Главная » Экономика

Культурное сотрудничество России и Бразилии начала XXI века

Оглавление

Введение

Глава 1. Становление Российско-Бразильских отношений

.1 Первый этап взаимоотношений

.2 Российско-Бразильские отношения с нач. XXI в

Глава 2.Сотрудничество по линии международных и региональных организации

Глава 3.Страны союзники

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Тема работы: Культурное взаимодействие России и Бразилии

Выбор этой темы обусловлен ролью и местом российско-бразильских отношений в общей системе отношений России с латиноамериканскими странами на данном этапе, тем фактом, что Бразилия является крупнейшим и одним из важных экономических партнеров России в Латинской Америке растущим сотрудничеством обеих стран как в двусторонних отношениях, так и в международных организациях (БРИКС, ООН, МЕРКОСУР)

Объектом исследования являются отношения России и Бразилии на современном этапе их развития (1985 - 2013гг.), после выхода России на мировую арену в качестве самостоятельного субъекта международных отношений.

Цель работы:

Рассказать о культурном взаимодействии России с крупнейшей страной латинской армерики - Бразилией.

Задачи:

Показать как шло развитие и становление Российско-Бразильских отношений.

Рассказать о перспективах развития Российско-Бразильских отношений, после падения «железного занавеса».

Рассмотреть этапы становления партнерских отношений двух крупных стран в советский и постсоветский период.

Осветить культурные и научные связи России и Бразилии.

Показать некоторые общие исторические моменты, предрасполагающие для становления взаимного сотрудничества.

Рассмотреть сотрудничество по линиям международных и региональных организаций.

1. Становление Российско-Бразильских отношений

.1 Первый этап взаимоотношений

культурное сотрудничество россия бразилия

Бразилия стала первым южноамериканским государством, с которым Россия установила дипломатические отношения 180 лет назад. Контакты между обеими странами предшествовали официальным отношениям. В 1804 году участвовавшие в российских кругосветных экспедициях корабли «Надежда» и «Нева» заходили в бразильские порты. С тех пор отношения России и Бразилии пользовались ценной поддержкой выдающихся представителей двух стран - ученого и дипломата академика Г.И Лангсдорфа и основоположника бразильской дипломатической школы барона Де Рио-Бранко.

Дипломатические отношения между Россией и Бразилией установлены 3 октября 1828 г. Бразилия была первой страной латиноамериканского континента, получившей официальное признание России. После Октябрьской революции 1917г. отношения двух стран на протяжении нескольких десятилетий ограничивались лишь редкими культурными и научными контактами. Вторая мировая война и победа в ней Советского Союза, поднявшая его авторитет на максимальную высоту, сблизила две страны - участницы антигитлеровской коалиции, но это кратковременное сближение быстро закончилось после начала «холодной войны». В известной степени советско-бразильские отношения определялись и политической ситуацией внутри этих стран - «оттепель» в жизни советского общества способствовала «оттепели» в отношениях СССР и Бразилии и, наоборот, приход к власти в Бразилии военной диктатуры снова ухудшил двусторонние отношения.

Последний этап взаимоотношений СССР и Бразилии начался б переломные для обеих стран моменты. Приход в марте 1985 г. в Бразилии гражданского правительства во главе с президентом Жозе Сарнеем ознаменовался пересмотром бразильским руководством концептуального подхода к развитию сотрудничества с СССР - состоялся официальный визит президента Сарнея в СССР в 1988 г., первый в XX веке.

После распада СССР Бразильцы одни из первых признали Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР (26 декабря 1991 г.). После распада СССР отношения России с Бразилией и вообще со странами Латинской Америки на несколько лет отошли на периферию внешней политики РФ и лишь во второй половине 1990-х гг. стали постепенно возвращать утраченные позиции. 26 декабря 1991 г. Бразилия признала Российскую Федерацию преемницей всех прав и международных обязательств СССР. Февраль 1993 г. - визит в Москву делегации Национального конгресса (парламента) Бразилии во главе с сенатором Ирапуаном Костой Жуниором. 10 - 13 сентября 1993 г. - первый визит в Россию военной делегации Бразилии во главе с министром сухопутных сил генералом Зенилду Зороастру ди Лусеной. Но Говоря о российско-бразильских отношениях в 1990-2000-х гг, следует разделить их на два этапа. На первом из них преобладал прозападный курс министра иностранных дел Козырева, так и не оправдавший себя. После распада СССР Россия, лишившись статуса сверхдержавы, упустила из своей орбиты или просто стала игнорировать некоторые направления, в том числе латиноамериканское. Риторика Козырева в отношении Южной Америки вызывала отрицательную реакцию у латиноамериканцев, в итоге - российско - латиноамериканские отношения в первой половине 90-х годов оказались в застое.

Начиная с 1994 г. российско-бразильские отношения характеризуются позитивной динамикой политических контактов на высшем и высоком уровнях. 26 - 28 мая 1994 г. - официальный визит в Бразилию делегации Совета Федерации Федерального собрания РФ во главе с ее председателем Владимиром Шумейко. В июне 1994 г. Бразилия и Россия подписали контракт о приобретении Бразилией 112 пусковых зенитных ракетных комплексов «Игла». 15 сентября 1994 г. в результате визита в Бразилию министра по атомной энергии РФ Виктора Михайлова подписано Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. 10 - 13 октября 1994 г. - официальный визит в Москву министра иностранных дел Бразилии Селсу Луиса Нунеса Аморина. Подписан ряд межправительственных соглашений. 20 октября 1994 г. президент РФ Борис Ельцин принял в Кремле Фернанду Энрики Кардозу, победившего на состоявшихся 3 октября 1994 г. президентских выборах в Бразилии. Он находился в Москве с частным визитом и был приглашен Борисом Ельциным посетить Россию с официальным визитом. 28 марта 1995 г. - визит в Бразилию делегации Российского космического агентства во главе с его генеральным директором Юрием Коптевым. 22 октября 1995 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке президент Бразилии Ф.Э. Кардозу провел встречу с президентом РФ Борисом Ельциным. Во время переговоров достигнута договоренность о создании российско-бразильской комиссии по сотрудничеству (комиссии Масиэл-Черномырдин).

Второй этап начался со второй половины 1990-х гг. - новые тенденции во внешнеполитическом курсе России проявились с начала 1996 г. Они были связаны с приходом на пост министра иностранных дел Е.М. Примакова, сменившего вектор российской внешней политики - она становится более реалистичной и самостоятельной'. В результате - существенная активизация российско-латиноамериканских связей. Заложенные Примаковым геостратегические ориентиры в основном были продолжены по сути, они не имели альтернативы и отвечали новому геополитическому курсу России, более прагматичному и менее прозападному. 16 октября 1997 г. в Москве подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Бразилии о научно-техническом сотрудничестве.

В ноябре 1997 г. состоялся визит в Бразилию заместителя Председателя Правительства России В.М. Серова, в ходе которого было подписано коммюнике об установлении контактов между СНГ и «Меркосур». Контакты были продолжены в Москве в ноябре 1997 года. В апреле 1998 года должен был состояться официальный визит в Бразилию премьер-министра Российской Федерации. В бразильскую столицу планировал полететь Виктор Черномырдин - соглашение об этом было достигнуто во время состоявшейся в ноябре 1997 года встречи министра иностранных дел РФ Евгения Примакова с руководством южноамериканской республики.

Бразильская сторона сразу же после встречи с Евгением Примаковым начала подготовку к визиту российского премьера. Как заявил тогда глава внешнеполитического ведомства Бразилии Луис Фелипи Лампрейа, «мы должны сосредоточить все внимание на подготовке к этому важнейшему событию, чтобы наметить наиболее перспективные и многообещающие направления работы»

Однако неожиданная отставка российского правительства помешала осуществиться этому визиту, который мог бы стать историческим и сделать прорыв в отношениях России с крупнейшей южноамериканской страной.

Состоявшийся в ноябре 1997 года визит министра Примакова в Бразилию, без сомнения, привел к активизации отношений между двумя странами. По оценке бразильских обозревателей, двустороннее партнерство в торговле, науке и технике, культуре и других областях в настоящее время явно ниже потенциальных возможностей Бразилии и России.

По окончании визита Евгения Примакова в Бразилиа было подписано много двусторонних документов. Среди них обращает на себя внимание Декларация о принципах взаимодействия между Россией и Бразилией, устремленного в XXI век. В преамбуле документа стороны констатируют «глубокие перемены, произошедшие в мире после окончания холодной войны, и необходимость формирования сбалансированной многополюсной системы межгосударственных отношений, основанной на политическом плюрализме, уважении демократических свобод и соблюдении прав человека».

В декларации подчеркивается, что «при переходе к новому международному правопорядку необходимо руководствоваться принципами Устава ООН и нормами международного права», выражается готовность к дальнейшему развитию двусторонних связей через «повышение уровня отношений братской дружбы, солидарности и многопланового сотрудничества в целях выхода на взаимовыгодное партнерство». Стороны заявили о намерении продолжать работу по адаптации и укреплению системы ООН для того, чтобы она «смогла эффективно выполнять свою важную роль и быть готовой к новым мировым реалиям и вызовам XXI века». Россия и Бразилия выразили намерение продолжать усилия, в том числе и на региональном уровне, для «достижения всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем, особенно в том, что касается оружия массового уничтожения». Они призвали «как можно скорее подписать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний те страны, которые этого еще не сделали», выступили за то, чтобы «Конвенция о запрещении химического оружия в кратчайшие сроки стала универсальной».

В декларации указывается на необходимость «строить более справедливый и равноправный международный экономический порядок на основе свободной, открытой и недискриминационной торговли, взаимовыгодного сотрудничества». В этой связи было отвергнуто применение односторонних акций, нарушающих общепринятые нормы, которые зафиксированы в Уставе ООН и других документах международного права.

Россия и Бразилия выразили намерение углублять диалог между Южноамериканским общим рынком («Меркосур») и Экономическим союзом СНГ, а также развивать взаимодействие между государствами обоих регионов. Среди других направлений взаимодействия двух стран выделяются такие, как устойчивое развитие - необходимое условие для «обеспечения благосостояния и качества жизни нынешнего и будущего поколений», борьба с незаконным производством и торговлей наркотиками, транснациональной организованной преступностью и терроризмом. Стороны вновь подчеркнули приверженность к углублению сотрудничества в ядерной и космической сферах.

.2 Российско-Бразильские отношения с начала XXI века

В начале 2000-х гг. бразильское направление уделяло особое внимание с российской стороны, Россия стала одним из звеньев набирающего силу объединения государств-гигантов БРИК (с 2011 г. - БРИКС).

Стоит отметить основные положительные моменты в отношениях России и Бразилии, накопленные к рубежу XXI в.:

внешняя политика России в отношении Латинской Америки избавилась от идеологической изолированности советского периода и стала руководствоваться своими национальными интересами и здоровым прагматизмом. В свою очередь Бразилия стала воспринимать Россию как равного себе партнера, с которым можно строил, выгодные для обеих сторон отношения, в то же время Бразилия по-прежнему видела в России альтернативу американскому монополизму в мире;

латиноамериканское направлен и отношения с Бразилией как составная часть злого управления окончательно оформились в самостоятельный объект внешней политики России. Это связано с той важной ролью, которую стала играть Бразилия после ухода военной диктатуры и начала демократизации бразильского общества. Россию и Бразилию также связывала общность позиций го международным проблемам, возникшим в 1990-х годах (войны России на Северном Кавказе, «косовский» и «иракский» вопросы).

к началу XXI а была заложена солидная договорно-правовая база, особенно расширившаяся после прихода на пост министра иностранных дел Примакова;

во второй половине 1990-х гг. контакты России и Бразилии не только продолжились на традиционных международных площадках (ООН), но и стали выходить на новые, ранее не задействованные международные и региональные организации (ОАГ, группа Рио, МЕРКОСУР)

Культурные и научные связи России и Бразилии имеют давнюю и богатую историю. Начались они еще раньше, чем были установлены официальные дипломатические отношения между двумя странами, и, в отличие от официальных, никогда не прерывались. За 200-летнюю историю знакомства эти связи вместили в себя научные экспедиции, совместные культурные и научные проекты, выставки и т.д. Свои впечатления и воспоминания о Бразилии оставили такие яркие и значимые в русской культуре и науке фигуры как Г И. Ланпдорф, АС. Ионин, ФИ Шаляпин, ИГ. Эренбург, НИ. Вавилов, ИА Моисеев и др.

В Бразилии конца XIX-начала XX века были широко известны имена русских классиков «золотого века»: Пушкинa и Гоголя, Достоевского и Толстого, Чайковского и Рахманинова. На сценах бразильских театров ставились, и до сих пор идут пьесы Чехова, «оттепельный» советский кинематограф оказал заметное влияние на бразильское «новое кино» - новаторское направление в бразильском кинематографе 1960-х гг., ставшее на долгое время образцом для многих латиноамериканских стран.

В послевоенный период в СССР получил известность классик бразильской литературы XX века Жоржи Амаду. Пьеса бразильского драматурга Гильерму Фигейреду «Лиса и гаи юград неоднократно ставилась в СССР.

Такие имена, как Эйтор Вилла-Лобос, Оскар Нимейер, Кандиду Портинари, Антониу Жобим, Паулу Коэлью хорошо известны в среде российской интеллигенции.

После распада Советского Союза культурные связи новой России и Бразилии приобрели еще более регулярный и насыщенный характер. С вступлением в силу в 1999 г.

После падения «железного занавеса» Бразилия как одна из самых ярких стран южноамериканского континента заняла в туристическом потоке из России свою нишу. Свидетельство тому - отмена визовых ограничений для граждан обеих стран, после чего поток туристов из России в Бразилию увеличился на 20%. Главным препятствием для массовости бразильского направления для россиян, на данный момент, остаются лишь высокая стоимость авиа перелета и дороговизна туров. В контексте российско-бразильских отношений культуру и науки надо рассматривать как один из самых надежных факторов сближения двух стран, а культурную политику как одно из направлений активного взаимодействия.

Отношения России с крупнейшей страной Латинской Америки Бразилией в постсоветский период, особенно в начале XXI века, приобрели тот высокий статус, которою они были лишены на протяжении прошлого века. Это было обусловлено несколькими причинами, прежде всего политического и идеологического характера:

В истории России и Бразилии можно найти много общих моментов: это огромные и до конца не освоенные территории, отложившие свой отпечаток на характеры народов; большие природные ресурсы, которые, однако, не всегда способствуют экономическому развитию, и почти одновременное освобождение от рабских форм хозяйствования (в России - от крепостного права, в Бразилии - отмена рабства).

Наконец, обе страны пережили похожие этапы в развитии - в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Это было время, когда и Советский Союз, и Бразилия начали проводить у себя демократические реформы и стали более открытыми для внешнего мира.

Когда-то Россия первой из стран в мире признала независимую Бразильскую империю, спустя полтора века Бразилия одной из первых признала Российскую Федерацию правопреемницей Советского Союза, что убедительно свидетельствует о продолжении традиций и связей двух стран.

Тем не менее, нельзя упускать из виду и тот факт, что в первой половине 1990-х гг. произошел резкий спад в отношениях России с Бразилией и вообще с Латинской Америкой, что было связано с объективными причинами - после распада СССР внешняя политика России была первое время ориентирована лишь в одном направлении и носила исключительно прозападный характер. Лишь после визитов в 1996-1997 гг. в Латинскую Америку министра иностранных дел Е.М. Примакова произошел поворот, на этот раз - Российской Федерации к Латинской Америке и Бразилии как самой мощной стране этою региона. С этого момента российско-бразильские отношения развиваются по нарастающей и в настоящее время представляют одно из самых перспективных направлений внешней политики РФ. А учитывая существующие возможности, и еще больше - потенциал такого объединения, как БРИКС, куда входят Россия и Бразилия, двустороннее сотрудничество приобретает для них стратегическое значение.

Создана и на регулярной основе работает Комиссия высокого уровня по сотрудничеству (КВУ), которую возглавляют Председатель Правительства Российской Федерации и вице-президент Бразилии.

В ноябре 2004 г. состоялся визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в Бразилию - первый в истории двусторонних отношений визит в эту страну главы российского государства. В ходе переговоров с бразильским руководством были определены конкретные задачи по дальнейшему расширению потенциала сотрудничества, совместной реализации долгосрочных проектов в высокотехнологичных областях, таких как освоение космоса, авиастроение, энергетика, военно-техническое сотрудничество, подтверждена политическая воля к образованию "технологического альянса" между Россией и Бразилией, подписан ряд двусторонних документов и коммерческих соглашений.

Состоявшийся 18 октября 2005 г. официальный визит в Россию президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силва, внес заметный вклад в дальнейшее укрепление политического и экономического партнерства, многопланового и взаимовыгодного сотрудничества двух стран в торгово-экономической, инвестиционной, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах.

По приглашению Владимира Путина президент Бразилии Луис Лула да Силва принял участие в работе "на полях" саммита "Группы восьми" в Санкт-Петербурге 16-17 июля 2006 г. В ходе встречи особое внимание было уделено вопросам сотрудничества в области энергетики, взаимодействия в сфере использования космического пространства в мирных целях.

В ноябре 2008 г. президент России Дмитрий Медведев посетил с официальным визитом Бразилию <http://www.mid.ru/ns-rlat.nsf/601debeef6efe270432569dc002f680c/684325010560dc36c32575d20029effa?OpenDocument>. Визит Медведева совпал с празднованием 180-летия установления дипломатических отношений между двумя странами.

По итогам встречи лидеры двух стран подписали ряд двусторонних отношений, в том числе и об отмене визового режима <http://www.rian.ru/politics/20081124/155727524.html> для краткосрочных поездок.

Активными и насыщенными в последние годы являются контакты на уровне Министерств иностранных дел. На регулярной основе проводятся встречи на сессиях Генассамблеи ООН <http://www.mid.ru/ns-rlat.nsf/601debeef6efe270432569dc002f680c/432569d600328ea9c32574d10039dcdb?OpenDocument> и на полях саммита БРИК.

мая 2009 г. в Москве заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков и заместитель министра иностранных дел Федеративной Республики Бразилии Машадо провели заседание двусторонней Комиссии по политическим вопросам <http://www.mid.ru/ns-rlat.nsf/601debeef6efe270432569dc002f680c/432569d600328ea9c32575b60057df8e?OpenDocument>, в рамках которого прошел очередной раунд российско-бразильских консультаций по стратегической стабильности и безопасности.

В последние годы Бразилия прочно занимает первое место в товарообороте России со странами Латинской Америки, входя также в число важных партнеров России в мире. Доля Бразилии во внешней торговле России по итогам 2008 г. составила: по товарообороту - 0,9 % (25 место в товарообороте России), по экспорту - 0,4 % (32 место), по импорту - 1,7 % (16 место).

По итогам 2009 г. в условиях финансово-экономического кризиса произошло резкое падение двустороннего товарооборота <http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/popup.php?id286=632> до 4,6 млрд долларов (c 6,7 млрд в 2008 г.), в том числе российский экспорт - 1,08 млрд долларов 3,5 млрд долларов.

В структуре российского экспорта в указанном периоде продолжали доминировать поставки продукции химической промышленности (в т.ч. удобрения), доля которых составила 85 %. Снизилась доля минеральных продуктов - 3,5 %, возросла доля металлов и изделий из них - 7,2 %, увеличилась доля машин и оборудования - 2,7 %.

В 2009 г. наблюдалось уменьшение российских поставок в Бразилию практически по всем товарным позициям. Исключение составили только некоторые виды химической продукции (оксометаллические соли, аминосоединения, щелок, полимеры винилхлорида), прокат горячекатаный, подшипники, электроэнергетическое оборудование для строящихся в Бразилии с российским участием энергетических объектов, приборы и инструменты.

В структуре импорта России из Бразилии по итогам 2009 г. отмечено возрастание доли продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - 94,4 %.

Созданы и успешно функционируют Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК) и Комиссия высокого уровня по сотрудничеству (КВУ).

Укреплению традиций культурного сотрудничества способствуют проведение в России фестивалей иберо-американской культуры, растущее число артистических коллективов, выезжающих на гастроли в Латинскую Америку, организация там художественных выставок, недель российского кино, дней российской культуры.

Крупными проектами культурного сотрудничества стали открытие в Бразилии первой и единственной пока зарубежной школы Государственного академического Большого театра (город Жоенвиль) и музыкальной школы им. П.И.Чайковского (город Форталеза) при содействии Московской консерватории. Одна из последних встреч министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова с министром иностранных дел Федеративной Республики Бразилии Селсу Аморимом состоялась 25 апреля 2010 г <http://www.mid.ru/ns-rlat.nsf/601debeef6efe270432569dc002f680c/432569d600328ea9c3257711003515b2?OpenDocument>. в Москве.

Продолжается практика межмидовских консультаций <http://www.mid.ru/ns-rlat.nsf/601debeef6efe270432569dc002f680c/0cd1d3e4b40e575ec3256e8b00416474?OpenDocument> на уровне заместителей министра и директоров департаментов. В рамках Политической комиссии, являющейся составной частью КВУ, на регулярной основе проводятся консультации по безопасности и стратегической стабильности на уровне заммининдел, а также межмидовские консультации по проблематике ООН, консульским и другим вопросам.

2. Сотрудничество по линии международных и региональных организаций

В последние годы Бразилия уделяла больше внимания вопросам укрепления Южноамериканского общего рынка (ЮАОР) и своей экономической стабильности. В то же самое время Россия занималась вопросами консолидации демократии, становления рыночной экономики, предпринимала шаги с тем, чтобы не допустить расширения на Восток НАТО. Бразильско-российские отношения как бы отодвинулись на второй план. Бразилии Марселу Жардин, в российско-бразильских отношениях, которые строятся на принципах международного сообщества, нет никаких политических разногласий.

Стороны пришли к выводу, что у них имеются неограниченные возможности сотрудничества, в том числе в ядерной и космической сфере.

В ноябре 1997 г. состоялся визит в Бразилию заместителя Председателя Правительства России В.М. Серова, в ходе которого было подписано коммюнике об установлении контактов между СНГ и «Меркосур». Контакты были продолжены в Москве в ноябре 1997 года.

Сотрудничество по линии регионов не носит постоянного характера и визиты руководителей штатов в Москву и регионов в Бразилию сводятся пока к ознакомительным поездкам. С учетом установленных контактов и проведенных переговоров благоприятные перспективы имеются у Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Уральского региона и Тюменской области. Руководству этих регионов было направлено приглашение принять участие в работе МПК[17].

Выставки и семинары. Российские организации принимают участие в Международной выставке «Нефть и газ» (г. Рио-де-Жанейро), а бразильские в Международной выставке продовольственных товаров (г. Москва).

Большим успехом пользовалась Российская экспозиция на выставке «Телеком Америка-99» и выставке вооружения «ЛАД-99» (г.Рио-де-Жанейро).

Последний семинар по вопросам российско-бразильских торгово-экономических отношений состоялся в октябре-ноябре 2003 г. в Бразилии

Научно-техническое сотрудничество. С середины 90-х годов бразильцы начали проявлять интерес к налаживанию научно-технического сотрудничества. В ноябре 2003 г. подписано новое Соглашение о научно-техническом сотрудничестве. На согласовании сторон находится текст Программы научно-технического сотрудничества на 2004 - 2005 гг.

Военно-техническое сотрудничество. Бразильские военные ведомства в принципе проявляют интерес к возможным закупкам в России отдельных видов продукции ВПК. В 1993 г. подписан первый контракт на поставку отечественных ракетных установок типа «Игла» на 8 млн. долл. В последнее время значительно активизировались контакты и обмен делегациями по линии «Росвооружения»

К числу наиболее перспективных направлений относятся: проект создания истребителя для бразильских ВВС на базе российских разработок (программа FX-BR), создание на территории Бразилии аэродинамической трубы, технологической линии по сборке вертолетов, организация лицензионного производства ПЗР «Игла», совместного производства стрелкового вооружения и боеприпасов на базе «ИМБЕЛ», активизация контактов между министерствами обороны России и Бразилии.

Сотрудничество в области мирного использования космоса. В конце 1991 года Бразилия объявила международные торги за право вывода на орбиту первого искусственного спутника Бразилии. Их выиграла американская компания «Орбитал сайенс», обойдя в соревновании Главкосмос СССР. Спутник, полностью спроектированный и изготовленный в Бразилии, предполагалось вывести в космос в июне 1992 года.

Кстати, конкуренция между американской и советской компаниями в борьбе за этот контракт сразу же приняла политический характер и стала предметом разногласий в правительстве Бразилии. Сторонники американского предложения утверждали, что выбор любого из советских проектов поставит под угрозу попытки Бразилии укрепить связи с Западом и получить доступ к столь нужной ей технологии. Противоположная сторона, включая часть военного руководства, ратовала за то предложение Главкосмоса, которое приближало выполнение задач, поставленных в национальной космической программе Бразилии.

К тому времени эта программа развивалась по трем основным направлениям: создание собственного спутника, ракеты-носителя и строительство космодрома, и она была реализована лишь в первой ее части. А один из советских проектов, хотя и был более дорогостоящим, помимо вывода спутника, включал также поставку телеметрического оборудования для слежения за спутником, строительство пусковой площадки на космодроме «Алкантара», передачу ракетной технологии.

В случае принятия советского предложения Бразилия смогла бы конкурировать на многомиллиардном международном рынке коммерческих запусков спутников с НАСА и «Арианспейс». Бразильские специалисты к тому же отмечали большую надежность советских ракетоносителей по сравнению с американскими. Тем не менее, как показали результаты конкурса, политические соображения оказались для бразильцев весомее чисто практических. В то же время правительство Бразилии приняло решение создать свое космическое агентство. В декабре 1991 года президент страны Фернанду Коллор подписал декрет об учреждении рабочей группы, которая через месяц представила ему предложения о создании «Бразильского космического агентства». Оно заменило существовавшую Национальную комиссию по исследованию космоса. Она планировала осуществить запуск первого спутника еще в 1989 году. Однако к концу 1991 года специалистам Национального института космических исследований (НИКИ) удалось создать лишь спутник. Что касается других проектов, то, по оценкам специалистов НИКИ, для производства ракетоносителя и строительства космодрома потребуется еще от трех до пяти лет и многомиллионные ассигнования.

В апреле 1995 года Бразилию посетила делегация Российского космического агентства (РКА). По итогам переговоров с руководством Бразильского космического агентства было подписано коммюнике, подтвердившее решимость придать новый импульс сотрудничеству двух стран в области использования космоса в мирных целях. Стороны обсудили состояние двустороннего сотрудничества в этой области и обменялись мнениями по вопросам развития национальных космических программ. РКА и Бразильское космическое агентство обязались разработать и представить на рассмотрение своих правительств конкретные предложения по заключению соглашения о развитии сотрудничества в области исследования и мирного использования космического пространства.

В ходе переговоров были определены основные направления сотрудничества, которые представили взаимный интерес. К ним, в частности, относятся, фундаментальные исследования в таких областях, как космическая геофизика, ионосфера и космическая плазма, дистанционное зондирование, выращивание кристаллов в условиях микрогравитации, исследования и разработки в области создания космических аппаратов и систем, а также совместная реализация прикладных программ, связанных с развитием навигационных и телекоммуникационных систем.

Российская делегация посетила космодром «Алкантара», который бразильское правительство намерено сдавать в аренду заинтересованным странам. Как заявил в этой связи глава российской делегации генеральный директор РКА Юрий Коптев, «Россия заинтересована в коммерческом использовании космодрома в Алкантаре». Однако после его посещения Коптев был более осторожен в высказываниях, заявив, что бразильский космодром пока не обладает необходимой инфраструктурой для запуска крупных ракет в космос

Вместе с тем переговоры по возможному коммерческому использованию бразильского космодрома были продолжены. Подготовка вывода в космос российских спутников весом до 800 кг с базы «Алкантара» должна была занять, по оценке Коптева, около двух лет. Стоимость запуска ракет была приблизительно на 30 проц дешевле, чем с Байконура, так как приближенность г. Алкантара, который расположен на 2-м градусе южной широты, к экватору, значительно сократит расходы ракетного топлива.

В ноябре 2003 г. состоялось подписание Межправительственного соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. В настоящее время изучается возможность экспорта российского оборудования и услуг против закупки бразильских товаров.

Сотрудничество в области мирного использования атомной энергии. С целью изучения перспектив и налаживания сотрудничества между Бразилией и Россией в области атомной энергетики и высокой технологии бразильскую столицу посетил еще в сентябре 1994 года министр РФ по атомной энергии Виктор Михайлов. По итогам поездки было подписано межправительственное соглашение о двустороннем сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Это соглашение разрабатывалось в течение 3 лет и предусматривало взаимодействие в сфере использование атомной энергии во многих областях. Фактически Бразилия стала первой страной южноамериканского континента, с которой Россия подписала подобное соглашение. Развитию таких контактов раньше препятствовали как «холодная война», так и закрытость советской атомной отрасли.

К этому времени Бразилия, заинтересованная в развитии собственной ядерной программы, проявляла большой интерес к получению передовой зарубежной технологии, каковой является российская атомная энергетика.

Переговоры в Бразилиа показали, что существуют большие перспективы взаимодействия между двумя странами в данной области, особенно, что касается малых АЭС, способных снабжать электроэнергией небольшие города в труднодоступных районах, как-то: в Амазонии, или в регионах, лишенных других источников энергии.

Подписанное соглашение открыло перспективы дальнейшего развития связей между двумя государствами не только в сфере использования энергии атома, но и способствовало укреплению отношений дружбы и сотрудничества между ними. Этот документ дал начало другим направлениям взаимодействия, например, в космической области, получении высоких технологий, которыми Россия обладает в больших масштабах.

Достижение этого соглашения стало возможным благодаря огромным переменам в мире, а также тому, что Россия и Бразилия поддерживают усилия мирового сообщества в этом направлении.

Соглашение предусматривало регулярный обмен опытом, учеными, совместное проведение исследований по термоядерной энергетике, прикладной физике, сверхпроводимости. Это и обработка необходимых для атомной энергетики урановых руд, и строительство малых реакторов, и промышленное производство компонентов и материалов для законченного ядерного цикла, изотопов, необходимых для медицины и промышленности.

3. Страны союзники

В последние десятилетия происходило всестороннее расширение и углубление двусторонних связей и сближение позиций России и Бразилии - гигантов по своему территориальному и демографическому потенциалам, влиятельных игроков на региональном и международном уровнях.

Сегодня мы естественные союзники в деле укрепления коллективных основ современного мироустройства, центральной роли ООН в решении мировых проблем и утверждении многополярного мироустройства. Нас сближает приверженность верховенству международного права, неприятие подрывающих его односторонних, силовых подходов, выбор в пользу переговорного урегулирования кризисов и конфликтов. В центр согласованной политической повестки дня вынесены ключевые вопросы обеспечения глобальной и региональной безопасности, борьбы с международным терроризмом, сотрудничество по вопросам, затрагивающим все человечество, таким как глобальное потепление и повышение экономической стабильности.

Устойчивый политический диалог, ведущийся в конструктивном ключе и на высоком уровне, является залогом дальнейшего развития двустороннего сотрудничества на взаимовыгодной основе. По итогам двусторонних саммитов последнего времени поставлены задачи по строительству отношений стратегического партнерства, наращиванию торгово-экономических связей, формированию технологического альянса.

Активно задействуем для их решения возглавляемую председателем правительства России В.В.Путиным и вице-президентом Бразилии Ж.Аленкаром Комиссию высокого уровня по сотрудничеству. Совместная российско-бразильская рабочая группа, созданная по линии Совета безопасности России и министерства по стратегическим вопросам Бразилии, является первым механизмом такого рода, учрежденным Россией с латиноамериканской страной.

Бразилия - ключевой торговый партнер России в Латинской Америке и Карибском бассейне: в 2007 году наш товарооборот превысил 5 млрд долл. Завязывается инвестиционное сотрудничество. С открытием в прошлом году мясоперерабатывающего завода в Калининграде запущен масштабный проект стоимостью свыше 100 млн долл. Повышаем долю высокотехнологичной продукции в торговле и осуществляем сотрудничество в области космоса. При содействии российской стороны состоялся полет на Международную космическую станцию бразильского астронавта М.Понтеса. В числе приоритетных сфер совместного приложения усилий - энергетика, авиастроение, нанотехнологии и ВТС.

Важный фактор сближения - ширящиеся гуманитарно-культурные обмены. Имена скульптора Антониу Франсиску Лисбоа (Алейжадиньо), художника Кандидо Портинари, композитора Эйтора Вила-Лобоса, писателей Машаду ди Асиса и Жоржи Амаду, архитектора Оскара Нимейера в России широко известны. В России немало почитателей бразильской музыки, карнавала и теленовелл. В свою очередь и бразильцы испытывают неподдельный интерес к многогранной культуре России. Неизменным спросом пользуются переведенные на португальский язык произведения российских классиков. Наша общая гордость - первая зарубежная балетная школа Большого театра в г. Жоинвилле. Большие надежды мы возлагаем и на открытые в России - в Краснодаре и Подмосковье - школы бразильского футбола.

Близость или совпадение наших подходов к решению ключевых проблем мировой политики предопределяет нашу заинтересованность во взаимодействии в рамках ООН. Россия рассматривает Бразилию в качестве одного из сильных кандидатов на место постоянного члена реформированного Совета Безопасности ООН в случае принятия согласованного решения о расширении СБ в обеих категориях.

Наши страны продолжают совместный поиск новых форм многостороннего сотрудничества. Одно из них - диалог в формате группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), первый саммит которой успешно прошел в июле в Японии "на полях" саммита "восьмерки". В мае в Екатеринбурге министры иностранных дел приняли совместное коммюнике, отражающее совпадение взглядов и подтверждающее приверженность делу построения более демократичного миропорядка, основанного на многосторонней дипломатии и примате международного права. В ноябре в Бразилии состоится встреча министров финансов и экономики стран БРИК.

Дальнейшему наращиванию российско-бразильских связей будет способствовать и углубление всестороннего взаимодействия России и Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) на основе подписанного в 2006 г. Меморандума о взаимопонимании. Это тем более важно с учетом роли МЕРКОСУР в процессе интеграционного строительства в регионе. Динамика торговли и участия МЕРКОСУР в решении социальных, природоохранных и политических вопросов сделали его центром влияния и экономического роста многополярного мироустройства.

Отношения России и Бразилии, основанные на взаимном уважении, носят обоюдовыгодный характер, обращены в будущее и не подвержены конъюнктурным колебаниям. Сегодня у нас есть политическая воля и материальные ресурсы для успешного продвижения по пути стратегического партнерства, отвечающего жизненным интересам наших стран и народов. Взаимо дополняемость этого партнерства принесет результаты, выходящие за двусторонние рамки и вносящие вклад в становление более демократического миропорядка, готового принять вызовы современного мира.

Заключение

В первой главе работы рассказывается о трех этапах становления Российско -Бразильских отношений: в первой половине 1990-х гг., во второй половине 1990-х гг., и начало XXI века. Подробно раскрыты все экономические, политические и культурные аспекты сотрудничества, показано как проходило развитие и становление взаимного сотрудничества в начале XXI века.

Во второй главе рассказывается о сотрудничестве по линии международных и региональных организаций. Показано как совершалось становление сотрудничества двух стран в различных областях: Культурной - различные выставки и семинары, укрепляющие взаимное сотрудничество; Военной - было подписано несколько документов о сотрудничестве в областях: мирного использования космоса, мирного использования атомной энергии, военно-техническое сотрудничество и научно-техническое сотрудничество.

В третьей главе подводятся итоги международного сотрудничества, показано как взаимодополняемость двухстороннего сотрудничества приносит пользу двум крупным государствам и выводит международные отношения на новый уровень.

В заключении можно сказать, что в ходе исследования Российско-Бразильских отношений можно выявить, что между двумя странами активно складывается многостороннее сотрудничество, в различных областях и сферах жизни, благодаря чему Российско-Бразильские отношения выносятся на новый уровень в сфере международного партнерства.

Дальнейшие перспективы Российско-Бразильского сотрудничества определяются прежде всего в туристической сфере и культурной.

Список литературы

1.Российско-бразильский информационный проект осуществляемый МЭПИ <http://www.russobras.ru/russia-brazil-012.php>

.Сударев, В. П. Латинская Америка в активе российской политики//Международная жизнь.-N 1.2000.-С.14-16

.Строев E.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содруже­ства Независимых Государств накануне третьего тысячелетия: Опыт и проблемы реформ. - СПб.: Наука, 1999. -245 c.

.М.Э. Таварес ди Алмейда. Гражданские права, формирование интересов и корпоративная практика в Бразилии //СССР и Бразилия: проблемы перестройки и модернизации. М.:ИЛА РАН, 1990. С. 133-149.

.12:17 25/02/2013 Андрей Торин <http://interaffairs.ru/author.php?n=site&author=51>, аспирант Государственной академии славянской культуры, редактор журнала «Международная жизнь» <http://interaffairs.ru/read.php?item=9186>

Источник: По материалам ИТАР-ТАСС. Развитие сотрудничества России и Бразилии. <http://www.rodon.org/polit-101025110840>7.<http://www.klerk.ru/materials/2013-03-26/315485/>

8.Осипов <http://rus.ruvr.ru/by_author/64597237/> В.15 декабря 2012, 14:58 "Сотрудничество России и Бразилии приносит ощутимые плоды" <http://rus.ruvr.ru/2012_12_15/Sotrudnichestvo-s-KAMAZom-prinosit-oshhutimie-plodi/>

.Дипломная работа Добавлен 07:04:06 02 февраля 2011 : Перспективы сотрудничества в рамках БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая) <http://www.bestreferat.ru/referat-201671.html>

.Российско-Латиноамериканское деловое сотрудничество (курсовая работа) http://xreferat.ru/59/483-1-rossiiysko-latinoamerikanskoe-delovoe-sotrudnichestvo.html

11.Raúl Zibechi «Cooperación militar Brasil-Rusia» <http://www.jornada.unam.mx/2013/02/22/opinion/024a1pol>

12.Межгосударственные отношения России и Бразилии. Справка. Визит президента Бразилии в Москву в мае 2010 (21) <http://ria.ru/trend/brazil_president_visits_moscow_13052010/> РИА Новости http://ria.ru/spravka/20100513/233121019.html#ixzz2qRYigiPg <http://ria.ru/spravka/20100513/233121019.html>

.Военно-техническое сотрудничество России и Бразилии

("La Jornada <http://www.inosmi.ru/jornada_unam_mx/>", Мексика <http://www.inosmi.ru/magazines/country_mexico/>) Рауль Зибечи (Raul Zibechi) 27/02/2013 <http://www.inosmi.ru/latamerica/20130227/206388130.html>


Скачать архив (25.2 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: