Главная » Экономика |
Содержание Введение Актуальность выбранной темы исследования предопределена самим процессом развития особых экономических зон. Особые экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 особых экономических зон (ОЭЗ). В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г), под особой зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, особая экономическая зона - это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в ОЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в ОЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства. В современных теоретических работах, посвященных проблемам особых зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия «особая зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе особая зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях. Целью данной работы является анализ особых экономических зон. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотреть сущность особых экономических зон в мировой экономике; изучить разновидности особых экономических зон; исследовать современное состояние развития особых экономических зон в России; выявить проблемы функционирования особых экономических зон в России; определить перспективы развития особых экономических зон в России. Объектом исследования курсовой работы выступают особые экономические зоны. Предмет исследования -тенденции, проблемы и перспективы развития особых экономических зон в современных условиях. Методы исследования: описание, систематизация, сравнение, структурно-логический и др. Теоретической основой написания работы послужили нормативно-правовые акты РФ, учебная литература, публикации в журналах информационные интернет-порталы. Структура работы строилась в соответствии с поставленной целью и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем курсовой работы - 35 страниц. 1. Особые экономические зоны в мировой экономике Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся особые (специальные, свободные) экономические зоны (ОЭЗ). Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов. Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей особую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода особых экономических зон. По оценкам специалистов к 2000 году через различные ОЭЗ будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают особые экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии [7, c.312]. Особые экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, особая экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория. В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы. Для некоторых стран «особые зоны» по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны». Цели создания ОЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания особых экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала [13, c.34]. Со сходной целью создавались особые экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании ОЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы. Помимо названных целей и причин создание особых экономических зон увязывается с тремя основными задачами: стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств; ростом занятости; превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства. Создание особых экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В особых экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций [6, c.92]. В то же время образование особой экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название «налоговой революции». Особые экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов. 1.2 Разновидности особых экономических зон В настоящее время в мире функционирует около 4000 ОЭЗ, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Всего существует около 25 разновидностей свободных экономических зон (ОЭЗ) [15, c.112]. ОЭЗ в Европе используются в качестве инструмента региональной политики. В этих зонах действуют различные формы льгот: налоговые, таможенные, экспортно-импортные, банковские и др. Существует достаточно большое число разновидностей ОЭЗ в Европе. Деление зон на виды обусловлено различными видами деятельности, осуществляемыми в этих ОЭЗ, хотя нередки случаи, когда в зоне осуществляются сразу несколько видов хозяйственной деятельности. Основными видами ОЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные склады; свободные таможенные зоны; объединенные зоны; зоны, ориентированные на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; зоны свободной банковской активности; зоны свободной страховой активности; отраслеспецифичные зоны. Наиболее распространенными являются следующие виды ОЭЗ: . Свободные таможенные зоны. Признаком такой зоны является концентрация отраслей промышленности и наличие таможенных облегчений, что создает условия для распределения товаров внутри и вне этой зоны. . Объединенные зоны. Признаками этих зон выступают чистая торговая деятельность, промышленное производство, внешняя торговля. Наблюдается также развитие сферы услуг. . Экспортно-ориентированные зоны. Идея создания таких зон основана на международном разделении труда. Эти зоны создаются, прежде всего, для производства иностранными инвесторами продукции, которая затем экспортируется в другие страны. В том случае, когда не удается реализовать всю продукцию за рубеж, разрешается ее продажа на внутреннем рынке. . Особые экономические зоны. В них наблюдается наличие признаков, присущих всем зонам: чистая торговая деятельность, промышленное производства, сфера услуг, внешняя торговля, пространственные ограничения. Такие зоны, как правило, ориентированы на развитие внешней торговли. . Зоны оживления. Пользуются популярностью в некоторых странах в качестве средства экономической стимуляции развития старых регионов. Привлечение капитала в ОЭЗ и, как следствие, развитие ОЭЗ обусловлены следующими стимулами [12, c.192]: . Монетарное побуждение. Под этим подразумевается снижение налогов на прибыль корпораций. . Таможенные льготы. В данном случае все сводится, как правило, к отмене импортных пошлин. . Наличие таможенного свободного ввоза для предприятий, в том числе и оборудования. Для предприятий, насытивших внутренний рынок продукцией или предприятий, экспортирующих высококачественную продукцию, могут быть отменены экспортные пошлины. . Фискальные облегчения (разновидность монетарных облегчений). Здесь, в первую очередь, идет речь об амортизационных отчислениях, наряду с политикой снижения налогов для предприятий малого и среднего бизнеса в начале инвестиционного периода. Это способствует ускорению процесса реинвестирования, что особенно актуально для зон оживления. . Немонетарные причины. К ним относится государственное регулирование предпринимательской деятельности, а также оказания консультаций и предоставление бесплатной информации для субъектов хозяйствования. Следует также отметить, что в зонах свободной банковской деятельности практикуется также отмена нормы обязательных резервов, требований к размеру собственного капитала. Для зон свободной страховой активности благоприятствующим фактором выступает отмена определенного страхования. Поскольку эти зоны, как правило, действуют в совокупности с другими, эти льготы дополняют общий набор льгот. Впервые ОЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Другим мировым лидером и законодателем в области создания и опыта развития и совершенствования ОЭЗ является Ирландия. Она за 20 лет использования зон свободной торговли превратилась из аграрной страны в ведущего члена европейского экономического сообщества. В Японии широкое распространение получили т. н. зоны свободного импорта. Они представляют собой регион, развиваемый в рамках законодательства «по особым мерам, направленным на развитие импорта и привлечение инвестиций». Пример - зона свободного импорта «Сакаиминато». Для содействия предпринимателям здесь был предусмотрен ряд мер: предоставление средним и мелким фирмам займов под низкие проценты, дифференцированное налогообложение, льготная оплата поставок оборудования, освобождение от налогов на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта и многое другое [10, c.55]. В развивающихся странах наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Их главные функции - достижение более высокой степени индустриализации в отдельных отраслях или экономике в целом, содействие интеграции страны в мировое хозяйство и международную торговлю. К примеру, в Малайзии такие зоны сыграли большую роль в переходе от импортозамещения к экспорту. Компаниям были предоставлены налоговые кредиты на инвестиции и льготы для инвесторов. Мексика в 90-е годы прошла путь от строгого протекционизма и госконтроля во всех областях до практически полной открытости и либерализации экономики и широкой интеграции в мировое хозяйство. В деле привлечения инвестиций одна из главных ролей в Мексике отводилась механизму свободных экспортно-производственных зон, получивших название «макиладорас». Суть этого механизма заключалась в предоставлении иностранным и национальным инвесторам особых льготных режимов при производстве промышленной продукции на экспорт. В итоге «макиладорас» стали для Мексики практически основным рычагом экономического роста. Аналогичную роль для экономики своих стран сыграли свободные экономические зоны в Бразилии и большинстве стран Юго-Восточной Азии. У Китая - особый путь. Оценивая эффективность свободных экономических зон, эксперты почти всегда приводят в качестве примера Китай. И это не случайно. Китайская практика функционирования ОЭЗ насчитывает почти четверть века. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэнь-чжень, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань. Также в начале 80-х годов правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов, в основном это крупные порты страны [2, c.98]. В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, в южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси. Через пять лет китайское правительство приняло решение об освоении нового района Пудун в Шанхае и о развитии ряда городов вдоль Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки в качестве «головной открытой зоны». После 1991 г. статус ОЭЗ получили административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов, а также ряд приграничных населенных пунктов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 - освоения новых и высоких технологий государственного значения. Все особые экономические районы ориентированы на внешние рынки. Из пяти ОЭР экспортируется более 50% производимой там продукции. Здесь развиваются главным образом торгово-сбытовая сеть, обрабатывающая промышленность, а также научные исследования. На территории ОЭР осуществляются специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются там многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, постоянно повышать уровень подготовки своих кадров. Для создания особых экономических районов власти не жалели ни сил, ни средств. Причем на 80% затраты на инфраструктуру легли на китайскую сторону, иностранные инвесторы пришли практически на все готовое. Что касается 14 открытых приморских городов, то им отведена роль «окон» и посредников на внешнем рынке. Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов [5, c.113]. В августе этого года власти Китая объявили, что одна из самых крупных свободных экономических зон страны - порт Тианджин - получила разрешение американского правительства на создание «торгового и промышленного парка» в США. К концу 2004 г. подобная китайская экономическая зона начнет действовать в Объединенных Арабских Эмиратах. Таким образом, Китай сегодня начал уже экспорт своих ОЭЗ. Результат от уже действующих зон налицо. Они экспортируют более 50% своей продукции и получают миллиардные инвестиции, производя в основном продукцию с высокой степенью переработки. Фактически все задачи, которые ставились перед китайскими ОЭЗ, реализованы: удалось привлечь иностранный капитал, овладеть опытом управления, подготовить национальные кадры, увеличить экспортную валютную выручку, стимулировать реформы, эффективно использовать природные ресурсы и многое другое. 2. Особые экономические зоны в России Россия - растущий большой перспективный рынок и развитие ее национальной экономики обеспечивается деятельностью ОЭЗ, представленных широкой географией присутствия. Особые экономические зоны в России начали развиваться в связи с принятием Федерального закона № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года. На сегодняшний день ОЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений [4, c.5]. Таким образом, ОЭЗ - это интегрированный инструмент экономического развития. Она представляет собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей, которую государство создает для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. К обобщенным целям создания ОЭЗ можно отнести: привлечение передовых технологий, приобретение мирового опыта международного предпринимательства; активизация экономики региона, путем привлечения иностранного капитала повышение уровня занятости населения и подготовка высококвалифицированных кадров; создание современной рыночной инфраструктуры, позволяющей использовать зоны как посредника между мировым рынком и отечественным хозяйством; рост экспортного потенциала территории страны; организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозаменяющих товаров; освоение современного опыта организации и управления производством и т. д.; ускорение научно-технического прогресса за счет отечественных и зарубежных разработок. С функциональной точки зрения ОЭЗ можно подразделить на: внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством; технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий; комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники); оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т. д. [8, c.14] Не так давно, а именно 21 марта 2013 года, премьер-министр России Д.А Медведев, в связи со сложившейся ситуацией на Кипре, поставил вопрос о создании собственной оффшорной зоны внутри страны, в частности на Дальнем Востоке: на Сахалине или Курилах. Мнения ведущих экономистов на этот счет не однозначны и весьма скептичны, ведь оффшорная зона предполагает наличие не только льготных ставок налогов, но и гарантии защиты инвестиций. Кипр, являясь особой экономической зоной, предоставлял не только определенные налоговые льготы, но и обладал хорошо развитой инфраструктурой и банковской системой. Чтобы создать такой же «налоговый рай» на Дальнем Востоке, придется неплохо потрудиться. Тем не менее, можно отметить и положительные стороны создания оффшорной зоны в России, а именно: это позволит вернуть часть денежных средств, которые находятся не только на Кипре, но и в других государствах с льготным режимом регистрации и налогообложения; также крупные внебюджетные инвестиции могут оживить экономику региона, остановить отток населения и целом благоприятно сказаться на развитии Дальневосточного региона. Но в то же время это потребует значительных затрат времени и ресурсов на создание нормативной базы, регулирующей деятельность оффшора, а также создание подобающей инфраструктуры. На наш взгляд, создание оффшорной зоны на Дальнем Востоке все же не является целесообразным. Сейчас с оффшорами начинают бороться на глобальном уровне, к тому же у России уже имеется негативный опыт создания подобных зон. В Российской Федерации ОЗС могут создаваться в 4 основных видах: ) технико-внедренческие; ) промышленно-производственные; ) портовые зоны; ) туристстко-рекреационные. Промышленно-производственные зоны предназначены для производства высококачественной конкурентоспособной продукции в целях насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке. Технико-внедренческие зоны предназначены для разработки и внедрения продуктов научной деятельности и стимулирования инновационного процесса в них. Их основная цель заключается в разработке новых «прорывных» идей, реализации их в инновационных технологиях и товарах путем доведения до опытного, а затем и до массового производства и продвижения на рынки, что активизирует всю экономику страны [11, c.26]. Туристско-рекреационные зоны создаются для повышения конкурентоспособности туристской деятельности, развития лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по разработке и использованию природных лечебных ресурсов. Принципиальное отличие этих ОЭЗ от двух предыдущих типов зон состоит в том, что акцент в них делается не на производстве, а на оказании услуг населению. Следует отметить, что некоторые туристско- рекреационные зоны в России расположились на уникальных, экологически значимых территориях и специализируются на предпринимательской деятельности в области туризма, которая не наносит вред, не разрушает и не загрязняет окружающую среду. Такие туристско- рекреационные зоны больше напоминают эколого-экономические регионы (зоны устойчивого развития) - территории, на которых осуществляется экспериментальное апробирование нового хозяйственного механизма рационального природопользования и безопасного сбалансированного устойчивого развития [20]. Портовые зоны задумывались законодателем как очаги комплексного изменения неблагоприятного экономического климата для несырьевых отраслей, особенно в сфере логистики. Параллельно за счет роста перевалочных мощностей планировалось привлечь в порты дополнительные грузопотоки, ускорить интеграцию России в мировую экономику, а также перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах РФ. Необходимость в создании портовых зон объясняется и тем, что Россия, имея самую большую в мире протяженность морской границы, на сегодняшний день существенно отстает от ряда морских держав по эффективности портового хозяйства. В настоящее время особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из наиболее эффективных механизмов по привлечению инвестиций в Россию являются. На территории Российской Федерации создано 28 особых экономических зон четырех типов: . 6 ОЭЗ промышленно-производственного типа (в Республике Татарстан, Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковской и Калужской областях); . 5 ОЭЗ технико-внедренческого типа (в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Томске, г. Дубне Московской области, Республике Татарстан); . 14 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (в Республиках Алтай и Бурятия, Алтайском, Ставропольском и Приморском краях, Иркутской области, а также создан кластер на территории Краснодарского края и Республик Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия - Алания, Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия и Чеченя); . 3 портовых ОЭЗ (в Ульяновской и Мурманской областях, Хабаровском крае) [17]. ОЭЗ в России расположены в наиболее развитых с экономической точки зрения регионах России. На рис. 1 отображена схема расположения ОЭЗ в России. Рис. 1. Схема расположения СЭЗ в Российской Федерации Характерным признаком СЭЗ является льготный характер налогообложения. Основные налоговые преимущества СЭЗ представлены на рис. 2 Рис.2. Действующие налоговые преференции для ОЭЗ Налоговые преференции предполагают снижение ставок налога на прибыль до 15,5 %, налога на имущество организаций резидентов ОЭЗ, а также освобождение от земельного и транспортного налогов на срок до 5 лет. Также для ОЭЗ характерен льготный таможенный режим (таблица 1). Таблица 1 - Таможенный режим для ОЭЗ Иностранные товары Российские товары Ввоз товаров на территорию ОЭЗ Не уплачивается ввозная таможенная пошлина и НДС НДС подлежит возврату продавцу товаров; вывозная таможенная пошлина не уплачивается Таможенный режим: выпуск для внутреннего потребления Уплачивается ввозная пошлина, НДС, акциз Уплачивается НДС На рис. 3 представлены действующие для ОЭЗ таможенные преференции. Рис. 3. Действующие таможенные преференции для ОЭЗ На территории ОЭЗ применяется режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары, ввозимые в ОЭЗ, размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к ввозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин [14, c.45]. Говоря об уровне инвестиций, направляемых в ОЭЗ в 2010 году, следует сказать, что их объем составил 197,36 млрд. рублей, это на 38 % (75 млрд. рублей) больше, чем в 2009 году. К 2010 году совокупный объём продукции, произведённой в зонах, составил 31,4 млрд рублей. На 1 января 2011 года, в ОЭЗ было зарегистрировано 257 инвесторов. Также следует отметить, что объём государственных инвестиций в развитие зон составил 45 млрд рублей, объём заявленных частных инвестиций - более 200 млрд рублей. Прирост фактических инвестиций в 2012 году составил 61 %: на 01.10.2012 фактические инвестиции резидентов составили 63,7 млрд. рублей (что на 24,3 млрд. рублей больше, чем по состоянию на 01.10.2011). На 46 % вырос объем произведенной в ОЭЗ продукции в денежном выражении: с 50,3 млрд. рублей на 01.10.2011 года до 73,6 млрд. рублей к 01.10.2012. Консолидированные налоговые отчисления в 2012 году выросли на 74 %: c 3,9 млрд. рублей (01.10.2011) до 6,9 млрд. рублей (01.10.2012). Количество созданных в ОЭЗ рабочих мест превысило 8000. При этом за последний год их количество увеличилось на 20 %. По итогам 2012 года в особые экономические зоны России пришло 326 инвесторов, в том числе 57 компаний из 21 страны мира; объем заявленных частных инвестиций по итогам 2012 года превысил 400 млрд. рублей. В особых экономических зонах запущено 5 новых заводов (ОЭЗ «Липецк» и ОЭЗ «Алабуга) [18]. Минэкономразвития России внесло в Правительство проект постановления о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа в Калужской области «Людиново». Планируется, что зона будет специализироваться на машиностроении. До 2025 г. планируется довести число резидентов ОЭЗ до 1 тыс., привлечь не менее 510 млрд. рублей частных инвестиций, создать не менее 140 тыс. рабочих мест. Ожидается выпуск резидентами продукции не менее чем на 5 трлн. рублей и уплаты ими налогов на сумму не менее 1,2 трлн. Рублей [18]. Анализ функционирования особых экономических зон в РФ свидетельствует о том, что данные формы пока еще не на должном уровне выполняют свое основное функциональное предназначение - быть центрами динамичного экономического роста, эффективного решения задач территориального развития и на этой основе обеспечивать сопряженное развитие других регионов. 2.2 Проблемы функционирования особых экономических зон в России Сегодня остаются еще проблемы как правового, так и организационного характера, которые необходимо решать, чтобы не повторилась печальная судьба СЭЗ, ставших в конце 90-х годов прошлого века налоговыми убежищами для отмывания денег и черными дырами, через которые капитал уходил за границу. До настоящего времени отсутствует экономическая отчетность как по отдельным предприятиям, так и консолидированная по каждой ОЭЗ, позволяющая сделать вывод об экономической и социальной эффективности этого института. Кроме того, не изучены до конца финансово-правовые аспекты влияния ОЭЗ на развитие национальной экономики и не принята единая концепция их развития. Нет также ориентиров отраслевой ориентации зон, что, в конечном счете, делает их нецелесообразными. Этим, в частности, объясняется и тот факт, что из немногочисленных резидентов российских ОЭЗ - на начало 2013 г. 207 предприятий и индивидуальных предпринимателей - интересы промышленного производства представляют чуть более 10% [9, c.76]. В связи с этим необходимо сформулировать несколько основных выводов в плане создания и деятельности особых экономических зон в России. . Отсутствие четко сформулированных целей создания зоны, соответствующих как интересам региона, так и страны в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну привлекательную сторону - перспективу получения налоговых льгот. Многие полагают, что свободные экономические зоны помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: экологических, слабо развитой инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки. Однако возникает закономерный вопрос: какой разумный инвестор будет вкладывать деньги в такую зону? Зарубежный опыт показывает, что для нормального обустройства 1 кв. км промышленно-производственной зоны требуются вложения порядка $40-45 млн.; таможенно-торговой - $10-15 млн. Вот почему большая часть действующих в мире особых экономических зон ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района. Также важно и то, что система предоставляемых особой экономической зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих факторов развития. Более того, при нынешних масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Более важными в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур. . Прошлый опыт наглядно показал, что процессы создания и функционирования особых экономических зон должны регламентироваться на законодательном уровне, а не на основе постоянно меняющихся и часто непродуманных подзаконных актов. . Для оптимизации процессов управления особыми экономическими зонами необходимы создание специального органа государственного регулирования федерального уровня, наделенного соответствующими полномочиями, и четкое разграничение сферы его компетенции с другими региональными и центральными органами государственной власти [21]. . Для успешного функционирования особой зоны необходим подготовительный период сроком от 3 до 5 лет, в ходе которого создается производственная и хозяйственная инфраструктура и формируется портфель потенциальных инвестиционных предложений. . Необходимость коррекции классической концепции свободных экономических зон, которые в подавляющем большинстве случаев задумывались как комплексные зоны промышленно-производственной направленности, без учета реального состояния и геоположения региона, его экономики и общего инвестиционного климата. При этом не учитывались действительная величина затрат на создание таких зон и ограниченность возможностей изыскания источников их финансирования в стране. Кроме того, были обойдены вниманием другие типы особых экономических зон (помимо комплексных), которые могли решить более узкие задачи, например по развитию экспортного производства. А по мере становления и развития такие зоны смогли бы решать более глобальные задачи общенационального масштаба. Многие экономисты отмечали несостоятельность принципа создания «суперзон» в границах краев, областей и нескольких субъектов Российской Федерации, так как он дестабилизируют страну в целом, закладывая основу для правового и экономического неравенства ее субъектов. В качестве альтернативы специалисты выработали рекомендации по созданию локальных особых экономических зон на малых территориях. . При проектировании особой зоны необходимо уделить особое внимание преимуществам или недостаткам ее местоположения. Между тем некоторые зоны расположены в отдаленных районах страны, не имеющих прямого выхода на экономически выгодные международные коммуникации и торговые каналы, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам. Следует учесть и тот факт, что многие зоны могут привлечь иностранных инвесторов не качеством инфраструктуры и не масштабами фискальных льгот, а скорее перспективой доступа к обширному внутреннему российскому рынку. Именно последнее должно быть поставлено во главу угла конкретных зональных проектов [21]. Таким образом, для повышения эффективности функционирования особых экономических зон в России, помимо стабилизации экономической, правовой и социальной ситуации в стране, необходимо постоянное совершенствование действующего законодательства, создание оптимальных методов контроля за его исполнением. Это позволит привлечь новых резидентов, обеспечить развитие территорий дислокации зон с тем, чтобы они стали действенным инструментом интеграции экономики страны в систему мирохозяйственных связей. 2.3 Перспективы развития особых экономических зон в России свободный экономический зона таможенный Перспективы создания и дальнейшего усовершенствования ОЭЗ в российской экономике во многом зависят от постоянного совершенствования и повышения эффективности законодательства РФ в области создания и функционирования особых экономических зон, а также от создания оптимальных методов контроля за его исполнением. Одна из задач, которую необходимо решить в кратчайшие сроки, - упрощение администрирования в ОЭЗ, устранение дублирующих функций контролирующих органов, практическая реализация системы «одного окна». Важно также заняться вопросами разработки четкого регламента работы администраций непосредственно в зонах, в том числе определить рамки их компетенций, порядок действий в тех или иных случаях, утвердить порядок обучения, функциональные и должностные инструкции их сотрудников. Все это позволит работать администрациям зон структурированно, оперативно и, что самое главное, предсказуемо для резидентов. В случае если данный вопрос будет решен положительно, ОЭЗ в России станут обладателями серьезного конкурентного преимущества, которое не менее важно, чем, например, те или иные зональные преференции. Серьезной проблемой, требующей скорейшего вмешательства, является далеко не самый привлекательный инвестиционный климат, сформировавшийся на текущий момент в российских особых экономических зонах. Малый объем предоставляемых резидентам льгот, особенно в сравнении с новыми индустриальными странами, - очевидный недостаток российских ОЭЗ, который приводит к нежеланию бизнеса вкладывать денежные средства и развиваться в зонах. При этом мы считаем, что степень государственного стимулирования и поддержки резидентов ОЭЗ должна быть не одинаковой для всех, а, наоборот, дифференцированной в зависимости от срока и объемов инвестиций, доли затрат, произведенных на территории ОЭЗ, важности и приоритетности осуществляемого резидентом зоны проекта для экономики региона и страны в целом. Такой подход поможет решить ряд ранее обозначенных проблем, связанных с малыми вливаниями финансовых ресурсов иностранными инвесторами, незначительным объемом экспорта из ОЭЗ, кроме того, данный подход может быть использован в качестве инструмента воздействия для инвесторов, не выполняющих своих обязательств [3, c.14]. Еще одним важным для потенциальных инвесторов вопросом является создание инфраструктуры за счет государства. Изначально государство обещало полностью решить эти вопросы, но постепенно пошли затяжки по срокам, сокращение финансирования и т.д. Именно это больше всего дискредитирует идею ОЭЗ. В целом, медлительность федеральных властей в решении вопросов функционирования ОЭЗ сильно снижает эффективность этого механизма. Характерно, что наиболее успешные примеры российских ОЭЗ приходятся на регионы, власти которых проявляли максимальную инициативу, в том числе постоянно подталкивая центр к более активным действиям. В этом смысле можно позитивно оценивать последние тенденции по передаче дополнительных полномочий в этой сфере субъектам Федерации. Обобщая предложения, можно констатировать, что для развития ОЭЗ в России необходимо увеличить объем льгот, активизировать инфраструктурное обустройство, усовершенствовать механизмы администрирования в зонах, повысить оперативность государственных решений и передать больше функций на места. Это позволило бы в 2-3 раза увеличить ежегодный объем частных инвестиций в российские ОЭЗ и, как следствие, создать новые рабочие места и повысить поступления в бюджет нашей страны. Продление сроков действия особых экономических зон и облегчение процедуры получения статуса резидентов для малого бизнеса однозначно пойдут на пользу развитию особых экономических зон в нашей стране. Кроме того, Правительство РФ намерено расширить налоговые преференции по налогу на прибыль организаций, предоставляемых резидентам технико-внедренческих особых экономических зон. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс внесены в Госдуму и готовятся к рассмотрению [16]. На наш взгляд, перспективы повышения эффективности особых экономических зон связаны не только с реформированием уже существующих типов ОЭЗ, но и созданием абсолютно новых для нашей страны типов этих хозяйственно-территориальных образований: кластерных и международных ОЭЗ. В целях поиска дополнительной эффективности развития РФ в 2007 году была разработана и одобрена Правительством РФ Концепция кластерной политики в Российской Федерации, где развитие кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства. Кластеры характеризуются как объединения производственных компаний, научно- исследовательских и образовательных учреждений, поставщиков оборудования и услуг, а также иных субъектов, действующих в определенной сфере, географически расположенных в непосредственной близости друг от друга, взаимодополняющих друг друга и работающих совместно с целью получения конкурентных преимуществ, создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Опыт развития кластерных систем показывает, что они дают значительный импульс региональному развитию, в том числе повышению экономической активности депрессивных территорий, а также развитию малого и среднего бизнеса. Также кластерный подход в открытой экономике является важным условием для привлечения зарубежных инвестиций. Таким образом, наряду со специальными экономическими зонами современная экономическая наука выделяет такой специфический инструмент территориального развития как кластеры. Несмотря на то, что главные цели и задачи СЭЗ и кластеров сходны, существуют значительные отличия. Во-первых, территория кластера не ограничивается законодательно, ее размеры зависят от экономической целесообразности. Во-вторых, создание кластеров не предполагает фиксированного льготного таможенного, налогового, финансового, административного режимов для географически локализованных взаимосвязанных компаний. В-третьих, создание и развитие кластера в основном направлено на внутреннее развитие отечественных предприятий и взаимодействие между ними, а развитие экспорта является второстепенной задачей [20]. Тем не менее, создание кластера позволяет участникам не только взаимодействовать и развивать местные предприятия, но и повышать конкурентоспособность региона и государства на мировом рынке. На основании вышесказанного, считаем, что крайне актуальным и эффективным типом ОЭЗ для нашей страны будут кластерные зоны. Создание этого нового экономического механизма базируется на синтезе Закона об особых экономических зонах в РФ и Концепции кластерной политики на территории России. Таким образом, данный тип зон имеет черты как особых экономических зон, так и непосредственно кластера, в результате чего кластерная зона получает дополнительные преимущества благодаря государственному регулированию и поддержке. Кластерные зоны можно охарактеризовать как комплексные ОЭЗ, создаваемые для полного цикла производства высокотехнологичной готовой продукции стратегически важных отраслей Российской Федерации, в виде обособленной территории, разделенной на несколько кластерных образований, на которой используется дифференцированный подход к распределению льгот. Поясняя данное определение, хотим отметить два существенных момента: кластерная ОЭЗ должна быть разделена на несколько кластерных образований с целью развития региона базирования зоны и соседствующих территорий разнонаправленно, что одновременно поможет диверсифицировать потенциальные риски; дифференцированный (индивидуальный) подход к распределению льгот внутри ОЭЗ позволит стимулировать различные направления деятельности в зависимости от их приоритетности, которая, в свою очередь, определяется различными факторами в конкретный момент времени. При эффективной реализации на практике идеи создания кластерных зон и достаточном финансировании этого проекта, они должны стать очагом развития наукоемких производств, что позволит наладить выпуск конкурентоспособной на мировых рынках продукции, в первую очередь, в стратегически важных для России отраслях (авиация, ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергостроительный комплекс и др.) [20]. Крайне выгодным социально-экономическим проектом для России было бы создание комплексных приграничных международных ОЭЗ наподобие еврорегионов, т.е. особых экономических зон с сопредельными государствами. Стоит сказать, что наша страна уже делала попытки создания подобных зон (например, проект СЭЗ Туманган), но, как известно, они не увенчались успехом. Дело в том, что ОЭЗ, созданные на приграничных территориях, кроме своего прямого назначения могут использоваться как инструмент получения косвенных улучшений всех аспектов деятельности региона, страны и международных отношений. Рассмотрим гипотетическую возможность образования ОЭЗ на южных Курильских островах. Как известно, Япония предъявляет территориальные требования на эти острова, называя их исконно своими. Именно эти притязания со стороны Японии не позволяют заключить мирный договор между Россией и Японией, что, безусловно, мешает расширению экономического сотрудничества между двумя соседними государствами. Создание на территории южных Курильских островов особой экономической зоны с участием японского капитала, без сомнения, помогло бы сблизить политические позиции двух государств и способствовать заключению мирного договора между ними. Заключение Таким образом, в настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов. Под «свободной экономической зоной» (СЭЗ) понимается часть национального экономического пространства, на которой используются специальные льготы и стимулы, не применяемые на остальной части территории, - особый таможенный, налоговый, инвестиционный режим. В СЭЗ государство сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы. СЭЗ приобретают важное значение в международной хозяйственной деятельности. Российские особые экономические зоны (ОЭЗ) стали развиваться с 2005 года. Особые экономические зоны в России - территории с особым налоговым и правовым режимом в Российской Федерации, созданные для привлечения инвесторов в приоритетные для РФ отрасли. Зоны подразделяются на 4 типа: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Основная цель промышленно-производственных зон - развитие промышленного производства, технико-внедренческих - разработка новых технологий, туристско-рекреационных - развитие туризма, портовых - стимулирование развития морских и авиационных портов. Для них действует упрощенный порядок прохождения бюрократических процедур и ряд налоговых и таможенных льгот, в частности, возможен беспошлинный ввоз товаров, необходимых для производства, и беспошлинный экспорт товаров собственного производства. Кроме того, государство оказывает поддержку в строительстве на территории зон объектов инфраструктуры. На территории Российской Федерации создано 28 особых экономических зон четырех типов: . 6 ОЭЗ промышленно-производственного типа (в Республике Татарстан, Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковской и Калужской областях); . 5 ОЭЗ технико-внедренческого типа (в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Томске, г. Дубне Московской области, Республике Татарстан); . 14 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (в Республиках Алтай и Бурятия, Алтайском, Ставропольском и Приморском краях, Иркутской области, а также создан кластер на территории Краснодарского края и Республик Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия - Алания, Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия и Чеченя); . 3 портовых ОЭЗ (в Ульяновской и Мурманской областях, Хабаровском крае). К основным проблемам функционирования ОЭЗ в Российской федерации можно отнести отсутствие четко сформулированной цели создания зоны, соответствующей интересам и региона и страны в целом. Как правило, руководители регионов видят в ОЭЗ только одну привлекательную сторону - перспективу получения налоговых льгот, и полагают, что ОЭЗ помогут им решить проблемы, с которыми они сам не в состоянии справиться. Но тут напрашивается вопрос: какой разумный инвестор будет вкладывать свои денежные средства в такую зону? Также следует сказать, что для оптимизации процесса регулирования деятельности ОЭЗ следует создать специальный орган государственного управления федерального уровня, наделив его специальными функциями, но при этом разграничив их с полномочиями органов региональной и муниципальной власти. Кроме того, при создании ОЭЗ особенное внимание следует уделить основным недостаткам и преимуществам ее месторасположения, которые позволят наиболее эффективно построить работу в данной особой зоне. Одной из проблем является недоверие иностранных и отечественных инвесторов к государственным гарантиям предоставляемых кредитов, да и в целом проблема кредитоспособности отечественных финансовых институтов. Подводя итог, необходимо отметить, что для повышения эффективности функционирования особых экономических зон в России, необходимо постоянное совершенствование законодательства в этой сфере, также создание оптимальных методов контроля за его исполнением. Кроме того обязательным условием является стабилизация правовой и социальной, и конечно же, экономической ситуации в стране. Это позволит привлечь новых резидентов и обеспечит устойчивое развитие территорий дислоцирования ОЭЗ, и в целом экономики страны, что обеспечит ей конкурентоспособность на мировом рынке, усилит процессы интеграции в систему мировых хозяйственных связей. Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование ОЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем. Список литературы 1. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. 2. <http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0506/090507.htm>Басенко А.М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей. - Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2012. - 312 с. . Белов В.И. Проблемы организации свободных экономических зон в России // Экономика и право. - 2012. - № 2. - С.11-15. . Васильева Ю. Зона без налога // Экономика и право. - 2013. - № 2. - С.5-6. . Деружинский В.Е., Деружинский Г.В. Экономические проблемы создания и развития свободных экономических зон. - Новороссийск: НГМА, 2012. - 268 с. . Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 223 с. . Камдин А. Н. Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне / А. Н. Камдин, И. Г. Ельмеева // Молодой ученый. - 2013. - № 5. - С. 312-317. . Лоцманова Е.А. Особые экономические зоны России: проблемы развития // Молодой ученый - 2013. - № 2. - С.14-17. . Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. - М.: Вершина, 2012. - 280 c. . Смородинская Н.А., Капустин А.А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. - 2013. - № 2. - С.54-57. . Таривердиев А.С. Специальные экономические зоны в России на современном этапе развития и их перспективы // Труды МАИ. - 2013. - № 49. - С.26-27. . Троненко В.И. Международные экономические отношения: Учебник. - К.: КиМУ, 2012. - 416 с. . Шарапов С.А. Свободные экономические зоны. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 167 с. . Шульгина Л.В. Особые экономические зоны: примеры опыта России // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2013. - № 2. - С.44-47. . Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. Учебное пособие. - М.: НИМП, 2011. - 288 с. . Илов К.А. Правовой режим свободных (особых) экономических зон в России и Европе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=454 . Министерство экономического развития РФ. Заместитель Министра О. Г. Савельев подвел итоги деятельности особых экономических зон в 2012 году [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/ . Министерство экономического развития РФ Преференции для инвесторов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ . Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны» - управляющая компания действующих и вновь создаваемых особых экономических зон России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.oao-oez.ru/special_economic_zones/ . Свободные экономические зоны в экономике России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-3/106.htm . Шилов М. Развитие регионов России: фондовая поддержка и особые экономические зоны Электронный ресурс] Скачать архив (220.6 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |