Главная » Сельское хозяйство

Бюджетное финансирование сельского хозяйства

Оглавление

Введение

Глава 1      . Сельское хозяйство в системе региональной экономики

.1 Роль, функции и отраслевая структура сельского хозяйства

.2 Источники финансирования сельского хозяйства

Глава 2. Анализ расходов бюджета на финансирование АПК в Нижегородской области

2.1 Экономическая характеристика сельского хозяйства Нижегородской области

.2 Анализ расходов бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства в Нижегородской области

Глава 3. Методы и пути совершенствования бюджетного финансирования сельского хозяйства

3.1 Анализ эффективности использования средств бюджета на поддержку сельского хозяйства

.2 Пути совершенствования бюджетного финансирования на поддержку сельскохозяйственного производителя

Заключение

Список литературы

Введение

Россия исторически была аграрной страной и одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные отрасли страны разнообразны: производство зерновых культур, животноводство, овощеводство и многое другое

Актуальность темы исследования. Агропромышленный комплекс является одной из важнейших отраслей экономики любого государства.

Он производит жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления.

В современных макроэкономических условиях предприятиям агропромышленного комплекса требуется эффективный источник финансирования, прежде всего, для обновления основных фондов. Именно этим обусловлена актуальность темы курсовой работы

Предметом исследования курсовой работы является бюджетное финансирование агропромышленного комплекса.

Цель работы - изучение и анализ бюджетного финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области.

Научная база. Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения современной экономической теории, системный подход к изучению исследуемых социально-экономических явлений и процессов в российской экономике, труды и разработки ведущих экономистов - аграрников. В работе использованы положения, содержащиеся в Российских законах, Указах Президента России, других правительственных и нормативных документах, а также материалы всероссийской и местной статистики, опубликованные в печати.

Глава 1     
. Сельское хозяйство в системе региональной экономики

.1      Роль, функции и отраслевая структура сельского хозяйства

Агропромышленный комплекс (АПК) - крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя. Это совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку ее потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство.

АПК включает 4 сферы деятельности:

.        Сельское хозяйство - ядро АПК, которое включает растениеводство, животноводство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и т. д.

2.      Отрасли и службы, обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства и материальными ресурсами: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, химикатов и др.

.        Отрасли, которые занимаются переработкой сельскохозяйственного сырья: пищевая промышленность, отрасли по первичной переработке сырья для лёгкой промышленности.

.        Инфраструктурный блок производства, который занимается заготовкой сельскохозяйственного сырья, транспортировкой, хранением, торговля потребительскими товарами, подготовка кадров для сельского хозяйства, строительство в отраслях АПК.

Сельское хозяйство - отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1 млрд экономически активного населения (ЭАН). От состояния отрасли зависит продовольственная безопасность государства.

Сельское хозяйство входит в состав агропромышленного комплекса и включает в себя следующие основные отрасли:

.        Растениеводство. Отрасль подразделяется по виду выращиваемых растений:

зерновые культуры (пшеница, ячмень, рожь, овёс, рис, кукуруза, гречиха, сорго и др.); зернобобовые культуры (горох, фасоль, чечевица, соевые бобы и др.); кормовые культуры (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые бахчевые культуры); технические культуры: а) пищевые культуры (сахарный тростник, сахарная свёкла, хмель, крахмалоносные культуры, лекарственные растения); б) текстильные культуры (хлопчатник, лён, джут, конопля); в) каучуконосы (гевея); овоще-бахчевые культуры: а) картофель, б) листовые культуры (капуста, салат, шпинат, укроп, листовая петрушка и др.); в) плодовые культуры (томат, огурец, тыква, кабачок, патиссон, баклажан, перец); г) луковичные культуры (лук и чеснок); д) корнеплоды (морковь, столовая свёкла, пастернак, петрушка, сельдерей, репа, редис, редька и др.); е) бахчевые культуры (арбуз, дыня, тыква и др.); цитрусовые культуры (апельсин, грейпфрут, мандарин, лимон, бергамот и др.); тонизирующие культуры (наркотические культуры, чай, кофе, какао); масличные и эфиромасличные культуры: а) масличные культуры (подсолнечник, клещевина, горчица, рапс, кунжут, рыжик (растение), конопля, лён, кокосовая пальма, масличная пальма, оливковое дерево); б) эфиромасличные культуры (кориандр, анис, тмин и др.); хмелеводство; виноградарство; садоводство; плодоводство; декоративное садоводство; луговодство - получение пригодных пастбищ и кормов для животноводства.

. Грибоводство.

. Животноводство:

скотоводство (выращивание крупного рогатого скота); овцеводство; козоводство; кролиководство; коневодство; пчеловодство; звероводство; аквакультура; рыбоводство; оленеводство; птицеводство; свиноводство; верблюдоводство; муловодство.

В современном мире роль сельского хозяйства в финансовом отношении постепенно уменьшается. Чем более высоко развита страна экономически, тем больше в ней производится разнообразных товаров и услуг, на фоне интенсивного роста которых аграрная продукция в количественном отношении выглядит все более скромно.

В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре валового внутреннего продукта.

Таблица 1. Сельское хозяйство в экономике России.

Показатель

2011

2012

2013

ЭАН тыс. чел.

75779,0

75676,1

75528,9

Численность занятых в экономике тыс. чел

70856,6

71545,4

71391,5

Удельный вес занятых в с\х %

7,7

7,3

7,0

ВВП млрд. руб.

55967,2

62218,4

66755,3

Доля с\х в ВВП %

4,7

4,2

___

Однако финансовой стороной роль сельского хозяйства не ограничивается. Пищевая продукция потребляется во много раз интенсивнее, чем другие товары. Продукты питания необходимы в первую очередь. Поэтому если население может при необходимости обойтись без многих других товаров и услуг, то без пищи не прожить. В этом отношении сельское хозяйство занимает стратегическое положение как одна из важнейших составляющих безопасности страны. Все страны, успешно прошедшие этап индустриального развития, вынуждены были признать, что покупка продовольствия за рубежом слишком опасна для национальной экономики, так как становится причиной хронической утечки капиталов и усиления зависимости от внешней конъюнктуры рынка, колебания цен, возможного сокращения объемов поставок по объективным причинам.

Нельзя забывать и о том, что, занимаясь обработкой земли, охотой, скотоводством, сельское население фактически обеспечивает контроль на большей части территории государства, то есть знает о том, что происходит вокруг, а это сейчас не менее важно, чем сотни лет назад, когда государство должно было обеспечивать порядок и безопасность в своих границах, предотвращая разбойные нападения.

К функциям сельского хозяйства относят.

Производство: продовольствия и сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности; биогаза и биотоплива.

Удовлетворение рекреационных потребностей общества (агротуризм).

Участие в производстве общественных благ: продовольственная безопасность; - социальный контроль над территорией; сохранение и развитие традиционной культуры.

.2      Источники финансирования сельского хозяйства

Существуют внутренние и внешние источники поступления денежных средств.

Внутренние источники - это источники поступления денежных средств, которые образованы за счет результатов хозяйственной деятельности, вложения учредителей компании в уставный капитал, а также денежные средства, полученные после продажи акций компании, продажи имущества компании, получения арендной платы за сдачу имущества в аренду. Собственные средства организации, являются наиболее очевидными ресурсами, аккумуляция которых реальна для организации, как ни одни другие, хотя и обладают свойством предельности.

Внешние источники разделяются на две группы: 1) долговое финансирование; 2) безвозмездное финансирование.

Безвозмездное финансирование - это представление денежных средств в виде безвозмездных благотворительных пожертвований, помощи, субсидий.

К долговому финансированию относится заемный капитал. В состав заемного капитала входят: 1) краткосрочные кредиты и займы; 2) долгосрочные кредиты и займы; 3) кредиторская задолженность.

Одним из внешних источников являются средства бюджетного финансирования. Это средства, которые получают сельскохозяйственные предприятия на возвратной или безвозвратной основе (средства федерального бюджета и средства регионального бюджета).

Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства вызвана тем, что инновационный процесс в данной отрасли проявляется в гораздо меньшей степени, чем в отраслях промышленности, где производительность труда растет более быстрыми темпами. Кроме того, производительность труда в сельском хозяйстве ограничена физическими возможностями земли.

Государственная поддержка призвана также решить некоторые проблемы, возникшие в сельском хозяйстве после вступления в ВТО. После вступления в ВТО отменен ряд ввозных пошлин на сельхозпродукцию, что приведет к снижению цен на целый ряд продуктов. В частности, в невыгодной ситуации оказались производители мяса и молока, немного меньше пострадает птицеводство. В целом же принятие России в Всемирную торговую организацию станет для сельского хозяйства страны очень тяжелым испытанием. В силу ряда проблем Российский сельскохозяйственный сектор не может конкурировать с другими участниками ВТО. Основными из них выступают: нехватка квалифицированных кадров в отрасли, вызванная оттоком населения в города; низкая степень модернизации сектора, выражающаяся в отсутствии современной техники и оборудования, высокой степени старения имеющихся основных средств; низкое развитие рыночной инфраструктуры, сказывающееся на развитии сельского хозяйства в целом; финансовая неустойчивость, связанная с наличием специфических рисков, как влияние неконтролируемых природных факторов. Данные факторы негативно сказываются на возможности эффективного функционирования отрасли. Что в свою очередь приводит к увеличению стоимости Российской сельскохозяйственной продукции.

Наличие негативных явлений в развитии сельского хозяйства при одновременной его стратегической значимости для экономики страны обуславливает актуальность бюджетного финансирования отрасли.

Оно осуществляется в виде дотаций и бюджетных компенсаций. Первые выплачиваются товаропроизводителям для возмещения затрат, которые по объективным причинам не покрываются реализационными ценами на продукцию, произведенную в основных зонах товарного производства. Объективной причиной такой ситуации сегодня является диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, и услуги, потребляемые селом (Нарушение паритета - соотношения цен на продукцию, реализуемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и приобретаемые ими промышленные товары, и услуги. Диспаритет непосредственно выражается в опережающем росте индексов цен, как правило, на промышленные товары по сравнению с ростом индексов цен на сельскохозяйственные товары в текущем (отчетном) временном периоде (месяце, квартале, году) относительно временного периода (месяца, квартала, года), принятого в качестве базисного. На практике это означает, что в текущем (отчетном) периоде сельскохозяйственные товаропроизводители приобретают меньше промышленных товаров (особенно средств производства), чем в базисном периоде.). Бюджетные компенсации выделяются для обеспечения минимально достаточного уровня потребления сельскохозяйственными производителями промышленных товаров и ресурсов, удорожание которых не может компенсироваться повышением цен на продукцию отрасли.

С помощью бюджетных дотаций и компенсаций государство поддерживает отдельные стратегически важные виды производства, в том числе те, которые обеспечивают воспроизводство в отрасли, имеют социальную значимость.

Бюджетное финансирование аграрного сектора включает два направления:

. Финансирование бюджетных услуг, включающих содержание управленческих структур, НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), образование, мероприятия по улучшению земельного устройства и пользования, поддержку фермерства.

. Финансирование программ, направленных на решение отдельных задач (поддержка животноводства и растениеводства, компенсация части затрат на ресурсы, льготное кредитование и др.).

Виды бюджетного финансирования:

. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

. Субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.

а) на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;

б) на содержание племенных быков-производителей;

в) на приобретение племенных быков-производителей;

г) на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного и мясного направлений в племенных стадах;

д) на приобретение семени племенных быков-производителей молочного и мясного направления, в том числе по импорту, проверенных по качеству потомства;

е) приобретение эмбрионов племенного крупного рогатого скота молочного направления, в том числе по импорту;

ж) на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур;

з) на закладку и уход за многолетними насаждениями.

. Субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока".

. Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

. Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования.

. Возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

. Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств:

а) средства на поддержку начинающих фермеров:

● гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;

● единовременная помощь на бытовое обустройство;

б) гранты на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

. Субсидии за счет средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

. Реструктуризация долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства;

. Субсидии на стабилизацию и увеличение поголовья крупного рогатого скота:

а) субсидия на возмещение части затрат на реализованное молоко собственного производства;

б) субсидии на строительство (реконструкцию) животноводческих помещений в области молочного животноводства;

в) субсидии на строительство (реконструкцию) животноводческих помещений в области мясного животноводства;

г) субсидии на увеличение поголовья дойного стада;

д) субсидия на содержание маточного поголовья мясного скота

. Субсидии в рамках реализации программы «Развитие молочного скотоводства с применением современных технологических решений в Нижегородской области на 2014-2016 годы»:

а) субсидия на возмещение части затрат на строительство животноводческих объектов по производству молока;

б) субсидия на возмещение части затрат на оплату услуг по подготовке проектной документации и прохождению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

. Субсидия на поддержку племенного животноводства:

а) на содержание маточного поголовья племенной базы, обеспечивающей потребность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции (материале);

б) на улучшение генетических продуктивных качеств молочных и мясных пород крупного рогатого скота, за счет покупки молодняка племенных животных

. Субсидия на компенсацию части затрат на реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства.

. Субсидия на возмещение части затрат на приобретение элитных семян.

. Средства на возмещение части затрат на приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов отечественного производства.

. Субсидирование части затрат на производство сельскохозяйственной продукции гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

. Возмещении из средств областного бюджета части расходов на приобретение и переоформление прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

. Субсидии на поддержку организаций, осуществляющих закладку и уход за многолетними насаждениями.

. Субсидии на поддержку организаций, осуществляющих сбор и утилизацию биологических отходов.

. Субсидий на компенсацию части затрат на производство волокна льна-долгунца собственного производства.

. Поощрение муниципальных районов, городских округов, организаций агропромышленного комплекса Нижегородской области, государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования, имеющих учебно-производственную базу, их руководителей, работников, в том числе специалистов, и субъектов малого сельскохозяйственного бизнеса.

. Поддержка кадрового потенциала агропромышленного комплекса:

а) повышение профессиональной квалификации руководителей, специалистов сельскохозяйственных организаций, работников сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Подготовка кадрового резерва руководителей агропромышленного комплекса;

б) ежемесячная доплата к заработной плате молодому специалисту, принятому на основное место работы в сельскохозяйственную организацию или крестьянское (фермерское) хозяйство либо являющемуся членом крестьянского (фермерского) хозяйства;

в) ежемесячная доплата к заработной плате работнику, принятому на работу в сельскохозяйственную организацию и крестьянское (фермерское) хозяйство;

г) единовременное пособие молодому специалисту;

д) ежемесячная доплата к трудовой пенсии;

е) выплата персональной аграрной стипендии.

Глава 2. Анализ расходов бюджета на финансирование АПК в Нижегородской области

.1 Экономическая характеристика сельского хозяйства Нижегородской области

Нижегородская область, образованная Постановлением ВЦИК от 14 января 1929 года (в период с 1932 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1932> по 1990 год <http://ru.wikipedia.org/wiki/1990_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> - Горьковская область), включала территорию Нижегородской и Вятской губернии, Муромского уезда Владимирской губернии, Марийской и Вотской автономных областей.

Область расположена в центре Европейской части России, в 430 километрах восточнее Москвы на месте слияния Оки и Волги.

В составе Нижегородской области имеется 414 муниципальных образований, из них:

43 муниципальных района и 9 городских округов;

26 городов, из них 9 городов областного и 17 районного значения;

64 городских и 298 сельских поселений.

Административным центром Нижегородской области <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C> является
г. Нижний Новгород - центр и крупнейший город Приволжского федерального округа <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8>. В период с 1959 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1959> по 1991 год <http://ru.wikipedia.org/wiki/1991_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>ы город был закрыт для посещения иностранцами. В настоящее время является крупнейшим центром речного круизного туризма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%B7> в России и местом проведения международных выставок различного профиля на базе Нижегородской ярмарки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8F%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0>.

Территория области составляет около 76,6 тыс. квадратных километров, на ней свободно могли бы разместиться, к примеру, Нидерланды и Швейцария или Бельгия и Дания вместе взятые. Область простирается с севера на юг более чем на 400 километров и делится Волгой на две неравные по площади части - лесное Заволжье и лесостепное Правобережье.

Разнообразие растительного и животного мира обусловлено тем, что регион расположен в трех природных зонах: тайги, широколиственных лесов и степей. Вегетационный период длится от 110-120 дней на севере до 135-140 дней на юге области. Леса занимают около 4 млн. га. По территории области проходит северная, наиболее сложная граница знаменитого русского чернозема. Рубеж между таежно-боровым и дубравно-лесостепным царствами - р. Волга. По течениям рек Ветлуги и Суры проходят границы распространения многих уральско-сибирских и западно-европейских видов древесной растительности (пихта сибирская, ель сибирская и европейская, ясень обыкновенный, зеленчук желтый, полесник европейский и др.).

В Нижегородской области насчитывается 414 особо охраняемых природных территорий 3 категорий: 1 государственный заповедник, 19 государственных заказников (10 охотничьих, 1 орнитологический и 8 комплексных) и 394 памятника природы. Среди них: Керженский заповедник, заказник «Ичалковский бор», «Борнуковская пещера», памятники природы Вадское озеро и озеро Светлояр, в воды которого, по преданию, в первой половине XIV века погрузился Китеж град, «Пустынские озера».

Благодаря Волге, её притоку Оке и системе каналов нижегородский регион связан водными магистралями со всеми морями, омывающими европейскую часть России (Балтийским, Белым, Азовским, Черным, Каспийским), а также с Москвой, Санкт-Петербургом, Уралом. Протяженность Волги в пределах области 304 километра, Оки - 273 километра. Кроме судоходных Ветлуги и Суры в области еще более 9 тысяч рек общей протяженностью 32 тыс. км, почти 3000 озер и водохранилищ.

Основу региональной экономики составляют ведущие промышленные отрасли: машиностроение, в основном транспортное (авто-, авиа- и судостроение), радиоэлектроника. Сильны позиции химической, нефтехимической и лесоперерабатывающей (лесохимия, производство бумаги) отраслей. Агропромышленный комплекс сориентирован, прежде всего, на обеспечение продовольствием промышленных центров.

бюджетный финансирование сельский хозяйство

Площадь сельскохозяйственных угодий области составляет 2811,5 тыс. га, в том числе 1961 тыс. га пашня, это 1,5 и 1,7 процента от соответствующих показателей России.

По данным статистики на 1 января 2013 года на территории Нижегородской области проживает 3 281 496 человек, из них в сельской местности - 682 692 человек из них занятое в селе 341,1 тыс. человек.

Таблица 2. Производство продуктов животноводства, поголовье скота и птицы Нижегородской области

Таким образом, запланированная совокупная финансовая поддержка АПК из бюджетов всех уровней составляет 4,15 млрд. рублей, что на 1,02 млрд. рублей, меньше освоенных в 2013 году. В структуре финансирования агропромышленного комплекса 2013 года областной бюджет занимал 60%, федеральный - 40%, в 2014 году областной 70% и федеральный 30%.

Глава 3. Методы и пути совершенствования бюджетного финансирования сельского хозяйства
 
.1 Анализ эффективности использования средств бюджета на поддержку сельского хозяйства
 

В настоящее время в Российской Федерации немало говорится об эффективности государственной поддержки. Проблема оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства является наиболее актуальной в условиях ограниченности бюджетных средств, поэтому существенный научный и практический интерес представляет определение и расчет экономической эффективности государственной финансовой поддержки. Учеными Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве (ВНИЭТУСХ) и Уральской ГСХА была разработана методика анализа эффективности использования бюджетных средств, определяемая на основе соотношения объема совокупной поддержки и ее финансового результата. Финансовый результат поддержки определяется на основе показателя выхода продукции (валовой или товарной) на рубль затрат по ее производству и объема совокупной поддержки. По замыслу авторов, такая теория основывается на одинаковом использовании в производстве вложенного собственного или бюджетного рубля. ФРП - финансовый результат поддержки, ВП - валовая продукция, ТП - товарная продукция, ОП - объем господдержки, ЗВТ - затраты на производство валовой продукции, ЗТП - затраты на производство товарной продукции. Исходя из этого эффективность государственной поддержки определяется: Э - эффективность господдержки, ВП - валовая продукция, ОП - объем господдержки. По мнению ученых, методика позволит оценивать эффективность совокупной прямой поддержки сельскохозяйственных организаций из федерального и регионального бюджетов, проводить мониторинг рационального выделения бюджетных средств, определять приоритетные направления поддержки, увязывать меры государственной поддержки с выполнением товаропроизводителями определенных условий и обязательств перед государством.

Таблица 9. Анализ экономической эффективности бюджетного финансирования АПК (данные за 2014 год являются предварительными)

Показатель

2013 год

2014 год

2014 г. к 2013 г., %

Всего за два года

Объем господдержки АПК, млрд. руб.

5,17

4,15

80,3

9,32

Валовая продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

52,9

54,7

103,4

107,6

Затраты на производство валовой продукции, млрд. руб.

48,7

48,1

98,8

96,8

Прирост валовой продукции от господдержки, млрд. руб. (ВП*ОП/ЗПВП)

5,6

4,7

83,9

10,3

Эффективность государственной поддержки, (ПВП/ОП)

1,08

1,13

104,6

1,105

Проведенный анализ на региональном уровне показывает, что эффективность государственной поддержки сельского хозяйства Нижегородской области (прирост валовой продукции на 1 рубль, выделенный из бюджета) увеличилась почти на 5% - с 1,08 в 2013 г. до 1,13 в 2014 г. В целом за 2 года был получен прирост валовой продукции равный 3,4% однако эффективность государственных средств на поддержку агропромышленного комплекса Нижегородской области составила всего 1,105. Анализ ситуации в агропромышленном комплексе Нижегородской области показывает, что в настоящее время сельское хозяйство, характеризующееся слабой материально-технической базой, низким ресурсным потенциалом, изношенностью сельскохозяйственной техники, лишено эффективной государственной поддержки.

Реализуемые мероприятия государственной поддержки пока не являются столь действенными и эффективными. На мой взгляд, это связано с тем, что уровень поддержки не связан с эффективностью хозяйственной деятельности предприятий, которые получают бюджетную помощь. Можно сделать вывод о том, что применяемый в настоящее время метод распределения государственной поддержки в агропромышленном комплексе не учитывает важнейшего принципа рациональности - степени окупаемости вкладываемых средств. Нет привязки размера выделяемых бюджетных средств к эффективности ведения сельскохозяйственного производства. Как показывает опыт, в ряде стран Запада уровень государственной финансовой поддержки зависит от определенных результатов деятельности товаропроизводителей - продуктивности земельных угодий и сельскохозяйственных животных. Если не достигается установленный уровень, то размер поддержки резко сокращается.

.2 Пути совершенствования бюджетного финансирования на поддержку сельскохозяйственного производителя

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что финансирование АПК за счет средств бюджета является неотъемлемым фактором, без которого невозможно его существование и стабильное развитие.

Анализ показал, что АПК Нижегородской области лишен эффективного бюджетного финансирования. Таким образом необходимы следующие мероприятия по реструктуризации и повышению эффективности бюджетных расходов на Агропромышленный сектор.

. Изменение системы бюджетного планирования

В настоящее время основные программы поддержки АПК стали позициями бюджетной классификации - племенные дотации, дотации на семена, лизинговый фонд, поддержка кредита т.д. Эта бюджетная классификация стала определять структуру расходов на АПК, позиции расходов не пересматриваются. Такой подход в корне неверен. Необходимо перейти к формированию аграрной политики с помощью отдельных программ по принципам «бюджетирования, ориентированного на результат». Исходя из общих стратегических целей развития сектора, первоначально формируется система конкретных задач достижения этих целей на определенном временном отрезке. Программы должны быть нацелены на решение каждой из этих задач, состоять из набора взаимоувязанных мер, иметь конечные индикаторы достижения цели и оценку бюджетных расходов на ее реализацию.

В совокупности такие программы составляют Программу развития АПК региона на среднесрочный период. По завершении срока реализации Программы необходима оценка ее эффективности в достижении поставленных задач, а это также означает оценку и эффективности расходования бюджетных средств. Такая оценка должна носить публичный характер. Формирование программ на следующий период должно осуществляться на основе оценки эффективности предыдущего периода.

Необходим переход от ежегодного к среднесрочному планированию агропродовольственной политики - Программа развития АПК должна приниматься на 3-4 года, чтобы давать возможность субъектам рынка иметь среднесрочные ориентиры для своего функционирования.

. Система бюджетного финансирования АПК региона должна быть выстроена таким образом, чтобы поощрять наиболее эффективные производства и обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям стабильные доходы для устойчивой хозяйственной деятельности и расширенного воспроизводства. При этом объемы государственной поддержки необходимо тесно увязывать с другими направлениями государственного регулирования - ценообразованием, кредитной политикой, страхованием. Бюджетная поддержка как действенный рычаг государственного регулирования позволит обеспечить устойчивость сельскохозяйственного производства и продовольственную безопасность региона, что приведет к формированию конкурентоспособного агропромышленного комплекса региона.

. Изменение системы субсидирования частного бизнеса в АПК, путем:

Рост продуктивности в аграрном производстве ведет к резкому снижению потребности в рабочей силе непосредственно в сельском хозяйстве. Это приводит либо к росту безработицы, либо к массовой миграции сельского населения в города. Снижение плотности населения во многих сельских территориях будет означать утрату контроля над этой территорией страны.

Скрытая безработица выражается в катастрофически низкой заработной плате в этом секторе экономике. А низкая оплата труда ведет, в свою очередь, к дефициту квалифицированных кадров и неэффективности сектора. Низкая эффективность сектора - это отсутствие налоговой базы местных бюджетов для развития инженерной и социальной инфраструктуры. А это - вновь снижает привлекательность сельской экономики для квалифицированных кадров. Данный порочный круг может быть разорван только с помощью государственного вмешательства. Таким образом, поддержка в АПК должна в определенной мере быть переориентирована собственно с поддержки производства в сферу социального развития села.

Программы должны включать три основные составляющие - создание системы не аграрной занятости в сельской местности, развитие сельской социальной и инженерной инфраструктуры, а также - изменение сельского образования. В частности, нужна система мер по стимулированию малого предпринимательства в сельской местности, в первую очередь создание системы микрокредитования; необходимо финансировать инженерные сети и базовые элементы социальной инфраструктуры, а также финансировать частные проекты по развитию инфраструктурных сетей. Система среднего образования в сельской местности должна быть переориентирована с подготовки кадров для работы в агарном производстве на подготовку кадров для всей сельской экономики.

. Министерство сельского хозяйства устанавливает верхние пределы (лимиты) расходов по каждому направлению для регионов. В среднем лимиты делятся пропорционально валовой продукции сельского хозяйства региона. Аналогично этот лимит доводится до частных производителей. Это имеет ряд негативных последствий.

Не желая терять выделенные федеральные средства, региональная администрация всеми способами «осваивают лимит».

Возникает очередь потенциальных лимитированных субсидий со всеми негативными последствиями (коррупция и т.д.). Поэтому для повышения эффективности субсидий необходимо постепенно отменять лимитный подход.

. Программы компенсации части расходов на производственные ресурсы (минеральные удобрения и средства защиты растений, техническое переоснащение, племенной материал, семена, ГСМ) часто приводят к ухудшению положения аграрного сектора, что означает неэффективное расходование бюджетных средств. Эти программы необходимо изменить.

Субсидирование расходов на минеральные удобрения в условиях неэластичного предложения на внутреннем рынке выливается в рост внутренних цен, то есть конечным получателем субсидии является не сельхозпроизводители, а производители минеральных удобрений. Для повышения эффективности расходования бюджетных ресурсов на эту программу компенсации сельхозпроизводителям должны быть дополнены мерами по ограничению вывоза удобрений. В противном случае данная программа должна быть отменена.

Действующая программа государственного лизинга, направленная на техническое переоснащение АПК, предполагает формирование монопольной структуры по предоставлению сельхозтехники. Монополия не позволяет развиваться коммерческому лизингу. Сельхозпроизводителям навязывается номенклатура техники, не всегда соответствующая их реальным потребностям. Нарушаются конкурентные условия рынков самой сельхозтехники. Для повышения эффективности программы она должна действовать аналогично программе по субсидированию процентных ставок по банковским кредитам: бюджет должен компенсировать приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, купленной за собственный счет или полученной на условиях лизинга, независимо от поставщика или лизингодателя.

Растущей статьей расходов на АПК в бюджете является поддержка страхования. Бюджет компенсирует часть страхового взноса страховым компаниям при соблюдении целого набора условий, средства перечисляются не страхователю, а страховщику. Такая система допускает заключение фиктивных страховых договоров с фиктивной выплатой страховых премий. Подобная программа необходима, однако она также должна быть построена на принципах кредитных программ: страхователям компенсируется часть страхового взноса при заключении страхового договора в любой лицензированной страховой компании. При сложившейся практике гарантированного государством покрытия убытков от стихийных бедствий сельхозпроизводители не мотивированы к страхованию. Здесь необходим элемент принуждения, им может стать обусловленность других видов субсидий наличием определенной доли застрахованных посевов и скота.

Заключение

В ходе проведенного исследования в рамка поставленных целей работы было проанализировано бюджетное финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области.

Проведенный анализ на региональном уровне показывает, что эффективность государственной поддержки сельского хозяйства Нижегородской области (прирост валовой продукции на 1 рубль, выделенный из бюджета) увеличилась почти на 5% - с 1,08 в 2013 г. до 1,13 в 2014 г. В целом за 2 года реализации Государственной программы был получен прирост валовой продукции равный 3,4% однако эффективность государственных средств на поддержку агропромышленного комплекса Нижегородской области составила всего 1,105. Анализ ситуации в агропромышленном комплексе Нижегородской области показывает, что в настоящее время сельское хозяйство, характеризующееся слабой материально-технической базой, низким ресурсным потенциалом, изношенностью сельскохозяйственной техники, лишено эффективной государственной поддержки.

Таким образом необходимы следующие мероприятия по реструктуризации и повышению эффективности бюджетных расходов на Агропромышленный сектор.

.        Изменение системы бюджетного планирования

.        Поощрение наиболее эффективного производства

.        Изменение системы субсидирования частного бизнеса в АПК

.        Постепенная отмена лимитного принципа распределения субсидий

.        Изменение отдельных программ субсидирования

Список литературы

1.      "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2.      "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2014)

3.      Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О развитии сельского хозяйства"

.        Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации»

.        Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 15.04.2014) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013-2020годы.

.        Постановление Правительства Нижегородской области от 23.10.2013 N 767"Об утверждении государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" до 2020 года" (в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 30.12.2013 N 1023, от 12.02.2014 N 88, от 28.02.2014 N 132)

.        Постановление Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 N 280"Об утверждении государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области"

.        Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы

.        Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" до 2020 года

10.    Аксененко, А.В. Бюджетирование, ориентированное на результат / Финансы, 2009, № 1.

11.    Алтухов А.И. Современные проблемы обеспечения продовольственной безопасности России// Журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2012, №7

.        Антипова Т.В. Оценка эффективности деятельности бюджетополучателей субъектов сектора государственного управления. Сибирская финансовая школа/ Научно практический журнал, 2008, №5

13.    Батина, И.Н. Бюджетирование, ориентированное на результат как инструмент повышения эффективности бюджетных условий / Финансы, 2009, № 8

14.    Дорождеев, А.В. Совершенствование государственного регулирования экономики / Финансы и кредит, 2012, № 17

.        Ефимова, С.Б. Правовые и организационные основы формирования расходов бюджета / Финансы, 2012, № 4

16.    Фролова, О.А. Экономическая эффектив­ность государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций /Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2011, №9

17.    Яшина, Н.И. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, как концептуальный подход к повышению эффективности бюджетных расходов / Финансы и кредит, 2009, №19

.        Яхина, А.А. Проблемы программно-целевого планирования и финансирования бюджетных инвестиций / Финансы и кредит, 2012, № 9

19.    <http://www.mcx-nnov.ru> - Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области / официальный сайт

.        http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики/ официальный сайт


Скачать архив (60.8 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: