Главная » Аудит

Учет и аудит готовой продукции и ее продаж

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ВЫПУСКА, УЧЕТА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКИЦИ. 7

1.1 Понятие и оценка готовой продукции. 7

1.2 Особенности выпуска готовой продукции по фактической себестоимости. 11

1.3 Учет готовой продукции в соответствии с Международными  стандартами финансовой отчетности. 14

Глава 2 УЧЕТ ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «УАЗ». 18

2.1 Элементы учетной политики в части выпуска, учета и продажи готовой продукции на ОАО «УАЗ». 18

2.2 Складской и бухгалтерский учет и инвентаризация готовой продукции на ОАО «УАЗ». 23

2.3 Учет отпуска и продаж готовой продукции. 31

2.4 Расчет фактической себестоимости готовой продукции. 40

2.5 Учет реализации готовой продукции на ОАО «УАЗ». 52

2.6 Учет расходов на продажу. 63

Глава 3 АУДИТ УЧЁТА ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «УАЗ». 66

3.1 Цель и задачи аудиторской проверки. 66

3.2 Методика проведения аудиторской проверки. 67

3.3 Результат аудиторской проверки. 81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 85

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 89

Приложения.........92

 

ВВЕДЕНИЕ

Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - систематическое получение прибыли. Цикл выпуска и продажи готовой продукции является основным процессом деятельности организации.

В этом цикле формируются такие значимые для пользователей бухгалтерской отчетности показатели, как выручка от реализации, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от реализации готовой продукции. Они отражают эффективность основной деятельности предприятия, способность его к расширению своего производственного ассортимента, к удовлетворению социальных и материальных потребностей коллектива, к выполнению обязательств перед бюджетом и другими организациями.

Готовая продукция является частью материально – производственных запасов предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла,  активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов установленных законодательством). Готовая продукция, поступившая на склад, подлежит реализации. Реализация продукции (работ, услуг) представляет собой третью стадию кругооборота средств предприятия, и её задачей является реализация изделий или услуг с целью получения средств для возмещения собственных затрат предприятия и получения прибыли.

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие трудового коллектива. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, то есть составляет себестоимость продукции.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) - это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятия. На размер выручки от реализации влияют: объем выпускаемой продукции, её ассортимент, качество, уровень цен, ритмичность отгрузки, форма расчетов и другие показатели.

В процессе реализации продукции (работ, услуг) формируется конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия - прибыль или убыток. Поэтому вопросы правильной постановки и организации бухгалтерского учета готовой продукции имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений. Весьма существенной является информация о состоянии и движении готовой продукции для исчисления налоговой базы. Правильность определения финансовых результатов, и, соответственно, налога на прибыль и размер прибыли остающейся в распоряжении организации, напрямую зависит от того, насколько точно отражены в бухгалтерском учете и отчетности реализационные операции и, в частности, определения себестоимости готовой продукции.

Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителями. От того, как продается продукция, какой на неё спрос на рынке, зависит, и объем производства Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса потребителя высококачественной продукцией.

Целью исследования дипломной работы является изучение учета выпуска готовой  продукции,  хранения,  отгрузки  и  продажи (реализации), нахождение  путей  увеличения объемов реализации продукции, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат – увеличение прибыли.

Исходя  из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить методологические основы  выпуска, учета и продажи

готовой продукции.

2. Охарактеризовать  учет выпуска и продажи готовой продукции на примере ОАО «УАЗ».

3. Провести аудит учета выпуска готовой продукции и ее реализации на примере ОАО «УАЗ».

В соответствии с нормативными документами задачами учета готовой продукции являются:

- формирование фактической себестоимости готовой продукции. Данная задача решается посредством организации бухгалтерского учета затрат по созданию готовой продукции;

- правильное и своевременное документальное оформление  операций и обеспечение достоверных  данных по поступлению и выбытию готовой продукции;

- контроль за сохранностью готовой продукции в местах ее хранения и на всех этапах ее движения;

  изучение теории учета, аудита выпуска, отгрузки и реализации продукции (работ, услуг);
  оценка постановки и организации бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции (работ, услуг);
  методика проведения аудиторской  проверки по учету выпуска готовой продукции и её реализации;

Объектом исследования по изучаемой теме является ОАО «УАЗ».

Ульяновский автомобильный завод, основанный  в 1941 году на базе эвакуированного из Москвы «ЗиСа», является основным  российским производителем  полноприводных легковых, малотоннажных и грузопассажирских автомобилей.

Сегодня ОАО «УАЗ» входит в число 40 крупнейших компаний России по объемам продаж. Более чем за 60 лет работы предприятия выпущено около 4 млн. автомобилей. Огромную роль в развитии автозавода сыграл приход стратегического инвестора – ОАО «Северсталь». В результате двухлетней «Программы обновления» 20 ноября 2003 года начался серийный выпуск нового внедорожника UAZ HANTER, пришедшего на смену легендарному УАЗ-469.

Продукция ОАО «УАЗ» поставляется практически во все регионы России и ближнего Зарубежья, восстанавливаются и расширяются партнерские связи со странами Западной Европы, Азии, Африки.

 По объему продаж предприятие обладает Европейским призом «Золотой Меркурий».

Бухгалтерский учет на предприятии ведется, согласно Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и другим нормативным документам с учетом изменений и дополнений к ним.

Форма учета основана на использовании электронно-вычислительной техники, обработка учетных данных производится в специальной бухгалтерской программе, разработанной специально для ведения учета  ОАО «УАЗ».

При написании дипломной работы использовались первичные документы, регистры синтетического и аналитического бухгалтерского учета ОАО « УАЗ», а также отчетность по изучаемой теме.

 

Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ВЫПУСКА, УЧЕТА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКИЦИ
1.1 Понятие и оценка готовой продукции

Готовой считается продукция, которая прошла полную обработку, сборку и укомплектование, отвечает требованиям стандартов, условиям договора, принята отделом технического контроля и сдана на склад готовой продукции или передана покупателю.

В состав готовой продукции могут входить автомобили, детали, узлы и полуфабрикаты, если они предназначены для реализации на сторону как запасные части или комплектующие изделия. Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям установленных законодательством.

Продукция, не прошедшая все операции обработки или неукомплектованная, а также не сданная на склад, числится в учете в составе незавершенного производства.

Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях. Количественный учет готовой продукции ведется в единицах измерения, принятых в данной организации, исходя из ее физических свойств (объем, вес, площадь, линейные единицы, или поштучно). В качестве натуральных показателей используются штуки, килограммы. С их помощью ведется аналитический учет и исчисляется количество и масса продукции по ее видам, сортам, размерам.

Условно-натуральные показатели используются для получения обобщенных данных по выпуску однородной продукции. Пересчет продукции в условно-натуральные показатели производится с помощью коэффициентов, исчисляемых в зависимости от содержания полезного вещества в продуктах, длительности производственного цикла, трудоемкости их изготовления.

Готовая продукция организации учитывается  по наименованиям, с раздельным  учетом по отличительным признакам (марки, модели, фасоны и т.д.). Кроме того, учет  ведется  по укрупненным группам продукции: изделия основного производства, товары народного потребления, запасные части и т. д.

С помощью стоимостного показателя ведется аналитический и синтетический учет, определяются показатели выпуска продукции, объем выручки и финансовый результат от продажи продукции. При формировании стоимостных показателей продукция оценивается по нормативной (плановой) и фактической себестоимости, по продажным ценам. При организации аналитического бухгалтерского учета готовой продукции не должно допускаться ведение учета только в количественном выражении, без соответствующей стоимостной оценки.

Данные аналитического и синтетического учета готовой продукции должны обеспечить получение необходимых данных для составления бухгалтерской отчетности.

Для правильной организации синтетического и аналитического учета выпуска, реализации и хранения продукции на складе, а также исчисление финансовых результатов является наличие номенклатуры-перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данным предприятием. При его разработке за основу берется классификация продукции по определенным признакам, позволяющим отличить одно изделие от другого. В номенклатуре- перечне указываются наименование продукции, характеризующие их признаки, единица измерения и учетная цена. Помимо перечня разрабатываются справочники продукции. Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Разрешается  в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения готовой продукции  применять учетные цены.

В качестве  учетных цен  на готовую продукцию могут применяться:

а) фактическая производственная себестоимость;

б) нормативная себестоимость;

в) договорные цены;

г) другие виды цен.

Выбор конкретного варианта учетной цены принадлежит  организации.

Готовая продукция входит в состав оборотных средств предприятия. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н, готовая продукция – является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством) [7, с.7]. 

Согласно Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат [6, с.7].

В текущем периоде готовая продукция может быть оценена с помощью следующих видов оценки:

 - фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции используется сравнительно редко, в основном в организациях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства. Может применяться в организациях с ограниченной номенклатурой массовой продукции;

- неполной производственной себестоимости, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов; может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции;

 -   по оптовым ценам реализации. Оптовые цены используются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывают на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции был самым распространенным, поскольку позволял сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества;

 -    плановой (нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены. Обусловливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Однако если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции. Если же оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не соответствует оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом данного способа оценки готовой продукции является оценка:

-  по сокращенной плановой производственной себестоимости;

- по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога, на добавленную стоимость;

- при выполнении единичных заказов и работ;

-  по свободным рыночным ценам – при учете товаров, реализуемых через розничную сеть [28, с.8].

Но при использовании любого варианта оценки в конце отчетного периода рассчитывается фактическая себестоимость, и учетная оценка доводится до фактической. Правильно организованный синтетический и аналитический учет себестоимости изготовленной, отгруженной и реализованной продукции позволяет обеспечить получение достоверного финансового результата. Реализация готовой продукции – основной источник дохода предприятия. Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на ее производство и сбыт. Себестоимость складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства основных фондов, материалов, топлива и энергии, труда, а также других затрат на производство и реализацию готовой продукции. Себестоимость продукции, является качественным показателем работы предприятия, в котором отражаются все стороны работы, как отдельного предприятия, так и всей промышленности в целом. Объем производства, ассортимент и качество продукции, рациональное использование сырья, топлива и других материалов, использование оборудования и рабочей силы, повышение производительности труда – все эти элементы производственного процесса  в той или иной мере влияют на уровень себестоимости. Снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Необходимые данные для изучения себестоимости  продукции предоставляет бухгалтерский учет.

 
1.2 Особенности выпуска  готовой продукции по фактической себестоимости

Согласно Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001г. № 119н основными задачами учета готовой продукции являются [12, с.88]:

  формирование фактической себестоимости готовой продукции. Данная задача решается посредством организации бухгалтерского учета затрат по созданию готовой продукции. При этом должно быть обеспечено достижение таких целей, как полное и своевременное отражение в учете всех расходов, которые могут быть включены в фактическую себестоимость готовой продукции, а также распределение осуществленных расходов между объемами готовой продукции и объемами незавершенного производства;
  правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по поступлению и выбытию готовой продукции. Эта задача должна решаться при организации бухгалтерского учета на предприятии вообще – то есть учета всех видов имущества и обязательств, так как выполнение данной задачи предполагает, прежде всего, оформление первичных документов бухгалтерского учета, рационализацию их оборота между отдельными структурными подразделениями предприятия, а также обеспечение условий для оперативной обработки таких документов;
  контроль за сохранностью готовой продукции в местах ее хранения и на всех этапах ее движения. Контроль за этой стороной деятельности предприятия осуществляется, как правило, соответствующими комиссиями – создаваемыми на отдельный период или действующими постоянно;
   контроль за соблюдением установленных предприятием норм материальных запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции. Выполнением этой задачи достигается оптимизация размера оборотных средств;
проведение анализа эффективности использования запасов готовой продукции. Данная задача должна решаться при возможности использования результатов анализа при принятии управленческих решений.

К задачам учета отгрузки и реализации готовой продукции относятся [26, с.3]:

  контроль за своевременным и правильным оформлением первичных документов по отгрузке продукции;
  своевременная выписка и предоставление покупателю и банку расчетно-платежных документов;
  обеспечение руководителей предприятия и соответствующих подразделений информацией о наличие и движении продукции  в целях контроля за своевременным оприходованием и отгрузкой, а также сохранностью готовой продукции;
  контроль за своевременным поступлением денежных средств от реализации продукции, сверка взаимных расчетов с покупателями.

Весьма важной задачей для каждой организации является ведение наряду с бухгалтерским, оперативного учета выпуска, отгрузки и реализации продукции.

Учет готовой продукции на складе, в производстве и в бухгалтерии организуется и ведется под руководством главного бухгалтера организации.

Настоящие основные положения предусматривают организацию учета готовой продукции на предприятиях на базе основных принципов оперативно-бухгалтерского метода учета с применением современных средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ.

Основные принципы этого метода учета следующие:

  подлинная оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складах, который ведется материально ответственными лицами в складских карточках или других регистрах;
  систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно в местах хранения за правильностью и своевременностью документирования складских организаций по движению готовой продукции, а также ведение складского учета; предоставление бухгалтерам права проверять соответствие фактических остатков готовой продукции в натуре данным текущего складского учета;
  осуществление бухгалтерского учета готовой продукции в денежном выражении по учетным ценам в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест хранения – складов и групп готовой продукции;
  систематическое подтверждение органической связи между оперативным складским и бухгалтерским учетом сверкой показателей количественного и суммового учета путем сопоставления остатков готовой продукции по данным складского учета, оцененным по принятым учетным ценам, с остатками готовой продукции по данным бухгалтерского учета [21, с.360].

Надежный и эффективный  бухгалтерский учет готовой продукции и операций по ее реализации возможен только при грамотной организации  документооборота, охватывающего большой перечень разнообразных  бланков, ведомостей, карточек и других документов. В настоящее время при учете готовой продукции  и процесса ее продажи  используется следующая совокупность документов:

* сертификат соответствия;

* приемо-сдаточный акт;

* приемо-сдаточная накладная;

* приходный ордер (форма № М-4);

* требование-накладная (форма № М-11);

* накладная на передачу готовой продукции в места хранения (форма МХ- 18);

* накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15);

* накладная (форма № М-19);

* счет-фактура;     и т.д.

 

1.3 Учет готовой продукции в соответствии  с Международными  стандартами  финансовой отчетности

Международные стандарты финансовой отчетности, представляют собой краткое  и, по возможности, простое изложение различных аспектов бухгалтерской отчетности  с пояснениями, каким образом следует оценивать отдельные статьи отчетности, и какая минимальная информация должна быть при этом раскрыта.

Учет запасов должен происходить в системе учета по фактической стоимости приобретения. Основной вопрос в учете запасов - определение величины затрат, подлежащих признанию в качестве актива и переносу на будущие периоды идентификации соответствующих доходов, согласно соотнесению затрат и доходов.

Стандарт рассматривает в качестве запасов следующие активы:

предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности;
находящиеся в виде сырья и материалов, потребляемых в производственном процессе или при предоставлении услуг.

Если деятельность компании относится к сфере услуг, затраты включают в себя затраты на услугу, выручку, прибыль от предоставления которых еще не признана; незавершенное производство; работу аудиторов, архитекторов, юристов, врачей, учителей. Оценка запасов происходит по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цене продаж  в соответствии с концепцией осмотрительности.

Себестоимость запасов включает затраты на приобретение, на переработку и др. При этом необходимо доставить запасы до их настоящего местоположения и довести их до текущего состояния, а именно:

-затраты на приобретение, цена покупки и импортные пошлины;

-затраты на переработку, включающие прямые затраты труда, производственные накладные расходы, переменные накладные расходы, постоянные накладные расходы, распределение которых основывается на производственных мощностях компании при работе в нормальных условиях;

-прочие затраты - такие как разработка продукта для конкретных клиентов, затраты по займам.

Себестоимость запасов у компании, оказывающей услуги, включает затраты, непосредственно связанные с предоставлением услуг (предметы потребления, заработную плату и расходы на персонал, накладные расходы).

При определении себестоимости запасов используются следующие методы:

-   фактических затрат;

- нормативных затрат: в расчет принимается нормальный уровень использования материалов, затрат труда и мощностей; нормативные затраты регулярно проверяются для приближения к фактической стоимости;

- метод розничных цен: применяется в тех случаях, когда метод фактических затрат использовать непрактично; себестоимость определяется путем уменьшения общей стоимости проданных запасов на сопутствующий процент прибыли; для каждой однородной группы статей используется средний процент; принимаются во внимание ценовые скидки.

Себестоимость запасов можно определить, используя следующие способы расчета:

-путем  специфической идентификации индивидуальных затрат;

-по средневзвешенной стоимости;

-первое поступление- первый отпуск ФИФО, основной подход;

-последнее поступление ЛИФО, допустимый альтернативный подход.

Возможная чистая цена продаж определяется как предполагаемая продажная цена за вычетом возможных затрат на выполнение работ и затрат на реализацию. Необходимо учитывать цель, ради которой содержатся запасы на момент расчета.

Списание запасов осуществляется на основе следующих принципов:

- постатейно;

- похожие или связанные друг с другом статьи группируются;

- каждая услуга рассматривается как отдельная статья.

В отчете о прибылях и убытках в качестве расходов рассматривается себестоимость проданных запасов: величина списания; потери запасов; сверхнормативные расходы запасов; не распределенные на затраты производственные накладные расходы.

Финансовая отчетность состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Эта информация требуется широкому кругу пользователей для принятия экономических решений. Среди пользователей финансовой отчетности можно выделить инвесторов, работников, заимодавцев, поставщиков, торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы.

Финансовая отчетность должна раскрывать:

- учетную политику, принятую для оценки запасов, в том числе использованный метод расчета их себестоимости;

-   общую балансовую стоимость запасов и балансовую стоимость по категориям запасов;

-   балансовую стоимость запасов;

-   величину возврата любого списания запасов;

- обстоятельства, которые привели к восстановлению списания запасов;

- балансовую стоимость запасов, заложенных под обеспечение обязательств;

- балансовую стоимость списания, если она необычна по своему размеру, характеру или происхождению;

- себестоимость запасов, списанных на расходы в течение периода.

Операционные затраты, применительно к выручке за период, признанные в качестве расходов в данном периоде, классифицируются по  их характеру.

При использовании метода ЛИФО необходимо учитывать разницу между величиной запасов, показанной в балансе, и наименьшей из себестоимости, рассчитанной по методу ФИФО, средневзвешено (или наименьшей из восстановительной стоимости на конец года).

 

Глава 2 УЧЕТ ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
НА ПРИМЕРЕ ОАО «УАЗ»
2.1 Элементы учетной политики в части  выпуска, учета и продажи готовой продукции на  ОАО «УАЗ»

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета на предприятиях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности предприятий в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Организация, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формирует свою учетную политику  исходя из своей структуры, отрасли  и других особенностей деятельности.

Учетная политика ОАО «УАЗ» была утверждена приказом  за № 802 от 29.12.2005г. и подписана главным бухгалтером, лицом, ответственным за организацию и состояние бухгалтерского учета.

В учетной политике предприятие по затратам на производство и по учету готовой продукции должно установить [22, с.575]:

  выбор способа группировки и списания затрат на производство продукции;
  выбор способа учета готовой продукции;
  выбор способа оценки готовой продукции, незавершенного производства;
  выбор варианта сводного учета затрат на производство;
  выбор метода определения выручки от реализации продукции;
  выбор способов распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;
  выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Под учетной политикой открытого акционерного общества «Ульяновский автомобильный завод» понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета, к  которым относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной  деятельности, организации документооборота, применение счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработка информации  и  иные соответствующие способы и приемы.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регулируется Законом о бухгалтерском учете, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская  отчетность организации [ПБУ 4/99], утвержденным приказом Минфина Р.Ф. от 6 июля  1999г. № 43н, а также иными документами  системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета.

Система регулирования бухгалтерского учета состоит из четырех уровней:

-Первый уровень системы составляют законы и иные законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно  постановку учетного процесса ОАО «УАЗ».

-Второй уровень системы  нормативного регулирования составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета.

-Третий уровень – методические указания по ведению бухгалтерского учета, в которых  раскрывается конкретный  механизм применения общих принципов и положений, изложенных в  ПБУ.

-Четвертый уровень в системе регулирования занимают распорядительные документы ОАО «УАЗ», формирующие учетную политику  в методическом, техническом и  организационном аспектах.

Бухгалтерская отчетность – единая система  данных  об имущественном и финансовом положении организации  и о результатах  ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным нормам.

Согласно учетной политики предприятия, бухгалтерский учет ведется при соблюдении принципов – непрерывности  деятельности ОАО «УАЗ»,  последовательности применения учетной политики, соблюдения требований полноты и своевременности  отражения в бухгалтерском учете всех факторов   хозяйственной деятельности. Ответственность за формирование учетной политики,  своевременное представление  полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет руководитель предприятия.

По кредиту 20 «Основное  производство» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции (выполненных работ и оказанных услуг) произведенной цехами основного производства. Эти суммы списывать со счета 20 «Основное производство» в дебет 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи».   Из учетной политики  ОАО «УАЗ»:

Учет готовой продукции.

Готовая продукция – это часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Продукция признается готовой при  передачи ее на склады цеха комплектации и отгрузки готовой продукции.

Учет «Готовой продукции» ведется на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости, в аналитическом учете  движение отражается по учетным ценам по каждому наименованию.

Аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» ведется по местам хранения и видам готовой продукции. Сумма переоценки готовой продукции отражается в 16 ведомости по строке «Прочие поступления» в том месяце, на первое число которого произошло изменение цен.   Расчет фактической производственной себестоимости  готовой продукции (автомобилей, запасных частей) определяется в разрезе  модификаций (автомобилей), в разрезе групп по номенклатуре (запасные части).

Оценку реализованной  готовой продукции  производить по средней себестоимости. 

Отклонения, относящиеся к остаткам проданной готовой продукции, списываются на счета учета продаж пропорционально нормативной себестоимости проданной готовой продукции.

Согласно учетной политики готовая продукция отражается в балансе по неполной фактической производственной себестоимости. Списание готовой продукции осуществляется по средней себестоимости.

Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации  о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности предприятия, а также  для определения  финансового результата по ним.

Согласно положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина от 06.05.1999 №32н, и Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н, все доходы и расходы организаций в зависимости от характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются :

  доходы и расходы от обычных видов деятельности;
  операционные доходы и расходы;
  внереализационные доходы и расходы;
  чрезвычайные доходы и расходы [8, с.7].

К доходам и расходам от обычных видов деятельности, как правило, в первую очередь относятся доходы и расходы предприятий, связанные с той деятельностью, которая является целью создания предприятия.

Доходами и расходами от обычных видов деятельности является выручка от реализации продукции, поступления связанные с выполнением работ, оказание услуг, расходы, связанные с изготовлением этой продукции [9, с.11].

Выручку признавать в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

-  Общество имеет право на  получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

-    сумма выручки может быть определена;

-  имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод  организации;

-  право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от Общества  к покупателю или работа принята заказчиком  (услуга оказана).

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) на предприятии определяется по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю.

Применяемый метод определения выручки для целей исчисления НДС распространяется на всю налогооблагаемую выручку, независимо от того, на каком счете эта выручка отражается.

Все доходы в отчетности отражаются по принципу существенности, т.е. выручка, операционные и внереализационные доходы, составляющие 5% и более (порог существенности) от общей суммы доходов за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности.

Общепроизводственные расходы распределяются между объектами учета и калькулирования пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, учтенной по этим объектам. Общехозяйственные и коммерческие расходы распределяются пропорционально выручке соответствующих счетов фактур.

На предприятии используется нормативный метод учета затрат и калькулирование себестоимости продукции, при котором затраты учитываются по видам продукции и статьям калькуляции.

Согласно учетной политики ежегодно для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета о готовой продукции и расчетов, связанных с ее реализацией, проводится их инвентаризация. При инвентаризации проверяется фактическое наличие готовой продукции на складе, достоверность учетных данных по отгруженной продукции и расчетов с покупателями, определяются расхождения между фактическими и учетными данными, данные бухгалтерского учета приводятся в соответствии с фактическими данными.

 
2.2 Складской и бухгалтерский учет и инвентаризация готовой продукции на ОАО «УАЗ»

Основным видом деятельности ОАО « УАЗ» является производство малотоннажных автомобилей повышенной проходимости с целью дальнейшей реализации и получения прибыли.

Готовая продукция – конечный продукт производственного процесса предприятия.  Продукция  признается готовой при передачи ее на склады цеха готовой продукции и ее отгрузки.

Наличие достоверной информации о движении готовой продукции, ее себестоимости является необходимым условием  для определения финансовых результатов деятельности завода, обеспечение сохранности запасов, оценки выполнения предприятием своих договорных обязательств. Для целей бухгалтерского учета готовая продукция – является частью материально–производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют требованиям, установленных законодательством.) Основным источником поступления готовой продукции является ее изготовление в организации. Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях. Количественный учет готовой продукции ведется поштучно. На ОАО «УАЗ» выпускается более 16 модификаций  (марок) автомобилей:

Легковой  модельный  ряд:

«31512»    легковой, двигатель 92л.с. тентованный 

«315123»  «люкс»  двигатель 98 л.с., дизель «Андория»

«31514»    «люкс» с металлической крышей, двигатель 98 л.с.

«31519»    металлическая крыша, редукторные мосты

«315143»   дизель «Андория», 5ст. КПП . ЕВРО 0

«3160»      «Huhter»,  автомобиль повышенной проходимости

«3162»      «PATRIOT» двигатель с микропроцессорным управлением

Грузовой  модельный ряд:

«3303»     бортовой, грузоподъемностью – 850 кг.

«33036»  бортовой тентованный, «люкс», грузоподъемность-1,3 т.

«2746»    изотермический фургон, салон « люкс», двигатель 98 л.с.

«3909»    фермер,двиг.2,4 л.

«39094»   комфортабельный фермер с 5- местной кабиной, тент

«3962»    санитарный, двигатель 2,89 л.  УМЗ

«2206»    автобус, 11 мест

«3741»    фургон цельнометаллический 

«23602»   новый грузовой, инжекторный, мосты типа спайсер   

Качественная постановка учета операций по поступлению готовой продукции должна предусматривать предварительное проведение комплекса взаимосвязанных процедур, включая:

Проверку соответствия фактического количества поступивших ценностей с данными, указанными в сопроводительных документах, а также проверку наличия в них соответствующих отметок, подтверждающих проведение контроля качества выпущенной продукции.

Автомобили с «Основного производства» передаются на склад готовой продукции (стол учета автомобилей) на основании приемо-сдаточной  накладной, которая печатается  в  четырех  экземплярах:

1 экземпляр    -      для отдела сбыта    (стол учета, бухгалтерия)

2  экземпляр   -      «Основное производство» (для цеха-сдатчика)

3 экземпляр   -       крепится на автомобиль

4 экземпляр   -       для отдела выдачи ПТС

Приемо-сдаточная накладная (приложение А) содержит: WIN (Международный идентификационный номер), модель автомобиля, учетный №, № шасси, № двигателя, цветность, скидки и доплаты (на пример: + литые диски, - муфта ЭЛМО и т.д.).  На каждом  экземпляре  приемо-сдаточной накладной ставится штамп ОТК (отдел технического контроля). Мастер стола учета автомобилей (кладовщик) на основании данных сопроводительных накладных фиксирует количество поступивших ценностей в карточках учета готовой продукции и вводит данные принятого автомобиля в электронную базу данных  цеха отгрузки. В настоящее время на заводе применяются карточки учета материалов типовой межотраслевой  формы № М-17 (утверждена постановлением Госкомстата России № 71а). Карточки ведутся  по каждой марке автомобилей.  Автомобили принятые и прошедшие отдел технического контроля хранятся на территории  цеха отгрузки автомобилей. Территория оборудована специальными, изолированными  площадками  с пожарной сигнализацией, охраняемые стрелками ВОХР, собаками,  что отвечает  требованиям сохранности продукции. Каждой площадке (складу) приказом по подразделению завода присваивается постоянный номер, который указывается во всех  документах,  относящихся к операциям данной площадки (склада). Размещение материальных запасов  должно обеспечивать  их надлежащие хранение, быстрый поиск.

Определен круг лиц, ответственных за приемку и отпуск автомобилей с территории сбыта, за сохранностью вверенных им материальных ценностей, заключение с этими  лицами  в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности. Карточки складского учета автомобилей открываются  на календарный год по моделям (маркам) автомобилей. В карточки вносят реквизиты: номер площадки (склада), полное наименование материальных  ценностей (марки), единица измерения, учетная цена (проставляется бухгалтером) и др.

Автомобили располагаются  в заранее установленных местах по модификациям, таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска, проверки наличия. Учет готовой продукции на складе ведет материально ответственное лицо, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Учет ведется по  маркам  автомобилей. Ежедневно мастер стола учета автомобилей вводит первичную информацию в информационную систему завода с первичных документов (приемо-сдаточной накладной), ведет складской учет поступления и отгрузки автомобилей.

Все приемо-сдаточные накладные поступления автомобилей на склад передаются в бухгалтерию Дирекции по сбыту, где ведется ежедневный учет поступления продукции по учетным ценам для формирования ежемесячной оборотной ведомости движения готовой продукции по складу. В конце каждого месяца идет выверка прихода готовой продукции на склад, путем формирования табуляграмм по приходу. Кладовщик «Основного производства» и мастер стола учета автомобилей сбыта сверяют данные поступления автомобилей на основании первичных документов, табуляграмм по приходу «Сводка о движении готовой продукции» (приложение Б).

Бухгалтерия Дирекции по сбыту ежедневно проверяет правильность поступления готовой продукции  на склад и ведет аналитический учет поступившей продукции. В бухгалтерской отчетности показывают только общие данные о состоянии и движении готовой продукции. На основании данных оборотной ведомости  бухгалтерская служба проводит выверку остатков готовой продукции (в количественном  выражении).

Для обобщения данных о выпуске  за отчетный период используется  накопительная ведомость, в которую переносятся данные о количестве выпушенных автомобилях за день, с указанием даты, модификации, проставляется учетная цена. По окончании отчетного периода в ведомости подсчитывается общее количество каждой модификации автомобилей. Путем умножения цены на количество определяется стоимость по учетным ценам  выпуска каждого вида автомобилей, а затем подсчитывается стоимость по учетным ценам всей принятой продукции (автомобилей). В конце каждого месяца бухгалтерия «Основного производства» сверяет данные по приходу автомобилей в цех отгрузки с данными бухгалтерии Дирекции по сбыту на основании « Ведомости поступления готовой продукции » (Рапорт поступления готовой продукции) (приложение В), где указывается:

- модификация (марка) автомобиля;

- количество (штуки);

- учётная цена.

Рапорт подписывается начальником цеха сдачи «Основного производства», бухгалтером «Основного производства» с одной стороны  и начальником цеха отгрузки, бухгалтером с другой стороны. Рапорт печатается в трех экземплярах:

- 1 -  в бухгалтерию «Основного производства»;

- 2 -  в бухгалтерию сбыта;

- 3 -  в отдел экономического учета  автозавода.  

Регистры бухгалтерского учета ведутся в электронном виде (в отдельных случаях – на бумажном носителе) в соответствии с журнально-ордерной формой учета.

Правильное и своевременное документальное оформление  операций и обеспечение достоверных данных по поступлению  готовой продукции – одна из важных задач в организации бухгалтерского учета  готовой продукции.

Сумма фактической себестоимости сданной готовой продукции на склад отражается на Дебете счета 43 «Готовая продукция» и Кредите счета 20 «Основное производство». На счете 20 учитываются расходы организации, связанные с производством продукции (автомобилей). Все производственные расходы по способу  отнесения  их на себестоимость делятся на прямые и косвенные. Прямые расходы непосредственно связаны с процессом производства (заработная плата рабочих основного и вспомогательного производств, стоимость материалов, списанных в производство, расходы по содержанию производственного оборудования). Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции, управлением и обслуживанием основного производства (заработная плата административного персонала, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы).  Счет 43 «Готовая продукция» - активный, инвентарный, предназначен для общения информации о наличии и движении готовой продукции. Стоимость  выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 не отражаются, а фактические затраты по мере выполнения списываются со счета учета затрат на производство на счет 90 «Продажи». Приход готовой продукции отражается в 16 ведомости «Учет  движение готовой продукции, реализации продукции и материальных ценностей». В бухгалтерии Дирекции по продажам 16 ведомость «Учет  движения готовых изделий, реализации продукции и материальных ценностей» ведется по оптовым  (учетным)  ценам. (приложение Г). Составляется оборотная ведомость (табуляграмма) по движению готовой продукции, в которой отражаются:

- наименование материальных ценностей и их отличительные признаки;

- единица измерения;

-  учетная цена;

- остаток на начало месяца;

- приход за отчетный период;

- расход за отчетный период;

- остаток на конец отчетного периода (приложение Д).

В графах  оборотной ведомости «Движение готовой продукции» отражаются операции, а также итоги по приходу и расходу готовой продукции.

Ежемесячно, согласно Учетной политики  ОАО «УАЗ»,  на складе готовой продукции хранения автомобилей проводится инвентаризация. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» указано, что в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности  предприятие обязано проводить  инвентаризацию имущества, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются  остатки готовой продукции, ее состояние и оценка. Инвентаризация – проверка фактического наличия  имущества и товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении путем  сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризации подлежат:

- все имущество независимо от места нахождения;

- все виды финансовых обязательств; 

- имущество, не  учтенное ранее по каким-либо причинам.

В процессе инвентаризации  проверяются:

-сохранность товарно-материальных ценностей;

- правильность их хранения, отпуска;

- порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств предприятия различают полную и частичную инвентаризации, а по времени плановые и внезапные. Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств предприятия. Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества. Порядок и сроки  проведения инвентаризации (за исключением случаев обязательной инвентаризации) определяются руководителем  или главным бухгалтером организации. Для  этой цели силами постоянно действующей  инвентаризационной  комиссии, персональный состав, который утверждается  руководителем проводится выверка физического наличия остатков готовой продукции с данными бухгалтерского учета (остатками ценностей, указанных в оборотных ведомостях движения готовой продукции). Проверка фактического  наличия  готовой продукции производится при обязательном участии материально ответственных лиц. На  имущество, находящиеся  на ответственном хранении, составляются отдельные описи. Складские операции  в период проведения инвентаризации не проводятся. Инвентаризация  на складе готовой продукции ОАО «УАЗ» проводится  ежемесячно 1 числа каждого месяца. Инвентаризация проводится на основании приказа руководителя, где указывается состав инвентаризационной комиссии, обязательным членом которой является работник бухгалтерии. Рабочая комиссия  переписывает фактическое наличие автомобилей, находящиеся на стоянках, в рабочую ведомость, где указывается  модель автомобиля, учетный №, № шасси. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную ведомость остатка готовой продукции на складе. Наименование инвентаризуемых ценностей (автомобилей), их количество указываются в описи по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Инвентаризационные ведомости  заполняются материально ответственными  лицами  по маркам автомобилей, учетному №, № шасси в количественном выражении. Бухгалтер проставляет  данные бухгалтерского учета в  количественном и стоимостном выражении. 


Скачать архив (101.9 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: