Главная » Экономика |
Содержание Введение Глава 1 .1 Характеристика внешнеторговой деятельности России: основные понятия, современное состояние .2 Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности .3 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Глава 2. Инновации в государственном регулировании внешней торговли в рамках таможенного союза России. Беларусь, Казахстан Заключение Список использованной литературы Введение Внешнеторговая деятельность - динамическая процесс, которой требует постоянного регулирования со стороны государства. Государственное регулирование внешней торговли заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики, продвижение отечественных производителей на мировой рынке. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности было и остается актуальным вопросом для России. Главная задача нашего государства на данное время - это интеграция в мировое хозяйство как независимого участника рыночных отношений. Активный экспорт природных ресурсов сегодня уже не в состоянии обеспечить нашей стране выгодное положение на мировой экономической арене. Именно поэтому новым аспектом внешнеторговой политики России является пересмотр существующих инструментов регулирования внешнеторговой деятельности, которые создадут условия для результативного развития отечественных производителей на мировом рынке. Внешнеторговая деятельность России - объект данного исследования. Основные методы и принципы государственного регулирования внешней торговли, выявление особенностей их реализации на данном этапе - вот то, на что будет направлена эта работа. Задачи работы: Рассмотреть особенности внешней торговли России в настоящее время. Определить наиболее распространенные методы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности на современном этапе. Глава 1 .1 Характеристика внешнеторговой деятельности России: основные понятия, современное состояние Под внешнеэкономической деятельностью следует понимать деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Внешняя торговля представляет собой основное звено во внешнеэкономической деятельности. Она активно участвует в формировании национального дохода и представляет собой сферу сопряжения государственных интересов и стандартов разных стран в целях нахождения взаимовыгодного партнерства участвующих контрагентов в операциях купли-продажи. Впервые понятие «внешнеторговая деятельность» было употреблено в ст. 2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. № 157- ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в настоящее время утратил силу), где указывалось, что внешнеторговая деятельность представляет собой разновидность предпринимательской деятельности, в том числе исключительными правами на них. Следует отметить, что в новом Федеральном законе от 8 декабря 2003 № 164- ФЗ(ред. От 28.07.2012) « Об основаниях государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в облости внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Внешняя торговля товарами - это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а так же отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смежного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара - это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт - это ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе. Внешняя торговля услугами - оказание услуг ( выполнение работ), включающие в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг единственным способом - посредством перемещения его через границу. В отличии от товаров, поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинации: ) трансграничная поставка услуг; ) перемещение потребителей в страну-экспортер; ) учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу; ) временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранным лицу либо иностранным лицом российскому лицу. Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих формах: а) в форме внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров; б) в форме внешней торговли интеллектуальной собственности, если передача информации осуществлялась как передача прав на объекты интеллектуальной собственности. в) в форм внешней торговли услугами в других случаях. 1.2 Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Статья 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются: ) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; 2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом; 3) единство таможенной территории Российской Федерации; 4) взаимность в отношении другого государства (группы государств); 5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации; 6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации; 10) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности; 12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг. Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности. Это является одной из целей Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Комментируемый Закон предусматривает возможность применения различных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Так, например, в соответствии со ст. 40 комментируемого Закона в случае, если иностранное государство предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы российских лиц, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц, Правительство РФ может вводить ответные меры - меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Наряду с защитой участников внешнеторговой деятельности государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено также на защиту прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг. Для этого в арсенале инструментов торговой политики содержатся, например, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры, которые могут вводиться при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров (ст. 27 комментируемого Закона; Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"). На защиту прав и законных интересов российских потребителей товаров и услуг нацелены многие меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и услугами и вводимые исходя из национальных интересов (ст. ст. 32 и 35 комментируемого Закона). Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация, если иное не предусмотрено федеральным законом Данный принцип тесно связан с конституционным принципом юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены. Одновременно с закреплением принципа равенства участников внешнеторговой деятельности законодатель устанавливает запрет их дискриминации. Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам. Принцип недискриминации находит непосредственное отражение в ряде статей комментируемого Закона. Так, ст. 22 посвящена недискриминационному применению количественных ограничений; в ст. 23 предусматривается, что распределение квот основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их неискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке; ст. 26 предписывает организациям, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершать сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями. Запрет дискриминации не является абсолютным: в случаях, предусмотренных федеральным законом, использование дискриминационных мер может быть признано правомерным (например, в качестве ответных мер и т.д.). Единство таможенной территории Российской Федерации Понятием "таможенная территория" обозначают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны В соответствии со статьей 5 Закона РФ "О таможенном тарифе" таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Таможенный кодекс РФ 2003 г. (ст. 2) определяет таможенную территорию Российской Федерации следующим образом: - территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (п. 1); - таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2); - на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации (п. 3). Для определения пространственных пределов таможенной территории используют понятие "таможенная граница". Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: "Таможенная граница - граница таможенной территории Российской Федерации" (п. 2 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета государства. .3 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Каждое государство регулирует ввоз и вывоз товаров посредством тарифных и нетарифных методов, влияющих на количество, качество и стоимость товаров, поступающих на внутренний рынок, и иных мер, направленных на обеспечение государственных интересов во внешнеторговом обороте. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ посредством названных в п. 1 ст. 12 Закона 2003 г. методов. Эти методы включают: ) таможенно-тарифное регулирование; ) нетарифное регулирование; ) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; ) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные этим Федеральным законом. Важным положением Закона является п. 2 ст. 12, предусматривающий, что не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что придает перечню п. 1 ст. 12 исчерпывающий характер. Впервые Закон 2003 г. включает специальные главы о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами (гл. 5), в области внешней торговли услугами (гл. 6), в области внешней торговли интеллектуальной собственностью (гл. 7). Вполне очевидно, что наиболее детально урегулированной является область внешней торговли товарами. На первое место в области внешней торговли товарами Законом 2003 г., как и Законом 1995 г., поставлен метод таможенно-тарифного регулирования, который является традиционным инструментом регулирования внешней торговли, определяет порядок пересечения экономической границы государства. Согласно ст. 19 Закона 2003 г. «Таможенно-тарифное регулирование» в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством РФ устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины, которые, как известно, применяются в РФ в настоящее время. При заключении внешнеторговых контрактов таможенно-тарифное регулирование требует внимания сторон при распределении обязательств, связанных с прохождением товаров таможни, выполнение которых необходимо для выпуска товаров на экспорт или для внутреннего потребления. Распределение обязательств во многом определяется согласованием базисных условий поставки на основе положений ИНКОТЕРМС 2010 г. Таможенно-тарифное регулирование на практике нередко находит отражение в положениях контрактов о распределении расходов по оплате таможенных пошлин, которые, однако, не могут менять положений законодательства о том, кто оплачивает таможенные пошлины. В практике рассмотрения споров имеются и иные примеры, связанные с выполнением требований таможенного регулирования. Специальные положения Закона 2003 г. посвящены группе методов нетарифного регулирования, которое определено в Федеральном законе 2003 г. как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (ст. 2 п. 17). Согласно ст. 20 Закона нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных законом, при соблюдении указанных в них требований. Оно включает следующие методы: - применение количественных ограничений, устанавливаемых Правительством РФ в исключительных случаях (ст. 21 - 23); - применение лицензирования в сфере внешней торговли товарами (ст. 24); - ограничение путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26); - введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер - для защиты экономических интересов российских производителей товаров (ст. 27). Среди нетарифных методов на первое место в Законе 2003 г. поставлен метод введения количественных ограничений - ограничений ввоза или вывоза отдельных товаров в пределах определенных количественных объемов в натуральном или стоимостном выражении, устанавливаемых на определенный период. Данному методу регулирования специальная статья была посвящена и в Законе 1995 г. Предусматривалось, что экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений. Введение количественных ограничений Правительством РФ допускалось только в исключительных случаях в целях: ) обеспечения национальной безопасности РФ; ) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; ) защиты внутреннего рынка РФ в соответствии со ст. 18 «Защитные меры в отношении импорта товаров». Закон 2003 г. также устанавливает, что импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений, за исключением специально предусмотренных в Законе случаев. Правительство РФ в исключительных случаях может установить, в частности, временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ, перечень которых определяется Правительством РФ. Правительство РФ может также ограничить импорт сельскохозяйственных продуктов или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения; сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара; а также в ряде случаев, когда необходимо снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения. Таким образом, Закон 2003 г. по сравнению с ранее действовавшим сократил возможные случаи применения количественных ограничений и ограничил виды товаров, в отношении которых могут применяться количественные ограничения. Так, ограничение экспорта возможно только в отношении продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ, перечень которых определяется Правительством РФ. Вместе с тем количественные ограничения импорта могут касаться только продовольственных и сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов. Специальная статья Закона 2003 г. посвящена лицензированию в сфере внешней торговли. Статья 24 практически обобщает имевшую место практику лицензирования. Предусматривается, что лицензирование, во-первых, устанавливается в случае введения количественных ограничений. Во-вторых, лицензирование устанавливается в случае реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. В-третьих, лицензирование устанавливается в случае предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Примеры такого лицензирования были приведены ранее. В-четвертых, согласно ст. 24 Закона 2003 г. лицензирование устанавливается при необходимости выполнения РФ международных обязательств. К нетарифным методам Закон 2003 г. относит ограничение права на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, которое осуществляется на основе лицензии (ст. 26), о чем уже упоминалось в п. 2 данной статьи. Важным нетарифным методом регулирования является предусмотренное Законом введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей. Подробное регулирование применения таких мер предусмотрено новым Федеральным законом РФ N 165-ФЗ «О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» 2003 г. Применение предусмотренных Законом 2003 г. нетарифных методов в большинстве случаев влечет для сторон необходимость получения соответствующего разрешения для выполнения контрактных обязательств, получения лицензии. Поскольку отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ, при подготовке контракта на куплю-продажу товаров, для которых требуется получение лицензии, соответствующие положения должны быть включены в контракт. Важным ориентиром в этой ситуации являются соответствующие положения Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА 1994 г., посвященных обращениям за государственным разрешением (которое толкуется широко и включает получение лицензий в экспортно-импортной сфере) в тех случаях, если законодательство какого-либо государства требует государственного разрешения, влияющего на действительность договора или его исполнение. Как предусмотрено Принципами УНИДРУА, в этом случае возникает несколько вопросов по поводу того, кто несет бремя обращения за этим разрешением, срока обращения, правовых последствий своевременного неполучения административного решения и отказа в выдаче разрешения (ст. 6.1.14 - 6.1.17). Для участников внешнеторговых контрактов важно учитывать положения специальной главы Закона (гл. 8), посвященной особым видам запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, т.е. для всех видов внешнеторговых сделок. Такие запреты включают: - запреты и ограничения внешней торговли в целях участия РФ в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН(ст. 37); - ограничения в целях поддержания равновесия платежного баланса РФ (ст. 38); - ограничения, связанные с мерами валютного регулирования (ст. 39); - ответные меры (ст. 40). Применение группы мер государственного регулирования в виде запретов и ограничений вполне очевидно создает затруднения или невозможность исполнения обязательств по внешнеторговому контракту, ставит вопрос об освобождении контрагентов от ответственности за неисполнение обязательств. Важные требования, требующие учета при составлении внешнеторговых контрактов, содержатся в новом Федеральном законе «О техническом регулировании» 2002 г. Устанавливая условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, Закон, в частности, предусматривает, что для помещения подлежащей обязательному подтверждению соответствия продукции под таможенные режимы (предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ) в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителя представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 Закона. Таким образом, в условиях контрактов, заключаемых на поставку в РФ продукции, подлежащей в соответствии с законодательством РФ обязательной сертификации, должно быть предусмотрено представление сертификата либо иных необходимых документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям, которые необходимы для получения разрешения на ввоз продукции на территорию РФ. Глава 2. Инновации в государственном регулировании внешней торговли в рамках таможенного союза России, Беларуси, Казахстана В связи с созданием таможенного союза Россия, Беларусь, Казахстан таможенное законодательство претерпело ряд изменений, которые коснулись и сферы регулирования внешнеторговой деятельности. Как уже было сказано выше, в условиях данного интеграционного объединения часть функций по регулированию внешней торговли передано от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза, в первую очередь Комиссии таможенного союза. Решение Комиссии таможенного союза носит обязательный характер, подлежит непосредственному применению в государствах-членах таможенного союза. мая 2010 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высший орган таможенного союза) на уровне глав правительств в Петербурге приняты решения о вступлении в силу важнейших международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза. В частности были рассмотрены такие вопросы как: применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам; техническое регулирование в рамках таможенного союза; применение санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер в таможенном союзе и т.д. мая 2010 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации единогласно ратифицировала Таможенный кодекс таможенного союза, представленный Федеральной таможенной службой. Россия первой из государств союзной тройки узаконила Таможенный кодекс таможенного союза. Принципиальные новации по сравнению с таможенным законодательством РФ: срок уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения - до четырех месяцев, в ТК РФ был установлен срок уплаты - 15 дней; участникам внешнеторговой деятельности предоставляется возможность осуществлять свою деятельность в любой точке государства-члена таможенного союза; в ТК ТС экспорт - процедура, в соответствии с которой товары таможенного союза вывозятся за пределы территории таможенного союза. Таким образом, перемещение товаров из России в Казахстан, например, считается взаимной торговлей. В рамках взаимной торговли не будет производиться взимание таможенных платежей, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов, а так же не применяется меры нетарифного регулирования. В рамках таможенного союза ввели статистику взаимной торговли государств-членов таможенного союза. Контролируется взаимная торговля товарами и услугами уполномоченными органами, определенными государствами-участниками таможенного союза. В РФ определенно, что уполномоченным органам в области ведения статистики внешней торговли являлась ФТС России а, уполномоченным органом в области ведения статистики взаимной торговли - Росстат. Что касается сертификатов о происхождении товара, то здесь межгосударственным советом ЕврАзЭС рассмотрены мероприятия по принятию порядка оформления и выдачи Единого сертификата происхождения товара из таможенного союза, который будет являться документом, подтверждающим происхождение товара из таможенного союза, а так же мероприятия по признанию Единого сертификата происхождения товара из таможенного союза таможенными службами иностранных государств. Механизм защиты интересов товаропроизводителей таможенного союза от недобросовестной конкуренции производителей третьих стран реализован посредством: национального таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства-члена таможенного союза; Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза (после подписании Соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза); в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союзов отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в указанные таможенные реестры. В процессе подготовки нормативной базы таможенного союза по вопросам нетарифного регулирования был проведен анализ существующих мер государственного регулирования внешней торговли в трех государствах и заново осмыслены все запреты и ограничения. Составлен единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на вывоз или ввоз государствами-членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта. Что касается таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, то здесь уже проделано много работы, но этот вопрос до сих пор остается открытым для стран-участниц. мая 2010 года ФТС России подготовила и внесла в Правительство Российской Федерации проект федерального закона « О таможенном регулировании в Российской Федерации », который вступил в силу 1 июля 2010 года и определить основы правового регулирования таможенных отношений на национальном уровне в условиях действия нормативно-правовой базы таможенного союза. Федеральный закон « О таможенном регулировании в Российской Федерации» устанавливает особенности таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями, таможенного законодательства таможенного союза и содержит положения, отражающие отсылочные нормы Таможенного кодекса таможенного союза, согласно которым регулирование ряда правоотношений, либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативно- правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств-членов таможенного союза. ноября 2009 года утвержден Комиссией таможенного союза Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС ). В соответствии с пунктом 2 статьи 72 ТК ТС виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза. В соответствии с проектом федерального закона « О таможенном регулировании в Российской Федерации » ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации. Созданы перечни развивающихся стран и наименее развитых стран-пользователей системы тарифных референций таможенного союза, а так же список товаров, происходящих и ввозимых из этих стран. Установлен перечень товаров и ставок, в отношение которых в течение переходного периода одним из государств-членов таможенного союза применяются ставки ввозимых таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза и перечень чувствительных товаров, в отношение которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом. Не остался без внимания и перечень товаров, в отношение которых с 1 января 2010 года установились тарифные квоты в рамках таможенного союза. внешнеторговый таможенный товаропроизводитель Заключение Внешняя торговля представляет собой обмен товарами между далеко расположенными странами и регионами с пользованием воздушных, морских или сухопутных дорог. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности - это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства, преследующих цель - формирование благоприятных рыночных условий хозяйствования субъектов внешне торговли. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом о 8 декабря 2003 года № 164 « Об основаниях регулирования внешнеторговой деятельности », другими федеральными законами и иными нормативными, правовыми актами Российской Федерации, а так же общепризнанным принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Принято выделять прямое и косвенное регулирование государства внешней торговли. К прямому регулированию в большинстве случаев относятся - административные методы: квотирование; лицензирование; установление запретов на перемещение отдельных товаров; предписание санитарного и ветеринарного характера; технические стандарты и др. Косвенное регулирование осуществляется с помощью экономических инструментов. Сюда относятся: таможенные пошлины; таможенные сборы; налогообложения экспортно-импортных операций; таможенная номенклатура; порядок определения таможенной стоимости; система тарифных льгот и т.п. Таможенно-тарифное регулирование в любом государстве является основным механизмом регулирования товаропотоков и валютных средств, пересекающих таможенную границу страны. Для введения конкретного таможенного - тарифного режима используются богатый арсенал инструментов. К их числу следует отнести: ставки таможенных пошлин; таможенную товарную номенклатуру; порядок определения страны происхождения и расчета ( установление ) таможенной стоимости; систему таможенно-тарифных льгот и преференций и др. Таможенный тариф - основной механизм тарифного регулирования, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам. Государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью нетарифных ограничений. Под ними понимается совокупность экономических и административных мер, выходящих за рамки таможенно-тарифной политики и используемых в качестве инструмента при регулировании внешней торговли. Всего их насчитывается около 800 видов. В связи с созданием Таможенного союза Россия, Беларусь и Казахстан регулирование внешнеторговой деятельности принимает совершенно новые аспекты и направления. Часть функций по регулированию внешней торговли предана от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза, в первую очередь Комиссии таможенного союза, чьи решения носят обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах-членах таможенного союза. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации.- М.: АСТ, Астрель, 2005. 2. Таможенный кодекс Таможенного Союза от 28.05.2003 и обновлённый таможенные кодексы Российской Федерации 1 октября <http://ru.wikipedia.org/wiki/1_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> 2011 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2011_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, когда утратил силу пункт 1 статьи 357.10 (виды таможенных сборов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B>) более нового кодекса. . ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <http://www.referent.ru/1/66159> . ФЗ от 30 ноября 2013 г. N 318-Ф3 часть 5 статьи 13 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу <http://base.garant.ru/70520966/> с 1 декабря 2013 . ФЗ от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ . Федеральный закон о внесении изменений в таможенный кодекс Российской Федерации Проект N 380975-4. . Государственное регулирование внешней торговли России, Джабиев А. П. - М.: Международные отношения, 2006 - 280с. . Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, Мокров Г., - М ЮРКНИГА, 2006ю - 320с. . Таможенное право РФ. Учебник/ Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 2004. . Козырин А.Н. Таможенная пошлина. Учебное пособие. М., 2004. . Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ "О таможенном тарифе". М., 2004 . Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2004. . Экономический словарь / Е.Г. Багудина; отв. ред. А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 624с. Скачать архив (16.5 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |