Главная » Экономика

Единое экономическое пространство

Введение

экономический интеграция международный социальный

Республика Беларусь является полноправным членом международного сообщества. Ее открытость и вовлеченность в мировые хозяйственные связи в значительной степени предопределяют зависимость экономики страны от конъюнктуры и тенденций, складывающихся на внешних рынках. Это говорит о непосредственной важности изучения вопроса интеграции Республики Беларусь в Единое экономическое пространство.

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Являясь результатом в первую очередь грандиозных успехов научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда, они привели к радикальному разделению блика мировой экономики, к появлению в последние десятилетия ХХ в. такого феномена, как высокоэффективные региональные интеграционные комплексы. Среди них наиболее заметная роль принадлежит западноевропейскому интеграционно-экономическому региону, добившемуся крупных успехов в деле взаимопроникновения и взаимопереплетения ранее самостоятельных национальных хозяйств.

Экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы.

При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран.

Для Республики Беларусь на современном этапе необходимо активное расширение внешнеторговых отношений со всеми странами мира при сохранении завоеванных рынков. Приоритетным направлением формирования внешнеэкономической политики должны стать развитие экспортных услуг (транспортных, туристических, инжиниринговых, компьютерных, образовательных, медицинских и т.д.), а также производство экологически безопасной продукции на предприятиях республики, что позволит увеличить эффективность внешнеэкономической деятельности за счет повышения ее конкурентоспособности.

Объектом исследования данной работы является Единое экономическое пространство.

Предметом исследования данной работы является определение международной экономической интеграции, как процесса хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Цель работы раскрытие теоретических основ функционирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, определение и обоснование перспектив развития взаимной торговли в рамках ЕЭП.

Задачи данной дипломной работы являются раскрытие исторического содержания интеграционных процессов и рассмотрение существующих взглядов на процессы интеграции в зарубежной и отечественной науке; определение места Республики Беларусь в интеграционных процессах; рассмотрение предпосылки дальнейшего развития международного сотрудничества Республики Беларусь.

В первом разделе работы описаны теоретические аспекты международных интеграций, их сущность и этапы становления.

Во втором показаны предпосылки и этапы создания Единого экономического пространства, преимущества его формирования для Республики Беларусь.

В третьем разделе проведен анализ перспектив, которые ожидают Республику Беларусь и Евразийское экономическое сообщество после создания ЕЭП.

Методами исследования послужили синтез, анализ, наблюдение, моделирование, абстрагирование, аналогия, исторический и экономический анализ.

Информационной базой исследования являются статистические данные Национального статистического комитета, правовые акты Республики Беларусь, электронные ресурсы таких организаций как Министерство иностранных дел Республики Беларусь, статистических органов стран-участниц ЕЭП, ООН и Всемирного банка.

1. Теоретические аспекты международной экономической интеграции

.1 Международная экономическая интеграция: сущность, этапы, последствия

Развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом роста международного движения товаров и факторов их производства, что потребовало создания более надежных производственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось возможным сделать только в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних производственных соглашений.

В литературе представлено большое количество определений понятия Интеграция, в данной работе будет представлено несколько определений.

Интеграция (от лат. integer - целый) - означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio - восстановление) - взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Международная экономическая интеграция означает взаимопроникновение, срастание экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей на микро- и макроуровнях.

На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, отдельные компании разных стран вступают в прямые хозяйственные связи, способствующие реальному переплетению национальных экономик. Особую роль здесь играют транснациональные корпорации.

На макроуровне, т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.

Интеграционные процессы охватывают, прежде всего, страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков - регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое.

Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит, прежде всего, экономический характер.

Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделение труда и международной производственной кооперации. Эта тенденция получила развитие сначала в Европе, но затем распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами.

В последние годы усилилось влияние такого фактора интеграции как технологический. Современный этап научно-технического прогресса требует от стран увеличивающихся объемов расходов на НИОКР. Снизить эти расходы, избежать ненужного дублирования усилий, распыления сил и средств, помогает экономическая интеграция. В ходе интеграционных процессов осуществляются поиски путей достижения баланса интересов разновекторных сил мировой экономики.

Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый уровень экономического развития, совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели - ВВП на душу населения, темпы роста ВВП, его отраслевая структура, уровни инфляции, безработицы, процентных ставок, уровень производительности труда и заработной платы - не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция экономически развитых стран. Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.

Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.

Третья предпосылка - наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

Причинами интеграционных процессов могут являться:

.        Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. В рамках промышленно-развитых, и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития.

.        Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начиналось с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

.        Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами.

.        Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

.        «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами [11, с. 55].

Экономическая модель каждой интеграционной группировки - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов, формирующих региональный хозяйственный комплекс, укрепляется механизм их взаимодействия.

Можно сказать, что большинство стран мира сегодня развиваются по одной и той же модели: западной рыночной экономики. В итоге формируется принципиально новая экономическая инфраструктура XXI в. В ее основе лежат не только принципы рыночного хозяйства, конкуренции, экономической либерализации, но и требования научно-технического прогресса. Быстрая технологическая модернизация, ориентация на ресурсосберегающее и энергосберегающее производство выдвигают и новые требования к странам мира. Решение многих вопросов развития напрямую связано с интеграционными процессами.

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой схожие цели:

1. Использование преимуществ экономии от масштаба за счет расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности.

. Создание более стабильной и предсказуемой среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешнеполитической среды, т.е. укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом.

. Создание блока стран для участия в многосторонних торговых и иных переговорах. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся.

. Содействие структурной перестройке экономики стран, осуществляющих глубокие экономические реформы, при подключении их к региональным торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком уровне рыночного развития. Это важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков.

. Поддержание молодых отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае возникает более широкий региональный рынок.

. Достижение наиболее высокой эффективности производства.

. Возможность регуляции социально-экономических процессов на региональном уровне.

. Насыщение рынка товарами.

. Обеспечение экономической и политической консолидации и международной военной безопасности. [22, с. 23]

Интеграция имеет ряд существенных характеристик, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

·        устранение ограничений в движение товаров, а также, капиталов, людских ресурсов между странами - участницами соглашения;

·        согласование экономической политики стран-участниц;

·        взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов, формирование в рамках региона технологического единства производственного процесса;

·        широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике не основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместное финансирование развития экономики и ее инновационного механизма;

·        сближение национальных законодательств, норм стандартов;

·        целенаправленное регулирование интеграционного процесса, развитие органов управления хозяйственным взаимодействием;

·        региональный характер процессов интеграции.

Интенсивность интеграционных связей принято измерять такими показателями, как:

·              доля внутрирегионального экспорта или импорта (товарооборота) к совокупному ВНП региона (в%);

·              доля внутрирегионального товарооборота к совокупному внешнеторговому обороту интегрированных стран (в%);

·              объем взаимных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) внутри интеграционной группы по сравнению с ПИИ стран-членов в третьи страны (в%);

·              количество и масштаб слияний и поглощений компаний (СиПов) внутри и вне группы.

Экономическая интеграция может осуществляться вширь и вглубь. Расширение характеризует количественную сторону процесса - число стран группы. Углубление интеграции - качественная характеристика. Она показывает тесноту взаимосвязи, уровень объединения стран. Экономическая интеграция осуществляется постепенно от простых форм к более сложным. Прединтеграционной фазой считается фаза преференциальной торговли, когда соседние страны предоставляют друг другу преференции (льготы), упрощающие торговлю между ними по сравнению с другими странами. Такая льгота может состоять в снижении таможенного тарифа, снижении или отмене квотирования товаров, упрощении таможенных формальностей.

Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней - зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

Различают пять форм (этапов) интеграции:

1.      Зона свободной торговли (ЗСТ) - отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН.

2.      Таможенный союз (ТС) - наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, МЕРКОСУР).

.        Общий рынок (ОР) - наряду с функциями ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.

.        Экономический и валютный союз (ЭВС) - наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.

.        Политический союз - наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.

В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.

Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов данного вида интеграционного объединения. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - Политического союза. Он совмещает все вышеуказанные формы с проведением общей экономической валютно-финансовой политики. Главная особенность данной формы интеграции состоит в создании наднациональных структур управления и проведения единой социально-экономической политики.

Поскольку интеграция в отдельных регионах мирового хозяйства как согласованное объединение экономики ряда стран возможна только при межгосударственных договоренностях, она неизбежно облекается в определенные политические формы. Как свидетельствует практика международного сотрудничества, в зависимости от уровня развития интеграции используются формы «содружества», «сообщества» и «союза».

Содружество - форма организации межгосударственного сотрудничества, при котором правительство ориентируются на сохранение и совершенствование экономических связей, сложившихся между участниками. Эта форма пригодна только для начального этапа интеграции. При подобной организации взаимодействия интеграционный процесс мало управляем, что не позволяет своевременно разрешать его противоречия и, по существу, не стимулирует развитие интеграции. Органы содружества в состоянии обеспечить лишь минимальную координацию действий его участников.

Сообщество - типично интеграционная форма организации межгосударственных отношений, наиболее точно отражающая важнейшие признаки международной экономической интеграции - суверенность ее участников и развитие сотрудничества на регулируемых рыночных основах. Для сообществ характерно совершенствование координационных функций при организации сотрудничества и одновременно создание подлинно международных органов управления экономикой, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения решений и законодательных актов.

Союз как форма организации предполагает постепенное «отрицание» межгосударственной интеграции. Он создается при глубокой международной экономической интеграции, в качестве основных задач которой выступают: обеспечение развития межгосударственного объединения в единое конфедеративное или федеративное государство; преобразование общего рынка, общего экономического, информационного, правового пространства в единый рынок, единое экономическое, информационное, правовое пространство; расширение и совершенствование надгосударственных функций исполнительной, представительной и судебной властей союза.

Таким образом, высшая ступень региональной интеграции - политический союз. Он предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование. [20, с. 320]

Указанные выше теоретические модели интеграции на практике оказываются более размытыми и разнообразными. Например, в АТЭС, которое позиционирует себя прежде всего как зона свободной торговли, предполагается свободное движение инвестиций. То же относится к странам - членам НАФТА, где на этапе зоны свободной торговли предполагается либерализация в сфере услуг и капиталовложений, гармонизация в области защиты окружающей среды и другие элементы, характерные для более высокого уровня объединения.

Канадские ученые Дж. Вайнер и Дж. Мид выявили статические и динамические эффекты, возникающие вследствие экономической интеграции.

К статическим эффектам, возникающим вскоре после вступления страны в союз, относят:

·              эффект создания торговли или расширение внутрирегиональной торговли;

·              эффект отклонения торговли или сокращение торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в этих третьих странах ниже, чем внутри союза.

К динамическим эффектам, возникающим постепенно в ходе развития интеграционных процессов, относят:

·              расширение рынка страны, входящей в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит, и сокращение издержек на единицу продукции;

·              развитие инфраструктуры стран-участниц;

·              стимулирование НИОКР;

·              постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно в экономически более слабых странах, и другие эффекты.

Преимущества экономической интеграции:

. Увеличение размеров рынка - действие сквозь масштабы производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия.

. Растет борьба между странами.

. Обеспечение лучших условий торговли.

. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.

. Распространение новых технологий.

Недостатки экономической интеграции:

. Для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу более сильных партнёров.

. Олигопольный сговор между ТНК стран - участниц, что приводит к повышению цен.

. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

Развивающиеся в мире интеграционные процессы являются выражением объективной исторической тенденции к интернационализации хозяйственной жизни, политики, науки, культуры, естественного стремления народов к взаимному сближению и сотрудничеству. Интеграция является современной ступенью интернационализации хозяйственной жизни, объективным процессом развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами.

Основа интеграционных процессов - международное разделение труда, интернационализация производства м капитала, образование региональных глобальных частнокорпорационных комплексов. Основными субъектами интеграционных процессов выступают транснациональные корпорации и банки, частнокапиталистические предприятия, а также, непосредственно, сами государства, их институты, правительства.

Движущими силами интеграции являются как экономические процессы, так и различного рода политические факторы (рисунок 1.3). Интеграция обусловлена, прежде всего, потребностями хозяйственного развития, ведет к неуклонному углублению международного разделения труда и повышения взаимосвязи национальных хозяйств. Взаимосцепление национальных процессов воспроизводства, сближение национальных экономических и политических структур происходит в условиях острой конкуренции и межгосударственных противоречий. Процесс интернационализации, охватывавший в эпоху свободной конкуренции сферу обмена, рыночные отношения, достиг современного этапа, сущность которого заключается в растущей интернационализации производств.

В условиях развивающихся рыночных отношений и международного разделения труда, постоянного обмена результатами деятельности неизбежно наступает момент, когда связи из сферы обмена переходят в производственный процесс. Все процессы в отдельных странах оказываются зависимыми друг от друга, изменения в производстве одной страны вызывают определенные изменения в производстве другой. Обусловлено это тем, что практически большинство производств в различных странах, особенно в области машиностроения, связано взаимными поставками комплектующих деталей и узлов. В результате зарождается и развивается процесс интеграции - взаимопроникновение отдельных элементов экономики одной страны в экономику других. Все страны оказываются участниками одного мирового производственного процесса и зависят друг от друга. Процесс взаимопроникновения в экономику начинается, как правило, на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все близлежащие страны. Сильный импульс интеграционным процессам дала обострившаяся конкуренция на мировом рынке.

Особым связующим фактором формирования мировой экономики являются глобальные проблемы человечества, т.е. такие, которые затрагивают всех и могут решаться только усилиями всех и привлечением ресурсов мирового сообщества. Таких проблем на сегодня около сорока. Основные из них: экологическая, разоружения, нераспространение оружия массового уничтожения и недопущения ядерной войны; демографическая; природоресурсная. Большинство глобальных проблем - результат человеческой деятельности. Они усугубляются в процессе роста, изменяются их состав и структура, количественные и качественные характеристики, направления и степень влияния на развитие человеческого общества.

Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей - закономерный процесс, заключающийся в усилении взаимосвязи и взаимовлияния основных направлений и составляющих развития мирового сообщества. В широком понимании это многофакторное взаимодействие разнообразных явлений международной жизни.

Речь идет о значительном непредсказуемом расширении сферы воздействия отдельных акций и процессов национального (регионального, интеграционного) уровня на международные отношения с учетом усиливающейся взаимосвязи отдельных стран в современных условиях.

Факторы современного этапа глобализации и региональной интеграции можно отразить на рисунке 1.4

На ускорение процесса глобализации в мировых масштабах радикальное воздействие оказывает развитие всеохватывающей системы связи и информации, формирование качественно новых условий международного общения.

Трактовка глобализации рассматривает взаимовлияния и обратные эффекты в пределах определенной сферы, в данном случае экономики, охватывает все секторы (внутренний, внешний, НИОКР, производство, рынок, обращение, потребление) и затрагивает экономические отношения между странами, мировое хозяйство. Речь идет о глобализации мирохозяйственных отношений. И в этом смысле процесс глобализации неоднозначен и проявляется в постепенном втягивании в данную сферу всех видов международных экономических отношений: внешней торговли, движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов производства, научного, технико-технологического, инжинирингового и информационного сотрудничества между странами.

1.2 Зарубежный опыт формирования международных экономических интеграций

Зарубежный опыт формирования международных экономических интеграций можно рассмотреть на примере Европейского союза.

К началу 70-х годов стало ясно, что основные требования, связанные с созданием единого таможенного союза и формированием общего рынка были в основном выполнены. Необходимо было наметить дальнейшие рубежи сотрудничества. Однако сообщества столкнулись с острым мировым финансовым и экономическим кризисом начала 70-х гг. В этих условиях основное внимание стран Европейских сообществ было сосредоточено на преодолении именно экономических и финансовых трудностей, с чем сообществам удалось справиться.

В начале 80-х годов встал вопрос о программировании дальнейшего развития процесса интеграции. Была создана специальная комиссия, которая подготовила сборник проектов и предложений о переходе от общего к единому внутреннему рынку. Суть этих предложений, их главная цель - ликвидация препятствий и барьеров на пути свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. [23, с. 19]

В 1973 г. произошло первое расширение ЕЭС до девяти членов (прибавились Великобритания, Дания и Ирландия). Это серьёзно усилило диспропорции по странам, прежде всего из-за относительно низкого уровня экономического развития Ирландии и старых промышленных районов Великобритании (Ланкашир, Йоркшир, Западный Мериленд). Если принять за 100 средний показатель ВНП на душу населения по Сообществу, то в 1974 г. разрыв между странами составлял 1:3 (на первом месте Дания-148, на последнем Ирландия-50). В результате расширения Сообщества в него вошли три страны, где во всех без исключения районах доход на душу населения был ниже среднего по Сообществу.

В 1981 г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению с ведущими странами Сообщества её экономика находилась на качественно более низком уровне.

Одним из условий развития Европейского Союза было обеспечение однородности его правового пространства. В сферах, переданных в компетенцию Сообществ, нормы права ЕС подлежат безусловному применению во всех государствах-членах, а его единообразие гарантируется Судом ЕС. Именно поэтому вступающие в ЕС государства были обязаны в полном объеме принять его правовые нормы и практики. Допускались лишь временные исключения, вызванные необходимостью адаптации новых членов, причем срок действия таких исключений был четко определен.

Однако с увеличением числа государств-членов сохранять однородность правового пространства становилось труднее. В то время как некоторые страны стремились к углублению интеграции, другие, напротив, противились усилению наднациональных тенденций. Существовавшие в ЕС механизмы позволяли разрешать эти противоречия, но только до тех пор, пока разногласия не требовали изменения основополагающих Договоров. Всякий же раз при изменении Договоров, необходимость которого периодически возникала в связи с углублением интеграции, сохранение однородности пространства ЕС зависело от доброй воли государств-членов. В последние десятилетия этой доброй воли уже недостаточно для того, чтобы привести к единому знаменателю позиции всех стран ЕС. В 1990-х годах встал вопрос, как при увеличении числа государств-членов до 25/30 предотвратить паралич институтов ЕС и «распад европейской модели? Ответ на этот вопрос Евросоюз пытается найти на путях гибкой интеграции.

Термин «гибкая интеграция» используется для описания феномена, который в научной литературе имеет множество названий: «Европа разных скоростей», «Европа меняющейся геометрии». Все эти концепции, различаясь в деталях, одинаковы по существу. Они предусматривают механизмы, позволяющие заинтересованным государствам-членам ЕС более тесно сотрудничать между собой в рамках существующих институтов ЕС и без помех со стороны их партнеров по Союзу.

Вплоть до второй половины 1980-х годов предполагалось, что процесс интеграции будет идти с одинаковой скоростью во всех странах. Впервые тенденция к «гибкости» проявилась при разработке Единого европейского акта (1986). Не сумев убедить своих коллег в необходимости снятия пограничного контроля, пять государств-членов были вынуждены подписать первое Шенгенское соглашение, действуя в соответствии с целями ЕС, но вне его рамок. Впоследствии Шенгенские правила были инкорпорированы в структуру ЕС. [27, с. 58-69]

В 1986 г. с присоединением Испании и Португалии произошло очередное расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций.

В этих условиях необходимо было урегулировать огромное число технических, количественных и качественных проблем

Требовалось также решить и ряд проблем институционального характера, например, расширить юрисдикцию Европейских сообществ.

За десятилетия своего существования Комиссия прошла несколько этапов развития, которые в полной мере отразили ступени интеграции, ее перепады. Соответственно менялись функции, задачи и полномочия Комиссии. Не случайно, что даже в учредительных договорах ее назначение определяется по-разному. Договор о ЕОУС 1951 г. исходил из того, что Комиссия (как преемник Высшего руководящего органа) должна быть институтом, инициирующим и принимающим самостоятельно важные решения. Только в самых ответственных ситуациях необходимо было получить согласие Совета. Договоры о ЕЭС и Евратоме 1957 г. взглянули на Комиссию иными глазами. Хотя они и отвели ей роль инициатора и разработчика «законодательства» сообществ, но при этом лишили ее права самостоятельного принятия решений. Вместе с тем Комиссии придали полномочия, необходимые для выполнения «законов» и других важных правовых актов сообществ.

Ведь предшественник Комиссии - Высший руководящий орган ЕОУС замышлялся как «самодостаточный» институт, способный, как правило, самостоятельно обеспечивать решение управленческих задач. Имелось в виду, что он будет действовать в значительной степени автономно, без сильного контроля со стороны правительств государств-членов. Но такие идеи, отражавшие стремление европейских «федералистов» закрепить и усилить наднациональные черты в развитии механизма интеграции, не встретили достаточной поддержки учредителей ЕОУС. Хотя Высший руководящий орган был определен в Парижском договоре 1951 г. как главный исполнительный институт Сообщества, полномочия этого органа распространялись в основном не на правительства и их учреждения, а на предприятия. В качестве противовеса ему и для осуществления собственного контроля государства-члены ЕОУС образовали Специальный Совет министров. [24, с. 73]

Вместе с тем именно Высший руководящий орган выполнял законодательные функции. Это полномочие выделяло его в системе институтов ЕОУС и во всяком случае, ставило выше Специального Совета министров, несмотря даже на то, что по важным вопросам Высший руководящий орган должен был советоваться со Специальным Советом министров или получать его согласие.

Такой статус Высшего руководящего органа не устраивал руководителей объединившихся государств. В Римских договорах 1957 г., создавших два новых сообщества - ЕЭС и Евратом, по аналогии с Высшим руководящим органом были образованы Комиссии, которые, однако, имели более ограниченные полномочия. В принципе различие между Высшим руководящим органом и Комиссией довольно четко выражено в новом названии института. Это действительно уже не высший орган, его полномочия не только сокращены, но и качественно изменены. Он не занимается законодательством, а выполняет в основном функции законодательной инициативы.

В сущности, Комиссия призвана решать задачи, связанные с функционированием сообществ, создавать предпосылки для их развития. При всем значении «законодательного процесса» Комиссия делает и многое другое, в том числе добивается реализации права сообществ.

Комиссия не только задумывалась как институт сообществ в самом прямом смысле этого понятия, но и является им. Ее отличие от Совета в этом аспекте заключается в том, что она состоит из постоянных служащих. Это усиливает ее «наднациональный» характер, превращает в основной рупор евроэлиты. Когда создавалась единая Комиссия, в ее составе было 13 членов. Это число возрастало по мере увеличения числа государств - членов сообществ. Но дело не только в этом. Как установлено в учредительных договорах, в Комиссию входит как минимум один гражданин каждого государства-члена. Был установлен и максимум: не больше двух граждан от одного и того же государства. Следовательно, число членов Комиссии не могло быть меньше 12 и больше 24.

Важным участком деятельности Комиссии является руководство различными фондами, центрами, программами и т.д.

Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА).

ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции - создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.

Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название - ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза. [25, с. 45]

Эти проекты конца 1980-х - начала 1990-х годов носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию ЕС положений о социальной политике).

При этом федеративный путь развития получал все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания - его традиционные критики - стали членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств - Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981-1995.

В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.

После Маастрихтского договора (1992) элементы гибкой интеграции впервые появляются внутри институциональной структуры ЕС. Поскольку Великобритания отказалась передать Евросоюзу дополнительные полномочия по регулированию социальной политики, эти вопросы были вынесены в отдельный протокол и стали обязательными только для тех государств-членов, которые его подписали.

Более того, Маастрихтский договор наметил программу строительства Экономического и валютного союза (ЭВС), в котором заведомо должны были участвовать не все государства-члены. В зону евро допускались лишь те страны, которые были готовы к введению единой валюты в соответствии с Маастрихтскими критериям. Помимо этого, Великобритания и Дания оговорили для себя специальный статус - право не участвовать в ЭВС - который был оформлен специальными протоколами. Таким образом, возникли две группы аутсайдеров: те, кто хочет, но не может, ибо не в состоянии выполнить критерии конвергенции, и те, кто может, но не хочет. [27, с. 58-69]

Это примеры гибкой интеграции ad hoc, относящиеся к специфическим аспектам и в каждом конкретном случае ограниченные определенными условиями и специальными соглашениями.

Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности и учредил такой механизм - «интенсивное сотрудничество» в первой и третьей опорах.

В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д. [26, с. 49]

С помощью интенсивного сотрудничества государства-члены рассчитывали достичь целого ряда стратегических целей, в том числе: избежать в будущем блокирования важных решений одной или несколькими странами-аутсайдерами, подготовиться к расширению ЕС, которое неминуемо должно было привести к увеличению разнородности Союза, предусмотреть механизмы для будущего углубления интеграции в рамках ЭВС, предотвратить возникновение структур более тесного сотрудничества между несколькими государствами вне структур ЕС, как это произошло с Шенгенскими соглашениями.

Зафиксированные в Амстердамском договоре процедуры создания интенсивного сотрудничества были слишком сложны для реализации, и потому подписанный всего через три года Ниццкий договор коренным образом трансформировал этот механизм, существенно облегчив процедуру его учреждения. Кроме того, Ниццкий договор разрешил использование интенсивного сотрудничества в Общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ), правда оговорив ряд специальных условий.

Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);

принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит - автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;

формировании общей внешней и оборонной политики Союза.

До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке и исследованиям и т.д.) или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например - в области охраны труда). В 1990-х по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического регулирования.

Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты - евро, регулирующие предельные уровни:

инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;

процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;

дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;

государственный долг не должен быть более 60% ВВП;

в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.

Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3% исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые наказания в виде штрафа до 0,5% ВВП.

Формирование ЭВС происходило в три этапа и завершилось введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки.

Внутри ЭВС экономический и валютный элементы интеграции органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать при существенно различающихся национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п.

Лиссабонский договор (2007) облегчил использование интенсивного сотрудничества в ОВПБ, одновременно предусмотрев еще две специфические формы гибкой интеграции в сфере Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО): поручение и постоянное структурированное сотрудничество. Вообще следует отметить, что специфика ОВПБ/ЕПБО породила весьма своеобразные виды гибкости. После вступления в силу Лиссабонского договора в этой сфере существует несколько вариантов взаимодействия.

) Интенсивное сотрудничество (распространено на ОВПБ Ниццким договором).

) Конструктивное воздержание (введено Амстердамским договором). Одно или несколько государств-членов (но не более трети) вправе воздержаться при голосовании. При этом решение считается принятым, а воздержавшиеся не обязаны выполнять это решение, но, в духе взаимной солидарности, не будут препятствовать соответствующим действиям ЕС. К примеру, Испания воздержалась от участия в миссии EULEX, которую Евросоюз направил в Косово в 2008 году, из-за своего отказа признать независимость Косова и неспособности СБ ООН формально передать миссии ЕС полномочия ранее проводимой миссии ООН.

) Поручение (применимо только в сфере ЕПБО). Лиссабонский договор, не предусмотрев ничего нового, лишь юридически оформил уже сложившуюся и хорошо зарекомендовавшую себя практику действия группы стран от имени всего ЕС. Совет может «поручить реализацию задачи группе стран-членов, которые желают этого и обладают необходимыми возможностями». Таким образом, возникает разрыв между принятием решения об операции (ЕС в целом) и ее реализацией (группа стран-исполнителей). Легитимность решения основывается на единогласном принятии решения всеми странами ЕС, эффективность его реализации - на возможностях отдельных стран.

) Помимо описанного выше подхода по формированию ad hoc коалиций из состава стран-членов, Лиссабонский договор открывает возможность для формирования более стабильного военно-политического авангарда в сфере ЕПБО в форме постоянного структурированного сотрудничества (ПСС). Заинтересованные страны-члены, «чьи возможности в военной сфере удовлетворяют более высоким критериям и которые дали друг другу более обязывающие обязательства (more binding commitments)… в отношении требующих наибольших усилий миссий, учреждают постоянное структурированное сотрудничество». Для участия страны в ПСС необходимо: (а) желание, (б) соответствие определенным критериям и (в) готовность принять на себя некие дополнительные обязательства.

) Наконец, значительные элементы гибкости неизбежно возникнут в деятельности Европейского оборонного агентства (ЕОА). Во-первых, в деятельности ЕОА не принимает участие Дания, поскольку она в принципе не участвует в ЕПБО. Во-вторых, хотя ЕОА открыто для всех стран-членов, пятилетняя история Агентства свидетельствует, что способность и желание стран ЕС участвовать в его деятельности сильно различаются, в связи с чем даже в Лиссабонском договоре используется формулировка о различных «уровнях эффективного участия». Более того, все большая часть деятельности ЕОА будет построена по проектному принципу, и, соответственно, в разных проектах будут принимать участие разные по составу группы стран-членов.

С вступлением в силу Лиссабонского договора в 2009 г. возникает гибкость в новой области - в режиме защиты прав человека. Великобритания и Польша добились права изъятия из сферы действия Хартии фундаментальных прав. Коротко говоря, положения Хартии никак не будут влиять на толкование и защиту прав и свобод на территории этих стран. Скорее, наоборот, положения Хартии будут применяться в Польше и Великобритании «в той степени, в которой содержащиеся в ней права или принципы признаются в праве или практике Польши или Соединенного Королевства».

Чехия оговорила для себя аналогичный статус в конце 2009 года, когда Вацлав Клаус отказался подписывать одобренный парламентом закон о ратификации Лиссабонского договора, ссылаясь на опасность массовых исков со сторон потомков немцев, выселенных с территории Чехии после Второй мировой войны на основе «декретов Бенеша». Есть специфика и в положении Ирландии. После провала референдума по ратификации Лиссабонского договора в 2008 г. Ирландии дали право не применять отдельные, четко оговоренные положения Хартии, касающиеся национального понимания защиты права на жизнь, прав семьи и прав в отношении образования (то есть, сохранена возможность запрета абортов).

На первый взгляд, развитие процессов гибкой интеграции в ЕС представляется парадоксальным. Можно назвать ряд факторов, которые теоретически должны были препятствовать этому тренду.

С расширением полномочий ЕС в конце 1980-х - начале 1990-х годов решение большинства вопросов (кроме институциональных реформ) более не требовало реформы Договоров. Евросоюз имеет достаточно полномочий, чтобы инициировать масштабные проекты в различных сферах. Институциональная структура ЕС славится способностью приспосабливаться к потребностям находить компромиссные решения. В процессах принятия решений традиционно велика роль Комиссии и значительно возросла роль Европарламента (ЕП), которые не связаны национальными интересами и потому способны гармонизировать интересы стран-членов.

Процессы европеизации теоретически должны способствовать сближению интересов стран-членов. Этот тезис, лежащий в основе конструктивистской теории интеграции, подразумевает, что различия, подталкивающие к гибкой интеграции, должны уменьшаться по мере увеличения продолжительности членства страны в ЕС.

Наконец, отчасти благодаря членству в ЕС, его страны-члены имеют сопоставимый уровень экономического развития. Схожая экономика, не говоря уже о геополитических факторах и резко интенсифицировавшемся культурном взаимодействии, также логически подразумевает растущую близость интересов в сфере экономического развития.

Зададимся вопросом, какой из институтов ЕС является ключевым в процессе принятия решений. Анализ процедур сотрудничества и совместного принятия решений с точки зрения теории игр приводит к выводу о весьма значительной роли Комиссии и Европарламента. Данные о количестве поправок ЕП, вошедших в итоговые тексты документов - 46,6% для процедуры сотрудничества и 60,0% для процедуры совместного принятия решения - казалось бы, подтверждают тезис о большой роли ЕП в законодательном процессе. Однако эти данные не отражают значимости одобренных поправок, а также не учитывают степень совпадения позиции ЕП и государств-членов, представленных в Совете.

Для того чтобы сопоставить фактическое влияние Совета и Европарламента, необходимы трудоемкие исследования реального законодательного процесса, которые учитывали бы изначальные позиции участников и ход процесса торга. Из немногочисленных, по причине вышеупомянутой трудоемкости, исследований такого рода следует упомянуть работу Р. Томпсона и М. Хосли. Они использовали базу данных по 162 спорным вопросам из 66 документов, принятых в 1999-2001 годах, которая отражает позиции Комиссии, ЕП и всех 15 стран-членов по каждому вопросу и, разумеется, информацию об итоговом решении. Цель исследования состояла в том, чтобы определить влияние Комиссии и Европарламента в сравнении с влиянием Совета. Математическое моделирование показало, что в рамках процедуры консультации влияние Комиссии составляет 30% от влияния Совета, влияние ЕП -15%, если Совет принимает решение квалифицированным большинством. Оба эти показателя равны 0%, если Совет в рамках процедуры консультации принимает решения единогласно. При использовании процедуры совместного принятия решений, предоставляющей Европарламенту максимальные полномочия, той самой процедуры, которая в настоящее время применяется наиболее часто, влияние Комиссии составляет 15%, а Европарламента - 25% от влияния Совета.


Скачать архив (79.6 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: