Главная » Предпринимательство |
Государственная поддержка малого бизнеса. Чем отличается предприниматель от менеджера? Предпринимателем может быть любой, кто откроет свое дело, а менеджер - это профессиональный управляющий. Предпринимательство - свойство, которое дается человеку. В России 25% экономики малый бизнес. Почему государству выгоднее иметь большой процент малого бизнеса: Снимает заботу о рабочих местах. Предприятия берут на себя функции государства и функцию социальной защиты сотрудников. Факторы, которые воздействуют на активность малого бизнеса: Надежность защитного механизма. Необходима государственная поддержка малого бизнеса. 14 июня 1995 года издан федеральный закон "о государственной поддержке малого бизнеса". Введены численные ограничения для МП: строительство, промышленность, транспорт - до 100 чел. Для сравнения в США: до 100 чел - малый бизнес, до 500 чел - средний, от 500 - до 1000 - крупный. Доля уставного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не должна превышать 25%. К малому предпринимательству относятся индивидуальные частные предприниматели (ИЧП). Отсюда изменения в законе "О налоге на прибыль". Появились дополнения. 1 января 1996 года 227-ой федеральный закон: расширен круг МП, которые имеют 2 льготных года без налогов. Кроме строителей туда вошли медицина, продовольствие, с/х и т.п. Для малого бизнеса с численностью до 15 человек введен "закон об упрощенной системе налогообложения". Вместо суммы различных налогов вводится единый налог. Либо это налог на валовую выручку - 10% (6,67% в мест. и 3,33% в федер.), либо налог на прибыль (валовый доход) - 30% (20% в местн. и 10% в федер.). Упрощенной системой налогообложения не могут пользоваться фирмы, выпускающие подакцизные товары (они входят в специальный реестр МинФина). Виды партнеров: официальный (известный, активный); Лекция 2. Формы льготного предпринимательства: 1) Ассоциации малого бизнеса (при префектурах). Это добровольные группировки. Имеют свой банк. Соответственно имеют льготное кредитование. Приоритетными для банка являются: члены ассоциации, постоянные клиенты банка, предприятия, занимающиеся программами развития малого бизнеса. Не все хотят попасть в ассоциацию, т.к. есть отчисления, обязательства. 2) Для научно-технического малого бизнеса: "Технопарки". Создается набор дорогостоящих основных средств. Предприятия, входящие в эту структуру, арендуют их на время и т.д. 3) Бизнес-инкубаторы. Создаются готовые офисы. Предприниматель составляет бизнес-план. Этот бизнес-план обсуждается. Предоставляется офис. Смысл: поддержка бизнеса на первых порах. 4) Франчайзинг. (франшиза - льгота) Контрактное взаимодействие между франчайзером (главным предприятием) и франчайзингом (франчайзи) (предприятием-оператором). Предприятие-оператор является собственником. Фирма-франчайзер передает технологии и методики, а также товарный знак. Франчайзер (у него более 1000 операторов) через предприятия-операторы делает свою рекламу, имидж и т.д. Франчайзер передает: символику и товарный знак; Оператор: должен иметь приличные начальные средства; Недостатки: двойной учет (франчайзер и оператор); Франчайзер разрабатывает пакет льготного предпринимательства. В нем рассматриваются: Факторы размещения (характер улиц, транспортные потоки, окружающую среду, учет местных условий, что находится рядом). Основные этапы создания фирмы. Подбор предпринимательской команды. SWOT - анализ Возможности, Преимущества внешняя среда (наши) (сила) Внешняя среда Внутренняя среда Угрозы, опасность Слабость, со стороны внеш- недостатки ней среды 6. Составление учредительных документов. Учредительный договор - свод правил, условий, регулирующих отношения участников при ведении бизнеса. Устав - свод правил, условий, регулирующих отношения с внешними организациями и т.п. и включается часть из учредительного договора. Учредительный договор: наименование предприятия; Лекция 3. Устав: реквизиты фирмы; Сравнительный анализ преимуществ и недостатков малого бизнеса. Преимущества: Мобильность и гибкость управления фирмой. Недостатки: Ограниченность ресурсов всех видов. Условия целесообразности создания малого бизнеса: Наличие оригинальной идеи (патент и т.п.). Крупные предприятия. Преимущества: Финансовая устойчивость. Недостатки: Организационная инерционность структур. Условия целесообразности создания: Наличие большой емкости рынка. Организационно-коммуникационные связи Основы финансового управления в малом бизнесе. Условия финансовой устойчивости предприятия: Возможность оплаты текущих долгов (кредитов). Задачи с т.з. финансового управления: Получение прибыли и снижение риска. 3 вопроса: Как работало предприятие в прошлом и в каком оно состоянии сегодня? (Анализ счетов прибыли и убытков, баланс предприятия, анализ динамики и темпов роста, анализ использования денежных поступлений). Лекция 4. Доход от реализации определяется на момент выставления счета-фактуры (не на момент отгрузки или оплаты). Т.о. при исчислении прибыли сумма реализации берется по счету-фактуре, а оплата относится к движению наличности. Расходы определенного периода времени должны одновременно учитываться с доходами этого периода. В отчеты включаются операции с денежной оценкой по стоимости. В отчетах указывается фактическая стоимость товара, а не планируемая. Предприятие рассматривается как экономическая единица. Финансовые отчеты предусматривают оценку действующего предприятия, а не продаваемого и т.п. Принципы финансовой отчетности: Принцип двойственности балансовой отчетности. Финансовая информация для мониторинга и контроля. Непрерывность финансовой информации. Система учета информации. 1) Книга продаж и книга покупок. В книге продаж счета-фактуры регистрируются в момент, когда попадают в выручку либо по мере отгрузки, либо по мере оплаты. В книге покупок счета-фактуры регистрируются по мере оплаты и оприходования товара. 2) Скоросшиватели для счетов-фактур поставщиков и потребителей. Анализ финансовой деятельности малого предприятия. Направления анализа: Анализ рентабельности и затратоемкости. Рассмотрим пример анализа. Пусть имеются 2 фирмы и данные по ним за 2 года. 1. 1) ri = Пi/Si×100% - рентабельность товара. 2) Rпр = Пбал/(Кобор + Косн) -рентабельность предприятия. 3) Rук = П/(УК + Рез.Ф) - рентабельность уставного капитала. Фирма 96 95 1 6651/13261=50,1% 3256/6610=49,2% 2 11254/26911=41,8% 1787/15657=11,4% 4) Rисп.к = Пбал/(УК + Долг. Кред.) - рентабельность используемого капитала Фирма 96 95 1 10884/19375=56,1% 6867/14254=47,2% 2 24514/43281=41,8% 6503/26738=24,3% 5) Норма прибыли (в знаменателе объем реализации) Фирма 96 95 1 10884/154670=7,04% 6867/132898=5,2% 2 24514/225626=10,9% 6503/147158=4,5% Лекция 5 6) Рентабельность сбыта = Затраты на продажу и сбыт / Объем реализации Фирма 96 95 1 10874/154670=7% 10258/132898=7,7% 2 23850/225626=10,5% 15354/147158=10,4% Устанавливается допустимый объем затрат. 7) Доля общефирменных затрат (FC) = Общефирменные издержки / Объем реализации Фирма 96 95 1 38395/154670=24,8% 36718/132898=27,6% 2 87965/225626=38,9% 57331/147158=38,9% 8) Зарплатоемкость = ФОТ / Объем реализации Фирма 96 95 1 20560/154670=13,2% 19760/132898=14,8% 2 61998/225626=27,4% 39260/147158=26,6% Устанавливается критический объем ФОТ. 9) Арендоемкость = Оплата за аренду / Объем реализации Фирма 96 95 1 10500/154670=6,8% 10500/132898=7,9% 2 8712/225626=3,8% 6307/147158=4,2% Вторая фирма расположена где-то в отдаленных районах. 2. Анализ финансового состояния. Коэффициенты: покрытия (ликвидности) = Текущие активы (оборотные средства) / Текущие обязательства Коэффициент покрытия характеризует способность фирмы оплачивать свои краткосрочные обязательства. k®2¸2,5 в мире (1,8 в России). Соответственно существуют вещи быстроликвидные и долголиквидные. В оборотные средства входят НЗП, запасы, деньги в расчетах, дебиторская задолженность, готовая продукция на складе. критической ликвидности (для РФ быстрой ликвидности) = (деньги на р/с + дебиторская задолженность) / краткосрочные обязательства k®>1 1) Коэффициент ликвидности Фирма 96 95 1 24134/19328=1,24 15933/14543=1,09 2 69051/58326=1,18 34240/30133=1,13 2) Коэффициент быстрой ликвидности Фирма 96 95 1 20344/19328=1,05 13803/14543=0,94 2 57776/58326=0,99 29140/30133=0,96 Нужно смотреть по отрасли, по состоянию в целом. 3) Коэффициент зависимости от привлеченных средств (внешних долгов) = Долгосрочные займы или кредиты / Используемый капитал k®0,3 (30%) Лекция 6. 3. Показатели финансового управления. 1) Длительность оборачиваемости запасов (показатель дней для запасов) = Запасы * 365 / Величина закупок на 1 цикл Фирма 96 95 1 3790*365/35920=39 дн. 2130*365/31045=25 дн. 2 11275*365/82426=50 дн. 5130*365/56905=33 дн. В РФ: , где nгод – годовой объем реализации; Wоб – средняя величина оборотных средств; nоб – количество оборотов. 2) Показатель срока оплаты дебеторской задолженности (количество дней, необходимое заказчикам для оплаты счетов-фактур) = Дебеторская задолженность * 365 / Годовой объем реализации Фирма 96 95 1 16863*365/154670=40 дн. 13203*365/132898=25 дн. 2 46361*365/225626=75 дн. 29028*365/147158=33 дн. Определяем, какую часть продукции мы даем на реализацию (а не по предоплате). 3) Показатель погашения кредиторской задолженности = Кредиторская задолженность * 365 / Объем реализации Фирма 96 95 1 6285*365/154670=15 дн. 5188*365/132898=14 дн. 2 12420*365/225626=20 дн. 9198*365/147158=23 дн. 4. Показатели использования ресурсов. 1) Производительность работника = Объем реализации / Количество работников Фирма 96 95 1 154670/7=22095 132898/6=22149 2 225626/5=45125 147158/4=36789 2) ------//------- = Чистая прибыль / Количество работников Фирма 96 95 1 9096/7=1299 5987/6=847 2 18011/5=3062 2849/4=712 3) Эффективность использования основных средств Коэффициент фондоотдачи = Объем реализации / Среднегодовая стоимость основных средств Фирма 96 95 1 154670/14659=10,61 р/р 132898/13134=10,11 р/р 2 225626/32466=6,94 р/р 147158/22631=6,5 р/р Финансовые показатели: 1) Норма прибыли = Прибыль / Объем продаж Уровень: низкий – 0,6%; средний – 1,7-2%; высокий - >3%. 2) Рентабельность фирмы = Чистая прибыль / Чистые активы Уровень: низкий - <2%; средний – 6%; высокий – >6%. 3) Рентабельность оборотных средств = Прибыль / Оборотные средства Уровень: низкий – 2,3%; средний - >7%; высокий – >13%. 4) Коэффициент обеспечения наличными ресурсами к ежедневному потреблению оборотных средств Уровень: низкий – 3%; средний – 5%; высокий - >6%. Лекция 7. Для планирования жизнедеятельности составляется финансовый план. Его разделы: Доходы и поступления. Доходы Величина Расходы Величина 1. Доходы 9610,7 2. Расходы 5874,5 3. Кредит 110 3. Погашение кредита 30 4. Поступления из бюджета - 4. Платежи в бюджет 3816 9720,7 9720,7 В результате может быть несоответствие. Это не баланс. Баланс предприятия. Имеет две части: активы и пассивы. Активы Величина Пассивы Величина 1) Оборотные средства: наличные ден. средства на р/с 14244 16680 51000 1) Собственный капитал: уставной капитал 36000 17151 81924 53151 2) Основные средства: оборудование 30000 3000 2) Долговые обязательства: краткосрочные 6000 49773 27000 55773 Итого: 108924 Итого: 108924 Расчет: порога рентабельности; Наименование показателя Буква Выучка в % Прибыль Сила воздействия операционного рычага A V B = A – V C = B / A * 100% FC E = FC / C F = A – E F / A (%) П = A – FC – V П = F * C I = B / П Лекция 8. Основной и оборотный капитал в малом бизнесе. Существуют три основу малого бизнеса: основной капитал 1) Учет основного капитала: Оборудование 11270 (на 1-ый квартал) Амортизация (накопленная) 5850 (-) Балансовая стоимость оборудования 5420 Приобретенное оборудование 11790 (+) 17210 Амортизация (25%) 4302 (-) 12908 2) Текущие активы (оборотные средства) потребляются в течение года. запасы 3) Текущие обязательства – сумма, которую должно выплатить предприятие в течение 12 месяцев. Чистые текущие активы = (текущие активы – текущие долговые обязательства) = чистый оборотный капитал. Чистые активы включают: чистый оборотный капитал Чистые активы – долгосрочные обязательства = собственный капитал фирмы (уставной капитал, нераспределенная прибыль). Чистые активы 19375 Долгосрочный кредит 6114 (-) Собственный капитал фирмы 13261 Уставной капитал 2000 Нераспределенная прибыль 11261 Собственный капитал 13261 Методы управления основным капиталом: Способы: Поддержание работоспособности основных средств: Срок службы оборудования Текущий ремонт Способы восстановления работоспособности: Собственные наладчики Периодичность контроля работоспособности и график ремонта Ремонтный цикл Т1 ® осмотр ® Т2 ® средний ремонт ® Т3 ® капитальный (из амортизации) ремонт Резервирование элементов (основных средств) для создания запасов. Циклы работы Контроль за использованием основных средств. Основные правила замены оборудования. Оборудование следует заменить если: Достигло определенного возраста. Прогрессивность технологии складывается из: Ресурсных показателей (КПД, потребление электроэнергии, трудоемкость, материалоемкость, отходы). Оценка основных средств (критерии): Экономичность Экстенсивные (использование оборудования в 2 смены) Методы управления оборотным капиталом: Управление запасами. Цели: уменьшение затрат на хранение и управление запасами Для принятия решения по 1.1. требуется информация: текущий уровень запасов (страховой, транспортный, технологический) система мониторинга уровня запасов коридор прогнозный запасов баланс Необходимо все время пересматривать и поднимать уровень запасов (для производящих фирм). Торговый кредит ® контроль за системой оплаты ® работа с дебиторами. Для снижения дебиторской задолженности: Торговые отзывы о платежеспособности покупателя. Покрывает ли прибыль + аморт (?) выплаты ? Есть ли деньги в наличности. Лекция 9. Пример решения задачи к лекции 7. Организация оплаты труда. Элементы системы оплаты труда: Условия найма на работу. Пределу материальных стимулов нет (денег всегда хочется больше). Лекция 10. При приеме на работу заключают трудовой контракт или трудовое соглашение (с коллективом). Цель трудового соглашения или контракта – согласование интересов предпринимателя и работника. Условия найма по контракту: Сфера действия (основные функции). Принципы: Согласие между работником и администрацией выполнить эти условия. Джентельменский набор по социальной защите: Пенсионное страхование. Лекция 11. Критерии оплаты труда: Равная оплата за равный труд. Тарифная система оплаты труда включает: Категории (разряды) (Установлением оплаты занимаются менеджеры по управлению персоналом.) min оплаты труда 1 категория 8 10 12 18 категория Существует отдельная категория – государственные служащие. Обычно действует на госбюджетных предприятиях, но может использовать и частная фирма. Любой категории присваивается коэффициент: K1 = 1, … K12 = 6,78 … K18 = 7,654 Вопрос: сколько платить за час ? Отраслевой признак. Прожиточный минимум включает в себя: 75 видов продуктов питания Системы оплаты труда: Повременная. Сдельная оплата труда – выплачивается за количество произведенной работы (за результат). Повременная оплата труда – оплачивается труд за количество часов выполненной работы. Выбор той или иной системы оплаты определяется степенью автоматизации (технологическое время). Если труд слабо автоматизирован и зависит от искусства рабочего, применяется сдельная оплата труда. Формы сдельной оплаты: Простая или прямая сдельная. Сдельная применяется к рабочему составу. Начисляется из расчета расценки за работу (за 1 шт.): Срасц. = Стариф/час × tшт. Срасц. = Стариф/час / Нвыраб. (норма выработки) «+»: проста и нацеливает на увеличение выполненной работы. «-»: и за 30, и за 16 одинаковая ставка. Количество особо не нужно, но нужно выполнение плана. Спрем. = Спр.сдел. + Премия (% от сделки). Важный критерий – количество произведенной продукции. Плановая норма – по плановой расценке; сверхплановый выпуск – по прогрессивной системе. Спрогрес. = 16 × 10 + 14 × kпрогр. × 10 Устанавливается норма – 2 шт./день, но еще устанавливается минимум – 1 шт./день (50% от нормы) Лекция 12. Формы повременной оплаты: Простая (прямая) повременная. Оплата исходя из стоимости часа и времени работы). Формы смешанного (гибкого) типа используются при нестандартных ситуациях (при освоении новой техники в первое время идет доплата). Оценка рабочего места производится по различным критериям: Профессиональные знания (образование, опыт работы, аналитические способности). (Все это описывается в справочнике, который каждый менеджер делает по каждой профессии). Мера ответственности (брак, при работе с техникой, за безопасность (!)). Факторы успеха фирмы (на примере приуспевающих иностранных компаний): Активность действий (быстрота решения предложенных задач, а это происходит, когда задача предельно ясна и не слишком объемна). Иначе: идет сегментация задач. Предприимчивость и самостоятельность действий. Если есть инициатива, то тут же формируется группа по ее реализации (а не один человек, который выдвинул идею). У всех работников фирмы надо воспитать интерес к потребителю (покупателю). Одержимость к обслуживанию (стремление удовлетворить требования потребителя). Ценностные установки фирмы. Вера в успех фирмы. Факторы, повышающие заинтересованность работников в росте своей производительности. Ориентация на человека. Мотивация роста производства. Фактор диверсификации (проникновения) деятельности. Поиск новых рынков. Заповеди и рекомендации для начинающих менеджеров: Горизонтальная карьера. Менеджер должен обратить внимание на рост своего профессионального мастерства на горизонтальной площадке. Конфуций говорил: «Не тревожьтесь о том, что у Вас нет хорошей должности, а тревожьтесь о том, чтобы быть ее достойным». Например, ситуация. Мы приходим в качестве менеджера на новую фирму. 9.00. Никого нет. Затем все приходят. Каждый неудачный акт управления сужает воздействие. Начинающий менеджер не должен сразу принимать критические меры, а надо разобраться в истоках этих опозданий. На первых этапах остерегайтесь вводить новые правила и процедуры, пока нет уверенности, что они будут выполнены. загрузить людей работой Признак профессионализма менеджера – предвидение ситуации. Принципы обращения с людьми: Пытайтесь понять, а не обвинить исполнителя. Принципы, как менеджеру понравиться людям: «Мы интересуемся людьми, когда они интересуются нами». Поведение менеджера в ситуации банкротства. Дело движется к банкротству, если сумма обязательств приближается к сумме уставного капитала. Методы, определяющие предпосылки к банкротству: Оценка динамики финансовых пропорций (соотношение собственных и заемных средств, коэффициенты ликвидности). Алгоритм поведения менеджера в критических ситуациях. Посмотреть, нет ли у нас дебиторской задолженности. Попытаться ее продать фирмам, занимающимся покупкой долгов. Продать ценные бумаги. назначается внешнее руководство, которому платится зарплата; Если это не получается, то предприятие объявляется банкротом и продается для выплаты долговых обязательств Лекция 14. Вопросы управления кадрами в малом бизнесе. Функции с т.з. управления кадрами: Подбор и найм персонала. Многие фирмы разрабатывают системы тестового отбора. Например, на компьютере высвечивается общая характеристика (в системе координат: сангвиники, меланхолики и т.д.). Разрабатываются специальные характеристики с т.з. требуемых качеств. Отрабатывают форму найма, форму контрактного договора, определяются отношения. Общие требования к менеджерам. Организационная деятельность. Уметь выделять и решать приоритетные и первоочередные задачи. По аналитической деятельности. Уметь давать взвешенные оценки. По коммерческо-экономической деятельности. Умение разрабатывать новые коммерческие идеи. По социально-психологическим видам деятельности. Уметь мотивировать труд. Воспитывать в работниках способность мыслить и действовать самостоятельно. Определять принципиальностью и убежденностью. Требования к инновационной деятельности. Понимать необходимость различных новаций. Требования к предпринимательской деятельности. Чувство нового. Скачать архив (103.1 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |