Главная » Экономика |
Содержание Введение . Миграционная политика в России . Причины нелегальной миграции РФ . Пути решения миграционных проблем РФ Заключение Библиографический список Введение В данной работе я рассмотрела, проблемы миграции. И я пришла к такому мнению, что миграция населения такое древнее явление, как и человек. На протяжении всей истории она являлась двигателем прогресса. Это было обусловлено расширением торговли, распадом и объединением государств. Миграция выступала в виде кочевничества, военных и колониальных переселений, а позже - поиска работы или убежища. По моему мнению, миграция тесно связана с правами человека на свободу передвижения и выбор места жительства. Однако в современных условиях возникли новые формы миграционных потоков. Среди них особо опасна незаконная миграция. Из числа второстепенных проблем постепенно она перешла в разряд глобальных. Численность незаконных мигрантов на территориях государств - участников СНГ по различным оценкам составляет от 4 до 10 миллионов человек. Наличие такого числа мигрантов существенно влияет на криминогенную обстановку. Каналы нелегальной миграции все чаще используются организованными преступными группировками, а также служат прикрытием для переправки членов международных террористических организаций. Я думаю, что современное рассмотрение проблемы миграции актуальны. Общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и я уверенна, что миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего. В целом как мне кажется, что миграционные процессы в России протекают примерно так же, как во многих экономически развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими и демографическими причинами. На мой взгляд, на протяжении первой половины текущего десятилетия в крупнейших российских городах, пограничных областях, трудовая миграция прочно заняла определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов. . Миграционная политика в России Рассуждая, я пришла к выводу, что вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски. Разбираясь в тонкостях миграционной политики, нужно говорить сразу о нескольких направлениях - тенденциях эмиграции и волнах иммиграции, легальных и нелегальных мигрантах, беженцах, вынужденных переселенцы и, пожалуй, самом актуальном на сегодняшний день - трудовых мигрантах. Кроме того, важной темой сегодня является ситуация с внутренней трудовой миграцией в РФ. Думаю, этот выбор давно назрел, стоящий перед Россией: занять позицию открытости или закрытости в миграционных вопросах. Иммиграционная открытость означает ставку на повышение конкурентоспособности отдельных корпоративных субъектов или сегментов бизнеса за счет снижения затрат на оплату труда. Альтернативой этой модели является выбор в пользу развития экономики на основе внутреннего рынка. Как мне кажется, он в числе многих других условий, предполагает качественный рост долгосрочных государственных инвестиций в воспроизводство человеческого капитала и селективную закрытость в миграционной политике. Так же могу отметить, что назрела необходимость разработки социальных программ, обеспечивающих более эффективную социализацию приезжающих, их этнокультурную и языковую адаптацию. Кроме того, требуется стимулирование миграционного притока русскоязычного населения, бывших соотечественников из ближнего зарубежья, прежде всего квалифицированных кадров. Думаю, что эти меры необходимы сегодня в связи с нависшей угрозой потери национальной идентичности в России и размывания этнокультурного фона. Относительно иммигрантов, противящихся интеграции в единое культурно-языковое пространство России, стремящихся к обособлению и исключительно компактному проживанию, могут быть применены радикальные меры - им может быть предложено, вернуться в страны, где они проживали ранее. Все же, по моему мнению, Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны, в развитие фундаментальной и прикладной науки. Снятие законодательных барьеров для иностранных специалистов, желающих работать в российских финансовых институтах, позволит повысить инвестиционную привлекательность страны. Проблема кадрового дефицита в ряде регионов России (Сибирь, Дальний Восток) должна решаться, в первую очередь, за счет экономического стимулирования увеличения темпов внутренней миграции, а так же комплексного реформирования региональной политики государства, а не за счет повального привлечения иммигрантов из сопредельных стран. . Причины нелегальной миграции РФ В результате изучения, я выяснила, что одной из причин развития нелегальной миграции является несогласованность национальных иммиграционных законодательств наших стран. Так, проникновению незаконных мигрантов на территорию государств - участников СНГ способствует достаточно либеральный режим въезда и получения гражданами третьих стран въездных виз. В ряде стран Содружества также предоставляется свободный въездной режим для граждан третьих государств. В принципе это позволяет им свободно передвигаться в пределах других стран СНГ. Отсутствует также системный контроль за пребыванием иностранных граждан. Сегодня уже никто не оспаривает, что миграция России нужна. В нынешней демографической ситуации российская экономика не может рассчитывать на сохранение и воспроизводство трудовых ресурсов без привлечения мигрантов. Они - один из основных залогов экономического роста, решения ряда социальных проблем и выполнения национальных проектов (в частности в строительстве). Вопрос теперь заключается в другом: какая именно миграция нам нужна? Как можно контролировать и направлять миграционные процессы в нужное русло? Увы, взвешенного ответа пока не нашли не только у нас, но и за рубежом. Власти разных стран, словно сговорившись, пытаются решить вопрос хорошо проверенными «силовыми» и запретительными мерами. Просматривая литературу, я отметила для себя, что в рамках СНГ по вопросам межгосударственного сотрудничества в данной сфере принят ряд нормативных правовых актов. Они направлены на обеспечение эффективного взаимодействия в борьбе с незаконной миграцией. Но пришла к выводу, что отсутствие должных механизмов их реализации пока не позволило получить желаемых результатов. Очевидно, что сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией надо расширять и совершенствовать. Могу отметить, что особой частью нелегальной миграции является торговля людьми в целях их трудовой и иной эксплуатации. Она, к сожалению, глубоко проникла в современную жизнь многих государств. По моему мнению, что борьбу с этим злом надо вести в нескольких направлениях. Главное из них - это пресечение преступных действий. Но все- таки не менее важно уничтожить почву, порождающую столь опасное социальное явление. . Пути решения миграционных проблем РФ Возвращаясь к вопросу о том, как в России можно контролировать и направлять миграционные процессы в нужное русло, я думаю, необходимо отметить, что, в отличие от многих стран, у нас для этого не созданы многие базовые условия. Начнем с того, что в развитых странах трудовые потоки вообще не регулируются. Там, прежде всего, все решает рынок. Параллельно с этим проводится эффективная региональная и социальная политики. Меры региональной политики позволяют оказывать поддержку депрессивным территориям и полюсам роста. Социальная политика оказывает поддержку непосредственно людям (пособия по безработице, по бедности). Просматривая информационные источники, заметила , что кроме того, во многих странах сильно развиты профсоюзы, общественный сектор. В отличие от них, в России, как правило, людям приходится надеяться большей частью на самих себя. Отсюда становится совершенно очевидно, что без развития крепкого гражданского общества России вряд ли удастся найти выход из сложившихся миграционных и социальных проблем. Миграция (в том числе трудовая) - неотъемлемая часть такого общества, а раз так, то, стало быть, она должна находиться под его непосредственным контролем. Я пришла к выводу, что необходимо создавать и развивать негосударственные общественные организации, способствующие развитию миграции и осуществляющие общественный контроль над соответствующими институтами власти, прежде всего, Федеральной миграционной службой России. Весьма уместными в такой ситуации могли бы быть Общественные советы при региональных службах ФМС, МВД и других госорганах. Но все же, как бы я не просматривала эту тему с пессимистическим уклоном, несомненно, хочу отметить, что новое российское миграционное законодательство, по сути вступившее в силу с 2007 года, в целом имеет ряд положительных моментов. Более 20 принятых законодательных актов, десятки указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства фактически заново создали нормативно-правовую базу в сфере миграции, закрепили полномочия в реализации миграционной политики и оказании госуслуг в области миграции. Благодаря этому появились новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации, однако впереди предстоит не менее важная и интенсивная работа. И именно от ее результатов будет зависеть благополучие России в целом и наше с вами в частности. В самом конце хотелось бы остановиться на самом важном моменте, касающемся поднятой темы. К сожалению, в Российской Федерации до настоящего времени нет основополагающего документа в сфере миграции, например, такого, как Концепция миграционной политики. Это значительно осложняет надлежащее правовое регулирование вопросов миграционной сферы и совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации. Вроде бы миграционное законодательство Российской Федерации есть, а «вектор», определяющий его направление развития и совершенствования не обозначен. Безусловно, мы «ловим» эти импульсы в посланиях Президента, в публичных выступлениях руководства страны, в различных документах, принимаемых на самом высоком уровне. Однако России нужна целостная миграционная стратегия, прогнозирующая будущее страны на длительный срок в контексте общих задач социально-экономического и политического развития страны. Заключение В процессе работы над темой «Миграционная политика РФ» мной были сделаны следующие выводы и обобщения. В настоящее время в России требуется воплотить в жизнь уже созданную Концепцию государственной миграционной политики. Думаю, нужно учитывать, что не одна программа, рассчитанная на длительный срок своей реализации, не может быть идеальной. Поэтому она должна дорабатываться с учётом возникших новых требований и проблем. По моему мнению, миграционная политика Российской Федерации должна совершенствоваться, с тем, чтобы миграционные процессы в стране стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации. Также одним из важных направлений в решении проблем миграции является заключение международных договоров в области трудовой миграции, обеспечивающих, в том числе защиту на территории России социальных и экономических прав трудящихся - мигрантов в соответствии с основополагающими документами ООН, Международной организации труда и легализацию процессов трудоустройства российских граждан в иностранных государствах. Рыночные механизмы регулирования экономики предопределяют необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов. миграционный нелегальный государственный социализация Библиографический список 1.Нормативные правовые акты . Федеральный закон от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 31 мая 2002 года) . Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 4 декабря 2007). .Флоринская Ю. Ф. Миграционное поле России [Текст]: справочник / [Российский совет по междунар. делам (РСМД)]; [сост.: Ю. Ф. Флоринская, Л. Б. Карачурина, Д. В. Полетаев] Москва: Спецкнига, 2013 - 367 с. . Киселева Е. В. Международно-правовое регулирование миграции [Текст]: учебное пособие , 2012. . Иванов И. С. Миграция в России, 2000-2012 [Текст]: хрестоматия: в 3 т. / [Российский совет по международным делам; гл. ред. И. С. Иванов; сост. Н. В. Мкртчян, Е. В. Тюрюканова] Москва: Спецкнига, 2013. . Прудникова Т. А. Правовые и организационные особенности миграционной политики в ряде зарубежных стран . Москва, 2013. . Прудникова Т. А. Основные направления деятельности Федеральной миграционной службы России . Москва 2013. Скачать архив (7.8 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |