Главная » Экономика

Международное разделение труда в банковском бизнесе

Содержание:

1. Международная специализация - новый инструмент сокращения расходов. 3

2. Причины и цели оффшоринга. 3

3. Оффшоринг: достоинства и недостатки. 5

4. География оффшоринга. 8

5. Список  использованной литературы: 9


1. Международная специализация - новый инструмент сокращения расходов.

Общий уровень развития систем транспорта и связи, а так же уровень информатизации общества в значительной степени способствовал интернационализации крупных компаний, появлению транснациональных корпораций и выделению специализаций производства странами отдельных операций, участвующих в технологическом процессе или предоставлении услуг. Банковская сфера, являющаяся одной из ведущих отраслей в области информатизации и уровне потребления IT-услуг в числе первых осознала все преимущества, которые предоставляют современные информационные технологии.

В последнее время значительное развитие получила тенденция передачи банками западных стран (прежде всего США и Великобритании) некоторых своих операционных процессов под управление зарубежных компаний,  действующих в таких государствах как Индия, Китай, Малайзия, Ирландия, ЮАР. Подобная практика среди рыночных специалистов получила название «оффшорный аутсортинг» (или просто «оффшоринг»). Передавая некоторые вспомогательные деловые процессы в другие страны, финансовые институты стремятся, в первую очередь, снизить уровень операционных расходов. Используя труд индийских, китайских, малайских и прочих специалистов, американские и британские банки получают в свое распоряжение качественные технологические инструменты по гораздо более низким ценам, чем у себя дома. В то же время, процесс оффшоринга связан с определенными рисками как финансового, так и политического плана. Тем не менее, выгоды от обращения к оффшорингу  настолько значительны, что адресовать часть своих операций за рубеж начинают не только крупные финансовые институты США и Великобритании, такие как  Citigroup,HSBC или Standard Chartered, но и небольшие региональные банки этих стран.

2. Причины и цели оффшоринга

По оценкам американской консалтинговой компании A.T/Kearney, сектор финансовых услуг США в течение пяти лет переведет в оффшорную форму более 500 тыс. рабочих мест, что составит около 8% от общего количества сотрудников, занятых на сегодняшний день в американской финансовой отрасли. Обращение к оффшорингу даст возможность финансовым институтам США сэкономить за тот же период свыше $30 млрд. в год.

«В условиях значительного ужесточения конкурентной борьбы американские банки и компании больше не могут полностью обеспечивать свои операционные процессы и опираться в этом плане исключительно на потенциал рынка собственной страны», - отмечает С.А.Ибрахим, президент и генеральный директор ипотечной финансовой компании Greenpoint Mortgage Funding. Кстати, сама Greenpoint Mortgage уже передала обеспечение ряда вспомогательных операционных процессов под контроль индийской компании.

В Индию перевели некоторые свои операции и такие ведущие американские финансовые институты как Greenpoint (технологическая поддержка телефонных центров и глобальной операционной инфраструктуры), Bank of America  и  Wachovia (разработка программного обеспечения), J.P. Morgan Chase (анализ рынка ценных бумаг).

По ряду оценок, сейчас на долю банков и компаний США приходится более 70% всех оффшоринговых операций в мире. Второе место на рынке оффшоринга занимает Великобритания (британские финансовые институты, в основном, отдают предпочтение переводу своих операций в Индию).

Впрочем, как справедливо подчеркивают многие аналитики, оффшоринг связан с немалой долей риска. Переводя ряд своих операционных процессов за рубеж, финансовые институты должны учитывать все местные особенности – культурные, экономические, законодательные и др. К тому же, при нынешнем застое американского рынка труда создание банками США рабочих мест за рубежом может быть отрицательно воспринято как политиками, так и профсоюзными лидерами.

С учетом значительного уровня риска оффшоринговых операций не стоит удивляться, что до недавнего времени к ним прибегали почти исключительно крупные финансовые институты США и Великобритании – Citigroup, American Express, HSBC, Standard Chartered, General Electric Capital. Менеджеры данных банков и компаний ведут операции за рубежом не одно десятилетие, накопленный за этот период опыт помогает им избегать существенной доли рисков.

Однако большинство экспертов, убеждены, что в скором времени положение дел в сфере оффшоринговых операций заметно изменится. На сегодняшний день финансовые институты должны постоянно повышать эффективность своего бизнеса, сталкиваясь, при этом, в лучшем случае, с крайне незначительным увеличением прибыльности операций, а то и вовсе с довольно существенными убытками.

Поэтому руководители многих малых и средних банков просто не могут устоять перед соблазном перевести ряд операционных процессов в более « дешевые» страны, в частности, в ту же Индию, где технический работник, к примеру, получает зарплату, которая в 5 раз ниже, чем у его американского коллеги.

По мнению ряда банковских специалистов, в ближайшем будущем в число объектов оффшоринга войдут не только разработка программного обеспечения или поддержка телефонных центров, что в основном , имеет место сегодня, но и более серьезные операции :  кредитный анализ, управление рыночными рисками, поиск и обработка информации, составление финансовой отчетности и т.д.

Не вызывает сомнений тот факт, что американские и британские финансовые институты, вовремя не приступившие к оффшорингу, рискуют оказаться позади своих более активных конкурентов. Что же касается рисков, связанных с переводом операций за рубеж, то аналитики рекомендуют прибегать к испытанным приемам – предварительной реализации некоторых пилотных проектов, тщательному мониторингу выполнения условий аутсортинговых соглашений, разработке планов реагирования в случае неудовлетворительного качества предоставляемых услуг.

Особое внимание необходимо уделять и созданию организационной структуры. Обеспечить максимальную оперативность оффшоринга можно при обращении к услугам компаний-посредников. Однако крупные транснациональные финансовые институты – Citigroup, GE Capital и др. – находят более перспективным создание собственных оффшорных филиалов, жертвуя скоростью осуществления операций ради установления более жесткого контроля процессов оффшоринга, а также обеспечения безопасности и конфиденциальности.

В тоже время, как отмечают аналитики, малые и средние американские банки и финансовые компании при использовании оффшоринга, вероятнее всего, будут прибегать к услугам третьей стороны. Хотя такая организационная структура требует передачи части полномочий контроля компании-посреднику, обращение к подобному методу ведения оффшоринговых операций помогает быстрее добиться необходимой экономии средств и, к тому же избавляет банкиров от необходимости вникать в тонкости финансового и административного законодательств той или иной страны.

3. Оффшоринг: достоинства и недостатки.

Следует отметить, что оффшоринг, в сущности, был знаком американским банкам и компаниям: десятилетиями промышленные компании США переводили часть своего производства за рубеж, в основном, в Мексику или Китай. В 90-х годах к этому подключились авиационные и компьютерные компании, а с недавних пор – и финансовые институты.

По мнению аналитиков компании Deloitte & Touche, с течением времени оффшоринг может в корне изменить базовую структуру сектора финансовых услуг, отделив ключевые составляющие бизнеса – разработку и продажу продуктов и услуг – от вспомогательных, связанных с обеспечением операционных процессов. Эти дополнительные составляющие будут, по большей части, передаваться под управление компаний, действующих в таких странах как Индия, Китай или Малайзия.

Пока же, прибегая к оффшорингу, американские финансовые институты получают неплохой шанс заметно сократить уровень своих расходов. Львиная доля сэкономленных средств приходится на гораздо более низкую, чем в США, оплату труда. «Вы получаете тот же самый результат, но вкладываете в это намного меньше», Это игра на уровне оплаты труда – не больше и не меньше», - подчеркивает Келвин Йи, директор компании Gunn Partners.

О преимуществах оффшоринга говорят и менеджеры ряда американских банков и компаний финансовых услуг. Так, упомянутый выше Ибрахим убежден, что перевод операционных процессов за рубеж дал его компании возможность установить жесткий контроль уровня расходов. За последние несколько лет  Greenpoint Mortgage передала под управление индийской Progeon подразделению технологической компании Infosys Technologies, функции кредитного анализа, поддержки телефонного центра, налогового анализа и работы с финансовыми документами.

Менеджеры Greenpoint Mortgage, а также American Express и GE Capital указывают и на иные преимущества оффшоринга. В первую очередь, речь идет о повышении оперативности деловых операций. Кроме того, оффшоринг, по мнению руководителей American Express, способствует улучшению качества финансовых продуктов и услуг.

И, все же, важнейшим фактором, возбуждающим интерес к оффшоринговому бизнесу, остается экономия средств, Так, та же American Express заплатила индийским специалистам за разработку ряда необходимых для компании программ всего $5000, тогда как приобретение готового пакета данного программного обеспечения у себя дома обошлось бы American Express в несколько миллионов долларов.

Впрочем, при желании дешевую рабочую силу можно найти и на внутреннем рынке труда, о чем свидетельствует пример Citigroup. Эта финансовая группа недавно наняла для работы с программным обеспечением около 100 студентов американских колледжей. По словам руководителя Citigroup, их зарплата, примерно, вдвое уступает размерам оплаты труда индийских программистов.

Успешному ведению оффшоринговых операций благоприятствует прогресс в сфере телекоммуникационных технологий. В наши дни появилась возможность свободно общаться в режиме реального времени несмотря на расстояния. «Теперь уже совершенно не важно, находится ваш сотрудник в штате Айдахо или Сингапуре», - отмечает Пол Вирт, партнер Deloitte & Touche по национальной банковской практике.

Однако технологический процесс имеет и негативные последствия для оффшорингового бизнеса. В случае массового внедрения программного обеспечения, разрабатываемого сейчас такими компаниями как AT&T, значительная доля деятельности банковоских телефонных центров может быть автоматизирована, что избавит финансовые институты от необходимости искать дешевую рабочую силу за рубежом.

Рассуждая о достоинствах оффшоринга, тем не менее, не стоит забывать и о его недостатках. Как считают американские обозреватели, переводя часть операционных расходов в удаленные на тысячи километров страны с совершенно иными традициями, культурой и законодательством, финансовые институты находятся под постоянной угрозой нарушения нормального функционирования свой инфраструктуры в результате боевых действий, забастовки служащих, девальвации национальных валют, коррупционных скандалов и т.п.

Для минимизации подобных рисков специалисты советуют банкирам начинать с малого: на первоначальном этапе финансовым институтам необходимо передавать под управление зарубежным компаниям только незначительную часть своих операций. Приобретенный при совместной работе опыт поможет банковским менеджерам определить, стоит приступать к широкомасштабному сотрудничеству с действующими в данной  стране компаниями или же лучше отказаться от ведения активной оффшоринговой деятельности в этом государстве.

Эндрю Дреснер, вице-президент консалтинговой компании First Manhattan Consulting Group, подчеркивает, что при заключении соглашений, касающихся оффшоринга тех или иных операций, банкиры должны в обязательном порядке включать в такие контракты пункт, предусматривающий наложение на компании-посредники финансовых санкций в случае неудовлетворительного качества предоставляемых услуг. Кроме того, банкам необходимо разработать планы действий в случае возникновения различных сбоев в работе оффшорных операционных систем.

Специалисты Convergys, одного из ведущих провайдеров услуг контактных центров, рекомендуют менеджерам финансовых институтов направлять в оффшорные телефонные центры лишь наиболее простые запросы клиентов, на которые зарубежные сотрудники могут дать заранее заготовленные ответы. В то же время, работу с более сложными вопросами должны вести собственные служащие данного банка или компании, лучше представляющие себе специфику местного рынка и способные подсказать клиенту правильное решение.

4. География оффшоринга.

В настоящее время финансовые институты США и Великобритании, желающие перевести часть своих операционных процессов за рубеж, могут иметь дело с компаниями, действующими в ряде стран. В число государств, принимающих участие в оффшоринговой деятельности, входят Индия, Китай, Бразилия, Мексика, Венгрия, Филиппины, Канада, Ирландия и Россия.

По данным экспертов, наибольшей популярностью у банков, обращающихся к оффшорингу операционных процессов, пользуются индийские компании. Аналитики отмечают, что операции в Индии выгодны американским и британским финансовым институтам по целому ряду причин.

С одной стороны, подобные суждения несколько странны, поскольку Индия не располагает самой дешевой рабочей силой (первые места по данному показателю принадлежат Китаю и России). Нет в Индии и особой политической стабильности (в этом плане намного опережают такие государства как Австралия, Ирландия и Канада).

Однако не следует забывать, что индийские компании располагают огромным количеством квалифицированных специалистов, многие из которых свободно владеют английским языком. К тому же, за последнее время индийским специалистам удалось добиться немалых  успехов в разработке программного обеспечения (по данным Software Engineering Institute, в Индии функционирует около 40 из 100 ведущих мировых компьютерных компаний).

Сочетание относительно низкого уровня оплаты труда с довольно высокой квалификацией индийских специалистов привлекло в Индию значительное число иностранных банков и компаний. Сегодня оффшоринговые операции на индийском рынке ведут Citigroup, American Express, HSBC, Standard Chartered, GE Capital, ABN Amro и другие крупные финансовые институты.

По прогнозам консалтинговой компании Bain & Co, к 2007 году оффшоринговый рынок Индии прибавит 57% по сравнению с 2003 годом (аналогичный показатель для России должен составить 45%). Аналитики считают, что в ближайшем будущем определенную конкуренцию Индии в сфере оффшоринга могут составить Китай, Малайзия, Филиппины, Россия и страны Восточной Европы.

Тем не менее, индийский рынок по-прежнему считается наиболее привлекательным для американских и британских финансовых институтов, прибегающих к оффшорингу. К примеру, после вступления ряда государств Восточной Европы в ЕС уровень зарплат местных служащих должен приблизиться к общеевропейскому, что сделает ведение оффшоринговых операций в данном регионе нерациональным. Кроме того, по прогнозам аналитиков, в последующие несколько лет затраты на осуществление операционных процессов в Индии будут оставаться на более низком уровне, чем в том же Китае или Малайзии.

5. Список  использованной литературы:

Журнал «Банковские технологии» 2005 г. №№ 6, 7
Журнал «Банковская практика за рубежом» 2005 г. № 4, 2004 г. №2 Изд-во Агентство Стандарт
Журнал «CIO» 2005г. № 3
В.К. Ломакин, Мировая экономика, Москва, Финансы, изд. «Юнити», 1998;


Скачать архив (19.8 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: