Главная » Аудит |
Содержание Формирование учетной политики…………………………………………………..3 Введение……………………………………………………………………………...4 Глава 1. Роль бухгалтерского учета в управлении организацией…..……………5
Глава 2. Учет нематериальных активов…………………………………………..29 2.1. Задачи учета нематериальных активов………………………………..29 2.2. Понятие и виды нематериальных активов…………………………….30 2.3. Поступление нематериальных активов………………………………..36 2.4. Передача прав на использование нематериальных активов………....38 2.5. Система документооборота учета нематериальных активов………...44
2.9. Анализ в формируемой в бухучете информации учета нематериальных активов….………………………………………………..................................……….56 Заключение………………………………………………………………………….62 Список использованной литературы……………………………………………...64 Приложение…………………………………………………………………………66
Введение Бухучет является системой, которая измеряет параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний. Финансовые отчеты это документы, которые предоставляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия. В наиболее общем виде в бухгалтерском учёте отражается хозяйственная деятельность тех или иных субъектов. Однако считать всю хозяйственную деятельность предметом бухгалтерского учёта нельзя, она является предметом целого ряда других наук и других видов хозяйственного учёта. Та часть хозяйственной деятельности, которая изучается бухгалтерским учётом, представляет собой совокупность хозяйственных процессов и хозяйственных операций, вызывающих изменение имущества. Таким образом, предметом бухгалтерского учёта является состояние изменения имущества предприятия в процессе финансово-хозяйственной деятельности, в ходе хозяйственных процессов под влиянием хозяйственных операций. Объектами или составными частями предмета бухгалтерского учёта: - хозяйственные процессы; - хозяйственные операции; - хозяйственные средства (имущество); - финансовые результаты. Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать определённым набором экономических ресурсов – элементов, используемых для производства экономических благ. По гражданскому кодексу «предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия, как имущественного комплекса, входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующее предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором». В экономической литературе всё, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется имуществом предприятия. Обычно имущество предприятия обособленно от имущества его учредителей, участников и работников. Предприятие отвечает по своим долгам принадлежащим ему имуществом, на которое могут быть обращены иски хозяйственных партнеров или кредиторов в случае невыполнения предприятием каких-либо обязательств перед ними. При признании предприятия несостоятельным (банкротом) его имущество в соответствии с установленными законами, процедурами может использоваться для удовлетворения требований кредиторов. Оставшееся после этого имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права или обязательственные права в отношении предприятия. По российскому законодательству учредители и участники предприятия имеют обязательственные права в отношении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. На имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также дочерних обществ учредители имеют право собственности или иные вещные права. Обычно в составе имущества выделяют материально-вещественные и нематериальные элементы. К числу материально-вещественных элементов относятся земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, денежные средства. Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия. К ним относятся: репутация фирмы и круг постоянных клиентов, название фирмы и используемые товарные знаки, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, контракты и т.п., которые могут быть проданы или переданы. Имущество предприятия является предметом изучения различных дисциплин: право исследует правовые аспекты существования, защиты, перехода прав собственности и обязательств; в анализе хозяйственной деятельности рассматривается эффективность использования различных видов имущества предприятия; в курсе экономики имущество предприятия рассматривается как хозяйственный, экономический ресурс, использование которого обеспечивает о деятельность предприятия, в бухгалтерском учете отражается движение имущества и основных источников его формирования. В бухгалтерском учете капитал (имущество) как бы условно подразделяют на активный капитал, т.е. действующий (функционирующий) в виде имущества и обязательств, и пассивный капитал, отражающий источники формирования и оплаты действующего капитала. Несмотря на различный порядок учета активного и пассивного капитала, они представляют собой единство, являются различными характеристиками общего капитала, обеспечивающего хозяйственную деятельность организации. В процессе хозяйственной деятельности происходит постоянный оборот капитала: последовательно капитал меняет денежную форму на материальную, которая в свою очередь изменяется, принимая различные формы (в виде продукции, товара и др.) в соответствии с условиями производственно-коммерческой деятельности организации, наконец, вновь превращается в денежные средства, готовые начать новый кругооборот. В бухгалтерском учете находит отражение кругооборот капитала отдельно взятой организации и формируется информация о состоянии и размещении капитала предприятия на различных фазах его кругооборота, а также приращении (изменении) величины капитала в результате хозяйственной деятельности. Активный капитал состоит из имущества и обязательств организации, т.е. в него входит то, чем владеет данная организация как обособленный объект хозяйствования. Активный капитал – это стоимость всего имущества организации. По отношению к скорости оборота различают имущество длительного пользования, которое более года находиться в обороте организации и имущество, предназначенное для текущего (одноразового) использования в процессе хозяйственной деятельности или находящееся в обороте организации не более одного года. Таким образом, активный капитал предприятия подразделяется на основной (долгосрочный) капитал, или внеоборотные активы, и оборотный (текущий) капитал, или оборотные активы. Пассивный капитал характеризует источники имущества (активного капитала) обособленной организации и включает собственный и заемный капитал. Собственный капитал организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации; это так называемые чистые активы организации. Они определяются как разность между стоимостью имущества и заемным капиталом. Конечно, собственный капитал имеет сложное строение; его состав зависит от организационно-правовой формы организации.
Глава 1. Роль бухгалтерского учета в управлении организацией Функции руководителя в организации бухучёта Являясь системой сбора, анализа и регистрации сведений о состоянии дел на коммерческом предприятии, бухгалтерский учет имеет определенную цель и подразумевает выполнение отдельных задач. Цель бухгалтерского учета на коммерческом предприятии – это в первую очередь обеспечение учетной информацией как собственных пользователей(сотрудников предприятия), так и сторонних. Предоставляемая по средствам бухгалтерского учета информация должна быть актуальной, достоверной и полной, так как она необходима для анализа и планирования деятельности предприятия, выбора его политики, принятия решений по эффективному управлению организацией и т.д. В соответствии с целью, задачами бухгалтерского учета являются: - предоставление точной и наиболее полной информации об имущественном положении предприятия и организации его деятельности; - осуществление и регулирование расчетных отношений с сотрудниками предприятия, дебиторами и кредиторами; - ответственность за выполнение предприятием необходимых операций по выплате средств в бюджетные и внебюджетные фонды, а также операцией по наличному и безналичному расчету; - своевременное предоставление финансовой отчетности предприятия в государственные органы. Структура и организация бухгалтерии на любом коммерческом предприятии должна обеспечивать выполнение всех задач бухгалтерского учета качественно и оперативно. Руководитель любого коммерческого предприятия должен нести ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета, а также соблюдение в его процессе законодательства. Поэтому, формируя учетную политику предприятия, руководитель должен исходить из ПБУ «Учетная политика организации». Учетная политика коммерческого предприятия представляет собой – совокупность способов ведения бухгалтерского учета в этой организации, выбор которых осуществляется из определенного количества вариантов, допускаемых законодательством страны. В зависимости от объемов производства на коммерческом предприятии руководитель может: учредить отдельное подразделение, которое будет заниматься осуществлением бухгалтерского учета и во главе которого будет стоять главный бухгалтер; принять в штат сотрудника на должность бухгалтера; передать права на ведение бухгалтерского учета специальной организации или же вести бухгалтерский учет лично. Основные функции подразделения или лица, ведущего бухгалтерский учет на предприятии, заключаются в учете материально-технических ценностей организации, затрат на производство и финансовую деятельность, произведении расчетов по оплате труда, составлении документации бухгалтерской отчетности. Ответственность за организацию бухучета на предприятии, за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. В зависимости от объема учетной работы руководитель может: - учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; - ввести в штаб предприятия должность бухгалтера; - передать на договорных началах ведение бухучета централизованной бухгалтерии и специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; - вести бухучет лично. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются: - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; - порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; - правила документооборота и технология обработки учетной информации; - порядок контроля над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от объемов обрабатываемой информации по каждому объекту учета. Руководитель предприятия может назначать на должность и освобождать от должности главного бухгалтера только согласно своему приказу. Главный бухгалтер предприятия, возглавляемый бухгалтерскую службу должен действовать в соответствии с законом «О бухгалтерском учете». Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль над движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом проверки состояния учета и отчетности на предприятии. На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности и денежные средства, он не может сам получать по чекам денежные средства с расчетного счета (для малых предприятий делаются исключения по согласованию с учреждением банка, гл. бухгалтер осуществляет и функцию кассира). При смене бухгалтера должен оформляться двухсторонний акт сдачи-приемки дел, который подписывается увольняемым бухгалтером и вновь назначаемым. На время отсутствия главного бухгалтера его права и обязанности переходят к заместителю или другому должностному лицу, что обязательно подкрепляется приказом руководителя. Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства, такие документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными. - законодательный. Он представлен ФЗ «О бухгалтерском учете», где отражены основные задачи, принципы и правила ведения бухучета, что является обязательным для всех организаций. - нормативный. Он представлен положениями по Бухгалтерскому учету (ПБУ), которые определяют принципы и базовые правила ведения учета по его отдельным участкам (объектам), видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организации. ПБУ разрабатывается исходя из принципов, предусмотренных документом первого уровня. - методический. Он представлен инструкциями, рекомендациями и методическими указаниями по ведению бухучета, которые предполагают возможные варианты учета непосредственно на предприятии в виду его особенностей. В основу таких документов заложены общие правила ведения учета, конкретизируемые с учетом отраслевых характеристик предприятия. - представлен организационно-распорядительными документами предприятия, формирующие учетную политику организации. Такие документы разрабатываются самим предприятием или консультационной фирмой по заказу предприятия. Самое главное требование к деятельности любой фирмы — прибыльность: нет прибыли — нет фирмы. Информация о прибыльности, как результате деятельности фирмы, поступает через финансовый отчет. Финансовый отчет — это документ бухгалтерской отчетности. Поэтому бухучет поставляет информацию о выполняемости основного критерия: прибыльности деятельности фирмы. Нормативное регулирование бухгалтерского учета, Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством России. Формирование учетной политики Учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В современных условиях хозяйствования разработка методик и порядка отражения тех или иных операций в учете является функцией не государства, а самого хозяйствующего субъекта. Необходимость учетной политики как одного из основных корпоративных стандартов управления организацией объясняется переходом от жесткого регламента со стороны государства к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Государство в лице назначенных им исполнительных органов устанавливает определенные общие правила, принципы или предоставляет организации выбор одного способа из нескольких, без соблюдения которых хозяйствующий субъект не сможет обеспечить заинтересованным лицам, контрагентам доступность и прозрачность данных об его имущественном и финансовом положении. В отдельных случаях законодательство вообще не устанавливает порядка учета, и организации приходится разрабатывать его самостоятельно. Учетная политика представляет основу формирования многих документов организации, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность как внутри организации, так и во взаимоотношениях с внешними контрагентами. Учетная политика организации призвана закрепить выбор организации и установить порядок определения показателей, предусмотренных и не предусмотренных законодательством. Учетная политика, в которой отсутствуют соответствующие обязательные положения, не будет выполнять своей роли и не может считаться удовлетворительной.
Бухгалтерская информация как информационная основа менеджмента. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Бухгалтерский учет это система, которая осуществляет измерение, обработку и передачу финансовой информации об определенном хозяйствующем субъекте (организации, предприятии). В предпринимательской деятельности от качества информации зависят возможности получения прибыли, принятие решений, выбор клиентов, поставщиков, возможных партнеров по развитию своего бизнеса. При этом большое значение придается полноте и достоверности информации. Бухгалтерский учет часто называют языком бизнеса. Он широко используется для описания сделок между различными организациями (предприятиями). Терминами и понятиями бухгалтерского учета оперируют менеджеры, собственники, инвесторы, банкиры, юристы, бухгалтеры – все, кто так или иначе вовлечен в деловую жизнь. Бухгалтерский учет служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения. Он измеряет хозяйственную деятельность путем регистрации данных о ней для дальнейшего использования; обрабатывает данные, сохраняя их до нужного момента, а затем перерабатывает таким образом, чтобы они стали полезной информацией; передает посредством отчетов информацию тем, кто использует ее для принятия решений. Причем бухгалтерский учет не следует понимать как счетоводство. Счетоводство – это процесс ведения бухгалтерского учета, средство регистрации хозяйственных операций и хранения учетной документации. Эта механическая и многократно повторяемая работа является частью бухгалтерского учета, который включает создание информационной системы, удовлетворяющей пользователя. Его главная цель – анализ, интерпретация и использование информации. Бухгалтеров интересует выявление тенденций на основе обрабатываемой ими информации и эффект различных альтернатив в хозяйственной деятельности. Управленческая информационная система состоит из взаимосвязанных подсистем, которые выдают информацию, необходимую для управления фирмой, при этом бухгалтерская подсистема является наиболее важной, так как она играет ведущую роль в управлении потоком экономических данных и направлении их во все подразделения фирмы, а также заинтересованным лицам вне фирмы. Бухгалтерский учет – это финансовый центр управленческой информационной системы. Он позволяет как управленческому аппарату, так и другим пользователям иметь полную картину хозяйственной деятельности на предприятии. Учетная информация является основой для таких решений как внутри фирмы, так и вне ее. Она обеспечивает количественную информацию для реализации трех функций: планирования, контроля и оценки. 1. Планирование (planning) – процесс формулирования порядка действий. Он включает: постановку цели, изыскание путей ее достижения и выбор наилучшей альтернативы. На этой стадии бухгалтер должен представить ясный отчет об имеющихся финансовых альтернативах. Для планирования на будущее важна информация о предполагаемой прибыли и потребностях в денежных средствах. 2. Контроль (control) – процесс отслеживания фактического выполнения планов. Другими словами, определение того, насколько действия соответствуют плану. На этой стадии бухгалтера могут ожидать предоставления информации, которая содержит сопоставление фактических затрат и доходов с плановыми. 3. Оценка (evaluation) - процесс изучения всей системы принятия решений с целью ее улучшения. На этом этапе важно понять, была достигнута поставленная цель (обратная связь), и если нет, то выясняется, что было причинами: недостатками планирования или контроля, или сама цель была выбрана неправильно. Оценочная информация может содержаться в годовом и других финансовых отчетах на основе бухгалтерской информации. Бухгалтерская информация используются широким кругом лиц, принимающих решения в различных целях и сферах деятельности. Пользователи бухгалтерской информации – юридические и физические лица, заинтересованные в информации о финансовом и имущественном состоянии предприятия (организации), обладающие минимальными знаниями о порядке формирования этой информации и имеющие навыки ее использования. Пользователи информации могут быть разделены на три группы: -внутренние пользователи с прямым финансовым интересом; -внешние пользователи, имеющие прямые финансовые интересы; -непрямые внешние пользователи. К пользователям первой группы относятся руководители предприятий, которые несут полную ответственность за управление деятельностью предприятия и достижение целей, стоящих перед ним. Предприятия имеют много целей, но успех и выживание их в жестких условиях конкуренции требуют от администрации сосредоточить все усилия на двух главных целях: прибыльности и ликвидности. Прибыльность – способность зарабатывать прибыль, достаточную для привлечения и удержания инвестиционного капитала. Ликвидность – означает наличие достаточных платежных средств для оплаты долгов в установленные сроки. Успешно работающие менеджеры часто принимают решения, основываясь на данных бухгалтерского учета и их анализе. Поэтому администрация является одним из главных пользователей бухгалтерской информации. Менеджеры могут поставить перед бухгалтером следующие вопросы: какова чистая прибыль компании за последний квартал, является ли норма прибыли владельцев адекватной их ожиданиям, имеет ли компания достаточно денежных средств, какие продукты являются наиболее прибыльными, какова себестоимость каждого произведенного продукта и другие. Таким образом, пользователей первой группы – владельцев и руководителей предприятия интересуют два вопроса: во-первых, будет ли их предприятие давать прибыль, во-вторых, в состоянии ли оно выполнить взятые обязательства и не приведет ли такое выполнение к закрытию предприятия в связи с недостатком ресурсов. Ответ на эти вопросы содержится в информации бухгалтерской отчетности предприятия. Одной из главных задач бухгалтерского учета является исчисление финансового результата, т.е. прибыли, полученной предприятием, или убытков, понесенных им. Прирост капитала за счет прибыли является главной целью создания предприятия. Владелец (собственник) предприятия интересуется размерами полученной прибыли. В первую очередь его будет интересовать соотношение размеров полученной прибыли с предполагавшейся. Информация о размерах прибыли может понадобиться владельцу предприятия также для того, чтобы разработать обоснованные планы на будущее, чтобы легче получить ссуду в банке или у частного лица, чтобы представить данные потенциальному партнеру или покупателю предприятия, чтобы рассчитать собственный подоходный налог. Каждая из групп пользователей имеет собственные интересы. Назначение же бухгалтерской отчетности как раз и состоит в том , чтобы в максимально возможной степени сгладить противоречия между интересами различных пользователей. Одно из основных достоинств бухгалтерской отчетности как средства коммуникации - ее аналитические возможности. Анализ годового отчета компании входит в число основных разделов текущей деятельности финансового менеджера. Важность его предопределяется тем обстоятельством, что в условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов, являющаяся по сути единственным средством коммуникации,
Рисунок 1. Классификация пользователей бухгалтерской информации.достоверность которого весьма высока и при определенных условиях подтверждена независимым аудитом, становится важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Именно бухгалтерская отчетность в совокупности со статистической и текущей информацией финансового характера, публикуемой соответствующими агентствами в виде аналитических обзоров о состоянии рынка капитала, позволяет получить первое и достаточно объективное представление о состоянии и тенденциях изменения экономического потенциала возможного контрагента или объекта инвестиций. К первой группе (табл.1) относятся собственники фирмы, совладельцы, совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и другие пользователи, для которых необходимо знать реальное состояние предприятия и его дел, для того, чтобы решить все проблемы и спланировать новые планы на будущее . Ко второй группе относятся пользователи с прямым финансовым интересом. Таковыми являются инвесторы и кредиторы, для которых (и не только для них) в последние годы во многих регионах РФ предприятиями составляются финансовые отчеты общего назначения, в которых содержатся данные о том, насколько успешно ими достигнуты цели в плане прибыльности, и какова действительная ликвидность (платежеспособность) предприятия. Инвесторы (настоящие и потенциальные) по финансовым отчетам общего назначения делают для себя заключения о финансовых перспективах предприятия в будущем и о том, стоит ли вкладывать в него средства. Кроме того, инвесторы как лица, представляющие капитал, и их консультанты обеспокоены риском, сопутствующим инвестициям, и заинтересованы в доходе на инвестиции. Им нужна информация, которая поможет определить, следует ли покупать, держать или продавать акции. Акционеры также заинтересованы в информации, которая позволит им оценить способность организации выплачивать дивиденды. Кредиторы (настоящие и потенциальные) делают выводы о кредитоспособности предприятия, т.е. имеет ли оно деньги для выплаты процентов и может ли своевременно погашать долги по кредитам. В третью группу входят пользователи с непрямым (косвенным) финансовым интересом. К ним, в частности, относятся налоговые органы, работники, кредиторы, поставщики и другие коммерческие контрагенты, клиенты, правительственные учреждения, общественность и другие заинтересованные лица и организации. С помощью бухгалтерской отчетности они могут удовлетворить различные потребности в информации, которая позволит им оценить способность организации выплачивать дивиденды. Налоговые органы контролируют правильность уплаты налогов в федеральный и местный бюджеты, налог на зарплату, отчисления во внебюджетные фонды. Работники и их представители заинтересованы в информации о стабильности и рентабельности, которая дает возможность оценить способность предприятия обеспечивать их заработной платой, социальными пособиями и возможностью дальнейшей работы. Кредиторы заинтересованы в информации, которая позволяет определить, будут ли займы и причитающиеся проценты выплачены вовремя. Поставщики и другие коммерческие контрагенты заинтересованы в информации, которая дает возможность определить, будет ли сумма, которая им причитается, выплачена вовремя. Клиенты заинтересованы в информации о непрерывности деятельности организации, особенности, особенно когда они имеют долгосрочные соглашения или зависят от данной организации. Правительства и правительственные учреждения заинтересованы в информации о распределении ресурсов и, следовательно, деятельности организации. Им также нужна информация для регулирования деятельности организаций, определения политики налогообложения и в качестве основы для расчета национального дохода и других побочных статистических показателей. Предприятия и организации влияют на членов общества различными способами. Они могут внести существенный вклад в местную экономику, обеспечивая работой значительное число людей или патронируя местных поставщиков. Профессиональные союзы изучают финансовые отчеты своих предприятий при подготовке к заключению коллективных договоров. Кроме того, консультанты инвесторов и кредиторов также имеют непрямой интерес к финансовой деятельности и перспективам бизнеса. Группы потребителей, покупатели и общество в целом все больше интересуются финансовым состоянием и прибылями корпораций, поскольку это влияет на инфляцию, окружающую среду, социальные проблемы и качество жизни. В законе «О бухгалтерском учете» (принят в ноябре 1996 года), в котором отражен опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву, также выделяются две группы пользователей бухгалтерской информации. Закон предполагает, что бухгалтерский учет методически рассматривается как информационная система, функционирующая непрерывно со дня регистрации организации в качестве юридического лица до ее реорганизации или ликвидации в полном соответствии с правилами и порядком, установленными законодательством. Системность бухгалтерского учета обеспечивается в законодательном порядке требованием своевременной регистрации всех хозяйственных операций без каких-либо пропусков и изъятий путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Системность бухгалтерского учета подтверждается и нормой, требующей, чтобы данные аналитического учета соответствовали оборотам и сальдо по счетам синтетического учета. В российской экономике опыта такого мало, хотя в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» определен порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Лишь в последние несколько лет коммерческие банки обязаны публиковать свои годовые отчеты с тем, чтобы акционеры видели, на что расходуется полученная прибыль. Выявление нарушений в использовании прибыли дает право общему собранию требовать санкции против руководства банка. Информация о дивидендах должна быть открыта и доступна. С этой целью в Москве, начиная с 01.01.1999 года для предприятий с долей города в уставном капитале, вменено в обязанность предоставлять в городской комитет по статистике дополнительную информацию о финансовой деятельности в части направлений распределение прибыли отчетного года, о величине и периодичности начисленных и выплаченных дивидендов и др. Внешние пользователи бухгалтерской информации зависят от того, насколько правильно применялись бухгалтерские концепции при подготовке отчетности. Преднамеренное искажение данных в отчетности для внешних пользователей называется подделкой финансовой отчетности. Ответственность за составление правдивой отчетности лежит на руководстве фирмы. Бухгалтер также отвечает за соблюдение этических стандартов при выполнении своих обязанностей, чтобы не оказаться замешанными в подделке отчетов. Форма бухгалтерского баланса представляет собой документ (вид отчетности), который характеризуется такими условно-постоянными данными, как количество разделов актива и пассива, количество строк в разделе, а также количество граф по каждой строке. Каждая статья бухгалтерского баланса закодирована. Методом математического моделирования получения итоговых показателей по строкам и графам производится построчное и пографное суммирование данных статей бухгалтерского баланса в соответствии с расположением их в памяти ЭВМ.
Процесс формирования бухгалтерской информации Изучение накопленного опыта в странах с развитой экономикой и системами хозяйствования позволяет привлечь потенциальных партнеров-инвесторов и вооружить российских предпринимателей знаниями международной системы ведения финансовой отчетности. Релевантность(Relevance) Она должна обладать предсказывающей ценностью («свойство информации, помогающее пользователям повысить вероятность реализации прогнозов») для того, чтобы пользователь мог использовать ее в принятии инвестиционных решений. Она также должна обеспечивать обратную связь — не только прогнозирование, но и подтверждение и корректировку предыдущих прогнозов. И она должна быть своевременной, чтобы сохранять свою полезность. Надежность определяется в SFAC 2 как «свойство информации, предполагающее ее достаточную свободу от ошибок и пристрастности, а также то, что он точно представляет то, что предполагалось представить». Надежность состоит в свою очередь из трех составляющих: проверяемости (Verifiability), репрезентативной достоверности (Representative faithfulness) и нейтральности (Neutrality). Проверяемость является исключительно важным свойством информации — она означает, что пользуясь одними и теми же данными, различные эксперты придут к одинаковым выводам. Репрезентативная достоверность данных подразумевает что существует прямая связь между явлением и его оценкой и нет каких-либо посредующих. фактов, которые способны исказить оценку явлений при том, что само явление остается неизменным. И, наконец, нейтральность подразумевает что на оценку явления не оказывает влияния то, каких целей хочет добиться пользователь или эксперт с помощью данной оценки. Таким образом, искаженная интерпретация информации финансового учета при формировании финансовой отчетности, с целью повышения кредитоспособности предприятия, нарушает в том числе и нейтральность предоставленной информации. Сопоставимость (Comparability) Сопоставимость — это свойство формы представления информации, которая повышает ее полезность за счет возможности сравнения ее с аналогичными показателями или данными. Предельной формой сопоставимости является единообразие (Uniformity), когда фирмы предоставляют информацию не просто в сопоставимом, а в совершенно однообразном формате. Последовательность(Consistensy). - Допущения, относительно того, как фирма ведет учет и составляет свою отчетность. - Собственно основные принципы и методики, которыми руководствуется фирма при ведении учета и отражении в отчетности фактов хозяйственной жизни. - Требования, которые должны соблюдаться при ведении финансового учета и составлении отчетности: Допущения (Assumptions) 1. Допущение единого изолированного предприятия (entity concept). Это допущение полагает, что данное предприятие существует как единая и в то же время самостоятельная организация, которая отделена в экономической деятельности от своих владельцев, так и от всех прочих контрагентов. Соответственно, Это допущение позволяет сконцентрироваться на данных, относящихся только данному предприятию, и отбросить все ненужные. 2. Допущение непрерывности (gоing сопсеrп). Это допущение предполагает, что однажды созданное предприятие будет существовать в течение неопределенно долгого промежутка времени. Это не слишком правдивое предположение, а иногда просто неправильное, но оно помогает избежать проблем, связанных с распознанием прибылей или убытков, служит основой для применения принципа себестоимости при оценке активов, а также предоставляет сторонним пользователям лучшую возможность самим прогнозировать развитие предприятия. 3. Допущение использования денежного измерителя подчеркивает приоритет финансовой информации над любой другой. В отчетности могут отражаться только операции и события, которые имеют денежную оценку, причем натуральные или иные причины результатов, имеющих денежное измерение, не имеют особого значения. С одной стороны, предоставление информации только в денежной форме уменьшает аналитические возможности стороннего пользователя. С другой стороны, это избавляет пользователя от большого количества нерелевантной информации. С применением денежного измерителя связана также проблема его неустойчивости, которая приводит к необходимости корректировок на текущую стоимость денежной единицы при прогнозировании или ином анализе показателей во времени. 4. Допущение периодичности предполагает исчисление финансовых результатов по истечении определенных периодов времени — квартала или года. Так как отчетный период, обычно финансовый год, редко совпадает по продолжительности с операционным циклом предприятия, то это допущение помогает решить проблему исчисления финансового результата по незавершенным операциям и соотнесения частей этого результата с соответствующим периодом. Основные принципы (методы) учета 1. Принцип себестоимости требует, чтобы все объекты учитывались по стоимости приобретения, либо аналогичной. Применение этого принципа сталкивается с многочисленными препятствиями, так как случаи,, когда рыночная и/или восстановительная стоимость актива, особенно долгосрочного, продолжает равняться себестоимости его приобретения, представляют собой скорее исключение, чем правило. 2. Распознание прибыли и убытков базируется на принципе начислений и подразумевает их отражение в учете и отчетности в момент получения дохода (понесения убытков), а не в момент реализации. Например, продажи распознаются обычно после того как: 1) фирма выполнила все существенные условия для того, чтобы товар (услуга) были предоставлены потребителю; 2) доход можно измерить с достаточной степенью вероятности. 3. Принцип соответствия соотнесения требует соотнесения доходов и порождающих их расходов по времени. Соответственно, расходы, порождающие доходы в другом отчетном периоде, учитываются отдельно, так же как расходы, которые будут понесены позже, но уже принесли доходы, а также доходы, расходы по которым еще не понесены, а будут понесены позже и, наконец, полученные доходы, признание которых отложено. 4. Принцип полного раскрытия информации требует раскрытия всей существенной информации, в том числе и не относящейся к данному отчетному периоду, если обладание данной информацией существенно влияет на возможное поведение пользователя. Этот принцип, с одной стороны, требует раскрытия всех экстраординарных происшествий, имевших место после конца учетного периода, но перед опубликованием (представлением в официальный орган, получением заключения аудитора) финансовой отчетности, и, с другой стороны, требует раскрытия существенных планов менеджмента и другой прогнозной и прочей информации, которая может быть существенной для пользователя. Требования (Constraints) 1. Определение соотношения издержки-выгоды требует соотнесения издержек по получению информации с вероятной или действительной полезностью этой информации. Естественно, что точно определить полезность данной информации крайне затруднительно, да и издержки ее получения не всегда можно точно определить. Тем не менее, этот принцип находит определенное применение, обычно в случаях, когда учитывается информация, связанная с неопределенностью, а ее уточнение стоит несоразмерно дорого. Также это соотношение во многом определяет, какой объем и способы раскрытия информации должны применяться при распространении финансовой отчетности. 2. Требование существенности требует раскрытия только той информации, которая является существенной для пользователя при принятии решений на основе данных отчетности. Соответственно, изменение или нераскрытие существенной информации влечет за собой принятие пользователем неправильного решения. Этот принцип тесно связан с принципом полного раскрытия: информация может считаться полностью раскрытой, когда раскрыты все существенные детали этой информации. Принцип существенности позволяет ограничить объем информации до такого, который является достаточным, но не избыточным для пользователя. 3. Требование консерватизма или осторожности имеет своей целью защиту пользователей от чрезмерного, и даже неоправданного оптимизма управляющих. Это требование подразумевает большую готовность к учету всех вероятных убытков и потерь, чем возможных доходов. В соответствии с ним убытки должны по мере возможности учитываться в момент понесения, даже если они еще не реализованы, а вот прибыли должны учитываться только в момент реализации. С этим принципом связан способ оценки по меньшей из себестоимости и рыночной стоимости, а также другие, аналогичные по воздействию на результаты фирмы. Декларирование соблюдения принципов не всегда означает, что им действительно следуют. Так, зачастую методы учета, навязываемые налоговыми органами, отрицают принцип преобладания содержания над формой. Использование принципа осторожности (консервативности) также не всегда последовательно: для создания резервов по сомнительным долгам требуется фактическая идентификация уже неоплаченных долгов, т.е. требуется фактическое понесение убытков, после чего их уже можно просто списывать, а не создавать резерв. Нарушается также использование принципа начисления, во-первых, в том, что запрещается учет вероятных убытков и расходов будущих периодов до момента их действительного понесения. Принцип начисления нарушается также в том, что предприятия для целей налогообложения часто используют кассовый принцип. И то, что они обязаны использовать принцип начисления для подготовки бухгалтерской отчетности, только усложняет ситуацию, так как им необходимо вести практически две бухгалтерии или тщательно отслеживать процесс оплаты всех счетов. Но и внедрение системы учета по отгрузке тоже пока не реально, так как платежеспособность большинства контрагентов настолько неустойчива, а контрактная культура настолько неразвита, что использование этого принципа в полной мере способно привести к еще большему ухудшению ситуации с проблемой неплатежей. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризаций обязательно. Проведение инвентаризации обязательно: - при передаче имущества в аренду; - выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; - при смене материально ответственных лиц; - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; - при реорганизации или ликвидации организации; - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Учет нематериальных активов 2.1. Задачи учета нематериальных активов Главные задачи бухгалтерского учета нематериальных активов: обеспечение контроля за их наличием и сохранностью с момента приобретения до момента выбытия; правильное и своевременное исчисление износа; получение сведений для правильного расчета налогов, перечисляемых в бюджет; получение данных для составления отчетности о наличии и движении нематериальных активов. Учет нематериальных активов Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ определяет понятие нематериальных активов, учитываемых отдельно от основных средств на счете 04 «Нематериальных активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» Данные счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении средств труда, которые в соответствии с установленным порядком относятся к нематериальным активам. Счет 04 предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности. При учете и аудите нематериальных активов необходимо руководствоваться следующими законодательно-нормативными документами: - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; - Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»; - Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000). Скачать архив (101.2 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |