Главная » Экономика

Исследование внешнеэкономической деятельности предприятий Украины

Аннотация

Объект исследования - внешнеэкономическая деятельность предприятий Украины.

Цель работы - теоретическое обоснование внешнеэкономической деятельности предприятий для национальной экономики, анализ эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий Украины, улучшение внешнеэкономической деятельности предприятий Украины.

Методы исследования - наблюдение, сравнение, анализ.

Под внешнеэкономической деятельностью понимают совокупность направлений, форм и методов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также кредитных и валютно-финансовых отношений страны с иностранными государствами с целью эффективного использования преимуществ международного разделения труда.

Внешнеэкономическая деятельность является важной и неотъемлемой сферой хозяйственной деятельности предприятий, фирм, всех участников рыночных отношений. Ее развитие является приоритетным для многих государств мира. В дипломной работе представлено теоретическое обоснование внешнеэкономической деятельности, анализ эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий Украины, а также представлены пути улучшения внешнеэкономической деятельности предприятий Украины.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ, САЛЬДО, ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ.

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретическое обоснование внешнеэкономической деятельности предприятий для национальной экономики

.1 Законодательная база развития внешнеэкономической деятельности предприятий в Украине

.2 Внешнеэкономическая деятельность предприятий Украины и ее значение для развития национальной экономики

.3 Показатели эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий

.4 Финансовые риски внешнеэкономической деятельности предприятий, их сущность, особенности и способы управления

Выводы по разделу 1

Раздел 2. Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий Украины

.1 Развитие внешнеэкономической деятельности в Украине

.2 Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности Украины

.2.1 Анализ эффективности экспортных операций предприятий

.2.2 Анализ эффективности импортных операций предприятий

.3 Проблемы финансового управления внешнеэкономической деятельности предприятий в Украине

Выводы по разделу 2

Раздел 3. Улучшение внешнеэкономической деятельности предприятий Украины

.1 Совершенствование законодательства внешнеэкономической деятельности предприятий

.2 Пути улучшения финансового управления внешнеэкономической деятельности предприятий в Украине

.3 Способы минимизации и нейтрализации рисков внешнеэкономической деятельности предприятий Украины

Выводы по разделу 3

Заключение

Список использованных источников

Введение

Наше время - это время усиливающейся взаимозависимости и взаимодействия национальных хозяйств, время бурного развития международных экономических отношений, мировой торговли, а, следовательно, внешнеэкономической деятельности.

Под внешнеэкономической деятельностью понимают совокупность направлений, форм и методов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также кредитных и валютно-финансовых отношений страны с иностранными государствами с целью эффективного использования преимуществ международного разделения труда.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок.

Внешнеэкономическая деятельность является важной и неотъемлемой сферой хозяйственной деятельности предприятий, фирм, всех участников рыночных отношений. Произошедшая в современном обществе переоценка принципов и модельных характеристик экономического развития изменила представления о международном сотрудничестве.

Управление внешнеэкономической деятельностью - это системное влияние на объект - производственные структуры, фирмы, организации, коллективы людей для обеспечения их жизнеспособности, согласованности в работе и достижения конечного результата. Важным элементом управления внешнеэкономической деятельностью есть целеустремленность, которая выступает как предвиденье результатов управленческой деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий является фундаментом для внешнеэкономической деятельности Украины, именно на предприятия приходится 80% общей доля операций. Поэтому данное исследование является актуальным во время бурного роста мировой торговли, а место и значимость Украины в ней имеет огромное влияние на развитие национальной экономики. От эффективности экспортных и импортных операций предприятий зависит развитие внешнеэкономической деятельности, а, следовательно, и экономики Украины в целом. В современных условиях при выходе на мировой рынок, предприятия сталкиваются с финансовыми рисками, при наступлении которых доля прибыли значительно сокращается и в дальнейшем снижает динамику роста показателей внешнеэкономической деятельности.

Целью дипломной работы является исследование внешнеэкономической деятельности предприятий Украины, анализ эффективности экспортных и импортных операций предприятий, выявление проблем финансового управления и предложения по улучшению внешнеэкономической деятельности предприятий Украины.

Раздел 1. Теоретическое обоснование внешнеэкономической деятельности предприятий для национальной экономики

1.1 Законодательная база развития внешнеэкономической деятельности предприятий в Украине

Внешнеэкономическая деятельность - деятельность субъекта, хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, имеющая место как на территории Украины, так и за ее пределами.[1]

Государство с целью защиты своих национальных интересов, интересов всего общества осуществляет регулирование развития внешнеэкономической деятельности, а также воздействует тем или иным способом на участников этих отношений, оказывая им поддержку или создавая неблагоприятные условия для осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности. Воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности может быть прямым, например, предоставление конкретным экспортерам льгот по уплате таможенных пошлин или косвенным, например, путем установления высоких импортных тарифов на какую-либо продукцию, с тем, чтобы побудить участников внешнеэкономической деятельности импортировать не эти, а другие товары. Такое воздействие осуществляется путем принятия законодательных и иных нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, и имеет своей целью защиту как социальных, так и частных интересов. [55]

На сегодняшний день субъектам хозяйствования при осуществлении внешнеэкономической деятельности в Украине следует руководствоваться следующими основными нормативно-правовыми актами:

•        Закон Украины от 16.04.91 г. № 959-ХII «О внешнеэкономической деятельности»

•        Декрет Кабинета Министров Украины от 19.02.93 г. № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля»

•        Закон Украины от 23.09.94 г. № 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»

•        Закон Украины от 15.09.95 г. № 327 «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях»

•        Закон Украины от 23.12.98 г. № 351-XIV «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности»

Кроме этого, отношения в сфере внешнеэкономической деятельности регулируются еще целым рядом законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы таможенного оформления и перемещения товаров через границу Украины, является Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV.

С целью урегулирования отдельных вопросов в сфере валютного контроля осуществления внешнеэкономической деятельности субъектам хозяйствования следует взять во внимание ряд постановлений Правления Национального банка Украины, например Постановление Правления НБУ от 24.03.1999 г. № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля экспортных, импортных операций». Указанным Постановлением для банков, которые являются агентами валютного контроля экспортно-импортных операций субъектов хозяйствования, предусмотрен порядок осуществления контроля сроков расчетов в сфере ВЭД. В случае нарушения установленных законодательством предельных сроков расчетов по экспортно-импортным операциям к субъекту внешнеэкономической деятельности применяются санкции, предусмотренные Декретом Кабинета Министров Украины от 19.02.93 г. № 15-93.

За нарушения валютного законодательства к субъектам внешнеэкономической деятельности может быть применена административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность.[52]

Законодательное регулирование развития внешнеэкономической деятельности осуществляется рядом актов законодательства общего объема и специального законодательства о внешнеэкономической деятельности.

Специальное законодательство о внешнеэкономической деятельности состоит из актов законодательства различной юридической силы, посвященных регулированию этой деятельности (в том числе отдельных ее аспектов) и отдельных норм, содержащихся в правовых актах общей сферы действия или посвященных регулированию других видов деятельности, что может сочетаться с внешнеэкономической (банковская деятельность, страхование, совместное инвестирование и др.). Следовательно, систему актов законодательства о внешнеэкономической деятельности можно разделить на общую часть (включает нормативно-правовые акты, содержащие общие положения внешнеэкономической деятельности) и специальную часть, в которую входят акты законодательства или нормы, определяющие специфику осуществления внешнеэкономической деятельности в отдельных сферах экономики, на отдельных территориях, при участии отдельных субъектов и т.д. [21]

Учитывая юридическую силу нормативно-правовых актов, система законодательства по внешнеэкономической деятельности может быть представлена следующим образом:

•        Акты высшей юридической силы:

Конституция Украины - в частности, положения относительно определения исключительно законами основ внешнеэкономической деятельности - п. 9 ст. 92; о закреплении за Кабинетом Министров Украины такого полномочия, как организация и обеспечение осуществления внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела, - п. 8 ст. 116.

Хозяйственный кодекс Украины от 16 января 2003p., Содержащий Раздел VII "Внешнеэкономическая деятельность", состоящий из двух глав, первая из которых (гл. 37 "Общие положения") содержит 13 статей, которые определяют: понятие и принципы внешнеэкономической деятельности (в. 377), круг субъектов этой деятельности (ст. 378), виды внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических операций (ст. 379), основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ст. 380), лицензирование и квотирование внешнеэкономической деятельности (ст. 381), требования к внешнеэкономическим договорам / контрактов (ст. 382), включая их государственной регистрации (ст. 383), основы / принципы регулирования внешнеэкономической деятельности (ст. 384), налогообложения внешнеэкономической деятельности (ст. 385), валютного регулирования (статьи 386-387), кредитования внешнеэкономической деятельности (ст. 388), формы государственной защиты прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности (ст. 389). Глава 38 «Иностранные инвестиции" содержит основные положения относительно правового режима такого вида внешнеэкономической деятельности, как иностранное инвестирование (предполагает внесение в объекты инвестирования на территории Украины инвестиций иностранными инвесторами). [12]

Закон Украины от 16.04.1991 г. "О внешнеэкономической деятельности" - акт малой кодификации, специально посвященный регулированию внешнеэкономической деятельности; состоит из 39 статей, в которых содержатся положения относительно: определения терминов (ст. 1), принципов внешнеэкономической деятельности (ст. 2), круга субъектов внешнеэкономической деятельности (ст. 3), видов внешнеэкономической деятельности (ст. 4), порядка приобретения статуса субъекта внешнеэкономической деятельности (ст. 5), относительно сторон, содержания, формы, виды, государственной регистрации внешнеэкономических договоров / контрактов (ст. 6), основных принципов регулирования ВЭД, формы участия в этом государства в лице его органов, направлений регулирования, в том числе таможенного, налогового, валютного и т.д. (статьи 7-23), специальных правовых режимов внешнеэкономической деятельности (статьи 24-25), экономических отношений Украины с другими государствами и международными организациями (статьи 26-27), защиты интересов государства и субъектов внешнеэкономической деятельности в процессе ее осуществления (статьи 28-31), ответственности в сфере внешнеэкономической деятельности (статьи 32-37), порядка рассмотрения споров в сфере внешнеэкономической деятельности (статьи 38-39). [1]

Законы, определяющие условия действия международных договоров в Украине (от 10.12.1991 г. "О действии международных договоров на территории Украины" и от 22.12.1993 г. "О международных договорах Украины") и ряд законов о ратификации международных договоров с участием Украины - двусторонних, многосторонних (в том числе заключенных между странами - участницами международных организаций экономического направления): Закон Украины от 20.09.2001 г. "О ратификации Решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров"), универсальная (Закон Украины от 16.03.2000 г. "О ратификации Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами", Закон Украины от 10.01.2002 г. "О присоединен Украины к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов").

Таможенный кодекс Украины от 12.12.1991 г. и Закон Украины от 05.04.2001 г. "О Таможенном тарифе Украины" регулируют отношения, связанные с пересечением таможенной границы Украины и уплаты пошлины;

Закон Украины от 24.02.1994 г. "О международном коммерческом арбитраже" определяет правовой статус этого юрисдикционного органа, который решает споры. Между украинскими и иностранными субъектами хозяйствования при наличии соответствующей договоренности между ними.

Закон Украины от 02.12.1997р. "О торгово-промышленных палатах в Украине" определяет правовое положение этих организаций, в том числе полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности: осуществлять в предусмотренных законом случаях декларирование внешнеторговых грузов; проводить по заказу украинских и иностранных предпринимателей экспертизу, контроль качества, количества, комплектности товаров (в том числе экспортных и импортных) и определять их стоимость; организовывать международные выставки, национальные выставки иностранных государств и отдельных иностранных фирм, обеспечивать подготовку и проведение выставок украинских товаров в Украине, за ее пределами и др.

Законы, регулирующие договорные отношения в сфере ВЭД: от 7.11.1994 г. "Об учете отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов) в Украине", от 15.09.1995 г. "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях" (в редакции Закона от 04.10.2001 г.) от 23.12.199S г. "О регулировании товарообменных (бартерных) операций в отрасли внешнеэкономической деятельности": от 14 августа 1999 г. "О соглашениях о разделе продукции", от 7 сентября 1999 г. "О концессиях "и от 14.12.1999 г." О концессиях на строительство автомобильных дорог ", от 04.07.2002 г.

Постановление Верховной Рады Украины от 19.12.1992 г. "О ратификации Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности".

•        Указы Президента Украины.

от 05.03.2002 г. № 217/2002 "О порядке осуществления внешних отношений Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями";

Положение о Государственной службе экспортного контроля Украины, утв. Указом Президента Украины от 17.-4.2002 г. № 342/2002;

от 25.06.2002 г. "О порядке осуществления защиты прав и интересов Украине при рассмотрении дел в заграничных юрисдикционных органах".

•        Акты Правительства:

Декрет Кабинета Министров Украины от 19.02.1993 г. "О системе валютного регулирования и валютного контроля";

постановление КМУ от 19.02.1996 г. № 229 "Об утверждении Положения о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины и Положения о порядке контроля и отчетности по использованию имущественных ценностей, которые инвестируются за пределами Украины";

постановление КМУ от 29.04.1999 г. № 756 "О некоторых вопросах регулирования товарообменных (бартерных) операций в отрасли внешнеэкономической деятельности" (с последующими изменениями); [21]

Перечень товаров (работ, услуг), экспорт которых по бартерным (товарообменным) операциям запрещается; перечень товаров (работ, услуг), импорт которых по бартерным (товарообменным) операциям запрещается; перечень высоколиквидных товаров, при экспорте которых по бартерному договору срок ввоза на таможенную территорию Украины импортных товаров не должен превышать 60 календарных дней с даты оформления вывозной грузовой таможенной декларации: утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04.1999 г. № 756 (в редакции постановления КМУ от 11.10.2002 г. № 1493);

постановление КМУ от 04.04.2001 г. № 327 "О Едином государственном реестре международных организаций, членом которых является Украина";

постановление КМУ от 15.02.2002 г. № 155 "Об утверждении Порядка регистрации внешнеэкономических контрактов (договоров) на осуществление экспортных операций с металлоломом";

постановление КМУ от 30.03.2002 г. № 445 "Об утверждении Порядка отнесения операции) резидентов при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности к договорам производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, оперативного и финансового лизинга, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины ";

постановление КМУ от 12.12.2002 г. № 1855 "О допуске товаров к перемещению через таможенную границу Украины в режиме временного ввоза (вывоза)";

постановление КМУ от 12.12.2002 г. № 1861 "Об утверждении Порядка сертификатов о происхождении товаров из Украины";

постановление КМУ от 12.12.2002 г. № 1862 "Об утверждении Порядка взятия (предоставления) проб и образцов товаров, проведения исследований (анализа, экспертизы) с целью их таможенного оформления, а также распоряжения образцами";

постановление КМУ от 12.12.2002 г. № 1863 "Об утверждении порядка ведения Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности";

постановление КМУ от 12.12.2002 г. № 1864 "Об утверждении Порядка определения страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу Украины";

постановление КМУ от 12.12.2002 г. № 1865 "О порядке ведения специальной таможенной статистики";[21]

Перечень оффшорных зон: распоряжение КМУ от 24.02.2003 г. № 77-р.

Общие постановления КМУ и Нацбанка Украины: от 28.08.2001 г. № 1124 "О Сорока рекомендациях Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF)", от 10.10.2001 г. № 1371 "О Порядке подготовки и реализации проектов экономического и социального развития Украины, поддерживаемых международными финансовыми организациями";

•        Ведомственные нормативно-правовые акты:

Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 г. № 201;

Положение о валютном контроле, утвержденное постановлением Правления НБУ пол 08.02.2000 г. № 49 (с последующими изменениями и дополнениями)

Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валюте, утв. постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492;

Приказ Государственной налоговой администрации и Государственной таможенной службы от 12.07.2004 г. № 512/387 "Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных и налоговых органов при осуществлении государственного контроля над экспортом отдельных видов товаров субъектами внешнеэкономической деятельности";

приказ Государственной налоговой администрации и Государственной таможенной службы в 29.07.2004 г. № 439/551 "Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных и налоговых органов при организации и проведении плановых и внеплановых выездных проверок субъектов внешнеэкономической деятельности";

приказ Министерства экономики Украины от 16.03.2006 г. № 98 "О порядке учета (регистрации) внешнеэкономических контрактов, предметом которых являются операции с давальческим сырьем украинского заказчика, когда контрактом предусмотрена реализация готовой продукции в стране исполнителя или вывоз ее в другую страну" и др. [21]

•        Специальная часть.

Закон Украины от 07.12.2000 г. "О банках и банковской деятельности", статьи 21-22 которого предусматривают особенности создания и регистрации банка с иностранным капиталом; включены в этот Закон в соответствии с требованиями FATF положения (статьи 63-65) по предотвращению подмывания в банках средств национального и иностранного происхождения, полученных преступным путем, а также принятые в соответствии с ним акты НБУ: Положение о порядке регистрации договоров, которые предусматривают выполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами по привлеченным от нерезидентов кредитам, займам в иностранной валюте: утверждено постановлением Правления Национального банка Украины от 22.12.1999 г. № 602 (с последующими изменениями и дополнениями), Положения о валютном контроле, утвержденное постановлением Правления НБУ от 08.02.2000 г. № 49, Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492, Положение об осуществлении уполномоченными байками операций по документарным аккредитивам в расчетах по внешнеэкономическим операциям, утвержденное постановлением Правления НБУ от 03.12.2003 г. № 514 и др. [6]

Закон Украины от 07.03.1996 г. "О страховании" (и редакции Закона от 04.10.2001 г.: Ч. 1 ст. 2 предусматривает как одну из основных требований к страховщикам (который может быть субъектом тех разновидностей внешнеэкономической деятельности, осуществляются страхователями) - наличие статуса резидента, то есть страховой компании, созданной по законодательству Украины (в том числе в случаях преимущественной или исключительной участия в ней участников-нерезидентов), а также принятые в соответствии с настоящим Законом подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе: установка ДКРРФГИ от 19.07.2006 г. № 6021 "Об утверждении Порядка регистрации филиалов страховщиков-нерезидентов" распоряжение ГКРРФУ от 07.09.2006 г. № 6201 "Об утверждении Лицензионных условий осуществления страховой деятельности филиалами страховщиков-нерезидентов" и др. [7]

Закон Украины от 04.03.1992г. (С последующими изменениями) "О приватизации государственного имущества": ч. З ст. 4 содержит положения относительно определения в Государственной программе приватизации особенности участия иностранных инвесторов в приватизации государственного имущества, ст. 6 предусматривает возможность участия в приватизации государственного имущества и роли покупателей иностранных граждан и юридических лиц, созданных зарубежным (другого государства или международным) законодательством; приказ Фонда государственного имущества Украины от 16.06.1999 г. № 1138 "Об утверждении Положения о порядке осуществления подготовки к приватизации и продаже долей (паев, акций), принадлежащих подержанные и имуществе предприятий с иностранными инвестициями и хозяйственных обществ " (определяет особенность приватизации государственной доли в имуществе (уставном фонде) таких предприятий с учетом законных интересов иностранных инвесторов). [71]

Выше перечисленная законодательная база, которая представлена нормативно-правовыми актами, указами, законодательными и подзаконными актами, позволяет регулировать развитие внешнеэкономической деятельности предприятий в Украине.

.2 Внешнеэкономическая деятельность предприятий Украины и ее значение для развития национальной экономики

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью внешнеэкономической деятельности выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности. [56]

Предприятие-участник внешнеэкономической деятельности - это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником внешнеэкономической деятельности, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия.

Субъектами внешнеэкономической деятельности могут также быть общественные организации и объединения. Они могут вступать в международные неправительственные объединения, поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения. [45]

Согласно Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности» субъектами внешнеэкономической деятельности в Украине являются:

физические лица - граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют гражданскую правоспособность и дееспособность в соответствии с законами Украины и постоянно проживают на территории Украины;

юридические лица, зарегистрированные в Украине которые расположены на территории Украины (предприятия, организации и объединения всех видов)

объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, которые не являются юридическими лицами в соответствии с законами Украины, но находятся на территории Украины и которым гражданско-правовыми законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность;

структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами в соответствии с законами Украины (филиала, отделения, и т.п.), но находятся на территории Украины;

общие предприятия с участием субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, зарегистрированные в Украине и которые имеют постоянное местонахождение на территории Украины;

другие субъекты хозяйственной деятельности, предусмотренные законами Украины.

Украина в лице ее органов, местные органы власти и управления в лице созданных ними внешнеэкономических организаций, которые принимают участие во внешнеэкономической деятельности, а также другие государства, которые принимают участие в хозяйственной деятельности на территории Украины, действуют как юридические лица в соответствии с Международным и Украинским Законодательством. [1]

Субъекты хозяйственной деятельности Украины и иностранные субъекты хозяйственной деятельности при осуществлении внешнеэкономической деятельности руководствуются такими принципами:

Принципом свободы внешнеэкономического предпринимательства, которое состоит в следующем:

в праве субъектов внешнеэкономической деятельности добровольно вступать во внешнеэкономические связи;

в праве субъектов внешнеэкономической деятельности осуществлять ее в любых формах, которые прямо не запрещены действующими законами Украины;

обязанности соблюдать при осуществлении внешнеэкономической деятельности порядка, установленного законами Украины;

в исключительном праве собственности субъектов внешнеэкономической деятельности на все полученные ними результаты внешнеэкономической деятельности;

Все субъекты внешнеэкономической деятельности имеют равное право осуществлять любые ее виды, прямо не запрещенные законами Украины, независимо от форм собственности и других признаков. Физические лица, которые имеют постоянное место проживание на территории Украины, имеют указанное право, если они зарегистрированные как предприниматели в соответствии с Законом Украины. Физические лица, которые не имеют постоянного местожительства на территории Украины, имеют указанное право, если они являются субъектами хозяйственной деятельности по закону государства, в которой они имеют постоянное местожительство или гражданами которой они являются. Юридические лица имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность соответственно их уставным документам с момента обретения ними статуса юридического лица. [68]

Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для предприятий это такие задачи, как:

· свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

· свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;

· свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;

· свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;

· включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Обязательными сопутствующими условиями внешнеэкономической деятельности являются выполнение определенных операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг - транспортных, страховых, экспедиторских, банковских; по осуществлению платежно-расчетных операций, а также наличие коммерческой и валютно-финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных и денежных рынков.

Исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.

Основным направлением внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность - обмен произведенной продукции, работ, услуг между участниками внешнеэкономической деятельности путем проведения различного рода международных коммерческих (внешнеторговых) операций. Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки.

Внешнеторговые операции, прежде всего, классифицируются на экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт.

Экспорт - это продажа и вывоз за границу продукции, товаров, иного имущества, работ, услуг иностранным покупателям (контрагентам);

Импорт - это покупка и ввоз иностранных товаров (работ, услуг) у иностранных поставщиков для последующей реализации их на внутреннем рынке или потреблении предприятием - импортером.

Реэкспорт - это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергнувшихся в реэкспортируемой стране никакой переработке.

Реимпорт предполагает ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергнувшихся там переработке. [68]

Экономические преобразования, происходящие в Украине, имеют целью постепенную интеграцию украинских предприятий в систему международных экономических связей, с одной стороны, и привлечение иностранных предпринимателей к деятельности в Украине - с другой.

Значимость таких связей в развитии страны, в том числе и Украины, постоянно растет. Историческое развитие ряда стран подтверждает положительное влияние и выгодность расширения участия каждого из них в международном разделении труда и в различных формах международных связей.

Очевидным является тот факт, что внешнеэкономическая деятельность каждой страны является важным условием ее экономического роста. Особенно это актуально в современных условиях, когда приобретают интенсивного развития процессы международной экономической интеграции, транснационализации, международного разделения труда, глобализации мирового хозяйства.

Внешнеэкономическая деятельность способствует развитию перспективных направлений экспортного потенциала, именно за счет внешнеэкономической деятельности наша страна решает проблему нехватки энергоносителей, новейших машин и оборудования, технологий, некоторых товаров народного потребления.

Сущность внешнеэкономической деятельности предприятий проявляется в следующем:

•        это важный и мощный фактор экономического роста и развития национальной экономики;

•        это способ включения экономики страны в систему мирового хозяйства, а, следовательно, и к процессам международного разделения труда и международной кооперации, что особенно актуально в условиях растущих тенденций к глобализации.

Понятие "внешнеэкономическая деятельность" появилось в Украине с началом экономической реформы 1987 года, суть которой заключалась в постепенной отмене монополии государства на осуществление любых экономических операций, в том числе и внешнеэкономических, предоставлении предприятиям права непосредственного выхода на внешние рынки, а также стимулировании развития ВЭД на уровне субъектов хозяйствования. [1]

Внешнеэкономическая деятельность является важным инструментом обеспечения прогресса любой национальной экономики. Существуют две отличающиеся друг от друга модели. Первая ориентирует на создание открытой экономики, тесно интегрированной с мировым рынком, с приоритетом экспортных отраслей. Вторая отдает предпочтение замкнутому хозяйству с высокими таможенными барьерами и с приоритетом импортозамещающих производств.

В Украине принята за основу модель открытой экономики с учетом складывающихся конкретных условий. Это дает возможность максимально использовать преимущества международного разделения труда на основе интеграции в мировое сообщество.

В последнее десятилетие ХХ века в условиях нового этапа научно-технической революции и углубления интернационализации хозяйственной жизни роль внешнеэкономического фактора постоянно возрастает. Свидетельством тому во всемирном масштабе является либерализация - основной лейтмотив экономического развития во всем мире на протяжении последнего десятилетия.

Общепризнанным фактором стало то, что либерализация международной торговли, режимов инвестиций и движения капиталов способна повысить уровень эффективности и динамизма национальных экономик и, следовательно, выступить важным фактором экономического роста.

Мировое экономическое пространство в настоящее время все больше и больше представляет собой единое инвестиционное, производственное, торговое поле с региональными и национальными под секторами, а не сеть национальных экономик, связанных между собой торговыми и инвестиционными потоками.

Влияние внешнеторговых сделок на экономику Украины достаточно велико. Экспорт вызывает увеличение объема производства внутри страны. А это означает появление новых рабочих мест, увеличение занятости, рост доходов, который стимулирует расширение отечественного производства. С увеличением импорта происходит переориентация части расходов с потребления и инвестиций на импорт. А это влечет сокращение спроса на продукцию украинского производства, свертывание рабочих мест, сокращение доходов. Поэтому при измерении совокупных расходов на выпускаемые внутри страны товары и услуги необходимо вычитать расходы на импорт, а экспорт рассматривать как новый компонент совокупных расходов в стране. Таким образом, положительное сальдо ведет к возрастанию расходов и увеличению чистого внутреннего продукта, тогда как отрицательное сальдо приводит к уменьшению ЧВП.

Внешнеэкономическая деятельность для национальной экономики Украины имеет весомое значение. Во-первых, через внешнеэкономические связи обеспечивается поступление отсутствующих или недостающих в стране средств производства - машин, оборудования, приборов и инструментов, комплектующих узлов, агрегатов, частей и деталей, а также сырья и энергоресурсов.

Во-вторых, ввоз из других стран высокопроизводительного оборудования, особенно поступающего в комплекте для целых предприятий, цехов и участков, сокращает сроки оснащения им строящихся объектов, ввода их в эксплуатацию, освоения мощностей и получения нужной продукции, поскольку в этом случае не требуются затраты времени на проектирование и изготовление его в стране.

В-третьих, покупка в других странах новейших машин, оборудования и приборов, а также лицензий и иной технической документации на наиболее передовую технологию ускоряет внедрение в производство последних достижений НТР, более прогрессивных технологических процессов и решений, что способствует росту производительности труда, повышению качества продукции и в конечном итоге увеличению выпуска добротных товаров как для внутреннего рынка, так и для экспорта.

Однако позитивное воздействие импорта техники и технологии на производство обеспечивается лишь в том случае, если покупается действительно самое совершенное, передовое и если поступившие машины и оборудование находят быстрое и рациональное применение, а не загромождают базы и склады многими тысячами ящиков с импортным оборудованием, которое морально устаревает и физически приходит в негодность.

Немалое воздействие на производство оказывает и экспорт. Он расширяет возможности сбыта, позволяет увеличивать серийность выпуска продукции и соответственно удешевляет ее себестоимость, повышает эффективность. Поставки продукции на внешний рынок побуждают перестраивать структуру производства, делать ее более рациональной с учетом международного разделения труда.

Использование более благоприятных условий производства по сравнению с другими государствами позволяет при реализации на внешнем рынке получать дополнительную выгоду и существенную прибавку к национальному доходу. Поставки на экспорт дают мощный импульс для освоения и вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов, активизируют экономическую жизнь. Повышенные требования мирового рынка к качеству товаров способствуют распространению более высоких технических условий и на продукцию, реализуемую в стране. Товар, получивший признание на мировом рынке, выдержавший там жесткую конкуренцию с изделиями других стран, становится эталоном высокого качества и на внутреннем рынке.

Свое влияние на структуру производства и качество продукции оказывают также цены мирового рынка, поскольку они являются показателем среднемирового уровня затрат на выпуск определенного товара. Основные тенденции их движения позволяют судить о том, развитие каких отраслей, производство каких товаров экономически более выгодно с учетом мирового соотношения спроса и предложения, а что целесообразно заменить импортом, так как национальные условия производства менее благоприятны по сравнению с таковыми в других странах.

Многозначное позитивное воздействие внешние экономические связи оказывают и на ускорение научно-технического прогресса. Оно происходит не только через ввоз новейшей техники и технологии, но - все больше - путем проведения совместных научных разработок, выполнения исследований, проектов, изготовления образцов оборудования, машин и материалов. Это проводится в рамках как международных, так и двусторонних программ национальными и международными научными и производственными коллективами.

Важным фактором является овладение работниками всех уровней передовым опытом производства и управления. Большие возможности для этого также дают внешние экономические связи, позволяющие использовать проверенный практикой опыт других стран в организации маркетинга и менеджмента, научных исследований, разработок в строительстве и внедрении наиболее эффективных методов в производство.

Весьма значительным является участие внешних экономических связей в обеспечении населения страны промышленными товарами народного потребления и продовольственными товарами. Оно осуществляется как путем закупок за рубежом и ввозом машин, оборудования и технологий для строительства новых и технического переоснащения существующих предприятий, выпускающих эти товары, и недостающего сырья, так и непосредственного импорта готовых изделий и продуктов питания.

Содействуя оснащению производственных предприятий более совершенной техникой, внедрению передовой технологии и опыта и более рациональной структуры производства, освоению природных ресурсов, повышению качества выпускаемой продукции, сокращая время на организацию выпуска новых изделий, внешние экономические связи вносят немалый вклад в повышение эффективности производства и всей хозяйственной деятельности в увеличение произведенного национального дохода. Основной эффект от них образуется за счет экономии общественных затрат (труда, средств и времени), создания более благоприятных условий для производства и экономической жизни в стране.

Однако выгодность, эффективность и целесообразность внешних экономических связей этим не ограничиваются. Заметное увеличение национального дохода они дают в результате рационального обмена на мировом рынке в силу различий в условиях производства в разных странах и соответственно в национальных затратах на выпуск таких же товаров (или их заменителей). Страна получает выгоду в тех случаях, когда ее затраты на собственное производство товаров, поступающих из-за рубежа (его часто называют антиимпортным), больше или превысили бы затраты при организации их выпуска, чем издержки по экспорту товаров, необходимых для оплаты импорта (экспортного эквивалента). [68]

Таким образом, активное участие национальных хозяйств в общемировом разделении труда становится важной предпосылкой их эффективного функционирования.

.3 Показатели эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий

Эффективность - это максимум продукции при минимуме затрат.

Во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) эффективность проявляется в максимизации прибыли при минимальных затратах, связанных с осуществлением внешнеэкономических операций.

Общие показатели эффективности ВЭД:

. Рост национального дохода страны.

. Рост производительности труда.

. Снижение себестоимости продукции.

. Экономия на сырье, материалах, энергии и т.д.

Частные показатели эффективности ВЭД:

. Увеличение удельного веса в экспортном производстве тех его видов, которые функционируют на условиях соглашений о межгосударственной специализации и кооперирования производства.

. Рост уровня автоматизации, механизации производственных процессов, связанных с ВЭД.

Рост удельного веса иностранного инвестирования в общем объеме инвестиций.

Рост числа прогрессивных форм международной экономической интеграции, которые действуют на макроуровне. [56]

В связи с большим вниманием, которое уделяется сегодня внешнеторговым операциям со стороны субъектов экономической деятельности, возникает потребность в анализе процессов международной торговли и факторов, влияющих на конечный результат для каждой из сторон. Поэтому проблема анализа внешнеэкономической деятельности занимает первостепенное значение в вопросах выживания фирмы на международном рынке и повышения эффективности ее деятельности.

Согласно общетеоретическими подходами к определению эффективности наиболее широкой категорией является общественная эффективность. Экономическая эффективность хозяйственного комплекса страны, эффективность общественного производства, эффективность деятельности предприятия - ее составляющими. При этом экономическую эффективность можно рассматривать в разных аспектах: согласно элементам процесса воспроизводства (эффективность производства, оборота, потребления) согласно факторам производственного процесса (эффективность использования основных средств, оборотных средств, рабочей силы и т.д.), по территориальному признаку и проч. Эффективность внешнеэкономической деятельности также рассматривается как составная общественной эффективности.

Эффективность внешнеэкономической деятельности как совокупность различных форм экономических отношений данной страны с зарубежными партнерами оценивается по трем направлениями, а именно: а) по уровню управления - на уровне государства, отдельного региона, конкретного предприятия, его подразделений; б) по видам деятельности - внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовая, инвестиционная деятельность, совместное предпринимательство и т.д. в) за временным интервалом - кратко-, средне- и долгосрочный. [48]

Согласно указанной принадлежности конечный результат внешнеэкономической деятельности определяется с учетом таких аспектов анализа:

•        институциональный анализ, который предусматривает оценку политических, правовых, организационных условий осуществления внешнеэкономической деятельности;

•        коммерческий анализ (анализ рынка), который предусматривает оценку существующей рыночной ситуации (прежде всего спроса и цен) и оценку возможной смены конъюнктуры

•        технический анализ, который предусматривает изучение совокупности приемов, позволяющих осуществить определенную внешнеэкономическую сделку или реализовать проект и выяснить степень совершенства технического сопровождения;

•        финансовый анализ, который осуществляется с целью обоснования эффективности внешнеэкономической деятельности исходя из интересов собственника;

•        экономический анализ, который проходит через сравнение затрат и результатов и имеет целью определения пользы, которую получит субъект внешнеэкономической деятельности, государство и общество в целом в случае осуществления определенного вида внешнеэкономической деятельности (к задачи такого анализа входит также определение риска, которому будет связана указанная деятельность);

•        социальный анализ, которой предусматривает оценку социальных последствий влияния внешнеэкономической деятельности;

•        экологический анализ, по результатам которого делается вывод о влиянии определенных внешнеэкономических операций и проектов на окружающую среду и политику правительства относительно этого.

В настоящее время повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности страны достигается не одним каким-то направлением в сфере международного сотрудничества, а их совокупностью. На национальном уровне оценке подлежит внешнеторговый эффект, научно-технический эффект, эффект специализации и кооперирования, результат преодоления дефицита ресурсов, сохранения ресурсов на будущее, повышение имиджа страны на международном уровне и др.

На макроэкономическом уровне определяется социальная и экономическая эффективность внешнеэкономической деятельности. Социальная эффективность проявляется как влияние внешнеэкономических операций на уровень жизни населения, удовлетворения спроса потребителей, улучшение структуры рынка товаров и услуг. Экономическая эффективность выражается в том, что потребности национальной экономики удовлетворяются закупкой товаров за границей, при этом валютная выручка, необходимая для осуществления импорта, обеспечивается за счет экспорта товаров отечественных производителей.

Критерием эффективности внешнеэкономической деятельности макро-уровня является рост национального дохода государства за счет увеличения доли отечественной экспортной продукции. [67]

Для оценки эффективности внешнеэкономической деятельности выделяют две группы показателей: 1) обобщающие показатели, и 2) показатели отдельных направлений деятельности.

Обобщающие показатели позволяют определить уровень открытости национальной экономики, масштабы внешнеэкономической деятельности, ее развития и сбалансированность во временном аспекте.

Показатели отдельных направлений деятельности характеризуют выгодность сделок в целом и их отдельных элементов за определенный интервал. Такие показатели можно применять для оценки эффективности внешнеэкономической деятельности страны в целом, а также на уровне региона и предприятия в частности.

Оценка эффективности внешней торговли на уровне государства осуществляется с помощью абсолютных и относительных показателей. Основными абсолютными показателями, которые характеризуют внешнюю торговлю страны, являются: объемы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота (общая сумма экспорта и импорта), внешнеэкономическое сальдо (стоимость экспорта за вычетом стоимости импорта). На их основе определяются важнейшие относительные показатели, прежде всего это экспортная квота, импортная квота и коэффициент внешнеторгового оборота.

•        Экспортная квота Ке - отношение величины объема экспорта Ве к валовому внутреннему продукту ВВП

Ке= Ве /ВВП                                             (1.1)

•        Импортная квота Кi - отношение величины объема импорта Оi к ВВП

Кi = Оi/ВВП                                                       (1.2)

•        Коэффициент внешнеторгового оборота Квто - отношение величины суммы экспорта Ве и импорта Оi, которые в сумме создают внешнеторговый оборот Овто, к ВВП

Квто= Овто/ВВП                                         (1.3)

Для углубленной аналитики используется прием соотношение индексов, а именно: а) индекса внешнеторгового оборота IВТО; б) индекса ВВП IВВП. По результатам этого действия исчисляется коэффициент соотношения индексов КВТО/ВВП:

КВТО/ВВП= IВТО/ IВВП                                                           (1.4)

К общим показателям, которые отражают роль внешнеэкономического фактора в национальной экономике, можно отнести так же показатель внешнеторгового оборота на душу населения.

С целью определения значимости экспорта и импорта для национальной экономики и оценки эффективности международной экономической деятельности страны дополнительно проводится анализ состава внешнеторгового оборота. Это прежде всего показатель соотношения динамики экспорта и импорта - коэффициент опережения/снижение

Копер / снижа= Iе/ Iі,                                                                    (1.5)

где Iе - индекс экспорта;і, - индекс импорта. [33]

Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности имеет важное значение для оценки текущего экономического состояния предприятия, перспектив его развития и предупреждения финансовых потерь. Он является неотъемлемой и определяющей часок общего анализа внешнеэкономической деятельности. Комплексный анализ предприятия, который осуществляет внешнеэкономическую деятельность, предусматривает: а) исследование состояния внешнеэкономической деятельности предприятия в целом и его подразделений; б) выяснения уровня международной конкурентоспособности экспортируемых в) выявления возможных резервов повышения результативности внешнеэкономической деятельности г) постановку проблемы по стратегии и тактики поведения на внешнем рынке и разработку мероприятий по реализации поставленных задач.

Методика анализа эффективности внешнеэкономических операций прежде всего предполагает: а) общий анализ доходности предприятия за счет внешнеэкономической деятельности, б) анализ выполнения обязательств по внешнеэкономическим операциям в) анализ эффективности отдачи на средства, вложенные в экспортные операции г) анализ эффективности импортных операций, частности, в случае их осуществления в условиях использования кредита.

Основные положения методики анализа эффективности внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствования аналогичные методическим подходам, применяемым для соответствующего анализа на макроуровне. Способом определения эффективности внешнеэкономической деятельности является вычисление различных показателей экономической эффективности на основе сопоставления достигнутых экономических результатов с затратами ресурсов на их достижение.

Система показателей экономической эффективности внешнеэкономической деятельности подразделяется на две группы:

•        показатели эффекта, которые определяются через абсолютные величины, имеющие стоимостное измерение и исчисляются как разница между результатами и затратами;

•        показатели эффективности, которые определяются на основе отнесения результатов к затратам и, как правило, определяются в относительных единицах (процентах и ​​индексах).

При исчислении этих показателей важно обеспечить соблюдение таких правил аналитики:

•        осуществлять полный учет всех составляющих затрат и четкое определение результатов, что позволяет предотвратить искажение выводов относительно оценки эффективности проводимых мероприятий;

•        проводить сравнение с базовым вариантом - с ситуацией, которая имела место до принятия решений, альтернативным подходом, который предлагается к внедрению одновременно с тем, что принят к рассмотрению, рыночной ситуацией, состоянием соответствующей деятельности конкурента;

•        приводить затраты и результаты сравнительного состояния по объему, качеству, времени и другим параметрам.

Критерий доступности информации, которая применяется для анализа эффективности внешнеэкономической деятельности, обусловливает образование определенных подсистем (или уровней вычисления) показателей, а именно:

. На основе действующей бухгалтерской отчетности определяются сумма прибыли, уровень прибыли к общему объему продаж за рубежом, рентабельность экспорта отношении расходов на осуществление таких операций и др..

. На основе дополнительной информации в рамках управленческого учета определяются:

а) предельные (маржинальные) показатели объемов экспорта, переменных затрат и прибыли в расчете на единицу продукции или на одну поставку или экспортную операцию;

б) предельная (маржинальная) рентабельность экспорта товара (соотношение предельного прибыли с предельными переменными затратами);

в) точка безубыточности экспортируемого товара (отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли);

г) точка безубыточности для сравнения объемов экспорта имеющейся производственной мощности предприятия и др.


Скачать архив (72.9 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: