Главная » Экономика

ГАТТ и ВТО: преемственность и отличия

Оглавление

Введение

Глава 1. ГАТТ

1.1 История создания, принципы и нормы

1.2 Раунды, достижения

1.3 Окончание деятельности (Уругвайский раунд)

Глава 2. ВТО

2.1 Структура, функции, принципы, задачи ВТО

2.2 Конференции ВТО

2.3 Россия и ВТО

Глава 3. Преемственность и отличия

3.1 Масштабы торгово-политической деятельности

3.2 Отличия в механизме урегулирования споров+ другие отличия

3.3 Преимущества ВТО в сравнении с ГАТТ

Заключение

Список литературы

Введение

Тема курсовой работы "ГАТТ и ВТО: преемственность и отличия". Данная тема актуальна в современном мире, так как ВТО сейчас является одной из самых больших международных организаций и практически все страны мира так или иначе должны соблюдать и уметь "торговать" по правилам данной организации. Это важно для стран, потому что в современном мире ни 1-а страна не может быть полноправным участником международных экономических отношений без участия во Всемирной торговой организации.

Выбор такой темы для меня имеет значение, так как я являюсь гражданином Российской Федерации, а с 2012-ого года Россия стала участником Всемирной торговой организации. Я сочла необходимым расширить свои знания в этой области и узнать лучше механизмы, функции и т.д. данной организации и как присоединение отразится на будущем России. А также меня интересует вопрос о преемственности, о ГАТТ, то, как соглашение превратилось во всемирную организацию.

Целью курсовой я ставлю вопрос об изучении нового международного учреждения - ВТО, знакомство с его структурой, с направлениями деятельности. А так же с ГАТТ - как с предшественником ВТО, базирующееся на многостороннем регулировании мировой торговли товарами. Определенная часть курсовой связана с рассмотрением почти 50-ти летней деятельностью ГАТТ, включая новые направления. В курсовой будут рассмотрены преемственность и отличия ГАТТ и ВТО.

Задачами работы являются, первое - анализ соглашения ГАТТ и его развитие. Второе - образование новой организации ВТО. Третье - отличия данных организаций.

Глава 1. ГАТТ

1.1 История создания, принципы и нормы

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, англ-ом - General Agreement on Tariffs and Trade, GATT) это 1-е в истории соглашение, в котором на многосторонней основе определены принципы и правила, которые регулируют мировую торговлю товарами. (1)

В 30-ых год 20-ого века, когда односторонние защитные действия национальных правительств снизили возможности международной торговли, начала появляться потребность в международном регулировании торговли с помощью определенных норм.

В то время в основе мировой торговли присутствовали только двусторонние торговые договора. Они имели свои минусы, так как охватывали только некоторый список товаров торговли. По результатам заключения таких договоров выигрыша удостаивалась третья сторона, которая не предоставляла уступок.

По окончании II-ой мировой войны были проведены попытки создания МТО (международной торг. организац.), которая могла бы обеспечить более глобальную организацию торговой деятельности. США больше всех проявляли в этом интерес, так как в то время на их часть приходилось более 40-ка % мировой торговли, и они терпели значительные убытки от нарушения торговых поставок.

Первые переговоры по созданию МТО проходили в Гаване. В ходе переговоров возникли споры между Европой и США, в основном из-за количества голосов, предоставляемых участникам. Так, США предложили идею взвешенного голосования (количество голосов должно быть пропорционально доле страны в мировой торговле), но это не сочеталось с другим видом голосования таким как "одна страна - один голос". В итоге, США не отстоял свою позицию, и Конгресс отказался ратифицировать заключенное в процессе переговоров соглашение.

В ходе попытки создания организации интерес вызвал один из разделов соглашения, который касался вопроса о тарифах. Так, в 1948 году в Женеве были проведены специальные переговоры. Их результатом стало подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли, которое получило наименование - ГАТТ. 23 государства стали участниками, основавшими ГАТТ.

Страны-члены ГАТТ, стремились развить международную торговлю и обеспечить экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, прогнозируемость условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и уменьшении регламентирующих действий правительств по управлению внешнеэкономической сферы. Для достижения этих задач необходимо соблюдение ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения:

. Равноправие в торговле, обеспечивающее взаимное предоставление режима благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а также равного подхода к импортным и отечественным товарам с точки зрения внутренних налогов и сборов;

. Использование тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений;

. Периодическое снижение таможенных тарифов, в процессе раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

. Взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

. Решение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае, если согласия не удалось достичь - путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских групп, их решения обязательны для сторон. (6)

1.2 Раунды, достижения

В ходе своей истории важнейшей функцией ГАТТ была организация обширных переговоров. Первые раунды торговых переговоров были проведены по теме снижения таможенных тарифов. В дальнейшем спектр вопросов переговоров стал перемещаться в область нетарифных мер, а так же в сторону создания новых принципов и правил работы мировой торговой системы. В 70-ые, 80-ые и 90-ые годы 20-ые века на конференциях обсуждались вопросы, которые оказали большое влияние на формирование торгово-политического климата в международной торговле. Многосторонние переговоры (1973-1979-х годов) ("Токио-раунд"), активизировали такое существенное направление деятельности ГАТТ, как разработка новых принципов, правил и правовых норм международной торговли. Дальнейшее развитие это направление получило в ходе Уругвайского раунда международных торговых переговоров. За время существования ГАТТ было проведено 7 переговорных конференций. 8-ая - Уругвайский раунд, в ходе которого ГАТТ превратилось в ВТО. В таблице ниже представлены раунды ГАТТ.

Таблица 1

Раунды ГАТТ

№ п/п

Место открытия и проведения раунда

Период времени

Число участвующих стран

Главные направления

Название раунда переговоров

1.

Женева (Швейцария)

1947

23

Снижение тарифов

Женевская конференция 1947 г.

2.

Аннеси (Франция)

1949

13

-/-

Конференция в Аннеси

3.

Торки (Англия)

1950

38

-/-

Конференция в Торки

4.

Женева (Швейцария)

1956

26

-/-

Женевская конференция 1956 г.

5.

Женева (Швейцария)

1960-61

26

-/-

Диллон-раунд

6.

Женева (Швейцария)

1964-67

62

Снижение тарифов и Антидемпингового кодекса

Кеннеди-раунд

7.

Токио (Япония),работа проходила в Женеве (Швейцария)

1973-79

102

Снижение тарифов и разработка целого ряда договоренностей и кодексов

Токио-рануд

8.

Пунто-дель-Эсте (Уругвай) работа конференции проходила в Женеве (Швейцария)

1986-94

125

Снижение таможенных барьеров, разработка соглашений по нетарифным барьерам, совершенствование системы ГАТТ, торговля услугами, Создание ВТО

Уругвайский раунд

Источник: Студопедия. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - ВТО

Из всех прошедших раундов одно из наибольших влияний на мировую торговлю оказал Токийский раунд (1973-1979), в котором участвовало 102 страны. Этот раунд частично был посвящен продолжению снижения тарифов. В результате восьми лет обсуждения, были снижены таможенные пошлины (на одну треть) на промышленные изделия. Но снижение тарифов вскоре было нивелировано ростом цен и изменением валютных курсов. (2)

По другим направлениям были достигнуты большие результаты. Так, например, были приняты совсем новые соглашения, к ним присоединились, прежде всего, промышленно-развитые страны и часть развивающихся стран. Соглашения были по следующим вопросам:

) Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;

) Международное соглашение по молочной продукции;

) Соглашение по говядине;

) Соглашение по процедурам лицензирования импорта;

) Соглашение по правительственным закупкам;

) Соглашение по техническим барьерам в торговле;

) Соглашение по применению Статьи 7 ГАТТ (таможенная оценка)

) Соглашение по применению Статьи 6 ГАТТ (антидемпинговые меры)

) Соглашение по применению и интерпретации Статей 6, 16, 23 ГАТТ (субсидии и компенсационные меры)

 
1.3 Окончание деятельности (Уругвайский раунд)

Уругвайский раунд - это 8-й раунд торговых переговоров, который проходил в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) в сентябре 1986 года. По объему вопросов и числу участников это были самые масштабные переговоры в истории ГАТТ. Переговоры содержали 15 групп вопросов, а число участников равнялось - 125.

Переговоры велись в таких областях как субсидирование, применение санитарно-ветеринарных и технических норм, мировая торговля текстильными и сельскохозяйственными товарами и в других областях, раньше находившихся на периферии деятельности ГАТТ. Так же обсуждались вопросы о усовершенствовании правовых основ международной торговли, что стало одной из особенностей Уругвайского раунда.

В процессе было проведено около пятисот официальных заседаний и большое количество неофициальных. Рабочие сообщества проанализировали более полутора тысяч рабочих документов и предложений. Предполагалось окончание Раунда в 1990 году в декабре в Брюсселе, но переговоры заходили в тупик. Из-за острых споров между членами переговоров - это оказалось невозможным. Понадобилось два года, для того чтобы ослабить основные разногласия и достичь компромисса. Технически переговоры завершились 15 декабря 1993-его года в Женеве (Швейцария). Но еще четыре месяца ушло на то, чтобы собрать заключительную сессию Комитета по торговым переговорам на уровне министров стран-участниц переговоров, которая официально приняла документы Раунда и завершила его.

Итогом Уругвайского раунда стало учреждение Всемирной торговой организации (ВТО). Принятие пакета правовых документов, положения которых являлись обязательными для всех членов ВТО. Эти самые документы заложили основу новой международной торговой системы.

тариф торговля всемирная организация

Глава 2. ВТО
 
2.1 Структура, функции, принципы, задачи ВТО

Как было сказано выше, на Уругвайском раунде (1994 г.) было принято соглашение о создании новой договорно-правовой системы регулирования торговых отношений и новой организации - Всемирной торговой организации (ВТО), которая сохраняет все основные соглашения ГАТТ и его принципы.

Началом деятельности ВТО считается 1 января 1995 г., но по официальным данным, ВТО была образована в Марракеше 04.1994 г., поэтому Соглашение об учреждении организации называют Марракешским соглашением.

Когда образовалась ВТО, туда вступило 77 стран, а в наше время, их число равняется - 159, в том числе и Российская Федерация. (7). Штаб-квартире расположена в Швейцарии (Женева). Глава ВТО - Роберту Карвалью ди Азеведу, в штате самой организации около 640 человек.

Высшим органом организации считается Министерская Конференция ВТО, она должна собираться не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено восемь таких конференций.

Во главе организации стоит Генеральный Директор, а ему подчиняется секретариат. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств. Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями. Самыми главным являются: Совет по товарной торговле Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп. (7)

ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее либерализацией, а системой так называемых увязок: решение о повышении тарифа на один товар должно быть увязано с либерализацией импорта другого товара. (4)

Одной из главных задач ВТО является беспрепятственная мировая торговля. Многие развитые страны, которые образовывали ВТО, считают, что экономическая свобода в международной торговле - это хороший шаг к повышению экономического благосостояния людей.

Существует пять основных принципов, которым должна соответствовать мировая торговая система:

. Отсутствие дискриминации в торговле.

На рынке любой страны не должно быть различий в условиях продажи национальной и иностранной продукции. Одно государство не может ущемлять какое-либо другое государство, накладывая ограничения на импорт и экспорт товаров.

. Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торгoвыми барьерами называют те факторы, которые снижают проникновение зарубежныx тoваров на рынок какoй-либо страны. К ним отнoсят тамoженные пошлины и импoртные квоты.

. Стимулирование конкуренции в мировой торговле.

Для правильной конкуренции фирм разных стран необходимо следить за несправедливыми приемами борьбы - такие как демпинг, экспортные субсидии.

. Стабильность и предсказуемость условий торговли.

Страны-участницы торговой организации должны быть уверены, что условия (нетарифные и тарифные барьеры) не будут изменены неожиданно и произвольно.

. Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

Слаборазвитые страны периферии нужно включать в мировое хозяйство, так как на первых порах они не могут конкурировать с развитыми странами. Этот принцип противоречит предыдущим четырем, но он необходим. Именно из-за этого считается, что нужно предоставлять слаборазвитым странам привилегии.

В общем, ВТО выступает за идею свободной торговли, борясь за устранение протекционистских барьеров.

Основные функции ВТО:) контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;) создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;) урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;) контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;) оказание помощи развивающимся странам;) сотрудничество с другими международными организациями. (8)

 
2.2 Конференции ВТО

Конференция министров - это высший орган организации, который состоит их представителей стран-участниц. Заседания проводятся не реже чем один раз в два года. Они должны проходить в соответствии со статьей 4 "Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации". На данный момент прошло 9 конференций, которые будут рассмотрены ниже.

В декабре 1996 года была проведена первая конференция (в Сингапуре). В результате произошла либерализация всей торговли и организационно к структуре добавились три новые рабочие группы (эти группы также известны как Singapore issues), функции которых заключались в решении вопросов определения соотношений между инвестициями и торговлей, организацией взаимодействия между политикой конкуренции и торговли, а также обеспечения прозрачности в части государственных заказов и закупок. (3)

Вторая конференция состоялась в 1998 году в Женеве. Она была посвящена 50-летию ГАТТ и ВТО, а также страны-участницы ВТО договорились об изучении и использовании вопросов электронной мировой торговли.

Третья конференция состоялась в ноябре 1999 года в Сиэтле. Из-за помех и давления со стороны демонстрантов от неправительственных организаций, а также из-за разногласий членов организации по важным вопросам, на конференции не удалось запустить в ход планируемый новый раунд переговоров по многосторонней торговле. (9)

Четвертая конференция прошла в ноябре 2001 года в городе Доха (Катар). На ней был принят отдельный документ - "Повестка развития Дохи", согласно которому начались переговоры, затрагивающие тарифы, правила ВТО (а именно: антидемпинг, субсидии, торговые соглашения регионов), вопросы урегулирования торговых споров, ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). Между тем в профильных комитетах велись переговоры о: экологии, торговле, пошлине. Одним из важнейших результатов было принятие Китая в ВТО.

Пятая конференция, состоявшая в городе Канун (Мексика) 10-14 сентября 2003 года, прошла практически безрезультатно. Так вышло, потому что промышленно развитые страны не захотели пойти на существенные уступки в таких вопросах, как снижение субсидий на сельское хозяйство и таможенные пошлины на сельскохозяйственную продукцию. Данные переговоры было запланировано закончить к началу 2005 года.

Шестая конференция прошла в декабре 2005 года в Сянгане (Китай). Переговоры шли шесть дней и в итоге была обнародована Министерская декларация и были достигнуты сдвиги в вопросе отмены субсидий на экспорт хлопка, сельскохозяйственной продукции и доступа на рынок менее развитых стран. А вот Дохинский раунд переговоров так и не удалось завершить.

Седьмая конференция прошла в Женеве в ноябре 2009 году. Согласно распорядку на ней не возобновились переговоры Дохинского раунда, но было дано обещание закончить их в 2010 году. Министры рассмотрели в ретроспективе проделанную ВТО работу с периода создания.

На восьмой конференции в 2011 году в Женеве параллельно пленарной сессии были проведены три рабочих заседания " Важность многосторонней торговой системы и ВТО", "Торговля и развитие", "Дохинская повестка дня в области развития". Конференция одобрила присоединение России, Самоа, Черногории.

Девятая конференция прошла сравнительно недавно в декабре 2013 года на Бали (Индонезия). После множества споров страны-участники ВТО смогли договориться и принять Балийский пакет - первое глобальное торговое соглашение за всю историю ВТО. Считается, что оно облегчит таможенные и бюрократические процедуры, увеличив ВВП планеты на триллион долл, и сможет создать 21 млн новых рабочих мест. Кроме этого соглашения, министры приняли еще девять документов, которые объединили в два блока. Первый из них касается помощи наименее развитым странам, а как второй - продовольственной безопасности, ограничения экспортных субсидий и программ поддержки сельского хозяйства. (15)

Одной из важных задач Министерской конференции является назначение генерального директора организации (с 1.09.2005 это Паскаль Лами).

В административном подчинении Министерской конференции ВТО находится Генеральный совет, который выполняет текущую работу и собирается на заседания несколько раз в году в штаб-квартире ВТО в Женеве в составе всех представителей стран-членов ВТО. А в подчинении Генерального совета два органа: по проведению анализа торговой политике ВТО и по урегулирования споров. Генеральному советы же подчинены комитеты по ограничениям, связанным с торговым балансом, финансам и бюджету, по административным вопросам, торговле и развитию. Генеральный совет делегирует свои полномочия трем советам: Совету по торговле услугами, Совету по торговле товарами и Совету по торговым вопросам в правах интеллектуальной собственности.

 
2.3 Россия и ВТО

Россия с 22 августа 2012 года официально стала 156-й страной-членом ВТО - вступил в силу протокол о присоединении РФ к этой организации, подведший черту под 18-летним марафоном переговорного процесса.

Существует множество мнений насчет вступления России в ВТО. В 2011 году на форуме "Россия, Вперед!" Владимир Путин отвечал на вопрос "Сможет всё-таки Россия вступить в ВТО и как это повлияет на экономику России и российский бизнес?". Владимир Путин ответил, что ведутся переговоры насчет вступления и кто-то считает что это уже умирающая организация и страны-участницы не могут договориться между собой по ключевым вопросам, раунды продолжаются один за другим, тянутся годами и не приводят ни к каким результатам и развитые экономики злоупотребляют своим положением развитых держав. Владимир говорит, что у нас есть и плюсы и минусы при вступлении в ВТО, ясно, что конкурентно способность отдельных отраслей пока не соответствует уровню конкурентов. Многие наши компании не хотят вступать в ВТО, потому что мы раскроем рынки, придут наши конкуренты и нас выдавят с нашего собственного рынка. Мы понимаем эти опасения и договариваемся с нашими партнерами о том, чтобы при вступлении ВТО были стандартные условия. Мы добились уже договоренностей по некоторым вопросам: сельскому хозяйству, автосборке. Владимир Путин считает, что в целом России пойдет на пользу вступление в ВТО.

Противники вступления считают, что принадлежность к организации лишит Россию возможности использовать механизмы по защите собственных отраслей экономики. (5) Считают, что потери страны в первый год составят 188 млрд рублей, а в следующий в два раза больше. Импорт подешевеет, пошлины снизятся, а российских производителей ждет жесткая конкуренция.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин говорит: "Снижение пошлин приведет к тому, что импорт станет дешевле для оптовой торговли, а так как у нас сверхмонополизированная торговля, то и разница достанется не нам, а торговцу (монополисту). Именно поэтому монополисты поддержат присоединение России к ВТО"

Есть и сторонники, которые считают, что использование четких правил внешней торговли позволит России защищать свои интересы на международной экономической арене и бороться с дискриминацией ее товаров на зарубежных рынках. Считается, что выиграют такие отрасли как металлургия, химическая и угольная промышленность, транспорт и грузоперевозки, отчасти финансовая сфера, а пострадает машиностроение, пищевая, легкая промышленность.

Россия всё-таки вступила в ВТО и по итогам перового года можно сделать следующие выводы, о которых поведал Дмитрий Медведев. Он говорит, что основные наиболее неблагоприятные прогнозы относительно нашего членства не оправдались. Основным позитивным эффектом от вступления стало общее повышение конкурентоспособности нашей экономики. Проблемные зоны известны, это машиностроение, сельское хозяйство и т.д., системную поддержку этих отраслей государство продолжит оказывать. Нашим компаниям необходимо научится работать в условиях возросшей конкуренции и обратить внимание на снижение издержек, модернизацию.

Заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам Сергей Доронин говорит что "по итогам первого года, крестьяне от вступления в ВТО проиграли. А также такие отрасли как молочная и свиноводство". Это объясняется тем, что до вступления в ВТО существовали квоты на ввозимое сырье, на сегодняшний день они остались, но таможенные пошлины сильно снижены. Оптовые рынки заполонило дешевое продовольственное сырье, работа в течение года в условиях ВТО показала, что потребитель от этого не выиграл, цены на полуфабрикаты и мясные изделия не снизились, зато повысилась конкуренция, что привело к потере рентабельности местных товаропроизводителей.

Совсем недавно 12.03.2014 стало известно, что вступление в ВТО ударило по рисоводству в России. В частности, пошлина на импорт риса снизилась со 120 евро до 45 евро за 1 тонну. Ряд стран, в числе которых все основные поставщики - Китай, Индия, Вьетнам и Таиланд, имеют преимущества в рамках ВТО, для них пошлина составляет 33,75 евро за тонну (коэффициент 0,75). (14)

Я считаю, что государству необходимо оказывать поддержку в виде дотаций местным производителям. Сейчас эта поддержка существует, но не в таком количестве, какое нам необходимо для поддержания экономики. А так же при вступлении нужно было четче обозначить все условия, на которых Россия вступит в ВТО.

Глава 3. Преемственность и отличия

3.1 Масштабы торгово-политической деятельности

ВТО отличается от ГАТТ более широкими масштабами торгово-политической деятельности. ГАТТ действовало исключительно сфере торговли товарами, а ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальной собственностью и инвестициями.

Положения ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) направлены на охрану и реализацию прав интеллектуальной собственности с целью содействовать техническому прогрессу, передачу и распространению технологий к взаимной выгоде производителей и пользователей технологических знаний.

Необходимость принятия такого Соглашения возникла в связи с тем, что существовавшие различия и несогласованности в национальных стандартах стали препятствием на пути нормального функционирования торговой системы. (1)

Правовые нормы, касаются:

Применение основополагающих принципов ГАТТ к вопросам торговли и соблюдения прав интеллектуальной собственности;

Обеспечение достаточных мер по охране прав интеллектуальной собственности;

Разрешение споров по вопросам интеллектуальной собственности;

Специальных мероприятий переходного этапа;

В Соглашении определяются пути защиты различных видов интеллектуальной собственности. Здесь делается акцент на то, чтобы добиться применения всеми полноправными участниками многосторонней торговой системы согласованных подходов и соблюдения единых стандартов. В качестве основополагающих положений используются положения, содержащиеся в Конвенциях, заключенных в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в частности:

Парижской конвенции о защите промышленной собственности (патенты, промышленные дизайны и пр.)

Бернской конвенции о защите литературных и художественных произведений (авторские права)

В Соглашение входит круг вопросов авторских и других смежных прав,

торговых марок, использования географических названий, промышленных образцов, патентов, дизайна интегральных микросхем, конфиденциальной информации.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Мировой экспорт услуг в наше время составляет около 1-го трилн долл, что составляет 20-ть процентов всего мирового экспорта. Из-за быстрого развития информационных технологий международная торговля услугами активно развивается и ее уровень может превысить уровень торговли товарами уже в ближайшее время.

Генеральное соглашение по торговле услугами было подписано в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Данное соглашение преломляет принципы, заложенные в основу торговли товарами системы ГАТТ/ВТО применительно к торговле услугами. (10)

ГАТС включает в себя три базовых элемента:

Свод обязательств Договаривающихся Сторон;

Набор приложений, оговаривающих особые случаи для отдельных секторов торговли услугами;

Перечни обязательств отдельных стран, учитывающие сформировавшиеся тенденции в процессе либерализации торговли услугами.

Основополагающий принцип ГАТС заключается в предоставлении Договаривающимися Сторонами во взаимной торговле услугами режима наибольшего благоприятствования. А так же Договаривающиеся Стороны ГАТС согласились, что на переходный период РНБ возможен не для любой деятельности в сфере услуг, и в этой связи могут делаться определенные исключения. Такие исключения перечислены в специальном приложении, а период действия исключений ограничивается 10 годами.

ТРИМС - соглашение по мероприятиям в области инвестиционной политики, имеющей отношение к торговле. Соглашение было подписано в итоге Уругвайского раунда. Оно формирует поведение правительств по отношению к иностранным инвестициям, для того чтобы избежать негативных последствий мероприятий на международную торговлю.

Соглашение устанавливает национальный режим и исключает количественные ограничения для облегчения инвестиций за границей.

Под мерoприятиями в Соглашении понимаются действия исполнительной власти, осуществляемые в сoответствии с публикуемыми законами или административными распоряжениями и имеющие обязательный xарактер. В Прилoжении к Сoглашению приводится перечень мероприятий, которые несовместимы с требованиями последнего. Правительствам стран - участникoв Всемирной торговой организации (ВТО) запрещается применять следующие oграничительные меры в отношении предприятий с иностранными инвестициями: а) обязывать такие предприятия для своей деятельности закупать или использовать определенную долю местных материалов; б) обязывать такие предприятия закупать или использовать импортную продукцию в объеме экспортируемой ими производимой или местной продукции; в) ограничивать таким предприятиям получение иностранной валюты для производственной деятельности объемом поступления иностранной валюты от иx деятельности или от экспорта местной продукции; г) ограничивать экспорт отдельных местных товаров свыше определенного объема, зависящего от размера производства. Правительство страны - члена ВТО должно уведомить Совет по торговле товарами обо всех мероприятиях, не соответствующих положениям Соглашения, в течение 90 дней с даты вступления его в силу. Соглашение предусматривает дифференцированный переходный период для отдельных групп стран - членов ВТО, в течение которого они должны привести национальное законодательство, регулирующее иностранные инвестиции, в соответствие с требованиями этого документа: для промышленно развитых стран - 2 года, для развивающихся - 5 лет и для наименее развитых - 7 лет (последние два срока могут быть продлены). В переходный период не должна увеличиваться несовместимость национального регулирования с требованиями Соглашения. (11)

 
3.2 Отличия в механизме урегулирования споров+ другие отличия

Механизм разрешения (урегулирования) споров (МРС), применяемый в рамках ВТО, является важной частью современной международной торговой системы. Такой механизм, созданный в ходе Уругвайского раунда, основывается на единых правилах для всех участников, независимо от их экономической и политической мощи. Такой подход дает существенную пользу для небольших государств, которые обычно оказываются в невыгодном положении. В течение срока существования ВТО на данный момент было зарегистрировано около 400 споров. Наиболее активными участниками являются США, Канада, Евросоюз.

Еще в рамках предшественника ВТО - ГАТТ, в статье 23 этого соглашения была заложена возможность разрешения торговых споров, согласно которой стороны могли сами урегулировать вопросы, связанные с тем, что меры, применяемые одной из них, ведут к ухудшению условий доступа на рынок. Страны могли направить свои жалобы в рабочие группы, а позже и в третейские (ТГ), которые давали рекомендации к разрешению спора. В последствии, это привело к формированию правил процедуры разрешения споров. Третейские группы должны были определить действует страна в соответствии со своими обязательствами или нет. В течение 70-80-х годов в системе произошли изменения, сфера компетенций третейский групп расширилась, и они стали участвовать так же и в интерпретации положений ГАТТ. Новые принципы были зафиксированы в Договоренности Токио раунда ГАТТ (1973-1979 гг.).

Важным шагом в развитии механизма разрешения споров было создание юридического отдела в секретариате ГАТТ, который оказывал поддержку третейским группам. Более того, так как члены ТГ выбирались по принципу ad hoc, юристы секретариата обеспечивали преемственность и "институциональную память". Следует отметить довольно серьезные проблемы, возникающие в принятии решений. Так, наблюдалось затягивание процесса на различных этапах. Назначение членов ТГ могло длиться долгое время (несколько месяцев), а принятие решений еще дольше (более двух лет). Отсутствие определенности, что доклады будут приняты, считалось серьезным недостатком системы и страны обращались к ТГ достаточно редко.

На Уругвайском раунде встал вопрос об улучшении механизма разрешения споров. Рассмотрим ниже основные принципы современной процедуры разрешения споров. Многие недостатки, которые были при существовании ГАТТ, удалось устранить.

В ее основе лежит Договоренность о правилах и процедурах (ДРС). Она учреждает Орган по разрешению споров (ОРС), который "имеет полномочия создавать третейские группы, принимать доклады третейских групп и Апелляционного органа, контролировать выполнение решений и рекомендаций и разрешать приостановление уступок и других обязательств, которые вытекают из охваченных соглашений". Постоянно действующий Апелляционный орган стал нововведением по сравнению с ГАТТ. Таким образом, третейские группы и Апелляционный орган отвечают за разрешение споров по всем соглашениям ВТО.

К другим отличиям относятся:

§  ВТО - это полноправная международная организация, в отличие от ГАТТ, которая формально является Соглашением;

§  ВТО является постоянно действующей организацией, а ГАТТ было лишь временным соглашением;

§  весь перечень положений документов ВТО должны неукоснительно соблюдать все страны-участницы, тогда как 9 соглашений ГАТТ, распространялись только на подписавшие их страны, а, значит, и имели ограниченную сферу применения;

§  ВТО ввела в практику механизм систематического составления обзоров национальной внешнеторговой политики для всех стран-участниц, который вносит значительный вклад в обеспечение "прозрачности" национального законодательства и в упорядочение регулирования мировой торговли на уровне отдельных стран, что позволяет контролировать соблюдение правил торговли на мировом рынке. (12)

 
3.3 Преимущества ВТО в сравнении с ГАТТ

Преимущества системы ВТО можно заметить на разных уровнях: страны, гражданина или мирового сообщества целиком.

Для потребителя абсолютной выгодой является - снижение стоимости жизни за счет понижения протекционистских торговых барьеров.

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Например, в Великобритании, по статистике, люди платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Вот, например, в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен на 7-10 % (в ГАТТ этого бы не удалось достичь, так как Соглашения распространялись только на товары, а не на услуги)

Система ВТО, поддерживает здоровую конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта. В системе ВТО более эффективные методы разрешения споров, чем в ГАТТ (было рассмотрено выше). Количество стран-участниц повысилось, что усилило глобализацию и мировую торговлю. Приток капитала в страну, в виде форме ПИИ (прямых иностранных инвестиций), создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом. (13)

Заключение

До создания Всемирной торговой организации существовало Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которое начало свою деятельность с 1947 года. Это было временное соглашение, принятое при попытке создания МТО (Международной торговой организации). Но такое временное соглашение просуществовало почти 50 лет и оказало огромное влияние на мировую торговлю. Страны-участницы при подписании Соглашения стремились развить международную торговлю и обеспечить экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, прогнозируемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и уменьшении регламентирующих действий правительств по управлению внешнеэкономической сферы. Соглашение распространялось только на товары. В ходе 8 раундов, проведенных за 50 лет, были приняты решения о снижении тарифов и о разработке ряда договоренностей и кодекса. Самым значительным стал Уругвайский раунд, в ходе которого осуществилось снижение таможенных барьеров, разработка соглашений по нетарифным барьерам, совершенствование системы ГАТТ, торговля услугами. А также в итоге раунда было принято решение о создании ВТО.

ВТО начало свою деятельность с 1995 года. Организация сохраняет все основные соглашения ГАТТ и его принципы. ГАТТ - основа ВТО. ВТО отличается от ГАТТ более широкими масштабами торгово-политической деятельности. ГАТТ действовало исключительно сфере торговли товарами, а ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальной собственностью и инвестициями. ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров. Улучшился механизм разрешения споров. Раунды превратились в конференции, которых на данный момент насчитывается в количестве 9.

К основным отличиям ГАТТ и ВТО можно привести следующие:

) ВТО отличается от ГАТТ более широкими масштабами торгово-политической деятельности. ГАТТ действовало исключительно сфере торговли товарами, а ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальной собственностью и инвестициями;

) Возникла новая, эффективная и более оперативная система разрешения споров;

) ВТО - полноправная международная организация, а ГАТТ формально является Соглашением;

) ВТО - постоянно действующей организацией, а ГАТТ было лишь временным соглашением;

) весь перечень положений документов ВТО должны неукоснительно соблюдать все страны-участницы, тогда как 9 соглашений ГАТТ, распространялись только на подписавшие их страны, а, значит, и имели ограниченную сферу применения и т.д.

Для современного мира принадлежность к ВТО является разумным решением, спектр задач, принципов, деятельности в целом увеличился и улучшился с 1947 года (когда создавался ГАТТ), что благоприятно влияет на мировое сообщество.

В курсовой работе удалось достичь задачи и цель, были рассмотрены как ГАТТ, так и ВТО, а также их отличия.

Список литературы

1.       Михневич, С. И.115 вопросов о многосторонней торговой система ГАТТ/ВТО/ C.И. Михневич. - Минск БЭЛСЭНС, 2009. - 39 с.

2.      Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО. Всемирная торговая организация и Россия/ Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО. - Москва, 2011. - 113 с.

.        Сараев, Л.А. Организационная структура и сфера деятельности Всемирной торговой организации/ Л.А. Сараев, Н.М. Тюкавкин. - Самара, 2013. - 6 с.

.        Бердина, М.Ю. Регулирование внешнеэкономической деятельности/ М.Ю. Бердина, А.В. Даюб, Ю.С. Кузьмова. - Санкт-Петербург Национальный исследовательский университет ИТМО, 2011. - 101 с.

.        Сабельников, Л.В. Мировая экономика и международный бизес/ В.В. Поляков, Р.К. Щенин. - Москва, издательство КноРус, 2013. - 134 с.

6.      Библиотекарь. ру [Электронный ресурс]: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. - Электрон. журн. режим доступа к журн.: http://www.bibliotekar.ru/index. htm <http://www.bibliotekar.ru/index.htm>

.        Википедия [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия. - электрон. энцикл. - 2001. режим доступа к энциклопедии: http://ru. wikipedia.org <http://ru.wikipedia.org>

.        Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. - 1997. режим доступа к энциклопедии: <http://www.krugosvet.ru>

9.      CRI online Русский язык [Электронный ресурс]: интернет-сайт Международного Радио Китая во всемирной компьютерной сети. - 1998. режим доступа: http://russian. cri. cn <http://russian.cri.cn>

.        Комитет РСПП по торговой политике и ВТО (Рабочая группа РСПП по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики) [Электронный ресурс]: Секретариат Комитета РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО. - Москва. - 2003. режим доступа к комитету: http://www.rgwto.com/default. asp <http://www.rgwto.com/default.asp>

.        Национальная ЭКОНОМИЧЕСКАЯ энциклопедия. [Электронный ресурс]: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ энциклопедия. - режим доступа: <http://vocable.ru/>

.        jourclub.ru. [Электронный ресурс]: Каталог статей и учебных пособий "JourClub". - 2007. - режим доступа: <http://www.jourclub.ru>

.        ereport.ru [Электронный ресурс]: мировая экономика и мировые рынки. - режим доступа: <http://www.ereport.ru>

.        Федоров Н., Вступление в ВТО ударило по рисоводству в России // Вести экономика. - 2014. - <http://www.vestifinance.ru/articles/40495>

15.    РИАНОВОСТИ, Конференция ВТО приняла первое глобальное торговое соглашение. - 2013. - http://ria.ru/economy


Скачать архив (23.0 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: