Главная » Экономика |
Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты исследования внешнеторговой политики США Глава 2. Анализ экономики США Заключение Литература Введение Соединенные Штаты Америки продолжают оставаться одной из великих держав. В западной политологии и советской исторической науке прежде уделялось много внимания проблеме формирования американской внешней политики на мировой арене. Если в западной политологии этот процесс освещается в практическом изложении, то в советской науке он имел открытую идеологическую подоплеку. Однако ни в каком из этих двух подходов не затрагивалась связь внутренней и внешней политики США, хотя в советской американистике широко излагалась история американской внешней политики, и были попытки связать эти два аспекта. Актуальность темы. Экономическая мощь и политическое влияние США в мире не подвергается сомнению. Эта страна - индустриальный монстр, раскинувший свои щупальца по всему миру. Поэтому вызывает пристальный интерес как история зарождения и развития ее экономической мощи, так и прогноз перспективы развития ситуации на международных рынках. Основу экономики любого государства составляет, конечно, его промышленность - добывающая, перерабатывающая, тяжелая, и т.д. То есть то, что позволяет государству позиционировать себя в мире. И если Россия делает ставку на свои полезные ископаемые, в первую очередь, нефть, то такие страны как США, государства объединенной Европы, Япония, даже Китай поддерживают свои наукоемкие производства, разрабатывают новые технологии, экономят ресурсы. США заморозили собственные обширные запасы нефти - на будущее, они вкладывают огромные средства в поиск альтернативных экологичных видов топлива. Долгое время Штаты диктовали практически всему миру свою великодержавную волю. Экономическая мощь помогала демонстрировать политическое господство. После ухода с мировой арены СССР у США практически два десятилетия не было серьезных соперников. Первый тревожный звонок - объединение Европы и появление еще одной мощной мировой валюты. Экономический рост, демонстрируемый Китаем в последние годы вызывает у специалистов удивление и тревогу. Китай обладает практически неистощимым человеческим ресурсом - 1,5 млрд. человек населения. Это четверть земного населения. На территории Китая обнаружены и разрабатываются все необходимые для его экономики полезные ископаемые. Но собственную нефть Китай также сохраняет и консервирует месторождения - ведь есть российская. Наличие соперников и конкурентов у США, как оценивают специалисты, является положительной тенденцией для мировой экономики. Здоровая конкуренция оказывает влияние на формирование цен на рынке, функционирование всего мирового хозяйства. Однополярный мир становится многополярным. Вызывает интерес также широкий круг коренных международных проблем, таких как вопрос о законности применения государствами силы в международных отношениях (в частности, бурно обсуждаемый в мире вопрос о "праве" государств наносить превентивные и упреждающие удары); состояние и перспективы сотрудничества между США и европейскими странами НАТО, с одной стороны, и Россией - с другой; взгляды этих стран на Устав ООН и на роль ООН и ее Совета Безопасности сегодня; функции и правовой статус НАТО и ОБСЕ после окончания "холодной войны"; роль России, НАТО, США и ЕС в условиях борьбы с международным терроризмом; международно-правовые и политические аспекты и последствия войны США и Великобритании против Ирака. Все эти проблемы являются в высшей степени актуальными сегодня, вокруг них идет оживленная дискуссия, как в России, так и в других странах с участием юристов, политологов и политических деятелей, и ряд выводов автора уже по этой причине привлекает внимание. Степень разработанности проблемы. Вопросам положения США в мире, их взаимоотношения с другими странами, проблемам соперничества в мировой хозяйстве уделяют внимание многие авторы. Так как мы в данной работе рассматриваем исторический аспект формирования экономической и политической сфер в США, то при написании исследования обращались к работам Гаджиева К.С., Атаманчука В., Балюкевича В.П., Горбачева Г., Москвина Л. и других авторов. Также мы использовали в работе монографию С. Котляра «Международно-правовой анализ действующих стратегических концепций США». Монография В.С. Котляра, затрагивающая самые злободневные проблемы международных отношений и содержащая весьма квалифицированный анализ этих проблем, заслуживает изучения не только юристами-международниками и политологами, но и сотрудниками ряда российских ведомств, которые непосредственно участвуют в практическом осуществлении российской внешней политики. Также использовались материалы экономического еженедельника «Ведомости», статистически материалы издательского дома «Коммерсант», публикации «Новой газеты». Используемые методы исследования - исторический подход и комплексный анализ. Цель работы - рассмотреть и проанализировать ситуацию соперничества США и стран Объединенной Европы и Азии (Китай и Япония), сложившуюся на данный момент в мире. В соответствии с целью сформулированы задачи работы: рассмотреть историю развития экономики, промышленности и политики США в соответствии с используемым историческим подходом в исследовании; проанализировать современные тенденции, складывающиеся в мире; рассмотреть трансформацию политики США в контексте мирового кризиса; сделать собственные выводы по проблеме. Структура работы строится в соответствии с поставленной целью и задачами исследования. Первая глава отвечает на первую задачу исследования. Здесь дано комплексное описание зарождения и развития экономического положения США. Вторая глава исследования отвечает на следующие поставленные задачи. Здесь рассматривается поведение США на мировой арене и анализируются основные аспекты соперничества с промышленно развитыми странами. В заключении сформулированы выводы по работе. Список использованной литературы содержит 27 источников. Глава 1. Теоретические аспекты исследования внешнеторговой политики США год запомнился двумя кризисами - кавказским и финансовым о кризисах говорят обычно с оборотами: "с одной стороны" и "с другой стороны". О причинах финансового кризиса с "плохой" стороны все уже сказано. От козней акул с Уолл-стрит до расточительства широких трудящихся масс. Есть ли у финансового кризиса "хорошая" сторона? Это саммит "двадцатки" в Вашингтоне. Может быть, когда-нибудь его назовут первым саммитом "мирового коллективного лидерства". Саммит - это сейчас стержень российских внешнеполитических установок. Да, мировое сообщество в столице США противопоставило кризису солидарность. Разумеется, каждый участник встречи преследовал собственные цели. Но об общих подходах к подавлению кризиса 20 лидеров стран договорились. Для нынешних суверенных государств это много. Глобальный финансовый кризис - лишь наиболее емкое выражение целого ряда многоуровневых кризисов, накладывающихся друг на друга и провоцирующих один другой, в которые входит современное человечество. «Информационный взрыв» резко повысил долю людей, задумывающихся о вопросах, не связанных с их повседневной жизнью. Инерционные системы управления перестали соответствовать новым объемам информации и доле самостоятельно мыслящих людей и потому множат ошибки. С другой стороны, после победы над нашей страной в «холодной войне» Запад перекроил мир в своих корыстных интересах, лишив более половины человечества возможности нормального развития, в то время как глобальные медиа навязывают этой же половине стандарты потребления развитых стран в качестве нормальных и единственно достойных человека. Осознание невозможности достижения этого уровня потребления вызывает глобальную напряженность, терроризм и миграцию, но невозможность развития ограничивает рынок сбыта для самого Запада, на всех парах «влетевшего» в кризис перепроизводства. Стимулирование сбыта кредитованием неразвитого мира в 1997-1999 годах привело к кризису долгов, эхом которого стал крах «новой экономики» США в 2000 году. Последние вытащили свою экономику из начинавшейся в 2001 году депрессии двумя взаимодополняющими стратегиями. Первая - «экспорт нестабильности», подрывающей конкурентов и вынуждающей их капиталы и интеллект бежать в «тихую гавань» - США. Рост нестабильности в мире вызывает рост военных расходов, взамен рынка стимулирующих экономику и технологический прогресс. Реализованная в 1999 году в Югославии против еврозоны, эта стратегия доказала свою исчерпанность уже в Ираке. События же в Пакистане свидетельствуют о ее вырождении в стратегию «экспорта хаоса»: дестабилизируя конкурентов, США перестали даже пытаться контролировать создаваемый ими хаос, превратив себя в катализатор глобального военно-политического кризиса. Второй стратегией поддержки экономики США была «накачка» рынка безвозвратных ипотечных кредитов (заменившая на время и нормальную социальную помощь). Созданный ею финансовый пузырь начал ползти по швам аж летом 2006 года, но многоуровневость финансовой инфраструктуры США привела не к мгновенному краху финансовых рынков, но к их длительной агонии, которая далеко не закончена: «плохие активы» (и обязательства, которым они служили обеспечением) будут выявляться еще долго. Но даже оздоровление финансов США еще не решит проблему, так как не смягчит кризис перепроизводства продукции глобальных монополий, усугубляемый выходом на глобальные рынки дешевой продукции Китая. Два важных события произошли в середине ноября 2008 года - саммит Евросоюз-Россия и встреча «Большой двадцатки». Первое событие дало основания экспертам писать о потеплении отношении России и Запада. Второе - о признаках солидарности международного сообщества. После событий на Кавказе многие писали о начале «холодной войны» между Россией и Западом. Но оба «противника» весомых причин и поводов для нее не нашли. Мир меняется стремительно, «холодную войну» вести некогда. Запад обдумывает предложения России о форуме, который объединял бы все страны Европы, международные организации и НАТО. Президент России даже высказался относительно возможностей вступления в НАТО. На саммите в Ницце Брюссель решил возобновить переговоры с Москвой по поводу нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Несмотря на то, что Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии и обещала разместить против американской ПРО «Искандеры» в Калининградской области. Говорят, все списал финансовый кризис. Думаю, не только. Евросоюз утешился тем, что показал в кавказском конфликте свою внешнеполитическую субъектность. Пока Вашингтон с помощью шумовых эффектов сохранял лицо, президенты Франции и России составили план урегулирования. И сегодня, пожалуй, единственный резко обличающий Россию документ - это принятая с подачи восточноевропейской лимитрофии резолюция ПАСЕ. Но это - внутренний документ Ассамблеи. В активе Брюсселя и победа над Варшавой - она вместе с Вильнюсом постоянно норовит срывать переговоры с Москвой по Соглашению. Но Литву на этот раз, как бы, и не приняли во внимание - переговоры начнутся вопреки ее позиции. Зато она по этому случаю попала во все европейские новости. Если в переговорах Москвы с Брюсселем по Соглашению и возникнут разногласия, то не из-за того, что Россия признала Южную Осетию и Абхазию. Много других проблем. Например, характер самого документа. Дотошный Брюссель хочет, по обыкновению, предписать Москве все действия в самом Соглашении - от и до. Москва же видит основной текст, написанный, так сказать, широкими мазками, а штрихи и детали - в отраслевых приложениях. Наверняка, стороны традиционно поспорят по энергетическим статьям. Правда, по случаю газовой ОПЕК «главный энергетик» Евросоюза высказался на удивление спокойно. У Евросоюза, кстати, серьезные программы по энергетике. И эксперты советуют российским переговорщикам войти в некоторые из них. Например, в те, которые касаются энергосбережения. Кризис пройдет, экономика станет подниматься, но ее энергоемкость в России расточительна - экспорт придется урезать. Правда, судя по всему, кризис кончится не скоро. На «двадцатке» в Вашингтоне особого оптимизма не наблюдалось. Многие от нее ожидали революцию, а услышали «мольбу». Тем не менее, хорошо, что «группа размышления» - в сравнении с «восьмеркой» - более чем удвоилась. Полагают, что и в международных финансовых институтах - прежде всего в МВФ - влияние новых экономических центров увеличится. В этом случае можно будет ждать конца Бреттон-Вудской системы. И уже ждут. Просматривается некая тенденция к многосторонности. Именно о ней официальная Москва без устали говорит применительно к международным отношениям. И, кажется, этой осенью она отыгрывает почти утраченные летом наступательные позиции в информационном поле. Ко всем последним российским предложениям отношение «там» внимательное и даже доброжелательное. Главный итог саммита «Большой двадцатки», прошедшего в августе 2008 года - это вывод о том, что мировой валютно-финансовой системе нужна реформа. И реформировать ее только и можно групповым усердием. От общего понимания проблем - один шаг к доверию. А оно сейчас нужно - мир не спокоен, назойливый призрак "холодной войны" чудится самым вдумчивым экспертам. Например, как результат другого "кризиса-2008" - кавказского. В августе все шло к тому, что этот призрак обретет плоть и кровь. Кары, которыми Вашингтон грозил Москве, казались нечетко выраженным объявлением "холодной войны". Это - с одной стороны. А с другой - не все, что во время предвыборной борьбы говорят кандидаты в президенты, президенты исполняют. Во-вторых, союзники США в Старой Европе, обличая Москву, американской тональности явно не нарушали, но темы развивали собственные. В результате главным миротворцем на Кавказе стал Евросоюз. Евросоюз, продержав приличествующую кавказскому кризису паузу, начал переговоры по Соглашению о партнерстве и сотрудничеству с Россией. Партнерство России с НАТО возобновляется. Потому что многие общие проблемы европейской безопасности не разрешаются без участия Москвы. Так что дело не только в российском коридоре, по которому грузы следуют в Афганистан. Хотя и это для НАТО важно - избранный президент Обама переносит "направление главного удара" на Ближнем Востоке из Ирака в Афганистан. Если политик удачно оживляет свои выступления, он может одной фразой, даже словом, пометить целый исторический период. И не важно, готовит ли он свои выступления сам, как Черчилль, или ему помогают спичрайтеры. Что стоит, например, предложение Вилли Брандта о «наведении мостов» между Западом и Востоком. До самой «разрядки» все серьезные издания в политических колонках об этих «мостах» упоминали обязательно. Я лично знаком с человеком, который вложил в уста президента Рейгана ту самую «империю зла». Российско-американские отношения неуклонно ухудшались, как минимум на протяжении последних десяти лет. Во времена «холодной войны» в обиход вошла «Верхняя Вольта с баллистическими ракетами» - определение, которое дал Советскому Союзу Гельмут Шмидт, хотя его ошибочно приписывают Маргарет Тэтчер. и т.д. Вот теперь байденовская «перезагрузка». Дело дошло до того, что эксперты и обозреватели вновь заговорили о «холодной войне», «политике сдерживания» и проч. Поскольку многие из намеченных десять лет назад программ сотрудничества России и США в прямом смысле зависли, то компьютерная аналогия Байдена удачна. Другое дело, что после перезагрузки компьютеров оболочка остается. Иначе говоря, ни США, ни Россия фундаментальными своими интересами, скорее всего, не поступятся. А они не везде совпадают. Например, США предупредили, что не приемлют влияния России на постсоветском пространстве. Но если геополитика объективна, то Россия не может к этому влиянию не стремиться. Отсюда и выявленные в Лондоне разногласия по Южной Осетии. Наверняка есть и другие области, в которых придти к компромиссу вряд ли удастся - слишком большие страны Россия и США. Но эта встреча президентов дает надежду, что противоречия можно если не снять, то сгладить. Ведь какие-то противоречия есть даже между Лондоном и Вашингтоном, но это не значит, что между ними идет «холодная война». А президенты США и России в совместном заявлении без этого термина не обошлись. И призвали друг друга расстаться с ее стереотипами, будто на дворе не 2009 год, а 1990-й, когда рухнула Берлинская стена. И это, пусть косвенно, но характеризует ненормальность наших отношений в последнее десятилетие. Лондонская встреча показала, что у Москвы и Вашингтона есть согласие по вопросам контроля над вооружениями. Президенты дали задание экспертам за восемь месяцев подготовить новый Договор по СНВ. Задача трудная - наверняка наша сторона будет увязывать этот Договор с планами размещения элементов ПРО в Восточной Европе. А США не спешит, но и не отказывается прямо от этого плана. С другой стороны, президенты сошлись на том, что с Ираном следует работать на поле дипломатии. Так что если Иран докажет мирный характер своих ядерных продвижений, то и потребность в обороне от его ракет вроде бы отпадает. Другая тема, о которой говорили президенты, - нераспространение ядерного оружия. Здесь стороны сходятся, как и в части действий в Афганистане. Хотя ситуация с базой Манас служит поводом, чтобы поставить совпадение интересов под сомнение. Формально закрытие американской базы - решение Киргизии, но на Западе этому верят мало. Российско-американские отношения отличаются тем, что их нельзя рассматривать как только двусторонние. Они несут системную нагрузку, задевая, так или иначе, глобальные проблемы. И отсутствие согласия в действиях двух влиятельных стран мешает, в первую очередь, разрешению такого рода проблем. Одного саммита, конечно, мало, чтобы стать партнерами. Но, подводя итоги лондонской встречи, правомерно утверждать, что шаг к нормализации наших отношений сделан. Глава 2. Анализ экономики США В каждой стране складывались и складываются свои специфические факторы развития. Америка в этом плане не является исключением. Обширная территория (9,3 млн. кв. км), богатство природных ресурсов, огромный потребительский рынок (население - более 266 млн. чел.), развитые рыночные отношения - всё это способствовало экономическому прогрессу. Находясь далеко от театров военных действий, США не испытывали ударов мировых войн, а, напротив, использовали их как мощный фактор расширения рынков. За годы второй мировой войны страна удвоила свой экономический потенциал, оставив далеко позади себя конкурентов из Западной Европы и Японии, став абсолютным лидером. В 60-е гг. в развитии американской экономики существенную роль сыграли ее кейнсианские меры государственного регулирования, направленные, главным образом, на ускорение темпов хозяйственного роста, сокращение безработицы, использование федерального бюджета для активизации инвестиций. В 70-начале 80-х гг. отчетливо выявились ограниченные возможности всех этих благоприятных факторов. Ресурс экстенсивного экономического роста был исчерпан. Глубокие циклические потрясения сопровождались длительными структурными кризисами (энергетическим, сырьевым, стагфляцией). Темпы хозяйственного развития резко снизились, повысился уровень безработицы. В 1982 г. произошло абсолютное снижение уровня производительности труда. Норма валовых накоплений в промышленности составила 10-11%, что было в 1,8 раза ниже, чем в Японии, и в 1,2 раза ниже, чем в ФРГ. Наметилось устойчивое падение нормы прибыли. -е гг. явились переломным рубежом экономического развития страны. Произошел поворот экономической стратегии частного бизнеса к укреплению роли рынка в регулировании хозяйства. Растущая мощь крупных корпораций рассматривалась как одно из важнейших средств повышения эффективности производства. В «клубе 500» лидирующих промышленных компаний США на первые 100 компаний к концу ХХ в. приходилось около 75% прибылей. Централизация капитала стала использоваться не только как способ наращивания потенциала крупных компаний, но и как фактор их реорганизации, модернизации, слияния, перестройки в целом институциональной структуры американской промышленности. В результате структурной реорганизации крупные корпорации владеют сейчас множеством предприятий в различных отраслях: в торговле, на транспорте, в кредитной сфере. Они имеют систему разнообразных связей с другими такими же компаниями. Система межотраслевых связей базируется на диверсификации - многоотраслевых инвестициях. Рост мировых цен на сырье и энергоносители подтолкнул корпорации к масштабному финансированию и внедрению новых технологий. Затраты сырья и энергии на единицу продукции существенно снизились. В результате экономика страны к 90-м гг. перешла на новый этап высокотехнического ресурсосберегающего развития. В 90-е гг. экономика США демонстрирует динамичный рост производства и занятости в сочетании с низким уровнем инфляции и сокращением несбалансированности бюджета. Объем валовых частных инвестиций в американскую экономику в 1996 г. достиг 1056,6 млрд. долл. (в 1970 г. он составлял 426,1 млрд. долл., в 1985 г. 823,8 млрд. долл.). Уверенно растут капиталовложения в НИОКР. В 1996 г. они почти удвоились по сравнению с 1970 г. и составили 140,9 млрд. долл. Значительно улучшилась ситуация с федеральным бюджетом. Усилия по сокращению его хронического дефицита дали свои результаты. Дефицит федерального бюджета, достигавший в 1992 г. 290 млрд. долл., сократился в 1997 г. до 22 млрд. В 1998 г. США удалось достичь сбалансированного бюджета, который рос до 2001 года. В 2001 году профицит бюджета составил 144 млд. долларов США. Однако трагические события сентября 2001 года стали переломным моментом в экономике США. На сегодняшний момент дефицит бюджета США оценивается в 264 млрд. долларов. Промышленность остается весьма динамично развивающейся сферой экономики США. Индекс промышленного производства США в 1997 г. равнялся 125,7 (1990 г. - 100), аналогичный показатель по промышленно развитым странам составил 111,3. Промышленность США включает три подразделения общественного производства: обрабатывающую промышленность, добывающую промышленность и электроэнергетику. Обрабатывающая промышленность дает более 80,4% общепромышленной продукции. Около 13% промышленной продукции создается в электроэнергетике. Быстро развиваются новейшие наукоемкие отрасли и виды производств: микроэлектроника, лазерная техника, производство принципиально новых материалов с заранее заданными свойствами, генная инженерия и биотехнология, новая производственная техника - роботы, гибкие автоматизированные производства, системы автоматизированного проектирования и др. Среднегодовые темпы роста производства роботов составляют свыше 40%. Индекс промышленного производства компьютеров и офисного оборудования в 2006 г. равнялся 297,0 (1996 г. - 100). Переход к ресурсосберегающим технологиям позволил снизить энергоемкость единицы ВВП примерно на 25%, а материалоемкость - на 20%. Доля сельского хозяйства в ВВП США превышает 20%. В 1996 г. в США насчитывалось 2,1 млн. фермерских хозяйств. На долю США приходится более 45% мирового производства кукурузы, 12% мирового производства пшеницы. Страна занимает первое место в мире по экспорту кукурузы и пшеницы и второе (после Таиланда) по экспорту риса. Значительные преобразования в сельском хозяйстве вызвали особенно острые социально-экономические последствия в стране. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции, вызванное в последние годы такими достижениями прогресса, как биотехнология, применение новейших информационных систем и т.д., пришло в несоответствие с потребностями внутреннего и внешних рынков. Технологическая перестройка американского сельского хозяйства финансируется в значительной мере за счет бюджетных вливаний и банковского кредитования. Это оборачивается ростом задолженности фермеров, что ускоряет их массовое банкротство. Проблема фермерства - одна из самых сложных для решения в экономике страны. Реформирование американской экономики продолжается по линии быстрого увеличения удельного веса сферы услуг в ВВП: их доля составляет около 65% (без учета транспорта и связи). Доля занятых в этой отрасли приближается к 75%. Американская статистика включает в сферу нематериального производства и услуг транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, общественное питание, финансово-кредитную деятельность и страхование, услуги производственного и бытового назначения, образование, здравоохранение, частично науку, государственный аппарат управления хозяйством, а также деятельность военно-полицейского, политического, идеологического и пропагандистского аппарата. Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание финансовых услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22% услуг создается в оптовой и розничной торговле. 26,3% - это деловые, юридические, социальные, личные услуги, здравоохранение, отдых и развлечения, автосервис и т.п. Доля транспорта и связи составляет 8,5%, а на государственное управление приходится 18,4%. Таким образом, интеграция финансового и промышленного капитала в США реализуется путем их трансформации в денежные средства для увеличения возможностей накопления. При этом финансовый капитал приобретает новые черты - гибкость и мобильность, выступает не только в форме ссудного, но также акционерного и инвестиционного капитала. Процессы слияния финансового и промышленного капиталов в институциональной форме отражают создание транснациональных финансово-промышленных корпораций в США, расширяющих границы своей деятельности и создающих единое экономическое пространство, перерастающих в структурную основу мирового хозяйства. Поэтому анализ организационно-экономического построения концернов и конгломератов Соединенных Штатов представляет определенный интерес, тем более, что процессы интегрирования промышленных предприятий и финансовых институтов России на основе прав собственности в российской экономической литературе не нашли еще детальной проработки в силу своей новизны. В этой связи необходимо проанализировать инвестиционные связи, формируемые внутри финпромгрупп, сквозь призму интегрирования предприятий группы на основе прав собственности и определить особенности влияния крупнейших ФПГ США на развитие экономики страны. Заключение Таким образом, рассмотрев в первой главе историю становления США как мировой державы, можно сказать, что путь к мировому господству и процветанию был нелегкий. Учитывая особенности становления американской нации, ставшей своего рода межнациональным сплавом, можно заметить, что способность к глобализации более свойственна американцам, чем представителям азиатских стран. Для сохранения своего лидерства США в последнее время пришлось укреплять свои позиции в регионах, устанавливая отношения с новыми странами и поддерживая старые связи. В то же время даже союзники столкнулись с задачей дальнейшего самоопределения. Западная Европа и в меньшей степени Япония всячески демонстрировали намерение сформировать собственную идентичность, вне союза с Америкой и даже ему в противовес. Америке пришлось заново определять свои стратегические задачи. В этой ситуации стоит отдать должное Президенту (бывшему) Клинтону, которому удалось определить новую роль для США, хотя внешне она не сильно отличалась от той, которую Америка играла при Буше-старшем, оставаясь мировым лидером. В ответ на новые вызовы глобализации на смену политике сдерживания пришла политика расширения - участие и привлечение в мировое сообщество новых рыночных демократий. Сейчас соперниками США являются, как показано во второй главе исследования, страны объединенной Европы, Китай, Япония и развивающиеся страны. По прогнозам специалистов в первые годы XXI столетия наиболее конкурентоспособными будут США и азиатские государства. В 2030 г. в числе наиболее конкурентоспособных государств предполагается увидеть три государства - США, Японию и Китай. Далее в этом долгосрочном прогнозе идут Германия, Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань, Малайзия и Швейцария. Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья и продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Относительное снижение спроса на сырье и продовольствие на мировом рынке к началу 90-х годов означало уменьшение возможностей развивающихся стран для расширения экспорта. К тому же промышленно развитые страны увеличили свою долю в мировом экспорте продовольствия и сырья (за исключением нефти). Наблюдаемый финансовый и экономический кризис заставляет пересмотреть концепции внешней политики практически все страны мира. Финансовый кризис - лишь выражение грандиозного, комплексного перелома всего мироустройства, сопоставимого по своим масштабам с Реформацией (в ходе которой система управления, основанная на церкви, была заменена системой управления, основанной на светском государстве). Относительное равновесие будет достигнуто восстановлением биполярной системы (в которой США будет играть роль сходящего со сцены СССР, а Китай - крепнущих, несмотря на внутренние кризисы, США) в мировой политике и поливалютной - в мировой экономике (возникнет несколько валютных зон, каждая со своей резервной валютой). политика экономика внешнеторговый америка Литература 1. Арсланов Т.Р. Топливно-энергетический комплекс мира // Россия и нефть. - 2005. - №2. 2. Абдулатипов Р. Парадоксы суверенитета. М. 1995 г. 3. Гаджиев К.С. Введение в политологию, М., 2001. 4. Ефимов А.В. Очерки истории США, М.: 2003. . Ефимов А. Мировая история. В 6 томах. Т.4. США / Под ред. проф. Н. Крашенинникова. - М.: Дрофа, 1999. . Кейссар Х., Познер В., Вспоминая войну: советско-американский диалог, Москва: Новости, 1990. . От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада, Москва: Издательство политической литературы, 2002. . С. Грановская Прощай, Билли // Аргументы и факты. 2002, № 45. 9. Балюкевич В.П. Интеграционные процессы в Европе: взгляд из-за океана. - М. 2002. 10. Горбачев А.В. Типы и модели интеграционных процессов и их влияние на экономический потенциал государств. - М. 2003. 11. Дворкин В. Почему расширение НАТО должно тревожить военных профессионалов // Военное обозрение, 2009. - № 2. . Делягин М. Финансовый кризис будет долгим // Новая газета, 2009. - 12 января. . Котляр С. Международно-правовой анализ действующих стратегических концепций США. - М.: Международные отношения, 2009. 14. Кирев А.Л. Международная экономика. - М. 1997. 15. Маргелов <http://www.ej.ru/?a=author&id=133> М. Итоги года. Год 2008-й - с одной и с другой стороны // Новая газета, 30 декабря 2008 г. . Маргелов <http://www.ej.ru/?a=author&id=133> М. Нет причин и поводов для новой холодной войны // Новая газета, 26 ноября 2008 г. 17. Мировая экономика / Под редакцией В.К. Ломакина. - М.1995. . Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова.- М. 1999. 19. Мировая экономика / Под ред. А.В. Стрыгина.- М. 2001. . Москвин Л. США: противоречивые тенденции развития // МЭО. - 2005.-№1. 21. Овчаренко Е. Мировые процессы интеграции. - М. 2002. 22. Сорокин В. США и Китай. Соперники или союзники? // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 2. . Смородинская Н.В., Жуков С.В. Объединенная Европа. Диагностика состояния и возможностей экономического развития. - М., 2003. 24. Мировое хозяйство в цифрах. Статистический справочник. / Под ред. В. Львова. - М., 2005. 25. Томас Джефферсон. О демократии. СПб., 2004. 26. Уткин А.И., Дипломатия Франклина Рузвельта. М.: 2002. . Устав НАТО. Официальный текст для ознакомления. - М.: ВЧ 38155, 2006. 28. Экономика мира/ Краткий справочник.- М. 2004 г. Скачать архив (18.0 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |