Главная » Аудит

Учет и аудит товаров на примере ООО Вита-фарм

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ   7

1.1     Экономическая сущность товарных операций  7

1.2     Учет товаров по покупным и продажным ценам  10

1.3     Тара и тарные материалы   16

1.4     Учет товаров на складе  19

1.5     Первичные документы по учету товаров  21

1.6     Отпуск материально-производственных запасов  24

Глава  2  БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ   В  ООО      «ВИТА-ФАРМ»  28

2.2  Документальное оформление приема товара  37

2.3  Документальное оформление реализации товаров  46

2.4 Документальное оформление товаров на складе  51

2.5   Документальное оформление инвентаризаций  53

2.6  Метод расчета себестоимости товаров  58

Глава  3  АУДИТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ  В ООО «ВИТА-ФАРМ»  60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  70

Список использованных источников         72

Приложения              75

 

ВВЕДЕНИЕ

Ни одно российское предприятие не обходится без применения материально-производственных запасов в своей хозяйственной деятельности. Предприятия приобретают сырье, материалы, товары, потребляют их в производственном процессе и получают либо готовую продукцию, либо, при торговле, финансовый результат. Торговые организации покупают и продают готовые материальные ценности-товары. Строительные фирмы приобретают стройматериалы и используют их во время выполнения работ. Даже те организации, видом деятельности которых является оказание услуг, не могут обойтись без определенных материально-производственных запасов, например, канцелярских товаров или топлива для автомобилей.

Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией.

Таким образом, каждый бухгалтер неизбежно сталкивается не только с необходимостью  контроля над сохранностью товаров, своевременного предоставления руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования, но и с необходимостью оценки прибыльности хозяйственных операций.

Объектом исследования в дипломной работе является ООО «Вита-фарм». Целью дипломной работы является изучение организации бухгалтерского учёта и аудита товарных операций в этой организации.

Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:

-проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

- контроль над товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

-контроль над  наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии.

Необходимость оценки прибыльности хозяйственных операций, планирования финансового результата и минимизации налоговых платежей обусловлена большой вероятностью банкротства предприятия при принятии решений, не адекватных складывающейся обстановке.

Постановка и решение этих задач существенным образом зависит от современного состояния бухгалтерского учёта, которое характеризуется:

-                непредсказуемостью поведения дебиторов и кредиторов;

-  чрезмерной жесткостью современной налоговой системы;

-  нестабильностью законодательства;

-  наличием вычислительной техники и развитого программного обеспечения.

Первые три фактора  неблагоприятные, они требуют максимального напряжения от всей  бухгалтерской службы предприятия. Хорошая оснащенность бухгалтерии  персональными компьютерами и программным обеспечением облегчает решение текущих задач и дает существенный выигрыш во времени. Однако сегодня этого недостаточно. Бухгалтер обязан использовать свой профессиональный опыт и для других целей. В первую очередь, для постановки и решения задач оценки прибыльности хозяйственных действий, налогового планирования и прогнозирования финансового результата. Это возможно только при условии, что бухгалтерский учёт на предприятии - важный элемент стратегического и оперативного планирования. В современных условиях главный бухгалтер занимает одно из ключевых мест на предприятии. Он должен быть полностью осведомлен о состоянии дел на предприятии, и иметь достаточно прав, чтобы влиять на принятие решений. Кроме того, он обязан уметь ставить и решать задачи налогового и финансово-инвестиционного планирования, владеть вопросами анализа финансово-экономического состояния предприятия.

Выбор темы дипломной работы связан в первую очередь с тем, что основным видом деятельности ООО «Вита-фарм» является торговля, поэтому возникла необходимость изучения товарных операций, как совокупности действий, связанных с приобретением товаров и их дальнейшей перепродажей по более высокой стоимости. Понятно, что основным отличием торговых операций от процесса производства является отсутствие самого производства, но любой товар, прошедший стадию производства, попадает к потребителю через торговую сеть. Поэтому значение торговли велико, так как она является последней стадией товарооборота.

Основными документами, регламентирующими порядок отражения в бухгалтерском учете операций с материально-производственными  запасами, являются:

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01,утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г № 44 н

( далее – ПБУ 5/01).Оно  вступило в действие с 01 января 2002 года и заменило ранее применявшееся ПБУ 5/98. ПБУ 5/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации и не применяется кредитными организациями и бюджетными учреждениями [3,С.64].

-  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. Приказа Мин­фина России от 24 марта 2000 г. № 31н);

- Методические указания Минфина России по бухгалтерскому уче­ту материально-производственных запасов, утвержденные При­казом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н (с изменениями на 23.04.2002г);

- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н;

Кроме того, необходимо использовать следующие нормативные

документы:

- Инструкцию по учету поступления и расходования горюче-сма­зочных материалов и единых талонов на отпуск нефтепродуктов на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах, (утверж­денную Госкомнефтепродуктом СССР 3 февраля 1984 г. № 01/21-8-72 по согласованию с Минфином СССР, Госпланом СССР и ЦСУ СССР);

-  Инструкцию Минфина СССР от 14 января 1967 г. № 17 о поряд­ке выдачи доверенности на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности;

- Письмо Минфина России от 30 октября 1992 г. № 16-05/4 «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе»;

- Методические указания по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49;

- Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Письмом Комитета РФ по торговле 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5;

- Постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

Для определения налоговых обязательств, связанных с осуществлением операций с материально-производственными запасами, бухгалтеру необходимо руководствоваться прежде всего налоговым законодательством, в первую очередь Налоговым кодексом РФ, а также другими нормативными актами.

 

Глава 1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1                 Экономическая сущность товарных операций

Торговля – это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже. Различают два основных вида торговли: оптовую и розничную.

Согласно ст. 492 [2,С.107], по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринима­тельскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется пере­дать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.   По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара.

Основным объектом бухгалтерского учёта в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учёт поступающих товаров и своевременное отражение в учёте операций, связанных с их выбытием.

В основе решения перечисленных задач лежат следующие основные принципы учёта товаров:

- единство показателей бухгалтерского учёта при реализации товаров предприятий розничной торговли;

- возможность получения оперативной учётной информации о хозяйственной деятельности предприятия;

- организация учёта в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учёта все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице. Если этот принцип нарушен или нет договора о материальной ответственности, администрация организации не может предъявить обоснованный иск виновным;

- единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход; если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам;

- периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учёта для проверки обеспечения сохранности ценностей;

- контроль над деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки.

Если в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения задач, стоящих перед бухгалтерским учётом предприятия розничной торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учётом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учёта вызывают отставание учёта, запаздывание предоставления отчётности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учётно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.

Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для  управленческих нужд организации [3,С.65].

На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

Согласно [8], организация должна обеспечить подтверждение расчета текущей стоимости материально-производственных запасов.

Создание резерва позволяет отразить МПЗ по наименьшей из двух оценок: фактической себестоимости или рыночной цене. Сумма резерва под снижение стоимости материальных ценностей определяется как разница между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ.

В соответствии с п. 20 [8] допускается создание резервов под снижение стоимости запасов по отдельным видам аналогичных или связанных МПЗ. Однако создавать резервы по таким укрупненным группам как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция, товары, запасы определенного операционного или географического сегмента, нельзя.

Отметим, что гл. 25 [1,С.113] создание такого резерва не предусмотрено. Следовательно, создаваемый резерв не принимается для целей налогообложения прибыли.

План счетов для отражения резерва под снижение стоимости материальных ценностей предусматривает одноименный счет 14. Он предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и прочих ценностей, определившейся на счетах бухгалтерского учета, от рыночной стоимости (резервы под снижение стоимости материальных ценностей). Этот счет применяется также для обобщения информации о резервах под снижение стоимости других средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т.п.

Данный счет является пассивным, имеет кредитовое сальдо, которое в бухгалтерском балансе не отражается, а уменьшает стоимость МПЗ. Образование резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражается в учете в конце отчетного периода по кредиту счета 14 и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Начисленный резерв списывается на увеличение финансовых результатов по мере отпуска относящихся к нему запасов (п. 20 ) [8].

Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности как минимум следующая информация:

-о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);

-о последствиях изменения способов оценки материально-производственных запасов;

-о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;

-о величине и движении резервов под снижение стоимости материально-производственных ценностей.

Недостатки в организации учёта приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учётного персонала.

 

1.2     Учет товаров по покупным и продажным ценам

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи. Другими словами, главным при принятии материально-производственных запасов к учету в качестве товаров является цель их использования – они предназначены для продажи. При этом не имеет значения, что именно приобретено, здания или пуговицы. Учет товаров ведется на счете 41 «Товары».

Данный счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Этот счет используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность, а также организациями, оказывающими услуги общественного питания.

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяется в случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи. Также когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включаются в себестоимость проданной продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 «Товары» учитывают еще покупную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счете 01 «Основные средства» или 10 «Материалы»).

Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Товары, принятые на комиссию, учитываются на  забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

К счету 41 «Товары могут быть открыты субсчета:

-41-1 «Товары на складах»

-41-2 «Товары в розничной торговле»

-41-3»Тара под товаром и порожняя»

-41-4 «Покупные изделия» и др.

На субсчете 41-1 «Товары на складах» учитывается наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и т. п.

На субсчете 41-2 «Товары в розничной торговле» учитывается наличие и движение товаров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей (в магазинах, палатках, ларьках, киосках), и в буфетах организаций, занятых общественным питанием. На этом же субсчете учитывается наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания.

На субсчете 41-3 «Тара под товаром и порожняя» учитываются наличие и движение тары под товарами и тарой порожней (кроме стеклянной посуды в организациях, занятых розничной торговлей и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания).

На субсчете 41-4 «Покупные изделия» организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, пользующиеся счетом 41 «Товары», учитывают наличие и движение товаров (применительно к порядку , предусмотренному для учета производственных запасов) [19,С.54].

Оприходование  прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения.

Поступление товаров и тары может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования его в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами. Способ учета товаров и тары с применением счета 15 должен быть закреплен учетной политикой организации.

При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи»

Товары, переданные для переработки другим организациям, не списываются со счета 41 «Товары», а учитываются обособленно.

Аналитический учет по счету 41 «Товары» ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров [20,С.11].

Если предприятия оптовой торговли могут учитывать товары только по покупным ценам, то организации розничной торговли могут учитывать товары как по покупным, так и по продажным ценам с учетом торговой наценки. При этом способ учета товаров должен быть закреплен учетной политикой организации.

При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам одновременно с записью по оприходованию товаров делается запись по дебету счета 41 «Товары»  и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки).

На счете 42 «Торговая наценка»  учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.

Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., сторнируется по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи» и иных соответствующих счетов. Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.

Далее определяется сумма скидки (накидки) на остаток непроданных товаров. В организациях розничной торговли ее определяют по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы скидок (накидок) на остаток товара на начало месяца,  и оборота по кредиту счета 42 «Торговая наценка» (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам) [19,С.57].

Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которую отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).

Такие поставки принимаются на склад с постановлением акта о приемке материалов не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится  на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.

Организация принимает меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению от него расчетных документов.

Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце либо в следующем до составления в бухгалтерии регистров по оприходованию материальных запасов, они учитываются в установленном в данной организации порядке.

Неотфактурованные поставки приходуют по счетам учета материальных запасов (в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов).

При этом материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. В случаях если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость товаров, указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам.

После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком [26,С.66].

Если расчетные документы по неотфактурованным  поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то поступают следующим образом:

1)учетная стоимость материальных запасов не меняется;

2)величина налога на добавленную стоимость (НДС) принимается к бухгалтерскому учету в общем порядке;

3)уточняются расчеты с поставщиком, при чем суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью по оприходованным материальным запасам и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы;

4)уменьшение стоимости материальных запасов отражается по дебету счетов расчетов и кредиту счетов финансовых результатов (как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году);

5)увеличение стоимости материальных запасов отражается по кредиту счетов финансовых результатов (как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году).

Если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные». При фактическом их отпуске (отгрузке) производится запись по кредиту счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 45 «Товары отгруженные» [16,С.60].

Счет 45 «Товары отгруженные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте товара). На этом счете учитываются также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах.

Товары отгруженные учитываются на счете 45 по стоимости, складывающейся из фактической производственной себестоимости и расходов по отгрузке продукции (товаров) (при их частичном списании).

Дебетуется счет 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» в соответствии с оформленными документами (накладными, приемосдаточными актами и др.) по отгрузке готовых изделий (товаров) или передаче их для продажи на комиссионных началах.

Принятые на учет по счету  41 «Товары отгруженные» суммы списываются в дебет счета 90 «Продажи» одновременно с признанием выручки от продажи продукции (товаров) либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему изделий [22,С.312].

Таким образом, счет 45 используется в основном в следующих случаях.

- при экспорте товаров и готовой продукции. Действительно, порядок перехода права собственности  на экспортируемые товары определяется условиями экспортных контрактов. И до момента перехода права собственности, как правило, проходит определенное количество времени, необходимое для таможенного оформления, транспортировки и т. д. Таким образом, товары со склада отгружены, но еще не реализованы, следовательно, их стоимость необходимо отразить на счете 45;

-  при реализации товаров и готовой продукции через комиссионера. В данной ситуации товары отгружаются посреднику, который покупателем не является и право собственности к нему не переходит. В момент получения отчета комиссионера, в котором указано, что товары отгружены покупателю, у продавца-комитента отражается выручка от их продажи, а себестоимость списывается со счета 45;

- при реализации товаров и готовой продукции по договорам, согласно которым право собственности на товары переходит в момент отличный от момента отгрузки, скажем, в момент оплаты. В последнее время продавцы нередко применяют договоры с подобными условиями перехода права собственности.

 Однако в данном случае необходимо быть предельно осторожными и руководствоваться здравым смыслом. Если, например, хлебозавод отпустит свою продукцию (Хлеб) по договору, согласно которому право собственности на товары переходит покупателю в момент оплаты, оплата поступает через 10 дней после отгрузки, а срок годности хлебопродуктов – 48 часов, ясно, что продукция реализована контрагентами хлебозавода другим покупателям. Подобного рода сделка может быть признана судом недействительной.

 

1.3    Тара и тарные материалы

На субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы»,учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный  инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10-1 «Сырье и материалы».

Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 «Товары».

Порядок учета тары на предприятиях регламентируется Основными положениями по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и организациях, утвержденными Минфином СССР 30 сентября 1985 г. № 166 по согласованию с Госкомцен СССР и ЦСУ СССР [7].

Данные Основные положения действуют в части, не противоречащей Плану счетов.

В соответствии с Основными положениями тара под продукцией (товарами) совершает однократный или многократный оборот.

Если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором   согласно ст.517 [2,С.112].

Прочая тара, а также упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.

За некоторые виды многооборотной тары, поставляемой с продукцией (товаром), поставщиком взимается с покупателя залог, который ему возвращается после получения от него порожней тары в исправном состоянии.

Взимание залоговых сумм за тару допускается в случаях, предусмотренных прейскурантами, особыми условиями поставки или иными обязательными для сторон правилами.

К возвратной таре или многооборотной таре относятся:

- деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.);

- картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.);

- металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.);

- стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.);

- тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и др.).

Многооборотная  тара (бочки, фляги, ящики, бутыли, банки и др.), на  которую установлены залоговые цены, учитывается по этим ценам [17,С.81].

Поступившая на предприятия покупная тара для затаривания продукции, а также тара собственного изготовления оценивается по прейскуранту залоговых цен, а разница между фактической себестоимостью и залоговой стоимостью тары зачисляется на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с товарно-материальными ценностями, может быть включена в цену этих ценностей. Тогда для целей исчисления налога на прибыль из общей суммы расходов на приобретение этих ценностей исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации (п. 3 ст. 254) [1,С.122]. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с товарно-материальными ценностями, включается в сумму расходов на их приобретение.

Отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение товарно-материальных ценностей.

Отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение товарно-материальных ценностей.

Для целей налогообложения прибыли расходы по операциям с тарой являются внереализационными  расходами (подп. 12 п. 1 ст. 265)[1,С.142].

К таким расходам могут быть отнесены:

- расходы по ремонту возвратной и многооборотной тары;

- расходы по доставке возвратной деревянной и картонной  тары до тароремонтных организаций;

- суммы, выплаченные торговым организациям сверх залоговых цен за тару, в установленных размерах, в возмещение расходов по сбору и хранению тары, а также на выдачу премии торговым работникам за сбор и сдачу залоговой тары промышленными предприятиями (кроме консервных заводов и предприятий по разливу минеральной воды);

-суммы расходов по сбору, транспортировке и обработке стеклянных банок (емкостью 1 литр и менее) и стеклянных бутылок предприятий консервной промышленности и предприятий по разливу минеральной воды;

-стоимость многооборотной тары, пришедшей в негодное состояние вследствие естественного износа.

 

1.4    Учет товаров на складе

Учет товаров на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик). Его принимают на работу по согласованию с бухгалтером организации. По установленной форме с кладовщиком заключают типовой договор о полной материальной ответственности.

При отсутствии должности заведующего складом его обязанности могут быть возложены на любого работника с его согласия с обязательным заключением договора о материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту.

Учет движения и остатков материалов кладовщик ведет в карточках складского учета. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку. Поэтому складской учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении.

Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов в день совершения операции. После каждой записи выводят остаток товаров. В результате склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов. Если остаток товаров будет больше или меньше установленной нормы, заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения [30,С.172].

Ведение складского учета товаров допускается также в книгах сортового учета, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

Первичные документы сдают в бухгалтерию. Поступившие со склада первичные документы по движению товара  в бухгалтерии подвергаются проверке, а затем токсированию по твердым учетным ценам. После этого они служат основанием для записи в регистрах бухгалтерского учета.

В некоторых организациях в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт товаров карточки аналитического учета, в которых на  основании первичных документов записывают операции по поступлению и расходу товаров. От карточек складского учета эти карточки отличаются лишь тем, что учет товаров в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.

Некоторые организации приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида товаров записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.

При данном варианте трудоемкость учета значительно уменьшается, поскольку отпадает необходимость ведения карточек. Но и в этом случае учет остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров товаров.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета товаров. При этом методе бухгалтерия не дублирует складской сортовой учет ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а в качестве регистров аналитического учета использует  карточки складского учета, ведущиеся на складах.

Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующим складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на первое число месяца по каждому номенклатурному номеру товаров из карточек складского учета в ведомость учета остатков товаров (без оборотов прихода и расхода).

После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки товаров токсируют по твердым учетным ценам и выводят итоги по учетным группам товаров в целом по складу. Данные ведомостей сверяют с итоговыми записями в регистрах синтетического учета.

При автоматизации бухгалтерского учета соответствующие регистры могут формироваться в бездокументарной форме на магнитных носителях.

Помимо сортового может применяться партитонный метод учета товаров. При нем записи ведутся как и при сортовом методе, но по каждой партии отдельно. Под партией понимают товары, поступившие одновременно по одному или нескольким документам. Однако целесообразнее использовать компьютерный учет, позволяющий повысить аналитичность учета и его оперативность [21,С.96].

Для целей налогообложения  к расходам принимаются потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке ТМЦ в пределах норм естественной убыли.

 

1.5     Первичные документы по учету товаров

Товары поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупающих товары в порядке наличного расчета.

Основные унифицированные формы первичных документов по учету товаров утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132 [4].

Оприходование товара осуществляется на основании накладной поставщика.

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. Это накладная, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, счет или счет-фактура (п. 2.1.2)[9].

Кроме того, экспедитору выдается доверенность, которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей.

Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально-ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации.

Постановлением № 132 утверждена унифицированная форма № ТОРГ-12 «Товарная накладная», а постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78 унифицированная форма № 1-Т «Товарно-транспортная накладная».

Товарная накладная выписывается в двух экземплярах:

-первый экземпляр предается на склад для отпуска товаров;

-второй экземпляр передается получателю товаров.

Оформленную накладную кладовщик, отпустивший товары, должен передать в бухгалтерию.

Кроме того, для приемки товаров может применяться унифицированная форма № ТОРГ-1 «Акт о приемке товаров».

Если количество или качество поступивших товаров не совпадает с данными сопроводительных документов поставщика, необходимо составить акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-2 для отечественных товаров и форма № ТОРГ-3 для импортных товаров).

Если товары поступили без сопроводительных документов, то составляют акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (форма № ТОРГ-4). Этот же акт составляется, если товары приобретены у физического лица [28,С.56].

Подотчетные лица приобретают товары в организациях торговли, у других организаций и частных предпринимателей, на оптовом рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является составляемый подотчетным лицом товарный счет или акт (справка). По возможности подотчетные лица отражают в акте (справке) данные паспорта продавца товара.

Акт составляется в день поступления товаров в двух экземплярах:

-первый экземпляр передают материально ответственному работнику, принявшему товары;

-второй экземпляр передают в бухгалтерию.

Акт  подписывают члены комиссии, принимавшие товар, и утверждает руководитель организации.

Для складского учета товаров используются:

-журнал учета товаров на складе (форма № ТОРГ-18);

-карточка количественно-суммового учета (форма № ТОРГ-28);

-товарный отчет (форма № ТОРГ-29).

Постановлением  № 132 утверждены также первичные документы по учету операций в общественном питании. Это, в частности, накладная на отпуск товара (форма № ОП-4), которая применяется для оформления отпуска продуктов (товаров) и тары из кладовой организации в производство (кухню), буфеты, мелкорозничную сеть, а также при одноразовом отпуске готовых изделий с кухни в филиалы, буфеты. Мелкорозничную сеть, раздаточную, если она отделена от основного производства [27,С.181].

Накладные выписываются на основании требований в кладовую (форма № ОП-3) и составляются в двух экземплярах. Один экземпляр остается у материально ответственного лица, получающего товар, второй – вместе с товарным отчетом сдается в бухгалтерию. Накладные подписываются заведующим производством и утверждаются руководителем организации.

Тем же Постановлением № 132 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций при продаже товаров в кредит и в комиссионной торговле.

А унифицированные формы первичных документов по учету товарно-материальных ценностей в местах хранения утверждены Постановлением № 66. К ним, в частности, относятся:

-акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма № МХ-1);

-журнал учета товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма № МХ-2);

-акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма № МХ-3), и т. д.

 

1.6     Отпуск материально-производственных запасов

При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

-по себестоимости каждой единицы;

-по средней себестоимости;

-по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);

-по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики [25,С.53].

Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

В соответствии с п. 78 Приказа № 119 применение методов средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО может осуществляться следующими вариантами:

-исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включается количество и стоимость МПЗ на начало месяца и все поступления за месяц;

-путем определения фактической себестоимости МПЗ в момент их отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включается количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

Применение скользящей оценки должно быть экономически обосновано и обеспечено соответствующими средствами вычислительной техники.

Вариант исчисления средних оценок должен быть зафиксирован в учетной политике.

Аналогичные методы расчета себестоимости МПЗ, списываемых в производство, предусмотрены и в п. 6 ст. 254 [1,С.123].Таким  образом, во избежание двойного расчета стоимости выбывающих материально-производственных запасов налогоплательщику целесообразно выбрать единый метод оценки как для бухгалтерского учета, так и для налогового и зафиксировать данный метод в учетной политике.

Метод себестоимости каждой единицы. Согласно п.74 [8] при списании МПЗ по себестоимости каждой единицы запасов могут применяться два варианта исчисления :

-включая все расходы, связанные с приобретением запасов;

-включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант).

Применение упрощенного  варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного отнесения транспортно-заготовительных и других  и  расходов, связанных с приобретением запасов, на их себестоимость (например, при централизованной поставке материалов).

В этом случае величина отклонения (разница между фактическими расходами по приобретению МПЗ и его договорной ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных материалов, исчисленной в договорных ценах.

Оценка отпущенных материалов по себестоимости каждой единицы запасов должна применяться  организацией в случае, если используемые  запасы не смогут обычным образом заменять друг друга или подлежат  особому учету.

 Метод средней себестоимости. Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающееся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и запасов, поступивших в течение данного месяца.

    Метод ФИФО. Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения или поступления . Иными словами, запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.

При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец  месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений. А с себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

 Метод  ЛИФО. Материально-производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), могут быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения (п. 20)[3,С.64]. На этом допущении основана оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения. А в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.

При одних и тех же условиях себестоимость списываемых материалов резко отличается в зависимости от применяемого метода [29,С.50].

Причина подобного различия очевидна: цены на материально-производственные запасы, как правило, повышаются, поэтому, чем позднее закупаются МПЗ, тем выше их стоимость.

Таким образом, метод ФИФО целесообразен для использования организациями с относительно невысоким уровнем рентабельности в целях недопущения возникновения убытков. Метод ЛИФО, наоборот, лучше использовать высокорентабельным организациям для снижения налогового бремени.

 

Глава  2  БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ   В  ООО «ВИТА-ФАРМ»

2.1  Организационно- экономическая характеристика ООО «Вита-Фарм»

Общество с ограниченной ответственностью «Вита-фарм» было создано в 2002 г. Местонахождение общества – город Ульяновск, улица Островского, дом 5. Филиалов не имеет.

Общество создалось в целях удовлетворения нужд и потребностей его собственников. Для выполнения указанной цели ООО «Вита-фарм» осуществляет оптовую и  розничную торговлю.

Кроме того, ООО «Вита-фарм» в праве осуществлять другие виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ.

С момента своего образования оно занималось фармацевтической деятельностью, а именно  реализацией лекарственных препаратов через аптеку.

    В начале 2003 г было принято решение изменить направление в своей деятельности и начать реализацию питьевой воды 20 литров в дома и офисы.

Девиз  фирмы стал «Здоровье начинается с того, что мы пьем».

Учредителем является частное лицо. Единственному человеку принадлежат 100 %  в Уставном капитале. Он же является генеральным директором общества. Фирма в своей работе руководствуется Уставом. Параллельно с водой фирма реализует и  сопутствующее оборудование, предназначенное для  обеспечения комфорта при употреблении воды, как то: диспенсеры, кулеры, помпы разных модификаций, запасные детали к  этим приспособлениям, одноразовые стаканчики. Основная часть товара поступает на консигнацию от постоянных поставщиков из  г. Самары, и частично из г. Челябинска, г. Ульяновска.

 Фирма имеет расчетный счет в банке. Валютные счета  отсутствуют.

   В 2005 г. розничная торговля облагается единым налогом на вмененный доход, а оптовая торговля  находится на обычном налогообложении.

Законом предусмотрена обязанность налогоплательщиков утверждать учетную политику. Учетная политика действует в течение года и принимается не позднее 31 декабря предыдущего года. Изменяется учетная политика только из-за изменений в Законодательстве РФ или существенных изменений в деятельности предприятия. Основными пунктами, нашедшими  свое отражение в учетной политике ООО «Вита-фарм», стали:

Для целей  бухгаотерского учета:

списание товара и материалов  производится по  средней стоимости;

учет товаров ведется по покупной  стоимости;
оприходование  тары производится  с применением счета 15;

-транспортно-заготовительные расходы учитываются на сч.44 и  впоследствии распределяется на реализованные товары и на остаток  товаров;

-амортизация по основным средствам и НМА начисляется линейным   способом;

распределение затрат между видами деятельности пропорционально   выручке предприятия;

порядок признания доходов и расходов  по оплате ;
рабочий план счетов;

форма первичных документов, самостоятельно разработанных.

ООО «Вита-фарм» - молодое предприятие и   имеет еще недостаточно большую материальную базу. В нее пока входят: четыре легковых автомобилей ИЖ для перевозки воды, дизельный погрузчик. Офисных  зданий, складов, гаражей в собственности нет, они пока арендуются.

В ООО «Вита-фарм» работают 10 человек.

  Для изучения финансового положения организации большое значение отводится экономической характеристике хозяйствующего субъекта, позволяющей проследить эффективность деятельности в целом по организации, проанализировать динамику экономических показателей деятельности за анализируемый период (приложение А).

Каждая организация для осуществления своей деятельности должна иметь ряд необходимых исходных факторов, одним из которых выступают финансовые ресурсы. Источники их образования для каждой организации разные, что оказывает большое влияние на действия ее руководства [18,С.42].


Скачать архив (78.8 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: