Главная » Экономика |
Содержание Введение . История создания ООН . Состав и функции . Операции ООН по поддержанию мира на современном этапе мировой политики .1 ООН и мирное урегулирование международных споров и конфликтов .2 Миротворческая деятельность ООН .3 ООН и борьба с международным терроризмом . Усиление эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях Заключение Список литературы Введение Международные организации являются основным организатором общения государств. В связи с интеграцией мирового сообщества в XX веке стали появляться межгосударственные организации в основе образования которых лежали общие цели и задачи посредством решения которых и достигались эти общие цели. Толчком к образованию межгосударственных организаций послужила вторая мировая война в результате которой была создана Организация Объединенных Наций (далее ООН) целью которой являлось и является сохранение мирных отношений во всем мире между государствами - членами данной организации. Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно- технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую систему органов, права и обязанности производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств- членов. Международные организации существовали, существуют и будут существовать всегда только потому, что посредством объединения сил государств в различных сферах деятельности можно быстро развивать международное сотрудничество в этих сферах, а также решать проблемы межгосударственного характера. Процесс интеграции государств на современном этапе не завершен, он продолжает развиваться, охватывая все мировое сообщество. Миротворчество связано, прежде всего, с развертыванием воинских контингентов. Нередко оно составляет основу миростроительства. Государственное строительство разными людьми понимается по-разному, и в ООН этот термин не употребляется. Обычно оно означает более длительный исторический процесс и включает формирование национальной самобытности. Миротворческие операции формируются при наличии серьезных военных или гуманитарных кризисов. В прошлом миротворцы занимались поддержанием мира в основном между воюющими странами. Сегодня же вооруженные конфликты во многих случаях происходят внутри страны. Из-за гражданских беспорядков и этнических конфликтов правительства некоторых стран оказываются не в состоянии осуществлять власть на собственной территории, что оборачивается трагедией для людей. В подобных ситуациях ООН просят, с одной стороны, организовать переговоры для урегулирования конфликта, а с другой - оказать чрезвычайную помощь людям, пострадавшим от конфликта. Действуя в сложных условиях, ООН оказывает гуманитарную помощь и одновременно ищет пути выхода из кризиса. 1. История создания ООН Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 года в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси. Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности». Международная организация труда также была создана в соответствии с Версальским договором в качестве ассоциированного с Лигой учреждения. Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну. Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году. В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем. К 24 октября 1945 года Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. В 1949 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 24 октября Днем Объединенных Наций, который будет посвящен осведомлению народов мира о целях и достижениях Организации Объединенных Наций. 2. Состав и функции Главным документом, учреждающим ООН и являющийся обязательным для всех стран его подписавших - Устав ООН Устав ООН - международный договор <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80>, учреждающий международную организацию <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> ООН <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%9E%D0%9D>. Устав подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD-%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE> на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами (Австралия, Аргентина, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, СССР, США, Турция, Украинская Советская Социалистическая Республика, Уругвай, Филиппинская Республика, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия и Южно-Африканский Союз) и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%9E%D0%9E%D0%9D> и большинством других государств, подписавших Устав. Уставом ООН учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций: - Генеральная Ассамблея; - Совет Безопасности; - Экономический и социальный совет (ЭКОСОС); - Секретариат; - Совет по опеке; - Международный Суд. Однако структура ООН значительно шире. ООН является центром решения проблем, с которыми сталкивается человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Немного подробнее остановимся на первых трех. Генеральная Ассамблея - своего рода «всемирный парламент». Основная деятельность Генеральной Ассамблеи осуществляется в ходе ее очередных ежегодных сессий, а также на специальных и чрезвычайных специальных сессиях. Кроме того, значительная доля работы выполняется весьма разветвленной сетью (свыше 200) вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи. Генеральная Ассамблея в соответствии с гл. IV Устава ООН наделена рядом важных функций, прежде всего в рассмотрении таких важных вопросов, как укрепление международного мира, смягчение международной напряженности, сокращение вооружения и разоружения. Чтобы обеспечить справедливое географическое представительство, пост Председателя Ассамблеи поочередно на год занимают представители пяти групп государств: африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских и Карибского бассейна, западноевропейских и других государств. Каждое государство - член ООН располагает в Генеральной Ассамблее одним голосом. Решения по таким важным вопросам, как вопросы мира и безопасности, прием новых членов и проблемы бюджета, требуют большинства в 2/3 голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Решения Генеральной Ассамблеи не имеют обязательной юридической силы для государств-членов, но голосование отражает мнения и суждения авторитетного сообщества, мирового общественного мнения. В последние годы предпринимаются особые усилия, направленные на то, чтобы решения Ассамблеи принимались на основе консенсуса, а не официального голосования. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, которые имеют своих постоянных наблюдателей при ООН (Швейцария, Ватикан), а также наблюдатели и представители ряда международных организаций (Лига арабских государств, Европейский Союз и др.). Согласно ст.23 Устава ООН, Совет Безопасности ООН состоит из 15 членов: пяти постоянных членов - Китая, Франции, России, Великобритании и Соединенных Штатов - и 10 непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Совет Безопасности проводит заседания, которые могут быть периодическими или внеочередными. Россия считает, что неукоснительное выполнение решений Совета Безопасности не только служит продвижению в урегулировании стоящих на повестке дня Совета Безопасности вопросов, но и в значительной мере содействует повышению эффективности Совета в деле укрепления международного мира и безопасности. Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и при возникновении угрозы миру может быть созван в любое время дня и ночи. Функции и полномочия Совета Безопасности состоят в следующем: - поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН; - расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным конфликтам; - рекомендовать методы урегулирования таких споров или условия их разрешения; - определять наличие угрозы миру или акта агрессии и рекомендовать меры, которые следует предпринять; - призывать членов Организации к применению экономических санкций или других мер, не связанных с использованием силы, для предупреждения или прекращения агрессии; - предпринимать военные действия против агрессора; - рекомендовать принятие новых членов; - осуществлять функции ООН по опеке в «стратегических районах». В соответствии с перечисленными функциями и полномочиями Совет вырабатывает свои решения. Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) учрежден Уставом ООН в качестве главного органа по координации экономической и социальной деятельности. ЭКОСОС состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года. В рамках ЭКОСОС проводится большая работа по подготовке исследований, составлению докладов и обзоров по международным вопросам в экономической, экологической и социальной областях, в сфере культуры, образования, здравоохранения, соблюдения прав и основных свобод человека. Согласно гл. X Устава ООН, функции и полномочия ЭКОСОС состоят в следующем: служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки практических рекомендаций, адресованных государствам-членам и системе ООН; созывать международные конференции и подготавливать проекты конвекций для предоставления Генеральной Ассамблее; согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и предоставления им рекомендаций, а также путем выработки рекомендаций Генеральной Ассамблее и государствам-членам; консультироваться с соответствующими неправительственными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию. Основной принцип ООН заключается в том, что экономическое развитие народов всего мира является главным способом достижения политической, экономической и социальной безопасности. Согласно Уставу, членом ООН может быть только государство. Прием в члены ООН, как указано в главе II (ст.4) Устава, «открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Прием новых государств-членов производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. С момента образования ООН количество государств - членов Организации постоянно увеличивается: с 51 в 1945г. до 193 в настоящее время (см. Приложение 1). Уровень приема новых государств в ряды ООН отражает общемировые тенденции второй половины ХХ в. Все члены ООН - суверенные государства, и Устав ООН является одним из самых прочных гарантов суверенитета, провозглашая его под одним из своих основных принципов. Большинство проблем, с которыми сталкивается современный мир, настолько безнадежны, что не могут быть решены какой-либо страной, действующей в одиночку. Отличительной особенностью межгосударственных неправительственных организаций (МПНО), (каким является ООН) некоммерческая, неприбыльная основа существования. Своим существованием МПНО обязано частным инициативам, однако их деятельность составляет важную и неотъемлемую часть современных международных отношений. Еще одна важная особенность неправительственной организации - самоорганизация. В практическом плане это означает, что организация создается по инициативе отдельных лиц или группы граждан, а не правительства или государственных органов. Основными атрибутами МПНО являются независимость власти, демократические принципы построения и четко определенные программы действий, удаленные от политики. В ст.1 Устава ООН названы основные цели, которые побудили страны к созданию универсальной международной организации: поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии; развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию какого бы то ни было государства. 3. Операции ООН по поддержанию мира на современном этапе мировой политики .1 ООН и мирное урегулирование международных споров и конфликтов В предусмотренной Уставом ООН системе коллективной безопасности в качестве одного из ее важных компонентов предусматривается справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов. Как показывает послевоенная практика развития международных отношений, само возникновение споров и конфликтных ситуаций в мире связано с проводимой США и другими западными государствами политикой грубого вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Причины нынешней напряженности кроются в упорных попытках определенных кругов на Западе сломать сложившееся стратегическое равновесие, добиться военного превосходства, обеспечить себе доминирующее положение, чтобы диктовать свою волю другим странам и народам. Особую опасность для человечества представляют планы милитаризации космического пространства, реализация которых еще больше усилила бы угрозу войны. Принцип мирного урегулирования международных споров закреплен в ряде двусторонних и многосторонних договоров и соглашений. Системе мирного урегулирования споров присущи гибкость и реалистичность. В Совете Безопасности ведется открытое обсуждение всех аспектов того или иного международного спора. Публичное обсуждение спора сопровождается обычно проведением неофициальных консультаций и переговоров между членами Совета Безопасности с участием в споре. Для получения необходимой информации Совет Безопасности направляет миссии по расследованию фактических обстоятельств того или иного спора или ситуации. Россия решительно выступает за то, чтобы все спорные вопросы между государствами решались политическими, мирными средствами, без шантажа и угроз. По твердому убеждению России, при наличии доброй воли, при разумном, с учетом объективных условий, подходе к делу может быть урегулирована любая глобальная или региональная проблема. При этом решаться они должны не методами диктата или насилия, а в ходе переговоров с учетом принципа равенства и одинаковой безопасности. Жизненно важные интересы всех народов требуют перехода в международной политике на разумный, реалистический путь переговоров на основе равноправия, отказа от попыток оказания политического и экономического давления. Россия исходит из того, что главный, а в современных условиях единственно возможный инструмент обеспечения эффективности международного права - это переговоры и соглашения между государствами при взаимном уважении равенства и одинаковой безопасности друг друга. Говоря о попытках ООН и других международных организаций урегулировать новые категории конфликтов и споров, нельзя не признать, что иногда они были неудачными, а в некоторых случаях приводили к разжиганию конфликтов и эскалации насилия, обострению вражды и дестабилизации обстановки в ряде районов земного шара. Более того международные организации все чаще поддаются искушению решать конфликты и споры карательно-полицейскими и военно-силовыми методами, навязывать условия разрешения таких споров и конфликтов с помощью вооруженной силы. В результате в международных отношениях все больше утверждается культ насилия и силы, принуждение к миру становится распространенным лозунгом дня, а принципы и нормы Устава ООН и международного права предаются забвению. Все это грозит привести человечество к состоянию, которое в свое время характеризовалось Т.Гоббсом как война всех против всех. Некоторые исследователи и политические деятели вообще сравнивают нынешнее положение дел на планете с состоянием накануне новой мировой войны, после которой не будет ни победителей, ни побежденных, а человечество окажется отброшенным на несколько столетий назад. Поэтому следовало бы, пока не поздно, отказаться от военно-силовых методов решения споров и конфликтов, отрешиться от попыток навязывать силой условия урегулирования конфликтов. Больше полагаться на достижение взаимоприемлемых договоренностей между самими противоборствующими сторонами, добиваться не временных политически мотивированных «планов» и «схем» урегулирования, а полнокровных, учитывающих интересы обеих сторон и основанных на принципах и нормах международного права соглашений. На 31 января 2013 года по данным официального сайта ООН текущих операции и миссий 14. 3.2 Миротворческая деятельность ООН объединенный нация конфликт терроризм Одно из важнейших мест в общем объеме деятельности ООН занимают операции по поддержанию мира (ОПМ) и связанные с ними другие виды миротворческих усилий, получившие в последнее время название «миротворческая деятельность ООН». Эволюция теории и практики миротворчества подтверждает безальтернативность сохранения центральной роли ООН на этом направлении, что было подчеркнуто в решениях Саммита тысячелетия и состоявшегося в ходе него заседания Совета Безопасности на уровне глав государств и правительств в сентябре 2000 г. Важное место в последние годы стало занимать гуманитарное и правочеловеческое измерение операций ООН по поддержанию мира, которое отдельные западные страны стремятся поставить чуть ли не во главу угла всей миротворческой деятельности ООН и ее региональных органов и структур. В результате более чем полувековой эволюции операции ООН по поддержанию мира стали включать в свой состав наряду с военными также значительный административный, правовой, политический, гуманитарный, социально-экономический и прочий гражданский персонал. Одновременно весьма расширились и функции, возлагаемые на ОПМ. Важная особенность эволюции миротворческой деятельности ООН состоит в том, что, хотя в становлении института миротворчества заметную роль играла и продолжает играть импровизация, она стала более упорядоченной и юридически более оформленной. Были определены основные методы и принципы планирования и проведения ОПМ, подготовки и комплектования персонала и материально-технического оснащения, разработаны стандартные оперативные процедуры деятельности ОПМ, типовые соглашения о статусе сил и статусе миссий в странах пребывания ОПМ и др. Рост числа и интенсивность конфликтов нового поколения привел к количественным и качественным изменениям миротворческой деятельности. Прежде всего, значительно расширился круг стран мира, задействованных в ОПМ. Если раньше в операциях ООН принимало участие 20-30 государств, то в последние годы число таких стран перевалило за 100 и они представляют все континенты планеты. В последние годы возникла насущная необходимость в создании сети раннего предупреждения о возникновении очагов напряженности, угрозах террористических актов, опасности ядерной аварии, об экологических угрозах, массовых передвижениях населения, стихийных бедствиях, угрозе голода и о распространении болезней и эпидемий. Возникла также потребность в возможности синтезировать информацию такого рода с политическими показателями, чтобы оценить, существует ли угроза миру, и проанализировать, какие действия может предпринять Организация Объединенных Наций для ее уменьшения и какие превентивные действия и меры могут быть приняты Советом Безопасности и другими органами ООН. Но как показывает практика, главные сложности при решении задач по предотвращению конфликтов возникают не столько из-за недостатка механизмов и средств раннего предупреждения, сколько из-за дефицита политической воли мирового сообщества предпринять необходимые действия и нехватки финансовых средств. За первые 40 лет своей истории (1945-1985 годы) Организация Объединенных Наций учредила всего 13 миротворческих операций, тогда как за последующие 25 лет (1986-2010 годы) была развернута 51 такая операция. Пример 1: Защита гражданского населения, обеспечение доступа к гуманитарной помощи и содействие политическому процессу в Дарфуре. В 2003 году в Дарфуре вспыхнула война между правительством Судана и связанными с ним группами ополченцев с вооруженными группами повстанцев. В частности, на протяжении первых двух лет конфликта были убиты десятки, если не сотни тысяч человек. Боевые действия продолжаются между правительством и в настоящее время расколовшимися движениями, и сейчас насчитывается около 1,8 млн. внутренне перемещенных лиц. В 2003 году Организация Объединенных Наций впервые подняла тревогу по поводу кризиса в Дарфуре. С тех пор достижение долговременного урегулирования стало первоочередной задачей для Совета Безопасности, а также для двух следовавших друг за другом Генеральных секретарей. В ходе длительного мирного процесса 5 мая 2006 года было подписано Мирное соглашение по Дарфуру при содействии Африканского союза (АС) и при поддержке Организации Объединенных Наций и других партнеров. С тех пор продолжаются интенсивные дипломатические и политические усилия по вовлечению не подписавших соглашение сторон в мирный процесс, а Конференция всех заинтересованных сторон в Дарфуре, состоявшаяся 27-31 мая 2011 года в Дохе, должна была стать еще одним важным этапом. Как только будет достигнуто соглашение между главными сторонами конфликта, Организация Объединенных Наций и Африканский союз намереваются перенести мирный процесс обратно в Дарфур для начала диалога и выполнения соглашения на месте. В 2006 году Африканский союз развернул миссию по поддержанию мира в Судане, которую в 2008 году заменила беспрецедентная смешанная операция Африканского союза - Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД), являющаяся в настоящее время крупнейшей миротворческой миссией в мире. С тех пор мандат ЮНАМИД продлевался несколько раз. Основным мандатом ЮНАМИД является защита гражданского населения, но в ее задачи также входит обеспечение безопасности в операциях по оказанию гуманитарной помощи, контроль и проверка выполнения соглашений, содействие всеобщему политическому процессу, содействие обеспечению прав человека и законности, непрерывное наблюдение за положением на границе с Чадом и Центральноафриканской Республикой (ЦАР) и представление соответствующих докладов. Штаб-квартира Миссии находится в Эль-Фашере, столице Северного Дарфура, дополнительные места развертывания имеются во всех трех штатах Дарфура. Миссия проводит в среднем более 200 патрулирований в день, стремясь повысить свою надежность, зачастую несмотря на бюрократические препоны или вооруженное противодействие. Ее цель - сделать все, что в ее силах, для защиты гражданского населения в Дарфуре, содействия операциям по оказанию гуманитарной помощи во всех районах, независимо от того, кто их контролирует, и помочь создать условия, в которых мог бы пустить корни мир. Операция с июля 2007 продолжается и сейчас. Пример 2: Содействие безопасности, стабильности и уважению прав человека в Косово. МООНК была создана в июне 1999 года, в результате чего был положен конец вмешательству НАТО в Косово, которое последовало после массовых нарушений прав человека сербскими властями, столкновений между Освободительной армией Косово (СОК) и Югославскими силами и массовой депортации последними косовских албанцев. В своей резолюции 1244 от 10 июня 1999 года Совет Безопасности уполномочил государства-члены обеспечить присутствие по безопасности в целях предотвращения возобновления боевых действий, демилитаризации ОАК (Освободительной армии Косово) и содействия возвращению беженцев. Он также просил Генерального секретаря обеспечить международное гражданское присутствие в Косово - Миссию Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК) - в целях создания временной администрации для Косово, под управлением которой население Косово сможет иметь существенную автономию и осуществлять самоуправление. Югославские силы были выведены, НАТО прекратила бомбардировки, и для обеспечения безопасности был введен 50-тысячный контингент многонациональных Миротворческих сил в Косово под командованием НАТО (СДК). МООНК незамедлительно обеспечила присутствие на местах. По сложности и масштабам ее задача была беспрецедентной. Совет Безопасности наделил МООНК полномочиями в отношении территории и населения Косово, в том числе всеми законодательными и исполнительными полномочиями и полномочиями по управлению судебной системой. Миссия была призвана осуществлять основные гражданские административные функции; содействовать установлению существенной автономии и самоуправления в Косово; содействовать политическому процессу по определению будущего статуса Косово; координировать гуманитарную и чрезвычайную помощь всех международных организаций; оказывать помощь в восстановлении ключевых объектов инфраструктуры; поддерживать гражданский правопорядок; поощрять права человека; и обеспечивать безопасное и беспрепятственное возвращение всех беженцев и перемещенных лиц в свои дома в Косово. Первые девять лет работы МООНК. В ходе первой операции такого рода МООНК первоначально объединила четыре основных компонента деятельности под руководством Организации Объединенных Наций: · Компонент I: Гуманитарная помощь. Возглавляется Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ); · Компонент II: Гражданская администрация. Под прямым руководством ООН; · Компонент III: Демократизация и создание институтов. Возглавляется Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); · Компонент IV: Восстановление и экономическое развитие. Возглавляется Европейским союзом (ЕС). По завершении чрезвычайного этапа работа УВКБ по Компоненту I была постепенно свернута в конце июня 2000 года после возвращения большинства беженцев, покинувших Косово во время войны. С того времени Компонент I начал выполнять функции по обеспечению законности и правопорядка. Специальный представитель Генерального секретаря по Косово, будучи самым старшим международным гражданским должностным лицом в Косово, руководил работами по компонентам и выступал в качестве посредника в политическом процессе, призванном определить будущий статус Косово. В течение последующих девяти лет временная администрация, во главе с Организацией Объединенных Наций и при поддержке основных действующих партнеров, включая ЕС, ОБСЕ, а также учреждения, фонды и программы Организации Объединенных Наций, помогла Косово достичь значительного прогресса в учреждении и укреплении демократических и подотчетных временных институтов самоуправления и в создании основ для функционирования экономики. Тем не менее, полное примирение и интеграция общин Косово продолжают оставаться проблематичными. Переговоры о статусе В 2006 году Специальный посланник Генерального секретаря, бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари провел переговоры между сторонами о будущем статусе Косово, однако правительство, большинство в котором составляли этнические албанцы, и Сербия остались на совершенно противоположных позициях. Предложение Посланника о всеобъемлющем урегулировании, согласно которому Косово предоставлялась независимость под наблюдением международных организаций, было отвергнуто Сербией и вызвало серьезные разногласия в Совете Безопасности. В августе 2007 года Генеральный секретарь Пан Ги Мун одобрил договоренность о создании «тройки» из представителей Европейского союза, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки для дальнейшего проведения переговоров о будущем статусе Косово, однако стороны не смогли достигнуть соглашения. В феврале 2008 года Скупщина Косово приняла декларацию независимости, несмотря на категорические возражения Сербии, которая по-прежнему считает Косово неотъемлемой частью своей территории. В июле 2010 года Международный Суд вынес консультативное заключение о декларации, в котором говорится, что она не нарушает нормы международного права. Деятельность МООНК с 2008 года После провозглашения независимости органами власти Косово и вступления в силу новой конституции 15 июня 2008 года задачи МООНК были значительно скорректированы, а конфигурация Миссии изменена [для получения более подробной информации. Принятие заявления Председателя Советом Безопасности 26 ноября 2008 года позволило Европейскому союзу (ЕВЛЕКС) взять на себя более активную роль в сфере обеспечения законности и правопорядка, а МООНК - прекратить свои операции по обеспечению законности и правопорядка и завершить реконфигурацию своей структуры к июню 2009 года. После реконфигурации основной стратегической целью МООНК стало содействие безопасности, стабильности и уважению прав человека в Косово путем взаимодействия со всеми общинами в Косово, с руководством в Приштине и Белграде, а также с региональными и международными организациями, включая ОБСЕ, ЕВЛЕКС и СДК. ОБСЕ и ЕВЛЕКС сохраняют свои значительные роли в рамках резолюции 1244 Совета Безопасности. МООНК и Миссия ОБСЕ в Косово на регулярной основе обмениваются информацией, в частности, о развитии событий в области политики и обеспечения безопасности. В соответствии с заявлением Председателя Совета Безопасности от 26 ноября 2008 года и докладом Генерального секретаря от 24 ноября 2008 года, ЕВЛЕКС работает в сфере обеспечения законности и правопорядка под общим руководством и в рамках нейтральной по статусу структуры Организации Объединенных Наций. СДК и МООНК продолжают обмениваться информацией, в частности, в отношении развития событий в сфере безопасности, координировать деятельность и разрабатывать общие подходы к вопросам, связанным с поддержанием мира и стабильности на местах. Учреждения, фонды и программы Организации Объединенных Наций также продолжают тесно сотрудничать с МООНК. Миссия с июня 1999г и по настоящее время. 3.3 ООН и борьба с международным терроризмом Проблема терроризма вызвала озабоченность многих государств еще во времена Лиги Наций. В 1937 г. под эгидой Лиги была предпринята первая крупная многосторонняя попытка принятия международного документа и подготовлена Конвенция о пресечении терроризма и наказании за него. Однако Конвенция так и не вступила в силу, и лишь после создания ООН вновь активизировались усилия международного сообщества, направленные на то, чтобы поставить юридический заслон на пути расползания этого зла по планете. В большинстве документов главное внимание уделяется индивидуальной уголовной ответственности террористов. В них предусматривается, что государства-участники должны обеспечить наказуемость преступлений, определенных в документе, в соответствии с их внутригосударственным правом. Государство, на территории которого обнаружен предполагаемый правонарушитель, обязано обеспечить выдачу этого лица одному из государств, имеющему отношение к совершенному преступлению, или же передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования. Государства должны принять в соответствующих случаях все необходимые меры для установления своей юрисдикции над оговоренными преступлениями. Они должны сотрудничать не только в оказании судебной помощи, но и предупреждении террористических актов. Перспективными представляются и усилия государств на региональном уровне, в частности, в процессе создания общеевропейских структур безопасности и сотрудничества, когда могут быть согласованы общеприемлемые договоренности о придании максимальной эффективности принципу неприменения силы и угрозы силой, в том числе о четком порядке использования государствами права на самооборону и о создании многонациональных сил по поддержанию мира в Европе. С особой остротой вооруженное противостояние проявилось, прежде всего, в государствах с федеративным устройством, а также в странах с многонациональным составом населения, разделенным к тому же по конфессиональному признаку. В бывшей Югославии кризисные ситуации и вооруженные конфликты возникли в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Македонии, сербском Косово и Метохия. На постсоветском пространстве самыми острыми и затяжными оказались вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, Таджикистане, Приднестровье, а также грузино-абхазский, грузино-югоосетинский, чеченский. Урегулирование военно-политических кризисов и вооруженных конфликтов, которые угрожали не только региональной, но и международной безопасности, потребовало вмешательства мирового сообщества под эгидой ООН. Однако в условиях лавинообразного нарастания числа новых кризисных ситуаций и вооруженных конфликтов, требовавших немедленного урегулирования, организационно-процедурные и военно-оперативные возможности ООН оказались явно недостаточными. Это стало одной из причин обращения ООН к помощи региональных и субрегиональных организаций. Разумеется, искоренение международного терроризма - задача сложная, комплексная и долговременная, требующая активных скоординированных действий и шагов, направленных на формирование глобальной системы противодействия этой угрозе с опорой на универсальные конвекции и соответствующие глобальные, региональные, субрегиональные и национальные структуры. 4. Усиление эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях Решимость государств отказаться от военной агрессии и угрозы ею в качестве средства урегулирования международных споров и инструмента национальной политики получила международно-правовое закрепление в подписанном 27 августа 1928 г. Пакте Бриана-Келлога. Дальнейшее развитие принцип отказа от агрессии войны получил Устав ООН, согласно которому все государства - члены ООН «воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций» (п.4 ст.2) Закрепленный в Уставе принцип является обязательным для исполнения всеми государствами. Исключения прямо и четко предусмотрены Уставом. Разработка принципа началась с принятия на 25-ой сессии Генеральной Ассамблеи в 1970 г. на основе консенсуса Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Декларация отражает принцип неприменения силы или угрозы силой. Новым содержанием служит и предусматриваемый запрет актов репрессии, связанных с применением силы, а так же каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. Особое значение имеет впервые устанавливаемая органическая связь принципа неприменения силы с разоружением и повышением эффективности ООН. В этом плане важную роль играют положения о том, что все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания мира и безопасности, стремится сделать более эффективной систему коллективной безопасности. Конкретизация принципа неприменения силы осуществляется не только в рамках ООН, но и на двустороннем и региональном уровнях. Практика послевоенных и особенно последних лет подтверждает, что задача безусловного утверждения принципа неприменения силы в международной жизни, не сошла на нет, а напротив стала еще более настоятельной и актуальной. Среди закрепленных в Уставе ООН взаимосвязанных принципов международного права этот принцип имеет первостепенную важность. Только строгое и неукоснительное соблюдение всеми государствами может обеспечить мирные условия жизни народов и государств. Заключение Организация Объединенных Наций помогла в течении более чем полувека не допустить сползания к новой мировой войне, хотя мир нередко оказывался на гране катастрофы, избежать многих военных конфликтов и кризисов, которые в других обстоятельствах и в отсутствие ООН могли бы привести к еще более серьезным региональным и международным пожарам и поставили бы под угрозу само существование человечества. Немаловажная заслуга ООН состоит в том, что она в определенной степени содействовала упорядоченному решению экономических, социальных, культурных, гуманитарных, экологических и иных проблем. Рассмотрев предложенные задачи можно сделать вывод, что в целом деятельность ООН стала заметным уникальным явлением международной жизни XX и XXI столетий, превратилась в центральный элемент обеспечения стабильности и безопасности на глобальном и региональном уровнях. Список литературы 1. Федоров Н.В., Организации Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в ХХI веке.- М.: Логос, 2007 - 944с. 2. http://www.un.org/ru/documents/charter/, Устав ООН. . http://www.un.org/ru/faq/, Часто задаваемые вопросы. . http://www.un.org/ru/peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtml, Цифры и числа (статистические данные ООН). . Международные неправительственные организации в современной мирополитической системе. - М.: КРАСКАНД, 2009 - 272 с. . Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации/ Под ред. проф. П.А. Цыганкова: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 - 320 с. . ООН и некоторые проблемы регионального миротворчества. «Мировая экономика и международные отношения» - М.: Наука, №6/2008 - с.3 Скачать архив (22.5 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |