Главная » Бухгалтерский учет |
Оглавление Введение 1. Теоретические и методологические основы управления дебиторской задолженностью организации 1.1 Необходимость и значение управления дебиторской задолженностью организации 1.2 Система управления дебиторской задолженностью 1.3 Основные формы взыскания дебиторской задолженности и особенности их использования 2. Процесс управления дебиторской задолженностью филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" 2.1 Организационно-экономическая характеристика компании 2.2 Оценка финансовых показателей деятельности компании 2.3 Показатели дебиторской задолженности организации 3. Анализ хозяйственной деятельности организации по управлению дебиторской задолженностью и рекомендации по совершенствованию её форм на предприятиифилиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" 3.1 Анализ эффективности деятельности организации по управлению дебиторской задолженностью за 2011-2013 гг. 3.2 Рекомендации по совершенствованию форм управления дебиторской задолженностью 3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий Заключение Список использованных источников Приложение Введение В связи с усилением конкуренции на внутреннем и международном рынках, вовлечением российской экономики в процесс глобализации и вступлением России в Всемирную торговую организацию проблеме эффективного управления в компаниях уделяется всё больше внимания. Дебиторская задолженность является одним из активов, формирующих финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность любой компании. Исследование вопросов, связанных с управлением и анализом дебиторской задолженности, занимает важное место в процессе антикризисного управления и становится наиболее актуальной, когда продажа дебиторской задолженности необходима для финансового оздоровления бизнеса или для удовлетворения требований кредиторов. Результатом эффективного управления дебиторской задолженностью становится не только управление задолженностью фирмы, но и привлечение новых клиентов, увеличение чистого денежного потока и прибыли. То есть, дебиторская задолженность является сложным объектом управления, требующим квалифицированного решения не только финансовых, но и правовых, и маркетинговых проблем. Всё вышесказанное определяет актуальность темы дипломной работы. В специальной литературе вопросы управления дебиторской задолженностью изложены, как правило теоретически и формально. В периодических изданиях в большей степени рассматриваются наиболее общие проблемы отражения и списания дебиторской задолженности в бухгалтерском и налоговом учёте и достаточно традиционные методы управления этим активом. Остальные вопросы, на наш взгляд, не достаточно разработаны. Тем не менее, следует отметить работы таких современных российских авторов как И.А. Бланк, В.В. Бочаров, В.В. Ковалёв, М.Н. Крейнина, В.Е. Леонтьев, М.В. Романовский, А. Ковалева, А. Грязновой, В. Прудникова и другие. Объектом исследования данной дипломной работы выступает совокупность финансовых отношений в области управления дебиторской задолженностью. Предметом исследования является система управления дебиторской задолженностью организации на примере деятельности филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго". Цель работы - разработка практических рекомендаций по совершенствованию форм управления дебиторской задолженностью филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго". Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: ) Определить необходимость и значение управления дебиторской задолженностью организации; 2) Выявить этапы системы управления дебиторской задолженностью; ) Рассмотреть основные методы и формы взыскания дебиторской задолженности и особенности их использования; ) Привести организационно-экономическую характеристику филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" - предмета исследования; ) Провести анализ динамики и структуры дебиторской задолженности; ) Охарактеризовать планирование уровня дебиторской задолженности; ) Рассмотреть контроль и внутренний аудит дебиторской задолженности; ) Определить проблемы управления дебиторской задолженностью организации; управление дебиторская задолженность показатель 9) Разработать рекомендации по совершенствованию форм управления дебиторской задолженностью. Теоретическая, методологическая и информационная базы исследования позволили обеспечить необходимую глубину анализа и достоверность полученных выводов. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области теории финансов, финансового менеджмента и управления оборотным капиталом. Информационной базой послужили законодательные акты РФ, справочные материалы, документы филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" - Баланс, Отчет о прибылях (убытка), Приложение к Балансу за 2011-2013 годы, финансовые показатели за 2013 год, внутренние положения и регламенты компании по управлению дебиторской задолженностью. 1. Теоретические и методологические основы управления дебиторской задолженностью организации 1.1 Необходимость и значение управления дебиторской задолженностью организации Дебиторская задолженность представляет собой совокупность долгов, которые причитаются организации от контрагентов-дебиторов в результате финансово-хозяйственных отношений с ними. Термин "дебиторская задолженность" происходит от латинских слов "debeo", "debui", "debitum", которые имеют значение "быть должным", быть"обязанным" [11, С.35]. В соответствии с положениями статьи 128 Гражданского кодекса РФ [1] "к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага". Таким образом, дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателя (получателя) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Дебиторская задолженность разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. Поскольку "дебиторка" представляет собой то, что причитается организации, однако еще не получено ею, то по своей сути она представляет имущественное право и выступает в качестве одного из объектов гражданских прав [11, С.36]. Также дебиторская задолженность является важным элементом оборотного капитала организации наряду с такими элементами, как денежные средства, материально-производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов. Основной хозяйственной операцией, в результате которой возникает дебиторская задолженность, является продажа товаров (работ, услуг) на условиях отсрочки платежа [25, С.3]. "Дебиторка" появляется в момент, когда вы отгрузили контрагенту товар, начали для него выполнять работы, оказывать услуги, а оплаты еще не получили. Помимо этого, дебиторская задолженность также возникает при закупке сырья или иной продукции по предоплате на условиях отсрочки поставки, при переплате налогов (сборов), выдаче сотрудникам в подотчет денежных средств. К документам, которые характеризуют возникновение, состав и наличие дебиторской задолженности, относятся: договорс соответствующими дополнениями о товарах (выполнение работ, предоставления услуг); счета- фактуры; акты, накладные, которые свидетельствуют об отгрузке товаров, выполнения работ, предоставления услуг; платежные документы; акты сверки взаимной задолженности, акты встречных проверок по каждому должнику [18, С.56]. На основании имеющихся у предприятия документов о возникновении и структуре дебиторской задолженности складывается перечень организаций-дебиторов, которые имеют задолженность, в том числе безнадежную. Безнадежной считается дебиторская задолженность, которая, вероятно, никогда не будет оплачена, в результате неплатежеспособности дебитора. Наличие у предприятия безнадежного долга влечет за собой потерю выручки от продажи или убыток. Что приводит к соответствующему снижению величины дебиторской задолженности по счетам учета и уменьшению финансового результата хозяйственной деятельности. В зависимости от критерия, по которому идет классификация, выделяют различные виды "дебиторки". По порядку возникновения дебиторскую задолженность можно разделить на нормальную и неоправданную [25, С.46]. Нормальной считается дебиторская задолженность, возникшая в рамках существующей кредитной политики организации, установленных стандартов оценки кредитоспособности клиентов и в рамках определенных лимитов кредитования контрагентов. Неоправданной считается дебиторская задолженность, возникшая в результате нарушения установленных в организации требований регламентов и норм предоставления контрагентам отсрочки платежа, в результате нарушения порядка отпуска товароматериальных ценностей и т.п. По критерию просроченности платежа можно выделить дебиторскую задолженность плановую и просроченную. Когда дебиторская задолженность возникла, но сроки ее погашения еще не наступили, "дебиторку" именуют плановой. Если сроки погашения наступили, а платежа от контрагента не поступило, задолженность именуют просроченной [11, С.37]. По длительности просрочки можно выделять различные группы дебиторской задолженности. Например, дебиторскую задолженность, просрочка по которой составляет до 45 дней, дебиторскую задолженность, просрочка по которой составляет от 45 до 90 дней, и т.п. То есть, в зависимости от предполагаемых сроков погашения дебиторская задолженность подразделяется на [21, С.10]: краткосрочную (погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты); долгосрочную (погашение которой ожидается не ранее чем через год после отчетной даты). Следует отметить, что в отношении просроченной дебиторской задолженности целесообразно использовать отсрочку (рассрочку) платежа, производить расчеты акциями, векселями, применять бартер. При предоставлении отсрочки (рассрочки) платежа необходимо учитывать платежеспособность и деловую репутацию контрагента. По критерию реальности взыскания можно выделить различные группы дебиторской задолженности: реальную ко взысканию, проблемную (либо сомнительную) и безнадежную. Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, может образоваться вследствие [23, С.15]: ликвидации должника; банкротства должника; истечения срока исковой давности без подтверждения задолженности со стороны должника; наличия денежных средств на счетах в "проблемном" банке. Здесь возможны два варианта: во-первых, если после вынесения арбитражным судом постановления о ликвидации банка денежных средств для погашения дебиторской задолженности не хватает, то такая дебиторская задолженность признается нереальной к взысканию и соответственно подлежит списанию на финансовые результаты; во-вторых, если вместо ликвидации банка предусматривается его реструктуризация, то организация может создать резерв по сомнительным долгам и ждать восстановления банком платежеспособности; невозможности взыскания судебным приставом - исполнителем по решению суда суммы долга (например, имущество организации находится на праве оперативного управления). Классификация дебиторской задолженности, с одной стороны, позволяет лучше уяснить, что такое "дебиторка", а с другой - дает набор определенных понятий, которые используются при анализе, структурировании и иной работе с дебиторской задолженностью и долгами [13, С.10]. Стоит заметить, что сегодня практически ни один субъект хозяйственной деятельности не существует без дебиторской задолженности, так как ее образование и существование объясняется простыми объективными причинами: для организации-должника - это возможность использования дополнительных, причем, бесплатных, оборотных средств; для организации-кредитора - это расширение рынка сбыта товаров, работ, услуг. К образованию дебиторской задолженности влечет наличие договорных отношений между контрагентами, когда момент перехода права собственности на товары (работы, услуги) и их оплата не совпадают по времени [13, С.12]. Средства, составляющие дебиторскую задолженность организации, отвлекаются из участия в хозяйственном обороте, что, конечно же, не является плюсом для финансового состояния организации. Рост дебиторской задолженности может привести к финансовому краху хозяйствующего субъекта, поэтому бухгалтерская служба организации должна организовать надлежащий контроль над состоянием дебиторской задолженности, что позволит обеспечить своевременное взыскание средств составляющих дебиторскую задолженность. Управление бизнесом сопровождается необходимостью решения самых различных задач. Одной из важнейших задач, как было сказано ранее, является управление долгами или дебиторской задолженностью [12, С.18]. Управление в общем виде представляет собой "функцию организмов, систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающую сохранение, поддержание их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности" Связываем управление с сознанием, волей, деятельностью человека, т.е. рассматриваем его как активное социальное действие, где субъектом управления выступает сам человек или группа лиц. Следовательно, управление - это совокупность определенных действий (операций), совершаемых человеком, субъектом управления по отношению к объекту, с тем чтобы преобразовать его, обеспечить его движение к заданной цели Управление дебиторской задолженностью - специфическая функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счет эффективного использования дебиторской задолженности как экономического инструмента. Также необходимо рассмотреть такие понятия как [11, С.39]: Система управления дебиторской задолженностью - это совокупность целей, задач, норм и показателей, методов и инструментов, программного обеспечения, которая используется при управлении дебиторской задолженностью; Эффективное управление дебиторской задолженностью - это система принятие и реализации решений относительно величины дебиторской задолженности, приводящая к оптимизации денежных потоков предприятия при минимизации совокупных затрат по управлению дебиторской задолженностью за определённый период времени. Итак, целью управления дебиторской задолженностью является своевременный возврат должником долга кредитору. Целесообразно выделять и подцели (задачи) управления дебиторской задолженностью в зависимости от этапов данного процесса. Основные задачи управления дебиторской задолженностью [11, С.39]: . На этапе профилактики возникновения проблемных долгов - не допустить проблемного клиента к сотрудничеству с кредитором, исключить экономические, правовые и прочие риски, связанные с возможным невозвратом долга. . На этапе сопровождения долга - вести учет, контроль и документальное обеспечение своевременного возврата долга, а также осуществлять предупреждение невозврата долга. . На этапе взыскания долга - обеспечить взыскание в пользу кредитора невозвращенного в срок долга. Кредитор выступает в своей деятельности в двух лицах. Во-первых, как субъект управления отношениями "кредитор - должник". В этой ситуации компания представляет собой единое целое по отношению к должнику. Во-вторых, кредитор является самоуправляемой структурой (организацией), внутри которой есть свои руководители и свои подчиненные, своя структура управления. В этом смысле компания выступает как "живой организм", объектом управления в котором являются люди. Субъектом управления процессом профилактики и взыскания долга в организации выступает либо конкретное лицо - человек (директор, руководитель филиала, отдела), либо формализованная структура (объединение лиц) - правление организации, различные комитеты, комиссии. В отечественной литературе получило в свое время широкое распространение понятие "коллективный субъект управления"определяемый многими учеными как "совместная деятельность группы управленцев и специалистов разного профиля" Объект управления [32, С.42]: внутри организации - подчиненные руководителю организации структуры (филиалы, отделы, управления), первичной составляющей которых являются исполнители - отдельные индивиды со всеми их личностными характеристиками; во взаимоотношениях с должником - сами отношения"кредитор - должник", которые кредитор стремится направить в русло погашения долга. Методы управления - совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения целей управления профилактикой и взысканием дебиторской задолженности [31, С.54]. Подробнее методы в рамках проблемы взыскания дебиторской задолженности будут рассмотрены в следующем параграфе. Итак, работа с дебиторской задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует пристального внимания руководителей и менеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов - проблема, которая не имеет однозначного решения, зависит от специфики деятельности предприятия и личных качеств руководства. 1.2 Система управления дебиторской задолженностью Так как управление дебиторской задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапами. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы. Формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам [19, С.61]: анализ дебиторской задолженности предприятия; выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции; определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам; формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности. Также можно выделить еще несколько этапов [19, С.106]: контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов. Российские специалисты выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью [11, С.39]: планирование размера дебиторской задолженности по компании в целом; управление кредитными лимитами покупателей; контроль дебиторской задолженности; мотивация сотрудников. Для управления дебиторской задолженностью предприятию необходима следующая информация: о дебиторах и их платежах: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа по каждому из счетов; размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных фирмой нормативов; кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита). Такие сведения можно получить при исследовании системы бухгалтерского учета. Стоит заметить, что прежде чем приступить к исследованию системы, необходимо определить принципы учета и контроля дебиторской задолженности. Первый этап управления - планирование величины дебиторской задолженности - был, есть и будет одним из важнейших [11, С.40]. Это связано с тем, что в процессе реализации работ по планированию величины дебиторской задолженности, необходимо учитывать не только параметры дебиторской задолженности, которые характеризуют ее состояние, но и целый ряд внешних факторов, которые могут существенно повлиять на конечные результаты управления. В процессе выполнения учета дебиторской задолженности собирается информация о финансовом положении дебиторов, от которых зависит состояние дебиторской задолженности. Основная сложность на данном этапе заключается в определении минимального объема и номенклатуры данных, которые позволяют управляющему субъекту иметь ясное представление о состоянии объекта управления. Данное обстоятельство связано с двумя моментами. Первый момент вызван тем, что для сбора и обработки учетной информации необходимы денежные средства, которые всегда ограничены. Второй момент вызван тем, что информация может дублироваться и опаздывать, а это не способствует принятию обоснованного решения. Третий этап управления - контроль величины дебиторской задолженности, который предусматривает сравнение фактических данных учета с плановыми или бюджетными. Эффективный процесс управления должен базироваться на общей системе управления предприятием [11, С.40]. На четвертом этапе - анализ дебиторской задолженности - исследуются и выделяются факторы, влияние которых привело к появлению отклонений фактических параметров состояния дебиторской задолженности от плановых показателей. Пятый этап - этап разработки ряда альтернативных решений или определения оптимального решения. Для формирования нескольких возможных решений, направленных на улучшение той ситуации, в которой находится предприятие, достаточно информации, собранной еще на стадии анализа [15, С.116]. На основе этой информации можно создать систему ограничений относительно соответствующей целевой функции, а также провести ранжирование причин, которые больше всего влияют на величину дебиторской задолженности. Та же причина может вызывать несколько последствий, а устранение этих причин моделируется с целью оценки возможных результатов. Таким образом, разрабатывается несколько альтернативных решений или даже определяется оптимальное решение. Шестой этап - фаза реализации одного или нескольких альтернативных решений - на этом этапе осуществляется выполнение принятого оптимального решения или нескольких альтернативных решений. Рассмотрим систему управления дебиторской задолженностью с точки зрения Бланка И. А. Формирование алгоритмов управления текущей дебиторской задолженностью, определяемое как кредитная политика предприятия по отношению к покупателям продукции, осуществляется по следующим основным этапам (рис.1) [8, С. 205]: Рисунок 1 - Основные этапы управления текущей дебиторской задолженностью . Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита. На первой стадии анализа с целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации в общей ее сумме выделяется чистая реализационная ее стоимость. На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих показателей [17, С.40]: а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги. б) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее "возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации. На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. . Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия. Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит [11, С.40]. Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев. Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет. Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия [22, С.115]. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции - консервативный, умеренный и агрессивный. Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности. Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа [14, С.101]. Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы [7, С.102]: современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия; потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности. . Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы [7, С.102]: срок предоставления кредита (кредитный период); размер предоставляемого кредита (кредитный лимит); стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию); система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями. Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию [16, С.3]. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых ресурсов, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе. Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому ему товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту [16, С.4]. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите - средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния предприятия - кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции. Если хозяйственные взаимоотношения предприятия с покупателем его продукции (юридическим лицом) носят стабильный долгосрочный характер, на расчетную сумму кредитного лимита ему может быть открыта кредитная линия. Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки [26, С.38]. . Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства. . Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов. . Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. . Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является "Система ABC" применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию "А" включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды текущей дебиторской задолженности (так называемые "проблемные кредиты"); в категорию "В" - кредиты средних размеров; в категорию "С" - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия. 1.3 Основные формы взыскания дебиторской задолженности и особенности их использования Итак, что же делать, если, несмотря на все усилия, компания все-таки не получила ожидаемую оплату. Необходимо начинать работу по взысканию дебиторской задолженности [10, С.15]. Для начала необходимо принять решение, каким образом проводить работу по взысканию долга (лучше принимать такое решение до начала работы с товарным кредитом). Компания может самостоятельно организовать работу по востребованию долга - внутреннее инкассо, или поручить работу с должником сторонней организации (коллекторское агентство) - внешнее инкассо, или продать долг третьей фирме. Передача долга на внешнее инкассо может происходить в следующих случаях [18, С.58]: взысканием никто не занимается: на предприятии нет квалифицированного персонала по работе с дебиторами; возможности внутренней инкассации исчерпаны, и предпринятые усилия по взысканию не принесли желаемого результата; дебитор игнорирует все действия кредитного менеджера и не выполняет свои платежные обязательства; у дебитора увеличивается число кредиторов и растет общая сумма задолженности; в кредитной истории дебитора появляются тревожные сигналы (долги, судебные процессы и т.д.); взысканием никто не занимается: задолженность отложена "в долгий ящик", долг "стареет". Критерии выбора коллекторского агентства [23, С.18]: · Компания должна достаточно долго работать на рынке и иметь соответствующий опыт в сфере взыскания долгов. Если компания предлагает инкассо как одну из множества разнообразных услуг - скорее всего, ни о каком профессионализме и высоком качестве обслуживания не может быть и речи. · Хорошим показателем является известность бренда инкассовой компании на рынке. Дебиторы быстрее заплатят долг посреднику, имеющему в их глазах определенный вес и солидность. · Немаловажно, как компания обеспечивает клиента информацией. Если клиент передает своего дебитора на взыскание посреднику, это не значит, что он самоустраняется от процесса. При серьезном подходе к делу клиенту предоставят информацию о ходе взыскания через Интернет с перечислением всех действий коллектора, точным указанием взысканных сумм, подлежащих взысканию остатков и других деталей, знание которых необходимо для планирования дальнейшей деятельности. Поэтому при выборе поставщика услуги всегда нелишне поинтересоваться, как предполагается осуществлять обратную связь. Один из способов возврата средств предприятия - продажа дебиторской задолженности. Обычно такую задолженность покупают предприятия, которые сами являются должниками дебитора. Они заинтересованы в том, чтобы приобрести дебиторскую задолженность со скидкой, а затем предъявить ее к погашению по полной стоимости. Одним из самых распространенных способов продажи дебиторской задолженности является договор переуступки права требования (так называемая цессия) [22, С.90]. Цеденту и цессионарию для заключения договора не требуется согласия должника, если это прямо не предусмотрено в договоре между должником и цедентом. При этом цедент должен уведомить дебитора об уступке прав требования по обязательствам путем передачи ему документов, подтверждающих этот факт. По такому договору права передаются в полном объеме, то есть новый кредитор может требовать от должника не только выплаты основного долга, но и уплаты штрафов, пеней, неустоек. К самому договору цессии следует прилагать документы, подтверждающие как саму задолженность, так и ее размер. В идеале таким документом может служить акт сверки взаимной задолженности кредитора и должника. Существует ряд дополнительных требований, которым должна соответствовать задолженность, чтобы она могла стать предметом договора цессии. Во-первых, переуступить можно только задолженность с не истекшим сроком исковой давности. Чтобы подтвердить "реальность" долга, цедент должен представить цессионарию акт сверки расчетов. Этот документ является как бы преддверием сделки. Во-вторых, реализовать можно только дебиторскую задолженность. Основные правила, которым должен следовать человек, ведущий переговоры с клиентом по поводу возврата долга, перечислены ниже [27, С.54]. . Необходимо изучить все документы, связанные с данным клиентом, в том числе кредитную историю, особенности его компании и ведения бизнеса, лиц и порядок принятия решений, сверки бухгалтерских счетов и т.п. 2. Необходимо четко определить политику компании продавца по отношению к данному клиенту. Определить допустимые и недопустимые ходы, возможный порядок взыскания (полностью илипо частям) и предел издержек - предельные сроки, отведенные для взыскания задолженности своими силами или до передачи дела в суд. . Все сотрудники компании должны быть ознакомлены с единой политикой компании и технологией работы с дебитором и давать одни и те же ответы в тех случаях, если клиент будет общаться с разными сотрудниками. . Все действия должны быть последовательными, и все обещания, данные в письменной или устной форме, должны выполняться - это способствует повышению платежной дисциплины дебитора. . Все взаимодействия с клиентом должны иметь четкий результат, выраженный в каких-либо действиях клиента (назначение новой даты платежа, утверждение графика погашения задолженности, частичная оплата и т.п.). Все возможные договоренности рекомендуется фиксировать в письменной форме - при непосредственном контакте дебитору трудно игнорировать требования оплаты, но он может отказаться от своих слов позже. Итак, если анализ дебиторской ситуации проведен достаточно аккуратно, появляется возможность рационально выбрать наиболее эффективный метод (методы) получения дебиторской задолженности. Формы взыскания дебиторской задолженности [27, С.56]: . Использование возможностей ваших дебиторов; 2. Финансово-кредитная помощь; . Окучивание должника; . Нарастающее давление; . Неожиданное письмо; . Предложение о сотрудничестве; . Держать руку на пульсе; . Региональное воздействие; . Приостановка и разрыв деловых связей; . Юридическая процедура; . Фирменная переуступка долга; . Силовая переуступка долга; . Факторинг. Первая форма, по существу, можно рассматривать как своеобразный взаимозачет, и заключается он в том, что при хороших отношениях с дебитором фирма может попросить его ознакомить соответствующего сбытовика с перечнем тех дебиторов, которые есть у самого заказчика. Этот метод может быть успешно использован лишь тогда, когда у партнеров хорошие взаимоотношения и когда наш дебитор исключительно лояльно относится к своим обязательствам [28, С.109]. Форма "финансово-кредитная помощь". Сегодня в России трудно представить ситуацию, когда поставщик изыскивает, например, в каком-либо банке возможность получения должником кредита для погашения своей собственной дебиторской задолженности. Да и вряд ли найдется банк, готовый делать это для неаккуратного плательщика. Форма "окучивание должника" хорош, прежде всего, тем, что речь идет о достаточно тонком анализе и оценке различных лиц, составляющих "силовую структуру" заказчика. Если у некоторых из них имеются различного рода увлечения, носящие вполне законный и общественно позитивный характер, то умный и психологически подготовленный сбытовик вполне может использовать этот метод. Речь идет лишь об "условной взятке", которую мы и называем "законной": личная помощь сбытовика в решении какой-то проблемы соответствующего персонала заказчика, использование возможностей оказания поддержки в социально значимых делах и тому подобные виды активности, безусловно, должны выполняться строго в рамках закона и принятых норм деловой этики. Если это так, то вряд ли можно упрекнуть сбытовика в чем-то нехорошем, а улучшение человеческих отношений может привести и к решению вопросов оплаты дебиторской задолженности. Форма "нарастающее давление" [31, С.17] - скорее формальная поддержка соответствующих усилий сбытовика, нежели реально эффективный способ получить "зависшую" дебиторскую задолженность. Речь идет о том, что, напоминая должнику о необходимости погасить долг, профессионально грамотный сбытовик последовательно использует такие методы контакта, как краткое напоминание по телефону, затем сообщение по электронной почте, затем письмо по факсу, затем официальное почтовое отправление, затем официальный визит с целью получения необходимой информации и т.д. Психологи-маркетологи утверждают, что нарастающее давление ведет к большему эффекту в получении дебиторской задолженности, нежели периодическое использование одного и того же вида контакта. Форма "неожиданное письмо" [31, С.17] рассчитан в значительной мере на специфику менталитета россиян, которые даже в деловой обстановке остаются весьма чувствительны к неформальному, теплому обращению, рассчитанному на естественные человеческие эмоции. Этот метод должен использоваться крайне редко, только в исключительно важных для фирмы дебиторских ситуациях и только единожды по отношению к данному клиенту. Получение соответствующим руководителем заказчика теплого, выдержанного в "просительных тонах" и исключительно мягких выражениях письма, призывающего обратить внимание на тяжелую ситуацию фирмы и оказать содействие в получении хотя бы части дебиторской задолженности, нередко оказывается весьма эффективным. Форма "предложение о сотрудничестве" в условиях России, по - видимому, один из самых эффективных: подавляющее большинство наших фирм постоянно решают в своей работе те или иные проблемы, связанные с неразвитой инфраструктурой бизнеса и прежде всего различных сервисов, логистики, вспомогательных и обеспечивающих услуг. Более того, даже чисто производственные задачи, в том числе ремонтные, энергетические и т.п., сегодня во многих случаях решаются с трудом как из-за отсутствия квалифицированного персонала, так и по причине нехватки средств на приобретение оборудования, техники, вспомогательных материалов. В этих условиях фирма может предложить своему должнику определенную помощь в разных сферах в обмен на погашение если не всего, то хотя бы части долга. Причем в некоторых случаях это может быть прямая технологическая помощь, а в других - решение каких-то проблем, связанных с менеджментом, маркетингом и тому подобными функциями. Форма "держать руку на пульсе" [31, С.18] можно отнести к числу "изредка эффективных". Речь идет о том, что сбытовик собирает и доводит до руководства подразделения и служб информацию о возможных организационных изменениях в статусе и характере деятельности фирмы-должника. Поскольку в современных условиях, в России нарастает своеобразный бум объединений, слияний и поглощений, то иногда может сложиться ситуация, при которой вовремя проявленная кредитором активность в отношении получения долга может привести к положительным результатам именно в связи с предстоящими либо уже проводимыми организационными изменениями. Форма "региональное воздействие" скорее основан на, своего рода, атавизмах еще советского мышления и порядка вещей, которые, к сожалению, до настоящего времени еще сильны во многих российских регионах. Ни для кого не является секретом, что региональные администрации являются практически полновластными хозяевами на своих территориях, и фирмы, расположенные там, постоянно чувствуют это и стараются не портить отношения с местными властями. Хотя губернатор или мэр города не может, как в прежние советские времена, снять с должности владельца предприятия, но в их силах создать предприятию такие невыносимые условия работы (прежде всего за счет давления различных инспекций, проверок, контрольных органов и т.д.), что владелец вынужден будет добиваться взаимопонимания с местными властями. Именно это обстоятельство и положено в основу метода: если злостный должник расположен в каком-то из регионов с соответствующим благоприятным для фирмы административным климатом и есть некие возможности (в рамках закона!) воздействовать на него через региональные органы, то в ряде случаев это и будет самый эффективный метод. Как с точки зрения этики, так и с позиций хороших отношений с клиентурой данный метод далеко не лучший. Но ведь выше мы не случайно отметили, что этот метод может быть применен только к злостному неплательщику, который к тому же ведет себя неподобающим образом. Следующая форма "приостановка и разрыв деловых связей" [31, С.18] эффективны в условиях, когда есть достаточно жесткая зависимость успешности работы должника от поставок фирмы-кредитора. Соответственно, и с точки зрения закона, и с морально-этической такие действия будут вполне оправданны. В то же время следует иметь в виду как минимум два негативных последствия частого применения этого метода. С одной стороны, о фирме-поставщике распространяется мнение как о весьма жестком партнере, не желающем заниматься урегулированием конфликтных вопросов, с другой - может оказаться, что такой разрыв деловых связей нарушит некий "сбытовой баланс", уже сложившийся в системе продаж продукции. Одним словом, к этому методу следует прибегать как можно реже. Также отметим, что по существующей международной коммерческой традиции необходимо предупреждать заказчика о таком решении не позднее чем за 48 часов до реального прекращения поставок. Если мы и ввели осторожное название "силовая переуступка долга" в этот перечень, то только потому, что практика в России все еще, к сожалению, в широких масштабах использует силовые методы получения долгов. Кстати, по данным российских силовых структур, подавляющее большинство преступлений против бизнесменов (в том числе и самых тяжких) в первую очередь связано именно с вопросами долгов. Следовательно, поскольку эта практика имеет место в России, необходимо помнить, что любые обращения к соответствующим структурам сами по себе могут заставить фирму войти в противоречие с законом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Конечно, если говорить о перспективе, то в решении проблем получения дебиторской задолженности руководители организаций значительные надежды связывают с развитием в России "факторинга" [27, С.56]. Сам факт бесперебойного получения основной части денег в оплату за произведенные поставки уже коренным образом меняет положение с использованием оборотного капитала, и понятно, что самое эффективное использование такого механизма - дело прежде всего финансовой дирекции. Конечно, каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки, и во многих случаях целесообразно использовать два-три метода в совокупности. В какой-то мере каждый из них, если они грамотно подобраны, будет смягчать недостатки, а иногда и усиливать позитивные стороны других методов. И все же общее правило для эффективного сбыта: как можно реже использовать все эти методы и как можно больше заниматься структурированием, анализом, оценкой и прогнозированием ситуаций с дебиторской задолженностью на базе накапливаемой из года в год статистики и фактографии. Можно сказать, что здесь действует золотое правило механики в приложении к управлению оборотным капиталом: сколько сил потрачено на аналитику и прогноз, столько же их потом будет сэкономлено в трудной и зачастую все-таки опасной для отношений с клиентом области использования методов получения задолженности. Таким образом, инструментарий, который должен использовать сбытовик, формируя товарно-кредитную политику и управляя оборотным капиталом, вложенным в дебиторскую задолженность, достаточно масштабен и в отдельных случаях имеет определенные операционные сложности. Тем не менее, современные российские сбытовики в наиболее передовых фирмах вполне овладели не только приведенными здесь приемами и методами, но и более тонкими. Также следует отметить, что методы, рассмотренные нами, являются досудебными. Если перечисленные ранее методы не дают никаких результатов получения дебиторской задолженности, то в ход вступают судебные разбирательства. 2. Процесс управления дебиторской задолженностью филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" 2.1 Организационно-экономическая характеристика компании Открытое Акционерное Общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" было зарегистрировано 17 декабря 2004 г. Создание ОАО "МРСК Центра" является неотъемлемой частью утвержденного плана реформирования российской электроэнергетики, который предусматривает межрегиональную интеграцию вновь созданных предприятий после разделения энергокомпаний по видам бизнеса. В соответствии с решением Совета директоров ОАО "РАО ЕЭС России" от 23.04.2004 года в ОАО "МРСК Центра" должны были войти 32 региональных сетевых компании (РСК) Центрального региона и Северного Кавказа [38]. Но, вследствие принятия ряда корректировок, количество региональных сетевых компаний, входящих в ОАО "МРСК Центра" было решено сократить до двадцати четырех. Эффективность электросетевого комплекса выражается в виде соотношения между полезным результатом функционирования и затратами ресурсов. Это комплексная категория, определяемая техническим состоянием активов, пропускной способностью, рациональностью использования ресурсов. В соответствии с Уставом ОАО "МРСК Центра" органами управления Общества являются [38]: Общее собрание акционеров; Совет директоров; Правление; Генеральный директор. При Совете директоров ОАО "МРСК Центра" действуют комитеты, которые создаются по решению Совета директоров Общества для проработки вопросов, входящих в сферу компетенции Совета, и разработки необходимых рекомендаций Совету директоров и исполнительным органам Общества: Комитет по надежности; Комитет по аудиту; Комитет по стратегии и развитию; Комитет по кадрам и вознаграждениям; Комитет по технологическому присоединению к электрическим сетям. Организационная структура компании представлена в приложении 1. Скачать архив (2.27 Mb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |