки товара на экспорт. 51% респондентов так же отметили стоимость продукции, как наиболее важный аспект приобретения товара.

Не смотря на то, что качество товара отметили почти все респонденты, при перекрестном анализе ответов респондентов по критериям выбора товара, видно, что в первую очередь большинство респондентов смотрят на стоимость. Качество товара стоит только на втором месте. Из всех респондентов, которые главным критерием выбрали стоимость, только 2 респондента не назвали дополнительных критериев; Единственный важный критерий для данных экспортеров - это приемлемая стоимость.

На третьем месте, по количеству ответов стоит наличие сертификатов качества. Стоит отметить, что для продукции, идущей на экспорт, данная сертификация обязательна. Соответственно ответам, только 17% респондентов видят затруднения с данной сертификацией и обращают на нее внимание. Но 14% респондентов вспомнили о данном критерии только в третью очередь, остальные отметили его вторым критерием.

% респондентов (3 компании) считают основным критерием выбора товара - удаленность его производства. Вероятнее всего, это связанно с большими затратами на перевозку товара до складов или железнодорожного транспорта. В целом только 5 респондентов отметили данный критерий. На графика ниже приведено общее количество ответов респондентов с выделением важности данных ответов.

График 4.1.3 Критерии выбора товара.

В случае если у предпринимателя будет клиент, но необходима будет помощь при экспорте, большинство экспортеров (46 респондентов) готовы помочь предпринимателям. Однако, в данном случае экспортеры предлагают быть агентами, т.е. иметь определенную финансовую выгоду. Условия, на которых респонденты готовы сотрудничать, зависят от вида и объема продукции.

В целом респонденты не обозначили условия сотрудничества. Единственный респондент ЧП Азимов обозначил, что за помощь в экспорте фруктов он просит 10% от стоимости партии.

В некоторых случая экспортеры могут предложить своих клиентов для приобретения товаров производителя. Но данная схема ни чем не отличается от приобретения товара по факту реализации или с отсрочкой платежа.

При этом экспортеры так же занимаются поиском клиентов и расширением своего сбыта, и это отметили абсолютно все респонденты. Наиболее популярными методами поиска новых клиентов остаются так же телефонные опросы и поиск через уже существующих клиентов. Менее популярные методы это поиск через представительства и поиск через интернет. Каждый второй респондент отметил более одного варианта поиска новых клиентов.

Стоит отметить нескольких респондентов, которые используют прочие методы поиска клиентов: ООО «Фозилов» для продвижения своего товара (сухофрукты) участвует в Европейской выставке. Участие в выставке несет определенные затраты, но это так же может позволить найти новых клиентов. При этом основными странами экспорта ООО «Фозилов» отмечает Германию, Китай и Пакистан.

Частный предприниматель Неъматчонов Толиб для поиска клиентов и сбыта своей продукции обращается в USAID. Данный предприниматель занимается экспортом сухофруктов и грецких орехов Основными странами экспорта своей продукции данный респондент отмечает Казахстан, Украину и Беларусию. В целом можно отметить, что участие экспортеров в различных программах способно значительно расширить рынки сбыта продукции.

Так же к прочим каналам поиска клиентов относится участие респондентов в тендерах и размещение рекламы. Однако стоит отметить, что при анализе рекламы плодоовощной продукции было выявлено множество продавцов и перекупщиков. По данному каналу поиска клиентов основным критерием для потенциального покупателя является низкая стоимость товара. Общее распределение каналов поиска клиентов представлено на графике 4.1.4.

График 4.1.4 Каналы поиска клиентов


Скачать архив (568.5 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: