Главная » Экономика |
Введение торговля экономический правовой В начале ХХI в. Соединенные Штаты продолжают оставаться одним из лидеров мировой торговли. В 2013 г. совокупный экспорт Соединенных Штатов составил 1575 млрд. долларов США, а импорт за тот же год составил 2273 млрд. долларов США. Доля всех других стран в мировой торговле заметно ниже. Для сравнения: совокупный экспорт России в 2013 г. составил 500 млрд. долларов США, а импорт 340 млрд. долларов США. Россия, тесным образом связанная с остальным миром, в полной мере испытывает влияние происходящих в мире глобальных процессов и так или иначе функционирует на этом рынке. В данной курсовой работе рассматривается участие Российской Федерации на мировом рынке, в частности, ее участие в торгово-экономических связях с США. Россия сегодня стремится определить долговременную стратегию своего развития, возрождения экономической и политической мощи. Целью такой стратегии является превращение России в развитую демократическую страну, занимающую адекватное ее потенциалу место в мировой политике и экономике, что невозможно без формирования долгосрочной торгово-экономической линии. В конце предыдущего столетия были созданы предпосылки для создания базы, на которой строятся текущие торгово-экономические отношения США и РФ. Был заключен ряд договоров и соглашений о развитии торговли, содействии капиталовложениям, сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных вопросах и т.п. Отдельные разногласия США с Россией в политической сфере не мешают развитию двусторонних торговых отношений, которые являются ведущей формой экономических отношений двух стран. США традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров РФ. Актуальность изучения российско-американских отношений в первую очередь в том, что эти отношения оказывают большое воздействие на происходящие в России экономические и политические процессы. Сегодня Америка является одним из основных торговых партнёров РФ, но совершенно очевидно, что объемы и качество торговых отношений между Россией и США не отвечают масштабам экономик этих стран и тому потенциалу, который у них существует. При этом Россия рассматривает США в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений. Это определяется лидирующей ролью США в мировой экономике и торговле, масштабами ее научно-технического, управленческого и финансового потенциала. Целью курсовой работы является изучение торгово-экономических отношений России и США в современных условиях. В связи с этим были поставлены следующие задачи: o рассмотреть динамику и структуру взаимной торговли товарами; o изучить договорно-правовую базу экономических отношений o рассмотреть российско-американские экономические отношения: состояние и перспективы; o проанализировать перспективы развития межфирменного сотрудничества в условиях глобализации. Объектом исследования в данной курсовой работе выступают - торгово-экономические российско-американские отношения. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением российско-американских отношений. Актуальность данной проблемы является достаточно высокой. В данной области свои наблюдения и решения высказали такие авторы как Свиридова Т. и Рогов С. Глава 1. Взаимная внешняя торговля США и России .1 Договорно-правовая база, регулирующая торговые отношения РФ и США Базовым документом, определяющим практику взаимной торговли, является двустороннее «Соглашение о торговых отношениях между СССР и США» от 1 июня 1990 г., которое с 1992 г. стало применяться к России. Соглашение декларирует необходимость создания благоприятных условий для расширения и поощрения взаимной торговли. Согласно Статье 1 Соглашения, устанавливается режим наибольшего благоприятствования в торговле для обеих сторон (РНБ). РНБ предусматривает льготы по таможенным пошлинам и сборам, взимаемым при ввозе или вывозе товаров, а также преимущества по внутренним налогам на производство, обработку и обращение импортируемых товаров. Тем не менее, с юридической точки зрения Соглашение противоречит действующей поправке Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 г., унаследованной от периода «холодной войны». Поправка связывает предоставление кредитов коммунистическим странам и статуса наибольшего благоприятствования в торговле с ними с требованием соблюдения гражданских прав и свобод, включая свободу эмиграции. Еще в 1994 г. администрация Клинтона пришла к заключению о соответствии российской эмиграционной практики требованиям поправки Джексона-Вэника. Тем не менее, оппозиция в Конгрессе США позволяет Белому дому предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в торговле лишь на временной основе, подлежащей возобновлению каждый год. Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений был подписан в 1992 г., однако не был ратифицирован Россией, т.к. противоречил российским позициям в переговорном процессе по вступлению в ВТО. В 1993 г. вступил в силу Договор от 17 июня 1992 г. между Россией и США об избегании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. Кроме того, между Россией и США действует целый ряд межправительственных соглашений, регламентирующих отношения в отдельных областях сотрудничества. В их числе: о научно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии (июнь 1992 г.); относительно использования высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия (февраль 1993 г.); о воздушном сообщении (январь 1994 г., с изменениями и дополнениями от апреля 1999 г.); по морскому транспорту (июнь 2001 г.); об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из России в США (1996 г.); о научно-техническом сотрудничестве (декабрь 2005 г.); несколько соглашений о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. На протяжении последнего десятилетия ХХ в. и в начале нынешнего столетия перед администрацией США неоднократно ставился вопрос об отмене поправки Джексона-Вэника применительно к России. В начале 2002 г. был запущен законодательный процесс по полному и окончательному выводу России из-под действия поправки. Однако процедура вновь застопорилась из-за охлаждения двусторонних отношений. В августе 2012 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию, что автоматически освободило ее от действия поправки, т.к. все страны-участники этой организации обладают статусом наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на постоянной основе. 1.2 Структура, динамика, влияние российского экспорта в экономике США Значение России для внешнеэкономических отношений США определяется высоким потенциалом нашей страны в сфере поставок энергоресурсов и сырьевых товаров. В октябре 1993 г. США предоставили России статус страны, имеющей право на участие в Генеральной системе торговых преференций, созданной в 1974 г. для беспошлинного ввоза в США сырьевых товаров из развивающихся стран. Формально она предназначена для поощрения их экспорта, фактически же стимулирует ввоз в США тех видов сырья, которые необходимы американским корпорациям. Под Генеральную систему преференций подпадают только определенные виды товаров. Россия, согласно этой системе, поставляет в США металлургическую и химическую продукцию первичной переработки. В результате предоставления преференций, более 4000 статей российского экспорта избавлены от американских импортных тарифов и таможенных сборов Основу российского экспорта в США составляли минеральные продукты, прежде всего, нефть и нефтепродукты - 72%, металлы и изделия из них - 14%, продукция химической промышленности - 9%. Среди товарных групп превалировали: o нефтепродукты (16,7 млрд. долл.) и сырая нефть (1,1 млрд. долларов) o полуфабрикаты из железа и нелегированной стали (694 млн. долл. США) o радиоактивные элементы и изотопы (996 млн. долл.) Основные группы экспортных поставок (свыше 77% всех поставок): это нефтепродукты, сырая нефть, алюминий необработанный, минеральные удобрения азотные, калийные и комплексные, полуфабрикаты из нелегированной стали, металлы платиноиридиевой группы, чугун передельный, изделия из драгоценных металлов, титан и изделия из него, каучук синтетический, трубы обсадные, фанера клееная. На долю нефти и нефтепродуктов в 2007 г. приходилось более 20% американского импорта. В последние годы все возрастающая доля американского импорта нефтепродуктов удовлетворяется благодаря поставкам из России, на долю которой в 2007 г. приходилось около 10% американского импорта энергоносителей. Таким образом, наша страна в большой степени помогает США в решении проблемы их национальной энергетической безопасности. На фоне других стран США занимали и продолжают занимать важное место в российском внешнеторговом обороте. Российский экспорт в США составил в 2013 г. более 27 млрд. долл. В последние годы объемы российско-американской торговли возрастали довольно быстрыми темпами. В 2011 г. товарооборот достиг рекордного уровня в 31,2 млрд. долл., увеличившись на 33% по сравнению с 2010 г. В 2009 году товарооборот между нашими странами был заметно ниже, поскольку кризис привел не только к снижению уровня деловой активности в обеих странах, но и к падению цен на основные товары российского экспорта и сокращению спроса на них. В структуре российского экспорта в США по итогам января-июля 2013 г. основная доля поставок приходится на следующие товарные группы: «минеральные продукты» (в основном, продукция ТЭК) - 33,0%, «металлы и изделия из них» - 30,7% и «продукция химической промышленности» (22,2%). Удельный вес драгоценных металлов и камней составляет 6,4%, машин, оборудования и транспортных средств - 3,9%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 1,4%. Основная доля в экспорте России приходится на транспортные и телекоммуникационные услуги. В транспортных услугах лидирует воздушный транспорт, в телекоммуникационных - компьютерные услуги. Россия в торговле услугами с США имеет положительное торговое сальдо по транспортным услугам, услугам по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам, телекоммуникационным, компьютерным и информационным услугам, прочим деловым услугам. По остальным статьям Россия имеет отрицательное торговое сальдо. Наибольшее отрицательное сальдо по статье - плата за пользование интеллектуальной собственностью. По данным ЦБ РФ оборот услугами в 2012г. составил 10 242 882 тыс. долл., за январь-июнь 2013г. составил 4 636 740 тыс. долларов. По итогам 2013 года российско-американский товарооборот, по данным Министерства Торговли США сократился на 4,9% и составил 38,12 млрд. долл. (в 2012 г. - 39,94 млрд. долл.). Кроме того, экспорт России в США снизился на 8,2% до 26,96 млрд. долл., в 2012 г. - 29,27 млрд. долл. (см. Приложение №3). Доля России в товарообороте США в 2013 году составила 1,0%, в списке торговых партнеров США по объему товарооборота Россия заняла 24-е место. Современная модель специализации России в мировой торговле базируется именно на экспорте энергоносителей, прежде всего нефти и нефтепродуктов (35% экспорта РФ), природного газа (16%), а также электроэнергии. При этом доля энергоносителей в торговле России с различными странами и регионами (США, Евросоюз, страны СНГ) универсальна, она составляет более 40% российского экспорта в соответствующие страны и регионы. Из-за растущего вывоза энергоносителей уменьшается доля машин и оборудования в экспорте. Важнейшей тенденцией взаимных торговых связей является их заметная асимметрия. На долю США приходится 6% внешнеторгового оборота РФ. Для США значение торговли с Россией на порядок меньше - на долю России приходится лишь 0,5% совокупного внешнеторгового оборота США. В 2006 г. Россия находилась на 19-м - среди экспортеров своих товаров в США и на 30-м месте среди импортеров американской продукции. Анализ современной структуры российско-американской торговли также свидетельствует о ее товарной асимметрии. В экспорте России сегодня преобладают нефтепродукты (56,7%), продукты неорганической химии, редкие металлы и радиоактивные материалы (7,7%), алюминий и изделия из него (7,6%), черные металлы (5,6%) (см. рисунок №1). Рис. №1. Структура экспорта товаров из России в США Машины, оборудование и транспортные средства составляют менее 2% экспорта РФ в США. Среди других экспортных товаров важные позиции занимают платина, никель, швейные изделия, рыбопродукты. Всего пять лет назад структура российского экспорта была иной. Ведущее место в ней занимали черные металлы (28%), продукты неорганической химии (17%), алюминий и изделия из него (16,5%). В то время предполагалось повысить степень обработки российских экспортных товаров, увеличить их добавленную стоимость и таким образом постепенно облагородить наш экспорт. К сожалению, жизнь пошла по другому пути, и сегодня можно констатировать, что структура экспорта России в страны СНГ и в США примерно одинакова: ведущее место в нашем экспорте уверенно заняли энергоносители. Таким образом, Россия все более становится страной экспортной монокультуры. В перспективе Россия может занять существенное место в экономике США. Растущий импорт из России нефтепродуктов, цветных и черных металлов, некоторых других товаров подтверждает эту заинтересованность. Главное же, наша страна представляет для США особый интерес в двусторонних экономических отношениях как емкий и платежеспособный рынок американских товаров, капиталов и услуг. .3 Структура, динамика и влияние американского экспорта на экономику РФ Оценивая структуру российского импорта в целом, следует отметить, что она выглядит прогрессивно: лидируют здесь машины, оборудование, химические продукты. Российские корпорации сегодня в значительных объемах импортируют европейское и американское оборудование для добычи минеральных ресурсов, строительную технику, грузовые и легковые автомобили, медицинское оборудование, компьютеры, комплектующие для их производства и офисное оборудование. Вместе с тем, высокий удельный вес продовольствия и сельскохозяйственного сырья в российском импорте создает определенные угрозы экономической безопасности страны. Структуру импорта из США на 2014 г. формируют: машины, оборудование и транспортные средства - 66,2%, продукция химической промышленности (15,8%), продовольственные товары и сельхозсырье - 9,8% объема российского импорта (см. Рисунок №2). Рис. 2. Структура российского импорта из США Основные импортные товары (свыше 66% всех закупок): легковые и грузовые автомобили, их части и принадлежности; летательные аппараты, медицинская техника и товары медицинского назначения; дорожно-строительные машины и части к ним, лекарственные средства и фракции крови; насосно-компрессорное оборудование, мясо птицы, полимеры винилхлорида, электрогенераторные установки, миндальные орехи, оборудование для фильтрования жидкостей и газов, двигатели турбореактивные и их части, племенной скот, контрольно-измерительная аппаратура, нагревательное оборудование, парфюмерно-косметические средства, сельскохозяйственные машины и механизмы, устройства для разбрызгивания и распыления для сельского хозяйства, изделия из черных металлов, машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции; уголь каменный, оборудование для обработки минеральных ископаемых, табачное сырье, инициаторы реакций, арматура для трубопроводов и котлов, пилы цепные, вычислительная техника, тракторы, жгут искусственных нитей, семена подсолнечника. В российском импорте из США традиционно преобладают различного рода машины и оборудование (нефтегазовое оборудование, самолеты, электрооборудование, оптические и измерительные приборы, медицинская техника), а также зерно и мясопродукты. Среди импортных поставок из США в 2007 г. на лидирующих позициях находились изделия общего машиностроения (в первую очередь нефтегазовое оборудование, самолеты), сельскохозяйственная продукция (мороженые цыплята, мороженое мясо, кукуруза), компьютеры и части к ним, медицинское и телекоммуникационное оборудование. Значение для России торгово-экономических отношений с США не исчерпывается количественными показателями. Гораздо важнее роль США на мировом рынке высоких технологий, их инвестиционные возможности, научно-технический потенциал, а также та роль, которую США играют в международных экономических и финансовых организациях. Следует заметить, что США и ранее играли особую роль во внешнеэкономических связях нашей страны. Оборудование, получаемое по импорту из США даже в самые лучшие советские годы, едва ли могло быть закуплено в любой другой стране, и тем более произведено в СССР. Тем более важна роль США как нашего внешнеэкономического партнера в настоящее время. Страна, занимающая лидирующие позиции в мировой экономике и науке не может не быть важным приоритетом нашей внешней экономической политики. Подведя итоги, можно резюмировать, что в российском экспорте в США преобладает сырьевая составляющая при низкой доле готовой продукции, в импорте же - технологии и продовольствие. Говоря иначе, несмотря на положительное сальдо товарооборота с США, Россия в торговле с США выступает как преимущественно развивающаяся страна, обладающая потенциалом более низкого уровня. При этом на данном этапе экономического развития России высокая доля машинно-технической продукции в нашем импорте представляется фактором положительным, поскольку она способствует повышению технического уровня российской промышленности. Глава 2. Исторический аспект торгово-экономических отношений .1 Предпосылки экономического сотрудничества посткоммунистической России и «супердержавы» Америки США выступают одним из основных торговых партнеров России, однако динамика российско-американской торговли в значительной степени определяется не общими тенденциями развития внешней торговли стран, а состоянием торговых отношений в нескольких товарных сегментах. Во второй половине 1990-х г.г. во время открытости американского стального рынка Россия интенсивно увеличивала отгрузки проката в адрес США, что в условиях снижавшихся цен на нефть, главный товар российского экспорта, который в США практически не поставлялся, вызывало повышение доли США в российском экспорте (и товарообороте). «Закрытие» рынка США в 1999 г. привело к резкому сокращению поставок стальной продукции в эту страну, однако это падение было частично компенсировано расширением отгрузок цветных металлов, прежде всего платиноидов и алюминия, цены на которые в 1999-2000 гг. существенно выросли. Это позволило сохранить на прежнем уровне общие стоимостные объёмы экспорта, однако доля США сократилась т.к. российские поставки в остальные государства значительно выросли за указанный период. При этом спрос на дорогостоящие американские товары (оборудование, транспортные средства и т.п.) в России сократился по причине дефолта. Значительным фактором взаимодействия экономик США и Российской Федерации является промышленная специализация российской экономики. Топливно-сырьевая модель специализации России в мировой торговле сформировалась еще в 70-80-е гг. ХХ в., а в последние годы приобрела выраженный характер. Подобная специализация может приносить выгоды только в случае, если ресурсы огромны, а население мало (как в Саудовской Аравии). Вместе с тем, при эффективной экономической модели, доходы от экспорта энергоносителей могли бы стать хорошей основой для структурной перестройки экономики, модернизации технологичных отраслей и сферы услуг. Определенные сдвиги в этом процессе есть: на авиасалоне «МАКС-2007» были заключены контракты на поставки российской авиатехники за рубеж на сумму 3 млрд. долл. Правда, корпорация «Boeing» в том же 2007 г. заключила контракты на сумму около 90 млрд. долл. За прошедшее десятилетие и в США, и в России общественные представления друг о друге серьезно ухудшились. При этом образ Америки в глазах россиян весьма противоречив: немалая часть населения считает внешнюю политику Вашингтона агрессивной, гегемонистской и недружественной, но при этом вполне доброжелательно относится к США как стране и к американцам как людям. Более того, даже те, кто отвергает линию Вашингтона, спокойно воспринимают многие американские бытовые стандарты. Образ России в глазах американцев более однороден, но и отрицателен; он включает в себя не только государственную политику (поддержка недружественных США режимов, ограничение свободы слова), но и общественные явления (всеобщая коррупция, "русская мафия"). Если во время холодной войны основным содержанием международных отношений было глобальное двустороннее советско-американское соперничество, когда весь мир оказывался как бы вписанным в отношения между Москвой и Вашингтоном, то сейчас и Россия, и Америка все глубже, хотя и совершенно по-разному, интегрируются в складывающееся общемировое экономическое пространство. Россия, находящаяся на одном из "островков" всемирного финансово-экономического архипелага, вполне адекватно понимает сегодняшнюю Америку и ее проблемы. Россия со своей стороны несравненно прозрачнее для внешнего мира, чем бывший Советский Союз. Однако в целом элиты намного хуже понимают мотивы и движущие силы политики другой стороны, чем во время холодной войны, когда взаимоотношения определяла сравнительно узкая и весьма формализованная сфера военно-политического противостояния и идеологического соперничества. Естественно, что в новом мире у России и США принципиально разные комплексы интересов (номинально они совпадают частично, а по степени приоритетности задач - крайне редко). Зеркальность и заданная противоположность целей безвозвратно ушли в прошлое. Россия вынуждена заново обустраивать себя, причем на совершенно новых для нее основаниях. Однако, несмотря на качественный принципиальный разрыв между экономиками двух стран, элиты России поставили к 2015 году достичь уровня жизни Португалии 2000-го года. Данная политика способствует перспективному сотрудничеству России и США. В 1990 году ВВП Советской России втрое превосходил тот же показатель стран СЭВ, а десятилетие спустя бывшие союзники уже на треть превзошли российский уровень. Польша (40 млн. жителей, без крупных запасов полезных ископаемых, кроме угля) производит теперь половину российского объема ВВП. Для стран Центральной Европы и Балтии, быстро сделавших свой цивилизационный (а значит, политический и экономический) выбор, переходный период в общих чертах закончился. А сегодняшняя Россия остается в группе явных аутсайдеров бывшего социалистического лагеря вместе с Украиной, Белоруссией, Румынией и Болгарией. В 1990-е годы произошли серьезные изменения в политике США в области экспортного контроля. Были сняты ограничения на экспорт в Россию некоторых видов современных технологий, телекоммуникационного и электронного оборудования, отменен запрет на предоставление Россией услуг по запуску американских коммерческих спутников [12, с. 141]. С 1 апреля 1994 г. прекратил деятельность Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ - международная организация по контролю за экспортом в социалистические страны). В рамках Вассенаарских соглашений была создана новая международная организация с участием России и других бывших социалистических стран После принятия в 1993 г. законов «О дружбе с Россией и другими новыми независимыми государствами» и «О содействии реформе в новых демократических странах» в США было пересмотрено более 70 законодательных актов дискриминационного характера. До этого Конгресс США устранил одно из основных препятствий в российско-американских отношениях - поправки Берда и Стивенсона, устанавливавшие потолок в 300 млн. долл. для общего объема кредитов, предоставляемых России Экспортно-импортным банком США. Были отменены также законодательные запреты по линии Товарно-кредитной корпорации, устранены ограничения на услуги специального правительственного страхового агентства Соединенных Штатов - Корпорации по частным инвестициям за рубежом. В октябре 1993 г. США предоставили России статус страны, имеющей право на участие в Генеральной системе торговых преференций, созданной в 1974 г. для беспошлинного ввоза в США сырьевых товаров из развивающихся стран. Формально она предназначена для поощрения их экспорта, фактически же стимулирует ввоз в США тех видов сырья, которые необходимы американским корпорациям. Под Генеральную систему преференций подпадают только определенные виды товаров. Россия, согласно этой системе, поставляет в США металлургическую и химическую продукцию первичной переработки. В результате предоставления преференций, более 4000 статей российского экспорта избавлены от американских импортных тарифов и таможенных сборов . Признание министерством торговли США рыночного статуса российской экономики в июне 2002 г. дало ощутимые экономические результаты: российские экспортеры получили возможность доказывать обоснованность продажной цены на американском рынке при антидемпинговых расследованиях. Повысился инвестиционный рейтинг страны и, как результат, увеличился приток долговременных инвестиций в российскую экономику. Россия подала официальную заявку на придание своей экономики статуса рыночной в июле 2001 г. В США данная процедура является судебной, поэтому в отношении России американские власти начали формальное расследование. Очевидно, что важнейшая задача российской внешней политики заключается в поиске дополнительных ресурсов для внутреннего развития страны. Усилившаяся роль США на мировой арене создала важную предпосылку для политического, а также торгово-экономического сотрудничества в частности с РФ. Общепризнано, что Россия не сможет превратиться в глобальную державу. Но даже чтобы остаться державой региональной или просто сильной, ей следует прежде стать успешной. При этом главное - успех экономической, общественной, политической трансформации страны, внешнеполитическая же роль лишь производное. .2 Торговое сотрудничество стран в 2010-е годы В начале 2000-х гг. развитие российско-американской торговли протекало более благополучно. Были начаты или возобновлены крупные поставки нефти и нефтепродуктов из России в США, российские стальные компании путём приобретения активов в США получили доступ на американский рынок стали. Кроме того, значительное сокращение собственных мощностей по выплавке алюминия в США ввиду неконкурентоспособности производства привело к значительному увеличению спроса на импортный алюминий, поставляемый в т.ч. и Россией, - всё это способствовало расширению российского экспорта в США. С другой стороны, поступательное развитие экономики России, активное обновление основных фондов и быстрый рост покупательной способности населения способствовали росту товаропотока в обратном направлении. В результате товарооборот России с США в 2014 г. достиг максимальной исторической величины в 31,1 млрд. долл., максимальными в этот год были и показатели экспорта (20,8 млрд. долл.) и импорта (9,3 млрд.) [26]. Однако показатели веса США во внешней торговле России по-прежнему остаются существеннее, чем на рубеже 1990-х и 2000-х гг. Экспорт России в США в 2014 г. можно определить в 20,8 млрд. долл., что составит 85% российского товарного экспорта, и по этому показателю США будут делить с КНР 3-е место в списке фактических контрагентов России по экспорту, уступая только Германии и Италии (занимающие формальное 1-е место Нидерланды выполняют в основном посреднические, распределительные функции, по величине закупок российской продукции они не входят в число лидеров). Важно отметить тот факт, что в показателях импорта США из России заложена транспортная составляющая, характерная для всего российского экспорта. Сложившиеся масштабы российско-американской торговли далеко отстоят от настоящих возможностей двух стран. Однако, на основе текущего неудовлетворительного состояния не следует считать, что российско-американское торговое сотрудничество не имеет перспектив. Даже с учетом тяжелого кризиса, который переживает Россия, потенциал развития торговых связей между двумя странами используется в недостаточной степени. Но необходимо сознавать, что значительные сдвиги в этих связях невозможны без коренного изменения хозяйственной ситуации в России. Восстановление экономического роста в России, несомненно, создаст дополнительный и растущий спрос на американскую высокотехнологичную продукцию. В долгосрочной перспективе это обязательно приведет к позитивным структурным изменениям в двусторонней торговле, прежде всего к диверсификации и прогрессу в структуре российского экспорта, а также - к сокращению продовольственного компонента в российском импорте. Проблемы внешнеэкономических отношений между Россией и США не могут быть сведены к какой-то одной причине. Конфликты в сфере внешнеэкономических отношений могут быть вызваны не только структурными различиями американской и российской экономики, но и формами и методами поддержки Америкой национальных производителей, отсутствием надлежащего правового регулирования в ряде отраслей, стремлением партнеров усилить свои переговорные позиции политическими средствами, использованием административных процедур для сдерживания экспортной экспансии партнера, а также соображениями национальной безопасности. В то же время российская сторона никогда не предпринимала на государственном уровне попыток ранжировать все препятствия на пути нашего экспорта в США. Между тем, барьеры на пути международной торговли ежегодно анализируются Комиссией Евросоюза. Большинство из этих барьеров реально препятствует развитию российско-американской торговли. По степени важности их можно ранжировать следующим образом: o Экстерриториальность американского законодательства. Американское законодательство обусловливает допуск на американский рынок зарубежных экспортеров их отношениями с третьими странами. Речь идет прежде всего о законе Хелмса-Бартона и законе о санкциях в отношении Ирана. В августе 2006 г. Госдепартамент США временно вводил санкции против российских предприятий («Рособоронэкспорта» и корпорации «Сухой») в связи с поставками их продукции в Иран. o Избирательность американской внешнеторговой политики. Законодательство США наделяет президента страны правом определять страны и компании, которые нарушают правила «справедливой торговли» в отношении американского бизнеса, и принимать в их отношении ответные меры. o Технические барьеры на пути зарубежных товаров. Под техническими барьерами понимается весь комплекс мер по стандартизации, сертификации, разрешению, аккредитации, санитарному и фитосанитарному контролю, без которых допуск товаров на рынок США запрещен. Проблема в том, что процедуры получения разрешений на поставки товаров из-за рубежа не всегда прозрачны для экспортеров, разделены между федеральным уровнем и штатами и не всегда поддаются упрощению o Доступ на рынок государственного заказа в США. Существуют преференции, которые американское государство предоставляет национальным производителям в ущерб поставщикам из других стран в нарушение норм ВТО. Американское законодательство предусматривает дифференцированные цены поставок для местных и иностранных поставщиков, льготный режим доступа на рынок для американского малого бизнеса и компаний из районов, где присутствует избыточная рабочая сила. o Ограничения торговли и инвестиций из соображений национальной безопасности. Эти ограничения практически закрывают для российских компаний доступ на рынок оборонного заказа США. Говоря о нереализованном потенциале российско-американских экономических связей, и имея в виду наши конкурентные преимущества, можно упомянуть следующие реальные возможности развития взаимной торговли. Начиная с момента вступления России в ВТО, она может постепенно повышать степень переработки поставляемого в США сырья. Россия, с ее дешевой и высококвалифицированной рабочей силой, используя американские инвестиции, могла бы шире развивать сборочные производства иностранных компаний, производство машинотехнической продукции и продукции легкой промышленности для дальнейшей ее поставки, как на внутренний рынок, так и за рубеж; в случае преодоления политических проблем возможно более широкое привлечение иностранного капитала для совместной разработки сырьевых ресурсов России. Многие американские исследователи считают, что американо-российские экономические связи укрепятся только в том случае, если Россия осуществит достаточные экономические реформы для улучшения экономического климата в стране. Стратегический путь развития двусторонних отношений с США лежит, в первую очередь, через реформирование российской экономики, наряду со всем комплексом внешнеполитических и внешнеэкономических усилий. Сравнивая позиции России и США в мировой торговле, следует четко представлять, что сегодня наша страна занимает лишь вторую ступень в общепринятой классификации мирохозяйственных позиций государств («страна - прогрессирующий экспортер товаров»). Подобное место в системе мирохозяйственных связей США занимали в начале ХХ в. Сегодня в этой классификации США занимают наивысшую ступень («страна - нетто-импортер финансовых ресурсов, мировой банкир и инвестор»). Для того чтобы перейти к высшей ступени в системе мирохозяйственных связей, России понадобится, по-видимому, не одно десятилетие. Однако при благоприятных внешних условиях, при разумной системе государственного регулирования экономики и обеспечении свободы предпринимательства этот путь может занять у нашей страны меньше времени, чем у Соединенных Штатов. Глава 3. Перспективы экономических и геополитических аспектов российско-американских отношений .1 Российско-американские экономические отношения: статистика, состояние и дальнейшие перспективы Во все периоды советско-американских отношений их экономическая составляющая была теснейшим образом связана, а чаще прямо обусловлена уровнем и характером отношений политических. Периоды политического потепления, например, после установления дипломатических отношений, сотрудничества в годы второй мировой войны, мирного сосуществования конца 50-х - начала 60-х гг., разрядки международной напряженности 80-х гг., всегда сопутствовали подъему торгово-экономических связей. И, напротив, обострение политических отношений неизменно приводило к стагнации или уменьшению масштабов взаимной торговли и других форм экономических связей. Вместе с тем при всей зависимости экономических и торговых связей от политического влияния, несомненно, и их самостоятельное, вполне автономное значение. Хотя в силу целого ряда обстоятельств оно объективно различно для России и США, потенциал этих отношений весьма велик и явно недоиспользуется обеими странами, что наносит немалый ущерб их экономическому развитию. К началу XXI в. экономические связи представляют весьма широкий элемент взаимоотношений России и США. За 90-е гг. создана во многом новая организационно-правовая основа для торгово-экономического сотрудничества [9, 39 c.]. К 2004 г. США занимали важное место в российском внешнеторговом обороте - второе место после Германии (11 млрд. долл.). Российский экспорт составил в 2003 г. 8,6 млрд. долл., импорт - 2,4 млрд. долл. На США приходилось 6% всего объема внешней торговли России. После 1998 г. объем двустороннего товарооборота сократился на 14,2% в 1999 г., достигнув уровня в 9,6 млрд. долл. в 2000 г. После заметного падения в 2001 и 2002 гг. объем торговли вновь обнаружил тенденцию к росту (см. Рисунок №3). Для США значение торгово-экономических связей с Россией гораздо меньше - на долю последней приходится лишь около 0,56% в их совокупном внешнеторговом обороте. В 2003 г. Россия находилась только на 35-м месте среди прочих импортеров американской продукции и на 29-м - среди экспортеров товаров в США. Рис. №3. Динамика российского экспорта в США (в млрд. долларах США). На протяжении практически всех 90-х гг. (кроме 1992 и 1993 гг.) Россия имела положительное сальдо в торговле с США. В 2003 г., например, оно превысило 6,2 млрд. долл. Структура российско-американской торговли отличается явной товарной асимметрией. В экспорте России к началу ХХI в. преобладают черные металлы (28%), продукты неорганической химии (17%), алюминий и изделия из него (16,5%). Машины, оборудование и транспортные средства составляют лишь 12-13% экспорта. В то же время в российском импорте из США доминируют различного рода машины и оборудование (нефтегазовое оборудование, самолеты, электрооборудование, оптические и измерительные приборы, медицинская техника), а также зерно и мясопродукты, динамика закупок которых отражена в рис. №4. Рис. №4. Динамика российского импорта из США (в млрд. долларах США). Потенциал российско-американской торговли лимитируется масштабами экономик обеих стран (российский ВВП составляет 2,8% ВВП США по рыночному курсу и 10-12% по паритету покупательной способности валют - ППС), местом в мировой торговле (доля США в мировом экспорте в 2012 г. - 8,4%, России - 2,9%, доля США в мировом экспорте машин и оборудования - более 17%, России - около 4%). Вместе с тем определенный потенциал для развития взаимной торговли имеется - прежде всего, за счет расширения, с одной стороны, традиционного российского экспорта в США металлов, химических товаров и топлива, а с другой - американского экспорта, в первую очередь машин и оборудования, необходимого для обновления технологического парка российской промышленности. Значение для России торгово-экономических отношений с США, однако, отнюдь не исчерпывается количественными показателями. Гораздо важнее другое - позиции США на мировом рынке высоких технологий, их инвестиционные возможности, научно-технический потенциал, а также та роль, которую Соединенные Штаты играют в международных экономических и финансовых организациях. Россия занимает гораздо меньшее, хотя и существенное место во внешнеэкономических связях США, и в перспективе оно может стать еще более заметным. Это подтверждает растущий импорт из России в США цветных и черных металлов, нефти и некоторых других товаров. Однако главное, как видится, в другом - наша страна представляет особый интерес для США как огромный потенциальный рынок товаров и капиталов [14, стр. 15]. Говоря о явно нереализованном потенциале российско-американских экономических связей, можно упомянуть следующие реальные возможности. Россия может постепенно повышать степень переработки поставляемого в США сырья. Речь идет, в частности, о продуктах нефтепереработки, химических товарах, продуктах более высокой степени обработки черной и цветной металлургии. Россия, с ее дешевой и высококвалифицированной рабочей силой, используя американские инвестиции, могла бы шире развивать сборочные производства, выпуск продукции машинно-технической и легкой промышленности для дальнейшей поставки этих товаров как на внутренний рынок, так и за рубеж. О том, что такие возможности имеются, свидетельствует, в частности, и опыт российско-американского сотрудничества в области инвестиций, промышленности (только корпорация «Боинг» инвестировала порядка 1 млрд. долл.), телекоммуникации, производство медицинской техники и медикаментов. Американский капитал присутствует в нефтегазовом секторе страны (корпорации «Шелл», «КонокоФилипс», «ЭкссонМобил», «ШевронТексако» и др.; на долю последних трех приходится 50% всех прямых инвестиций США в России), в агропромышленном комплексе (корпорация «Катерпиллер»), в пищевой промышленности (корпорации «Кока-Кола», «Марс» и др.), в общественном питании (например, в 2014 г. в России работало 471 ресторан компании «Макдональдс», обслуживающих ежедневно 950 000 человек). Вместе с тем очевидно, что до настоящего времени предпочтения американских компаний концентрируются в ресурсодобывающих отраслях, финансовом секторе, общественном питании, пищевой промышленности, то есть отраслях с быстро окупаемыми капиталовложениями и, как правило, невысокой степенью обработки. [10, с. 52]. Весьма неравномерной является и региональная структура капиталовложений. Американский капитал предпочитает либо регионы с развитой финансовой, промышленной и организационной инфраструктурой, либо территории, где осуществляются двусторонние крупные проекты по добыче полезных ископаемых. Так, на шесть субъектов Российской Федерации - Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Ленинградскую, Сахалинскую области и Республику Коми - приходится около 70% накопленных прямых капиталовложений. По данным президента Американской торговой палаты Э. Сомерса, только в экономику Ленинградской области в 2002 г. было инвестировано более 1 млрд. долл. Очевидно, что, несмотря на лидирующие позиции США в области капиталовложений, и особенно прямых, их объем далек от желаемых и возможных масштабов с учетом как российских потребностей и возможностей, так и американского инвестиционного потенциала. При огромных потребностях в иностранных инвестициях (по различным оценкам, от 150 до 300 млрд. долл. в ближайшие 5-10 лет) Россия даже в сравнении со своими недавними союзниками из Восточной Европы или Китаем привлекла инвестиций из-за рубежа во много раз меньше и по общему объему, и на душу населения. Так, к 2010 г. американские накопленные инвестиции в России составили 5,5 млрд. долл., в т.ч. прямые - 4,2 млрд. По общему объему накопленных инвестиций в России на 2010 г. США находятся на третьем месте - после Кипра и Нидерландов (52,2 млрд. долларов и, соответственно, 43,3 млрд. долларов США) по прямым инвестициям - на первом месте. Итак, конкретизируем, что, на наш взгляд, будет влиять на перспективы двустороннего торгово-экономического сотрудничества в обозримом будущем. Можно выделить несколько принципиальных факторов, способных определить вектор развития в данной области. Во-первых, это стратегические и тактические интересы обеих стран долгосрочного и краткосрочного характера. Во-вторых, это долговременные стратегии и конкретная политика, обеспечивающая эти интересы. В-третьих, это реальные и потенциальные возможности экономик обеих стран, их предприятий, иначе говоря - совокупность их конкурентных преимуществ и слабостей. В-четвертых, это объективные и субъективные факторы, препятствующие развитию взаимовыгодных торгово-экономических связей между Россией и США, в том числе несовершенное или дискриминационное законодательство, в частности поправка Джексона-Веника, разного рода ограничения в торговле, политические и экономические препятствия по отношению друг к другу на рынках третьих стран и т.д. [7, стр. 2]. .2 Перспективы развития межфирменного сотрудничества в условиях глобализации Большое значение для России имеет инвестиционное сотрудничество с США, занимающих в ней первое место среди прочих стран по масштабам как текущих, так и накопленных иностранных инвестиций. Наиболее приоритетные сферы вложений американских прямых инвестиций в экономику России - топливная и пищевая промышленность (около 75% от общего объема накопленных прямых инвестиций). Американские прямые инвестиции в России вложены, в основном, в обрабатывающие производства; добычу полезных ископаемых; оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств; транспорт и связь; финансовую деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг. Особый интерес американские компании проявляют к инвестиционному сотрудничеству с регионами России, обладающими крупными запасами полезных ископаемых (в первую очередь, углеводородного сырья) или являющимися центрами концентрации предприятий химической, металлургической, авиакосмической, автомобильной и пищевой промышленности. Среди значимых проектов в 2012 г. можно отметить следующие. В области добычи полезных ископаемых: запуск строительства в г. Волгореченске Костромской области завода по производству буровых установок компанией "National Oilwell Varco" с объемом инвестиций порядка 90 млн. долл. В области авиастроения: соглашение между "Boeing" и "Сколково" об участии американской компании совместно с российскими компаниями "Прогресстех" и IT-компания "Люксофт" в работе над совместным проектированием современных гражданских самолетов "Boeing "; развитие производства "Урал Боинг Мануфэкчуринг" (в 2012 г. был выпущен первый нижний пояс нервюры для крепления крыла к фюзеляжу самолета "Boeing 787 Dreamliner"). В октябре 2012 г. ВСМПО "Ависма" и " Boeing" подписали меморандум о расширении сотрудничества в сфере поставок титана за счет увеличения мощностей совместного предприятия; участие "Pratt and Whitney" в проекте создания ближне-среднемагистрального российского самолета МС-21 (в июне 2012 г. подписан контракт на поставку двигателей PurePower PW1400G для проектируемых самолетов МС-21). В области автомобильной промышленности и машиностроения: развитие совместного проекта "Ford Motor" и OAO «Cоллерс» (на заводе в Елабуге в 2012 г. было открыто производство Ford Transit, Ford S-MAX, Ford Galaxy, Ford Kuga и Ford Explorer); американская компания "General Motors " в 2012 г. приступила к выпуску на мощностях ЗАО "Автотор" моделей "Opel Antara" и "Chevrolet Captiva"; организация в России производства маневрового газотепловоза с газопоршневым двигателем мощностью 1000 кВт, работающим на природном газе (в мае2012 г. ОАО "Российские железные дороги", ЗАО "Трансмашхолдинг" и компания "Прогресс Рэйл" (дочернее предприятие компании Caterpillar Inc) подписали соответствующее соглашение о сотрудничестве) Проекты в других отраслях: запуск корпорацией "Guardian Industries" в г. Красный Сулин Ростовской области производства высококачественного стекла с объемом инвестиций свыше 200 млн. долл. ; модернизация компанией "Alcoa" Самарского металлургического завода (в2012 г. открыта новая печь EBNER для нагрева и гомогенизации алюминиевых слитков); возобновление строительства в г. Бердск Новосибирской области завода "PepsiCo" и межрегионального логистического центра с перспективой открытия производства полного цикла (объем инвестиций в проект - 100 млн.долл.); создание в Москве многофункционального комплекса "Галактика Парк" компании "Universal Studios". В последние годы в российско-американском инвестиционном сотрудничестве сохранялась тенденция роста объема российских капиталовложений в США, при этом основную долю составляют прямые инвестиции. По итогам 2012 г. объем накопленных прямых инвестиций России в США составил 7,76 млрд.долл., в т.ч. объем накопленных прямых инвестиций - 6,47 млрд.долл. По итогам 2012 г. США заняли четвертое место среди получателей инвестиций из России. В числе российских компаний, инвестирующих в США, следует выделить такие, как "Лукойл" (бензозаправочные станции), ОАО "Техснабэкспорт", "Атомредметзолото" (добыча и обогащение урана), "Северсталь", "Евраз Групп", “НЛМК”, "Мечел" (металлургия), "ТМК Групп" (производство труб), ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (запуск космических аппаратов). Среди значимых проектов российских компаний на американском рынке следующие: ОАО "Трубная Металлургическая Компания" (ТМК) в октябре 2012 г. открыло научно-исследовательский центр в г. Хьюстоне; российский холдинг "Инжиниринг" в марте 2012 г. купил американскую компанию - производителя самолетов деловой авиации "Epic Aircraft"; Роснано и Американский венчурный фонд "Domain Associates" подписали соглашение о сотрудничестве в области совместного инвестирования в передовые медицинские технологии с общим бюджетом проекта 760 млн. долл. США.; Роснано и "NeoPhotonics" подписали соглашение о создании предприятия по разработке и производству устройств на основе фотонных интегральных схем на территории России. В соответствии с соглашением Роснано приобрела акции "NeoPhotonics" на сумму 39,8 млн. долл.; открытие Роснано совместно с компанией Quantenna в Петербурге дизайн-центра, в котором будет осуществляться полный цикл разработки технологий нового поколения в области передачи видеоизображений по беспроводным сетям. Доля инвестиций «Роснано» в проект составила 49 млн. долл. Заключение В настоящее время в торговых связях между Россией и Соединенными Штатами сильно проявляются различия в масштабах экономики, в уровнях развития, в структуре и направленности внешнеэкономических связей. ВВП России составляет менее 10% от ВВП Соединенных Штатов, а по структуре и качеству наполнения ВВП отставание России от США составляет несколько десятилетий В перспективе Россия может занять существенное место во внешнеэкономических связях США. Растущий импорт из России нефтепродуктов, цветных и черных металлов, некоторых других товаров подтверждает эту заинтересованность. Главное же, наша страна представляет для США особый интерес в двусторонних экономических отношениях как емкий и платежеспособный рынок американских товаров, капиталов и услуг. Очевидно, что в новом мире у России и США принципиально разные комплексы интересов (номинально они совпадают частично, а по степени приоритетности задач - крайне редко). Зеркальность и заданная противоположность целей безвозвратно ушли в прошлое. Россия вынуждена заново обустраивать себя, причем на совершенно новых для нее основаниях. Будущее российско-американских отношений более всего зависит не от внешнеполитических концепций и доктрин, а от пути, по которому пойдет Россия. В том числе это определяется и физическими лицами, осуществляющими внешнеторговую деятельность В соответствии с задачами, поставленными в данной курсовой работе, была проанализирована структура взаимной внешней торговли США и РФ. Экспортные поставки РФ в США представлены энергоносителями, цветными материалами, машиностроительной продукцией и т.д. В то же время Россия импортирует из США полностью завершенные высокотехнологичны товары, продовольствие, различных типов оборудование. Очевидно, что данная структура российского экспорта невыгодна в долгсорочной перспективе. Необходимо, используя человеческие ресурсы, своих высоквалифицированных специалистов, инициативных предпринимателей, прибыли, получаемые от поставок на американский рынок так называемых «нефтедолларов», создать производство высокотехнологичных продуктов, представляющих интерес для всего мирового сообщества. Осуществление подобной стратегии позволить не только поднять внутренний валовой продукт страны, но и увеличить долю российского экспорта в экономике США и сократить импорт оборудования и продовольствия. В настоящее время наблюдается незначительный спад в динамике взаимной торговли США и РФ. Вполне обоснованно можно утверждать, что он обусловлен политическими событиями 2014 года, а именно, экономическими санкциями, применяемыми в отношении Российской Федерации. В течение же 2000-х годов объем торговли постепенно повышался, заколебавшись лишь в 2013-2014 гг. Договорная основа сотрудничества первоначально СССР, а впоследствии РФ, и США два десятилетия регулировались так называемой поправкой Джексона-Веника, которая предполагает в отношении коммунистических стран режим наибольшего торгового расположения при условии сохранения гражданских свобод общества. В августе 2012 года РФ добилась вступления в ВТО, таким образом, уходя из-под действия дискриминационной меры поправки. Итак, главной заботой России должна стать не борьба за сохранение статуса великой державы, а "домашний проект" - внутренняя трансформация, предполагающая наращивание экспортного потенциала и избавлении от импортной зависимости. Сосредоточение на этой внутренней задаче предполагает, однако, не изоляцию, а интеграцию в международную среду, а значит, как минимум приспособление к ней. Список использованной литературы 1. Меморандум о намерениях между Правительством РФ и Правительством США «О сотрудничестве в области экспортного контроля». // Дипломатический вестник. - 2004. - №3-4, с. 5 - с. 16. 2. Договор между РФ и США «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №16, с. 3 - с. 7. . Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №50, с. 2 - с. 5. . Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ». //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №2 . Федеральный закон «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности». //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №42 . Концепция внешней политики Российской Федерации. //Международная жизнь. - 2000. - №8. - С.3-14 . «Поправка Джексона-Веника», Кодекс законов США, Часть 1, Подраздел IV, Глава 12, Раздел 19, Статья 2432, пункт (a). . «Соглашение о торговых отношениях между СССР и США» от 1 июня 1990 г. 9. Селезнева Н. А. Российско-американские отношения в условиях глобализации. М., 2005, с. 35 - с. 70. 10. Авдеев А.А. Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ. //Международная жизнь. - 2000. - №4, стр. 49 - с. 63. 11. Зименков Р.И. США-страны БРИКС: торгово-экономические отношения// Российский внешнеэкономический вестник. - №12. -2012г., с. 69 - с. 92. 12. Постников С.Л., Попов С.А. Мировая экономика и экономическое положение России: Сб. стат. Материалов. М.: Финансы и статистика, 2013 г. с. 95 - с. 150. 13. Россия в глобализирующемся мире = Russia in the Globalizing World: стратегия конкурентноспособности / [редкол.: Д.С. Львов (рук.) и др.]. - М.: Наука, 2005 г. с. 305 - с. 470. 14. Фомишин С.В. Международные экономические отношения. Ростов-на-Дону, 2006 г. с. 117 - с. 135. Скачать архив (130.6 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |