Главная » Экономика

Финансовый кризис в Европейском союзе

Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения о кризисе

.1 Основные понятия

.2 Виды кризиса

.3 Возникновение кризиса в Европейском союзе

.4 Экономические последствия кризиса в Европейском союзе для Греции, Испании и Ирландии

Глава 2. Пути выхода их кризисной ситуации

.1 Пути выхода из кризиса в Греции

.2 Пути выхода из кризиса Ирландии

.3 Пути выхода из кризиса в Испании

Глава 3. Анализ кризиса в Европейском союзе

.1 Влияние кризиса в Европейском союзе на Россию

.2 Влияние кризиса в Европейском союзе на мировую экономику

.3 Прогноз на дальнейшее развитие и выявление уязвимых стран в Европейском союзе

Заключение

Список использованной литературы

кризис экономический европейский союз

Введение

Финансовый кризис можно охарактеризовать как расстройство государственной системы финансов, которое проявляется в превышении расходов бюджета над его доходами, а так же в нестабильности и падении валютного курса денежной единицы странны, находящейся в этом кризисе.

Сегодня мировая экономика переживает нелегкие времена: вслед за мировым финансовым кризисом последовал долговой кризис стран Европейского союза. Эти события напрямую влияют на экономику России и в частности на нас вами, ведь уже сегодняшние студенты и ученики сталкиваются с последствиями кризисов минувших лет и становятся непосредственными участниками этих процессов. Актуальность моей курсовой обуславливается вышеназванными событиями, целью моего курсового проекта является изучение кризиса, анализ сложившейся кризисной ситуации в Европейском союзе и рассмотрение путей решений на примере Греции, Испании и Ирландии.

Для достижения данной цели, передо мной поставлены следующие задачи:

·        дать понятие кризису;

·        выявить источники и необходимые материалы по теме;

·        проанализировать документы и сделать выводы;

·        выявить особенности и последствия финансового кризиса в Европейском союзе;

Глава 1. Общие положения о кризисе

 
1.1 Основные понятия

Для того, что бы разобраться в теме данного курсового проекта, стоит начать с главного, с понятий и причин такого явления, как кризис.

Кризисом является крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, которое, в дальнейшем, может угрожать её жизнестойкости в окружающей среде. Если обратиться к словарю Ожегова, само слово кризис несет в себе значение затруднительного, тяжелого положения. Так правда ли, что кризис носит в себе только негативный характер, или же это временные неудобства, ведущие к чему-то новому, инновационному?

Существуют сотни различных причин кризиса, которые можно разделить на объективные и субъективные, природные и зависящие от воли, как проявления субъективности, в управлении, а так же его ошибки, причиной может являться потребность к модернизации и реконструкции.

Первой и самой главной причиной является разрыв, расстояние, образующееся между производством и потреблением товаров. Во времена существования натурального хозяйства, между производством и потреблением была прямая связь, в связи с чем не возникало условий для кризисов. Появление кризисов было обусловлено расширением, по мере развития, товарного производства и обращения. После того, как товарное производство стало главной формой организации производства, а рынок-его стихийным регулятором, разрыв между производством и потреблением резко увеличился, это коснулось как времени, так и пространства. Со временем, экономические кризисы стали объективной закономерностью.

Причинами кризиса могут быть внешние и внутренние факторы, первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития, конкуренцией и политической ситуации государства, а вторые, в свою очередь, с рискованной стратегией маркетинга, со внутренними конфликтами, недостатками в организации производства и несовершенством управления.

Так же, причины кризиса можно подразделить на следующие группы:

·        экономические;

·        социальные;

·        политические;

·        демографические;

·        международная конкуренция.

Экономические причины кризиса- это такое состояние экономики страны, при котором выделяются следующие факторы: общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров, монополизация рынка и неправильная фискальная политика страны.

К социальным причинам относят: рост безработицы, сокращение зарплат бюджетникам, выплат пенсионерам, военнослужащим, увеличение дифференциации доходов населения, кадровый кризис, сокращение минимального уровня заработной платы, кризис политики социального и медицинского страхования, интеллектуальный кризис, рост социальных конфликтов и нравственная деградация общества. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.;

В политические причины возникновения кризисной ситуации включают: политическую нестабильность общества, внешнеэкономическую политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства;

Демографическими причинами являются: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения;

Что касается международной конкуренции, под этим понимается усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического процесса.

Во время своего существования, кризис оказывает различное влияние на развитие социально-экономических систем. Окончание каждого кризиса сложно предсказать, возможно разрушение или полное обновление системы, ее оздоровление или же возникновение более нового кризиса, который может быть более разрушительным.

От начала и до завершения, кризис претерпевает несколько стадий своего развития:

)   латентный период. Скрытый период, во время этой стадии предпосылки к кризису только назревают, но ещё не прорываются наружу;

2)      период обвала. Этот этап характерен стремительным обострением всех противоречий, резко ухудшаются показатели динамики. В этот период яро проявляются элементы следующей системы, представляющей будущее;

)        период смягчения кризиса. В этом периоде создаются предпосылки для преодоления кризиса, перехода к фазе депрессии, обеспечивающей временное равновесие между потерявшей свою былую силу системой и утвердившейся, показавшую свою силу новой.

Несмотря на все негативные последствия кризиса, кризис является прогрессивным и выполняет следующие функции в динамике движения систем:

1) резкое ослабление и устранение устаревших элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;

2)      расчистка дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла;

)        испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.

Что касается последствий кризиса, они могут быть сведены к резким изменениям, либо же напротив, к мягкому выходу из сложившейся ситуации. Послекризисные последствия системы могут также быть длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

 
1.2 Виды кризиса

Вид кризиса зависит от характера экономических спадов, охвата ими различных сфер и отраслей народного хозяйства. В настоящее время, существует несколько видов кризисов:

·  циклический;

·        промежуточный;

·        структурный;

·        частичный;

·        отраслевой;

·        сезонный;

·        мировой.

Циклическими кризисами называют кризисы, для которых характерны периодически повторяющиеся спады общественного производства, вызывающие парализацию деловой и трудовой деятельности во всех сферах народного хозяйства, так же, данные кризисы дают начало новому циклу хозяйственной деятельности.

Промежуточные кризисы выделяются тем, что в них присутствуют нерегулярно возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. В отличие от циклических кризисов, они не дают начало новому циклу, носят частный характер и являются краткосрочными.

Связанные с постепенным и длительным нарастанием межотраслевых диспропорций в общественном производстве кризисы называются структурными. Они характерны несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов. Данные кризисы вызывают продолжительные потрясения и, что бы их решить, требуют относительно длительного периода адаптации к изменившимся условиям процесса общественного воспроизводства. Примером такого кризиса является энергетический кризис середины 70-х годов, который вызвал скачок цен 4-5 кратный рост. В то время, для адаптации национальных экономик промышленно развитых стран к новой структуре цен на энергоносители потребовалось более 5-и лет. Последствием данного кризиса явилось необходимость приспособления экономик стран к энергосберегающим технологиям.

Частичные кризисы связаны с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности: банковская система, фондовый и валютный рынок, денежные обращения и кредиты. В 70-х годах существовал Мировой валютный кризис, который повлек за собой переход от Бреттон-Вудской валютной системе к Ямайскому соглашению 1976 года, в соответствии с которым, золото перестало выполнять роль мировых денег и превратилось в товар. Также, к данному виду кризисов можно отнести кризис банковской системы Германии 1932 года.

Спады производства и свертывание хозяйственной деятельности характерно в одной из отраслей промышленности характерны для отраслевых кризисов. Наиболее часто такие кризисы проявлялись в угольной, текстильной и судостроительной промышленности.

К сезонным кризисом можно отнести кризисы, которые вызывают нарушения принятого ритма хозяйственной деятельности, в связи с воздействием природно-климатических факторов. Например, такой кризис может образоваться с наступлением весны в коммунальном хозяйстве из-за отсутствия топлива.

Мировые кризисы ведут за собой нарушения как отдельных отраслей и сфер хозяйственной жизни, так и всего мирового хозяйства в целом.

 
1.3 Возникновение кризиса в Европейском союзе

Кризис в Европейском союзе развивался из-за воздействия ряда факторов:

·  глобализация финансового рынка;

·        лёгкость доступа к кредитам в 2002-2008 годах;

·        мировой финансовый кризис 2007-2012;

·        дефицит торговых балансов ряда стран;

·        низкие темпы экономического роста, начиная с 2008го года;

·        провал мер налогово-бюджетной политики.

По причине взаимосвязи стран в рамках глобальной финансовой системы, при невыполнении обязательств по выплатам одной страной, начинает нести убытки банковской системы страна-кредитор, что называется финансовой цепной реакцией. Ещё в 1992 году ряд стран-членов Европейского союза подписали известный Маастрихтский договор. Одним из условий данного договора было обязательство стран ограничить величину бюджетного дефицита и уровень государственного долга. Несмотря на это, некоторые страны, включая Грецию и Италию решили обойти данные правила и скрыть уровень дефицита и задолженностей при помощи сложных сделок по валютным и кредитным производным ценным бумагам. Но скрытое-не значит исправленное, долг начал расти(рис.1).

Рис.1 Величина госдолга стран еврозоны, Германии и стран, в наибольшей степени затронутых долговым кризисом, по сравнению со средней величиной ВВП еврозоны [5]

Уже в ноябре 2008 года экономист Алексей Байер, который является обозревателем журнала "Research", говорил, что может произойти крах рынка государственных долговых обязательств. Подтверждение этого высказывания не заставило себя ждать: уже через год крупнейшая компания, чей бизнес связан с управлением недвижимостью и портами (Dubai World), выдвинула прошение о шестимесячной отсрочке выплаты долгов. Именно это событие сыграло ключевую роль в уверенности инвесторов и спровоцировало панику на всех ведущих площадках мира. Данное явление настроило весь мир на пессимистичный лад. Этому событию подошло бы название: "Эффект домино", именно оно и считается началом финансового, долгового кризиса в Европе.

 
1.4 Экономические последствия кризиса в Европейском союзе для Греции, Испании и Ирландии

Любое событие, происходящее на востоке, откуда производится основная часть добычи нефти, является очень чувствительным. Сразу после "Эффекта домино" стала появляться информация от глав государств Европы, что их страны начали выходить из рецессии и в скором будущем у них не будет проблем. Больше всех активизировался премьер-министр Греции Георгиос Папандреу.

Греческий финансовый кризис начался в октябре 2009-го, сразу после прихода к власти социалистического правительства, главой которого стал Георгиос Папандреу. Новое правительство практически сразу же пересмотрело статистику предыдущего, и результаты были более чем неожиданными. Ожидалось, что дефицит государственного бюджета составит около 3,7%, а оказалось, что цифра более чем в 4 раза превышает допустимый порог, принятый в еврозоне(3%) и составляет 12,7%. Если рассматривать этот долг отдельно, то он не являлся катастрофичным, ведь были страны с гораздо большими задолженностями, например, Япония, чей долг составил примерно 200% от ВВП (рис.2). Но эта страна не являлась участником Европейского союза, в этом и была вся загвоздка.

Рис.2.Государственный долг Японии от ВВП в период с 2005 по 2014 г.[27]

Немногим позже ВВП Греции сократился на 0,5%, а государственный долг был не менее 115% от ВВП, что было самым высоким показателям стран Евросоюза. За время кризиса, Греция претерпевала разные периоды, в основном негативные, в это время, министр финансов-Георгиос Папаконстантину говорил следующее, пытаясь в своих интервью успокоить сограждан: "Это полный абсурд, принадлежность к евро весьма позитивна для Греции".

Что бы хоть как-то сгладить ситуацию с долгами, Греция начинает масштабную приватизацию, с которой планировалось выручить около 2 миллиардов евро. На продажу выставлялись контрольные пакеты акций различных грузовых портов, авиакомпании Olympic Airlines и контрольные пакеты в электрической и телефонной монополиях. Для подавления кризиса были так же урезаны расходы на социальные нужды населения, пенсии, пособия, расходы на здравоохранение, образование, были сокращены заработные платы в государственном секторе, резко увеличились подоходные и косвенные налоги. Итогом всего этого стали массовые забастовки населения, частично было прекращено воздушное, железнодорожное и транспортное сообщение, в некоторых крупных городах наблюдались перебои с общественным транспортном. Помощь последовала в виде очередных кредитов от Франции и Германии.

В мае 2010 года, после всех "шатаний" Греции Евросоюз и Международный валютный фонд выделил Греции до 45 миллиардов евро под льготный процент. Крупнейшим кредитором Греции стала Германия, она выделила около 23 миллиардов евро.

К декабрю 2010 года паника о бедственном положении Греции поутихла, но возникла опасность нового экономического пожара в других странах, в частности Испании. В этой стране началась рецессия и резкое возрастание безработицы, из-за того, что Испания не имела своей национальной валюты, она не могла начать ослабление курса, тем самым вернув промышленность на прежний, конкурентоспособный уровень. Были снижены зарплаты и цены, тогда как долг оставался на прежнем уровне.

Что касается Ирландии, то одним из наиболее заметных последствий кризиса стал утойчиво-высокий уровень безработицы. По данным за март 2013 года, зарегистрированный уровень безработицы в стране составил порядка 14,0% при этом, с учетом скрытой безработица, показатель составлял 23%, на данный момент, уровень безработицы спал до 10,8% (рис. 3).

Рис. 3. Уровень зарегистрированной безработицы в Ирландии в период с января 2012 по июль 2014 года [16]

Глава 2. Пути выхода их кризисной ситуации
 
2.1 Пути выхода из кризиса в Греции

Правительство Греции планировало к 2011 году сократить бюджетный дефицит до 7% ВВП, параллельно власти страны планировали повысить налоги на сумму более 7 миллиардов евро и снизить расходы на 2 миллиона евро. Проект бюджета предполагал, что дефицит должен был снизиться с 13,6 % к концу 2009 года, а к 2010 году составить 8,1%, а в 2011, вовсе 7% ВВП. Ожидалось, что к концу 2010 года долг должен составить 307 миллиардов евро или 130% ВВП, а ещё через год планировалось, что он повыситься до 324 миллиарда евро или 139% ВВП.

Для улучшения показателей, правительство решило ввести ряд налогов, в связи с чем взнос в 10% от размера прибыли должны уплачивать безубыточные компании, а также незаконные постройки (рис. 4). Помимо данного взноса, государство повысило налог на недвижимость, предметы роскоши, техосмотр автомобилей, безалкогольные напитки и азартные игры. По прогнозам, дополнительные налоги и сборы должны составить около 7,3 миллиардов евро.

Рис. 4. Ставка подоходного налога в Греции в период с 2001 до 2013 года.[10]

В то время, как налоги будут увеличиваться, расходы бюджета сократятся примерно на 2 миллиарда евро. Социальные расходы и субсидирование снизятся на 4-5%, а потребительские расходы государства на 10%. В государство пересмотрело и зарплатную политику, сократив число доплат госслужащим (рис.5). Единственная часть, категория, которую не только не коснулось сокращение бюджета, но и более того, расходы по ней государство решило увеличить, - выплата процентов по внешнему долгу.

Рис. 5. Затраты на рабочую силу в период с 2006 по 2014 год. [9]

Греция несомненно является "болевой точкой" Евросоюза. По совету руководителей Международного Валютного Фонда, правительство Греции приступило к сокращению дефицита в обмен на получение траншей. Единственным путём к решению сложившейся ситуации стало направление средств на поддержку сокращения бюджетного дефицита. Как писали специалисты, необходимо исправить фискальную политику (повысить налоговые ставки) и сократить расходы на зарплату госслужащим, ведь сейчас многие из них получают прежнюю зарплату при этом выполняя меньший объем работы.

Власти Греции считают, что данная политика, проведенная имя, данный проект бюджета, должен хорошо восприняться кредиторами.

По данным на 2014 год, государственный бюджет Греции в процентах ВВП составляет -12,2% (рис. 6).

На сегодняшний день, экономическая ситуация Греции медленно, но изменяется. Инвесторы делают предположения, что постепенно Греция "встанет на рельсы устойчивого развития".

Рис. 3. Изменения государственного бюджета Греции в период с 2004 по 2014 год в процентах к ВВП [12]

2.2 Пути выхода из кризиса Ирландии

Для решение кризисной ситуации, правительство Ирландии предприняло следующие меры:

1)      Сокращение бюджетных расходов почти на 20%: затраты на зарплаты новых работников государственного сектора сократили на 10%, стоит взять во внимание, что до этого сокращение уже случалось и составляло 14%. Также, было намечено сокращение государственных служащих. Минимальная заработная плата уменьшилась на 10 евро, до 7,65 евро/час, помимо этого, предполагалось сократить на 10% социальные выплаты на детей, а пособия по безработице на 4%. Все это привело к переходу работников с 33-часовой рабочей недели на 35-часовую.

2)      Повысились старые налоги и ввели новые: НДС был повышен с 21% до 23%, также предполагалось ввести налоги на собственность и на воду, были увеличены налоги на выброс углекислых газов и т.п.

)        Проведена рекапитализация банковской системы: повысилась капитализация банковской системы: повысилась капитализация отечественных банков с 8% до 12%, правительство выкупило контрольный пакет акций Bank of Ireland. Помимо этого, страна была вынуждена национализировать 3-и из 6-и крупнейших банков страны. По подсчетам, на оживление банков ушло порядка 40 млрд евро, это притом, что Ирландия уже потратила на спасение своей банковской системы почти 20% ВВП.

)        Стабильность низкого налога на прибыль бизнеса (12,5%) (рис. 7). Данный шаг был необходим для того, что бы не отпугнуть иностранных инвесторов. Такое обстоятельство вызвало недовольство остальных членов Евросоюза, т.к. налог Ирландии был минимальным среди государств-членов.

Рис. 7. Ставка корпоративного налога в период с 2004 по 2014 год. [13]

Несмотря на всю сложившуюся кризисную ситуацию в Ирландии, Дублин долгое время отказывался от финансовой помощи Евросоюза, это было обусловлено следующими важными факторами:

·        Ограничение суверенитета страны. За помощью последовало бы вмешательство в финансовую и социальную политику государства, безоговорочное согласование с Брюсселем любых бюджетных трат, т.е. устанавливается контроль бюджета, переходящий в экономический диктат.

·        Внутриполитические издержки. Обращение правительства за помощью ирландцами было воспринято как сдача национальных интересов и ударило по доверию ирландцев к власти, что привело к распаду правящей коалиции.

·        Финансовые и инвестиционные проблемы. Если страна прибегла бы к помощи, она автоматически потеряла бы доверие иностранных инвесторов. Оно и понятно: если Ирландия просит помочь ей, это значит. что она не справляется со своим гигантским долгом.

·        Ментальные издержки. Для национальности ирландцев, является унизительной подобная ситуация. Генетически, ирландцы являются очень гордой нацией, потому болезненно воспринимают любое давление извне, кроме того, они крайне патриотичны.

Что касается Ирландия, её государственный бюджет в процентах ВВП составил на 2014 -5,7%, а пиковое, самое минимальное значение, пришлось на 2011 год и было равно -32,4% (рис 8.).

Рис. 8. Изменения государственного бюджета Ирландии в период с 2004 по 2014 год в процентах к ВВП [14]

 
2.3 Пути выхода из кризиса в Испании

Испания, для решения своих проблем объявила дополнительные меры по сокращению дефицита бюджета страны. В те года испанцам пришлось "затянуть пояса". К 2010 году планировалось сократить бюджетные расходы, в частности в госсекторе должно было быть ликвидировано 13 тысяч рабочих мест, уменьшились зарплаты государственных чиновников на 5%, а членов правительства на 15%, появился запрет на досрочные пенсии, более того, пенсионный возраст предполагалось поднять на два года, до 67 лет. Дабы сделать изменения менее болезненными, было решено начать переход в 2013 году и растянуть его на целое десятилетие. Правительство одобрило повышение пенсионного возраста, данная реформа будет проходить поэтапно в период с 2013 по 2027 год. За первые шесть лет пенсионный возраст будет продлен на один месяц, а далее около двух (рис.9).

Рис. 9. Возраст выхода на пенсию [15]

Планировалась приостановка, в 2011 году, ревальвации пенсий, за исключением минимальных, с нового года отменили выплаты роженицам, которые составляли 2,5 тысячи евро, что являлось одним из важнейших социальных достижений этого правительства. Запреты не затронули лишь сектора образования, борьбы с терроризмом, научных исследований, пенсионных выплат и помощи безработным. Более того, на "социальные работы" для людей без работы, таких как покраску стен домов, замену бордюрного камня, подметание дорог, выделялись крупные суммы. Был повышен НДС с 16% до 18%, также заявлялось об увеличении ставка прогрессивного налога на доходы. Готовилось повышение налогов на бензин, табак и алкоголь, был подготовлен выпуск облигаций сроком на 10 лет, осуществлялось снижение финансирования регионов.

Несмотря на все сокращения государственных расходов, правительство Испании занималось стимулированием развития производства, среди этих мер были такие как:

·        открытие государственной линии кредитования проектов в области информационных технологий, аэрокосмической отрасли, биотехнологий;

·        помощь кредитами сельскому хозяйству и туризму;

·        предоставление льготных кредитов для малых и средних предприятий, налоговые льготы в сфере реконструкции жилья;

·        снижение подходного налога с инновационной деятельности;

·        либерализация энергетического рынка, отказ от региональных монополий;

·        премия к доходности при размещении своих пятилетних облигаций на сумму 2,35 миллиарда евро для инвесторов;

·        снижение ставок по ипотечным кредитам и НДС в сфере строительства, упрощение регистрации новых предприятий(появилась возможность из регистрации за 24 часа);

·        либерализация рынка труда.

Всё дело в том, что в Испании уволить работника не только непростое, но и дорогое "удовольствие". Для увольнения, работнику надо выплатить компенсацию в размере полуторамесячной зарплаты за каждый проработанный год, что в итоге буквально разоряет предпринимателя. Меры, приятые правительством, уже позволяют заявить, что экономика страны вышла из продолжавшейся два года рецессии. ВВП Испании потихоньку увеличивается, на 0,1%-1% с каждым годом. Планируется годовой рост ВВП в 2010-2016 годах в среднем только 0,7%. По статистике на 2014 год государственный бюджет Испании в процентах ВВП составил -6,8% (рис.10).

Рис. 10. Изменения государственного бюджета Испании в период с 2004 по 2014 год в процентах к ВВП [16]

Глава 3. Анализ кризиса в европейском союзе
 
3.1 Влияние кризиса в Европейском союзе на Россию

Несмотря на то, что мировая экономика продолжает восстанавливаться, а объемы промышленного производства и мировой торговли растут, до сих пор остается место для рисков. Согласно оценкам Международного валютного фонда, Всемирного банка и других главенствующих международных организаций, данный подъем был обусловлен в основном действиями масштабных государственных программ стимулирования экономики. В связи с этим, прогнозировалось замедление динамики экономического развития, вызванное неспособностью развивающихся стран в полной мере покрыть торможение спросов со стороны таких ведущих экономик, как США. Из-за сложившейся ситуации, тревожными симптомами стали нестабильное положение на финансовых рынках, замедленное восстановление спроса со стороны частного сектора и возрастающий уровень зарегистрированной безработицы в развитых странах.

Прогнозируемое снижение кредитных рейтингов ряда развитых стран дало основание для угрозы процесса восстановления мировой экономики, по причине того, что данное понижение может привести к снижению рейтингов коммерческих банков и возрастанию стоимости заимствований, в которых могут участвовать предприятия нефинансового сектора.

Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как порочный круг: правительства ведущих развитых стран вынуждены направлять огромные средства на спасение банковских институтов, что приводит к ухудшению бюджетных показателей в дальнейшем и вынужденному сокращению государственных расходов по определенным направлениям, а отказ государства в финансировании целого ряда приоритетных программ приводит к ещё большему затормаживанию экономики и возникновению проблем в финансовом и других секторах.

Что касается экономики России в частности, кризис может вызвать:

·        снижение спроса на российский импорт. Это касается не только природных ресурсов, но и промышленной продукции. Данное снижение обусловлено сокращением бюджетных расходов и удешевлением рабочей силы в европейских странах, что приводит к сужению их рынков и падению потребительских расходов;

·        снижение доступности кредитов и возрастание стоимости заимствований для госинститутов и компаний. При таком положении, возможно, что финансовые проблемы банков европейских стран могут спровоцировать кризис на финансовых рынках;

·        возможно снижение объема иностранных инвестиций в экономику России;

·        возникновение обязательств России по пополнению ресурсов Международного финансового фонда, Всемирного банка и др.

 
3.2 Влияние кризиса в Европейском союзе на мировую экономику

Финансовый кризис, пустивший свои корни в Европейском союзе, принес немало проблем. Среди пострадавших стран были и страны с уже устоявшейся экономикой. В России финансовый кризис начал проявляться несколько позже, нежели в Америке и Европе.

К 2010му году улучшение в мировой экономике были не сильно ощутимы, хотя в таких отраслях, как промышленное производство, ситуация стала хоть и немного, медленно, но улучшаться. Несмотря на позитивные перспективы тех лет, беспокойство не могут не вызывать события европейской экономики, среди которых наблюдалось падение евро и банкротство Греции. Тем не менее, на рынке недвижимости наблюдалось постепенное оживление. Застройщики, некогда приостановившие свою деятельность, взялись за достройку некогда замороженных до лучших времен проектов, так же наблюдался небольшой рост цен.

Эксперты предсказывали, что начавшееся восстановление мировой экономики может замедляться по мере ослабления бюджетного стимулирования. На финансовых рынках также сохранялась нестабильность, спрос оставался слабым, а уровень зарегистрированной безработицы был стабильно высок, эта одно из глобальных последствий финансово-экономического кризиса для мира, о которой говорилось в докладе Международной организации труда. На тот момент, число занятых лиц трудоспособного возраста уменьшилось примерно на 34 миллиона. Уровень занятости в странах СНГ и государствах Центральной и Восточной Европы тоже потерпел снижение, на 2 %, в регионе не работало более чем 10% трудоспособного населения (рис. 11,12,13) . Несмотря на ожидаемое постепенное улучшение экономики, уровень безработицы не ожидал позитивных изменений. Неспособность обеспечить людей работы могла вызвать потерю поддержки населения и веры им в демократию. Согласно докладу, снижение уровня активности на рынке труда более всего задел молодежь, уровень безработицы среди молодых людей увеличился на 10,2 миллиона (рис. 14,15) . Так же, по подсчетам Международной организации труда, 633 миллиона работников в мире и их семье вынуждены были жить за гранью бедности ( на 1,25$ в день) и численность этих людей не уменьшалась.

Рис. 11. Уровень безработицы в Польше в период с 2007 по 2014 год

Рис. 12. Уровень безработицы в Германии в период с 2007 по 2014 год

Рис.13. Уровень безработицы в России в период с 2007 по 2014 год [22]

Рис. 14.Уровень молодежной безработицы в Польше в период с 2007 по 2014 г [19]

Рис. 15. Уровень молодежной безработицы в Германии в период с 2007 по 2014 г [6]

3.3 Прогноз на дальнейшее развитие и выявление уязвимых стран в Европейском союзе

Что бы выявить возможных последующих "инфицируемых" в этой эпидемии кризиса, достаточно посмотреть на состояние ведущих стран региона в общем. Более защищенными от воздействия негативных факторов последствия кризиса предстают Германия и Франция, которые, на данный момент, не имеют такого огромного дефицита государственного бюджета(рис. 16, 17), как Испания и Ирландия, а так же не являются основными держателями государственных долговых бумаг Греции.

Рис. 16. Изменения государственного бюджета Германии в период с 2004 по 2014 год в процентах к ВВП [8]

Рис. 17. Изменения государственного бюджета Франции в период с 2004 по 2014 год в процентах к ВВП [26]

Вся информания у нас на глазах: как сообщает Федеральное агентство занятости Германии, число безработных в стране ближе к концу кризиса сократилось, а на данный момент и вовсе составляет менее 5% (рис. 18)

Рис. 18.Уровень зарегистрированной безработицы в Германии в период с января 2008 по январь 2014 года [7]

Несомненно, прогресс на рынке труда сказался и скажется на общем потреблении товаров и услуг, что приводит к укреплению процесса реабилитации.

Что касается юга и юго-восточных стран Европейского союза, то ситуация там менее оптимистичная. Достаточно вспомнить, что государственный долг к ВВП Греции составляет 12,2% на 2014 год.

Обстановка таких стран, как Испания и Ирландия несколько лучше, но здесь актуальна другая проблема-слабый экономический рост. Такая же ситуация и у Португалии, по этой причине ещё в начале 2000-х годов ежегодный рост ВВП этой страны составил менее чем 1%, а основой экономики стали иностранные инвестиции, что не безопасно, т.к. риск смены настроений кредиторов для нее был ничуть не меньше чем для Испании или Греции.

При изучении долговой нагрузки бюджетного дефицита стран Европейского союза, можно выявить уязвимое место - это Испания. В связи с этим, для Евросоюза, является довольно позитивным фактом то, что Испания собиралась жестко снизить расходную часть бюджета, дабы сократить дефицит до 3%, хотя это и не до конца удалось реализовать.

Более того, кроме Испании, следующими жертвами вполне могут стать Италия и Франция, чьи соотношения дефицита бюджета к ВВП и в особенности безработица имеют достаточно высокий показатель.

Между прочим, жесткость к государственным расходам стран, нуждающихся в поддержки, проявляемая Германией, несет за собой вовсе не жадный подтекст, урезание излишних статей затрат помогает более экономично и вдумчиво использовать финансовые ресурсы.

Именно так, при условии улучшения структуры и динамики бюджетов, возможно разрешение возникающих проблем, иначе можно лишь немного выиграть время перед более масштабным падением.

Заключение

После изучения документов и статей по моей теме, можно прийти к выводу, что Греция в Европейском союзе является самой проблемной страной. Считается, что долг, навалившийся огромной горой на такую небольшую страну, невозможно оплатить, и Греции стоит допустить дефолт, причем масштабный. Все действия, которые совершаются Европейским союзом, вызывают рецессию экономики и тормозят экономический рост страны, при том не уменьшая и не удерживая её долг, а напротив увеличивая его. Когда-нибудь, придётся "платить по счетам", ведь кто-то же должен это сделать. Неплохим примером для Греции будет служить Аргентина, которая находилась в похожей ситуации в начале 2000х годов. Тогда, правительство Аргентины объявило дефолт, убрало привязку своей валюты к доллару и провело некоторые реформы, а спустя всего 3-4 года, страна вернулась на прежний уровень. Вполне возможно, что если Греция откажется от евро и введёт собственную валюту с курсом, который будет соответствовать сегодняшнему состоянию её экономики, ей удастся наконец восстановить конкурентоспособность на мировых рынках. Это увеличит спрос на рабочую силу как местных, так и зарубежных работодателей. Дефолт Греции будет для неё ничем иным, как передышкой, страна выиграет время что бы разобраться с налоговой системой и государственной собственностью. К тому же, это поможет уменьшить риск дефолта в других странах, ведь если Европейский союз прекратит выбрасывать деньги на ветер, то сможет сосредоточится на более крупных странах, таких как Испания, Италия, которые хоть и находятся в кризисном положении, но не столь безнадежны, как Греция.

Сейчас происходит то, что в последние десятилетия Греция и многие другие страны заимствовали и потребляли больше, чем могли отдать, дефолт Греции послужил бы для инвестором неким знаком, что пора долгов окончена, и в будущем, они бы уже более тщательно, осторожно вкладывали деньги в долговые облигации.

Увязание стран в долгах, которые мы наблюдаем последние года, идет в сравнение с увлечением азартными играми, так игрок выиграв одну партию уже не может остановится в своем желании получать больше, не затрачивая для этого больших усилий, ведясь на "легкую наживу". Но ввязываясь в эти игры, ты рискуешь остаться ни с чем, так и страны, чьи глаза были затуманены пеленой "бесплатных денег", сейчас сидят с пустыми карманами, и если бороться с последствиями таких "игр" так, как сейчас делает Европейский союз, искусственно вливая деньги, которые все-равно придётся отдавать, то это не поможет делу. Надо начинать всё сначала и приводить в порядок не отдельные части, а всю систему в целом.

Список использованной литературы

1.          Агапова Т. А. Макроэкономика: учебник/Т.А Агапова, С.Ф. Серёгина; -Москва: Изд-во МФПУ "Синергия", 2013.-559 с.

2.      Ожегов С. И. Словарь русского языка/С.И. Ожегов; -Москва: Изд-во Мир и образование, 2004.-896 с.

.        Рассел Д. Мировой финансово-экономический кризис/Д. Рассел; -Москва: Изд-во Книга по требованию, 2013.-271 с.

.        Тимофеева О. Ф. Кризис в Европейском союзе: последствия, анализ, перспективы/О.Ф. Тимофеева; -Москва: Изд-во Книжный мир, 2011.-160 с.

.        Валовая сумма госдолга //Wikimediacommons-2012. Internet. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:ESDC_04_ru.png?uselang=ru

6.      Германия - Молодёжная безработица//Trading economics-2014. Intrnet. http://ru.tradingeconomics.com/germany/youth-unemployment-rate

7.      Германия - Уровень безработицы - 2014 //Trading economics-2014. Intrnet. http://ru.tradingeconomics.com/germany/unemployment-rate

8.      Германия-государственные бюджеты //Trading economics-2014. Intrnet. http://ru.tradingeconomics.com/germany/government-budget

9.      Греция - Затраты на рабочую силу //Trading economics-2014. Intrnet. http://ru.tradingeconomics.com/greece/labour-costs

10.    Греция - Ставка подоходного налога//Trading economics-2014. Intrnet. http://ru.tradingeconomics.com/greece/personal-income-tax-rate

11.    Греция сегодня //Greecetoday-2014. Internet. http://www.greecetoday.ru/

12.    Греция-государственные бюджеты //Trading economics-2014. Internet. http://ru.tradingeconomics.com/greece/government-budget

13.    Ирландия - Ставка корпоративного налога //Trading economics-2014. Intrnet. http://ru.tradingeconomics.com/ireland/corporate-tax-rate

14.    Ирландия-государственные бюджеты //Trading economics-2014. Internet. http://ru.tradingeconomics.com/ireland/government-budget

15.    Испания - Возраст выхода на пенсию мужчин //Trading economics-2014. Intrnet. http://ru.tradingeconomics.com/spain/retirement-age-men

16.    Испания-государственные бюджеты //Trading economics-2014. Internet. http://ru.tradingeconomics.com/spain/government-budget

17.    Кризис в Испании //Независимая-2010. Internet. http://www.ng.ru/krugman/2010-02-15/5_spain.html

18.    Обзоры рынков //Альпари-2014. Internet. http://www.alpari.ru/ru/analytics/reviews/

19.    Польша - Молодёжная безработица//Trading economics-2014. Intrnet. http://ru.tradingeconomics.com/poland/youth-unemployment-rate

20.    Польша - Уровень безработицы//Trading economics-2014. Intrnet. http://ru.tradingeconomics.com/poland/unemployment-rate

21.    Проект бюджета Греции на 2013 год //РБКQuote-2012. Internet. http://quote.rbc.ru/macro/news/2012/10/31/450977.shtml

22.    Россия - Уровень безработицы //Trading economics-2014. Intrnet. http://ru.tradingeconomics.com/russia/unemployment-rate

23.    Сныткова М. Дефолт Аргентины //Правда.ру-2014.-Internet. http://www.pravda.ru/economics/rules/globalcooperation/02-08-2014/1219399-argentina-0/

.        Уровень безработицы в Германии //Trading economics-2014.Internet. http://ru.tradingeconomics.com/germany/unemployment-rate

.        Уровень безработицы в Ирландии //Trading economics-2014.Internet. http://ru.tradingeconomics.com/ireland/unemployment-rate

.        Франция - Государственные бюджеты//Trading economics-2014. Intrnet. http://ru.tradingeconomics.com/france/government-budget

27.    Япония - Государственный долг к ВВП //Trading economics-2014. Intrnet. http://ru.tradingeconomics.com/japan/government-debt-to-gdp


Скачать архив (667.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: