Главная » Экономика |
Содержание международный экономический интеграция глобализация Введение 1. Сущность международной экономической интеграции 2. Этапы международной экономической интеграции 3. Основные формы экономической интеграции в мире Выводы Список использованной литературы Введение Актуальность выбранной темы определяется тем, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран. Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон. Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки. Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции фирм третьих стран. В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения. Объектом исследования данной работы являются сущность и состояние развития механизмов интеграции. Предмет исследования − экономические отношения, определяющие сущностные черты и характер международных интеграционных процессов. Цель курсовой работы - анализ состояния и развития международных рейтинговых агентств. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: – рассмотреть теоретические аспекты сущности экономической интеграции; – рассмотреть основные этапы международных интеграционных процессов; – исследовать формы экономической интеграции в мире. Методы исследования. При написании курсовой работы использовались как общенаучные методы исследования, так и эмпирические. К изучению отдельных вопросов применены известные в мировой науке методы и принципы проведения экономических исследований, в частности использованы методы сравнительного, причинно-следственного, системного анализа, диалектический подход в исследовании предметов и явлений. Информационной и статистической базой исследования стали учебники, научные пособия и публикации по данной тематике, а также доклады, отчеты и документы, статистические и экономико-политические публикации официальных органов стран мира и международных организаций, а также научные статьи на официальных сайтах. 1. Сущность международной экономической интеграции Международная экономическая интеграция − это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик [1]. Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции - зона свободной торговли в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины. Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с Одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке [1]. Другая форма - таможенный союз − предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы. Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики [2]. Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы. Факторы, определяющие интеграционные процессы. Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают [2]: • глобализация хозяйственной жизни; • углубление международного разделения труда; • общемировая по своему характеру научно-техническая революция; • повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены. В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и особенно между их фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира [2]. Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы. Другая, не менее важная предпосылка − географическая близость интегрирующих стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу [3]. Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь. Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в Европейском союзе (EC). Цели международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран [3]. Европейский союз − высшая на данный период времени форма интеграции − имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики. Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др. Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику, что характерно для стран-членов ЕС. Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи [5]: · Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки. · Создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель. · Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров. · Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС. · Поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские настроения превалировали в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы [3]. Преимущества [6]: · увеличение размеров рынка − проявление эффекта масштаба производства; · возрастает конкуренция между странами; · происходит обеспечение лучших условий торговли; · расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры; · распространение новейших технологий. Отрицательные последствия: · для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров; · олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары; · эффект потерь от увеличения масштабов производства. В странах, создавших интеграционные объединения, как правило, наблюдаются положительные сдвиги в экономике: · в результате интеграции сокращаются трансакционные издержки и ускоряются темпы взаимной торговли; · возрастающая конкуренция между производителями из разных стран сдерживает рост цен, стимулирует улучшение качества товаров и создание новых технологий, обуславливает сокращение относительно неэффективных производств; · интеграция обычно ведёт к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определённый сегмент рынка, закрытого общим таможенным барьером. За счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран. 2. Этапы экономической интеграции Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости [7]: · Преференциальные торговые соглашения, в соответствии с которыми, страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. · Зона свободной торговли, предусматривающая полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. · Таможенный союз (custom union), предполагающий согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. · Общий рынок (common market), при котором интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства − капитала и рабочей силы. · Экономический союз (economic union), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях − валютной, бюджетной, денежной. На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается [7]. На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из странчленов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств [7]. Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) - согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат [7]. Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня - общего рынка (ОР) - интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС - это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС. Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС - это Комиссия ЕС. Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции - политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней (Табл. 1): 1. зона свободной торговли, 2. таможенный союз, . общий рынок, . экономический союз и . политический союз. На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль. Таблица 2.1 Ступени развития региональной экономической интеграции Ступени Сущность Примеры 1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами - участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958-1968 гг. ЕАСТ с 1960 г. НАФТА с 1988 г. МЕРКОСУР с 1991 г. 2.Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС в 1968-1986 гг. МЕРКОСУР с 1996 г. 3. Общий рынок Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами - участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987-1992 гг. 4. Экономический союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕС с 1993 г. 5. Политический союз Проведение единой внешней политики Пока примеров нет Сначала создается зона свободной торговли - снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала - договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном этапе [9]. После завершения создания зоны свободной торговли участники интеграционного блока переходят к таможенному союзу. Теперь уже унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика - участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Например, если тариф на американские автомобили во Франции высок, а в Германии низок, то американские автомобили могут "завоевать" Францию - сначала их продадут в Германию, а затем, благодаря отсутствию внутренних пошлин, легко перепродадут во Францию. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли "дорастают" до таможенного союза [7]. Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Теперь к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства - инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Общий рынок создан в ЕС, НАФТА приближается к нему. Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства мало свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. Данную ступень интеграции принято называть экономическим союзом. На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. До этого уровня экономической интеграции дошел пока только ЕС [9]. По мере развития экономического союза в странах могут сложиться предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - политического союза. Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства. Пока нет ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития, но ближе всего к нему подошел ЕС, который иногда называют "Соединенными Штатами Европы". Интеграционные объединения, возникающие в современной мировой экономике, предоставляют возможность входящим в них странам использовать преимущества экономики масштаба. В частности, эти преимущества позволяют расширить масштабы рынка сбыта, поддержать местных производителей, особенно среди новых отраслей национальной промышленности, сократить межстрановые торговые издержки и извлечь другие торговые льготы на основе теории экономики масштаба. Кроме того, расширенное экономическое пространство создает лучшие условия для привлечения прямых иностранных инвестиций на рынки больших размеров, на которых есть смысл создавать самостоятельные производства [9]. . Основные формы экономической интеграции Основными формами международной экономической интеграции на сегодняшний день являются: − Европейский Союз (ЕС); − Североамериканская модель интеграции (НАФТА); − Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); − Латино-Американская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ); − Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Далее будут рассмотрены следующие ассоциации и союзы более детально. · Европейский Союз. Исходной точкой создания Европейского Союза (ЕС) следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее межнациональное руководство. ФРГ поддержала предложение Франции и в 1951г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Создание ЕС было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем [10]. Важная причина состояла и в стремлении западно-европейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз, политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь - это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий [10]: . отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества; . введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран; . свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами; . проведение общей аграрной и транспортной политики; . создание валютного союза; . координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц; . унификация налоговых законодательств; . выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка. Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы. В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Это этап создания зоны свободной торговли (1958−1966 гг.). На нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским договором. Кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) − создан единый аграрный рынок. В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968−1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984−1987 гг. была принята "рамочная" комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы "Эврика". Далее создание общего рынка (1987−1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели [11]: . устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий; . устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран; . введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации; . открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. В 1991 г. подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы. Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственного органа управления ЕС выступает Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта и обладает важнейшими нормотворческими функциями. Комиссия ЕС (КЕС) − исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза [10]. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге избирается с 1979г. прямым голосованием граждан во всех странах − членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС. К настоящему времени ЕС официально признал кандидатами на вступление в Союз 11 государств. С шестью из них, которые именуются "кандидатами первой очереди", КЕС начала в 1998 г. переговорный процесс. К этой группе (ее вступление собственно и станет пятым этапом расширения Союза) относятся Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, а также Кипр (греч.). К "кандидатам второй очереди", с которыми официальные переговоры в 1998 г. еще не велись, но начнутся в ближайшее время, относятся Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Болгария. Конкретные сроки расширения ЕС сейчас определить достаточно сложно. Отставание стран-кандидатов от ЕС по уровню экономического развития является отражением более низкой конкурентоспособности их национальных хозяйств. Это, безусловно, порождает весомые проблемы в сфере торговли. Полное подключение стран-кандидатов к внешнеторговому режиму ЕС потребует длительного переходного периода. Вместе с тем можно однозначно утверждать, что наибольшие трудности в деле полной интеграции стран-кандидатов в механизм ЕС будут связаны не со сферой торговли. В этом направлении уже сделаны важные шаги в ходе выполнения "европейских соглашений". Торговля между странами-членами ЕС и страна-ми-кандидатами уже претерпела коренную либерализацию, особенно по промышленной продукции (с оговорками по некоторым "чувствительным" товарам, например, черным металлам и текстилю). Страны-кандидаты, даже из второго эшелона, также заметно адаптировали свои внешнеторговые режимы к требованиям ЕС. Основные трудности сосредоточены в финансовой сфере. В целом суть проблем состоит в следующем. Весь механизм ЕС с самого начала существования этой интеграционной группировки нацелен на подтягивание менее развитых стран и регионов к уровню более развитых, недопущение новых проявлений "экономической дивергенции", или, напротив, на обеспечение "экономической конвергенции". Поэтому все страны-члены ЕС с показателем ВВП на душу населения выше среднего по Союзу являются нетто-спонсорами ЕС, т.е. они вносят в бюджет ЕС (прежде всего в его аграрный, региональный и социальный фонды) больше финансовых средств, чем получают оттуда. И наоборот, страны со сравнительно низким ВВП на душу населения являются нетто-реципиентами ЕС. К последним в настоящее время относятся Греция, Португалия, Испания, Ирландия, а также в ограниченных масштабах Финляндия, которая, по всей видимости, в ближайшей перспективе покинет группу стран-реципиентов. Еще большие трудности сопряжены с нынешнем состоянием рынка труда ЕС. В большинстве стран-членов ЕС доля безработных в самодеятельном населении, даже по заниженным официальным данным, составляет 10-12%, что создает, например, огромные проблемы в финансировании фондов страхования по безработице. Общее число безработных в ЕС, по официальным данным, составляет около 18 млн. Таким образом, по меньшей мере на первых порах расширение ЕС несет его странам-членам больше проблем, чем выгод. Однако политически расширение ЕС, безусловно, привело бы к укреплению молодых демократий (как это было с Грецией, Испанией и Португалией при их переходе от диктатуры к демократии) и общей стабилизации положения на континенте. Ни одна из стран-членов ЕС не заинтересована в том, чтобы иметь вблизи своих границ страны с нестабильными режимами. В этой связи вполне закономерно, что наиболее последовательными поборниками расширения ЕС выступают Германия и Австрия. Решение Союза об официальном признании 11 государств кандидатами первой и второй очереди было принято преимущественно по политическим причинам и соображениям [10]. · Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционный процесс в Северной Америке развивается уже несколько десятков лет, но политические институты, способствующие формированию данного процесса, получили распространение относительно недавно. Это обусловлено тем обстоятельством, что главным инициатором интеграционного процесса в северной Америке выступают США, уровень экономического развития которых исключительно высок. До конца 80-х годов ХХ столетия США не испытывали необходимости в заключении соглашений с какими-либо странами. В то же время ни Канада, ни тем более Мексика не были готовы войти вместе с США в состав участников одного и того же интеграционного объединения. Тем не менее в 1985г. начались переговоры о заключении двустороннего американо-канадского соглашения о свободной торговле, которое было подписано в 1988 г. Соглашение предусматривало либерализацию в течение десятилетнего периода взаимной торговли товарами и услугами, урегулирование возникающих между государствами споров, обеспечение широкого доступа американского бизнеса на канадский рынок. Заключение Соглашения благоприятно отразилось на таких отраслях американской экономики, как автомобилестроение, полиграфическая промышленность, сельское хозяйство. В то же время американские и канадские компании, функционировавшие в добывающей промышленности, металлургии, судоходстве, столкнулись с некоторыми трудностями в результате действия Соглашения. Тем не менее, экономическая взаимозависимость между США и Канадой продолжала усиливаться. Соглашение о создании зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, подписанное в 1994 г., представляет собой новый этап в развитии международных экономических отношений на североамериканском континенте. Этот трехсторонний договор имел своей целью формирование единого экономического пространства посредством отмены таможенных барьеров между государствами, обеспечение свободного перемещения через их границы товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Отмена тарифов на товары из США, Канады и Мексики идет постепенно, в течение максимально допустимого периода - 15 лет. Отмена тарифов между США и Канадой, начавшаяся еще в рамках Американо-Канадского соглашения о свободной торговле 1988 г., была завершена в 1998г. Для основной части американо-мексиканской и канадско-мексиканской торговли НАФТА либо немедленно устраняет существующие пошлины, либо устраняет на них период ограничения сроком от 5 до 10 лет. Лишь по некоторым, наиболее чувствительным товарам Соглашение предусматривает 15-летний период устранения пошлин. Канада и Мексика устранили все тарифные и нетарифные барьеры во взаимной сельскохозяйственной торговле, за исключением молочной продукции, птицеводства, яиц, сахара и сиропа. Канада сразу же после подписания НАФТА освободила Мексику от импортных ограничений, относящихся к пшенице, ячменю и продуктам из них, говядине, телятине и маргарину. Кроме того, были сняты ограничения и в других секторах экономики, в том числе в автомобилестроении, в текстильной промышленности. Тарифы на большинство текстильных товаров были отменены Канадой и Мексикой в 2002 г., а тарифы на одежду - в 2004 г. Вместе с тем нельзя не отметить, что сегодня НАФТА, в отличие от ЕС, как наиболее развитого интеграционного объединения, не существует наднациональных органов управления, имеющих право принимать решения, обязательные для всех участников Соглашения; у НАФТА отсутствует единая экономическая, а валютно-финансовая политика. Кроме того, по сравнению с ЕС, оказывающего помощь своим менее развитым странам-членам, таким как Греция, Ирландия, Испания, Португалия, НАФТА такой помощи не предусматривает. Это означает, что Мексика вынуждена самостоятельно справляться со своими экономическими трудностями. Эффективность действия Соглашения можно будет выявить лишь по истечении 10 лет, что обусловлено в первую очередь масштабами экономики США по сравнению с Канадой и Мексикой. Хотя в целом отмечается рост экспорта и импорта в сфере торговли, в первую очередь между США и Мексикой, происходит увеличение занятости и уровня доходов населения США, наблюдается рост производительности труда. Кроме того, происходит перенос части бизнеса с территории США в Мексику, при одновременной миграции населения из Мексики в США. Все это возможно объяснить в определенной мере положительным воздействием образования НАФТА на международное экономическое сотрудничество на северо-американском континенте. Что касается влияния НАФТА на экономику Канады, то пока рано говорить о его воздействии. Это вызвано тем, что экономика Канады весьма тесно и давно привязана к экономике США. Мексика же играет пока незначительную роль в экономике Канады Создание столь значительного торгово-экономического блока не могло не сказаться на настроениях деловых кругов в остальных странах западного полушария. Не случайно вскоре после создания интеграционного объединения НАФТА желание присоединиться к нему изъявили некоторые страны Южной Америки [10]. · Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На сегодняшний день, предпринимаются достаточно активные усилия для развития международного сотрудничества в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), сформированного в ноябре 1989 г. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 г. проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками форума являются 21 страна: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Таким образом, в нем представлены страны с весьма весомым и растущим экономическим потенциалом. По своему характеру, целям и даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипично. Это экономическое объединение создано государствами, сильно различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, идеологией и даже психологией людей. Однако промышленно развитие и развивающиеся страны сотрудничают здесь как равноправные партнеры. В странах - членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный ВВП этих стран превышает 26 трлн. дол.(2004 г.). На их долю приходится более 50% мировой торговли. Сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически превращается в достаточно эффективный механизм, в рамках которого вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно- технической и инвестиционной деятельности, а также международного бизнеса. В рамках АТЭС ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий, изучаются возможности применения новых электронно-вычислительных технологий и обеспечения их доступности для всех стран региона, а также развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления в международный бизнес [11]. · Латино-Американская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ). Интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира Интеграция в Латинской Америке привела к созданию в 1960 г. Латино-Американской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), в которую вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили, Эквадор. Эта организация предусматривала либерализацию взаимной торговли, установление таможенных барьеров в отношении третьих стран, увеличение внутреннего товарооборота. Со времен, согласно договору Монтевидео - II, подписанному в 1980 г., ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в которую помимо вышеназванных стран вошел Уругвай. Постепенно государства Латинской Америки стали переходить от практики создания многосторонних объединений к организации малочисленных группировок. Одной из них является созданный в 1995 г. между Аргентиной, Бразилией и Уругваем "Общий рынок" (МЕРКОСУР). Позже в МЕРКОСУР вступили Парагвай, а об участии в нем в качестве ассоциированных членов заявили Чили и Боливия. В МЕРКОСУР 95% взаимной торговли не облагают пошлинами, а в ближайшее время планируется отменить и оставшиеся тарифы. Благодаря созданию МЕРКОСУР произошло существенное увеличение внутренней торговли, усилилось взаимодействие с другими интеграционными объединениями (например, с ЕС в 1995 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве), увеличилась инвестиционная активности как между участниками Соглашения, так и третьих стран. Кроме того, подписано предварительное соглашение о создании зоны свободной торговли между МЕРКОСУР и Сообществом развития Южной Африки [11]. · АСЕАН - международное интеграционное объединение, образованное 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В него вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней - Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея. АСЕАН - одно из крупнейших в мире интеграционных объединений, совокупная численность населения которого насчитывает около 500 человек, а совокупный ВВП стран АСЕАН достигает почти 1 трлн. дол. В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию экю - экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в АТР. Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных экономических задач: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций, введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления внешнеэкономической деятельностью. За время своего существования АСЕАН зарекомендовала себя как зрелая политическая организация. Страны с недостаточно развитой экономикой, но обладающие необходимыми сырьевыми и трудовыми ресурсами при иностранной поддержке финансовыми, техническими, научными средствами, способны достичь высоких темпов своего экономического развития. Когда экстенсивный рост за счет притока иностранных инвестиций был исчерпан, страны Юго-Восточной Азии приступили к поиску внутренних интенсивных факторов экономического развития, например за счет региональной интеграции в рамках АСЕАН, которая пока не принесла им желаемого эффекта, но создала широкое, единое экономическое пространство для плодотворного международного бизнеса [11]. · Интеграционные процессы в рамках СНГ. Жизненную необходимость экономической интеграции для стран республик СССР можно объяснить рядом причин. Политическая независимость не дала этим странам экономической самостоятельности. После распада СССР молодые государства стали остро ощущать недостаточное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их экономик от Запада. Объединяя усилия в борьбе против неравноправного разделения труда, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств - СНГ. Весьма важным интегрирующим фактором в рамках СНГ считается наличие совместно созданной, единой и целостной инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммуникационной систем). Нарушение единства существовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства возможность ее эффективной эксплуатации. Важное значение продолжают иметь созданные по единым технико-экономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общая система подготовки специалистов и научных кадров во всех сферах экономики. Одним из главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления и развития более тесного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ. Основополагающими правовыми документами СНГ являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г., Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще 8 стран - Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, содержащий основные направления деятельности Содружества, среди которых первоочередными являются: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, координация кредитно-финансовой и социальной политики, содействие развитию торгово-экономических связей государств - членов, создание общего информационного пространства, осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Правовой базой для развития экономических интеграционных связей в рамках СНГ стал Договор о создании экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 г. Договор символизировал осознание необходимости интеграционного взаимодействия, потребности сделать приоритетными экономические аспекты интеграции, получить реальные результаты, взаимные выгоды от тесного межгосударственного сотрудничества. Договором было предусмотрено поэтапное углубление интеграции путем создания зоны свободной торговли, таможенного поста, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного союза, что несомненно открывало широкие просторы для развития международного бизнеса. Для реального функционирования Экономического союза нужны конструктивные решения, обоснованная концепция его строительства, которая была определена в перспективном плане интеграционного развития СНГ, принятом 21 октября 1884 г. В этом Плане предусматривалось как минимум восстановление прежних хозяйственных связей, а также формирование таможенного и платежного союза Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами государств- участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти и экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ - два. К началу ХХI в. СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономических отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение общего экономического пространства. При эффективном развитии интеграции в рамках СНГ международный бизнес может способствовать более быстрому и безболезненному преодолению экономического кризиса, а также завоеванию СНГ достойного места в мировом сообществе и мировой экономике. В октябре 2000 г. в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который является не только формой правового и организационного оформления объединения пяти государств, но и основой перевода их межгосударственного сотрудничества на новый уровень. Целями ЕврАзЭС провозглашены: эффективное продвижение процесса укрепления таможенного союза и единого экономического пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах. Организационно-правовое оформление экономического объединения пяти государств - участников СНГ полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и ни в коей мере не противоречит перспективам развития сотрудничества в рамках СНГ. Более того, в ЕврАзЭС будут проходить апробацию формы и методы экономического взаимодействия, которые затем можно будет применять и на более широкой основе. Являясь открытым объединением, Евразийское экономическое сообщество готово и способно сыграть роль катализатора и локомотива интеграционных процессов на экономическом пространстве двух континентов - Европы и Азии, что откроет еще большие просторы для ведения международного бизнеса. Интеграционный процесс по своей природе объективен. Его главной целью является установление при активном содействии о стороны государств-участников устойчивых всесторонних торгово-экономических связей между национальными хозяйствами двух или более стран с аналогичным социально-экономическим строем. В ходе развития интеграционного процесса происходит взаимопроникновение, а в перспективе и сращивание в той или иной мере национальных процессов воспроизводства, сближение социальных и институциональных структур разных стран. Скачать архив (33.0 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |