Главная » Аудит |
Введение Глава 1 Учетная политика - главный инструмент организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии 1.1 Понятие и составные части учетной политики 1.2 Роль и значение формирования учетной политики на современном этапе… Глава 2 Организация учетной политики предприятия 2.1 Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета) на предприятии 2.2 Основные положения, отражаемые в учетной политике предприятия по налогообложению 2.3 Раскрытие учетной политики предприятия 2.4 Изменения и дополнения, вносимые в учетную политику Глава 3 Аудит и оценка эффективности учетной политики 3.1 Цель проведения аудита 3.2 Методология проведения аудита 3.3 Порядок проведения аудита бухгалтерских данных и отчетности на предмет соответствия учетной политики Заключение Список использованных источников Приложения
Содержание Введение Каждая организация должна сформировать учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и руководствоваться ею в дальнейшей работе. Такое требование закреплено в п.3 ст.5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" [2]. Основным нормативным документом, регулирующим вопросы формирования учетной политики, является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»[4]. Но это не единственный документ, которым следует руководствоваться при формировании учетной политики. Нормы, которые нужно обязательно учитывать при ее формировании, содержатся и в других нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет. В первую очередь это все остальные Положения по бухгалтерскому учету, а также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций [15] и Инструкция по его применению [16], Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности и др. [26]. Учетная политика - это документ, ежегодно составляемый главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждаемый руководителем организации. Он должен содержать основные правила ведения организацией бухгалтерского и налогового учета. С одной стороны, учетная политика является документом для внутрифирменного использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. В то же время некоторые сведения об учетной политике представляются в налоговые органы в составе пояснительной записки при сдаче годовой бухгалтерской отчетности. Таким образом, учетная политика имеет очень большое значение, как для самой организации, так и для внешних пользователей (государства в лице налоговых органов). Четко и грамотно построенная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации [30]. Учетная политика не должна быть излишне перегружена информацией. В ней следует раскрывать лишь те способы учета, использование которых предполагает выбор одного из возможных вариантов. Например, в отношении основных средств Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) предусмотрено несколько возможных способов начисления амортизации: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости, пропорциональной объему продукции (работ). При этом организация сама должна принять решение о том, какой способ для нее предпочтительнее. Избранный способ начисления амортизации должен быть указан в учетной политике [29]. Применительно к бухгалтерскому учету займов и кредитов, Положением «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01) установлено, что заемщик может осуществлять перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную или учитывать находящиеся в его распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности [29]. Вариант, избранный организацией, также подлежит отражению в учетной политике. А вот в указании на то, что организация осуществляет бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», нет необходимости, поскольку требования этого закона обязательны для всех организаций. Особое внимание уделяется «налоговому разделу» учетной политики, так как при разработке учетной политики бухгалтер должен устанавливать методы ведения не только бухгалтерского, но и налогового учета [30]. В ходе дипломной работы будет рассмотрена учетная политика общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ УАЗ». Данное предприятие учреждено в 2004году Основным видом деятельности является техническое обслуживание жилых и нежилых зданий. Также выполняет их текущий и капитальный ремонт. Средняя численность работающих составляет 240 человек. ИНН 7327030045 КПП 732701001 Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 80а Генеральный директор Мордасов А.Е. Главный бухгалтер Заронова Т.Н. Уставный капитал: 193 тыс. рублей По результатам 2004года образован резервный капитал: 29 тыс. рублей Бухгалтерский и налоговый учет осуществляется на договорной основе бухгалтерией ОАО «УАЗ». Бухгалтерия по обслуживанию ООО «ЖКХ УАЗ» состоит из 5 человек, которые выполняют следующие функции: - бухгалтер материального стола ведет учет материалов, формирует себестоимость продукции вспомогательного производства; - бухгалтер-расчетчик ведет учет расчетов по оплате труда, отчислений с оплаты труда, а также учет кассовых операций (в том числе и расчетов с подотчетными лицами) и движение денежных средств на расчетном счете; - кассир; - заместитель главного бухгалтера ведет весь остальной бухгалтерский учет: формирование себестоимости оказанных услуг, финансовых результатов, а также расчетов с контрагентами; - главный бухгалтер ведет налоговый учет, учет налогооблагаемых разниц в соответствии с ПБУ 18/02 и учет расчетов с бюджетом по налогам. Кроме бухгалтерского и налогового учета бухгалтерия ведет также управленческий учет, составляет управленческую отчетность, пользователем которой являются руководитель предприятия (генеральный директор) и единственный участник (учредитель) общества ОАО «УАЗ».
Глава 1 Учетная политика - главный инструмент организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии 1.1 Понятие и составные части учетной политики Учетная политика организации - это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам "все особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде". Обычно она формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации, утверждается руководителем и применяется с первого января года, следующего за годом ее утверждения. При этом учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие, а для целей налогообложения - совокупность способов ведения налогового учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие, а также элементов методики исчисления некоторых налогов (сборов). Учетная политика для целей бухгалтерского учета у вновь созданной организации утверждается ее руководителем до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня госрегистрации организации и считается применяемой со дня ее создания [4]. Учетная политика для целей налогообложения у вновь созданной организации утверждается ее руководителем не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации [1]. Учетную политику организация может составить и утвердить: - отдельными приказами для целей бухгалтерского и налогового учета; - одним приказом, в котором раздел первый - учетная политика для целей бухгалтерского учета, второй - для целей налогообложения; - объединенную учетную политику. Согласно статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» учетная политика включает: а) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В рабочем плане счетов также следует отразить порядок ведения организацией аналитического учета с указанием синтетических счетов, к которым будут открыты аналитические счета. При этом номера и названия аналитических счетов можно не указывать. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, например, аналитический учет по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» ведется по видам материальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальных ценностей. Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). Если формирование информации о расходах по обычным видам деятельности не ведется на счетах 20-39, то аналитический учет по счету 20 «Основное производство» осуществляется также – по подразделениям организации. б) Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа; 2) дату составления документа; 3) наименование организации, от имени которой составлен документ; 4) содержание хозяйственной операции; 5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; 6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления [2]. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений [2]. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания; предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Письмом Минфина РСФСР утверждена Инструкция от 26 июля 1991 г. № 16/176 «О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан»[18]. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия. в) Порядок проведения инвентаризации и методы оценки и видов имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имеющихся у организации имущества и обязательств. Она необходима для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, в том числе и числящееся на забалансовых счетах, и все виды финансовых обязательств. В п. 2 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» [2] указаны случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным: - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Исключением из этого правила являются: инвентаризация основных средств, которая может проводиться один раз в три года; инвентаризация библиотечных фондов, которая может проводиться один раз в пять лет; и инвентаризация товаров, сырья и материалов в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая может проводиться в период наименьших остатков товаров, сырья и материалов; - при смене материально-ответственных лиц; - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; - при реорганизации или ликвидации организации; - в других случаях, предусмотренных законодательством. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: 1) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов); 2) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов). Несоблюдение законодательно-установленного требования об обязательном проведении инвентаризации может привести к искажению данных бухгалтерского учета и возникновению у организации налоговых обязательств или, наоборот, излишнему налоговому обременению. Указанию в учетной политике подлежат только те виды инвентаризации, которые организация планирует провести по собственной инициативе. д) Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других организаций, принятие к учету, обработка и т. д.) - документооборот - регламентируется графиком. Основная цель введения графика состоит в рационализации документооборота в организации с тем, чтобы каждый первичный документ как можно быстрее проходил через все необходимые подразделения и конкретных исполнителей [24]. Чаще всего график документооборота оформляется в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением и отдельными исполнителями. При этом в обязательном порядке указываются сроки выполнения работ. Все работники организации должны соблюдать утвержденный график документооборота. Для этого им необходимо раздать выписки из графика с указанием документов, которые они должны обработать, и сроков выполнения соответствующих работ. Контроль над соблюдением графика осуществляет главный бухгалтер (бухгалтер); е) Порядок контроля над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Внутренний контроль за осуществляемыми организацией хозяйственными операциями может осуществляться специально созданной в этих целях службой внутреннего контроля. Она может быть представлена отделом внутреннего аудита или ревизионной комиссией. При отсутствии специальной службы контрольные функции обычно передаются одному из работников или равномерно распределяются между несколькими (всеми) работниками. Таким образом, учетную политику можно определить как один из основных документов, устанавливающих правила ведения бухгалтерского учета в организации. Обычно учетная политика состоит из двух разделов: общие положения и способы ведения бухгалтерского учета. Наряду с бухгалтерским учетом организация осуществляет налоговый учет. Учетная политика в целях налогообложения либо отражается в составе учетной политики (как самостоятельный раздел), либо оформляется отдельным документом. Необходимо отметить, что учетная политика не должна быть совершенно излишне «перегруженной». Например, если организация не осуществляет и в ближайшее время не планирует осуществлять научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, то не следует включать в учетную политику раздел «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Основными принципами учетной политики являются следующие постулаты: а) Полнота. Этот принцип состоит в том, что в бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции. б) Своевременность. Данный принцип предполагает, что каждую операцию следует учитывать в том периоде, в котором она совершена, независимо от времени фактического получения или выплаты денег. в) Непротиворечивость, состоящая в необходимости совпадения данных аналитического и синтетического учета. . д) Рациональность. Затраты на ведение бухгалтерского учета должны быть обоснованными, осуществляемыми соразмерно условиям хозяйственной деятельности и количеству сотрудников организации. е) Последовательность. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. При этом учетная политика на предстоящий год подлежит ежегодному раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику. Изменения в учетной политике возможны лишь в случаях изменения законодательства, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (реорганизации, смены собственников, изменения видов деятельности и др.). ж) Сопоставимость. В целях соблюдения данного принципа изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. В отличие от изменений дополнения в учетную политику могут вноситься в течение всего текущего года. Так, дополнением является утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций (фактов хозяйственной деятельности), которые впервые возникли в деятельности организации и схема учета, которых ранее не была установлена. и) Осмотрительность, состоящая в приоритете признания организацией своих расходов и обязательств перед возможными доходами. к) Приоритет содержания перед формой. При учете операций первостепенную роль играет их экономическое содержание. л) Имущественная обособленность организации, означающая, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. По общему правилу в учетной политике отражаются лишь те вопросы, в отношении которых в законодательстве содержится несколько возможных вариантов решения. В отношении таких вопросов правоприменитель (в данном случае - конкретная организация) имеет право выбрать один из таких вариантов. Если же тот или иной вопрос решается в законодательстве однозначно, он не требует отражения в учетной политике организации. В частности, нормы Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязательны для всех организаций при осуществлении бухгалтерского учета, поэтому в учетной политике не надо указывать, что она осуществляется в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Это ясно и без дополнительных пояснений. Вместе с тем возможна ситуация, когда по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ исходя из имеющихся положений по бухгалтерскому учету. В учетной политике также следует пояснить, какую форму бухгалтерского учета будет использовать организация. Таких форм четыре: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная и автоматизированная. Ответственность за организацию учетной политики возлагается на руководителя организации, который утверждает ее своим приказом или распоряжением. Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или бухгалтер организации. При этом руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы: - учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; - ввести в штат должность бухгалтера; - передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; - вести бухгалтерский учет лично. Способы ведения учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения. Следовательно, для того чтобы учетная политика на 2006 год начала действовать с 1 января 2006 года, ее необходимо утвердить приказом руководителя организации, датированным 2005 годом. В соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» [4] организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Такими пользователями являются, например, инвесторы, вкладчики банков, государство. Существуют два возможных способа раскрытия учетной политики: - публикация в печати; - отражение в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности [29]. Открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом. Кроме того, все организации при формировании годовой бухгалтерской отчетности должны включать в нее пояснительную записку, содержащую сведения об учетной политике на предстоящий год. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить изменениям Учетной политики на год, следующий за отчетным периодом.
1.2 Роль и значение формирования учетной политики на современном этапе Как правило, до начала нового финансового года каждая организация пересматривает учетную политику, которой пользовалась в течение предшествующего отчетного периода. При этом могут быть внесены определенные изменения и дополнения в документ, которым была закреплена учетная политика (приказ об учетной политике или положение об учетной политике). Как показывает практика, изменение учетной политики предприятия требует предельно внимательного и квалифицированного подхода. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года; во-вторых, с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами предприятия; в-третьих, некоторые элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов. С учетом данных обстоятельств рекомендуется Положение об учетной политике предприятия оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый документ посвящен учетной политике предприятия в области собственно бухгалтерского учета. Второй документ - учетной политике в области налогообложения. Наличие двух самостоятельных положений не случайно. Наряду с тем фактом, что расчет ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерского учета, в нормативных документах по налогообложению существует достаточно большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учета. Начиная с 2002 года, это относится преимущественно по отношению к порядку исчисления налога на прибыль организаций согласно главы 25 Налогового кодекса РФ [1]. Это, в свою очередь, приводит к необходимости осуществления, наряду с бухгалтерским, еще одного вида учета - налогового, к выбору способов ведения налогового учета и, наконец, к необходимости закрепить способы и формы налогового учета внутренним документом предприятия. Таким документом должно стать Положение об учетной политике предприятия для целей налогообложения, которое приобретает самостоятельное значение, не менее важное по сравнению с Положением об учетной политике для целей бухгалтерского учета. При формировании учетной политики организация должна руководствоваться следующим: а) Для ведения бухгалтерского учета организация выбирает один способ из нескольких допускаемых законодательством о бухгалтерском учете. Например, она может выбрать один из методов оценки стоимости материально-производственных запасов при их выбытии или передаче в производство (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, методом ФИФО или ЛИФО). Если способы ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу нормативно не установлены, то при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, руководствуясь действующими Положениями по бухгалтерскому учету. Такое право предоставлено организациям п.8 ПБУ 1/98 [4]. Разработанный самостоятельно способ ведения учета должен быть обоснован исходя из основных подходов к формированию достоверной информации. б) Выбранные способы ведения учета организация применяет длительное время - как минимум отчетный год. Отчетный год - это период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с момента их государственной регистрации по 31 декабря этого же года. Если организация была зарегистрирована после 1 октября, то первым отчетным годом для нее будет период с момента регистрации по 31 декабря следующего года. в) Выбранные способы ведения бухгалтерского учета организация фиксирует в соответствующем документе. Согласно своим полномочиям главный бухгалтер формирует учетную политику организации, а руководитель ее утверждает. То есть все выбранные способы ведения учета излагаются на бумаге, а затем руководитель подписывает приказ по организации об утверждении учетной политики и начале ее применения. д) Все выбранные способы ведения учета распространяются на организацию в целом, в том числе и на все структурные подразделения. Таким образом, учетная политика при ее формировании должна учитывать все особенности хозяйственной деятельности в подразделениях и филиалах. Структурные подразделения, в свою очередь, должны руководствоваться установленной в организации учетной политикой. Поэтому утвержденный руководителем приказ об учетной политике должен быть доведен до сведения всех обособленных и структурных подразделений до начала следующего года. Учетная политика организации должна формироваться с учетом следующих допущений [4]: а) Допущение имущественной обособленности. Это означает, что в балансе организации ее имущество и обязательства учитываются отдельно от имущества и обязательств других организаций и от имущества собственников этой организации. б) Допущение непрерывности деятельности. Это означает, что организация создана для ведения деятельности в обозримом будущем. У нее нет необходимости проводить процедуру ликвидации или существенно сокращать деятельность, обязательства будут погашаться своевременно. в) Допущение последовательности применения учетной политики. Это означает, что учетная политика будет применяться из года в год. д) Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности. Это означает, что факты хозяйственной деятельности отражаются именно в том периоде времени, в котором они имели место, и их отражение в учете не зависит от поступления денежных средств или оплаты. Иначе это допущение называется методом начисления. Организация, которая формирует учетную политику с учетом этих допущений, специально в приказе об учетной политике может их не перечислять. В отличие от бухгалтерского учета в налоговом законодательстве нет специального документа, который бы регулировал вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения. Более того, до недавнего времени большинство организаций не формировали отдельную учетную политику в целях налогообложения, а составляли единый приказ об учетной политике, в котором закреплялись как применяемые правила ведения бухгалтерского учета, так и нормы, затрагивающие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов. Например, порядок определения выручки для целей налогообложения (по оплате или по отгрузке) устанавливался именно в таком едином приказе об учетной политике организации. Необходимость формирования отдельной учетной политики для целей налогообложения возникла у организаций после введения в действие главы 21 "Налог на добавленную стоимость" и 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ [1]. Глава 25 НК РФ обязывает налогоплательщиков вести налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Порядок ведения налогового учета разрабатывается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя [1]. Какие же требования предъявляются к учетной политике для целей налогообложения главе 25 НК РФ[1]? а) Учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета [1]. То есть выбранные организацией способы учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. б) Изменение порядка учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Внесение изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета возможно только с начала налогового периода (года). При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу соответствующих изменений законодательства [1]. в) Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основании данных налогового учета. Для ведения налогового учета организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета. Вся эта информация оформляется приложениями к учетной политике [1]. Требование о формировании учетной политики для целей налогообложения содержится и в главе 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, а именно в п.12 ст.167 НК РФ [1]. В этом пункте сформулированы следующие дополнительные требования к учетной политике, которых нет в главе 25 НК РФ: а) учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации; б) учетная политика, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации; в) учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации. Налоговое законодательство не содержит требования о представлении учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы. Это означает, что до момента проведения налоговой проверки организация, по сути, является единственным пользователем (кроме аудиторов) информации, содержащейся в учетной политике для целей налогообложения. Итак, требование о формировании специальной учетной политики для целей налогообложения предусмотрено в двух главах Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций. Но это совсем не значит, что при формировании учетной политики для целей налогообложения организация должна раскрыть в ней только те моменты, которые касаются исчисления и уплаты НДС и налога на прибыль. Если в связи с исчислением и уплатой других налогов у организации возникают вопросы, требующие дополнительного обоснования или разъяснения, то все эти вопросы также должны быть раскрыты в учетной политике для целей налогообложения. Так, например, ст.339 НК РФ [1] налогоплательщикам в целях исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых предоставлено право выбирать метод определения количества добытого полезного ископаемого из двух возможных (прямой или косвенный). Выбранный метод нужно зафиксировать в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Таким образом, учетная политика для целей налогообложения - это документ, в котором должны найти свое отражение те правила и методы, которыми руководствуется организация при исчислении и уплате всех налогов. Вопросы, касающиеся отдельных налогов, могут быть раскрыты в соответствующих разделах единого приказа об учетной политике для целей налогообложения. А можно поступить и по-другому: для каждого налога составить свой отдельный документ (свою отдельную учетную политику) и утвердить эти документы в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения. Какие вопросы должны раскрываться в учетной политике для целей налогообложения? Во-первых, это организационно-технические вопросы, к которым можно отнести следующие: - порядок ведения налогового учета (силами бухгалтерии, путем создания отдельного подразделения и т.п.); - выбор программного обеспечения для ведения налогового учета; - разработка системы налоговых регистров; - разработка системы документооборота и т.д. При наличии у организации филиалов, представительств и иных обособленных подразделений в учетной политике необходимо утвердить целый комплекс вопросов, касающихся взаимоотношений между головной организацией и подразделениями (сроки представления данных в головную организацию, порядок уплаты налогов, порядок ведения книг покупок и продаж, выставления счетов-фактур и др.). Во-вторых, в учетной политике должны найти отражение решения организации в отношении тех норм законодательства, которые оставляют право выбора за организацией. Ведь по целому ряду вопросов налоговое законодательство дает налогоплательщикам право выбирать способ учета из нескольких возможных. Например, в целях исчисления НДС налогоплательщики самостоятельно выбирают момент определения налоговой базы (по отгрузке или по оплате), закрепляя свой выбор в приказе об учетной политике для целей налогообложения. В-третьих, по многим вопросам нормы налогового законодательства либо вообще отсутствуют, либо прописаны настолько нечетко, что требуют дополнительного обоснования в учетной политике. Так, например, в целях исчисления налога на прибыль предусмотрено определение максимальной величины процентов по займам и кредитам, которую можно учесть в составе расходов. При этом дается возможность выбора способа определения этой максимальной величины из двух возможных вариантов. Одним из таких вариантов является способ расчета максимальной величины процентов исходя из данных о долговых обязательствах, полученных организацией в том же квартале на сопоставимых условиях. В главе 25 НК РФ [1] четко не определено, какие условия можно считать сопоставимыми. Поэтому если организация решает использовать именно этот способ определения максимальной величины процентов, то при формировании учетной политики ей необходимо также самостоятельно разработать и закрепить приказом критерии сопоставимости. Грамотно составленная учетная политика для целей налогообложения может помочь избежать многих спорных ситуаций на практике. Если же спор с налоговым органом мирным путем разрешить не удасться, то в суде учетная политика может послужить мощным аргументом в пользу организации.
Глава 2 Организация учетной политики предприятия 2.1 Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета) на предприятии Основные средства В учетной политике следует указать избранный организацией способ начисления амортизации основных средств и виды основных средств, стоимость которых не будет погашаться по средствам начисления амортизации. В учетной политике ООО «ЖКХ УАЗ» (приложение А) по основным средствам указано: К основным средствам относятся объекты со стоимостью свыше 10000 рублей и сроком полезного использования более 12 месяцев. Предметы на дату приобретения стоимостью не более 10000 рублей, но сроком службы более года учитываются в составе материалов, за исключением грузоподъемных механизмов, нестандартного оборудования, оружия, бытовой, оргтехники, библиотечного фонда. По объектам с первоначальной стоимостью до 10000 рублей (кроме библиотечного фонда) производится единовременное списание в момент передачи в эксплуатацию. Подписные издания – газеты и журналы списываются на балансовый счет №26 “Общехозяйственные расходы”. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» [6], чтобы быть принятыми к учету в качестве основных средств активы должны отвечать совокупности следующих условий: - использоваться в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих организации; - использоваться в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; - организация не должна планировать последующую перепродажу данных активов; - обладать способностью, приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установления стоимости ценностей, стоимость основных средств, полученных организацией, определяется исходя из стоимости, по которой приобретаются аналогичные основные средства в сравнимых обстоятельствах. Срок полезного использования устанавливается исходя из ожидаемого срока использования объекта. По основным средствам, бывшим в эксплуатации, срок полезного использования определяется с учетом ранних сроков эксплуатации. По данному вопросу было много споров до недавнего времени, т.к. законодательно этот факт не был установлен, в данный момент действуют изменения. Увеличение сроков полезного использования возможно в случаях реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. В случае если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объектов основных средств не произошло увеличения срока полезного использования, при исчислении амортизации учитывается оставшийся срок полезного использования. Для учета объектов основных средств в ООО «ЖКХ УАЗ» используются счета 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств». Основные средства учитываются по первоначальной стоимости. Перечень основных средств в ООО «ЖКХ УАЗ» на 01.09.2005г. представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Основные средства в ООО «ЖКХ УАЗ» на 01.09.2005г.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Амортизация может начисляться одним из четырех возможных способов: а) линейным способом; б) способом уменьшаемого остатка; в) способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; д) способом списания стоимости пропорционально произведенному объему продукции (работ). Организация сама должна принять решение о том, какой способ для нее предпочтительнее. Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Избранные организацией способы начисления амортизации следует указать в учетной политике. Амортизация основных средств в ООО «ЖКХ УАЗ» осуществляется по всем группам линейным способом. Отчет по начисленной амортизации за сентябрь 2005года отражен в приложении Б. Учет материально-производственных запасов Для обобщения информации о наличии и движении материально-производственных запасов, принадлежащих организации, предназначен счет 10 "Материалы" [15]. При формировании учетной политики организация должна определить порядок бухгалтерского учета материалов - с использованием счетов 15 и 16 или без их использования [16]. Учетной политикой ООО «ЖКХ УАЗ» предусмотрен учет материально-производственных запасов без применения счетов 15 и 16 на счете 10 по фактическим ценам на приобретение. К счету 10 «Материалы» в организации открыты следующие субсчета: 10.1 «Сырье и материалы»; 10.3 «Топливо»; 10.5 «Запасные части»; 10.9 «Хозяйственный инвентарь»; 10.10 «Спецодежда на складе»; 10.11.1 «Спецодежда в эксплуатации». В учетной политике необходимо отразить порядок списания спецодежды и хозяйственного инвентаря. Существует два способа их списания [21]: а) 100 процентов при выдаче в производство; б) по средствам начисления износа. Выдача спецодежда на предприятии производится по ведомости типовой формы МБ-7, списания стоимости – полностью при передаче в производство. Хозяйственный инвентарь выписывается по требованию накладной формы М - 11 и стоимость списывается также при выдаче. Далее эта информация переносится в карточки учета спецодежды, в разрезе по каждому сотруднику. Единицей бухгалтерского учёта материально-производственных запасов является номенклатурный номер, который присваивается единице изделия или комплекту в соответствии с единым номенклатурным справочником. Организация аналитического учета материально-производственных запасов (количественный и суммовой учет) на складах осуществляется на основе использования оборотных ведомостей и сальдовым методом. В составе материалов учитываются предметы (инструмент, хозяйственный инвентарь и спецодежда), которые при их передаче в производство потребляются не сразу, а служат в течение периода, не превышающего 12 месяцев, а также предметы стоимостью до 10000 рублей. Стоимость данных предметов по мере их передачи в эксплуатацию, списывается на затраты в порядке, установленном для материалов. Материалы, произведенные собственными силами, оцениваются по фактической неполной себестоимости, включающей в себя: стоимость материалов, оплаты труда, отчислений с оплаты труда, общепроизводственные расходы и прочие. Например, в столярном цехе ООО «ЖКХ УАЗ» в сентябре 2005г. были произведены: шпатлевка, штапик, обналичка, плинтус, оконный блок. Расчет себестоимости готовой продукции столярного цеха произведен в таблице 2. Таблица 2 - Расчет себестоимости продукции столярного цеха Скачать архив (93.6 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |