Главная » Аудит

Учет и аудит безналичных расчетов

Содержание

Введение………. 3
Глава 1.Теоретические основы безналичных расчетов в кредитных организациях ….5
1.1            Экономическая сущность, задачи и принципы организации безналичных расчетов......5
1.2            Формы безналичных расчетов действующие на современном этапе ....17

Глава 2 Организация бухгалтерского учета безналичных расчетов в Барышском отделении №4260 Сберегательного банка РФ…..31

2.1 Организация безналичных расчетов по расчетным счетам юридических и физических лиц ..…...31

2.2 Учет расчетных операций осуществляемых через корреспондентские счета  кредитных организаций.....49

2.3 Учет и документальное оформление межфилиальных расчетов...56

Глава 3 Аудит безналичных расчетов в Барышском отделении №4260 Сберегательного банка РФ ….….63

3.1 Экономическая сущность аудита безналичных расчетов.…......63

3.2 Методика проведения аудита безналичных расчетов ..……66

3.3 Рекомендации по  совершенствованию учета безналичных расчетов  в. Барышском ОСБ №4260........74

Заключение…….76

Список использованных источников……...78

Приложения………81

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в условиях рыночной экономики формирование эффективно функционирующей банковской системы, способной обеспечить мобилизацию финансовых ресурсов и их концентрацию на приоритетных направлениях структурной перестройки экономики, имеет неоценимую практическую ценность.

Банковская система в экономике народного хозяйства, связанной с рыночными отношениями, характеризуется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, коммерческие банки регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу включая количество наличных денег, находящиеся в обращении.

Залог снижения темпов инфляции – это стабилизация роста денежной массы, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Экономическая информация необходима для управления современными банками, позволяющая принимать управленческие решения, о формировании ресурсов и их размещении, достигнутых результатах, наличии резервов на возможные потери по банковским операциям. Система, обеспечивающая банки такой информации, и есть бухгалтерский учет.

Учет в банках тесно связан с учетом в других отраслях экономики. Эта связь определяется деятельностью банков по расчетному, кассовому, кредитному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений. Выполняемые банком операции находят отражение в бухгалтерском учете банков, предприятий и учреждений.

Значительную долю, среди операций коммерческих банков, в настоящее время занимают безналичные расчеты.

Целью работы является изучение состояния бухгалтерского учета и контроля безналичных расчетов в Барышском отделении №4260 Сберегательного банка РФ и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Для реализации поставленной цели поставлены следующие задачи:

- изучить экономическую сущность и содержание безналичных расчетов;

- рассмотреть основные принципы системы безналичных расчетов;

- раскрыть основные формы безналичных расчетов;

- изучить учет и контроль организации расчетных операций в Барышском отделении №4260 Сберегательного банка РФ;

- дать оценку состояния учета и контроля организации расчетных операций в Барышском отделении №4260 Сберегательного банка РФ;

- определить направления совершенствования учета безналичных расчетов.

Объектом изучения является Барышское отделение №4260 Сберегательного банка РФ.

Теоретическую основу работы составили нормативные акты, регулирующие вопросы хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета в банках: Гражданский и Налоговый кодексы РФ, Федеральный закон N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 05.12.02 г. N 205-П, Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», Положение ЦБР от 01.04.2003 г. N 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ».

Практическую основу составляют внутренние Положения и инструкции, а так же данные бухгалтерского учета Барышского отделения №4260 Сберегательного банка РФ.

 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ безналичных  расчетов в кредитных организациях

1.1 Экономическая сущность, задачи и принципы организации безналичных расчетов

В процессе хозяйственной деятельности между различными субъектами экономических отношений осуществляются денежные расчеты. Денежные расчеты возникают также при выполнении предприятиями и организациями финансовых обязательств по платежам в бюджет. ссудам банка и другим обязательным платежам. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся  как с использованием наличных денежных средств, так и в безналичном порядке.

Денежные расчеты осуществляются в форме движения наличных денег и денег в безналичной форме. Безналичные расчеты являются основой банковских расчетных операций. Безналичные расчеты — это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Совокупность безналичных расчетов и экономических отношений, возникающих по их поводу, формирует систему безналичных расчетов, которой присущи различные национальные особенности.

Преобладающим является безналичный денежный оборот, сущность которого состоит в том, что платежи производятся путем перечисления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя средств. Система безналичных расчетов — это совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота [23, с.125].

Безналичные расчеты осуществляются без участия наличных денег посредством движения денежных средств через счета в банках и путем зачета взаимных требований. При проведении безналичных расчетов расчетно-денежная документация составляет основу документооборота.

Конкретное применение тех или иных документов определяется формой безналичных расчетов, которая включает в себя установленные законодательством документы и способ платежа.

Выделяются следующие способы платежа:

-  перечисление денежных средств с расчетных и других счетов плательщиков на счета получателей;

- зачет взаимных требований плательщиков и получателей (клиринг) с перечислением на соответствующие счета участников зачета лишь незачтенной суммы;

- гарантированный платеж получателя, который может осуществляться банком из средств, специально созданного депозита плательщика, а также без такового.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Используются следующие формы безналичных расчетов:

- платежными поручениями;

- - расчеты по инкассо;

- расчеты чеками;

- расчеты аккредитивами.

Система организации безналичных расчетов – не просто набор взаимосвязанных элементов. Организация этой системы базируется на трех составляющих [5, ст.12]:

- совокупность принципов организации безналичных расчетов, обязательных для соблюдения всеми ее субъектами хозяйственных отношений;

- система счетов, позволяющая осуществлять платежи и расчеты в безналичной форме;

- система платежных форм, документов и правил документооборота.

Схематично система безналичных расчетов представлена на рисунке 1.

 

Система счетов клиентов для проведения расчетов

Расчетно-денежные документы

Система безналичных расчетов

Расчеты по товарным операциям

Расчеты по нетоварным операциям

Способы платежа

Виды платежа

Принципы организации безналичных расчетов

                               

Формы безналичных расчетов

 

Рисунок 1 –  Система организации безналичных расчетов

Система расчетов – динамическая и должна отвечать требованиям хозяйственной жизни. Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемости средств.

Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах и нормативных документах.

Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и вписываться в международные расчетные отношения.

Все безналичные расчеты осуществляются по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленный в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание - денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Расчетные документы вне зависимости от формы должны соответствовать требованиям установленных стандартов. Обязательными реквизитами расчетных документов является:

- наименование расчетного документа и код формы по ОКУД, ОКОП;

- номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

- вид платежа;

- наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

- наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

- назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);

- сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

- очередность платежа;

-  вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;

- подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных  случаях).

Банковские расчетные документы действительны к предъявлению в банк в течение десяти дней, не считая дня их выписки [8, с.274]. Расчетные документы принимаются к исполнению при наличии подписей лиц, имеющих право подписи при совершении расчетно-денежных операций по счетам в банке в количестве экземпляров, необходимом для банка и всех участвующих в расчетах сторон.

Банковские расчетные документы по операциям предпринимателей без образования юридического лица принимаются к исполнению при наличии в них одной подписи, указанной в карточке, идентичной с образцом подписи, без оттиска печати. Банковские расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).

Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительной техники.

Изготовление копий бланков расчетных документов, полученных на множительной технике, допускается при условии, если копирование производится без искажений и все экземпляры заполнены идентично.

Банковские расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета [19, с.98].

Все реквизиты, оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими. Списание банком денежных средств производиться на основании первого экземпляра, который после проводки помещается в документы дня.

Банковские расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы. Прием документов производится в дни и время работы банка с клиентами. Банк обязан зачислять поступающие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего подтверждающего документа, если более короткий срок не предусмотрен в договоре банковского счета (это относится как к выдаче, так и к перечислению средств). Зачисление на счет клиента денежных  средств только по поступившим первичным документам (распечатанным или прибывшим по банковской почте) невозможно до фактического зачисления суммы на корреспондентский счет банка (30102) и получения соответствующей выписки.

Банковские расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня. При этом документы, принятые банком в течение операционного дня, проводятся в этот же день.

Проверка банком расчетных документов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.

Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра документа или на основании документа, переданного по телефаксу.

Если используются электронные каналы связи между клиентом и банком, в том числе использование систем «Клиент — Банк», списание средств может происходить по электронной копии платежного документа, причем, защищенной сложной цифровой подписью, ключ которой функционально является неким аналогом человеческой подписи.

Банковские расчетные документы неисполненные банком могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные – в сумме остатка. Частичный отзыв по расчетным документам не допускается [21, с.184]. Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя).

Полученные банком заявления на отзыв расчетных документов  регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции бухгалтером, предварительно завизировав их у главного бухгалтера, и передаются ответственному исполнителю [24, с.173].

Заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк.

Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв. Бухгалтер, получив заявление, подбирает документы для отзыва, изымает из картотеки и направляет их в банк поставщика с указанием причин возврата. Отозванные платежные поручения возвращаются банками плательщикам; расчетные документы, полученные в порядке расчетов по инкассо - получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.

Расчетные документы, поступившие в банк в порядке расчетов по инкассо, возвращаются получателям средств (взыскателям) через обслуживающий их банк с указанием даты закрытия счета. При возврате расчетных документов банком составляется их опись, подлежащая хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.

При возврате принятых, но не исполненных по тем или иным причинам расчетных документов отметки банков, подтверждающие их прием к исполнению, перечеркиваются соответствующим банком. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования и инкассового поручения делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата, штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника.

В журнале регистрации платежных требований и инкассовых поручений делается запись с указанием даты возврата [9, с.47].

При закрытии счета клиента платежные поручения возвращаются клиенту. Расчетные документы, поступившие в порядке инкассо, возвращаются получателям средств. Возврат происходит через обслуживающий их  банк с указанием даты закрытия и при этом регистрируется в журнале исходящей корреспонденции.

Существовавшая в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции.

При этом действовали жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности предприятий за выполнение своих договорных обязательств. Эти принципы строго регламентировали:

- место платежа – банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов);

- время платежа – после отгрузки продукции или оказания услуг;

- согласие плательщика (акцепт) – как основание платежа;

- источник платежа – собственные средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение;

- форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.

Указанные принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа.

Развитее рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации [20, с.226].

На современном этапе организация расчетов базируется на определенных принципах. Принципы организации расчетов, по влиянию на экономику, можно подразделить на основные и специфические принципы.

К основным принципам можно отнести принципы, существование и важность которых неоспоримы при любых экономических системах и политических формациях, а к специфическим — действуют в зависимости от политической формации.

Соблюдение всех принципов в совокупности, то есть основных и специфических, позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Принципы служат главными ориентирами при разработке порядка расчетов, их технического и документального оформления, а также организации оперативно-бухгалтерской работы участников расчетов.

В рыночных условиях хозяйствования основным принципом является принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения [22, с.227].

Важные принципы организации безналичных расчетов: срочность и обеспеченность платежа. Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов, строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, коллективных договорах на выплату заработной платы или в иных соглашениях.

Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью свого бизнеса [20, с.139].

Система безналичных расчетов должна быть организованна таким образом, чтобы максимально сокращался срок осуществления платежа, поэтому одним из важнейших принципов осуществления безналичных расчетов состоит в том, что постоянно расходуемые предприятиями на производственные нужды средства должны своевременно возмещаться за счет платежей от покупателей. Сбои в соблюдении этих сроков приводят к замедлению кругооборота средств, что может обернуться платежным кризисом.

Установление принципа срочности имеет важное прикладное значение, поскольку субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, имеют возможность правильно организовать деятельность по управлению ликвидностью своего баланса, рационально спланировать денежный оборот, четко определив потребность в заемных средствах.

Классификация срочности платежа рассматривается относительно момента наступления платежа и момента сделки.

Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателями денежных средств.

В зависимости от характера используемых средств, следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа.

Оперативную обеспеченность платежа обуславливает наличие у плательщика достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера), а так же форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства. Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей.

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов. Проведение расчетов через банк должно обуславливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственность за свои действия.

Принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Списание денежных средств со счета осуществляется кредитной организацией на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом.

Если на расчетных счетах клиентов денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений владельца счета и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом [22, с.231].

Если денежных средств на счете недостаточно, для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, оплата производится в очередности, установленной законодательством:

- первая очередь — списание средств по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- вторая очередь — списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

- третья очередь — списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

четвертая очередь — производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет;
пятая очередь — списание денежных средств, перечисление или выдача  денежных по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

- шестая очередь — списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа [1, ст.855].

В платежных документах по перечислению средств (получению платежа) в правой стороне в специально отведенных графах клиенты проставляют очередность платежей в соответствии с очередностью, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации. Ограничение прав владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

- корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

- корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

- счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

- счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации [12, с.131]. Немаловажное значение в условиях рыночной экономики приобретает контроль всех участников системы безналичных расчетов за правильностью из совершения и соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

При этом следует учитывать ряд особенностей проведения такого контроля как со стороны различных органов, так и о стороны банков. Каждое предприятие одновременно выступает и продавцом и покупателем. Выступая покупателем, оно осуществляет контроль за своевременностью и правильностью исполнения своих обязательств перед поставщиками на основе заключенных договоров.

Выступая поставщиком своей продукции, предприятие заинтересованно в увеличении объема выручки и доходов, поэтому контроль осуществляется с целью повышения уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращения отсрочек платежей, потерь крупных сумм.

Коммерческие банки, являясь посредниками в расчетах, призваны осуществлять контроль за соблюдением установленных правил ведения безналичных расчетов.

 

1.2 Формы безналичных расчетов действующие на современном этапе

Осуществление безналичных расчетов регулируется Гражданским кодексом, предусмотрены следующие формы безналичных расчетов( [1] ст.855)

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками. Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

Барышское отделении №4260 Сберегательного банка РФ использует следующие формы расчетов: платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения и очень редко – аккредитивы. Рассмотрим подробно эти формы расчетов.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке [18, с.85].

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренным законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый в банковской практике обычаями делового оборота. Представляет собой поручение предприятия обслуживающей кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета. Плательщик представляет поручение на бланке установленной формы.

Платежными поручениями могут производиться:

- перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

- перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

- перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060. После проверки правильности заполнения и оформления платежных поручений на всех экземплярах ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. В последнем экземпляре платежного поручения проставляется штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, а затем возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению [15, с.164].

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а так же если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указание даты. Оплата платежных поручений производиться по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер формы 0401066 [27, с.93].

При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка.

Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка. На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка «Частичная оплата». Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения.

Если осуществляется частичная оплата по платежному поручению, то первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика.

Когда осуществляется последняя частичная оплата по платежному поручению, то первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платежного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платежного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счета.

Плательщика банк обязан информировать об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

Необходимо отметить, что в Барышском отделении № 4260 Сберегательного банка РФ расчеты платежными поручениями производятся наиболее чаще. Этому способствует созданные экономические условия в настоящее время.

Следующая форма расчетов, используемая на практике достаточно ограниченно – аккредитивная форма расчетов.

Аккредитив - это условное денежное обязательство, принимаемое банком -эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Существуют следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными) [11, с.178].

Для того чтобы открыть покрытый (депонированный) аккредитив банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Аккредитив является отзывным, если он может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

 Аккредитив является безотзывным в том случае, если аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.

Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива. Аккредитив предназначен для расчетов только с одним получателем средств [11, с.180].

На основании договора устанавливается порядок расчетов, и отражаются следующие данные:

- наименование банка-эмитента;

- наименование банка, обслуживающего получателя средств;

- наименование получателя средств;

- сумма аккредитива;

- вид аккредитива;

- способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;

- способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;

- полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;

- сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов;

- условие оплаты (с акцептом или без акцепта);

- ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву [11, с.181].

Для открытия аккредитива плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив на бланке формы 0401063, в котором, кроме обязательных реквизитов, плательщик обязан указать:

- вид аккредитива (при отсутствии указания на то, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным);

- условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);

- номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве;

- срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия;

- полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву;

- наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).

Если отсутствует хотя бы один из этих реквизитов, то банк отказывает в открытии аккредитива.

При осуществлении расчетов по покрытому (депонированному) аккредитиву плательщик указывает в аккредитиве номер лицевого счета, открытого на балансовом счете 40901 «Аккредитивы к оплате» исполняющим банком на основании заявления получателя средств, составленного в произвольной форме, доводимый исполняющим банком до сведения получателя средств, а получателем средств - до сведения плательщика [25, с.217].

При выставлении непокрытого (гарантированного) аккредитива поле «Счет N (40901)» в аккредитиве не заполняется.

Затем поступившие от банка-эмитента денежные средства по покрытому (депонированному) аккредитиву зачисляются исполняющим банком на открытый для осуществления расчетов по аккредитиву отдельный лицевой счет балансового счета 40901 «Аккредитивы к оплате». При поступлении от банка-эмитента непокрытого (гарантированного) аккредитива сумма аккредитива учитывается на внебалансовом счете 91305 «Гарантии, поручительства, полученные банком».

Получатель средств, для получения денежных средств по аккредитиву, представляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов формы 0401065, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Указанные документы должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива.

Исполняющий банк обязан проверить соответствие документов, представленных получателем средств, документам, предусмотренным аккредитивом, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и оттиска печати получателя средств образцам, заявленным в карточке с образцами подписей и оттиска печати [14, с.34].

Сумма, указанная в реестре счетов, зачисляется на счет получателя средств. Первый экземпляр реестра помещается в документы дня банка в качестве основания списания денежных средств с лицевого счета, балансового счета 40901 «Аккредитивы к оплате» по покрытому (депонированному) аккредитиву, или основания списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющем банке, по непокрытому (гарантированному) аккредитиву.

Одновременно сумма использованного непокрытого (гарантированного) аккредитива списывается с соответствующего лицевого счета внебалансового счета 91305 «Гарантии, поручительства, полученные банком». Второй экземпляр реестра с приложением товарно-транспортных и иных требуемых условиями аккредитива документов, а также третий экземпляр направляются банку-эмитенту для вручения плательщику и одновременного отражения по внебалансовому счету  90907 «Выставленные аккредитивы» или 91404 «Гарантии, выданные банком» в зависимости от вида аккредитива.

Если были допущены нарушения, при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Далее рассмотрим расчеты чеками как одну из форм безналичных расчетов. В настоящее время эта форма расчетов используется ограничено.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержателем является  юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком является банк, в котором находятся денежные средства чекодателя [22, с.241].

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. При этом чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникщих вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете 91207 «Бланки строгой отчетности».

Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Чеки кредитных организаций могу использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.

В межбанковских расчетах чеки применяются на основании договоров, заключаемых с клиентами, и межбанковских соглашений о расчетах чеками в соответствии с внутрибанковскими правилами проведения операций с чеками.

Межбанковское соглашение о расчетах чеками предусматривает:

- условия обращения чеков при осуществлении расчетов;

- порядок открытия и ведения счетов, на которых учитываются операции с чеками;

- состав, способы и сроки передачи информации, связанной с обращением чеков;

- порядок подкрепления счетов кредитных организаций – участников расчетов;

- обязательства и ответственность кредитных организаций – участников расчетов;

- порядок изменения и расторжения соглашения.

Внутрибанковские правила проведения операций с чеками предусматривают:

- форму чека, перечень его реквизитов и порядок заполнения чека;

- перечень участников расчетов данными чеками;

- срок предъявления чеков к оплате;

- условия оплаты чеков;

- ведение расчетов и состав операций по чекообороту;

- бухгалтерское оформление операций с чеками;

- порядок архивирования чеков.

При получении чека от типографии эмитировавшем его банком делается проводка: Дт 91207 «Бланки строгой отчетности» и Кт 99999.

При пересылке бланков чеков банкам корреспондентам делаются записи по внебалансовым счетам: Дт 91207 «Бланки строгой отчетности» и Кт по разным лицевым счетам [13, с.183].

Следующей формой безналичных расчетов, используемой в настоящее время, является расчеты по инкассо. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014, составляемом в двух экземплярах.

Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати. После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя.

При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка – эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств [22, с.236].

Банк – эмитент, принявший на инкассо расчетные документы. Принимает на себя обязательство доставить их по назначению.

Не принятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента. Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо.

Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся в банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов, сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования и инкассовые поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» [14, с.43].

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Расчеты, посредством платежных требований, могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Платежное требование составляется на бланке формы  0401061, в платежном требовании указываются:

- условие оплаты;

- срок для акцепта;

- дата отсылки (вручения) плательщику;

- наименование товара (выполнения работ, оказания услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнения работ, оказания услуг) и другие реквизиты.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

- установленных законодательством;

- предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

На всех экземплярах принятых исполняющим банком платежных требований ответственный исполнитель банка проставляет дату, по наступлении которой истекает срок акцепта платежного требования. При исчислении даты в расчет принимаются рабочие дни. День поступления в банк платежного требования в расчет указанной даты не включается.

Плательщик в течение срока, установленного для акцепта, представляет в банк соответствующий документ об акцепте платежного требования либо отказе полностью или частично от его акцепта по основаниям, предусмотренным в основном договоре.

Плательщик может предоставить исполняющему банку, в договоре банковского счета, право оплачивать платежные требования, предъявленные к его счету любыми или указанными плательщиком кредиторами при неполучении от плательщика документа об акцепте.

Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта оформляется заявлением об акцепте по форме 0401004. При акцепте платежных требований заявление составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр оформляется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика.

При полном или частичном отказе от акцепта заявление составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика. Ответственный исполнитель банка проверяет правильность и полноту оформления клиентом заявления об акцепте и проставляет на всех экземплярах свою подпись и оттиск штампа банка с указанием банка. Последний экземпляр документа возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления [5, ст.10.8].

Акцептованное платежное требование списывается мемориальным ордером с внебалансового учета. Экземпляр заявления вместе с первым экземпляром платежного требования помещаются в документы дня.

При неполучении в установленный срок заявления об акцепте или отказе от акцепта платежное требование списывается мемориальным ордером с внебалансового счета на следующий рабочий день после истечения срока акцепта.

В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание.

Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие, специальным распоряжением. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).


Скачать архив (76.8 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: