Главная » Экономика |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН 1.1 История создания Совета безопасности ООН 1.2 Совет безопасности ООН на современном этапе развития 2. ООН КАК ОСНОВНОЙ ГАРАНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 2.1 Структура и функции Совета безопасности ООН 2.2 Органы ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН 3.1 Основные проблемы развития Совета Безопасности ООН 3.2 Тенденции развития Совета Безопасности ООН ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Организация Объединенных Наций (далее - ООН), являющаяся уже на протяжении шести десятилетий основой и гарантом международного правопорядка, была и остается опорной конструкцией международных отношений и равноправного многостороннего сотрудничества в интересах всех государств. Сегодня она сталкивается с новыми задачами, связанными с различными аспектами глобализации международной жизни, находящими свое проявление в новых вызовах и угрозах международному миру и безопасности. Необходимость коллективного решения наиболее значимых вопросов, таких как изменение климата, преодоление нищеты, голода, болезней, борьба с терроризмом, черными рынками оружия массового уничтожения, пиратством, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия и т.д., заставила международное сообщество по-новому взглянуть на систему коллективной безопасности, а также на роль и место Совета Безопасности ООН в деле эффективного разрешения международных споров, урегулирования конфликтов, разрешения кризисных ситуаций в различных областях жизни и принятия эффективных и приемлемых мер в рамках системы коллективной безопасности. Такое новое видение роли и полномочий одного из главных и наиболее влиятельных органов ООН и всей международной системы в целом связано с произошедшим в последние десятилетия значительным расширением полномочий Совета Безопасности при сохранении его главной ответственности за поддержание международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН. Развитие ОООН сформулировано в трудах советских и российских ученых: Бекяшева К. А., Боброва Р. Л., Дурденевского В. Н., Капустина А. Я., Ковалевой Т. М., Коровина Е. А., Котляра В. С., Крылова С. Б., Кузьмина Э. Л., Лукашука И. И., Малинина С. А., Моисеева Е. Г., Морозова Г. И., Тиунова О. И., Тункина Г. И., Федорова В. Н., Черниченко С. В., Шибаевой Е. А. В ходе исследования были использованы работы следующих зарубежных ученых: Ж. Альвареса, Ч. Амерасингхе, М. Беджауи, Э. де Вет, С. Гудспида, Я. Джонстона, Г. Кельзена, Ф. Киргинс, С. Ламб, К. Манусамы, Л. Мартинеса, А. Марчика, Дж. Нолта, Л. Ольберга, Э. Розанда, А. Росса, Н. Ростоу, П. Сандса, П. Caca, С. Тэлмона, М. Хаппольда, К. Харпера, Р. Хиггинс, С. Честермана, О. Шахтера, М. Шоу. Цель работы - рассмотреть особенности Совета безопасности ООН. Задачи работы: . Рассмотреть развитие и становление совета безопасности ООН; . Дать оценку ООН как основного гаранта международной безопасности в современном мире; . Проанализировать перспективы развития совета безопасности ООН. Методологическую базу исследования составляет комплекс общенаучных, а также специальных методов познания, в том числе формально-юридический, логический, исторический, сравнительно-правовой.
1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН .1 История создания Совета безопасности ООН безопасность организация объединенная нация Исторические условия создания Организации Объединенных Наций во многом определили политический характер и особенности этой организации. ООН была создана, прежде всего, как всемирная организация коллективной безопасности, призванная избавить грядущие поколения от бедствий войны, давать решительный отпор агрессии, всемерно содействовать сохранению и укреплению международного мира и безопасности. Именно эта задача, четко сформулированная в Уставе ООН, определяет стержневое направление деятельности ООН, и так будет до тех пор, пока в мире действуют силы, заинтересованные в подавлении освободительной борьбы народов, в сохранении и расширении очагов военной опасности, в обострении международной обстановки. ООН явилась первой международной организацией, основанной на принципе равенства и равноправия двух противоположных социальных систем. В соответствии с ее Уставом гарантией этого равенства призван служить принцип единогласия постоянных членов главного органа ООН - по поддержанию мира - Совета Безопасности. Принципиальная и последовательная борьба Советского Союза совместно с братскими социалистическими странами и всеми миролюбивыми силами за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов активно способствует выполнению поставленных перед ООН задач, препятствует попыткам империализма использовать эту международную организацию в целях, идущих вразрез с Уставом ООН. На основе принятой XXIV съездом КПСС Программы мира и международного сотрудничества, выражающей, как это признается повсюду, чаяния всех народов, всего человечества, Советский Союз выступает за то, чтобы в полной мере использовать возможности ООН для решения острых международных проблем, для отпора любым актам агрессии и международного произвола, для утверждения принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем, для поддержки движений народов за свое национальное и социальное освобождение. В современной обстановке возможности миролюбивых сил в их борьбе против сил агрессии и войны велики как никогда. Могущество мировой системы социализма, последовательная миролюбивая политика Советского Союза и братских социалистических стран, а также происходящие в мире важные прогрессивные процессы постепенно приводят капитализм к признанию необходимости вести дела с социалистическими государствами на основе мирного сосуществования. Большой победой разума и реализма в международных отношениях явилось вступление в силу договоров СССР и ПНР с ФРГ и комплекса соглашений по Западному Берлину, подписание Договора об основах отношений между ГДР и ФРГ, осуществление практических шагов в развитии советско-французских и советско-американских отношений, достижение ряда важных международных соглашений по вопросам разоружения. Открываются перспективы к обеспечению прочного мира в Европе, созыву общеевропейского совещания. Ликвидация опаснейшего очага войны во Вьетнаме оздоровляет обстановку в Азии, открывает еще более благоприятные перспективы для борьбы сил мира и прогресса за дальнейшее укрепление международной безопасности. Успехи, достигнутые на пути разрядки международной напряженности, постепенное внедрение в международные отношения принципа мирного сосуществования между двумя социальными системами повышают роль ООН как важного института, призванного содействовать урегулированию актуальных политических международных проблем в интересах укрепления всеобщего мира и безопасности. Эффективность деятельности ООН в деле поддержания международного мира и безопасности зависит от многих факторов и в первую очередь от политики великих держав, от согласованности их усилий в выполнении той главной ответственности, которая в этом отношении возложена на них Уставом. Принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности в поддержании мира и международной безопасности - фундамент всего здания Организации Объединенных Наций. Соблюдение этого принципа означало бы на деле признание равноправия двух социальных систем, торжество политики мирного сосуществования и сотрудничества между ними. В этой связи важное значение приобретают достигнутые в последние годы соглашения между Советским Союзом и некоторыми другими постоянными членами Совета Безопасности. Так, в Принципах сотрудничества между СССР и Францией, подписанных 30 октября 1971 г., указывается, что это сотрудничество в политической области будет находить, в частности, свое выражение с должным учетом прав и прерогатив других заинтересованных держав в осуществлении ответственности, которую несут обе страны в мире как постоянные члены Совета Безопасности ООН. В документе об Основах взаимоотношений между Советским Союзом и США, подписанном в Москве 29 мая 1972 г., подчеркивается, что на Советском Союзе и Соединенных Штатах лежит особая обязанность, как и на других странах - постоянных членах Совета Безопасности, делать все от них зависящее, чтобы не возникло конфликтов или ситуаций, способных усилить международную напряженность. В этом документе отмечается также, что конечной задачей своих усилий СССР и США считают решение проблемы всеобщего и полного разоружения и обеспечение эффективной системы международной безопасности в соответствии с целями и принципами ООН. Как известно, с конца 50-х и начала 60-х годов соотношение сил в ООН стало решительно меняться в пользу социализма и молодых развивающихся государств, возникших на развалинах колониальных империй. Этот процесс продолжал развиваться на всем протяжении 60-х годов и к настоящему времени в ООН по сравнению с первоначальным периодом произошли коренные перемены, отразившие, хотя и не в полной мере, новую расстановку сил в мире. Сейчас в ООН входят 132 государства-члена, в то время как в 1945 г. Устав подписало 51 государство. В 1945 г. социалистические государства располагали в Генеральной Ассамблее всего шестью голосами (СССР, УССР, БССР, Польша, Чехословакия, Югославия), тогда как на Америку, Западную Европу и Британское содружество приходилось 35 голосов, что уже обеспечивало квалифицированное большинство (2/3 голосов), необходимое для принятия решений в Ассамблее по существенным вопросам. В 1945 г. в ООН были представлены около десяти африканских и азиатских стран. Причем все они находились в сильной зависимости от западных держав. Главным звеном «машины голосования» являлись 20 государств Латинской Америки, на которые в 1945 г. приходилось почти 40% общего числа членов ООН. Такое положение с небольшими изменениями сохранялось до конца 50-х годов. Участие латиноамериканских стран в деятельности ООН в решающей степени контролировалось и направлялось в то время Вашингтоном. Ныне основной силой в Генеральной Ассамблее и ряде других органов ООН, в той или иной мере занимающихся рассмотрением вопросов поддержания международного мира и безопасности, являются социалистические и развивающиеся страны, составляющие большинство членов организации. Возможности ООН были широко использованы Советским Союзом при разработке и заключении международных соглашений, направленных к сдерживанию гонки ядерного вооружения: Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (1963 г.), Договора о принципах деятельности государств в космосе (1967 г.), Договора о нераспространении ядерного оружия (1970 г.), Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах оружия массового уничтожения (1971 г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.). Под воздействием сил мира возросла роль ООН в урегулировании кризисных ситуаций, споров и конфликтов между государствами. Уже в 50-х годах некоторые решения и действия ООН в известной мере содействовали разрядке кризисных ситуаций на Ближнем Востоке, явившихся следствием тройственной агрессии против Египта и американо-английской интервенции в Ливане и Иордании. В период карибского кризиса (1962 г.) ООН сыграла роль буфера, амортизировавшего столкновение между США и СССР, выступила в роли посредника, к услугам которого обе стороны прибегали по взаимному согласию. Направление войск ООН на Кипр (1964 г.) с согласия правительства Республики Кипр ослабило напряженность в этом районе, помогло сорвать планы НАТО, направленные против независимости этой страны и ее территориальной целостности. ООН способствовала превращению военного конфликта между Индией и Пакистаном (1965 г.), урегулированного на основе Ташкентской декларации. В 1971 г. социалистическая дипломатия широко использовала трибуну ООН для мобилизации мирового общественного мнения в поддержку национально-освободительной борьбы бенгальского народа, увенчавшейся созданием независимой Народной Республики Бангладеш. Особое значение имеет резолюция Совета Безопасности от 22 ноября 1967 г., осуществление которой означало бы установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Эта резолюция продолжает оказывать определенное сдерживающее влияние на израильского агрессора и его заокеанских покровителей. Характеризуя деятельность Организации Объединенных Наций за четверть века ее существования, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в своем выступлении в Баку 2 октября 1970 г. указывал: «Несмотря на все свои недостатки и слабости, Организация Объединенных Наций внесла полезный вклад в осуществление целей и принципов, провозглашенных в ее Уставе. Она содействовала преодолению ряда острых международных кризисов. Мы рассматриваем такой итог как серьезный успех внешней политики Советского Союза, других социалистических стран, всех миролюбивых сил на нашей планете... Развитие международной обстановки в 60-х годах и в настоящее время властно требует от Организации Объединенных Наций сосредоточения и активизации усилий на главном направлении, определяемом центральной задачей ООН - задачей поддержания мира и международной безопасности». 1.2 Совет безопасности ООН на современном этапе развития В XXI веке перед человечеством встают новые угрозы и вызовы, которые заставляют его уделять особое внимание вопросам обеспечения и поддержания международного мира и безопасности. Современная картина угроз миру и безопасности включает не только международные войны и конфликты, но и насилие против гражданского населения, организованную преступность, нищету, смертоносные инфекционные заболевания, деградацию окружающей среды, а также терроризм и оружие массового уничтожения. К концу XX столетия терроризм из локального внутреннего фактора превратился в международное явление, появилось понятие международного терроризма. Различные аспекты терроризма, понятие, социально-политические и организационно-тактические характеристики данного явления рассматриваются как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Вопрос о борьбе с терроризмом стоит в повестке дня ООН уже на протяжении нескольких десятилетий, в процесс его решения вовлечены главные органы этой организации, причем Совет Безопасности занимает особое положение. Связано это, прежде всего, с теми средствами и методами, которые используются данным органом для выполнения возложенных на него Уставом ООН функций. Главным образом Совет Безопасности участвует в борьбе с терроризмом посредством создания норм права и учреждения вспомогательных органов, призванных осуществлять мониторинг за имплементацией соответствующих положений резолюций. сентября 2001 г. Совет Безопасности принял нормативную резолюцию 1373, в которой установил достаточно широкий перечень обязательств, начиная с обязанности государств признать преступлением финансирование терроризма и заканчивая обязанностью заморозить денежные средства террористов и усилить контроль за пересечением границ. Положения резолюции не содержат решений в отношении определенного государства, а налагают на все государства неограниченные по времени обязательства общего характера по проблемам, представляющим интерес для всего международного сообщества в целом, т. е. создают нормы международного права. Совет Безопасности отказался от практики применения принудительных мер в отношении отдельных государств и применил абсолютно новый подход, носящий общий характер и предполагающий создание норм права и учреждение новых органов. Являясь важной вехой в процессе прогрессивного развития полномочий Совета Безопасности, резолюция 1373 заложила прочную правовую основу для сотрудничества государств в сфере борьбы с терроризмом и поставила перед ними задачу повышения уровня эффективности предпринимаемых действий. В связи с нормативным характером резолюции, а также необходимостью гарантировать эффективность и преемственность международных действий в данной области, в качестве вспомогательного органа был создан Контртеррористический комитет Совета Безопасности (далее - КТК), призванный осуществлять контрольные функции за осуществлением принятой резолюции. Новаторский характер резолюции проявился также в том, что впервые Советом Безопасности был создан комитет с глобальным охватом. В соответствии с п. 6 резолюции 1373 (2001) КТК осуществляет контроль за выполнением положений резолюции. Государства, не позднее чем через 90 дней с момента принятия резолюции, должны представить Комитету доклад о шагах, предпринятых ими для осуществления резолюции 1373 (2001). В дальнейшем такие доклады должны представляться КТК согласно утвержденному им графику. Во исполнение п. 7 резолюции 1373 Совета Безопасности 16 октября 2001 г. были утверждены Руководящие принципы работы Контртеррористического комитета. В соответствии с положениями данного документа в состав КТК входят все члены Совета Безопасности. Заседания КТК возглавляются Председателем, который назначается Советом Безопасности. Председатель и его заместители образуют Бюро КТК. В соответствии с п. 1 Комитет в своей деятельности руководствуется принципами сотрудничества, транспарентности и беспристрастности. Совет Безопасности осуществляет контроль за деятельностью КТК посредством рассмотрения докладов, представляемых ему на регулярной основе. Со времени создания КТК его работа значительно расширилась, и на сегодняшний день в его арсенале имеется достаточно обширный набор методов и средств, начиная с рассмотрения докладов государств и заканчивая развитием связей с международными и региональными организациями. Основные направления работы КТК следующие: Мониторинг и поощрение осуществления резолюции 1373 (2001) главным образом посредством рассмотрения докладов государств-членов в соответствии с п. 6 резолюции. С этой целью КТК был подготовлен список координаторов, к которым государства должны были обращаться с просьбами о предоставлении информации или оказании помощи в связи с вопросами, возникающими в контексте резолюции 1373 (2001). За девять лет работы КТК его экспертами был осуществлен анализ деятельности всех 192 государств - членов ООН по осуществлению резолюции 1373 (2001). Сотрудничество КТК с международными, региональными и субрегиональными организациями. За период существования КТК было проведено пять специальных совещаний КТК и международных, региональных и субрегиональных организаций (первое совещание - Нью- Йорк, 6 марта 2003 г.; второе - Вашингтон, 7 октября 2003 г.; третье - Вена, 11-12 марта 2004 г.; четвертое - Алматы, Казахстан, 26-28 января 2005 г.; пятое совещание - Найроби, октябрь 2007 г.). Проведение совещаний способствовало установлению и развитию диалога с международными, региональными и субрегиональными организациями, которые располагают или намерены располагать контртеррористическими программами по вопросам, охватываемым резолюцией 1373 (2001), а также обмену информацией, осуществляемому в обе стороны. февраля 2004 г. КТК представил на рассмотрение Совета Безопасности документ «Предложения по активизации работы Контртеррористического комитета», в котором содержался комплекс мер, призванных содействовать устранению выявленных трудностей. В докладе отмечалась необходимость всячески поддерживать и укреплять ту роль, которую Совет Безопасности через посредство КТК играет в борьбе с терроризмом. По словам Председателя КТК (2003-2004) Иносенсио Ариаса, идея активизации работы КТК была основана на двух главных убеждениях. Во-первых, терроризм является одной из главных угроз международному миру и безопасности. Во-вторых, ООН должна играть ведущую роль в борьбе против этой угрозы, для чего необходимо сохранить и укрепить роль Совета Безопасности посредством укрепления роли КТК. По состоянию на сентябрь 2009 г. экспертами ИДКТК были осуществлены визиты в более чем 40 государств. В докладе КТК Совету Безопасности за 2009 г. отмечается, что поездки свидетельствуют о том, что борьба с терроризмом по-прежнему является проблемой для всех стран, а для достижения цели всестороннего осуществления резолюции 1373 (2001) государствам-членам необходимо постоянно держать под контролем их политику и меры по борьбе с терроризмом. Огромное значение миссий по оценке состоит также в том, что ИДКТК удается получать значительно более точную информацию о региональных интересах государств- доноров, возможностях по оказанию технической помощи и существующих в таких государствах программах. Центральное место в работе КТК по-прежнему занимает рассмотрение докладов государств - членов ООН в рамках осуществления резолюции 1373 (2001). После принятия в октябре 2006 г. обновленных методов работы КТК главным инструментом для диалога между КТК и государствами-членами служит предварительная оценка осуществления (ПОО), которая представляет картину положения борьбы с терроризмом в каждой стране на основании информации, полученной от самой страны, международных организаций и других открытых источников и предоставляемой только этой стране. На основании информации, содержащейся в ПОО, ИДКТК в 2008 году подготовил первый глобальный Обзор осуществления резолюции 1373 (2001) в различных регионах и субрегионах мира. В ноябре 2009 г. на рассмотрение Совета Безопасности был представлен второй Обзор осуществления государствами-членами резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности, который является результатом пересмотра и в некоторых аспектах дополненным вариантом первоначального обзора. Благодаря усилиям КТК и ИДКТК государства добились существенных успехов в деле выполнения обязательств, установленных Советом Безопасности, о чем свидетельствует Обзор осуществления резолюции 1373 (2001). В большинстве стран созданы всеобъемлющие и целостные национальные правовые рамки борьбы с терроризмом, разработаны меры по борьбе с финансированием терроризма, обеспечения пограничного контроля, а также надлежащие механизмы обеспечения внутренней безопасности и правоприменения. Подавляющее большинство государств-членов стали участниками десяти или более международно-правовых документов о борьбе с терроризмом. Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне международного сотрудничества и готовности государств- членов ООН осуществлять установленные Советом Безопасности обязательства. 2. ООН КАК ОСНОВНОЙ ГАРАНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 2.1 Структура и функции Совета безопасности ООН Состав Совета состоит из 15 членов: пять постоянных членов: Китай <http://www.china-un.org/eng/>, Российская Федерация <http://www.un.int/russia/new/MainRootrus/index_plain.html>, Соединенное Королевство <http://ukun.fco.gov.uk/en/>, Соединенные Штаты <http://www.usunnewyork.usmission.gov/> и Франция <http://www.franceonu.org/spip.php?rubrique2> и десять непостоянных членов, избирающихся на двухгодичный срок: Австралия <http://www.unny.mission.gov.au/unny/home.html> (2014) Азербайджан <http://www.un.int/azerbaijan/> (2013) Аргентина <http://enaun.mrecic.gov.ar/> (2014) Гватемала <http://www.guatemalaun.org/> (2013) Люксембург <http://newyork-un.mae.lu/en> (2014) Марокко <http://morocco-un.org/> (2013) Пакистан <http://www.pakun.org/> (2013) Республика Корея <http://un.mofat.go.kr/english/am/un/main/index.jsp> (2014) Руанда <http://rwandaun.org/site/> (2014) Того <http://togomission.com/> (2013) Свыше 70 государств - членов Организации Объединенных Наций никогда не были членами Совета. Государство, которое является членом Организации Объединенных Наций, но не является членом Совета Безопасности, может участвовать, без права голоса, в обсуждениях, когда Совет считает, что рассматриваемый вопрос затрагивает интересы этого государства. Как члены Организации Объединенных Наций, так и не являющиеся ее членами субъекты, если они являются сторонами рассматриваемого Советом спора, могут быть приглашены принять участие, без права голоса, в дискуссиях Совета; Совет определяет условия участия того или иного государства, не являющегося его членом. Согласно ст. 23 <http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter5.shtml> Устава ООН Совет Безопасности состоит из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными, а именно: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США. Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок, и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению. Места непостоянных членов Совета распределяются следующим образом: от Азии и Африки - 5 членов, Восточной Европы - 1, Латинской Америки и Карибского моря - 2, Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии - 2 члена. В последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи весьма активно обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасности до 20 и более, в том числе постоянных - до 7-10. Для обеспечения быстрых и эффективных действий члены ООН возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени. Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ежегодные доклады и по мере необходимости специальные доклады. Совет Безопасности сможет в соответствии со своими обязанностями по Уставу ООН поддерживать и укреплять международный мир и безопасность лишь в том случае, если решения Совета будут пользоваться полной поддержкой международного сообщества и если стороны, участвующие в конфликтах <http://jurkom74.ru/praktika-razresheniya-trudovich-sporov/konflikti-v-obschestve-i-upravlenii-ich-klassifikatsiya>, будут выполнять эти решения в полном объеме. Функции и полномочия Совета Безопасности: поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с целями и принципами ООН; расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные трения; делать рекомендации относительно методов <http://jurkom74.ru/m/metod> урегулирования таких споров или условий их разрешения; вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые надлежит принять; призывать государства - члены ООН к применению экономических санкций и других мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для предупреждения или прекращения агрессии: предпринимать военные действия против агрессора; делать рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного суда; осуществлять в стратегических районах функции ООН по опеке; делать рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначения Генерального секретаря и вместе с Генеральной Ассамблеей выбирать судей Международного суда; представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее. Роль ООН, и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечении международной безопасности сводится к осуществлению следующих четырех мероприятий. Превентивная дипломатия - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. Миротворчество - это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI Устава ООН. Поддержание мира - это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного и (или) полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала. Миростроительство в постконфликтный период - это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации. По мнению ООН, эти четыре вида деятельности в совокупности, осуществляемые при поддержке всех членов, способны стать целостным вкладом ООН в обеспечение мира в духе ее Устава. Когда Совету Безопасности сообщают о возникновении угрозы миру, он просит стороны достичь согласия мирными средствами. Совет может выступить в роли посредника или сформулировать принципы урегулирования спора. Он может просить Генерального секретаря провести расследование и представить доклад о сложившейся ситуации. В случае начала боевых действий Совет Безопасности принимает меры к обеспечению прекращения огня. Он может с согласия заинтересованных сторон направить в конфликтные районы миссии по поддержанию мира для ослабления напряженности и разведения противоборствующих сил. Совет Безопасности вправе разместить миротворческие силы для предотвращения возобновления конфликта. Он обладает полномочиями принуждать к выполнению своих решений путем введения экономических санкций и принятия решения о применении коллективных военных мер. Правовой статус <http://jurkom74.ru/p/pravovoy-status> миротворческих сил ООН определяется соглашением между ООН и принимающим государством. В соответствии с этими соглашениями после принятия Советом Безопасности решения об учреждении операции по поддержанию мира соответствующие государства-члены обязаны содействовать осуществлению мандата этой операции. Согласно ст. 5 и 6 Устава Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности может приостановить осуществление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену организации, если против него Советом Безопасности были предприняты действия превентивного или принудительного характера. Государство - член ООН, систематически нарушающее принципы, закрепленные в Уставе, может быть исключено из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Совет Безопасности действует от имени всех членов Организации. В соответствии со ст. 25 Устава члены Организации соглашаются «подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Согласно ст. 43 они обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода. Такое соглашение или соглашения определяют численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение, и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи. 2.2 Органы ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира Организация Объединенных Наций постоянно адаптировала свой потенциал в сфере мира и безопасности к меняющимся международным реалиям. Организация Объединенных Наций укрепляла свою оперативную готовность для осуществления и поддержки посреднических усилий. В качестве основного новаторского шага в этом направлении в 2006 году в Департаменте по политическим вопросам была создана Группа поддержки посредничества, которая в настоящее время считается центральным подразделением по оказанию посреднической поддержки в рамках системы Организации Объединенных Наций, способным содействовать миротворческим усилиям Организации Объединенных Наций, государств-членов, региональных организаций и других субъектов. Возможности Группы дополняют специальный опыт, накопленный системой Организации Объединенных Наций. В период 2008-2011 годов эта группа предоставляла ряд вспомогательных услуг в рамках осуществления более 35 процессов посредничества и диалога. Важнейшим инструментом Департамента по политическим вопросам в рамках его потенциала оперативного реагирования является Резервная группа экспертов по вопросам посредничества. Эти эксперты, которые могут приступить к выполнению своих функций уже через 72 часа, специализируются по вопросам разработки процессов, конституционного строительства, гендерного равенства, совместного использования природных ресурсов, разделения властных полномочий и мер безопасности. Трое экспертов из семи - женщины. Они, как правило, могут находиться на местах около месяца. О потребности в использовании этого потенциала оперативного реагирования может свидетельствовать тот факт, что в период 2008-2011 годов члены Резервной группы были задействованы более 100 раз. Долгосрочные потребности Департамента по политическим вопросам удовлетворяются путем использования реестра посредников. В области посредничества крайне важное значение имеет обеспечение доступа к специально подготовленному персоналу для удовлетворения соответствующих потребностей на различных этапах и уровнях мирного процесса. На сегодняшний день в рамках системы Организации Объединенных Наций имеется несколько таких реестров, которые связаны между собой. В целях налаживания и поддержания посреднических процессов Департамент по политическим вопросам ведет реестр, в который входят около 240 заранее отобранных экспертов по тематическим вопросам и оперативной деятельности и ведущих специалистов по вопросам посредничества. Эти эксперты являются представителями 70 стран, и 37 процентов из них составляют женщины. При отборе специалистов для включения в реестр особое внимание уделяется практическому опыту в области посредничества, географической представленности, знанию языков и сбалансированной представленности женщин и мужчин. С тех пор, как в середине 2011 года этот реестр начал использоваться, с его помощью было удовлетворено более 80 просьб о посредничестве. С просьбами о предоставлении услуг экспертов из реестра могут обращаться все подразделения системы Организации Объединенных Наций, региональные или субрегиональные организации, неправительственные организации, а также государства-члены. Для решения некоторых конкретных вопросов в рамках посреднических процессов можно использовать реестры специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, например реестр ЮНЕП, включающий технических специалистов по вопросам рационального использования природных ресурсов в нестабильных и постконфликтных районах. Уделяя особое внимание специальным знаниям, касающимся национального и местного потенциала по предотвращению конфликтов и осуществлению посреднической деятельности, ПРООН ведет свой реестр, который включает около 150 экспертов по вопросам посредничества и диалога, учебно-аналитической деятельности в области предотвращения конфликтов и разработки программ миростроительства. В целях дальнейшего осуществления информационно-пропагандистской работы со специалистами по гендерным вопросам дополнительное внимание уделяется также выявлению национальных и региональных женских организаций, имеющих богатый опыт в вопросах осуществления мирных процессов. С этой целью Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин создала базу данных для сбора информации о женских организациях, выполняющих различные функции в рамках мирных процессов, и для оценки качества и вида предоставляемых ими экспертных услуг. С учетом роли региональных соглашений и органов, в главе VIII Устава Организации Объединенных Наций, Организация оказывала приоритетную поддержку субъектам, стремящимся к созданию посреднического потенциала, опираясь на осуществляемое на экспертном уровне взаимодействие между Организацией Объединенных Наций и региональными организациями. Африканский союз создал новую структуру для поддержания мира, включающую систему раннего предупреждения, Группу мудрецов и реестр посредников. Российская поддержка Африканского союза, подробно описанная в двух программах работы по укреплению посреднического потенциала (на 2009-2010 и 2011-2012 годы), предусматривает разработку руководящих принципов по налаживанию партнерских отношений между Организацией Объединенных Наций и Африканским союзом в области посредничества; содействие ведению реестра посредников Африканского союза; проведение на экспертном уровне полугодичных совещаний Организации Объединенных Наций и Африканского союза; организацию учебных мероприятий по вопросам гендерного равенства и посредничества; а также проведение семинаров по анализу накопленного опыта в укреплении сотрудничества между Организацией Объединенных Наций, Африканским союзом и региональными экономическими сообществами. Создание Отделения Организации Объединенных Наций при Африканском союзе содействовало дальнейшему усилению нашей способности тесно сотрудничать с Африканским союзом по вопросам осуществления посреднической деятельности, а также по другим аспектам укрепления мира и безопасности. Вся эта работа в значительной степени осуществляется в тесном сотрудничестве с такими неправительственными организациями, как Инициатива по урегулированию кризисов, Центр за гуманитарный диалог, Африканский центр по вопросам конструктивного урегулирования споров и Академия им. Фольке Бернадотта. Другие учреждения, такие как Международный институт мира, Центр по вопросам посреднической деятельности в Африке при университете Претории и Институт по изучению проблем безопасности, также занимались укреплением потенциала Африканского союза в области посредничества, организуя учебную подготовку, проводя аналитические мероприятия, наращивая институциональный потенциал или принимая непосредственное участие в поддержке посреднических усилий Африканского союза. В рамках всестороннего партнерства с АСЕАН Россия получила более широкое представление о деятельности Организации Объединенных Наций и АСЕАН по вопросам оказания добрых услуг, содействия и посредничества; осуществили обмен накопленным опытом и передовыми методами; определили области укрепления потенциала; способствовали проведению совместных учебных мероприятий; и разработали соответствующие процедуры сотрудничества. Эта деятельность осуществлялась в рамках поездки представителей АСЕАН для ознакомления с работой Группы поддержки посредничества (сентябрь 2011 года), а также в ходе совместных семинаров по анализу накопленного опыта и передовых методов в области миротворчества, поддержания мира и миростроительства, проводившихся в Джакарте в декабре 2011 года и феврале 2012 года. В Европе Организация Объединенных Наций обменивалась с Европейским союзом соответствующим накопленным опытом по вопросам поддержки посреднической деятельности и создания группы поддержки посредничества. В частности, для сотрудников Европейского союза был проведен ряд семинаров и краткосрочных учебных курсов по тематическим вопросам, касающимся процессов посредничества, а также диалог по вопросам предотвращения конфликтов с участием экспертов Европейского союза и Организации Объединенных Наций. Эти усилия содействовали тому, что Европейский союз создал в рамках Европейской службы внешнеполитической деятельности собственный механизм поддержки посредничества. В апреле 2010 года совместно с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) было проведено совместное учебное мероприятие по вопросам посредничества и деятельности в его поддержку, на котором сотрудники Организации Объединенных Наций и ОБСЕ могли получить знания, необходимые для определения исходных точек в областях превентивной дипломатии, предотвращения конфликтов и урегулирования споров, а также для планирования стратегий диалога и посредничества и деятельности по поддержке, включая обмен накопленным опытом. В настоящее время ОБСЕ в соответствии с принятым Советом министров в декабре 2011 года Решением № 3/11 об элементах конфликтного цикла подготавливает предложение об обеспечении максимальной преемственности, последовательности и эффективности участия в посреднической деятельности. году Организация Объединенных Наций и Организация американских государств (ОАГ) разработали годовой план работы по вопросам партнерства в области посредничества, который предусматривал содействие со стороны Группы поддержки посредничества в организации двух учебных курсов по вопросам проведения национального диалога. Эти учебные курсы, на которых прошли подготовку должностные лица из правительственных органов стран Центральной Америки (июль 2011 года) и Южной Америки (ноябрь 2011 года), в основном были посвящены использованию диалога в качестве инструмента предотвращения конфликтов, позволяющего ослаблять возникающую социальную напряженность на национальном уровне. В 2011 году Организация Объединенных Наций и ОИК также приняли годовой план работы, направленный на укрепление посреднического потенциала Секретариата ОИК. В частности, в рамках реализации этого плана в декабре 2011 года состоялась поездка одного из старших сотрудников канцелярии Генерального секретаря ОИК для ознакомления с работой Департамента по политическим вопросам, а также был проведен совместный семинар по вопросам организационного закрепления посреднического потенциала. 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН 3.1 Основные проблемы развития Совета Безопасности ООН Важной проблемой является вопрос о региональном представительстве. Определенные регионы уже перепредставлены в нынешнем составе Совета. Сейчас в Совете недопредставлены развивающиеся страны. Развивающиеся страны зачастую играют роль статистов в решении основных политических вопросов, в то время как большинство конфликтов в последнее время возникает именно на территории этих государств. Некоторые страны придерживаются мнения о том, что членский состав Совета следует увеличить как в категории непостоянных, так и в категории постоянных членов. Другие выступают за увеличение численного состава только за счет непостоянных членов. Например, идею создания новых постоянных мест в Совете Безопасности поддерживают Германия, Япония, Индия и Бразилия. Противниками создания новых постоянных мест в Совбезе ООН являются Аргентина, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Италия, Мальта, Мексика, Пакистан, Республика Корея, Сан-Марино, Испания и Турция Наиболее остро вопрос о расширении «пятерки» был поставлен в 2005 году, когда «группа четырех» - Германия, Япония, Индия и Бразилия - потребовали для себя статуса постоянных членов Совета Безопасности ООН. «Группа четырех» представила своей проект реформы Совета Безопасности, согласно которому число его постоянных членов должно увеличиться на шесть, а непостоянных - на четыре. При этом: Азия получит 2 постоянных и 1 непостоянное место; Африка 2 постоянных и 1 непостоянное место; Западная Европа 1 постоянное и 1 непостоянное место; Латинская Америка 1 постоянное и 1 непостоянное место. Кроме того, «четверка» выразила готовность поднять вопрос о праве вето только через пятнадцать лет после завершения расширения Совета Безопасности. Существуют, однако, и другие модели реформирования Совета безопасности, в частности, проект резолюции, представленный Ганой, Нигерией, Сенегалом и Южной Африкой. Здесь стоит заметить, что в проекте этой резолюции выражена общая позиция африканских стран относительно предполагаемой реформы, воплощенная в так называемом Эзулвинийском Консенсусе. В своем предложении представители африканских стран заявляют, что «принимая во внимание бесспорный факт, заключающийся в том, что в 1945 г., когда создавалась Организация Объединенных Безопасности и расширении его членского состава и другим вопросам, связанным с Советом Безопасности. В проекте своей резолюции африканские страны постановляют: расширить членский состав Совета Безопасности ООН как в категории постоянных членов, так и в категории непостоянных членов, и улучшить его методы работы; предоставить новым постоянным членам такие же прерогативы и привилегии, как и нынешним постоянным членам, включая право вето; предоставить Африки 2 постоянных и 2 непостоянных места в Совете Безопасности; увеличить членский состав Совбеза с 15 до 26 путем создания 11 дополнительных мест, которые должны распределяться следующим образом: 2 постоянных места и 2 непостоянных места для африканских государств; 2 постоянных и 1 непостоянное место для азиатских государств; 1 непостоянное место для восточноевропейских государств; 1 постоянное и 1 непостоянное место для государств Латинской Америки и Карибского бассейна; 1 постоянное место для западноевропейских и других государств. Наиболее спорным пунктом этой резолюции является предложение о предоставлении новым постоянным членам равных прав с нынешними постоянными членами, в частности права вето. Более того, речь идет о немедленном получении новыми постоянными членами этого права. Право вето можно считать своеобразным «стабилизатором», обеспечивающим коллегиальный характер работы Совета Безопасности, «свободного от насилия и диктата со стороны кого бы то ни было». Устав определяет вето как «принцип единогласия постоянных членов Совета». Однако на практике вето означает несогласие с решением. Все постоянные члены Совета Безопасности ООН неоднократно пользовались этим правом. Принятие решений в Совете Безопасности происходит в соответствии со статьей 27 Устава: каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Для принятия решения по вопросам процедуры необходимо, чтобы за них было подано девять голосов членов Совета. Основные вопросы считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании Главы VI и на основании пункта 3 статьи 52 Таким образом, для принятия решений в Совете Безопасности необходимо девять голосов «за» и отсутствие голосов «против» среди пяти постоянных членов. Иными словами, ни один из постоянных членов Совета не должен воспользоваться правом вето. Если постоянный член не полностью согласен с предлагаемым решением, но не хочет блокировать его посредством вето, он может воздержаться, допуская тем самым принятие решения в том случае, если оно получит необходимые девять голосов «за». Тем самым, с применением права вето связаны серьезные процедурные проблемы, которые возникают, когда требуется единогласное решение пяти постоянных членов Совета Безопасности. В итоге, проект реформы Совбеза, предложенный африканскими странами, является маловероятным, поскольку они требуют невозможного. Ни одна из этих стран в ближайшее время не сможет даже приблизиться по уровню экономического развития и политического влияния к нынешним постоянным членам. Существует, конечно, пример ЮАР. Однако основы экономической мощи Южной Африки были заложены еще во времена режима апартеида, при президенте Хендрике Фервурде. Остальные же африканские страны являются экономически слаборазвитыми. Их экономики, как правило, находятся в сильной зависимости от мировой рыночной конъюнктуры, у большинства из них огромный внешний и внутренний долг, во многих из них на сегодняшний день установились не вполне легитимные, недемократические, подчас даже диктаторские режимы. Все эти факторы создают возможность экономического и политического давления на их решения в качестве членов Совета Безопасности. Существует риск, что при принятии решений эти страны будут руководствоваться не долгосрочными интересами мирового сообщества и африканского континента в частности, а интересами конкретных стран и даже правительств. Иными словами, существует риск «покупки» их голосов. Таким образом, если во время холодной войны парализующий эффект на деятельность Совета оказывали линии раздела между западным которые содержали критику политики Израиля в отношении прав человека или осуждение оккупации им арабских земель. Реже всех правом вето пользовался Китай - всего три раза. К основным вопросам относятся вопросы международного мира и безопасности, прием новых членов и вопросы бюджета. Все остальные вопросы относятся к процедурным. Соединенные Штаты полагают, что они в любом случае останутся наиболее влиятельным членом ООН, хотя бы в силу сугубо финансовых причин. Являясь основными «донорами» ООН, США, с одной стороны, активно поддерживают претензии Японии и Бразилии на членство в Совете Безопасности ООН. В частности, по мнению США, Японии уже достигла «нужного» уровня экономики, вносит весомый финансовый вклад в бюджет ООН и участвует в миротворческих операциях. Германия не уступает Японии по многим показателям, но не участвовала в одной из миротворческих операций - в Ираке. Именно этим объясняется нежелание США видеть Германию среди постоянных членов Совета Безопасности. 3.2 Тенденции развития Совета Безопасности ООН Рабочая группа открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и другим вопросам, связанным с Советом Безопасности. Китаем, потенциальным противником США, у американцев также существует некая настороженность. Против Индии выступает также Пакистан. Против Японии настроены обе Кореи и Китай. Китай, кроме того, не одобряет и инициативу «четверки», утверждая, что все решения, касающиеся вопроса расширения Совета Безопасности ООН, должны приниматься исключительно на демократических принципах и на основе общего согласия. С другой стороны, американцы не выражают одобрения перспективе расширения Совета Безопасности. Если число стран, входящих в Совет безопасности ООН на постоянной основе, вырастет, то для того чтобы США смогли получать одобрение своей внешней политике, им потребуется значительно больше времени и усилий. США возражают против расширения географии операций по поддержанию мира, проводимых ООН, создания постоянных миротворческих сил, рассчитывая на собственные ресурсы, а также на союзников по НАТО. Ожидалось, что ситуацию с реформой Совета Безопасности прояснит бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, который в 2012 г. представил на обсуждение свой доклад «При большей свободе», содержавший вариант всеобъемлющей реформы ООН. Естественно, важное место в докладе было отведено вопросу о расширении Совета Безопасности. Кофи Аннан предложил два варианта модификации этого органа. Первый предусматривал создание шести новых постоянных мест без права вето и четырех новых непостоянных мест. Второй же проект Аннана вообще не предусматривал новых постоянных мест, но в нем предполагалось создать новую категорию членов, избираемых на четырехлетний возобновляемый срок, и предоставить новое непостоянное и невозобновляемое место на двухлетний срок. Однако, к сожалению, предложения бывшего Генерального Секретаря ООН относительно преобразования Совета Безопасности, как впрочем, и весь доклад, не стал долгожданным импульсом к проведению реформы ООН, несмотря на заложенное в нем рациональное зерно. В 2013 г. Председатель Генеральной Ассамблеи Хайя Рашид Аль Халифа заявила о необходимости всерьез заняться вопросом реформы Совета Безопасности. В связи с этим в 2014 г. на рассмотрение членов ООН будет передан доклад о путях реформы Совета Безопасности, выработанный на основе трехмесячных переговоров группы из пяти послов со всеми 192 делегациями. Рабочую группу, созданную по настоянию Председателя Генеральной Ассамблеи, возглавили постоянные представители Турции, Кипра, Хорватии, Чили и Нидерландов. Каждый из этих дипломатов отвечал за одно из ключевых направлений реформы, касающихся численности состава, а также института вето, регионального представительства, эффективности работы и взаимодействия с Генеральной Ассамблеей. К сожалению, данный доклад стал очередным документом, содержащим рекомендации по реформе и общие положения о важности реформирования Совбеза ООН и необходимости продолжения работы в этом направлении. В любом случае с учетом статьи 23 Устава Организации Объединенных Наций одним из методов стимулирования государств-членов к внесению большего вклада в международный мир и безопасность будет то, что Генеральная Ассамблея, учитывая установившуюся практику региональных консультаций, будет избирать членов Совета Безопасности, отдавая предпочтение в плане постоянных или более долгосрочных мест тем государствам, которые относятся к числу трех наибольших финансовых вкладчиков в их соответствующей региональной зоне в регулярный бюджет, или трех наибольших добровольных вкладчиков из их региональной зоны, или трех наибольших вкладчиков в их региональной зоне с точки зрения предоставления войск для миссий Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Кроме того, любому кандидату на постоянное место в Совете Безопасности будет невероятно сложно заручиться поддержкой стран, уже состоящих в нем, потому что в процессе решения объективные принципы могут уступить место субъективным, таким как личные интересы «большой пятерки» и других стран, чье согласие необходимо. Так, например, амбиции Бразилии вызывают довольно прохладную реакцию у других латиноамериканских стран, прежде всего Мексики и Аргентины. Последним кажется несправедливым, что говорящую по-испански Латинскую Америку в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН будет представлять португалоязычная Бразилия. Против Германии высказываются Италия, Испания, Франция и Великобритания. Два последних государства, возможно, опасаются того, что в случае неудачной попытки Германии примкнуть к ним в составе Совета Безопасности в ООН вновь заговорят о необходимости создания единого места для всего Евросоюза в Совете Безопасности. Скачать архив (35.7 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |