Главная » Экономика

Основные проблемы работы Российского предприятия на международном рынке

Содержание

Введение

1. Выход предприятия на международный рынок

1.1 Интеграция и глобализация мировых процессов

1.2 Выход Российского предприятия «Уралмаш» на международный рынок

2. Основные проблемы работы Российского предприятия на международном рынке

2.1 Ограничения экспорта товаров - одна из глобальных проблем выхода предприятий на международные рынки

2.2 Проблемы выхода на рынки наукоемкой продукции

Список использованной литературы

Введение

России на современном этапе развития необходимы новые источники экономического роста. Как известно, Президентом РФ поставлена задача удвоения ВВП к 2010г. Многие эксперты полагают, что решению данной задачи в значительной степени может способствовать ускорение роста в финансовом секторе, в частности, рост фондового рынка. Являясь инструментом трансформации сбережений в инвестиции, фондовый рынок решает проблему привлечения долгосрочного и относительно «дешевого» капитала. Всё вышесказанное говорит об актуальности представленной темы.

Предприятия, в поисках новых возможностей роста, все чаще обращаются к инструментам международного рынка, которые способны вывести бизнес на качественно иной уровень развития. Международный рынок - новое экономическое явление для России новое, у предприятий нет опыта работы на нем, поэтому развитие и появление новых инструментов происходит достаточно медленно. Сам институт реального привлечения средств с помощью выхода на международные рынки только начинает зарождаться, поэтому анализ существующей небольшой практики становится особо ценным и актуальным. Для более быстрого роста числа эмитентов регулирующим органам необходимо реализовать комплекс мероприятий, которые сделают международный рынок инвестиционно привлекательным для предприятий.

Актуальность исследования, кроме того, обусловлена и тем, что в условиях изменения социально-экономических отношений в стране одной из важных проблем, требующих решения, является организация эффективного взаимодействия предприятий с участниками международного рынка.

Объектом работы является международный рынок на современном этапе его развития и деятельность российского предприятия как его субъекта.

Предмет исследования - конкретная деятельность предприятия на международном рынке.

Цель работы: изучение возможностей выхода на международный рынок предприятия.

Задачи:

1.      анализ уже имеющегося опыта;

2.      исследование возможных вариантов решения накопившихся проблем предприятий при взаимодействии с участниками международного рынка, рассмотрение маркетинговой программы.

Теоретическую базу исследования составили монографии и журнальные статьи, интернет - публикации ведущих ученых-экономистов, занимающихся вопросами функционирования между народного рынка товаров и проблемами появления на рынке новых субъектов. Среди них можно выделить труды О.В. Вьюгина, Я.М. Миркина, В.А. Галанова, Б.И. Алехина, Т.В. Решетниковой.

1. ВЫХОД ПРЕДПРИЯТИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК
 
.1 Интеграция и глобализация мировых процессов

Международное сообщество в любой сфере сотрудничества на основе двусторонних или многосторонних соглашений представляет собой систему отношений (политических, экономических, военных и др.), обусловленную принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и самой системы. К подобному международному сообществу, как к системе середины 60-х годов, начали медленно продвигаться две группы стран Европы, принадлежавших к различным политическим системам: страны - члены СЭВ и ЕЭС. Первоначально эти две системы региональных международных объединений формировались, прежде всего, на основе «набора» элементов совместимости в области экономики и идеологии, наиболее общих интересов развития и защитных барьеров.

В процессе исторического противоборства двух идеологических лагерей наибольшего «успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время как социалистический лагерь ушел с исторической арены. Однако вряд ли международное сообщество выиграло с его утратой.

И, тем не менее, если мы поставим ряд вопросов к относительно сложившейся западноевропейской экономической, политической и военной ассоциации, соотнеся ее реальное состояние, цели и задачи с научными основами принципов формирования международной экономической интеграции, ее истинные цели с историческим предназначением международных экономических сообществ, то вряд ли получим в полной мере положительные ответы о ее действительных целях и назначении. Следует отметить, что в условиях сосуществования с СЭВ Европейский Союз больше решал и сегодня продолжает решать задачи военно-политического характера, чем экономического. Руководство ЕС уже на начальной стадии своего становления полностью игнорировало главную цель объединения - обеспечение стабилизации в области экономического сотрудничества и политического доверия на основе сбалансированности интересов всех заинтересованных в объединении стран. Об этом свидетельствует целый ряд негативных тенденций, развивающихся в странах Союза. Прежде всего, это касается диспропорций в размещении производительных сил, капиталов и рабочих мест в соответствии с интеграционной политикой руководства ЕС, с одной стороны, и социально-экономическими интересами - с другой. Это относится к таким странам, как Греция, Испания, Португалия, Ирландия, частично юг Италии, в которых создаются предпосылки снижения объемов производства и аннулирования отечественного промышленного производства.

Так, в Греции практически выведены из сферы экономики промышленные отрасли, а сельскохозяйственное производство во многом зависит от объемов квот на экспорт продукции, выделяемых органами ЕС. Если в начале 80-х годов, экспорт сельскохозяйственной продукции из Греции в страны Сообщества составлял более 90% от ее производства, то уже к началу 90-х годов он снизился до 70%.

Внутренний рынок Испании полностью принадлежит Германии и США. В результате, например, национальная импортная политика в защиту автомобильной отрасли в области ценовой политики (еще в 1986 г. тарифы были снижены с 36,5 до 22,5%) была вынуждена уступить крупным зарубежным монополиям. В целом уровень производительности труда в промышленности Испании на 30% ниже среднего показателя по странам Сообщества.

Сегодня в ряде стран Сообщества, составляющего примерно четверть населения, валовой продукт на душу населения достигает около 70% от среднего уровня ЕС.

Число безработных в странах ЕС возросло до 30%, а лиц, занятых в сельском хозяйстве - до 36% и колеблется от 6 до 12% трудоспособного населения.

В настоящее время следует отметить тенденции обострения противоречий в системе международных отношений, в том числе, в экономической сфере между странами и группой стран, между Российской Федерацией и Западной Европой и США. Поэтому важно учитывать необходимость разработки современной стратегической политики России по отношению к формируемым интеграционным международным объединениям, в которые российской экономике дорога практически закрыта, если не считать отдельных «успехов» на поприще вступления в некоторые международные организации (типа СБСЕ, участие в работе Европарламента, приобщение к «семерке», обещание на прием в международную торговую организацию и др.). Но эти «достижения» никоим образом не обеспечивают выравнивания баланса и паритетов экономических интересов России и Западной Европы, ее доступа на «общий рынок».

Политика экономического сотрудничества Европейского Союза со странами Восточной Европы и тем более с Россией строится не на основе обеспечения принципа баланса интересов и, как следствие, общеевропейской стабилизации, а на принципе приоритетности собственного развития, ограничения выхода России на европейские рынки и дисбаланса интересов России и стран Восточной Европы. Именно этой стратегией отбрасывания России на Восток можно объяснить политику «ассоциативных отношений» ЕС со странами Восточной Европы (прежде всего - Чехия, Венгрия, Польша, Словакия), представления им технической помощи и различного рода кредитов (программа «ФАРЕ»), распространения таможенных преференций (льготных таможенных пошлин) по значительному списку товаров.

Расчет руководства ЕС прост: создав относительно благоприятные социально-экономические условия и инфраструктуру рыночных механизмов в этих странах, принять их в свой «союз» (а прибалтийские страны вообще без всяких «условий» - учитывается их военно-политическое положение) и на этой основе создать «Большую Европу». Именно поэтому заметны значительные потоки инвестиций в страны Восточной Европы (таблица 1).

Таблица 1. Потоки инвестиций в страны Восточной Европы

ТОВАРНАЯ ГРУППА

Импорт

Экспорт

Сальдо

Продовольствие, напитки, табак

313

2719

2406

Сырье

1475

192

-1283

Энергоносители

7769

61

-7708

Химические товары

1439

1058

-81

Машины и оборудование

426

4816

4390

Прочие готовые изделия

3927

3060

-860

Важно подчеркнуть, что наибольшие объемы были направлены в экономику Польши, Чехии и Венгрии. В эти страны соответственно в 2005 г. чистый приток иностранных средств составил: 11,3, 26,1 и 16,9 млрд. долл., значительно ниже в Румынию - 3,4, Словакию - 4,0 и Болгарию - 3,4 млрд. долл.

Естественно, что эта политика ЕС разрабатывается и реализуется без учета интересов, роли и места России и других стран СНГ в общеевропейском развитии.

Складывается парадоксальная ситуация в системе торговли России и стран общего рынка. За последние годы страны ЕС резко увеличили свои экспортные поставки в Россию, особенно машин, оборудования, продовольственных и текстильных товаров (таблица 2).

Таблица 2. Показатели экономической безопасности

 ПОКАЗАТЕЛИ

Пороговые значения

Фактическое состояние

Соотношение

Объем валового внутреннего продукта, %:

в целом (от среднего по "семерке")

75

29

0,39

на душу населения (от среднего по "семерке")

50

19

0,38

Доля в промышленном производстве, %:

обрабатывающая промышленность

70

50

0,71

машиностроение

20

15

0,75

Объем инвестиций, % к ВВП

25

13

0,6

Расходы на научные исследования, % к ВВП

2

0,5

0,25

Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции (машиностроение, 2004 г.), %

6

2,6

0,43

Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (сентябрь 2006 г.), %

7

20

0,29

Продолжительность жизни населения, лет

70

64

0,91

Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп населения и 10% самых низко доходных групп, раз

8

12,9

0,62

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения), тыс.

5

6

0.83

Уровень безработицы по методологии МОТ, %

7

9,2

0,76

Уровень инфляции за год (за 9 мес. 2006 г.), %

20

16

1,25

Объем внутреннего долга за сопоставимый период времени, % к ВВП

30

33

0,9

Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, % к налоговым поступлениям бюджета

25

100

0,25

Объем внешнего долга. % к ВВП

25

31

0,8

Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета (проект бюджета 2007 г.), %

30

45

0,66

Дефицит бюджета в % к ВВП (за январь-сентябрь 2006 г.)

5

4,2

1,2

Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте, %

10

50

0,2

Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей. %

25

100

0,25

Доля импорта во внутреннем потреблении, %:

Всего

30

53

0,56

в том числе - продовольствие

25

30

0,83

Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму, раз

1,5

5

0.3

Однако доля России в товарообороте в целом по Евросоюзу в 2005 г. составляла всего лишь производство высокотехнологической, наукоемкой продукции, а также военного потенциала. И именно со своих позиций и приоритетных интересов эта группа стран пытается «подогнать» под сложившуюся систему межгосударственных отношений страны и народы бывшего социалистического лагеря. Однако для достижения этого необходимы два решающих условия:

во-первых, чтобы сама страна, ее общество хотели принять роль «придатка» в таком деформированном мировом сообществе;

во-вторых, чтобы в этой стране были соответствующее общественно-политическое устройство и адекватная ему государственная политика (служение международному капиталу в ущерб собственным интересам), а также совместимость интересов политики слабой страны с политикой сильных стран. Современная практика российской политики показывает, что такая «совместимость» возможна, но, видимо, до определенных пределов. А предел, практически, наступил.

1.2 Выход Российского предприятия «Уралмаш» на международный рынок

Машиностроительная Корпорация «Уралмаш» - ведущее российское предприятие тяжелого машиностроения, выпускающее оборудование для металлургии, горнодобывающей, нефтегазодобывающей промышленности и других отраслей. Создана на базе Уралмашзавода (г. Екатеринбург) и ряда инжиниринговых компаний в 2007 году. Общая численность персонала корпорации составляет около 6 тысяч человек.

На Уралмашзаводе при поддержке основного акционера - Газпромбанка - разработана и реализуется инвестиционная программа, предусматривающая коренную реконструкцию всех производств: металлургического, кузнечно-прессового, сварочного, механосборочного. Общий объем инвестиций составляет 6,6 млрд. рублей.

Существенная часть работ уже выполнена. Так, завершен первый этап модернизации ковочного комплекса на базе пресса усилием 10 тысяч тонн, построены стенды для испытания буровых насосов, создан участок ионного азотирования, ведется модернизация станочного парка. В конструкторских подразделениях завода внедряется система автоматизированного трехмерного проектирования Siemens NX.

В 2012 г. продолжится реализация проекта по созданию участка дифференцированной термообработки (ДТО) прокатных валков, модернизации термических и нагревательных печей. Скоро начнется монтаж оборудования новой 35-тонной электросталеплавильной печи.

Клиентами корпорации являются многие крупнейшие корпорации: Газпром нефть, Роснефть, БК "Евразия", Металлоинвест, ЕвразХолдинг, ММК, Северсталь, НЛМК, УГМК, Норильский никель, ЕВРОЦЕМЕНТ груп , Arcelor Mittal, Visakhapatnam Steel Plant, Северный ГОК, Казхром и другие компании СНГ, Китая, Индии, Пакистана, Болгарии, Румынии и др.

Продуктовые дивизионы:

. Дивизион горного оборудования: экскаваторы, дробильно-размольное оборудование, оборудование для цементной промышленности др.

. Дивизион металлургического оборудования: агломерационное и обжиговое оборудование, МНЛЗ, оборудование для доменных печей, станы холодной и горячей прокатки, валки, тяжелые гидравлические пресса и др.

. Дивизион нефтегазового оборудования: буровое оборудование.

. Дивизион подъемно-транспортного оборудования: тяжелые краны для металлургического производства, атомных станций, специальные и мостовые краны общего назначения. Все оборудование создается и разрабатывается на базе НПО ВНИИПТМАШ, являющегося головным отраслевым институтом по проектированию ПТО в России.

Служба сервиса оборудования - подразделение, занимающееся развитием услуг сервисного сопровождения оборудования МК "Уралмаш", в том числе через формирование региональных сервисных центров.

Характеристика дивизионов.

Дивизион «Горное оборудование»

ООО «Уралмаш-Инжиниринг» ведущий проектировщик и поставщик оборудования и услуг для одной из ключевых отраслей России - горной промышленности. Дивизион специализируется на создании машин и оборудования для добычи и переработки полезных ископаемых. Номенклатура поставляемой дивизионом продукции охватывает практически все типы дробилок, барабанных мельниц и одноковшовых экскаваторов, предназначенных для открытой добычи полезных ископаемых.

Дивизион является преемником многолетнего опыта, лучших идей, прогрессивной конструкторской мысли, расчетно-исследовательской базы легендарного «Уралмашзавода», создавшего славу уральского горного машиностроения не только в России, но и в мире. Славное наследие прошлого, профессионализм и амбициозность специалистов нового поколения, современные средства расчетов и проектирования позволяют сегодня решать практически любые задачи клиентов.

В конструкторской практике дивизион использует и продолжает внедрять АРМы всех уровней от плоского проектирования ("AutoCAD 2002") до твердотельного ("Unigrafics", "Solid Edge"). При выполнении всевозможных расчетов, требуемых в процессе проектирования, используются пакет "ANSYS", фирменные «уралмашевские» программы для расчета технологических, силовых и энергетических параметров дробилок.

Сегодня дивизион занимается разработкой, продажей, производством и послепродажным обслуживанием экскаваторного, дробильно-размольного и цементного оборудования.

Дивизион предлагает:

· широкую гамму одноковшовых экскаваторов: механических карьерных и драглайнов, с большим количеством модификаций в пределах каждого размера;

·разработку проектов и технико-экономических обоснований современных высокоэффективных технологических линий по дроблению и измельчению;

·комплектную поставку дробилок крупного дробления (конусных и щековых), конусных дробилок редукционного, среднего и мелкого дробления, зубчатых одновалковых и двухвалковых дробилок, четырехвалковых дробилок с гладкими валками;

· комплектную поставку шаровых, стержневых, рудно-галечных мельниц, мельниц сухого и мокрого самоизмельчения;

· изготовление крупных узлов (корпуса и крышки мельниц, редукторы и проч.) оборудования для цементной промышленности;

· монтаж поставленного оборудования «под ключ», авторский надзор за монтажом и пуском в эксплуатацию, проведение приемочных и эксплуатационных испытаний;

· поставку запчастей, услуги по восстановлению и ремонту оборудования.

Дивизион «Металлургическое оборудование»

Является разработчиком и поставщиком технологического оборудования для металлургических компаний. Основу компании составляют конструкторские подразделения Уралмашзавода, имеющие более чем 75-летний опыт создания металлургических машин и агрегатов. Опираясь на этот реальный опыт в своей технической политике и научно-исследовательских работах по совершенствованию металлургического оборудования, компания учитывает современные мировые тенденции и требования, предъявляемые к технологиям, энергосбережению, оборудованию, качеству готового продукта и экологии.

Дивизион "Металлургическое оборудование" - компетентный партнер в разработке продукции по требованию заказчика, предлагает высокий технический уровень, надежную и экономичную эксплуатацию в любых климатических условиях, щадящие экологию технологии. Проводя модернизацию металлургического оборудования, в каждом конкретном случае компания стремится и достигает результата с минимальными затратами для своих заказчиков.

Сильной стороной дивизиона является высокая компетентность специалистов в области инжиниринга, которая определяется ее научно-техническим потенциалом. Компания располагает опытными конструкторскими кадрами, способными вести разработку, как базисного инжиниринга, так и рабочей документации широкой гаммы оборудования, выпускаемого компанией.

В конструкторской практике дивизион использует и продолжает внедрять АРМы всех уровней от плоского проектирования ("AutoCAD 2002") до твердотельного ("Solid Edge 12") и проектирования комплексов машин с большим количеством сборочных единиц (пакеты типа "Unigraphics 18"). При выполнении всевозможных расчетов, требуемых в процессе проектирования, используется пакет "ANSYS" и множество программ, разработанных сотрудниками фирмы. При разработке систем электропривода и автоматизации используются пакеты программ фирм Siemens, Allen Bradley, Wonderware и др.

Наиболее значимые достижения в разработках оборудования, способствовавшие научно-техническому прогрессу в металлургии:

· создание рельсобалочных станов;

· создание высокопроизводительных блюмингов-автоматов;

· создание станов для горячей и холодной прокатки труб;

· создание оборудования для производства железнодорожных колес;

· создание гаммы оборудования для производства холоднокатаного листа;

· создание кузнечно-прессового оборудования для цветной металлургии согласно специальной правительственной программе развития авиационной и ракетно-космической техники, в рамках которой на предприятия страны было поставлено 49 прессов для ковки, штамповки, прессования и ряд правильно-растяжных машин;

· создание гаммы оборудования для доменных печей;

· создание новых агломерационных машин с большой площадью спекания;

· создание совместно с технологическими институтами технологии и оборудования для закалки рельсов в масле;

· создание принципиально новых машин непрерывного литья заготовок криволинейного типа;

· создание принципиально новых обжиговых машин для производства рудных окатышей;

· создание уникального универсально-балочного стана;

· создание уникальных кольцепрокатных станов.

Дивизион «Нефтегазовое оборудование»

История развития производства бурового оборудования на Уралмашзаводе ярко свидетельствует о бесценном опыте и достижениях уралмашевских конструкторов и производственников.

С 1945 года изготовлено более 15000 буровых установок грузоподъемностью 160-600 тонн и глубиной бурения от 1500 до 15000 м.

В 1970-х годах совместно с сибирскими буровиками были разработаны и внедрены в серийное производство буровые установки принципиально нового типа - кустовые буровые установки Уралмаш 3000 ЭУК. Коллектив авторов был удостоен Государственной премии СССР. Именно этой техникой осваивались фантастические богатства Западной Сибири.

В 70-х-80-х годах была создана уникальная буровая установка для сверхглубокого бурения Уралмаш-15000. На Кольском полуострове этой установкой была пробурена скважина глубиной 12262 метра, которая и по сей день остается самой глубокой в мире.

В 80-х было освоено производство оборудования для морских стационарных, самоподъемных, полупогружных платформ, а также для буровых судов.

В 90-е годы Уралмашзавод, как и вся страна, переживал не лучшие времена, но сумел выстоять, сохранить свой интеллектуальный и технический потенциал. В конце 90-х годов было создано новое поколение кустовых буровых установок - полнокомплектная Уралмаш 3900/225 ЭК-БМ. Эти буровые установки с 2000 года стали признанным стандартом для месторождений Западной Сибири. Благодаря созданию новой продукции в новое тысячелетие Уралмаш вошел конкурентоспособным и динамично развивающимся предприятием.

В 2000-х на базе установки Уралмаш 3900/225 ЭК-БМ разработано и изготовлено целое семейство кустовых буровых установок грузоподъемностью от 200 до 450 тонн. Разработана и поставлена Сирийской нефтяной компании партия тяжелых буровых установок грузоподъемностью 600 тонн.

В 2010 году Уралмаш отметил 65-летний юбилей начала производства российского бурового оборудования. В настоящее время реализуется масштабная программа оснащения производства современным технологическим оборудованием, усиливается и количественно и качественно инжиниринговый блок предприятия. Одним словом, делается все возможное, чтобы российское производство бурового оборудования жило, развивалось и обеспечивало нефтегазовый комплекс современной техникой, способной эффективно решать любые технологические и производственные задачи.

В 2010 г. МК «Уралмаш» и группа компаний United Capital Partners (UCP) объявили о создании крупнейшей в России компании по производству бурового оборудования - «Уралмаш Нефтегазовое Оборудование Холдинг» (ООО «Уралмаш НГО Холдинг»). «Уралмаш НГО Холдинг» объединил конструкторские и производственные возможности МК «Уралмаш» и UCP (как владельца ЗАО «УРБО»). Возможности «Уралмаш НГО Холдинг» позволяют проектировать и производить буровые установки всех типов и оказывать полный комплекс сервисных услуг.

Дивизион «Подъемно-транспортное оборудование»

Специализируется на инжиниринге, производстве, комплектации, модернизации, продаже и сервисном обслуживании промышленных кранов, ленточных конвейеров и другого подъемно-транспортного оборудования (ПТО).

В состав дивизиона входит НПО ВНИИПТМАШ, являющийся головным отраслевым институтом по проектированию ПТО в России. За плечами высококвалифицированного инженерно-конструкторского состава компании богатейший опыт проектирования различных типов кранов, как общего, так и специального назначения, производимых предприятиями России и СНГ.

В составе дивизиона действует служба сервисного обслуживания для проведения технического обслуживания, ремонтов, экспертизы промышленной безопасности и модернизации грузоподъемных машин. Служба обладает необходимыми лицензиями и аккредитациями для проведения всех видов работ.

Сегодня заказчиками дивизиона являются крупнейшие металлургические компании России: «Магнитогорский металлургический комбинат», «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «Северсталь», «Объединенная металлургическая компания», «Ашинский металлургический комбинат». Являясь официальным поставщиком АО «Атомстройэкспорт» и Концерна «Росэнергоатом», дивизион осуществляет комплексную поставку кранов для АЭС Куданкулам (Индия), выполняет заказы для атомной энергетики России.

Дивизион "Подъемно-транспортное оборудование" предлагает полный комплекс услуг по проектированию (с учетом специальных требований, специфики конкретных условий эксплуатации), производству и поставке «под ключ» различных типов подъемно-транспортного оборудования (прежде всего тяжелых и специальных кранов, ленточных конвейеров), а также его сервисному обслуживанию и модернизации.

внешнеэкономический сбыт рынок

3. Внешнеэкономическая деятельность корпорации

.1 География поставок продукции

Уже на сегодняшний день оборудование корпорации эксплуатируется в 42 странах. Кампания использует активный экспорт для выхода на международный рынок. Также использует производство по контракту.

Таблица 3. Внешнеэкономическая деятельность общества «Уралмашзавод» за 2010-2011 годы

Наименование региона

2011 год

2010 год

Российская Федерация

6855018

41099806

Беларусь

1069399

177626

Другие страны СНГ и дальнего зарубежья

1266093

952418

Итого

9190510

5239850

Как видно из таблицы объемы поставок на экспорт выросли по сравнению с 2010 годом почти в два раза. Однако, доля экспорта по прежнему мала. Она не превышает 10% (за исключением республики Беларусь) для всех стран СНГ и дальнего зарубежья по отдельности в общей выручке от продажи внешним покупателям.

Негативные факторы

Основными факторами, негативно влияющими на сбыт продукции ОАО "Уралмашзавод" по всем продуктовым направлениям являются:

• Возросшая конкурентная среда на основных рынках сбыта;

• Протекционистская политика ряда государств (развивающиеся рынки);

• Морально и физически изношенное оборудование;

• Общий спад экономической активности, вызванный финансовым кризисом.

А также отраслевые факторы:

· Цикличность производства в горнодобывающей и металлургической отраслях;

· Изменение цен на сырье, материалы, комплектующие;

· Дефицит высококвалифицированных кадров;

·Общеотраслевые факторы: деградация основных фондов; технологическое отставание России от передовых стран в станкостроительной сфере; высокие производственные издержки (металлоёмкость, энергозатраты, транспортировка), низкая рентабельность производства и, как следствие, недостаток оборотных и инвестиционных средств для развития; низкая конкурентноспособность российской машиностроительной продукции на внутреннем и внешнем рынке и низкая инвестиционная привлекательность машиностроения (как следствие изложенных выше факторов).

В целях уменьшения негативного влияния вышеуказанных факторов в качестве приоритетных направлений развития МК "Уралмаш" предусмотрены:

. Реконструкция производственных мощностей ОАО "Уралмашзавод";

.Приоритетное развитие НИОКР, развитие и омоложение конструкторского потенциала компании, внедрение прогрессивных методов проектирования и моделирования, автоматизация конструкторско-технологической подготовки производства;

. Создание новых образцов техники и оборудования, развитие сервисного направления продаваемого оборудования и техники, внедрение современных технологий. Повышение конкурентоспособности оборудования по техническому уровню, с целью увеличения выхода годного, снижения вредных выбросов, экономии энергоресурсов;

. Значительное повышение доли комплексных поставок;

. Увеличение экспорта путем разработки гибких форм продвижения продукции на развивающихся рынках;

. Кооперация с другими машиностроительными и инжиниринговыми предприятиями;

. Повышение квалификации персонала. В частности, в ОАО "Уралмашзавод" работа строится на базе системы менеджмента качества ISO 9001:2000, на соответствие которой завод был повторно аттестован в 2007 году. Согласно заложенным в ней принципам, "Каждый работник ответственен за качество своей работы, как перед внешними потребителями, так и перед коллегами".

Для привлечения высококвалифицированного персонала ОАО "Уралмашзавод" использует различные методы. Это и работа с училищами и ВУЗами, дополнительное обучение и переподготовка работников предприятия, привлечение персонала из других областей и регионов.

Машиностроительная корпорация «Уралмаш» - один из лидеров российского рынка оборудования для металлургии, горнодобывающей, нефте- и газодобывающей промышленности, промышленности строительных материалов и энергетики. Стратегия развития корпорации предусматривает создание машиностроительной компании мирового уровня, которая сможет комплексно обеспечивать потребности заказчиков в оборудовании.

Предприятие ОАО «Уралмашзавод», имеет большой опыт производства металлургического, горного, подъемно-транспортного и нефтегазового бурового оборудования. Однако, в настоящее время имеется ряд проблем, сдерживающих развитие названных производств. Главной из них является спад рынков, и соответственно, объёмов производства, вызванный кризисом. Существует потребность в осуществлении обширных инвестиционных программ, направленных на доведение качества продукции до требований мирового рынка, автоматизацию и компьютеризацию технологических процессов, в смежные производства, а также в развитие сырьевой базы. Финансовый кризис снизил объемы производства в 2009-2010 годах. Но постепенно ситуация стабилизируется. Рынок металлургического, горного, подъемно-трансплртного и нефтегазового оборудования перспективен, потребность в продукции будет устойчиво расти. Приоритетными рынками сбыта по прежнему останутся предприятия РФ и стран СНГ. В дальнем зарубежье приоритетными рынками будут Индия, Китай, Монголия, Вьетнам. Разрыв с ценами европейских производителей все ещё сохраняется, но имеет тенденцию к постоянному сокращению за счет ряда мер.

Предложения. Важную роль в процессе становления компании и выхода на международный рынок играет реализация его деятельности внутри своей страны. Достаточное насыщение рынка сбыта в своей стране, дает возможность выйти компаниям на международный рынок. Необходимо учесть все аспекты, такие как цена, продвижение, качество товара, адаптация. Нужно выбрать правильную стратегию выхода на внешний рынок, учитывая все возможности и риски компании, а также особенности местных потребителей. На примере Уралмаша - главным преимуществом начала успешной работы компании является изобретение новых технологий работы: качественно, недорого, высокая технология, привлечение опытных специалистов. Необходимо иметь очень высокий потенциал, чтобы инвесторы были уверены в своем вкладе. Не останавливаться на достигнутом, все время стремиться к прогрессу, расширять производство, выпускать, что то новое, быть интересными для потребителей - это главные преимущества для достижения успеха.

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ
 
.1 Ограничения экспорта товаров - одна из глобальных проблем выхода предприятий на международные рынки

Доступ российских товаров на зарубежные рынки уже давно стал главной проблемой российского производителя. Как известно, пути выхода российских производителей на внешние рынки плохо протоптаны. Представители Минторга попытались найти наиболее простое решение проблемы. Они решили, что необходимо наращивать российский экспорт, объемы и качественные характеристики которого пока еще не соответствуют потенциальным возможностям России. Ведь в его структуре продолжают преобладать топливно-энергетические и сырьевые товары, цены на которые на мировом рынке подвержены значительным колебаниям. Это ставит Россию в крайне уязвимое и зависимое от внешних факторов положение.

"Российская торговая политика должна стать более агрессивной", - подчеркнул в своем выступлении на коллегии министр торговли Михаил Фрадков. По его мнению, надо в максимальной степени исключить предоставление односторонних уступок в отношении доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок, жестко увязывая такие уступки с ответными требованиями по открытию рынков партнеров для российских товаров и услуг. Причем таких позиций нужно придерживаться как в отношении стран дальнего зарубежья, так и СНГ.

По оценкам министерства, доля доходов от экспорта в общем объеме доходов некоторых предприятий металлургической промышленности достигает 40%, промышленности ферросплавов - 50%, химической промышленности - 60-70%. Рост физических объемов поставок многих товаров из России происходил на фоне достаточно вялой конъюнктуры в основных странах мира, что приводило к весьма острой реакции со стороны ее торговых партнеров. В период с 2002-го по октябрь 2007 года число применяемых ими ограничительных мер возросло с 13 до 92. К тому же в условиях резкого падения внутренних цен после кризиса 17 августа выросла вероятность дальнейшей дискриминации российского товарного экспорта.

Напомним, что основной жертвой последних антидемпинговых мер стала российская металлургическая промышленность - против товаров отрасли возбуждено 55 антидемпинговых процедур (более 70% их общего количества), что, по имеющимся оценкам, уже привело к падению объема производства на 10%. Положение в некоторых других отраслях, прежде всего промышленности удобрений (нитраты аммония), также достаточно серьезно.

В наибольшей степени ограничительным мерам подверглись поставки продукции черной металлургии, а также продукции химической и целлюлозно-бумажной промышленности. Согласно оценкам Минторга, прямой и кумулятивный ущерб российской экономике от указанных мер в 2007 г. составит 1935 млн. долл., в том числе 1340 млн. долл. - по черным металлам. Кроме уже действующих дискриминационных мер существует и целый ряд угроз возбуждения новых расследований или введения ограничений, например, по холоднокатаному листу (США) или ядерному топливу (ЕС).

Основными ограничениями в торговле, которые Европейский союз использует в отношении России, являются антидемпинговые меры по экспортируемой из России конкурентоспособной продукции. В настоящее время ЕС, на долю которого приходится около 40% российского товарного экспорта, применяет антидемпинговые ограничения в отношении 12 товаров из России. Другие ограничения в торговле связаны с вопросами стандартизации, сертификации, с оценками соответствия и результатов испытаний.

В последнее время ЕС притесняет российского производителя путем введения (в целях контроля за качеством импортируемой продукции) разрешительных списков экспортеров из третьих стран, в том числе России.

ЕС также продолжает использовать порядок предварительного визирования контрактов на поставку российских ядерных материалов конечным потребителям в странах Европы. Этот порядок противоречит условиям свободной конкуренции и лишает российские предприятия возможности беспрепятственного выхода на европейский рынок ядерных материалов. Визирование проводится для осуществления политики негласного квотирования поставок из России (не более 20% собственного потребления или не более 25% общего объема импорта).

США до сих пор не предоставили России режим наибольшего благоприятствования в торговле на постоянной основе. В отношении доступа российских товаров на рынок Канады положение несколько лучше. Минторгу России удалось добиться в рамках антидемпингового расследования по холоднокатаному стальному листу признания рыночного статуса российского металлургического комплекса. Это дает основания для пересмотра антидемпинговых пошлин, установленных ранее канадской стороной, для некоторых видов импортируемой из Российской Федерации толстолистовой и горячекатаной стали.

Одной из основных проблем на рынке стран Центральной и Восточной Европы является относительное ухудшение условий российского экспорта в связи с подготовкой ряда бывших социалистических государств к вступлению в Евросоюз. Результатом этого за последнее время стала наметившаяся тенденция постепенного вытеснения российских товаров с этого рынка. В частности, определенные шаги по ограничению импорта из Российской Федерации предпринимают Польша и Венгрия.

Со странами СНГ (около 20% российского экспорта) подписаны и действуют соглашения о свободной торговле, которые предусматривают неприменение таможенных пошлин и иных ограничений. Однако некоторые их положения не выполняются партнерами России. Среди стран СНГ наиболее протекционистскую политику по отношению к российскому экспорту проводит Украина. Украина демонстрирует абсолютно неадекватный режиму свободной торговли подход - практически создана законодательная база по ее ограничению. В числе таких мер - требования по сертификации товаров, увеличение таможенных сборов в 11 раз, введение дополнительных сборов для импортеров, взимание ввозной пошлины и НДС с последующим их возвратом, установление минимальной таможенной стоимости на ввоз российских автомобилей и табачных изделий. Российской стороной направлено в адрес Украины два перечня претензий по 89 нормативно-правовым актам, действие которых создает прямые или косвенные барьеры при ввозе на Украину российских товаров. Для сравнения: от Украины получен аналогичный перечень из 8 претензий.

Ограничения в торговле в отношении России, которые применяют страны ряда регионов (в основном Азии и Латинской Америки), имеют тенденцию к росту. Прежде всего это относится к таким товарным группам, как черные металлы и химические товары, составляющие основу российского экспорта. К странам, в которых действует наибольшее число ограничительных мер в отношении российского экспорта и угроз их применения, относятся прежде всего Индия, Турция, Филиппины, Бразилия, Перу, Аргентина.

Действующая договорно-правовая база отношений России с другими странами - за редкими исключениями - не предусматривает механизма разрешения споров и санкций за невыполнение обязательств. Поэтому очень часто даже очевидные случаи нарушения торговыми партнерами своих обязательств по соглашениям с Россией остаются для них без последствий.

Присоединение России к ВТО, повышение конкурентоспособности российских товаров, система налогообложения продукции - главные проблемы нашей внешнеэкономической деятельности. К тому же система валютного регулирования и валютного контроля не приводит к прекращению оттока капитала. Это наглядно показал нам недавний банковский скандал.

 
.2 Проблемы выхода на рынки наукоемкой продукции

Анализ проблем развития инновационной системы России позволяет сделать вывод о том, что наиболее проблемной частью является работа инновационных предприятий на рынках наукоемкой продукции.

Низкая доля российских предприятий на рынках инновационной продукции (по оценкам она составляет 0,3% мирового рынка) определяется слабой сбытовой системой большинства предприятий. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта наукоемкой продукции. На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, а, следовательно, без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом наших предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции.

Решение проблемы возможно по следующим направлениям:

Подготовка кадров для комплектации сбытовых и маркетинговых служб промышленных предприятий.

Организация системы коллективного выхода на рынки.

Организация консалтинга в области сбыта наукоемкой продукции.

Рассмотрим более подробно предлагаемые меры.

)При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек (от 2 до 5 специалистов на предприятие). Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы). Если не предпринять экстренных мер, деградация системы разработки и научных институтов произойдет раньше, чем будет обеспечен выход на рынки с продукцией, поэтому этот вариант действий не может рассматриваться как единственный.

). Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с Рособоронэкспортом или советских внешнеторговых организаций, обслуживавших экспорт отдельных отраслей). Для комплектации таких структур можно в сжатые сроки набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу.

В качестве примера можно использовать опыт зарубежных стран. Например, в Германии в конце 90-х годов была создана посредническая фирма по сбыту продукции оптоэлектронной промышленности. Задачей фирмы было обеспечение выхода на международный рынок продукции малых предприятий отрасли. В настоящее время эта фирма, является крупнейшим игроком на рынке, обеспечивая продвижение продукции нескольких сотен малых предприятий. Поскольку проблема выхода на рынки актуальна не только для малых, но и для крупных предприятий, создание таких посреднических фирм может быть в интересах не только малых, но и крупных предприятий. Созданные посреднические структуры могут более успешно использовать правительственные гарантии по экспортным контрактам.

Другим примером организации коллективного выхода на международные рынки является программа вывода на международный рынок китайских предприятий, специализирующихся в области производства лазерного технологического оборудования. По решению китайского правительства роль головной организации возложена на одну из крупных профильных организаций, которая наряду со своей обеспечивает с государственной поддержкой продвижение продукции еще примерно десяти фирм, специализирующихся в этой области. Такой подход позволил сконцентрировать ресурсы по представлению продукции китайских предприятий, и их совокупные ресурсы становятся заметными на фоне даже крупных международных компаний отрасли.

). Еще одним вариантом решения проблемы кадров в сфере продвижения наукоемкой продукции является развитие системы консалтинга в этой сфере. В настоящее время в России действует несколько десятков малых предприятий, специализирующихся в этой области. Основной проблемой, с которой сталкиваются такие фирмы, является низкий спрос на консалтинговые услуги в области организации сбыта на международных рынках. Причина, по-видимому, заключается в том, что российские предприятия не готовы оплачивать консалтинговые услуги, поскольку не представляют той выгоды, которую они могут приобрести в результате оказания услуг.

Решение можно искать в организации государственной поддержки консалтинга, при которой предприятие получает первые консультации бесплатно или за символическую стоимость. После возникновения историй успеха, которые следует пропагандировать в рамках программы поддержки выхода российских предприятий на международные рынки, можно постепенно перевести систему на самоокупаемость.

В качестве примера успешной деятельности в этом направлении можно привести пример организации работы по постановке работы в области маркетинга в г.Бийске. Предприятия, участвовавшие в программе, за год увеличили объем производства на 18-39%, в то время как предприятия, не участвовавшие в программе только на 8-10%.

В заключение следует отметить, что рост объемов производства может дать увеличение ресурсов на развитие новой продукции инновационных предприятий, многократно превышающее финансовые ресурсы, которые можно получить из госбюджета. (Увеличение объемов сбыта предприятия с оборотом 300 млн.руб. на 10% дает дополнительные финансовые возможности в размере 30 млн.руб. При этом бюджетные средства, предоставляемые к тому же ограниченному числу предприятий, обычно составляют не более 10 млн.руб. в год). Поэтому усилия, направленные на увеличение сбыта существенно эффективнее влияют на конечный результат развития инновационных подходов, чем прямая бюджетная поддержка НИОКР.

Заключение

Итак, обобщая все сказанное выше, можно отметить, что мировая система вступила в стадию глобализации. Основным показателем этого является наличие тесного взаимодействия управляющих систем с внешним миром, принципиальная открытость систем с целью повышения интеллектуальности и совершенствования собственного поведения, наличие механизмов прогнозов изменений внешнего мира и собственного поведения системы в изменяющемся мире. Целенаправленное регулирование соизмеряет техногенную нагрузку на природную среду, становится определяющим фактором, способствующим новому диалогу человека с природой и созданию технологических условий для решения социальных проблем на принципах гуманизма. «…гуманистическая концепция жизни на нынешней, высшей стадии развития человека требует от него, чтобы он перестал наконец “заглядывать в будущее” и начал “создавать” его. Поэтому он должен решить, каким бы он хотел видеть это будущее, и в соответствии с этим регулировать и регламентировать свою деятельность».

На протяжении трех столетий Россия пыталась утвердить общественные идеалы, объединяющие людей целями и установками, которые не сводятся к частным материальным интересам.

Попытки утверждения новых общественных идеалов, не имевших необходимой материальной основы их реализации и практической востребованности, предопределили драматизм российской истории и обогатили уникальным духовным опытом.

В сегодняшних тенденциях постиндустриального развития все более просматриваются общественные идеалы, максимальным образом выраженные российской культурой, что придает опыту России общемировое значение.

Смещение вектора глобальных цивилизационных процессов в духовно-творческую сферу создает объективные предпосылки для разработки и реализации государственным руководством России политики "опережающего" развития вместо реализации нынешней бесперспективной модели подражания "цивилизованным" странам и их "догоняющего" развития.

Единственно возможной политикой России для ее сохранении в современном мире в качестве суверенного субъекта мировой истории представляется разработка и реализация "стратегии самовыражения" на основе эффективного использования интеллектуально-творческого потенциала страны.

Установка на "стратегию самовыражения" основывается на наличии богатых культурных традиций России, квалифицированного кадрового корпуса, эффективной системы образования и пока еще сохраняющегося интеллектуального "задела".

Предлагаемая стратегия соответствует отчетливо проявляющейся мировой тенденции перехода от традиционной "экономики спроса" к "экономике нового предложения" с повышением роли стилевых решений до главенствующего фактора конкурентоспособности национальных экономик.

Россия создала современные системы образования, научных исследований и технологического творчества, накопила могучий интеллектуальный ресурс и имеет, в случае их эффективного использования, хорошие перспективы интеллектуального развития, активного участия в процессах глобализации.

Литература
 

1.       Данилевский Ю.А. Влияние глобализации на экономику и финансы Российской Федерации // Финансы. - 2009. - N 5. - С.3-7.

2.      Абдулгамидов Н., Губанов С. Глобализация: трактовки и действительность // Экономист. - 2001. - N 9. - С.25-42.

.        Братимов О.В. и др. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М.: ИНФРА - М, 2000

.        Глазьев С. 2000-й. Новая эпоха - новый смысл для российской политики // Независимая газета. 2002. 21 янв. С. 8.

.        Глобализация и профсоюзное движение России в XXI веке: Научно-практическая конференция. Москва, 30 января 2012 г.

.        Глобальный кризис западной цивилизации и Россия. /Под. ред. Г.В. Осипова. - М: Ин-т эколого-технологических проблем, 2009

.        Дубнов А.П., Крайнов А.В. Глобализация мирового процесса: конфликтно-сетевая парадигма // Регион: экономика и социология. - 2008. - N 3. - С.170-176.

.        Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступления. Москва, 2009.

.        Иноземцев В.Л. Социально-экономические проблемы XXI века: попытка нетрадиционной оценки - М.. 2009

.        Иноземцев И Л. Расколотая цивилизация.- М.: Academia-наука,2009

.        Николаева И.П. Мировая экономика. Издательство ЮНИТИ Год издания 2003, Страниц 575

.        Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 2012.

.        Проблемы правового обеспечения реализации прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности/ Государственная Дума, 2006

.        Мальцев А.А. Внешнеэкономические связи Урала на рубеже столетий: учеб. пособие : [в 2 ч.] / А.А. Мальцев; [отв. ред. А.И. Татаркин]; М-во образования и науки РФ, Урал гос. экон. ун-т; РАН, Урал. отд-ние, Ин-т экономики. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2009. - Ч. 1: Хозяйственный комплекс Урала;

.        Мальцев А.А. Внешнеэкономические связи Урала на рубеже столетий: учеб. пособие : в 2 ч. / А.А. Мальцев; [отв. ред. А.И. Татаркин]; М - во образования и науки РФ, Урал гос. экон. ун-т; РАН, Урал. отд-ние, Ин-т экономики. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2009. - Ч. 2: Экспортный паспорт Урала (№ 1-56);

.        Мальцев А.А. Ведущие экспортеры уральской промышленности: территориально-отраслевой разрез / А.А. Мальцев // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2009. - № 2;

.        Годовой отчет за 2011 год ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения»;

.        Пояснительная записка к Бухгалтерскому годовому отчету за 2011 год ОАО «Уралмашзавод»;

.        Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр. А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. - М.: Экономика, 2005 г.;

.        Эксперт. Урал. 2010 г, 2011 г;


Скачать архив (26.5 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: