Главная » Экономика

Эффективность импортной деятельности белорусских предприятий на примере СООО "АлюминТехно"

РЕФЕРАТ

Объект исследования - СООО «АлюминТехно».

Предмет исследования - импортная деятельность СООО «АлюминТехно».

Цель работы: разработать меры по повышению эффективности импортной деятельности СООО «АлюминТехно» на основе выявленных современных экономических условий и особенностей, проблем организации и управления внешнеэкономической деятельностью СООО «АлюминТехно», определить результативность внешнеэкономической деятельности предприятия.

Методы исследования: сравнительного анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания, исторический, логический.

Исследования и разработки: дана оценка эффективности импортной деятельности СООО «АлюминТехно», обоснованы перспективные направления развития импортного отдела предприятия, разработаны предложения по его совершенствованию.

Область возможного практического применения: включение предложенных разработок по совершенствованию импортной деятельности предприятия в программу развития других компаний страны.

Экономическая и социальная значимость: применение предложенных направлений совершенствования импортной деятельности позволит повысить эффективность внешнеэкономической деятельности предприятий, будет содействовать экономическому росту и росту благосостояния населения.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-практический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

SUMMARY

of the research - JV “AluminTehno”.of the research - import operations of JV “AluminTehno”.of the research: develop measures to improve import operations JV “AluminTehno”, based on identified current economic conditions and features of the organization and management of foreign economic activity of JV “AluminTehno”, to determine the effectiveness of foreign economic activity of enterprises.of the research: comparative analysis, synthesis, generalization, comparison, description, historical, logical.and developments: an assessment of the effectiveness of import activity JV “AluminTehno "The perspective directions of development of foreign enterprises, the proposals on its improvement.of possible implementation: the inclusion of the proposed development to improve the import activity of the enterprise development program for other companies.and social significance: the application of the proposed ways to improve import operations will increase the efficiency of foreign economic activities of enterprises, will contribute to economic growth and welfare.confirms that the calculation and practical material contained correctly and objectively reflects the state of the process under study, all theoretical, methodological and methodical aspects and concepts borrowed from literature and other sources are accompanied by references to their authors.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий стабильного экономического роста, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро - и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции, и прежде всего на источники самофинансирования организаций.

Мировой экономический и финансовый кризис и последующая рецессия явились испытанием на конкурентоспособность для международной экономики в целом и для экономики каждой страны в отдельности. Общая нестабильность мировых рынков, усиление протекционистских мер в национальных экономиках вынудили иностранных инвесторов приостановить или отложить многие инвестиционные проекты, что привело к значительному сокращению мировых потоков иностранных инвестиций. В этих условиях требуется значительная корректировка экономической политики по привлечению иностранных инвестиций как одного из основных источников роста в странах с формирующейся рыночной экономикой. Методы и механизмы регулирования инвестиционного климата при этом должны зависеть от решаемых обществом задач и учитывать социально-экономическую ситуацию в стране и за рубежом.

Однако возникновение трудностей в экономике настоящего времени нельзя объяснять только последствиями финансово-экономического кризиса: экономическая политика Республики Беларусь формировалась в докризисный период. В Национальной стратегии устойчивого развития, программах социально-экономического развития, ежегодных посланиях Президента Национальному собранию, Концепции национальной безопасности отмечались структурная деформированность экономики, низкая конкурентоспособность и незначительная диверсифицированность, высокая импортозависимость и др. Вырабатывались и на государственном уровне принимались необходимые меры ее совершенствования. Однако положение по некоторым позициям не менялось, или изменения были незначительны. Следовательно, можно согласиться с мнением многих исследователей, что кризис только обнажил и обострил уже накопившиеся собственные проблемы.

В основных программных документах Республики Беларусь активизация привлечения иностранных инвестиций и внешнеэкономической деятельности, повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики являются приоритетными направлениями экономического роста, макроэкономической и финансовой стабилизации страны.

Объектом исследования является национальная экономика Республики Беларусь.

Предметом исследования является инвестиционный климат Республики Беларусь.

Цель данной работы - исследование теоретических основ формирования инвестиционного климата страны и разработка практических рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.

В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:

раскрыть сущность понятия инвестиционного климата страны;

проанализировать зарубежный опыт создания инвестиционного климата в странах с формирующейся рыночной экономикой (на примере Российской Федерации) и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;

- исследовать состояние инвестиционного климата Республики Беларусь в настоящий момент и определить пути его совершенствования.

В ходе написания работы были использованы учебники и учебные пособия по теории и практике международных экономических отношений и привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику страны, статьи и публикации из специализированных журналов. Рисунки и таблицы разработаны на основе данных статистических агентств Российской Федерации и Республики Беларусь. Использованы следующие методы: количественного и качественного анализа, системно-структурный, логический, статистический, причинно-следственный, сравнительный и др.

1. Теоретические основы формирования инвестиционного климата страны

1.1 Содержание инвестиционного климата и его детерминанты

Основным условием привлекательности конкретной страны для инвестиций является инвестиционный климат. Обычно под инвестиционным климатом в рыночной экономике понимают совокупность политических, социальных, экономических, организационных, правовых предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему; факторов, имеющихся в определенном месте и формирующих благоприятные возможности и стимулы для фирм с целью вложения капитала в производство, создания рабочих мест и расширения производства. Он характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль) [27, с. 97].

Исследованием инвестиционного климата страны и иностранного инвестирования в национальную экономику занимаются многие ученые во всем мире. К настоящему моменту сформирована значительная теоретическая и практическая база по данным вопросам. Западными учеными Котлером Ф., Йескомбом Э.Р., Кузнецом С., Даннингом Д., Олином Б., Станьером П., Янгом Д., Картаджайей Х. и др. дана классификация иностранных инвестиций, рассмотрен круг субъектов, участвующих в инвестиционной деятельности, рассмотрены экономические, социальные и правовые факторы инвестиционного климата и иностранного инвестирования. Российские исследователи Кравченко Н.А., Карлик А.Е., Рогова Е.М., Тихонова М.В., Ткаченко Е.А., Хазанович Э.С., Колмыкова Т.С. провели подробный анализ понятия инвестиционного климата страны и основных его составляющих, выявили основные факторы, влияющие на процесс инвестирования на уровне фирмы и на уровне страны, а также описали направления и тенденции развития инвестиционного рынка России. Белорусские ученые Петрушкевич Е.Н., Пелих С.А., Харевич Г.Л., Бородинская Е.М., Бачило И.В., Городко М.В., Сидоров И.П. подробно осветили вопросы государственного регулирования и использования иностранного капитала в национальной экономике, стимулирования инвестиционного процесса в странах с формирующейся рыночной экономикой и повышения привлекательности инвестиционного климата страны, провели системный анализ факторов, оказывающих влияние на результативность капитальных вложений в Республике Беларусь. Петрушкевич Е.Н. также исследовала вопросы оценки инвестиционного климата, динамику прямых иностранных инвестиций в страны СНГ, совершенствование законодательства Республики Беларусь по защите иностранных инвестиций. Большинство ученых сходятся во мнении, что в условиях долгосрочного финансово-экономического кризиса повышение инвестиционной привлекательности страны и стимулирование притока иностранных инвестиций в национальную экономику становится особенно актуальным. Вследствие заметного сокращения мировых потоков ПИИ в последние годы страны вынуждены конкурировать за значительно более ограниченный объем иностранных ресурсов. Поэтому актуальность приобретают такие вопросы исследования инвестиционного климата, как разработка принципов и механизмов эффективной государственной политики в отношении иностранных и национальных инвесторов, методов и степени государственного вмешательства в инвестиционный процесс, способов нейтрализации и страхования инвестиционных рисков на современном этапе, приведение национального законодательства в соответствие с мировым.

Составляющие инвестиционного климата страны представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Составляющие инвестиционного климата

Инвестиционный риск понимается как законодательные условия деятельности инвесторов с точки зрения вероятности потери инвестиций и доходов от них [27, с. 97].

Степень этого риска определяется политической и социально-экономической ситуацией. Риск - это возможность отклонения результата деятельности от ожидаемого результата: развития бизнеса от предпринимательской идеи, фактических результатов деятельности предприятия от запланированных, это неопределенность, изменчивость доходов. Риск дает шанс получить сверхприбыль и, в то же время, означает возможность оказаться в убытке.

В общем случае, к риску в инвестиционной деятельности приводят:

Неожиданное принятие государственных мер регулирования в сферах материально-технического снабжения, охраны окружающей среды, проектных нормативов, производственных нормативов, землепользования, экспорта-импорта, ценообразования, налогообложения.

Природные катастрофы (наводнения, землетрясения, штормы, климатические катаклизмы и др.).

Преступления (вандализм, саботаж, терроризм).

Неожиданные негативные эффекты (экологические, социальные и др.).

Срывы в создании необходимой инфраструктуры (из-за банкротства подрядчиков по проектированию, снабжению, строительству и т. д.), в финансировании (из-за ошибок в определении целей проекта, из-за неожиданных политических изменений) и др.

Рыночный риск, связанный с ухудшением снабжения, повышением стоимости сырья, изменением требований потребителей, усилением конкуренции, экономическими изменениями, потерей позиций на рынке, нежеланием покупателей соблюдать торговые правила.

Операционные риски (невозможность поддержания рабочего состояния элементов проекта, нарушение безопасности выполнения работ, отступление от целей проекта, недопустимые экологические воздействия, отрицательные социальные последствия, изменение валютных курсов, нерасчетная инфляция, изменения в налогообложении).

Срывы планов работ из-за недостатка рабочей силы, нехватки материалов, поздней поставки материалов, плохих условий на строительных площадках, изменения возможностей заказчика проекта, подрядчиков, ошибок проектирования, ошибок планирования, недостатка координации работ, изменения руководства, криминальных инцидентов и саботажа, трудностей начального периода, нереального планирования, слабого управления, труднодоступности объекта.

Перерасход средств из-за срывов планов работ, неправильной стратегии снабжения, низкой квалификации персонала, переплат по материалам, услугам и т. д., нестыковок частей проекта, протестов подрядчиков, неправильных смет, неучтенных внешних факторов.

Изменение технологии, ухудшение качества продукции и производительности оборудования, связанного с проектом, специфические риски технологии, закладываемой в проект, ошибки в проектно-сметной документации.

Правовые нарушения, связанные с лицензиями, патентным правом, невыполнением контрактов, судебными процессами с внешними партнерами, внутренними судебными процессами и др.

Прямой ущерб имуществу (транспорт, оборудование, материалы, имущество подрядчиков).

Косвенные потери (демонтаж и передислокация поврежденного имущества, перестановка оборудования, потери арендной прибыли, нарушение запланированного ритма деятельности, увеличение необходимого финансирования).

Региональные обстоятельства, связанные со спецификой политических, природных, экономических и иных условий региона.

Классификация рисков приведена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Риск в инвестиционной деятельности

Снижение и устранение инвестиционных рисков осуществляется при помощи различных механизмов нейтрализации (рисунок 1.3)

Рисунок 1.3 - Механизмы нейтрализации инвестиционных рисков

Инвестиционную политику можно охарактеризовать как систему мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики [27, с. 98]. Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет большое влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она является основой для формирования инвестиционного климата страны. Инвестиционная политика осуществляется посредством следующих принципов:

последовательной децентрализации инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

государственной поддержки предприятий за счет централизованных инвестиций;

размещения ограниченных централизованных капитальных вложений и государственного финансирования инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с государственными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

усиления государственного контроля над целевым расходованием средств государственного бюджета;

совершенствования нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций;

значительного расширения практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов [3, с. 108].

Следует отметить, что при разработке инвестиционной политики важно обращать внимание на ситуацию на мировом рынке. Даже действенные и продуманные шаги по привлечению иностранных инвестиций в национальную экономику, созданию благоприятного инвестиционного климата и снижению рисков инвестирования могут не иметь должного действия при нестабильной ситуации на внешних рынках и общем снижении мировых потоков инвестиций.

Так, по данным ЮНКТАД, в 2008 г. волна роста потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которая началась в 2004 г., пошла на спад. В 2007 г. объем ПИИ достиг своего исторического максимума в 1,9 трлн. долл. Вследствие негативного воздействия мирового финансового и экономического кризиса потоки ПИИ снизились на 15 % в 2008 г. и продолжали снижаться в 2009 и 2010 гг.

Падение мировых потоков ПИИ в 2008-2010 гг. произошло под воздействием двух основных факторов, которые повлияли на внутренние и на мировые потоки инвестиций. Во-первых, снизилась способность фирм к инвестированию в результате сокращения доступа к финансовым ресурсам. Во-вторых, на склонность к инвестированию негативно повлияли экономические прогнозы, особенно в развитых странах, которые пережили наиболее сильную рецессию со времен окончания Второй мировой войны.

Воздействие этих факторов усугубляется тем, что под воздействием высокого уровня риска компании значительно снижают свои расходы и пересматривают инвестиционные программы, чтобы быть более устойчивыми к дальнейшему ухудшению экономической среды. Три основных типа потоков ПИИ (поиски рынка, эффективности и ресурсов) будут подвергаться воздействию этих факторов с некоторыми различиями и особенностями на международном уровне.

Снижение потоков мировых ПИИ особенно сильно повлияло на сделки по слияниям и поглощениям на международном уровне, количество которых существенно снизилось в 2008-2010 гг. по сравнению с предыдущими годами. [69, с. 4].

Однако воздействие кризиса различается в зависимости от региона и сектора. Наиболее сильно снизились потоки ПИИ в развитые страны вследствие прогнозов низкой рыночной конъюнктуры.

Потоки ПИИ в развивающиеся страны в 2008-2010 гг. росли, но в значительно меньшей степени, чем в предыдущие периоды.

Следует отметить, что наиболее сильно снизились потоки ПИИ в финансовую сферу, в автомобилестроение, строительство, промышленность строительных материалов и производство некоторых потребительских товаров. Однако последствия экономического кризиса быстро распространяются и на другие секторы, начиная с добывающей промышленности и заканчивая фармацевтикой [69, с. 4].

Очевидно, что ведущую роль в восстановлении благоприятных условий инвестирования и роста потоков ПИИ будет играть политика правительств развитых стран. Структурные реформы должны быть направлены на стабилизацию мировой финансовой системы, на стимулирование внутренних и внешних инвестиций и инноваций [69, с. 5].

Таким образом, совместные усилия государств по преодолению негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и создание благоприятных условий для инвестирования на международном уровне положительно отразятся на инвестиционном климате каждого отдельного государства и будут способствовать росту его инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала.

Под инвестиционным потенциалом страны или региона понимаются объективные предпосылки для инвестиций, т.е. насыщенность территории факторами производства, которые могут быть выражены количественно.

Инвестиционный потенциал страны обусловлен:

развитием отдельных секторов и отраслей экономики;

наличием действенной системы управления инвестициями;

стабильностью законодательства;

развитием страхования инвестиционных рисков;

характером инвестиционного сотрудничества;

наличием специальных банковских фондов и трастов;

стабильностью и конвертируемостью национальной валюты;

наличием специализированной инфраструктуры.

Инвестиционный потенциал страны складывается из состояния отдельных накопленных факторов производства или частных потенциалов: ресурсно-сырьевого, производственного, инфраструктурного, потребительского, трудового, институционального, финансового, инновационного [Там же, с. 98].

Очевидно, что иностранный инвестор даже при высокой доходности того или иного инвестиционного проекта заинтересуется им лишь в случае благоприятного инвестиционного климата, который принято оценивать следующей системой количественных показателей: объем ВВП; динамика годовых финансово-экономических показателей; объем потребления, объем капиталовложений, объем экспорта товаров и услуг; объем импорта товаров и услуг; динамика годовых показателей по отраслям (промышленность, услуги, сельское хозяйство); общий внешний долг; резервы; основные торговые партнеры и др.

Так, для сравнения стран и регионов по инвестиционной привлекательности введен территориальный индекс скорости окупаемости инвестиций региона Iои. Выражение для показателя получено как отношение скорости окупаемости инвестиций в одном регионе к скорости окупаемости инвестиций в другом (стране, области и т.д.). При этом под скоростью окупаемости инвестиций (Si) понимается отношение совокупного объема инвестиций по всем проектам, реализованным за определенный период времени к данному моменту времени в регионе (Vi) к сумме их сроков окупаемости (Ti) (формула (1)).

                                                                                          (1)

Данная система показателей постоянно совершенствуется и оптимизируется.

1.2 Факторы, влияющие на инвестиционный климат и критерии для инвестирования

Процесс активизации инвестиционной деятельности невозможен без систематизации и анализа факторов, оказывающих на нее влияние.

Различают следующие группы факторов: объективные и субъективные; макроэкономические и микроэкономические.

К объективным относят те факторы, которые не зависят от деятельности государства в целом и предприятия в частности. К ним можно отнести, например, финансовые кризисы, стихийные бедствия и т.п.

В свою очередь субъективные факторы полностью зависят от деятельности государства и отдельных субъектов хозяйствования [20, с. 13]. В их числе можно назвать, например, уровень менеджмента в управлении как предприятиями, так и государством; выбор предприятием научно-технической, инвестиционной и финансовой политики и т.д.

Кроме того, на инвестиционную деятельность влияют различные факторы как на микро-, так и на макроуровнях.

К микроэкономической группе факторов можно отнести следующие:

) Размеры (масштабы) организации. Они самым непосредственным образом влияют на объем инвестиционной деятельности, так как крупные предприятия при прочих равных условиях располагают более значительными финансовыми ресурсами по сравнению со средними и малыми.

) Финансовое состояние организации. Им определяются прежде всего объем и структура источников реинвестирования. Не имея достаточной финансовой устойчивости, организация, во-первых, вряд ли сможет изыскать заметные финансовые ресурсы для реинвестирования, а во-вторых, не каждый источник может быть ею использован. Организации придется отказаться от долгосрочных дорогостоящих кредитов, а также от других схем финансирования, предполагающих отвлечение средств из оборота на длительное время и по высокой цене.

) Применяемые способы исчисления амортизации. Амортизационные отчисления - один из важных собственных источников финансирования инвестиций. Экономическое содержание его состоит в следующем: амортизационные отчисления, накапливаемые организацией, представляют собой фонд, который в будущем будет использован для замены изношенного оборудования.

) Научно-техническая политика организации. Содержание научно-технической политики организации определяет уровень ее конкурентоспособности. Отсутствие стратегии научно-технического развития, финансирование капитальных вложений по остаточному принципу приводит к снижению уровня конкурентоспособности и в перспективе - к утрате рынков сбыта продукции.

) Организационно-правовая форма хозяйствования. Она также влияет на инвестиционную деятельность предприятия. Кредиторы склонны более доверять заемщикам с такой организационно-правовой формой хозяйствования, которая предполагает полную (неограниченную) ответственность собственников предприятия-должника по своим обязательствам. Например, к таким организациям относятся полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные).

К обществам с ограниченной ответственностью кредиторы относятся с определенными опасениями в силу невысокой степени ответственности учредителей (в пределах своего вклада) по своим обязательствам, что, естественно, влияет на возможности и масштабы их инвестиционной деятельности.

К макроэкономической группе факторов можно отнести следующие:

) Состояние и динамику развития экономики страны. Это основной фактор, определяющий финансовые возможности государства и всех субъектов хозяйствования, в осуществлении инвестиционной деятельности.

Состояние экономики страны определяет динамика ВВП, ВНП, национальный доход, объем государственного бюджета и уровень его дефицита, уровень инфляции, объем и структура экспортно-импортных операций и др. От величины этих макроэкономических показателей зависят возможности не только государства и его субъектов, но и коммерческих организаций выделять необходимые ресурсы для инвестирования.

Известно, что темпы развития экономики зависят от эффективности использования имеющегося потенциала и темпов вложения инвестиций. Необходимо стремиться к тому, чтобы темпы роста экономики опережали темпы роста инвестиций.

) Уровень инфляции самым существенным образом влияет на активность инвестиционной деятельности в стране. При этом следует иметь в виду, что с уровнем и динамикой инфляции тесно связаны уровень и динамика ставки рефинансирования Центральным банком коммерческих банков. В свою очередь имеется непосредственная связь между ставкой рефинансирования и средней ставкой по коммерческим кредитам.

) Привлечение иностранного капитала является важным условием стимулирования инвестиционной деятельности. Инвестиционная активность иностранных инвесторов часто сдерживается неблагоприятной системой законов, норм, регулирующих хозяйственную деятельность, а также политической и социальной напряженностью в стране. Среди основных негативных факторов иностранные инвесторы выделяют:

высокий уровень коррумпированности;

отсутствие гарантий безопасности;

нестабильность налогового законодательства;

несоответствие правил ведения бухгалтерского учета международным стандартам [20, с. 16].

Стремление ослабить негативное воздействие перечисленных факторов на приток иностранных инвестиций обусловило введение ряда гарантий, льгот и преференций для зарубежных инвесторов.

В современных условиях налоговый пресс во многих странах с формирующейся рыночной экономикой, особенно для промышленных предприятий, таков, что у них во многих случаях не остается достаточных средств для развития и модернизации производства. Совершенствование налоговой системы видится в оптимизации налоговых ставок, а также сокращении количества налогов на всех уровнях.

Установление оптимальной ставки налога на прибыль является важнейшей проблемой. Экономической науке известна кривая зависимости поступлений налогов в бюджет от ставки налога (рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 - Зависимость поступлений в бюджет от налоговой ставки

Из рассмотрения этого рисунка видно, что налоговые поступления в бюджет в зависимости от увеличения налоговой ставки возрастают до определенной (оптимальной) величины (точка А), а затем снижаются.

Эта зависимость на практике четко не проявляется, хотя в ней имеется определенная логика. При установлении налоговой ставки необходимо соблюдать следующие принципы:

уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его дохода;

ставки всех видов налогов в совокупности должны быть такими, чтобы общее налоговое бремя на налогоплательщика было не чрезмерным, а умеренным;

налоговые ставки должны периодически пересматриваться исходя из сложившейся экономической и социальной ситуации в стране;

налоговые ставки должны стимулировать рост производства, заинтересованность в труде и защищать малоимущие и бедные слои общества.

Важным аспектом совершенствования налоговой системы является установление определенных льгот по налогу на прибыль для предприятий, направляющих инвестиции на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства.

) Уровень развития малого и среднего бизнеса в стране, без которого не может нормально функционировать и развиваться экономика любой страны. Усиливающееся влияние развития малого бизнеса на инвестиционную деятельность обусловлено следующими причинами:

более высокой отдачей от инвестиций по сравнению с направлением их на развитие крупного бизнеса;
сокращением срока окупаемости инвестиций;
более быстрым и дешевым осуществлением технического перевооружения, внедрением и апробированием новых технологий, проведением частичной автоматизации производства, достижением оптимального сочетания механизированного и ручного труда;
появлением среднего класса, заинтересованного в стабилизации экономики, располагающего достаточным уровнем доходов, готовым потреблять не самые дешевые товары и услуги.

5) Инвестиционная политика государства является важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны. Инвестиционная политика - одна из составных частей экономической политики государства, с помощью которой оно непосредственно может влиять на темпы и объем производства, ускорение научно-технического прогресса, изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем [20, с. 17].

Кроме вышеперечисленных экономических факторов для инвестора большое значение имеет группа политических факторов. Для него важна прежде всего политическая стабильность в стране, где будут осуществляться инвестиции. Опыт ряда стран (Чили, Китай) свидетельствует о том, что иностранный инвестор безразличен к уровню демократии в стране, правам человека и прочим либеральным ценностям. Для него важнее внутренний порядок, возможность власти оперативно и четко контролировать и управлять социально-политической обстановкой в стране [63, с. 65].

Сдерживать развитие инвестиционных процессов во внутренней и во внешнеэкономической сферах могут следующие политические факторы:

сложность и недостаточная эффективность структур государственного аппарата на всех уровнях управления;

произвол региональных властей;

чрезмерно усложненные процедуры и длительные сроки согласования инвестиционных решений;

недостаточный уровень гласности и открытости осуществления этих процедур;

высокая степень коррупционности государственного аппарата.

Иностранный бизнес вынужден приспосабливаться к условиям страны-реципиента. Но необходимость такого приспособления замедляет процесс инвестирования и снижает эффективность инвестиционных решений.

Большое влияние на развитие инвестиционной деятельности с участием нерезидентов имеет система правовых норм и практика правоприменения, существующая в принимающей стране. Положительно влияют на инвестиционный климат страны наличие и разработанность перечня норм, регламентирующих иностранные инвестиции, высокая защищенность прав собственности инвестора и независимость судебной системы при рассмотрении хозяйственных споров.

Еще одной важной составляющей инвестиционного климата является группа социальных факторов. В состав этой группы факторов входят следующие:

жизненный уровень населения страны, где осуществляются иностранные инвестиции;

особенности быта этого населения;

уровень современной культуры, вошедшей в быт населения, и его образовательный уровень;

структура доходов и расходов населения;

степень законопослушности и дисциплинированности населения; менталитет населения;

уровень менеджмента в сфере производства и общественной жизни;

степень соответствия квалификации кадров, которые будут использоваться при осуществлении инвестиционных программ, современным требованиям;

характер и устойчивость обычаев делового оборота.

Очевидно, что от совокупности этих факторов во многом зависят сроки и результаты осуществления любых инвестиционных программ. Более того, сама возможность их осуществления определяется тем, насколько будет принята в расчет совокупность социальных факторов. Их вектор не может быть изменен в краткосрочном периоде, и иностранный инвестор должен принимать их как внешние и долговременно действующие условия осуществления этих программ [Там же, с. 66].

Природные факторы инвестиционного климата - средняя температура и сезонность, риск природных катастроф, обеспеченность водными ресурсами, рельеф местности и т.д. - наряду со всеми другими, оказывают существенное влияние на принимаемые нерезидентами инвестиционные решения, в особенности и главным образом при прямых инвестициях [63, с. 67]. Они во многом определяют размер затрат в создаваемые на территории страны-реципиента основные фонды, географическое расположение объектов инвестиций, уровень развития требуемой инфраструктуры, обеспечение комфортных условий труда и т.д.

1.3 Оценка инвестиционного климата

Методики оценки инвестиционного климата достаточно разнообразны. Одни из них основываются на оценочных показателях политической и экономической стабильности, прогнозах экономического развития, другие - на оценках инвестиционных рисков.

Исследованиями инвестиционного климата и страновых рисков с присвоением соответствующего рейтинга занимаются международные и национальные рейтинговые компании, агентства, крупные банки, а также международные финансовые и экономические организации.

Рейтинг - экспертная оценка объективных показателей состояния рынка той или иной страны, отдельных корпораций и финансовых инструментов, основанная на соответствующих количественных и качественных подходах [27, с. 99].

Инвестиционный климат хозяйственной системы характеризуется динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. Поэтому важны мотивы, которыми руководствуются собственники капитала за рубежом при принятии решения об иностранных инвестициях. Исследования, проведенные Торговой палатой США (US Chamber of Commerce), выявили основные критерии, которыми руководствуются американские корпорации при решении вопросов об иностранном инвестировании.

Характеристика местного рынка. Инвесторов интересуют размеры местного рынка, покупательная способность населения, возможности роста этих показателей, а также развитие экономики в целом.

Доступность рынка. При ее выявлении рассматриваются местные законы и существующее законодательство с точки зрения возможности конкуренции на равноправной основе с местными компаниями.

Рабочая сила. Инвесторы анализируют качество местной рабочей силы, уровень заработной платы. При этом ее уровень не является единственным привлекательным фактором. Инвесторы учитывают качество образования кадров, поскольку работники с хорошим уровнем образования легче поддаются профессиональной подготовке и достигают приемлемого уровня производительности труда значительно быстрее, чем работники с низким уровнем образования. Другой важный показатель качества рабочей силы - это число прогулов на предприятиях.

Валютный риск. Рассматривается стоимость местной валюты по отношению к основным твердым валютам (доллар США, евро, японская йена), т.к. это связано с уровнем затрат и прибыли. Местные валюты с завышенным курсом ослабляют экспорт из этих стран, поскольку такой экспорт обходится дороже, чем экспорт из стран с другим соотношением валют.

Возвращение капитала. Инвесторы придают большое значение законам и нормативным положениям, влияющим на возможность вывоза инвестированного капитала и прибыли из страны. Изучаются ограничения на вывоз твердой валюты и процедуры оформления такого вывоза. Более привлекательными являются страны, которые разрешают свободное движение капитала и прибыли.

Защита прав интеллектуальной собственности. К интеллектуальной собственности относятся технологические процессы, программное обеспечение, другие нематериальные активы, которые инвесторы передают фирмам при организации производства новой продукции. Для привлечения инвестиций в отрасли промышленности, где новые технологии являются важнейшим средством конкурентной борьбы, правительства стран-получателей инвестиций должны надежно защищать права интеллектуальной собственности.

Торговая политика. Под торговой политикой инвесторы понимают условия совершения экспортно-импортных операций. Стоимость импортируемых товаров связана с уровнем тарифов, и это имеет важное значение для тех производителей, которые включают затраты на импорт в стоимость производства готовой продукции. Поскольку издержки производства являются ключевым фактором конкурентоспособности экспорта на международных рынках, то страны, устанавливающие высокие тарифы, становятся малопривлекательными для иностранных инвесторов.

Лицензионные процедуры также важны для успешного вывоза товаров на международные рынки. Дополнительные препятствия снижают конкурентоспособность продукции на мировом рынке и это делает страны-получатели инвестиций менее привлекательными в глазах инвесторов.

Государственное регулирование. "Климат регулирования" - термин, обозначающий последствия правительственных постановлений, регулирующих предпринимательскую деятельность [27, с. 98].

Законодательство значительно влияет на объем издержек, на рентабельность производства и конкурентоспособность фирмы. Государственное регулирование в определенной степени необходимо для защиты интересов собственных производителей и потребителей, а также для нормального функционирования рынка. Однако чрезмерное регулирование может вызвать такие последствия, которые для инвесторов будут малопривлекательными.

Налоговые ставки и стимулы. Важнейшим обстоятельством при принятии решения об инвестициях выступает налоговое законодательство. Чрезмерное налоговое бремя может прекратить инвестиции в ту или иную страну.

Политическая стабильность. Это условие имеет фундаментальное значение в принятии решения об инвестициях: инвесторы просто не станут рисковать своим капиталом. Стабильная политическая ситуация придает инвесторам уверенность в том, что законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность, останутся неизменными в течение продолжительного отрезка времени.

Макроэкономическая политика. Под этим инвесторы понимают экономическую стабильность страны-получателя инвестиций. Важным условием стабильности макроэкономической политики выступает низкая и предсказуемая инфляция.

Инфраструктура и услуги. Инфраструктура включает такие ресурсы страны, как воздушные, морские и сухопутные транспортные системы, аэропорты, телекоммуникационные сети, а также услуги страховых, юридических фирм, коммерческих и инвестиционных банков [95].

При проведении оценки могут использоваться несколько подходов: экономический и статистический анализ; балльная экспертная оценка; регулярный анализ большого числа данных с использованием анкет; оценка по обобщающим индексам и т.д. Все организации и агентства, которые присваивают рейтинг инвестиционного климата стран в мировой экономике, подразделяются на следующие группы:

международные финансовые и экономические организации, такие как МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР);

рейтинговые компании, такие как Business Environment Risk Information (BERI), Standard & Poor's Corp., Moody's Investor Service (Moody's), Arthur Andersen и др.;

различные исследовательские институты, например, Венский институт международных экономических исследований (The Vienna Institute for International Economic Studies), Институт международных финансов (Institute of International Finance);

специализированные справочные и аналитические издания, например, International Country Risk Guide (ICRG), International Financing Review (IFR) (глобальный мониторинг долгов и страновых рисков);

аналитические службы ведущих экономических журналов, например «Institutional Investor», «Еuromoney», специализированное агентство Economist Intelligence Unit журнала «The Economist» и др.;

- центральные и крупные коммерческие банки ряда зарубежных стран.

Хотя интегральные оценки странового риска строятся аналитическими агентствами с одной и той же целью - отразить суммарный риск возможных финансовых потерь при взаимодействии с данной страной, но содержание и методология расчета индексов, а также охват обследуемых стран у разных агентств различны.

В таблице 1.1 представлена информация по критериям и их значимости в общей рейтинговой оценке инвестиционного климата страны аналитической службой журнала «Еuromoney».

Таблица 1.1 - Критерии оценки инвестиционного климата страны аналитической службой журнала «Euromoney»

Фактор

Вес фактора в оценке риска, в %

1

2

Аналитические показатели:

50

- темпы роста, бюджетный дефицит, структурные диспропорции и т.д.

25

- риск политической нестабильности

25

Показатели внешней задолженности:

20

- общее состояние

10

- "проблемная" задолженность (неуплаты, отсрочки платежей)

10

Возможности заимствований на международных рынках:

20

- частные долгосрочные банковские кредиты

5

- краткосрочные внешнеторговые кредиты

5

- облигационные и консорциальные банковские займы

5

- форфейтинговые операции (уровень дисконта)

5

Кредитный рейтинг страны (средняя по оценкам трех рейтинговых агентств)

10

Примечательно, что в данном рейтинге, как и в рейтинге журнала «The Economist» (таблица 1.2) принимаются во внимание в основном финансовые показатели экономики страны.

Таблица 1.2 - Критерии оценки инвестиционного климата страны аналитической службой журнала «The Economist»

Фактор

Вес фактора в оценке риска, в %

1

2

Среднесрочный кредитный риск:

45

- уровень внешней задолженности (к ВВП)

5

- коэффициент обслуживания долга

5

- уровень процентных выплат по долгу (к объему экспорта)

10

- состояние текущего платежного баланса (сальдо к ВВП)

5

- норма сбережений (к инвестициям)

5

- непогашенная задолженность по международным банковским займам

5

- обращения к займам МВФ

5

- зависимость от монопродуктивности экспорта

5

Риск просчетов в экономической политике (налоговая, денежно-кредитная и др.)

20

Риск политической нестабильности (состояние политической системы, степень политических свобод и др.)

20

Риск неплатежей по краткосрочным внешнеторговым кредитам

10

В отчете «Показатели мирового развития» (World Development Indicators), ежегодно публикуемом Всемирным банком, кроме финансовых показателей анализируются также и факторы, связанные с развитием человеческого капитала, устойчивостью окружающей среды, макроэкономической политикой, и непосредственно составляющие инвестиционного климата. Используя этот отчет, иностранный инвестор может получить исчерпывающую информацию более чем по 225 странам мира и 1000 показателям их развития.

Так, в отчете «Показатели мирового развития 2010» раздел показателей инвестиционного климата содержит результаты опроса иностранных инвесторов в каждой из анализируемых стран по следующим условиям: непрозрачность политики страны, коррупция, правосудие, уровень преступности, налоговое регулирование и администрирование, доступность финансирования, состояние электроснабжения, факторы рабочей силы, доступность рынка, регистрация собственности, решение вопроса неплатежеспособности. В исследовании инвестиционного климата учитываются мнения фирм и правительств, заинтересованных в улучшении условий ведения бизнеса, а также экономистов-аналитиков.

При разработке «Показателей мирового развития 2010» важным допущением являлось то, что фирмы хорошо знают законодательство своих стран и полностью его соблюдают. На практике же большинство бизнесменов не осведомлено полностью обо всех законодательных процедурах ведения бизнеса или сознательно от них уклоняются. Отчет «Показатели мирового развития 2010» направлен на то, чтобы совместно с другими аналитическими документами помочь правительству каждой страны мира выявить уязвимые места ее инвестиционного климата в сравнении с другими странами и ключевые области его развития [86, с. 6].

Для определения коммерческого риска инвестирования в зарубежные страны используется индекс BERI (Business Environment Risk Information). Он определяется трижды в год по более чем 50 странам на основе 15 оценочных критериев (таблица 1.3). При разработке этого индекса проводятся опросы экспертов различных отраслей (банки, промышленность и т.д.), а также научно-исследовательских институтов и компаний.

Таблица 1.3 - Критерии оценки коммерческого риска инвестирования при определении индекса BERI

Критерий

Удельный вес, %

Политическая стабильность

12

Темпы экономического роста

10

Конвертируемость валюты

10

Долгосрочный кредит и собственный капитал

8

Краткосрочный кредит

8

Расходы на заработную плату и производительность труда

8

Национализация

6

Девальвация

6

Платежный баланс

6

Возможность реализации договора

6

Бюрократические вопросы

4

Организация связи и траспорта

4

Местное управление и партнеры

4

Возможность использования экспертов и услуг

2

Итого:

100

Каждый критерий имеет различный удельный вес. Он определяется в баллах от 0 (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно).

Высокое количество баллов свидетельствует о стабильности страны и, наоборот, низкие показатели - о неблагоприятном инвестиционном климате. При оценке возможностей инвестирования в какую-либо страну по системе BERI используются как политические, так и экономические критерии. По ним не только оценивается нынешняя ситуация, но и учитываются возможные будущие изменения [96].

Большой авторитет среди западных инвесторов, особенно американских, имеет рейтинговая и информационная корпорация DUN & BRADSTREET. Корпорация D&B публикует в своих ежемесячных бюллетенях «Международный обзор коммерческих рисков и платежей» оценки инвестиционного и платежного риска по 120 странам мира. Все страны по методике компании разбиваются по семи классам рейтинга и по четырем подклассам (от а до d). Индикатор «а» свидетельствует о несколько меньшей степени риска и более высокой кредитоспособности страны, чем индикатор «b», и т.д. Первый (высший) класс характеризует максимальную способность возвращать кредиты и соответственно минимальную степень риска [95].

Методика агентства ICRG (International Country Risk Guide) предполагает оценку странового риска по трем типам:

политический (12 критериев: стабильность правительства; социально-экономические условия; внутренние и внешние конфликты; правопорядок и др.);
финансовый (5 критериев: соотношение внешнего долга и ВВП; уровень валовых резервов; стабильность курса национальной валюты и др.);
экономический (5 критериев: ВВП на душу населения; рост реального ВВП; уровень инфляции и др.) [97].

Общий индекс странового риска ICRG, который находится в пределах от 0 до 100 пунктов разбивается на категории от «Очень низкий уровень риска» (от 80 до 100 пунктов) до «Очень высокий уровень риска» (от 0 до 49,9 пунктов).

Преимуществом индекса ICRG является то, что он позволяет инвестору произвести собственную оценку странового риска на основе этого индекса или изменить модель оценки для удовлетворения специфических требований. Если какие-то факторы странового риска имеют особенное значение для конкретного инвестора, то индекс может быть пересчитан в соответствии с этими требованиями [97].

Следует отметить, что в рейтингах D&B, BERI, ICRG значительная часть балльных оценок определяется, исходя из количественных показателей социально-экономического развития оцениваемых стран.

Основным институтом, оценивающим прогресс трансформации, скорость которого оказывает влияние на решения иностранных инвесторов об инвестировании в переходные экономики, является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР - международное финансовое учреждение, специализирующееся на оказании поддержки инвестиционным проектам на пространстве от Центральной Европы до Центральной Азии.

Вкладывая средства преимущественно в предприятия частного сектора, чьи потребности не могут быть в полной мере удовлетворены за счет возможностей рынка, Банк тем самым стимулирует переход к открытой, демократичной рыночной экономике.

ЕБРР стремится стимулировать переход к экономике, ориентированной на рынок, и развивать предпринимательство в странах от Центральной Европы до Центральной Азии. Для эффективного решения этой задачи ЕБРР анализирует состояние переходных процессов в этих странах.

Анализ прогресса в реформах публикуется данным институтом в ежегодном «Докладе о процессе перехода» (Transition Report) по 25 странам ЦВЕ и бывшего Советского Союза. Его цель - углубление такого анализа и ознакомление исследуемых стран с его результатами.

В «Докладе о процессе перехода 2009» оценка проводится по большому набору ключевых направлений реформ, которые коррелируют с важнейшими характеристиками рыночной экономики: рынки и торговля; предприятия; инфраструктура; финансовые институты. Шкала индикаторов варьируется от 1 до 4, где 1 означает небольшие изменения по сравнению с командно-административной экономикой или их отсутствие, а 4 соответствует стандарту развитой рыночной экономики.

Оценка трансформационных процессов осуществляется экспертами ЕБРР по следующим критериям:

высвобождение (либерализация) цен;

либерализация торгово-валютных операций (внешняя торговля и валютная система);

приватизация малых предприятий («малая» приватизация);

приватизация крупных предприятий («большая» приватизация);

реформирование предприятий (корпоративное управление и структурные реформы);

характеристика конкуренции (антимонопольная политика);

реформирование банковской системы (включая либерализацию процентных ставок);

реформирование небанковских финансовых организаций (рынок ценных бумаг и другие финансовые институты);

реформирование инфраструктуры (реформы в области связи, электроэнергетики и других сфер обслуживания);

сфера регулирования законом (корпоративное право);

эффективность правоприменения (корпоративное право) [85, c. 8].

Таким образом, инвестиционный климат - это уровень реализации потенциальных возможностей национальных и иностранных юридических и физических лиц совершать и принимать инвестиции в форме денег, банковских вкладов, ценных бумаг, движимого и недвижимого имущества, имущественных прав, ноу-хау, опыта, интеллектуальных ценностей и т.д. Главными детерминантами инвестиционного климата являются инвестиционная политика, инвестиционный потенциал и риск инвестирования.

На инвестиционный климат страны влияют как объективные факторы, которые не зависят от деятельности государства в целом и предприятия в частности, так и субъективные, которые полностью зависят от деятельности государства и отдельных субъектов хозяйствования. Также на инвестиционную деятельность и критерии для инвестирования влияют различные факторы как на микро-, так и на макроуровнях. Кроме вышеперечисленных экономических факторов для инвестора большое значение имеет группа политических, природных и социальных факторов.

Инвестиционный климат любой национальной экономики характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно изменяется. Поэтому исследование и оценку инвестиционного климата и страновых рисков проводят международные и национальные рейтинговые компании, агентства, крупные банки, а также международные финансовые и экономические организации с присвоением соответствующего рейтинга. Cтрановые риски и инвестиционный климат различных государств оцениваются по большому спектру показателей, отражающих возрастающие потребности иностранных инвесторов в информации перед принятием решения об инвестировании. Причем система присвоения рейтинговых оценок странам значительно активизировалась в период глобализации, когда деятельность иностранных инвесторов стала все больше распространяться на развивающиеся рынки. Кроме финансово-экономического состояния, исследования по инвестиционному климату охватывают социальные и экологические аспекты. Для инвестирования в страны с формирующейся рыночной экономикой иностранному инвестору важно иметь представление о скорости протекания реформ и их результатах.


Скачать архив (1.81 Mb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: