Главная » Экономика

Отношения России и США

Оглавление

Введение

1. Отношения СССР и США. Холодная война

. Отношения России и США в 1990-х гг.

. Отношения России и США в 2000-х годах

. Отношения России и США. Перезагрузка

. Проблемы взаимоотношений между Россией и США

Заключение

Список использованной литературы

Введение

америка россия война конфликт

Актуальность данной курсовой работы на тему «Отношения России и США» обусловлена несколькими обстоятельствами:

отношения между Россией и США, по сути своей, являются продолжением отношений между Советским Союзом и США.;

процессы внутри России напрямую зависят от отношений между нашими государствами;

желание Соединенных штатов показать всем свое превосходство и желание навязать свою позицию другим государствам грозит исчезновением демократии на международном уровне, которая зафиксирована в Уставе ООН.

Целью моей работы является попытка проследить за развитием российско-американских отношений с начала холодной войны и проанализировать проблемы наших государств в международном сотрудничестве на современном этапе.

Дипломатические связи России и США не так давно разменяли четвертую сотню лет и одновременно сочетают в себе соперничество и сотрудничество, а также развитие сфер, в которых у нас присутствуют общие интересы. Соединенные Штаты и Россия имеют разные взгляды по некоторым ситуациям. Например, Косово, противоракетная оборона и Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). Считаю необходимым написать вкратце об областях, в которых мы смогли бы добиться гораздо более весомых результатов, работая вместе, показать всей мировой общественности свою мощь, не наступая при этом на горло своим собственным интересам.

Первая и, на мой взгляд, наиболее важная - это ядерная и глобальная безопасность, где Россия и США не только имеют неповторимые возможности, но и несут особую ответственность. Не так давно президенты наших стран заявили о приверженности к коллективной работе по развитию ядерной энергетики, используемой в мирных целях. Главами России и США было парафировано так называемое "Соглашение 123" о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии.

Вторая основная сфера наших отношений - это экономическое сотрудничество. Самые разные американские компании - от "Боинг" до "Коноко-Филлипс" - оказывают помощь в деле экономического возрождения России. На сегодняшний день более 100 тыс. рабочих мест на территории нашей страны, так или иначе, связаны с американским бизнесом и инвестициями. Соединенные Штаты по-прежнему оказывают всестороннюю поддержку присоединения России в мировые экономические институты, особенно во Всемирную торговую организацию.

Третья область наших общих интересов относится к общим попыткам разрешить наиболее острые конфликты в различных регионах. Россия и США в тесном взаимодействии произвели хорошую работу, обеспечившую успех в достижении мира на Ближнем Востоке. Мы сдвинулись мертвой точки по вопросу ядерной программы Северной Кореи. Несмотря на расхождения в тактике, США и Россия продолжают важное сотрудничество в дипломатической области для того, чтобы убедить Иран выполнять взятые на себя международные обязательства об отказе от разработки ядерного оружия. Но, к сожалению, сотрудничество между нашими странами по урегулированию региональных конфликтов не всегда бывает удачным, и иногда у нас возникают серьезные расхождения. Но, так или иначе, оно является огромным шагом вперед по сравнению с противостоянием в период холодной войны.

Четвертая сфера - это развивающееся партнерство по разрешению других глобальных проблем. Мы продолжаем сотрудничество по сбору информации и координации деятельности правоохранительных органов, направленной против терроризма и крайних проявлений экстремизма, которые принесли беды народам обеих наших стран. Одним из главных приоритетов для Соединенных Штатов является борьба с ВИЧ-СПИД и другими смертельно опасными инфекционными заболеваниями, и Россия также все активнее участвует в этой борьбе. Взгляды наших стран на способы уменьшения выброса парниковых газов во многом совпадают. Россия и Соединенные Штаты по-прежнему занимают главенствующие позиции в изучении космического пространства, начиная с запуска первого искусственного спутника Земли пятьдесят лет назад.

Наконец, США и РФ обоюдно заинтересованы в улучшении связей между нашими народами, выходящих за рамки официальных связей между правительствами наших стран. С начала двухтысячных более 60 тыс. россиян приняли участие в различных новаторских программах по обмену. Приобретенный ими опыт вносит неоценимый вклад в поддержание связей американцев со следующим поколением россиян. Не так давно началось осуществление нескольких новых программ партнерств между университетами наших стран. Мы прилагаем громадные усилия для того, чтобы данные обмены стали по-настоящему двусторонними.

Бесспорно, все это представляет огромный интерес для исследований

1. Отношения СССР и США. Холодная война

Выражение «холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 года Бернард Барух <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%85,_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4>, советник президента США Гарри Трумэна <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%BC%D1%8D%D0%BD,_%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B8>, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0>.

По окончании Второй мировой Войны <http://historynotes.ru/vtoraya-mirovaya-voyna-1939-1945-gg/>, ставшей самым большим и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами тех времен - СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно как борьбу за господство в новом послевоенном мире.

Главной причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества - социалистической и капиталистической. Запад остерегался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран-победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.

Историки выделяют следующие этапы холодной войны:

·              5 марта 1946 г. - 1953 г. Начало холодной войне положила речь Черчилля, произнесенная весной 1946 г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англосаксонских стран по борьбе с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а также, достижение военного превосходства. Фактически, холодная война началась раньше, но именно к весне 1946 г., в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана, ситуация серьезно обострилась.

·              1953 г. - 1962 г. В этот период холодной войны мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на улучшение отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами во время «оттепели»Хрущева <http://historynotes.ru/vremya-pravleniya-hrushheva/>, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис. Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты. Но, угроза ядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США. Завершился этот период отношений между сверхдержавами Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.

·              1962 г. - 1979 г. Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений требовали невообразимых ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.

·              1979 г. - 1987 г. Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещают в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Проводится подготовка организации противокосмической. Советский Союз реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении находится в полной боевой готовности.

·              1987 г. - 1991 г. Приход в 1985 г. к власти в СССР Михаила Сергеевича Горбачева повлек за собой не только огромные изменения внутри государства, но и грандиозные изменения во внешней политике, которые получили название «новое политическое мышление». Его необдуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что и привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР проиграл в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США, но существуют и другие последствия холодной войны - это стремительное развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет, изначально предназначался как система связи для армии США.

Сегодня снято немало документальных и художественных фильмов о периоде холодной войны. Один из них, который подробно рассказывает о событиях тех лет, - «Герои и жертвы холодной войны».

. Отношения России и США в 1990-х гг.

После распада СССР <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0> Российская Федерация <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> объявила себя  <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>правопреемником Советского Союза, благодаря чему Россия унаследовала постоянное место в Совете Безопасности ООН <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%91_%D0%9E%D0%9E%D0%9D>. Американские консультанты принимали активное участие в разработке экономических реформ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%E2%80%94_%D0%93%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B0>, указывавших на переход России от плановой экономики к рыночной. В данный период США оказали России гуманитарную помощь (операция «Provide Hope» <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%C2%ABProvide_Hope%C2%BB>). Отношения России и США ненадолго улучшились.

Распад Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно-политического потенциала привели к тому, что США стали единственным мировым лидером.

Падение коммунизма - в первую очередь падение железного занавеса, отгораживавшего "реальный социализм" от соседей. Сразу же после холодной войны Запад выступил с инициативой построения единого трансатлантического сообщества, включающего Россию. Российские же лидеры объявили цель - вернуть Россию в число мировых держав - то есть в западный мир, - откуда она, по их мнению, была украдена большевиками после Октябрьской революции и удерживалась в пленниках вплоть до распада СССР. Взрыв контактов между людьми, наступивший на рубеже девяностых годов прошлого столетия, поднял в США огромную волну теплых и нежных чувств по отношению к России, которые породили ожидания столь же большие, сколько наивные. В обеих странах желаемое искренне выдавалось за действительное.

Происшедший немного позже настоящий широкомасштабный контакт традиционной русской и современной американской культур означал столкновение разных, отчасти противоположных начал. Миф времен холодной войны о том, что американцы и русские похожи был окончательно развеян. Конечно же, американизация современной русской массовой культуры продолжается и по сей день, но она в лучшем случае приведет к модернизации последней, но никак не к реидентификации россиян, как это произошло после Второй мировой войны с немцами.

В США, однако, ждали от России позитивной реидентификации в сфере международных отношений. Российская Федерация должна была твердо и окончательно отказаться от имперского наследия и переродиться в качестве современного национального государства. При этом условии Москва могла бы играть полезную и важную роль младшего партнера Вашингтона. Российские же элиты, которые отправили Советский Союз в историю, видели свою "старую-новую" страну в качестве своего рода Соединенных Штатов № 2 и поначалу всерьез пытались претендовать на мировой демократический кондоминиум с Соединенными Штатами № 1. Скорый крах этих иллюзий оказался еще более болезненным для потерпевших, чем распад СССР.

. Отношения России и США в 2000-х годах

С одной стороны, после террористического акта 11 сентября 2001 в США Россия присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, рассчитывая на то, что под понятие «терроризма» удастся «подогнать» и действия чеченских сепаратистов, а значит, получить хотя бы молчаливую поддержку Запада. С другой, уже 13 июня 2002 США денонсировали договор по ПРО от 1972 года, оправдывая это необходимостью защиты от «стран-изгоев». В 2003 Россия вместе с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»). К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в разработке ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.

мая 2006 вице-президент США Ричард Чейни, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие «окрестили» «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. По его словам, Соединенные Штаты не устраивает то, что Россия использует свои минеральные ресурсы, как оружие внешнеполитического давления; нарушение в РФ прав и свобод человека, а также ее деструктивные на международной арене. То, что Россия отказалась от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими опасения» у США, привело к началу постоянных российско-американских конфликтов в Совете Безопасности ООН.

В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США установить в Польше и Чехии элементы своей системы противоракетной обороны. По словам руководителей США, данный шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство наотрез отвергает такое обоснование. В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН, генерал Соловцов, заявил: если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Президент России Владимир Путин 14 июля 2007 подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров».

Наблюдатели полагают, что данный Указ стал первым шагом руководства РФ на пути к коренному изменению военно-политической обстановки на европейском континенте, складывающейся с начала 1990-х годов не в пользу России. В сопровождающей документ справке указывается, что это решение было вызвано необходимыми обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации. К таковым, в частности, отнесены: превышение государствами восточной Европы - участниками договора об обычных вооруженных силах в Европе, присоединившимися к НАТО, - «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса; невыполнение странами НАТО обязательства по ускоренной ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ, принятого в 1999 году; отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран; планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.

В августе 2008 года новый толчок противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.

Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из главных торговых партнеров России.

ноября 2006 в рамках российско-американской встречи на высшем уровне на саммите АТЭС в Ханое был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США по условиям присоединения России к ВТО в пакете с межправительственными соглашениями о сельскохозяйственных биотехнологиях, о торговле говядиной, об инспекциях предприятий, о торговле свининой, о защите прав интеллектуальной собственности и о процедуре импортного лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства.

В 2005 экспорт российской нефти и нефтепродуктов в США достиг уровня 466 тыс. баррелей в день, если данный объем сохранится, то Россия может войти в тройку главных экспортеров энергоресурсов в Соединенные Штаты. В 2003 «Газпром» начал работу над проектом поставок в CШA сжиженного природного газа. В 2005 были осуществлены первые «своповые» поставки. На территории России расположены цеха по сборке автомобилей американских марок Форд, General Motors. На непроизводственную сферу приходится четверть прямых инвестиций США, направляемых в первую очередь в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационных услуг.

Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд долл. На территории США ведут свою деятельность такие российские компании, как «ЛУКойл», «Норильский никель» (производит металлы платиновой группы), «Северсталь» (производитель стали), «ЕвразГруп» (производитель ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие.

Разрабатывается сотрудничество в сфере hi-tech (высокие технологии), инновационной деятельности и IT (информационные технологии). Был создан российско-американский Инновационный совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США.

Ведущие компании Аэрокосмической отрасли США - Боинг, Локхид Мартин, Пратт энд Уитни - очень долгое время сотрудничают с предприятиями РФ в рамках проектов по МКС, запускам в космос, производству авиадвигателей, производству новых моделей самолётов.

Американские компании проявляют значительный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 10 лет действует «Российско-американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США.

Сотрудничество в области культуры между Россией и США осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между правительствами России и США о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и СМИ от 2 сентября 1998.

США сотрудничают с российскими музеями, культурными центрами, художественными коллективами и артистами на базе частных проектов и контрактов. Федеральные и муниципальные власти США делают ставку на прямые связи между организациями, гражданами, учреждениями культуры и образования.

Одно из главных положений в российско-американском сотрудничестве в области культуры занимает проект по долгосрочному сотрудничеству между Фондом Гуггенхайма и Государственным музеем «Эрмитаж». Главной целью данного проекта является постоянное представление экспозиций произведений классического искусства из коллекции «Эрмитажа» в музеях Гуггенхайма и, соответственно, представление коллекций западного искусства XX века в залах «Эрмитажа». В октябре 2001 в Лас-Вегасе был открыт музей Гугенхайм-Эрмитаж. К данному событию была приурочена совместная выставка из коллекций «Эрмитажа» и Фонда Гугенхайма.

В 2001 в Посольстве России в Вашингтоне состоялся гала-концерт, под девизом «Санкт-Петербург-2003: культурный ренессанс». Этим концертом было положено начало целого ряда мероприятий, приуроченных к трехсотлетнему юбилею «северной столицы» России - Санкт-Петербурга в целях популяризации его как центра мировой культуры и для привлечения внимания западной общественности, в том числе американцев, к его культурному наследию.

Динамично развиваются связи с Библиотекой Конгресса США. В рамках реализации программы «Открытый мир», созданной для российских управленческих кадров, учрежденной в 1999 году по инициативе директора Библиотеки Джона Биллингтона, США с ознакомительными поездками посетили несколько тысяч молодых политиков, общественных деятелей и предпринимателей из России. Стартовал проект Библиотека Конгресса-Мариинский театр по модернизации архивов театра.

Также реализована программа по сотрудничеству Центра сценических искусств имени Джона Кеннеди и Мариинского театра. Данный проект был рассчитан на 10 лет и предполагал ежегодные гастроли «Мариинки» в крупнейшем оперном театре США. Первые выступления Мариинского театра в Центре Кеннеди состоялись 12-24 февраля 2002 и стали новой вехой в развитии российско-американских культурных связей.

. Отношения России и США. Перезагрузка

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время пресс-конференции, состоявшейся 23 января 2013 года, заявил, что «Перезагрузка» с США не может длиться вечно. Если «Перезагрузка» компьютерный термин, то все должны понять, что вечная перезагрузка - это сбой, она зависла, - уточнил министр.

Также Сергей Викторович заявил, что, когда администрация Барака Обамы объявила о желании «перезагрузить» отношения между Россией и США, РФ восприняла это как понимание контрпродуктивности политики Дж. Буша-младшего.

Так в чем же состоят сегодняшние проблемы двусторонних отношений, по мнению Лаврова? По словам главы МИДа, Россия открыта для сотрудничества и развития наших отношений на принципах равноправия и взаимного уважения интересов, а также невмешательства во внутренние дела друг друга, но не потерпит недружественные шаги Белого дома.

Напомнив о вступлении в силу соглашения об облегчении визового режима между Россией и США и выразив надежду на то, что страны продолжат движение к безвизовому режиму, Сергей Лавров остановился на «раздражителях» в отношениях между двумя странами. Главным из них, по его мнению, является проблема противоракетной обороны. Но также отметил, что в последнее время появились и другие, например, «закон Магнитского», согласно формулировке, использованной Лавровым, заменивший собой «антисоветскую поправку Джексона-Вэника».

Не пора ли нам задуматься о новой «перезагрузке»?

У российских экспертов бытуют разные мнения на этот счет. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов считает, что дальнейший прогресс в наших отношениях будет зависеть от успеха или провала переговоров о судьбе ПРО и ее компонентов в Европе. Он полагает, что, если будет успех, то возможен новый виток «перезагрузки».

Также Никонов считает, что сферы, по которым Россия и США проявляли солидарность в последние годы (прежде всего это ситуация в Афганистане, сотрудничество по афганскому транзиту) останутся без изменений и будут продолжаться как часть политики «перезагрузки».

Но мнения Москвы и Вашингтона по ситуации в Сирии вряд ли изменятся, продолжает Никонов. Скорее всего правительства будут сближаться по Ирану, ибо ни Россия ни США не заинтересованы в том, чтобы Тегеран обладал ядерным оружием.

А вот директор Международного Института политической экспертизы Евгений Минченко не видит особого смысла в еще одной «перезагрузке», так как отсутствует ее предмет, ведь сокращение ядерного вооружения на данный момент не стоит на повестке дня, по крайней мере, у администрации Владимира Путина, а вопрос о ПРО, по его словам, не готовы обсуждать американцы.

Что же касается внешнеполитической составляющей, то, по словам политолога, американцы свели к минимуму свои попытки как-то повлиять на постсоветское пространство, они предоставляют России и Европе самим выяснить отношения.

Но, по мнению Минченко, Россию может тревожить вероятность снижения присутствия США и вывода американских войск из Афганистана в 2014 году.

Но наиболее конфликтной сферой в отношениях между США и Россией останется Ближний Восток, как полагает политолог. Для Минченко очевидно, что позиции по данному региону абсолютно разные и у Российской Федерации есть только один инструмент по сдерживанию Соединенных Штатов - это право вето в Совете Безопасности. Но мы видим, что американцы научились реализовывать те или иные планы на Ближнем Востоке в обход механизмов ООН.

Каковы же перспективы? Вячеслав Никонов считает, что не стоит ждать охлаждения отношений наших государств. По его словам, внешняя политика будет находиться очень низко в списке приоритетных целей политики во второй президентский срок Обамы, а Россия будет далеко не в первых строчках внешних интересов США. Евгений Минченко высказал сходное мнение. По его мнению, сегодня Пентагон и Госдеп США возглавляют люди, достаточно «мягко» относящиеся к России. Это говорит о том, что нам не стоит ждать каких-либо конфликтов, тем более, что Россия находится на периферии американских интересов.

Американский эксперт Сэмюэль Чарап, директор российской и евразийской программы исследовательского Центра за американский прогресс (Samuel Charap, Center for American Progress) согласен с Сергеем Лавровым в том, что «перезагрузка» не может длиться вечно. Он полагает, что нас не должно удивлять снижение количества конкретных результатов. Данное снижение связано с тем, что в самом начале их было очень много и поддерживать подобный ритм очень сложно, практически невозможно. Главной темой для обсуждения на международном уровне сегодня является кризис в Сирии, который открывает нам глаза на серьезные разногласия между Россией и США. И дело здесь не столько в Сирии, сколько в подходах к решению подобных вопросов Вашингтона и Москвы.

Политолог заявляет, что охлаждение в отношениях началось с приходом к власти Владимира Путина. По его мнению, у администрации Медведева и Обамы сложились продуктивные отношения. Он отмечает, что на данный момент не замечал подобных отношений между Путиным и Обамой, он даже не видит заинтересованности российского президента в подобных отношениях. Это не говорит о том что государства не смогут заключить важных соглашений, просто отсутствие дружественности весьма усложняет процесс.

Чарап считает, что иногда Россия перегибает палку в своем отношении к некоторым американским процедурам, которые являются стандартными. Например, Госдепартамент США ежегодно публикует доклад о соблюдении прав человека во всех мировых государствах. Делать это его обязывает Конгресс США, поэтому Чапар не понимает, почему Москва так резко реагирует на данный документ.

По его мнению, хотя основной целью внешней политики Обамы является Азиатско-Тихоокеанский регион, это не говорит о том, что Россию будут игнорировать.

. Проблемы взаимоотношений между Россией и США

Взаимоотношения между Российской Федерацией и США меняются по большей части в худшую сторону. Мы должны понять, чем это обусловлено, и как это можно остановить.

Восемь лет назад для решения тех же вопросов Совет по международным отношениям США организовал независимую группу по политике США в отношении Российской Федерации, был издан доклад, который получил название «Неправильное направление России: что США могут и должны делать сейчас».

Посол в США в РФ Майкл Макфол, считает, что хоть Россия и США больше не являются стратегическими партнерами, но они могут сотрудничать по ключевым стратегическим вопросам. Самым большим недавним успехом в политике было русско-американское соглашение о санкциях против Ирана, в ответ на его противостояние с Международным агентством по атомной энергии. Не так давно США и РФ возобновили документ, который регулирует обоюдное снижение угрозы (известный как программа Нанна-Лугара) называемый "Соглашение 123", который должен создать основу для сотрудничества в сфере ядерной энергетики.

После саммита G-8 прошедшего в Санкт-Петербурге по вопросам энергетической безопасности, правительство Российской Федерации начало ограничивать деятельность западных энергетических компаний в России, а Россия, в свою очередь, прекратила поставки природного газа в Украину и другим европейским клиентам.

Все написанное в данной главе заставляет нас беспокоиться о будущем наших отношений, ведь то, что изначально называлось «перезагрузкой», может оказаться «перегрузкой».

Заключение

Анализ использованных в работе материалов показал, что в системе международных отношений наблюдаются довольно неоднозначные и часто противоречивые явления и процессы, среди которых можно выделить три главных тенденции: глобализацию, интеграцию и регионализацию. Исследование этих тенденций приводит меня к заключению, что их влияние на мировую политическую систему неоднозначны. Можно проследить как позитивные, так и отрицательные последствия. Одним из результатов развития этих тенденций является появление и увеличение количества негосударственных факторов, в числе которых межправительственные и международные неправительственные организации, ТНК, внутригосударственные регионы. Они играют все более важную роль, воздействуя на международную среду и ограничивая деятельность государства. Исследование вышеперечисленных перемен позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений, отличающейся от той, которая работала на протяжении последних 350 лет истории человечества. Трансформация Вестфальской системы в конце ХХ столетия, дала большую возможность субъектам Российской Федерации самостоятельно осуществить свою внешнеэкономическую деятельность и улучшить сотрудничество с иностранными партнерами. Сложившаяся ситуация требовала урегулирования на государственном уровне данной сферы деятельности, в том числе улучшить правовую базу отношений между регионами.

При исследовании правовой базы российско-американских отношений были проанализированы и сопоставлены как основные правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ, Федеральные законы: «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О международных договорах Российской Федерации», «О принципах и порядках разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»), так и совместные российско-американские документы (Кемп-Девидская, Ванкуверская, Московская декларации, Хартия российско-американского партнерства и дружбы, Декларация о региональном сотрудничестве и двустороннее соглашение о сотрудничестве между штатом Аляска и рядом территорий Дальнего Востока и Забайкалья), которые стали базой для построения российско-американского сотрудничества на межгосударственном и межрегиональном уровнях. Анализ этих документов подтверждает, что отношения между Россией и США вступили в стадию партнерства, основанного на взаимной выгоде и признании национальных интересов друг друга. Центр отношений сместился от стратегического баланса сил к экономическим интересам и деловым контактам. Однако на данный момент нет полной удовлетворенности состоянием наших нынешних отношений. РФ и США больше не враги, но и не союзники. Проблемы в отношениях существуют как на межгосударственном, так и на региональном уровнях. Отношения между странами в основе своей остаются межправительственными, вместо того чтобы быть отношениями между предпринимателями и простыми людьми.

Таким образом, можно сказать, что российско-американские отношения за сравнительно короткий срок - пятнадцать лет - прошли сложную эволюцию - от доброжелательности и готовности обеих стран к сотрудничеству, до взаимного разочарования. Пока США и Россия не смогли организовать систему взаимосвязанных экономических и политических интересов, которые бы способствовали решению имеющихся проблем в двухсторонних отношениях.

Анализ международного и внешнеэкономического сотрудничества России и ее Дальнего Востока с США на рубеже веков позволяет сформулировать ряд выводов относительно его хода, результатов и перспектив:

Потенциал сотрудничества Дальневосточного региона и США, несмотря на очевидный по сравнению с предшествующими десятилетиями прогресс, не был реализован в полном объеме.

Толчком для развития и укрепления региональных отношений между РФ и США в начале 90-х гг. ХХ века стало увеличение числа субъектов, задействованных в сотрудничестве.

Стабилизатором региональных отношений России и США на Дальнем Востоке в настоящее время является американское гуманитарное присутствие, однако их развитие в будущем возможно только при продуктивном экономическом взаимодействии.

Стремление предотвратить террористические акты в США привели к ужесточению визовых барьеров, что заблокировало инициативу Президентов РФ и США по расширению контактов людьми.

Будущее российско-американского сотрудничества на Дальнем Востоке во многом зависит от расширения торгово-экономических и инвестиционно-технологических связей.

Список использованной литературы

1.   Конституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 2009. №4, ст.445.

2.      Устав ООН // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Выпуск XLVII. М.: Международные отношения, 1994. 448 с.

.        Текст Соглашения 123

.        Орфографический словарь. В.В. Лопатин, И В. Нечаева, Л.К. Чельцова. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с.

5.      Текст Договора ОСВ-1 <http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/osv-1.txt>

6.      Хасянов Ан.Ж. Международная антитеррористическая коалиция и исламский мир: американо-российское партнерство или соперничество. М.: Международная антитеррористическая операция в Афганистане, 2003. С. 38-43.

.        Текст Договора об ограничении систем противоракетной обороны <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0> (ПРО)

.        Фултонская речь (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Sinews of Peace)

.        Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ)

.        Программа профессионального обмена от 1999 года

.        Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ - <http://www.mid.ru/> (дата обращения 12.01.2015)

.        Текст Поправки к Закону о торговле США

.        Текст Программы совместного уменьшения угрозы

14.    -Dr. Daniel L. Haulman. Air Force Humanitarian Airlift Operations, 1991 2001 <http://www.afhra.af.mil/shared/media/document/AFD-100125-098.pdf>


Скачать архив (21.7 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: