Главная » Экономика |
Содержание Введение Глава 1. Определение международного конфликта .1 Определение международного конфликта .2 Причины возникновения международных конфликтов и споров .3 Типы международных конфликтов Глава 2. Дипломатические способы решения международных конфликтов в теории практике .1 Дипломатические способы решения международных конфликтов .2 Переговоры как оптимальный путь решения международного конфликта .3 Вьетнамо-Китайский конфликт Заключение Список использованной литературы Введение В современной политической науке под конфликтом принято понимать столкновение интересов, действий, взглядов, позиций тех или иных субъектов конфликтной ситуации, к которым относятся отдельные личности, обладающие достаточной значимостью в сфере политики, или различные социальные группы, политические партии, военно-политические и экономические блоки и союзы, социально-политические и экономические мировые системы. Любой конфликт имеет свой объект, на который он направлен. Он может быть внутриполитическим, внешнеполитическим, лежащим в сфере экономики, социальных отношений, культуры, его предметом могут быть территориальные, межэтнические, региональные, расовые отношения. Политология изучает конфликты, возникающие в сфере общественных отношений, связанные с проблемами свержения или сохранения власти, ее укрепления или подрыва. Рассматривая политические конфликты на различных уровнях социальной организации, следует обратить внимание на такие крупные явления, как мировые войны, «холодная война», сопровождаемые огромным количеством локальных войн, возмущений на различных континентах планеты. В современной социальной и политической структуре общества конфликты характеризуются масштабами, уровнем распространения, остротой, сферой возникновения. Происходящие в различных сферах конфликты приобретают политическую значимость, если затрагивают международные, классовые, межэтнические, национальные, межобщинные, религиозные и локальные отношения. В политическом аспекте наибольшую опасность представляют конфликты, которые одновременно охватывают все уровни социальной и политической структуры общества и вовлекают максимально возможное в конкретных условиях количество участников. Именно к этой категории относятся международные конфликты, которые, достигая высших стадий своего развития с массовым применением вооруженного насилия, становятся причиной гибели миллионов людей. Примерами подобных конфликтов изобилует минувший XX век. Политологи рассматривают конфликт как результат взаимодействия несовпадающих по интересам элементов системы общественных отношений; конфликт, по их мнению, является отнюдь не патологией, а нормой жизни общества. Проблема состоит лишь в том, чтобы не исключать его из жизни, но уметь находить его причины, конфликтующие стороны, движущие силы, пути разрешения. Отсюда понятна неизбежность возникновения международных конфликтов, как проявления различия в интересах и целях субъектов международного политического процесса, и необходимость их эффективного разрешения с использованием мирных средств. Особенно актуальной становится эта задача с учетом постоянного совершенствования и постепенного распространения оружия массового поражения, высокотехнологичных видов вооружений и расширения клуба ядерных государств. Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют средства дипломатического разрешения конфликта в международном праве. Предметом исследования курсовой работы являются средства дипломатического разрешения конфликтов в международном праве. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы курсовой работы. Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: дать определение международного конфликта; раскрыть причины возникновения международных конфликтов и споров; определить типы международных конфликтов; рассмотреть дипломатические способы решения международных конфликтов; проанализировать Вьетнамо-Китайский конфликт. В основу работы положены, во-первых, Конституция РФ (Основной закон), Гражданский кодекс, международные нормативные правовые акты, регулирующие средства мирного разрешения международных споров; во-вторых, опубликованная юридическая практика в официальных изданиях. Теоретическую и методологическую базу исследования составил ряд международных соглашений, а так же учебные пособия, труды, монографии и публикации отечественных и зарубежных авторов. При написании работы и для раскрытия темы курсовой работы использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Глава 1. Определение международного конфликта .1 Определение международного конфликта Конфликты являются неотъемлемой частью истории существования человечества. Начиная с появления первых племен и поселений, участники любого вида политических отношений вступали в разного рода конфликты и споры, которые довольно часто становились причиной кровавых войн. На протяжении многих лет, способы разрешения столкновений подвергались изменениям и, в конечном итоге, эволюционировали в неотъемлемую часть целой науки международных отношений. До сих пор не существует полноценного и раскрытого определения конфликта, в связи с существованием многообразия видов и типов данного феномена. Если взять на рассмотрение политические или международные конфликты, то среди них можно подчеркнуть общую черту, выражающуюся в столкновении между сторонами, в результате несовместимости поставленных интересов. В подавляющем большинстве случаев, такие недоговоренности мешают достижению поставленных целей одной из сторон. Косов Ю.В. утверждает, что международный конфликт представляет собой разные по форме проявления факты обострения конкурентного взаимодействия первичных субъектов международного права или негосударственных акторов мировой политики, обусловленные действием тех или иных геополитических, геоэкономических, геостратегических противоречий локального, регионального либо глобального характера. Так как понятие «международный конфликт» достаточно всеобъемлющее, то он, как и любой другой конфликт, имеет разновидности, формы и типы. В целом, научные деятели выделяют 4 основных, тесно-связанных с конфликтом, понятия. Это: «источник конфликта», «объект конфликта», «предмет конфликта» и «стороны конфликта». Данная система определений помогает более четко и понятно ориентироваться в международных конфликтах, определяя основные функции между его участниками. Под источником международного конфликта подразумевается действие одного из участников мировой политики, с целью получения преимуществ, которые могут создавать угрозу интересам других участников конфликта. Объектом конфликта можно считать все основные потребности субъектов участников (они могут быть как материальными, так и не материальными). Объект конфликта может действительно стать объектом лишь тогда, когда он начнет являться интересом субъектов. Данное понятие по своему названию очень схоже с понятием «предмет конфликта». Предметом конфликта называются различия в видении сторонами будущего состояния не только объекта конфликта, но и изменений в мировой политике, возникших в результате разрешения конфликта. Под сторонами конфликта подразумеваются участники определенного конфликта. Главной целью сторон в дипломатии является попытка достичь точки соглашения между сторонами. В целом, разделение самого понятия международного конфликта на разные формы и подвиды целиком и полностью зависит от исходного определения. В теории, существуют десятки и сотни других форм конфликтов, многие из которых не нашли применения на практике. 1.2 Причины возникновения международных конфликтов и споров Международные конфликты не могут появляться сами собой и без каких-либо причин. Любой конфликт между людьми или государствами получается в результате чьей-то деятельности. Соответственно всегда есть сторона или стороны, участвующие в конфликте. Независимо от типа сношения между субъектами, будь то это экономический договор или какое-либо соглашение, участвующие стороны всегда имеют открытый или скрытый интерес. Если говорить о сфере международных государственных отношений, участниками которой в основном являются существующие государства, то можно говорить о том, что интересы каждой стороны определяются экономически-социальным положением внутри этих стран. При попытке удовлетворить свои потребности, выходя за рамки политической деятельности внутри страны, то есть, посредством использования международных связей, действующая сторона всегда взаимодействует с интересами других государств. Интересов у участников международных отношений может быть нескончаемое множество. Для того, чтобы бы более ясно разбираться в природе конфликтов, интересы сторон пришлось систематизировать, то есть в общей форме поделить на типы. Мунтян М.А. выделяет следующие типы внешнеполитических интересов: «непересекающиеся интересы», «конфронтационные интересы», «параллельные интересы», «совместные интересы», «расходящиеся интересы». Интересы государств можно называть непересекающимися, если они не касаются интересов других сторон в сфере международных государственных отношений. Конфронтационными интересами считаются интересы, которые могут существовать лишь при задевании интересов другого участника. Интересы считаются параллельными, когда интересы одного государства тесно задействуются в интересах другого государства. Совместные интересы, это интересы, которые могут существовать лишь при совместной, заранее обговоренной со всеми участниками, деятельности государств. Под расходящимися интересами подразумеваются интересы, в которых поставленные цели не совпадают, но и не являются причиной возникновения конфликта. Соответственно, при невозможности совместного существования, в сфере международных отношений, сразу нескольких интересов нескольких государств возникает конфликт. Это и есть источник и первопричина любого межгосударственного конфликта. Конфликты, по своей природе, имеют несколько стадий развития. М.П. Гетьманчук выделял 5 фаз развития конфликта: Первой фазой конфликта он считает стадию формирования отношений между сторонами, которая может выражаться в неявной конфликтной форме. Вторая фаза, это определение сторонами методов для разрешения противоречий. Третья фаза - фаза привлечения в конфликт разных сфер и участников посредством официально-закрепленных форм, то есть договоров и соглашений. При четвертой фазе возникает острый политический конфликт, международный кризис, который задействует отношения других участников, вовлеченных в конфликт. Пятая фаза конфликта является вооруженной стадией борьбы. Также Гетьманчук утверждает, что независимо от фазы развития конфликта, может начаться альтернативный процесс развития, который приведет к ослаблению или сдерживанию конфликта. Не стоит забывать и о том, что международный конфликт давно перешел за рамки, ограничивающие его появление лишь в среде разных государств. В условиях современности, когда практически в каждом государстве можно найти крупные международные компании, конфликт может возникнуть и с их участием. В целом, источник возникновения столкновений между, к примеру, государством и крупной транснациональной компанией, является таким же, как и в сфере международных государственных отношений. То есть, как правило, всегда существует несовместимость интересов между сторонами, которая, в случае не прихода сторон к взаимному соглашению, выливается в международный конфликт. В этом случае, стадии конфликта могут варьироваться в зависимости от ситуации и, в крайнем случае, даже перерасти в межгосударственный конфликт. 1.3 Типы международных конфликтов Методов разделения феномена на типы невероятное множество и они зависят от поставленных целей, личных точек зрения по некоторым из аспектов и масштабности рассмотрения вопроса. Цыганков П.А. в своей исследовательской работе, разделяет конфликты на межличностные, межгрупповые и межгосударственные. Конфликты, происходящие в рамках групп или государств также делятся на внутренние и внешние. В сфере внешних конфликтов, чаще всего, выделяют территориальные, экономические и дипломатические споры. Такие споры могут принимать формы военных конфликтов или мирных переговоров. Также конфликты могут носить конструктивный и деструктивный характер. Конструктивные конфликты, также изредка именуемые творческими конфликтами, создают решение для урегулирования, смягчения или полного разрешения конфликта. Деструктивные конфликты, наоборот, разрушают процессы и отношения, несут негативный эффект. Чаще всего, такой вид конфликта вызывается нежеланием одного из оппонентов учитывать интересы другого. Одной из наиболее важных типологий конфликтов в науке международных отношений, профессор Цыганков считает разделение конфликтов на: политические; внутри-политически и международно-политические конфликты, а также вооруженные и невооруженные. Также, особое внимание стоит уделить конфликтам с нулевой и ненулевой суммой. Конфликт с нулевой суммой возникает в случае, когда реализация интересов одной из сторон означает, что интересы другой стороны не должны быть реализованы вообще. По мнению, Лебедевой М.М., выигрыш в таком конфликте равен нулю, так как сумма «выигрышей» одной стороны точно ровна «проигрышу» другой стороны. Противовесом конфликту с нулевой суммой является ненулевой конфликт. Чаще всего имеется в виду конфликт с отрицательной суммой, то есть когда от столкновения страдают все стороны. Наиболее ярким примером такого конфликта можно считать ядерный конфликт. Типология конфликтов на этом не заканчивается. Как уже было сказано, делить данный феномен на типы можно вплоть до бесконечности, в виду субъективности мышления и выбранной точки зрения при рассмотрении проблемы. Так как само понятие международного конфликта является вещью динамически-меняющейся, то можно с уверенностью говорить о том, что со временем и типологии будут подвергаться значительным изменениям. Пока что, мы можем лишь в общих чертах разделить конфликты на разные типы, с целью систематизирования данной проблемы. Глава 2. Дипломатические способы решения международных конфликтов в теории практике .1 Дипломатические способы решения международных конфликтов Содержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Переговоры - это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий. Переговоры можно классифицировать: по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.); по количеству участников (многосторонние и двусторонние); по уровню (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и другим основаниям. Переговоры ведутся как в устной, так и в письменной форме. Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий. Целями консультаций являются: обмен мнениями и информацией между государствами по вопросам, представляющим интерес, и координация позиций государств по существу обсуждаемых проблем; подготовка и представление государствам и международным организациям предложений о скоординированных шагах и совместных мерах по решению той или иной проблемы; обмен мнениями; формирование предложений в проекты повесток дня встреч руководителей государств и заседаний органов. Процедура консультаций может быть подробно урегулирована в международных документах. Так, согласно Положению о порядке проведения консультаций между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности 1997 г., консультации проводятся: а) в случаях, предусмотренных в Договоре о коллективной безопасности, а также перед важными международными форумами, в которых предполагается участие государств - участников Договора или рассмотрение вопросов, представляющих взаимный интерес; б) по поручению Совета коллективной безопасности (СКБ) или рекомендации высших консультативных органов СКБ, а также перед сессиями СКБ и заседаниями высших консультативных органов СКБ; в) по инициативе государств - участников Договора, или Генерального секретаря СКБ. Консультации являются конфиденциальными. Информация о составе участников и содержании консультаций может подлежать опубликованию с согласия государств - участников Договора. По Положению предусмотрены следующие виды консультаций: а) незамедлительные консультации, проводимые по вопросам, связанным с возникновением угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету государств - участников Договора либо угрозы международному миру и безопасности. Незамедлительные консультации проводятся на уровне не ниже заместителей министров иностранных дел и заместителей министров обороны государств - участников Договора; б) регулярные консультации, проводимые в соответствии с планом и перед заседаниями СКБ и высших консультативных органов СКБ, по важным вопросам международной и коллективной безопасности, затрагивающим интересы государства - участника Договора. Регулярные консультации проводятся в виде встреч полномочных представителей государств - участников Договора при Генеральном секретаре СКБ по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в месяц. Для рассмотрения отдельных вопросов консультации могут проводиться на ином уровне. Добрые услуги - это такой способ разрешения спора, при котором сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе "тяжущихся" государств вступает в процесс урегулирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом, сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача - облегчить взаимодействие спорящих сторон. Посредничество При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организации), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника. Посредничество (как и добрые услуги) предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия между ними. Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согласовании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования спора и предлагать их сторонам. Следственные комиссии В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган - следственную комиссию для выяснения вопросов фактов. Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др. Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол. После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению. Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако, в отличие от арбитража и суда, окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии. В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием. По Конвенции о биологическом разнообразии согласительная комиссия создается по просьбе одной из сторон спора. Если стороны не договорились об ином, эта комиссия состоит из пяти членов, из которых два назначаются каждой заинтересованной стороной, а председатель выбирается совместно этими членами. При споре, в котором участвуют более двух сторон, стороны, имеющие общий интерес, по взаимному согласию вместе назначают своих членов комиссии. В случае, когда имеется две или более сторон с отдельными интересами или когда отсутствует согласие относительно наличия у них одинакового интереса, члены назначаются ими отдельно. Согласительная комиссия принимает свои решения большинством голосов своих членов. Если стороны спора не договорились об ином, она устанавливает свою собственную процедуру. Она представляет предложение для разрешения спора, которые стороны добросовестно рассматривают. В случае возникновения разногласия в отношении компетенции согласительной комиссии вопрос решается этой комиссией. В 1995 г. Генеральной Ассамблеи ООН принят Типовой согласительный регламент ООН для разрешения споров между государствами. 2.2 Переговоры как оптимальный путь решения международного конфликта международный конфликт дипломатический разрешение Переговоры имеют столь же древнюю историю, как война и посредничество. Этот инструмент использовался для урегулирования конфликтов еще задолго до появления правовых процедур. Однако то, как ведутся переговоры - их технология, долгое время оставалось без внимания. Только во второй половине ХХ столетия переговоры стали объектом широкого научного анализа, что обусловлено, прежде всего, той ролью, которую приобрели переговоры в современном мире. Наиболее распространенный способ разрешения политических конфликтов - проведение переговоров. В литературе существует три основных подхода к определению сущности переговорного процесса. Первый подход подразумевает, что переговоры обязательно исходят из общих интересов переговаривающихся сторон и поэтому представляют собой мероприятия, ориентирующиеся на сотрудничество. Второй подход предполагает, что интересы сторон могут быть различными и даже взаимоисключающими, переговоры же возможны при наличии взаимозависимости их участников, позволяющей достичь выгодного для всех соглашения. Третий подход допускает как противоборство, так и сотрудничество, наличие как общих, так и взаимоисключающих интересов. В любом случае для успеха переговоров важно создание благоприятной психологической атмосферы. Сильным средством влияния на складывающуюся в ходе переговоров ситуацию может стать некий баланс вознаграждения и наказания оппонента. Психологическим наказанием может быть атмосфера напряженности, ощущение тупика за столом переговоров. Вознаграждением же могут быть положительные эмоции, связанные с чувством безопасности, собственного достоинства, ощущением успеха и самореализации. Когда речь идет о переговорах, участниками которых выступают представители разных государств и наций, учитывается их национальная специфика, в том числе и особенности этнической психологии. Например, отличительное свойство русского национального характера - способность доводить все до крайностей, до пределов возможного. На переговорах это может проявляться по-разному: и как стремление постоянно придерживаться чересчур жесткой линии поведения, и, наоборот, как неожиданное для партнера полное и безоговорочное принятие его предложений. Немцы уделяют больше внимания подготовительной стадии переговоров, тщательно прорабатывают свою позицию. Англичане, напротив, к подготовительной стадии равнодушны: они полагают, что наилучшие решения могут быть найдены в процессе самих переговоров в зависимости от позиции партнеров. Для китайского стиля ведения переговоров, по мнению специалистов, характерно четкое разграничение этапов переговорного процесса. На начальном этапе китайцы склонны обращать особое внимание на внешний вид партнеров, манеру их поведения. Уступки они стремятся делать к концу переговоров, после того как оценят возможности противоположной стороны. Американцы же гораздо менее склонны следовать какому-либо строгому разграничению этапов, но все время поддерживают высокий темп ведения переговоров. Для успешного ведения переговоров, кроме знаний и понимания сути спорных проблем, необходимы и определенные личностные качества участников переговорного процесса. В частности, речь идет о психологической готовности договариваться и принимать решения, целеустремленности. В конфликтологии существует такое понятие, как конфликтоустойчивость, в целом характеризующая способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Конфликтоустойчивость определяется умением человека управлять своими эмоциями и выражать их, не оскорбляя оппонента, умением анализировать, прогнозировать, находить альтернативные решения и вести полемику, стремлением решить проблему и обсуждать как свои интересы, так и интересы других участников конфликта. Серьезным фактором, влияющим на ход переговоров, могут стать установки их участников. Установки могут быть двух типов - ориентированные на ситуацию или на межличностные взаимоотношения. Участники переговоров, ориентированные на ситуацию, склонны видеть в переговорах только объективную сторону: соотношение сил, параметры ситуации и т. д. Участники с ориентацией на межличностные отношения готовы либо к сотрудничеству с противоположной стороной, либо к конкурентным отношениям и торгу с партнером. Специалисты по переговорам отмечают, что стремление не отступать от своей позиции может быть обусловлено «оптимистической самонадеянностью» участников переговорного процесса. Переговоры не одномоментный акт, а процесс, причем процесс, растянутый во времени. Более того, переговоры - сложный процесс, имеющий собственную структуру и динамику развития. Практически все исследователи переговорного процесса выделяют три основных этапа в процессе переговоров: • начальный; • дискуссионный; • заключительный. Хотя четко выделить рамки каждого этапа в процессе конкретных переговоров зачастую трудно, возможно их переплетение, перетекание одного в другой, тем не менее, каждый элемент переговорного процесса имеет свои задачи, позволяющие отделять их друг от друга. Задача первого этапа переговоров - взаимное исследование, уточнение позиций, точек зрения, интересов сторон. На первом этапе стороны излагают собственные позиции, вносят предложения, предоставляют необходимые разъяснения по этим предложениям и выслушивают информацию о позициях другой стороны. На этом этапе и осуществляется наиболее полно информационно-коммуникативная функция переговоров. Стороны ставят «диагноз» и пытаются найти «общий язык», то есть стараются получить как можно больше информации об интересах друг друга и найти точки соприкосновения в позициях. Задача второго этапа - обсуждение и аргументация вариантов решения обсуждаемой проблемы, то есть собственно дискуссия. Стороны пытаются убедить друг друга в целесообразности принятия их вариантов или предложений, используя различные тактические приемы. Второй этап занимает больше времени и обычно самый сложный для участников переговоров. Иногда на этом этапе переговоры могут закончиться вследствие разногласий между участниками. При наличии доброй воли и настойчивости в достижении соглашения главным итогом второго этапа становится определение рамок («обшей формулы») будущего решения (соглашения), что дает возможность перехода к третьему этапу. Задача третьего этапа - согласование позиций и разработка договоренностей (итоговых документов). Согласование позиций, по мнению ряда исследователей, оптимально в два приема: выработка «общей формулы» и разработка деталей соглашения. После определение рамок соглашения начинается работа над текстом соглашения. Текст обсуждается и редактируется. На этом этапе привлекаются эксперты. В реальной переговорной практике последовательность этапов переговоров не всегда соблюдается. Если главное для участников переговоров - реализация пропагандисткой функции, то главным станет второй этап, до третьего этапа дело может и не дойти. Если цель переговоров - выяснение точек зрения сторон, то основным станет первый этап. Иногда на третьем этапе возникает необходимость вернуться к первому этапу. Последовательность этапов и их приоритетность, таким образом, зависит от приоритетности целей, функций и типа переговоров. Тем не менее, большинство исследователей сходятся в том, что соблюдение описанной последовательности ведения переговоров помогает достичь реальных результатов, при ее несоблюдении есть риск затягивания переговоров или даже их провала. 2.3 Конфликт между Китаем и Вьетнамом После завершения Вьетнамской войны и объединения Северного и Южного Вьетнама, несмотря на всю советскую помощь во время войны вьетнамские руководители, не желая зависеть от СССР, вели независимую политику и отношения между нашими странами, несколько охладились. Но вскоре выяснилось, что попытка опереться на Китай может привести к еще большей зависимости страны, тем более что китайцы хотели доминировать во всем регионе. В результате выбор вьетнамского руководства остановился на Советском Союзе, но до китайской агрессии в феврале-марте 1979 года отношения все равно были прохладными. Китайское нападение заставило руководство Вьетнама пойти на сближение с СССР, в том числе и в военно-морской сфере. На рассвете 17 февраля 1979 года китайские военные после многочисленных провокаций начали агрессию против СРВ. Поводов для китайского вторжения было множество. Социалистическое преобразование экономики на Юге нанесло урон, прежде всего крупной китайской общине во Вьетнаме. Ее конфликты с вьетнамцами приобрели форму межэтнической розни и отрицательно сказались на отношениях Вьетнама и Китая. В 1978-1980 страну покинули, по крайней мере, 750 тыс. человек (более половины из них этнические китайцы). Многие вернулись на историческую родину сушей, а часть отправилась в путь по Южно-Китайскому морю на лодках. К тому же Китай выступал на стороне режима Пол Пота в Камбодже. А Вьетнам в декабре 1978 ввел свои войска в Камбоджу и сверг промаоистский режимом Пол Пота, устроивший геноцид в стране (погибли 1,7 миллиона человек из 7-миллионного населения). Кроме того, около 25 тысяч вьетнамских солдат находилось в Лаосе. Момент нападения на Вьетнам выбран был не случайно. Пекин завершил психологическую военно-политическую подготовку, провел дипломатическую разведку. Дэн Сяопин побывал в Вашингтоне (29.01-05.02.1979) и на обратном пути в Токио, где рассыпаемые в адрес Вьетнама угрозы не получили должного отпора. В действиях США и Японии политические эксперты усматривали позицию явного пособничества. И Вашингтону, и Токио был с ряда сторон выгоден вьетнамо-китайский конфликт. Для пекинских властей благоприятные позиции создавали китайско-японский договор, установление дипломатических отношений с США. Уступки, сделанные американцами по тайваньской проблеме, позволили КНР снять часть войск и перебросить на вьетнамскую границу. Незадолго до агрессии 29 июня 1978г. Вьетнам вступил в СЭВ, 3 ноября 1978г. в Москве между СССР и Вьетнамом был заключен Советско-вьетнамский договор о дружбе. Помимо стандартных положений о торговле и культурном сотрудничестве, пакт содержал важные военные положения, касающиеся «совместной обороны», подразумевающей «совместные консультации и эффективные действия по обеспечению безопасности обоих стран». Для Пекина заключение договора было болезненным уколом. А ведь признаки увеличения советско-вьетнамского сотрудничества появились уже летом 1978г., на фоне обострения противоречий Вьетнама с Китаем. По данным из официальных американских источников к августу 1978г. во Вьетнаме было 4 000 советских советников и специалистов, а к середине 1979г. их было 5000-8000. В сентябре 1978г. СССР начал осуществлять новые поставки оружия (самолеты, ракеты, танки и боеприпасы) во Вьетнам, воздушным и морским путем. К этому моменту советско-китайские отношения испытывали большие трудности. 1 ноября 1977г. орган китайских коммунистов «Жэньминь жибао» в передовице обозначила СССР как самого опасного врага Китая, в то время как Соединенные Штаты теперь рассматривались союзником. 26 марта 1978г. Министерство иностранных дел Китая потребовало, чтобы Москва, в дополнение к признанию существования проблемных областей на китайско-советской границе, полностью удалила советские части из МНР, и снизила их число на всей китайско-советской границе. В ответ на требования Китая, Генеральный секретарь Центрального комитета КПСС Леонид Брежнев, в начале апреля 1978г. посетил Сибирь и Тихоокеанский флот, и объявил, что на границе будут развернуты новые системы вооружения в дополнение к уже имеющемуся на китайско-советской границе. Это новое оружие, как заявил Брежнев, будет способствовать обеспечению безопасности и нашим социалистическим друзьям против возможной агрессии, источник агрессии он не указывал, но это было ясно. В дополнение к советским заявлениям, 12 апреля 1978г. Улан-Батор также публично отверг требования Пекина, заявив, что дополнительные советские отряды были размещены по границе с Китайской Монголией по просьбе Монголии, в ответ на увеличение китайских войск на границе. Ситуация на границе усложнялась. В мае 1978г. на советско-китайской границе произошел самый серьёзный пограничный инцидент с 1969 года, в нем участвовали даже вертолёты. СССР в свою очередь оказывал активное давление на Китай с целью добиться продления истекающего 30-летнего Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи с Китаем, который был подписан 14 февраля 1950г. февраля 1979г. Дэн Сяопин объявил о намерении "наказать" Вьетнам, это был первый день возможного формального выхода из 30-летнего договора Китая с СССР. 16 февраля он заявил Москве о готовности Китая к полномасштабной войне с СССР. До 1,5 миллиона солдат китайской армии находились на советской границе (общая оценка НОАК тогда - 3,6 млн. человек), с советской стороны на границе находилось свыше 40 дивизий. Дату китайского вторжения, возможно, определило то что накануне «Дня Д» вьетнамское руководство - Фам Ван Донг, начальник генштаба Ван Тьен Дунг и члены кабинета министров Вьетнама отбыли в Пномпень для подписания договора о дружбе между СРВ и режимом Хенг Самрина. 18 февраля китайцы захватили города Лаокай (Lao Cai) и Монгкай (Mong Cai). Наибольший урон понесли вьетнамские части, сосредоточенные вокруг городов Лаокай, Мыонг Кыонг, Каобанг, Лангшон и Монгкай. Вьетнам обратился в ООН, дипломатические отношения с КНР Вьетнам не прерывал. СССР и Тайвань обвинили США в поддержке КНР. февраля было опубликовано первое «Заявление советского правительства» в нем среди прочего говорилось: «… Героический вьетнамский народ, ставший жертвой новой агрессии, способен постоять за себя и на этот раз, тем более, что у него надежные друзья. Советский Союз выполнит обязательства, взятые на себя по Договору о дружбе и сотрудничеству между СССР и СРВ. Тем, кто определяет политику в Пекине, следует остановиться, пока не поздно… Советский Союз решительно требует прекращения агрессии и незамедлительного вывода китайских войск с территории Социалистической Республики Вьетнам…» Основную тяжесть борьбы должны были вынести вьетнамцы, но и СССР не собирался отступать от своих обязательств. Во Вьетнаме советские специалисты сразу приступили к боевой деятельности совместно с вьетнамцами. В дополнение к ним из СССР начали подтягиваться подкрепления. Был установлен воздушный мост СССР-Вьетнам. 19 февраля 1979г. в Ханой прибыла группа из 20 советников и специалистов по основным видам войск, во главе с генералом армии Г.Обатуровым которая помогла вьетнамским военным в сложной обстановке. Коротко приняв дела у старшего группы специалистов ПВО генерал-лейтенанта М.Воробьева, Г.Обатуров ознакомился с докладами начальника Генштаба ВНА Ле Чонг Тана и министра обороны Ван Тьен Зунга об обстановке на фронте. СССР также предпринял действия остановить войну с привлечением Организации Объединенных Наций, советские представители поставили вопрос о осуждении Китая как агрессора, но из-за политики западных стран действия китайцев не были осуждены. Еще 22 февраля советский военный атташе во Вьетнаме пригрозил китайцам «выполнением СССР своих обязательств по договору с Вьетнамом», но пока конфликт был ограниченным, СССР не хотел разжигать большую войну. Однако, несмотря на заявленные по началу цели: «Нам не нужно ни пяди вьетнамской земли. Все, что нам нужно - это стабильная мирная ситуация на границе. После наказания агрессоров наши пограничные части вернутся на китайскую территорию и будут охранять рубежи Родины», китайцы пусть медленно но продолжали наступление по направлению к Ханою. Поэтому 2 марта было опубликовано второе «Заявление Советского правительства», в нем говорилось: « Агрессия Китая против Социалистической Республики Вьетнам продолжает расширяться… Советский Союз считает необходимым заявить со всей определенностью: действия Китая не могут оставлять безучастными тех, кто по настоящему заинтересован в обеспечении безопасности народов, в сохранении мира. Китайские войска должны быть немедленно выведены из пределов Вьетнама…» Китайцам было однозначно заявлено, что если их армия немедленно не уйдет из Вьетнама, ему придется воевать на два фронта. «Тайм» в марте 1979г. писал: «До тех пор, пока вьетнамские войска будут держаться, СССР будет продолжать войну на пропагандистском фронте. Опасность состоит в том, что если Пекин пойдет дальше, атаковав Ханой и Хайфон, или решит сохранить присутствие своих войск на вьетнамской территории. Уже 5 марта Пекин сделал заявление, что начинает выводить войска, с 16 марта 1979 Китай начал очищать занятые территории, а к концу года окончательно ушел с нескольких удерживаемых небольших участков. В результате агрессии во Вьетнаме было уничтожено более 45 тысяч крестьянских домов, более 900 школ, 428 больниц, 25 шахт, 55 промышленных предприятий. По китайским данным только за первую неделю войны вьетнамцы потеряли 10 тысяч человек. Очень многие, оценивая результаты китайского вторжения, подтверждая, что китайская армия в военном отношении показала свою слабость, тем не менее, говорят о дипломатической победе Китай над СССР. Якобы СССР не смог помочь союзнику, показав себя "бумажным белым медведем", данное утверждение сомнительно и строится только на рассуждении, что Советский Союз не нанес прямого удара по Китаю. А то, что цель была достигнута более простыми мерами, в расчет не принимается. А ведь именно твердая позиция СССР в купе со стойкостью вьетнамцев, в итоге и вынудила остановиться китайцев, которые даже не добились своих целей. Вьетнамские войска из Кампучии не ушли, ликвидировать просоветскую полосу на своих южных границах не удалось, более того вьетнамское присутствие в Кампучии и Лаосе увеличилось, как и количество войск на вьетнамо-китайской границе. Кроме того, Вьетнам предпринял ряд акций на дипломатическом фронте. 15 марта 1979 г. МИД СРВ опубликовал меморандум о китайско-вьетнамской границе, в статье 9 которого впервые прямо осуждается оккупация Китаем Парасельского архипелага в январе 1974г. А СССР в результате китайской авантюры расширил свое присутствие в этом регионе, создав ряд своих баз и оказав значительную помощь своим новым союзникам. Только в 1979-1982 годах советская военная помощь Кампучии и Лаосу составила 100 мил. долларов. Улучшение отношений между Китаем и Вьетнамом, показывает нам, что даже между странами со столь враждебной друг к другу историей, возможно налаживание дипломатических связей, посредством переговоров между государствами. Международное сотрудничество оказалось гораздо выгоднее долговременных конфликтов для обеих сторон, что доказывает тот факт, что дипломатические отношения и мирное урегулирование споров выгоднее, главного антагониста дружелюбного разрешения споров - силового метода. Заключение Таким образом, можно сделать следующие выводы: · понятие «конфликт» в политологии не совпадает с понятием «спор» и «спорная ситуация», которые в основном используются в политологии; · понятие «конфликта» не закреплено и не определено, соответственно не нашли своего закрепления и такие институты как «разрешение международных конфликтов», «урегулирование международных конфликтов» и др.; · способы разрешения (урегулирования) международных конфликтов отличаются от способов разрешения международных споров, так как в основе конфликта не всегда лежит четко определенное сторонами противоречие; · урегулирование международного конфликта проводится обычно в два этапа: 1) устранение конфликтного взаимодействия, снижение интенсивности негативных эмоций между конфликтующими сторонами, подготовка условий для разрешения противоречия между сторонами, если таковое имеет место (определение истинных сторон спора и объекта противоречия) и 2) разрешение противоречия с применением средств, разработанных международной практикой для разрешения международных споров. Если в основе конфликта нет противоречия, то для его урегулирования достаточно только первого этапа. В XXI веке во внешней политике и дипломатии должен закрепиться прагматический подход в духе дипломатии согласия, закрепления в международных делах принципа безопасности для всех. Построенные на такой основе международные отношения предотвратят новую холодную войну, ощутимо оздоровят обстановку в мире. Россия к этому готова. Список использованной литературы 1. "Устав Организации Объединенных Наций" (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) 8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. . Белов А.Г. Политология: Курс лекций. - М.,1996. . Введение в теорию международного конфликта. Учебное пособие / под ред. проф. Мунтяна М.А. М.: Издательство РАГМ. 1996. . Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Издательство «Питер», 2000. . Политическая конфликтология/Под ред. С. Ланцова. Учебное пособие. - СПб: Питер. 2008., 320 с. . Современные международные отношения. Учебник /Под ред. А.В. Торкулова. М.: РОССПЭН, 2000. 584 с. . Современные международные отношения. Учебник /Под ред. А.В. Торкулова. М.: РОССПЭН, 2000. Скачать архив (21.7 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |