Главная » Экономика |
Оглавление Введение: .Теория оптимальных валютных зон Р. Манделла. В чем заключается теория? . Привести точку зрения, является ли Евросоюз оптимальной валютной зоной, почему? Аргументировать. Какие есть иные точки зрения? . Можно ли теорию оптимальных валютных зон использовать в интеграционных процессах в других регионах мира? На постсоветском экономическом пространстве? Каким образом и почему? Заключение: Список литературы: В XXI веке глобальные трансформации охватывают все сферы человеческой жизнедеятельности: экономической, экологической, политической, социальную, духовную. Их инициатором и движущей силой небезосновательно считается экономика. Именно интернационализация производительных сил, выход за национальные границы человеческого и финансового капитала, торговли товарами и услугами, формирование глобальных рынков оказывают решающее влияние на политические процессы, социальную мобильность, между культурный диалог. В свою очередь демократизация общественной жизни, преодоление дискриминации по национальному, демографической, половому, имущественным и другим признакам, высвобождения творческого потенциала личности, взаимообогащения культур способствуют ускорению мировых экономических процессов, их распространению во всех уголках Земного шара. Международная экономика приобретает черты глобальной. Конечно, это не означает, что национальные экономики уходят в небытие. Наоборот, повышается их роль как ключевых игроков на глобальном экономическом поле. Конкурируя с транснациональными корпорациями, как новыми глобальными экономическими субъектами, национальные экономики интегруются в мощные региональные группировки, а национальные государства образуют межгосударственные и надгосударственные организации и институты. В условиях экономической глобализации «без границ» повышается ответственность национальных государств за реализацию эффективной экономической политики, которая бы, с одной стороны, обеспечивала реализацию конкурентных преимуществ страны, использование позитивов глобализации в национальных интересах, а с другой, - предупреждала ее негативам и «провалам». 1.Теория оптимальных валютных зон Р. Манделла. В чем заключается теория? Теорию оптимальных валютных зон разработал лауреат Нобелевской премии 1999 Г.-А. Манделл. Исходным пунктом рассуждений ученого был предмет внимания, каким образом категория стран может адаптироваться к изменениям спроса на вещи и обслуживание, которые непрерывно возникают в той или другой стране. Он в первый раз предложил утвердить объективное сопоставление преимуществ, которые дает набор фиксированных обменных курсов или проход к единой валюте, то есть образование валютной зоны. Оптимальная валютная область (в узком смысле) - это территория, в котором дозволено использовать определенную валюту с наименьшими затратами. Это формулировка касается известной модели Манделла-Флеминга, разработанной в начале 60-х годов XX ст. Соавтором ее является Г. Флеминг, потому отдельные ее составные он описал почти что синхронно с Р.-А. Манделлом в осеннее время 1962 г. в работе "Внутренние финансовые установки в условиях фиксированного и плавающего обменных курсов". Ученые выявили основные изменения, которые происходили в мировой экономике. В 50-е годы разменный курс валют ведущих развитых государств было записано Бреттон - Вудным соглашением. В то время международные торговые потоки играли сильнее важную амплуа, чем потоки капитала. Одначе со временем технологичный рост в области коммуникаций и отрицание от регулирования движения капитала столь увеличили габариты его международных потоков, их значимость стало первенствовать значимость торговых потоков. Г.-А. Манделл и М. Флеминг отметили, что быстрота потоков капитала гораздо больше скорости торговых потоков. Международные инвесторы получили гораздо сильнее широкие внутренние резервы пускать в дело разницу в процентной ставке в различных государствах для получения прибыли. Такая разность в двух странах вызывала огромные потоки капитала, которые снижали или целиком ее отстраняли. Торговые потоки на изменения экономических условий реагировали значительно протяжнее. Это простое осматривание дало обоим ученым источник к разработке модели. Пример Манделла выявляет аппарат влияния кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики на накопленный заработок, а как и согласование средь товарным и денежным рынками в малой открытой экономике. Модель состоит из трех уравнений: . Описывает торг товаров: объем потребления находится в непосредственный зависимости от чистого дохода, инвестиции - в обратной зависимости от процентной ставки, а чистый экспорт - в обратной зависимости от обменного курса. . Описывает богатый рынок: предложение денег в реальном выражении равно спроса на них. Спрос находится в обратной зависимости от процентной ставки и в прямой - от дохода. . Удостоверяет, что внутреннюю процентную ставку определяет всемирный степень процентной ставки. Предполагается, что исследуемая страна столь мала, что она может приобретать или давать кредиты любых размеров на международном финансовом рынке, не влияя при этом на всемирный уровень процентной ставки. Из анализа модели Манделла надлежит базисный вывод: результаты тот или иной экономической политики в малой открытой экономике зависят от того, установлен ли в ней разменный курс является фиксированным или плавающим. Таким образом, модель Манделла-Флеминга объясняет (за неизменного уровня цен) причины колебаний уровней дохода и обменного курса. Она показывает, что при плавающем обменном курсе бюджетно-налоговая стратегия не влияет на накопленный доход. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика приводит к росту обменного курса и ограничение чистого экспорта, что сводит на нет ее обыкновенный положительное внушение на кумулятивный доход. Бюджетно-налоговая политика влияет на совокупный доход лишь за фиксированного обменного курса. Модель Манделла-Флеминга подтверждает, что за фиксированного обменного курса кредитно-денежная политика не влияет на накопленный доход. Любые попытки увеличить предписание денег являются неудачными, поскольку она саморегулируется для поддержания установленного уровня обменного курса. Кредитно-денежная политика воздействует на накопленный доход лишь из-за плавающего обменного курса. Научные исследования Манделла имеют огромное практическое значение. Собственно они стали интеллектуальным основой для совместной европейской валюты. Вывод ученого о том, что сильнее чем одна страна может вмещать выгоду от использования общей валюты, стимулировал правительства европейских государств к созданию евро. Г.-А. Манделл обосновал полезное действие единой валюты, которая может содействовать снижению тарифов международных торговых соглашений, а как и сглаженностью уровня сравнительных цен. В частности, он указал на некоторые фундаментальные, принципиальные параметры такого объединения: надобность высокой экономической открытости, тесных торговых связей со странами-партнерами и корреляции экономических циклов, которые развиваются в отдельных странах, с циклом, свойственным основном экономическому потенциалу интеграции. валютный зона экономический оптимальный В 1978 г. страны Европейского экономического сообщества заключили соглашение о создании Европейской валютной системы (ЕВС), которая вступила в силу в 1979 г. и обеспечила скоординированное свободное колебания национальных валют относительно доллара. Одновременно создается расчетная общеевропейская валютная единица - экю, квази валюта, предшественница евро. Через четыре года основывается Европейский фонд валютного сотрудничества, который осуществляет эмиссию экю и целевое кредитование стран фонда для поддержки их внутренних валют. Следующим шагом западноевропейской валютной интеграции является вступления в силу Акта о единой Европе (1985 г.), который предполагает экономическую интеграцию с объединением рынков товаров, труда и капитала. В финансовой сфере переход к единому внутреннему рынку означал отмену ограничений и барьеров на пути перемещения капиталов и финансовых услуг, отмену ряда национальных стандартов деятельности финансовых институтов и введения единых правил контроля за ними, установление основных принципов гармонизации контрольных стандартов и т.д. В 1988 г. на саммите Европейского экономического сообщества в отчете президента Еврокомиссии Же. Делора говорится о планах создания центральной европейской банковской системы и введение совместной евровалюты. Через год на следующем саммите в Мадриде с докладом Делора принимается программа трехэтапной экономической интеграции с 1 июля 1990 года. В Маастрихте в 1991 г. намечается стратегия финансово-экономической интеграции стран ЕС стратегия директивной конвергенции европейских национальных экономик и вырабатываются критерии подобной конвергенции, основанные на жестком соблюдении бюджетной и финансовой политики. Маастрихтский договор подписывается 7 февраля 1992 г. и вступает в силу в 1993 г. Первый этап начался 1 июля 1990 г. и охватывал полную либерализацию движения капиталов и более узкую кооперации стран Европейского сообщества в сферах экономической, финансовой и денежной политики. В 1994 г. - второй этап экономической интеграции в рамках ЕС начинается с создания Европейского валютного института и реализации мер по нивелированию финансово-бюджетных политик стран ЕС. На этом этапе политическая независимость центральных банков стран ЕС должна быть закреплена законодательно. Отныне центральным банкам запрещалось финансировать дефицит государственного бюджет своих правительств. В 1999 г. начинается последний этап продвижения к единого валютно-экономического пространства. Функционирует совместный Европейский центральный банк, который осуществляет единую денежно-кредитную политику стран-членов ЕС (создается Европейская система центральных банков), и вводится в обращение единая валюта - евро, в первую очередь как расчетная, а с выпуском в 2001 г. банкнот и монет - как полноценная денежная единица. Переход к единой валюте в рамках ЕС позволяет избежать валютные риски, связанные со заменимыми расчетам с торговых и финансовых операций. Основания Европейской системы центральных банков является важным компонентом институциональной конвергенции в сфере денежной политики. Однако компетенции в таких сферах, как, например, фискальная политика или регулирования рынка рабочей силы, остаются на национальном уровне. Для повышение экономической политики в рамках интегрированного союза эти элементы на следующих этапах интеграции должны быть перенесены на над национальный уровень. Страны ЕС проходят четко разработанную и строго контролируемую поэтапную интеграцию в единое экономическое пространство на основе принципа всесторонней конвергенции. В генезисе единого западноевропейского пространства постепенно вовлекаются все более сложные формы конвергенции - от таможенно-тарифной и технико-технологической к валютно-кредитной. Цель макроэкономических критериев валютно-финансовой конвергенции соответствует философии Маастрихтского договора: участники валютного союза должны гарантировать, что страны, которые передают компетенции по проведению денежной политики Европейском центральном банке, будут способными обеспечить длительную экономическую стабильность в совместном денежно-валютном пространстве. В процессе формирования единого валютно-экономического пространства необходимо учитывать, что любая экономическая зона, которая создается, должна рассматриваться как система, открытая для внешней экономической среды. При этом первоочередной режим преференций, необходимый для достижения конечного эффекта создания зоны, должен быть достаточно устойчивым относительно влияния внешней среды. Внешней средой по ЕС или, что более актуально в настоящее время, в отношении зоны евро, как страны-претенденты в члены ЕС (буферная зона), так и остальные страны (периферийная зона). Единая валюта евро - это валютный Рубикон, переход которого означает бесповоротную трансформацию многовалютной территории ЕС в одновалютну территорию евро, в “Евроленд”. Введение единой валюты на определенной территории, с экономической точки зрения, ставит вопросы оценки эффективности подобной новации и последующего выделения оптимальных значений ее параметров - размера территории, механизма конвертации выходных (национальных) валют в комбинированную валюту, этапы и темпы замещения старых валют новой валютой и т.д. Предполагалось, что евро станет второй наиболее важной официальной резервной валютой мировой финансовой системы, а Европейский центральный банк займет достойное место международного межнационального института, регулирующего оборот “мульти государственной” валюты. Евро имеет значительные резервы потенциальных изменений будущего европейского и финансового рынков, трансформации много валютной международной валютной системы в три или даже в двухполюсной системе. Долгосрочный эффект введения евро должен быть исключительно положительным. Макроэкономические характеристики европейской валютной системы - фискальная дисциплина, низкие процентные ставки, уменьшенный валютный риск и микроэкономические эффекты на рынок облигаций - низкие операционные расходы, повышенная эффективность и ликвидность, несомненно, стимулируют активность продавцов и покупателей на частных долговых рынках. В среднесрочной перспективе основной эффект создания европейской валютной системы - укрупнение рынка капиталов. Однако если существуют выгоды от введения единой валюты и централизованной денежно-кредитной политики, нельзя избежать и недостатков, например в отношении адекватности реакции экономик отдельных стран. Влияние евро на банковский сектор на первых этапах имеет негативные черты. Банки вынуждены бороться за привлечение депозитов, поскольку их трансграничная миграция значительно ускоряется. Кроме того, банки вынуждены перестраивать свои внутренние бизнес-системы на работу с единственной валютой. Хотя перестанет существовать доходный бизнес на операциях по обмену валют, но появятся новые виды торговли иностранными валютами (например валютами “переходной” экономики). Теряются два эффективных инструменты экономического регулирования независимой денежной политики и самостоятельного установления обменных курсов. Полная валютная интеграция для национальных правительств означает потерю возможности проводить независимую монетарную политику, а именно односторонне девальвировать национальную валюту, изменять банковский процент и т.д. Однако, понимая, что выгоды от объединения ощутимые, правительства европейских государств идут на это. Евро потенциально расширяет и углубляет рынки денежных инструментов. Это краткосрочные правительственные и ценные бумаги центральных банков, коммерческие счета, депозитные сертификаты, между банковские депозиты, курсовые процентные фьючерсы, свопы, опционы и т.д. Итак, проанализировав особенности интеграционных процессов, можно сделать вывод, что это интеграционное объединение имеет невысокую эффективность и бойкое влияние на мировую экономику. Гораздо высшего уровня интеграции достигнуто в рамках Европейского Союза. ЕС - это одно из самых ярких интеграционных объединений современного этапа развития мирового хозяйства. Валютно-финансовая интеграция в рамках ЕС является успешным примером политического консенсуса европейских государств, что обеспечивает успешное достижение поставленных странами европейского сообщества целей и задач, а следовательно, становление Европейского Союза как одного из самых богатых и наиболее экономически активной на международном уровне зоны в мире. Эти выводы могут стать основой для дальнейших исследований механизмов финансовой интеграции ЕС и СНГ, материалами для будущих прогнозов динамики и тенденций развития. 3. Можно ли теорию оптимальных валютных зон использовать в интеграционных процессах в других регионах мира? На постсоветском экономическом пространстве? Каким образом и почему? Разрушения биполярной системы международных отношений послужило инерционным толчком для дальнейших трансформаций на постсоветском пространстве, что определило рождение независимых государств и активизации региональных и глобального центров силы, которые конкурируют в процессах разработки и реализации интеграционных проектов. Российская Федерация, Турецкая Республика, ЕС (Польша, Германия), Иран, и, опосредствованно, США, являются активными игроками на геополитическом пространстве бывшего Советского Союза. Российская Федерация, невзирая на демонстративные активность после 16 лет впоследствии распада СССР, не смогло выработать действенный интеграционный план. При этом, Прибалтийские республики бывшего СССР уже интегрированы в «чужой» - Европейский проект. Больше того, впоследствии волны «цветных революций» российская аристократия, возможно, решила отчураться от интеграционной активности, сделав основой своей политики строгий прагматизм политики «экономического эгоизма». Тяжело аттестовать продуктивность такого курса ведь он, невзирая на экономическую полезность, имеет очень узкие планы на будущее и никак не гармонирует с идеями интеграции пространства, и даже, противоречит им. Обследование итогов российской экономической политики свидетельствует о том, что экономическая интегрирование постсоветского пространства в современных условиях невозможна, потому модели экономического развития стран постсоветского пространства стимулировали экономический национализм (даже в самой РФ), а «успешные» экономики, ориентированные на экспорт сырья стали конкурентами. Образование зоны свободной торговли (таможенной зоны), как первого этапа структурной экономической интеграции, в ближайшие пять лет теоретически возможно лишь средь Россией и Казахстаном, но по причине отсутствия закрытой границы средь Казахстаном и Китаем, ее реальная осуществление окажется под вопросом. Предпосылки для общего рынка и экономического, а как и валютного союза (следующие этапы экономической интеграции) на постсоветском пространстве не созданы и скоро исчезнут даже начальные обстоятельства для старта интеграционных процессов. Концепции «разно скоростной» и «разно уровневой» интеграции показывают внутреннюю бессилие российского государства, неспособного представить в сегодняшнее время один действенный проект по созданию своей сферы влияния. Это объясняется необходимостью модернизации РФ с созданием технологического центра в российских городах (экономический и технологический мотиватор) с последующим переносом части технологического цикла на периферию, воспроизводством национальной и наднациональной идеологии (культурно-идеологический мотиватор), а как и появления внешних условий для интеграции таких как: обезличение сопротивления США и государств ЕС, возникновения центростремительных тенденций путем появления общих угроз и прочее. Одначе внешние обстоятельства являются вторичными по сравнению необходимыми усилиями российской политической элиты, которая пока, (проблема о качестве элиты) не готова к осмысленной интеграции. Таким образом, интеграционный проект России на постсоветском пространстве - это конфигурация реализации жизненных интересов государства, надобность сохранения своей территории при относительно невысокой плотностью населения. В сегодняшнее время, не менее энергетически, чем Российская Федерация на постсоветском пространстве реализует свою политику Республика Польша. Традиционно в государстве выделяются две парадигмы внешней политики - «пястовска» и «ягелонска». Первая подразумевает установление активных отношений (притом как союзных, так и конфронтационных) на западном направлении с немцами и пассивную политику на Востоке. «Ягелонска» традиция включает активную внешнюю политику на восточном направлении. В основе восточной политики Польши в нынешнее время лежит «доктрина Гедройца-Мерошевского», идеи которой были концептуально оформленные в польских эмигрантских кругах в Париже в 60-х гг. ХХ века, и историческая память о «ягелонску идею». Главной целью восточной политики Польши является обеспечение максимальной независимости от России государств Прибалтики, Украины и Беларуси, следственно, интеграция стран в сферу ответственности Польщи обратно пропорционально степени их зависимости от «большого восточного соседа». Такой региональный расклад сил позволяет набирать польском государстве критическую геополитическую массу и автоматически выдвигает ее в список региональных европейских государств. При реализации этого сценария Польша за счет геополитического потенциала двух восточнославянских государств и Прибалтики, став региональным государством, может на новом качественном уровне взаимодействовать с Францией и Германией внутри ЕС, и с Россией. Проект Турции: „Великий Туран” Распад СССР и ослабление внешнеполитических позиций Российской Федерации вплоть до второй половины 90-хх гг. ХХ века, обусловили активную внешнюю политику Турецкой Республики в северном направлении, которая попыталась заполнить вакуум политического влияния на постсоветском пространстве, образовавшемся на южных границах бывшего СССР и стран бывшего «коммунистического блока». Соединенные Штаты со своей стороны всячески способствовали продвижению интересов Турции в данном направлении. Так, в подготовленном в 1993 году докладе Государственного департамента США отмечалось, что после окончания «холодной войны», роль НАТО в регионе изменилось, а ценность Турции как союзника Соединенных Штатов Америки выросла, в связи, с чем указывалось на необходимость разработки новой стратегии отношений с этим государством. Одной из основных целей Турецкой внешней политики является активное участие Турции в привлечении бывших республик СССР и стран Организации Варшавского договора в сферу интересов Запада. Проект Федеративной Республики Германия. Хотя немецкий проект явно не просматривается, руководство Германии в своей политической культуре имеет такой укоренившийся элемент как «стремление к Востока». С. Бжезинский определяет сферы влияния Германии и Франции в восточной Европе (немецкая сфера идет на восток дальше и включает всю Украину, Прибалтику и Западную часть РФ). Французская сфера заканчивается по линии Западной Украины, включая западную и центральную часть Польши. Представляется, что немецкий проект, в настоящее время реализуется через общеевропейский. ГУАМ (ГУУАМ), как попытка реализации американских интересов через интеграционные проекты на постсоветском пространстве. По большому счету евроатлантический замысел 1990-х. гг. состоял в том, чтобы закрепить за Западом Центральную и Восточную Европу, раз и навсегда создать пояс стабильности между расширенной Европой и Россией. В настоящее время обсуждается насколько способны США и Европейский Союз, должны и могут стремиться к тому, чтобы расширить пояс безопасности на «большой Черноморский регион». Это станет своего родом доработкой проекта стабилизацией южного фланга евро-атлантического сообщества в условиях все более изменчивой и нестабильной «Большого Ближнего Востока». Мировой экономический кризис 2007-2010 годов показала особую сложность адаптации к глобальным процессам национальных экономик международная экономика новых независимых государств, в том числе и России. Процесс само идентификации нашего молодого государства в глобальном пространстве еще не завершился, продолжается и поиск достойного места и роли национальной экономики России в международной экономике. Они способны восстановить развитую страну с конкуренто способным социально и экологически ориентированной рыночной экономикой. Необходимой предпосылкой адекватных действий в этом направлении является овладение богатого наследия учений, теорий и концепций экономической глобализации, международной экономики, региональных экономических группировок, главных международных экономических процессов и явлений и открытой национальной экономики 1. Алчинов В.М. Процессы региональной интеграции в Европе и на постсоветском пространстве: интересы России: Автореф. дис. ... док. полит. наук: 23.00.04/Дип. акад. МИД РФ. - Москва., 2006.- 40 с. . Астапов К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и междунар. отношения.- 2005.- № 1.- С. 95-100. . Асмус Рональд. Евро-атлантическое Причерноморье //Россия в глобальной политике. - 2007 - №3.- С.66 - 77. . Валиуллин Х. Валютный рубикон европейской интеграции // Мировая экономика и междунар. отношения.- 1999.- № 11.- С. 18-20. . Караганова С.А Мир вокруг России: 2017 ч контуры недалекого будущего / - М.: «СПОП - ГУ ВШЭ-РИО Центр», 2007.- 160 с. . Михайлов Д. М. Евро и формирование единого рынка финансово-банковых услуг в Европе // Мировая экономика и междунар. отношения.- 1999.- № 10.- С. 30-37. 7. Пирожков С.И., Парахонский Б.А. Формирование модели регионального сотрудничества в системе ГУУАМ. - <http://www.niurr.gov.ua/ru/conference/> sevastopol_conf/pirozhkov_parahonsky.htm. . Федулова Н. Содружество Независимых Государств - 15 лет спустя // Мировая экономика и междунар. отношения.- 2006.- № 12.- С. 82-91. . Хантингтон С. Столкновение цивилизаций /С. Хантингтон; Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. - М.:ООО «Издательство АСТ», 2003. - С.221. . Шнырков О., Кузнецов А., Кульпинский О. Европейский валютный союз: Учеб. пособие.- К.: Изд. Дом “ИН Юре”, 2001.- С. 420. Скачать архив (13.5 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |