Главная » Предпринимательство

Взаимоотношение предприятий с налоговыми органами, внебюджетными фондами и банками

АННОТАЦИЯ

Тема дипломной работы: «Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами, внебюджетными фондами и банками».

Дипломная работа состоит из трех глав:

1. Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами;

2. Взаимоотношения предприятий с внебюджетными фондами;

3. Взаимоотношения предприятий с банками.

В первой главе раскрывается тема  налоговых отношений налогоплательщиков с налогами, дана характеристика налоговой системы РФ и приведена классификация налогов и их краткое описание.

Во второй главе рассмотрена структура внебюджетных фондов в части формирования и распределения средств этих фондов, принципы учета и расчетов по средствам единого социального налога, подробно изучен вопрос налогообложения по всем его элементам. Анализ результатов введения социального налога позволил выявить положительные  и отрицательные стороны в новых формах взаимодействия с внебюджетными фондами.

В третей  главе в полной мере рассмотрены вопросы, касающиеся расчетно-кассового обслуживания банком предприятий и организаций, показана тесная взаимосвязь между банками и предприятиями в сфере обслуживания, дает рекомендации при выборе банка.

Содержание.

Введение.

3

Глава 1. Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами.

4

1.1. Экономическое содержание налога, понятие налоговой системы РФ

1.2. Понятия основных элементов налога.

1.3. Классификация налогов

Глава 2. Взаимоотношения фирмы с внебюджетными фондами и организациями.

 2.1. ФСС

2.2. ПФ РФ

2.3. ФОМС

2.4. Другие внебюджетные фонды

2.5. Единый социальный налог (Взнос)

Глава 3. Взаимоотношения фирмы с банками

  3.1. Требования при выборе банка

3.2. Порядок открытия и ведения расчетных и прочих счетов в банках

3.3. Порядок безналичных расчетов и кассовых операций

Заключение

Литература

Введение

С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять прибыль. Прибыль оставшуюся после уплаты налогов,  отчислений в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

       Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Дипломная работа имеет целью изучить сущность отношений, возникающих вследствие налогообложения прибыли, сохранения прибыли, и  вынужденных отчислений.

       При этом актуальными стали задачи изучение сущности и видов взаимоотношений с налоговыми органами, контролирующими поступления доходов; банками – которые являются посредником в финансовых отношениях предприятий, естественно получая собственную выгоду; внебюджетными фондами – ведущими деятельность, связанную со здравоохранением и оказыванием помощи не имеющим прибыли лицам.

Анализ по данному вопросу позволит выявить положительные и отрицательные стороны в новых формах взаимодействия с назваными органами, банками и внебюджетными фондами и сделать выводы о целесообразности производимых изменений.

Глава 1. Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами.

Почти все многообразие совершаемых финансовых трансакций фирмы есть результат взаимоотношений фирмы с субъектами внешней среды. Особую значимость в финансовой, жизни фирмы имеют взаимоотношения с налоговыми органами и другими органами анало­гичного назначения по поводу налогов и сборов в кассу государства, и местных органов. Во всех странах эти отношения появляются вместе с рождением фирмы и сопровождают ее на всем протяжении жизни.

С давних времен политологи, экономисты, юристы задумывались над проблемой налогов. Размышляя о природе государства и механизме его функционирования, ученые постоянно наталкивались на мысль: на какие же средства существует государство, откуда они поступают? Совершенно очевидно, чтобы содержать аппарат принуждения и уп­равления, как имманентные атрибуты любого государства, нужны оп­ределенные средства. Безусловно, эти средства должны носить центра­лизованный характер, иначе не может быть реализована ни внешняя, ни внутренняя политика государства.

На протяжении человеческой истории формирование централизо­ванных средств государства осуществлялось разными путями - от са­мых варварских (путем физического изъятия этих средств со своих подданных) до современных, цивилизованных - путем принудитель­ных сборов налогов. Следовательно, залоги представляют собой принудительные сборы с налогоплательщиков в денежной форме с целью формирования централизованных фондов государства Другими сло­вами, налоги носят фискальный характер, т. е. характер принудитель­ного изъятия.

Пока существует государство, существуют и налоговые отношения, и в этом смысле они носят объективный характер. Специфика этих отношений состоит в том, что между налоговыми органами, с одной стороны, и фирмами и гражданами как налогоплательщиками, с дру­гой, часто возникают противоречия, иногда переходящие в антагонизмы и конфронтацию по поводу размеров налогов. Более 200 лет назад А. Смит в своем знаменитом трактате «Исследование о природе и при­чинах богатства народов» писал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостоя­ния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественный ход вещей». Это известное предположение с тех давних пор никто не отважился опровергнуть, хотя очень редко государства и правительства следовали ему.

Двойственный характер налоговых отношений сформировал у налогоплательщиков определенный стиль поведения по отношению к налогам, базирующийся на следующих принципах:  

налоги надо платить, поскольку это своего рода финансовая повинность, т. е. финансовая государственная обязанность фирмы;
платить только минимальную сумму положенных налогов;
платить налоги следует в последний день установленного для этого срока.

По существу на этих принципах строятся взаимоотношения между фирмой и налоговыми органами. Такое стремление мы наблюдаем во всех странах с развитой рыночной экономикой. В современной Рос­сии картина обратная. Поданным налоговых органов в 2000 г. из 2, 7 млн. зарегистрированных налогоплательщиков — юридических лиц:

16% следовали в своей деятельности вышеизложенным принципам;
20% платили налоги неравномерно, с нарушением сроков;
30% хронические должники по налогам;
43% не платили налоги вообще, т. е. это «мертвые» предприятия или представляются таковыми.

1.1. Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы.

Экономическая мысль не выработала до настоящего вре­мени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, от природы и задачи государства. Приводимое в большинстве учебников по финансам и налогообложению определение налога, кото­рое в обобщенном виде выглядит как «обязательный пла­теж физических и юридических лиц, взимаемый госу­дарством», экономически верное, но, думается, недостаточ­но полное.

Наиболее полное определение налога дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации, Ст. 8 Кодекса определяет налог как обязательный, индиви­дуально безвозмездный платеж, взимаемый с организа­ций и физических лиц в форме отчуждения принадле­жащих им на праве собственности, хозяйственного ве­дения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности госу­дарства и (или) муниципальных образований.

В налоговую систему России кроме налогов как таковых входят также приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является од­ним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправле­ния, иными уполномоченными органами и должностными ли­цами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Перечень сборов, как и налогов, в нашей стране включен в Налоговый кодекс, и поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым за­конодательством России.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юри­дическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение –  мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворе­ния потребностей государства в финансовых ресурсах, а так­же в целях выполнения налогами возложенных на них функ­ций государство устанавливает совокупность налогов, кото­рые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в целостную единую систему.

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, измене­ния или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлече­ния к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система должна предъявлять одинаковые требо­вания к эффективности хозяйствования конкретного на­логоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установле­ние дополнительных налогов, повышенных либо диффе­ренцированных ставок налогов или налоговых льгот в за­висимости от форм собственности, организационно–право­вой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно приме­няться исходя из политических, экономических, этничес­ких, конфессиональных или иных подобных критериев – должен быть, обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образова­ния дохода или объекта обложения.

Установленная Налоговым кодексом Российской Федера­ции налоговая система России показана на рис. 2.

Современная налоговая система — это сложный механизм, кото­рый в современной России имеет характерные особенности:

высокий удельный вес косвенных налогов;
явный акцент в распределении тяжести налогового бремени между гражданами и фирмами в сторону последних;
наличие разветвленной государственной налоговой службы РФ с жесткой вертикальной иерархией органов (инспекций) с парал­лельным выполнением налоговых функций двумя другими федеральными ведомствами: органами налоговой полиции и орга­нами Государственного таможенного комитета РФ;
обязательность постановки всех налогоплательщиков на учете в налоговых органах. На практике это означает, что расчетные и дру­гие счета в банках могут отрываться фирме только после поста­новки ее на учет в налоговой инспекции и сообщения последней информации об открываемых счетах;
наличие жестких карательных мер за нарушение налогового зако­нодательства — от принудительного взыскания с фирмы-виновника недоимок в бюджет до тюремного заключения ее служащих;
действие режима приоритетной очередности налоговых платежей;
громоздкость и крайняя изменчивость налогового законодательства.

При этом следует иметь в виду, что изменчивость и гибкость налоговой системы совершенно не одно и то же. В международ­ной финансовой практике под гибкостью налоговой системы принято понимать наличие прав у налогоплательщиков пере­считывать суммы налогов за определенный прошлый и будущий периоды. К примеру, если фирма США сегодня терпит убытки от основной деятельности, то эти убытки она имеет право вы­честь из налогооблагаемой прибыли за 3 прошлых года и 15 бу­дущих лет. Подобных прав у отечественных фирм сегодня нет.

Современная отечественная налоговая система по форме (назва­нию и количеству налогов) мало чем отличается от налоговых систем большинства стран Запада. Однако в содержании отдельных налогов, характере стимулирующей функции налоговой системы у России в сравнении с теми же странами мало общего.

Стимулирование подъема и развития приоритетных направлений экономики через налоговую систему, создание условий налогового протекционизма характерно для экономик переходного периода. Это подтверждается опытом Японии, Южной Кореи, США в период пре­одоления депрессии 30-х годов, современной налоговой политикой Китая. Тем не менее современная налоговая система России, к сожа­лению, подобными качествами не обладает и не имеет достаточной связи с реальными условиями функционирования экономики.

Отечественная налоговая система аккумулировала в себе принципы двух налоговых систем: Америки и континентальной Европы. В аме­риканской налоговой системе акцент сделан на подоходном принципе налогообложения, в европейской — на обложении оборота в форме налога на добавленную стоимость. В российской налоговой системе присутствуют оба акцента, что и позволяет ее характеризовать как чрез­мерно жесткую, направленную лишь на разрешение проблем дефици­та государственного бюджета. В таких условиях говорить о стимули­рующей функции налоговой системы по меньшей мере неуместно.

Современная налоговая система России не соответствует общепринятым требованиям теории налогообложения, что особенно наглядно проявляется в косвенных налогах.

Теоретически базой обложения налогом на добавленную стоимость является вновь созданная стоимость фирмы. В современной России базой для начисления налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата как реальные элементы вновь со­зданной стоимости, но и амортизационные отчисления.

Изъятие части амортизации через НДС вместо стимулирования подавляет инвести­ционную активность фирм в условиях общего спада в экономике. Кроме того, в состав налогооблагаемой базы для исчисления НДС включают­ся акцизы, сумма таможенных пошлин, которые элементами вновь созданной стоимости также не являются. Вследствие этого НДС теряет свое теоретическое содержание, превращаясь на практике в налог с продаж, увеличивающий цену товара.

Возможно, с выходом Налогового кодекса РФ специфические чер­ты отечественной налоговой системы станут не столь актуальны; ожида­ется ослабление налогового бремени для фирм, сокращение количества налогов.

Несмотря на очевидную агрессивность государственной налоговой политики в России, фирмы при умелом использовании рассмотрен­ных выше принципов построения взаимоотношений с налоговыми ор­ганами могут вполне успешно функционировать в современных усло­виях. Важно всегда помнить: налоги для тех, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций про­являет внутреннее свойство, признаки и черты данной эконо­мической категории, а также показывает, каким образом реали­зуется общественное назначение налога, как части единого про­цесса воспроизводства, как инструмента стоимостного распреде­ления и перераспределения доходов.

В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых нало­гом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции – фискальную и экономическую[1].

По мнению других, кроме фискальной функции налоги выполняют, по меньшей мере, еще три: распределительную, стимулиру­ющую и контрольную. Подобный разброс мнений далеко не случаен, поскольку сторонники наличия сверх фискаль­ной функции только одной экономической (или распредели­тельной, или регулирующей) функции при раскрытии ее эко­номической сути определяют различные сегменты этой функции.

1.2. Понятия основных элементов налога

Элементами налога являются определяемые законодательными актами государства принципы, правила, категории, термины, приме­няемые для организации взимания налога. К важнейшим элементам налога относятся его субъект, объект, источник, единица обложе­ния, налоговая база, налоговый период, ставка, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объе­диняющим началом всех налогов и сборов. Через них, эти элементы, в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура, в частности порядок и условия ис­числения налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, определяются ставки, сроки и другие условия налогообложе­ния. Важно подчеркнуть, что само понятие каждого из эле­ментов налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами мира. Эти элементы были присущи налогу с момента его зарождения.

Говоря о субъекте налога, важно отличать это понятие от понятия носителя налога. Субъект налога, или налогопла­тельщик, – это то лицо (юридическое или физическое), на ко­торое, по закону, возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым ко­нечным плательщиком или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог не переложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице.

Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки по купле–продаже товаров, работ и услуг, различные формы накоп­ленного богатства или имущества. Объектом налогообло­жения может являться также иное экономическое основа­ние, имеющее стоимостную, количественную или физи­ческую характеристики, с наличием которого у налого­плательщика законодательно возникает обязанность по уп­лате налога.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообло­жения, например налог на прибыль, налог на имущество, зе­мельный налог и т. д. Следует подчеркнуть неразрывную связь объекта обложения с всеобщим исходным источником налога – валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне за­висимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты обложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП. Вместе с тем объект обложения и источник уплаты конкретного налога не всегда совпадают, а, как прави­ло, почти никогда.

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта обложения. Поэто­му она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т. д.).

Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчис­ляется подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка, или как ее еще называют норма нало­гового обложения, представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твер­дыми (специфическими) или процентными (адвалорными).

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или при­были. Указанные ставки применяются обычно при обложе­нии земельными налогами, налогами на имущество. В рос­сийском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессив­ными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом про­центе к объекту обложения. Примером пропорциональной став­ки могут служить, в частности, установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с уве­личением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом профессия ставок налогообложения, мо­жет быть, простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста все­го объекта налогообложения. При применении сложной став­ки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в россий­ской налоговой системе являлась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода граж­дан была разделена на 3 части. Первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12 %. Вторая часть (от 50 до 150 тыс. руб.) – по ставке 20 % и третья часть – (более 150 тыс. руб.) – по ставке 30 %.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по введенному с 2001 г. единому соци­альному налогу.

Налоговые ставки в нашей стране по федеральным нало­гам установлены по отдельным налогам второй частью Нало­гового кодекса Российской Федерации, а по большинству на­логов – соответствующими федеральными законами. Ставки региональных и местных налогов устанавливаются, соответ­ственно, законами субъектов Российской Федерации и нор­мативными правовыми актами представительных органов ме­стного самоуправления. При этом ставки региональных и ме­стных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в соответствующем феде­ральном законе по каждому виду налогов.

Налоговые льготы – полное или частичное освобожде­ние от налогов субъекта в соответствии с действующим зако­нодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы мо­гут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачива­емую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взима­ние налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по декларации и по кадастру.

Созданная на основе указанных выше принципов налого­вая система включает различные виды налогов, классифици­рующихся по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяе­мых ставок и объектов обложения и т. д. представляет собой классификацию налогов.

1.3. Классификация налогов.

В первую очередь следовало бы остановиться на делении налогов в зависимости от того, какой уровень власти устанав­ливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на государствен­ные и местные. Исходя из федерального устройства отдель­ных государств, в том числе и Российской Федерации, госу­дарственные налоги подразделяются на федеральные и ре­гиональные (налоги субъектов Федерации). Применительно к Российской Федерации систему налогов необходимо харак­теризовать как совокупность федеральных, региональ­ных и местных налогов. Первой частью Налогового кодек­са России установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов.

Федеральные налоги в Российской Федерации уста­новлены налоговым законодательством и являются обя­зательными к уплате на всей территории страны. К ним относятся:

налог на добавленную стоимость (НДС);
налог на прибыль предприятий и организаций;
подоходный налог с физических лиц (с 01.01.2001 г. - налог на доходы физических лиц);
акцизы на отдельные группы и виды товаров;
налог на операции с ценными бумагами;
таможенные пошлины;
отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы;
платежи на пользование природными ресурсами;
налоги в дорожные фонды;
государственная пошлина;
налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
единый социальный налог;
сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

 Пере­чень региональных налогов установлен Налоговым кодексом, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом.

К региональным налогам относятся:

налог на имущество;
налог на недвижимость;
лесной доход;
плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственной системы;
сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
налог с продаж;
налог на игорный бизнес;
региональные лицензионные сборы,

Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.

К местным налогам относятся:

налог на имущество физических лиц;
земельный налог;
налог на рекламу;
налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы;
местные лицензионные сборы (около 20).

И в зависимости от метода взимания налогов, они делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой теме могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как (юридических, так и физических лиц) и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включа­тся в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перераспределения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога явля­ется продавец товара (работы или услуги), выступающий в ка­честве посредника между государством и фактическим пла­тельщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут слу­жить такие яркие представители, как налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее простыми для госу­дарства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрыва­тельства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну прямо не привязаны к финансово–хозяйственной деятельнос­ти субъекта налогообложения, и фискальный эффект дости­гается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

Вместе с тем, государство в силу этих особенностей кос­венного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: со­здающее материально - техническую основу деятельности иму­щество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производ­стве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависи­мость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

В российской налоговой системе преобладают косвенные налоги, что подтверждается данными табл. 1.

Доля косвенных нало­гов составляет 56 % в общей сумме налогов консолидирован­ного бюджета, в то время как прямые налоги составляют только 44 %.

При этом с введением второй части Налогового кодекса доля косвенного налогообложения еще более увеличится в связи с резким повышением ставок акцизов на бензин, с введением акцизов на дизельное топливо и моторные масла, а также отменой большого числа льгот по налогу на добавленную стоимость.

Нередко и прямые, и косвенные налоги подразделяют на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные и личные.

Реальными налогами облагаются продажа, по­купка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на иму­щество, налог на недвижимость и некоторые другие.

В отличие от реальных, личные налоги учитывают финансовое положе­ние налогоплательщика и его платежеспособность. Они взима­ются с физических и юридических лиц или у источника дохо­да, или по декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на ак­цизы, государственную фискальную монополию и та­моженные пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Ярким примером универсального акциза является налог на добавленную стоимость, который применя­ется в мировой налоговой системе с конца 60–х – начала 70–х годов, в Российской Федерации – с 1992 г. Индивидуальные акцизы устанавливаются как по отдельным видам товаров, так и по группам товаров.

Таможенные пошлины в большинстве стран устанавли­ваются только на импортные товары. Экспорт товаров, как правило, обложению таможенными пошлинами не подлежит. В отличие от других стран в России установлены и экспорт­ные пошлины.

На практике нередко проводят разделение налогов в зави­симости от их использования. В этом случае они подразделя­ются на общие и специальные.

К общим относится большинство взимаемых в любой на­логовой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги, имея строго целе­вое назначение, закреплены за определенными видами расхо­дов. В частности, в Российской Федерации примером специ­ального налога могут служить единый социальный налог, на­лог на воспроизводство минерально–сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрес­сивные и регрессивные.

Особой категорией налогов являются так называемые спе­циальные налоговые режимы. В Налоговом кодексе Рос­сийской Федерации предусмотрена возможность установле­ния четырех таких режимов. К специальным налоговым ре­жимам относятся: единый налог на вмененный доход для от­дельных видов деятельности, единый налог для сельскохо­зяйственных товаропроизводителей, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции и система налогообложения при разработке неиспользуемых и малодебитных нефтяных скважин. Особенностью этих налогов яв­ляется то, что со дня их введения на территории соответству­ющих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как пра­вило, прекращается взимание большинства налогов, предус­мотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Прямые налоги.

Основным прямым налогом является налог на прибыль. В доходах бюджета нашей страны до последнего времени он занимал домини­рующее положение. Налог на прибыль используется практически во всех странах с рыночной экономикой. Главное его достоинство — на­личие общепринятой, хорошо изученной и отработанной в учете, от­четности и статистике налоговой базы - прибыли.

Другой вид прямого налога - подоходный налог с населения, кото­рый не является новым в хозяйственной практике. В области его при­менения накоплен большой опыт. Вместе с тем радикальные изменения, происходящие в производственных отношениях, наложили со­ответствующий отпечаток и на подоходное налогообложение населе­ния. Расширена сфера действия этого налога, поскольку кроме основ­ного традиционного источника доходов населения - заработной платы  - появился ряд новых, привнесенных рынком источников доходов граждан, например проценты, дивиденды и др. Большие изменения вносятся в подоходное налогообложение с целью обеспечения мер по социальной защите населения. Достигается это путем увеличения раз­мера необлагаемой части заработков, а также понижением налоговых ставок в начале шкал налогообложения, полным или частичным осво­бождением отдельных категорий граждан от подоходного налога.

К прямым налогам относятся также налог на недвижимость, на землю и другие, которые не нашли пока существенного распространения в нашей стране.

Мировой практикой доказано, что прямые налоги значительно эффективнее косвенных. При прочих равных условиях чем выше доля косвенных налогов в общей массе налоговых поступлений, тем слабее связь эффективности и результативности хозяйствования с бюджетом. Тем не менее доля косвенных налогов в нашей стране в последние годы существенно увеличилась.

Косвенные налоги.

Основным представителем косвенных налогов во многих странах, в том числе и в России, является налог на добавленную стоимость (НДС). По своему содержанию НДС следовало бы назвать налогом на конеч­ное потребление, поскольку в действующих методиках его исчисления не удалось выдержать методологический подход, обеспечивающий един­ство налогооблагаемой базы на всех стадиях производства продукта, зато четко прослеживается стремление сделать основным налогопла­тельщиком конечного потребителя товара.

Параллельно с налогом на добавленную стоимость взимается дру­гой косвенный налог — акцизы, т. е. фиксированная сумма налога на определенные товары. Ставки акцизов, установленные в процентах к стоимости продукции в отпускных ценах, применяются к ограничен­ному кругу товаров не первой необходимости и к предметам роскоши. Акциз включается и облагаемую базу налогом на добавленную стоимость.

В специальной литературе встречается и другая классификация на­логов — в зависимости от характера объекта налогообложения:

налоги с доходов (выручки, прибыли, зарплаты);
налоги с имущества (предприятий и граждан);
налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (опе­рации с ценными бумагами, с доходов казино и др.);
налоги за выполнение некоторых действий (таможенные и государ­ственные пошлины).

При всей очевидной правомерности обеих классификации вопрос этот не столь прост, поскольку проистекает из самой сущности нало­гов, а потому является предметом исследования фундаментальной тео­рии финансов.

Основные виды налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС).

Данный налог является одним из самых важных налогов. Его уплачивают конечные потребители, поэтому его можно отнести к разряду косвенных налогов. Этот налог необходим для стабильного источника бюджетных доходов, гармонизацией налоговой системы страны с налоговыми системами стран Западной Европы.

Первым основным документом, определяющим порядок взимания НДС, был Закон РФ от «06» декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», в настоящие время утративший силу в соответствии с Законом № 117-ФЗ от 5 августа 2000 года «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ». С 1 января 2001 г. вступила в действие глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ.

Закон определяет понятие налога и механизм его взимания следующим образом: «Налог представляет собой форму изъя­тия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимос­тью материальных затрат, отнесенных на издержки производ­ства и обращения».

Наиболее распространенным объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, работ, услуг. Для уплаты налога на добавленную стоимость предусмотрены три ставки: 0 %, 10 % и 20 %. Налогообложение по ставке 0 % произ­водится при реализации товаров, помещаемых под таможен­ный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ (за исключением нефти и природного газа), а также работ (услуг), непосредственно свя­занных с производством и реализацией этих товаров. Стандар­тная ставка - 20 % применяется ко всем операциям, которые не подлежат обложению по пониженной ставке. Пониженная ставка - 10 % применяется для продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, установленным Правительством РФ, а также для производства лекарственных препаратов и некоторых других. Пункт 4 статьи 164 Налогового Кодекса РФ определяет расчетные налоговые ставки, т.е. налогообложение производится по налоговым ставкам в 16,67 % и 9,09 %, опреде­ляет долю НДС в составе цены товара, сформированной с уче­том налога.

Налог на прибыль предприятий.

Налог на прибыль, наряду с НДС, является основным на­логом с предприятий и организаций и основным элементом налоговой системы России, обеспечивая значительные поступ­ления средств как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ. С помощью налога на прибыль происходит ре­гулирование доходной базы субъектов РФ. Данный налог явля­ется прямым. Его сумма целиком зависит от конечного финан­сового результата хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому данный налог влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. Взимание налога на прибыль осуществляется в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года № 2116—1 «О налоге на прибыль предприятий и орга­низаций».

Плательщиками налога являются предприятия и организа­ции (в том числе и бюджетные) - юридические лица по зако­нодательству РФ.

Объектом налогообложения является валовая прибыль пред­приятия, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализацион­ных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим опе­рациям.

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в размере 11 %. В бюджеты субъектов РФ зачисляется налог на прибыль предприятий по ставкам, установленным законодательными органами этих субъектов в размере не более 19 %. В соответ­ствии с дополнением к статье 5 Закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций» органам местного самоуправле­ния предоставляется право с 1 января 2001 г. самостоятельно вводить налог на прибыль в местный бюджет в размере до   5 %.

В Москве в настоящее время суммарная ставка налога на прибыль составляет 30 %.

Посреднические организации облагаются по ставке 36 %.

Разновидностью налога на прибыль являются налоги с до­ходов, уплачиваемых предприятиями. К таким доходам отно­сятся:

— доходы в виде дивидендов, полученных по акциям, при­надлежащим предприятию-акционеру;

— доходы в виде процентов, полученных владельцами госу­дарственных ценных бумаг субъектов РФ и органов местного самоуправления;

— доходы от долевого участия в других предприятиях, со­зданных на территории РФ;

— доходы (включая доходы от аренды и иных видов ис­пользования) казино, иных игорных домов и другого игорного бизнеса, видеосалонов (от видеопоказа, проката видео- и аудио­кассет и записей).

Акцизы.

Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара.

Акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабель­ной продукции и создания примерно одинаковых экономичес­ких условий хозяйственной деятельности для всех предприя­тий. Акцизы устанавливаются также на импортные товары с целью защиты национального потребительского рынка.

Акцизы были введены Законом РФ от 6 декабря 1991 года «Об акцизах». Федеральным законом РФ от 7 марта 1996 года no 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федера­ции «Об акцизах» данный закон был изложен в новой редак­ции. С 1 января 2001 года вступила в силу глава 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ.

Плательщиками акцизов являются предприятия и органи­зации, производящие и реализующие подакцизные товары, индивидуальные предприниматели, а также лица, признавае­мые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Налоговым периодом устанавливается каждый календар­ный месяц.

Таможенная пошлина.

Таможенная пошлина относится к косвенным налогам. Она представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможен­ными органами по ставкам, дифференцированным по отдель­ным видам товаров при их ввозе на таможенную территорию РФ или при вывозе с этой территории и являющийся неотъем­лемым условием такого ввоза или вывоза. Основной целью та­моженных пошлин является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства страны. Они выступают инструментом го­сударственной экономической политики, уравнивая цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка.

Объектом обложения таможенной пошлиной является пе­ремещение (ввоз или вывоз) товаров через таможенную грани­цу РФ. Ее исчисление производится на основе таможенной стоимости товаров и транспортных средств, определяемой в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

Размер таможенной пошлины определяется в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе». Под таможенным тарифом понимается свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через тамо­женную границу РФ. Ставки таможенных пошлин являются едиными на всей территории России и не подлежат измене­нию в зависимости от лиц, перемещающих товары, видов сде­лок и других факторов. Они утверждаются Правительством РФ, изменяются и уточняются в зависимости от экономической ситуации.

Таможенный тариф подразделяется на три основных типа:

двойной - тариф с максимальными и минимальными став­ками таможенной пошлины по каждой товарной позиции. Выбор ставки зависит от торговых и политических отно­шений, существующих между Россией и страной проис­хождения либо места назначения товаров;
запретительный - тариф с высокой процентной ставкой, например, выше 20 % от стоимости товара, служащий для ограждения внутреннего рынка страны от ввоза или выво­за определенного вида товара;
дифференцированный - тариф, позволяющий отдавать предпочтение определенным товарам или не пропускать их в зависимости от их происхождения (т.е. из-за отноше­ний, существующих со страной-производителем). Таможенные платежи вносятся таможенным органам РФ до принятия или одновременно с принятием таможенной дек­ларации.

Налоги в дорожные фонды.

Налоги в дорожные фонды были предусмотрены Законом РФ от 18 октября 1991 года «О дорожных фондах в Российской Федерации». С I января 2001 года налог на реализацию ГСМ отменен в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О вве­дении в действие части второй Налогового кодекса Российс­кой Федерации и внесении изменений и дополнений в некото­рые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия и организации, являющиеся юриди­ческими лицами.

Объектом налогообложения является - при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг - выручка (ва­ловой доход) от реализации продукции (работ, услуг). С 1 января 2001 года в соответствии с приказом

Министерства по налогам и сборам РФ от 20 октября 2000 г. № БГ-3-03/361 «О внесении изменений в инструкцию МНС России ОТ 04.04.2000 N 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" ставка налога со­ставляет один процент (1 % ) от выручки, полученной от реали­зации продукции (работ, услуг). Сумма налога зачисляется пол­ностью в территориальные дорожные фонды или бюджеты субъектов РФ для целевого использования на финансирование затрат, предусмотренных пунктом 1 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Феде­рации».

Налог с владельцев транспортных средств еже­годно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомствен­ной принадлежности, а также граждане Российской Федера­ции, иностранные юридические лица и граждане, а также лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомоби­ли, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Размеры налоговых ста­вок устанавливаются в зависимости от мощности двигателей (в лошадиных силах). Для легковых автомобилей долгое время действовала ставка: 1 руб. за 1 лошадиную силу двигателя (л.с.). В настоящее время, в соответствии с введенным в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом №118-ФЗ от 5 августа 2000 года «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в неко­торые законодательные акты Российской Федерации о нало­гах», действуют следующие налоговые ставки (с каждой лоша­диной силы):

1) легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 50 коп.;

2) легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 100 л.с. - 1 руб. 30 коп.;

3) мотоциклы и мотороллеры - 30 коп.;

4) автобусы - 2 руб.;

5) грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигате­ля до 100 л.с. включительно - 2 руб.; от 100 до 150 л.с. - 4 руб.; от 150 до 200 л.с. - 4 руб. 80 коп.; от 200 до 250 л.с. - 5 руб. 20 коп,; свыше 250 л.с. - 7 руб. 15 кол.;

6) другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохо­зяйственных комбайнов) — 2 руб.

Автотранспортные предприятия общего пользования не являются плательщиками налога в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме так­си).

Налог уплачивается ежегодно в сроки, установленные за­конами субъектов Российской Федерации. Регистрация, пере­регистрация или технический осмотр перечисленных транспор­тных средств в органах ГИБДД не производится без предъяв­ления платежного поручения или квитанции об уплате налога.

С 1 января 2001 года налог на приобретение автотранс­портных средств отменен в соответствии с Федеральным зако­ном от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесе­нии изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

Государственная пошлина

Под государственной пошлиной понимается установлен­ный Законом РФ от 9 декабря 1991 года (новая редакция от 31 декабря 1995 года)                      «О государственной пошлине» обязатель­ный и действующий на всей территории Российской Федера­ции платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Плательщиками государственной пошлины являются граж­дане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, а так­же юридические лица независимо от форм собственности, об­ращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Госпошлина взимается: за подачу исковых и иных заявле­ний в суд; за совершение нотариальных действий нотариуса­ми; за государственную регистрацию актов гражданского со­стояния и др.

Размеры госпошлины определяются кратно минимально­му размеру оплаты труда (на день оплаты госпошлины).

Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

Сбор установлен Законом РФ от 2 апреля 1993 года «О сборе за использование наименований «Россия», «Российская федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний" за использование этих слов в названии организации, для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Ставка сбора установлена в размере 0,5 % стоимости реа­лизованной продукции. Предприятия уплачивают сбор ежек­вартально из прибыли (дохода), остающейся в их распоряже­нии, исходя из фактически полученной выручки от реализо­ванной продукции в срок до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала.

Налог на имущество предприятий

Данный налог относится к группе региональных налогов. Он определен законом РФ от 13 декабря 1991 года «О налоге на имущество предприятий».

Плательщиками налога на имущество являются предприя­тия, учреждения, организации.

Объектом налогообложения является имущество предпри­ятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятия и представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат, учитывающихся по остаточной стоимости. Налог оп­ределяется исходя из среднегодовой стоимости имущества пред­приятия.

Предельный размер ставки налога на имущество не может превышать 2 % от налогооблагаемой базы. Сумма налога исчис­ляется плательщиками самостоятельно, ежеквартально, нарас­тающим итогом с начала года, исходя из определяемой за от­четный период фактической среднегодовой стоимости имуще­ства по специальному расчету. Сумма налога вносится в бюд­жет в пятидневный срок со дня, установленного для предоставле­ния квартальной бухгалтерской отчетности, и в десятидневный срок — для предоставления годовой бухгалтерской отчетности.

Налог с продаж

Данный налог также относится к группе региональных на­логов.

Налог с продаж устанавливается и вводится в действие за­конами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории со­ответствующих субъектов РФ.

На территории города Москвы налог введен Законом горо­да Москвы №14 от 17 марта 1999 года «О налоге с продаж» с 1 июля 1999 года.

Плательщиками налога являются все организации незави­симо от их организационно-правовых форм и форм собствен­ности и физические лица, осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица (инди­видуальные предприниматели), реализующие товары (работы, услуги) на территории города Москвы за наличный расчет.

Объектом налогообложения является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет, за исключени­ем основных продуктов питания, таких как хлеб и хлебобулоч­ные изделия, молочные продукты, растительное масло, крупы, сахар, соль, овощи, детские товары и жилищно-коммунальные услуги.

При определении налоговой базы стоимость товаров (ра­бот, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. Сумма налога определяется как со­ответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включаемая налогоплательщиком в цену товара, предъявляемого к оплате покупателю (заказчику).

В соответствии с Законом г. Москвы № 36 от 29 ноября 2000 года «О внесении изменений в статью 3 Закона г. Москвы от 7 марта 1999 г. № 14 «О налоге с продаж» ставка налога с 1 января 2001 года составляет 5 % от стоимости оказанных услуг и проданных товаров, включая НДС.

Сбор на нужды образовательных учреждений

Этот сбор относится к группе региональных налогов. Его уплачивают все хозяйствующие субъекты. Объектом налогооб­ложения является годовой фонд заработной платы. Ставка сбора составляет не более 1 % от фонда заработной платы. Сбор от­носится на балансовую прибыль предприятий. Платежи зачис­ляются в республиканский (областной) бюджет. Сроки уплаты сбора устанавливаются органами исполнительной власти рес­публик, областей, краев по согласованию с налоговыми органами на местах. В Москве сбор на нужды образовательных учреждений отменен в связи с вводом налога с продаж с 1 июля 1999 г.

Лесной доход

Этот вид платежа осуществляют хозяйствующие субъекты, которым предоставлено право на рубку деревьев и заготовку древесины. Объектом налогообложения является количество деревьев, подлежащих рубке. Тарифы платежа дифференцируются в зависимости от пород вырубаемых деревьев и качества древесины. Платеж относится на себестоимость предприятий и зачисляется в республиканский (областной) бюджет. Поря­док и сроки уплаты лесного дохода устанавливаются властями республики (области).


Скачать архив (127.6 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: