Главная » Менеджмент

Роль ценностных ориентаций в обеспечении профессиональной эффективности муниципальных служащих

Реферат

1. Тема выпускной квалификационной работы:

"Роль ценностных ориентаций в обеспечении профессиональной эффективности муниципальных служащих"

. Цель исследования:

изучить формирование ценностных ориентаций современных муниципальных служащих

. Задачи исследования:

Теоретические задачи:

провести психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих;

выявить и рассмотреть противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы;

определить и обосновать оценку и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;

обосновать роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей.

Эмпирические задачи:

подобрать диагностические методики для изучения ценностных ориентаций муниципальных служащих;

определить процедуру оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;

оценить наличие связи между содержанием ценностных ориентаций муниципальных служащих и показателями их профессиональной эффективности.

. Ожидаемый результат:

специфика ценностных ориентаций муниципальных служащих, и ее связь с их профессиональной эффективностью.

Содержание

Реферат

Введение

1. Ценностные ориентации муниципальных служащих: теоретический анализ

1.2 Общая характеристика муниципальной службы

1.2 Психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих

1.3 Противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы

1.4 Роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей

1.5 Оценка и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих

2. Экспериментальное исследование особенностей ценностных ориентаций у муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск

2.1 Организационная структура городского округа г. Рыбинск

2.2 Организация исследования

2.3 Методы и методики исследования

3. Результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих

3.1 Результаты исследования по методике "Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)"

3.2 Результаты исследования по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича

3.3 Процедура оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск

3.4 Статистическая обработка результатов эмпирического исследования

Заключение

Библиографический список

Введение

В настоящее время наиболее актуально стоит вопрос реформирования государственной службы. Правительством РФ ведется активная работа по формированию законодательной базы и разработке программ по реформированию Государственной службы, основными направлениями которых является борьба с коррупцией в органах власти, предотвращение возникновения конфликта интересов в процессе деятельности служащих, формирование положительного имиджа государственных служащих, повышение квалификации и подготовка государственных служащих. Основные тенденции развития и совершенствования системы государственного управления изложены в Указе Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" и Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".

Наделение Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. 05.04.2013 г.) муниципальных образований конкретными вопросами местного значения и полномочиями для их реализации, требует от муниципальных служащих и работников муниципальных организаций специальных профессиональных знаний. Муниципальные служащие должны обладать аналитическим мышлением, организаторскими способностями, инициативой и т.д. Дополнительную группу черт и качеств личности муниципального служащего, влияющую на эффективность его деятельности отличает субъективный, личностный характер. Личностные характеристики служащего непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями. От того какие ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей муниципальных служащих зависит общая направленность личности, которая, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивает эффективность его деятельности.

Проблема данного исследования заключается в недостаточной степени изученности ценностных ориентаций муниципальных служащих. Наиболее открытым остается вопрос классификации муниципальных служащих по соотношению специфики ценностных ориентаций и профессиональной эффективности.

Актуальность настоящего исследования определяется все более возрастающим интересом к процессу формирования профессионалов в области муниципальной службы, необходимостью уточнению теоретических аспектов подготовки муниципальных служащих, разработки эффективных технологий и стратегий профессионального обучения и оптимизации профессионального развития.

Цель исследования: изучить формирование ценностных ориентаций современных муниципальных служащих.

Объектом исследования являются - профессиональная деятельность муниципальных служащих.

Предметом нашего исследования являются - ценностные ориентации муниципальных служащих.

Субъект исследования - муниципальные служащие администрации городского округа город Рыбинск.

Гипотеза: ценностные ориентации муниципальных служащих могут служить критериями эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих.

Предполагаемый результат: попытка классификации муниципальных служащих по соотношению специфики ценностных ориентаций и профессиональной эффективности.

Теоретические задачи:

провести психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих;

выявить и рассмотреть противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы;

определить и обосновать оценку и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;

обосновать роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей.

Эмпирические задачи:

подобрать диагностические методики для изучения ценностных ориентаций муниципальных служащих;

определить процедуру оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;

оценить наличие связи между содержанием ценностных ориентаций муниципальных служащих и показателями их профессиональной эффективности.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, методы математической и статистической обработки.

Структура: дипломный проект состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

ценностная ориентация муниципальный служащий

1. Ценностные ориентации муниципальных служащих: теоретический анализ

1.2 Общая характеристика муниципальной службы

С принятием в 1990-х гг. законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встал вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы.

До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие "муниципальная служба" в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти - местных Советов и исполнительных комитетов - являлись государственными служащими. Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля 1998 года также не использовал понятие "муниципальная служба". Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий - это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный Закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации" от 13 июля 1995 года разграничил государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.

Вместе с тем время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе. Это положение не только приравнивает муниципальных служащих к государственным, но и создает возможность для перехода из одной системы службы в другую, что имеет важное значение для карьеры служащего, его профессионального роста. А это, в свою очередь, служит повышению эффективности как муниципальной, так и государственной службы. Таким образом, муниципальная служба - профессиональная деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления, исполняемая в рамках их полномочий, не являющаяся выборной. Профессиональная деятельность предполагает выполнение социально-значимых действий, связанных с выполнением исполнительно-распорядительных, административно-хозяйственных, планово-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций в соответствие с квалификацией муниципальных служащих. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, считаются муниципальными служащими, замещающими определенную муниципальную должность (статья 21 Закона №154-ФЗ). Деятельность выборных лиц местного самоуправления не подпадает под понятие "муниципальная служба".

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума 8 января 1998 года приняла Федеральный Закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", который устанавливает правовые основы организации муниципальной службы в Российской Федерации и основы правового положения муниципальных служащих Российской Федерации.

Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации.

Муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется не только в соответствии с правовыми нормами федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня. Среди источников муниципального права есть и международно-правовые акты - Европейская хартия местного самоуправления. Будучи принятой в Страсбурге 15 октября 1985г., для России она начала свое действие с 26 апреля 1998г. (дня вступления в силу Федерального закона от 11 апреля 1998 "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления"). Относительно муниципальной службы в хартии предусмотрено следующее положение: "Статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе".

Федеральный закон от 28 августа 1995г. №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" его статья 21 не дает определения понятию "муниципальная служба". В то же время нормы этой статьи представляют собой основу для понимания, кто такой муниципальный служащий - это лицо, осуществляющее службу на должностях в органах местного самоуправления. Пункт 2 этой же статьи устанавливает, что "правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом".

Федеральным законом, который устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 января 1998г. №8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Согласно этому закону муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Основными задачами муниципальной службы являются:

         обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

-        обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

         подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

         защита прав и законных интересов муниципального образования.

Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует: все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.

Функции муниципальной службы:

         разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета;

-        разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью;

         руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями;

         осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Следует отметить, что сходства государственной и муниципальной службы есть и единственное их отличие - это уровень и некоторые другие особенности.

Государственную и муниципальную службу связывает много сходных черт, но, благодаря организационной обособленности местного самоуправления от государственной власти, интерес представляют различия в содержании этих двух видов деятельности.

Первое отличие государственной службы от службы муниципальной лежит в содержании деятельности, которую осуществляет муниципальный служащий. Это выражается в том, что муниципальный служащий одновременно исполняет как властные полномочия - регулирование общественных отношений на подведомственной органу власти территории, так и хозяйственные - непосредственное управление муниципальным хозяйством.

Второе отличие (по объему компетенции персонала) выделяется при помощи метода сравнительного анализа двух понятий - "государственная служба" и "муниципальная служба". Под государственной службой в статье 2 Федерального закона "Об основах государственной службы РФ" понимается "профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов".

Под муниципальной службой в статье 2 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в РФ" понимается "профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной". Муниципальная должность, в свою очередь согласно статье 1 этого же закона, образуется "в соответствии с Уставом муниципального образования с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению исполнения полномочий данного органа местного самоуправления".

Обратим внимание на то, что государственный служащий в отличие от муниципального, не наделен правом непосредственного исполнения полномочий соответствующего органа. Главной чертой современной концепции государственной службы является то, что государственная служба соотносится с обслуживанием политических должностных лиц, а не с целями и функциями государства.

Муниципальная служба не соотнесена жестко с обслуживанием высшего должностного лица муниципального образования. Муниципальная служба нацелена на решение вопросов местного значения. Гражданин РФ, занимающий муниципальную должность, или непосредственно исполняет полномочия, предусмотренные Уставом муниципального образования, или обеспечивает его исполнение органом местного самоуправления (в зависимости от того, что за вопрос, в чьей компетенции он находится) .

Основными принципами муниципальной службы являются:

         приоритет прав и свобод человека и гражданина;

-        равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства;

         профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

         доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

         правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

         ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

         внепартийность муниципальной службы.

И государственная, и муниципальная служба относятся к публичной службе, однако муниципальная служба не является разновидностью государственной. Считается, что муниципальная служба - это есть специфическая разновидность службы, не являющаяся государственной, в органах местного самоуправления муниципальных образований: городских и сельских поселений и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

ФЗ "О государственной гражданской службе" в п.2 ст.3 четко закрепляет, что государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. О какой-либо "государственной гражданской муниципальной службе" речи в данном законе не идет. Таким образом, муниципальная служба не является, по мнению законодателя, государственной.

Но существуют и другие мнения по этому поводу. Так, Ю.Н. Старилов относит "муниципальную службу" к "государственной службе". То есть широкое понятие "государственная служба" охватывает и "муниципальную службу" как частную ее разновидность. По мнению исследователя, сама модель российской публичной службы, когда государственная и муниципальная служба разделены специальными законодательными актами является значительной проблемой, и поэтому необходимо выровнять статус государственных и муниципальных служащих.

Подтверждение возможности существования такого мнения основывается и на том, что муниципальная и государственная службы тесно взаимосвязаны, что закрепляется в статье 7 ФЗ "О государственной гражданской службе", из которой следует следующее:

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

         единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

-        единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

         единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

         учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

         соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

         соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Граждане Российской Федерации осуществляет свою власть через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации (федеральная власть), государственной власти субъектов РФ (региональная власть) и местного самоуправления (муниципальная власть). Эти три уровня публичной власти России организационно обособлены друг от друга, самостоятельны в пределах своих полномочий, но природа их по существу одинаковая - органы власти получают свои полномочия от народа (населения соответствующей территории).

При всем этом, действующее законодательство, как было сказано выше, не включает муниципальную службу в государственную гражданскую службу, и на этом основывается разделение в статусе тех и иных служащих.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Муниципальный служащий занимает определенную должность. Должность муниципального служащего может быть:

         выборной, то есть замещаемой в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

-        невыборной, т.е. должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Глава местного самоуправления или депутат представительного органа занимают муниципальные должности, но не находятся на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими. Не относится к муниципальным служащим вспомогательный и технический персонал (водители, секретари, персонал по обслуживанию зданий и другие), поскольку эти работники не исполняют полномочий местного самоуправления.

Критерием доступа к муниципальным должностям может быть только наличие у работника профессионального образования, квалификации и в некоторых случаях стажа работы по специальности. Прием на муниципальную службу может осуществляться: на условиях назначения, договора или контракта (срочного или бессрочного), на срок полномочий выборного лица, работу которого будет обеспечивать муниципальный служащий, или на иных условиях.

Должностные права и обязанности муниципального служащего по-прежнему устанавливаются должностной инструкцией, а не должностным регламентом, как для государственных служащих, что противоречит Концепции административной реформы в Российской Федерации.

Успешность деятельности муниципальных (государственных) служащих определяется степенью профессионализма, гражданской компетентностью и уровнем развития психологической компетентности, позволяющей эффективно управлять стратегией собственного профессионального поведения, моделировать саморазвитие и выстраивать конструктивное взаимодействие с людьми и организациями. Центральной личностной компетенцией муниципального служащего справедливо можно считать профессиональную мотивацию, базирующуюся на ценностных ориентациях субъекта. Ее содержательные, качественные особенности не только определяют профессиональное поведение служащего, но и оказывают большое влияние на формирование доверия не только к нему как субъекту деятельности, но и к местным структурам в целом.

1.2 Психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих

В последнее время существенно возрастают требования общества к содержанию и качеству профессиональной деятельности муниципального служащего, усложняются требования к квалификации, профессиональным и личностным особенностям чиновников. Во многом от соответствия или несоответствия муниципального служащего занимаемой должности зависит качество выполняемой им работы, эффективность его деятельности.

Задача психологического анализа муниципальной службы как профессиональной деятельности актуальна и имеет ярко выраженную прикладную направленность.

Прежде чем рассмотреть этот вопрос необходимо проанализировать условия и специфику деятельности на муниципальной службе.

Муниципальная служба, как это определено в законодательстве Российской Федерации, представляет собой профессиональную деятельность на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

С другой стороны, муниципальная служба как профессия представляет собой род деятельности муниципальных служащих, определяемый разделением труда в сфере муниципального управления, обособлением определенной группы трудовых отношений.

Исходя из вышеуказанного определения муниципальной службы, можно выделить основные ее признаки:

это особый вид публичной службы, то есть служба в органах местной публичной власти;

профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования);

деятельность по исполнению полномочий этих органов, то есть деятельность служащих, находящихся в подчинении муниципального образования;

деятельность, организуемая на постоянной основе, то есть муниципальные служащие осуществляют полномочия органов местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно); выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени (временно). "Постоянная основа” деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм муниципальной службы, её стабильность.

По законодательству муниципальная служба основана на следующих принципах:

приоритет прав и свобод человека и гражданина;

равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

стабильность муниципальной службы;

доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

внепартийность муниципальной службы.

Муниципальная служба реализует различные общественно-полезные цели и задачи в интересах местного сообщества и вместе с тем обеспечивает исполнение и реализацию функций государственной власти.

Муниципальная служба призвана выполнять функции:

мониторинга общественных потребностей и интересов;

выявления и анализа негативных и положительных тенденций в социально-экономической сфере;

обеспечения эффективного функционирования муниципальных организаций и иных общественно-полезных служб;

долгосрочного и текущего планирования, прогнозирования;

организации, координации, информирования общества и социальной коммуникации;

контроля выполнения нормативных актов органов местного самоуправления и управленческих решений.

По своему содержанию муниципальная служба представляет собой не просто профессиональную, но и управленческую деятельность. От имени муниципального органа "муниципальная служба в рамках законодательства использует такие методы административной власти, как планирование, прогнозирование, управление, организацию, контроль. С помощью муниципальной службы проводятся в жизнь решения, программы, нормы, правила, запреты и предписания органов местного самоуправления".

В связи со сложностью решаемых задач, направленных на управление трудно предсказуемой большой системой, включающей различные подсистемы с собственными целями и назначением, система муниципального управления является многогранной и многоуровневой структурой и использует инструментарий целого ряда экономических наук. К базе знаний муниципального служащего следует отнести не только углубленное знание данного региона, его природно-ресурсного потенциала, исторических, демографических особенностей, уровня экономического развития, но и вопросы управленческого характера, а именно построение системы управления, наиболее приемлемой и эффективной. Подготовка муниципальных служащих должна включать в себя получение знаний по следующим дисциплинам: экономическая теория, государственное регулирование, экономика, маркетинг, менеджмент и другие.

Существует законодательно установленные квалификационные требования к муниципальным служащим, согласно которым муниципальный служащий должен:

знать об особенностях и специфике управляемых объектов - территориальных, социально-экономических систем. Знания конкретной территории приобретаются в ходе практической деятельности;

обладать знаниями, навыками и умениями в основных областях профессиональной деятельности: управление экономическими процессами, управление социальными процессами, управление политическими процессами;

обладать знаниями, навыками и умениями по основным видам профессиональной деятельности - правовой - контроль за исполнением законодательства.

Муниципальная служба является частью местного самоуправления и соответственно, обеспечивает исполнение управленческих полномочий муниципальных органов. Поэтому муниципальную службу можно определить как управленческий институт. В связи с этим, муниципальные служащие должны, наряду с узкоспециальными, иметь управленческие знания, навыки и способности, прежде всего в области сбора, обработки и обобщения информации, подготовки проектов решений, организации их исполнения, координации деятельности, регулирования и ряда других функций управления.

Специфика работы в муниципальной службе заключается в управленческой деятельности. Можно выделить две основные особенности профессионального успеха муниципального служащего:

эффективная управленческая деятельность;

эффективное межличностное общение.

Оба эти компонента деятельности напрямую связаны с тем, каким представляет себя работник сферы управления как профессионал, как организатор, как он относится к себе и каким преподносит себя ближайшему окружению. Деятельность по управлению государством, как и любое управление, связана с постоянным анализом происходящих событий, принятием решений, она аналитическая по своей природе. Муниципальный служащий по направленности своей деятельности, с одной стороны, зависим от социокультурной среды, с другой - его деятельность обусловлена субъективными характеристиками. На результаты деятельности влияют объективные и субъективные факторы. Субъективные факторы включат в себя смысл, вкладываемый человеком в деятельность, а также знания его о средствах, способах, условиях достижения поставленных целей.

В системе муниципальной службы различают три категории работников по уровню готовности к профессиональной деятельности, самооценки и мотивации достижения:

"сложившиеся управленцы" - муниципальные служащие, которые самодостаточны, обладают практическим опытом, специальными навыками, знаниями, но со слабой мотивацией к дальнейшему профессиональному совершенствованию;

"молодое поколение" - муниципальные служащие, обладающие сильной мотивацией к карьере, завышенной самооценкой, но недостаточно профессионально подготовленные;

"новый состав" - муниципальные служащие, пришедшие на муниципальную службу на волне социальных преобразований, большей частью с неадекватной профессиональной самооценкой, не владеющие специальными знаниями и технологиями, приспосабливающиеся к требованиям и нормам специфики деятельности муниципальной службы.

Муниципальных служащих по специфике профессиональной деятельности можно разделить на лиц:

принимающих решения, подлежащие исполнению на региональном уровне через соответствующие исполнительные структуры;

принимающих решения на уровне отдельных организационных структур и систем муниципального управления;

осуществляющих информационно-аналитическое обеспечение принимаемых решений;

осуществляющих выполнение функций муниципальных органов, реализацию и контроль принятых решений.

Таким образом, проведя психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих, можно сделать следующие выводы:

деятельность муниципального служащего специфична и противоречива;

по своему содержанию муниципальная служба представляет собой не просто профессиональную, но и управленческую деятельность;

муниципальный служащий по направленности своей деятельности, с одной стороны, зависим от социокультурной среды, с другой - его деятельность обусловлена субъективными характеристиками.

1.3 Противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы

Муниципальная служба занимает особое место в общественном устройстве. Предметом деятельности муниципальных служащих являются проблемы жизнеобеспечения людей, определение перспектив и направлений общественного развития, управление общественно-политическими и социально - экономическими процессами. Эффективность муниципальной службы заключается в прогрессе общества, в способности муниципальной власти принимать целесообразные решения, содействовать их реализации.

Профессиональная деятельность муниципального служащего выражается в сопряжении индивидуальных, коллективных и общественных интересов, создании и поддержании общественных ценностей и традиций. Данный вид деятельности содержит ряд противоречий: с одной стороны, она должна обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов граждан, с другой - реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, которые направлены скорее на интересы государства, нежели на интересы отдельных граждан. Среди трудовых операций в деятельности муниципальных служащих преобладают: социальные (руководство и управление людьми, выполнение распоряжений, инспектирование, консультирование, переговоры); умственные (наблюдение, слежение, диагностика, и прогнозирование, анализ проблем и документации, планирование, подготовка и оформление документов) .

Наиболее важными психологическими качествами профессиональной деятельности госслужащего являются: способность к всестороннему (системному) анализу причин и последствий событий, способность брать на себя ответственность за принятые решения, умение концентрировать внимание, способность "воодушевлять" подчиненных, умение четко формулировать цели, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, гибкость мышления, умение сохранять самообладание в стрессовой ситуации, активность, умение быстро принимать решение в условиях дефицита времени, умение сохранять высокую работоспособность в условиях помех, устойчивость к фрустрирующим (стрессирующим) воздействиям и др.

Профессиональная деятельность муниципального служащего основана на принципах организации и функционирования муниципальной службы Российской Федерации.

Принципы отражают степень правовых и социальных явлений муниципальной службы РФ, представляющих концептуальную конструкцию ее построения, организации и функционирования, объективные закономерности развития. Принципы определяют в конечном счете характер деятельности и поведения муниципальных служащих, охватывают общие закономерности построения, разделения труда, иерархической структуры построения муниципальной службы, административно-процессуальные механизмы ее прохождения. Рассмотрим некоторые из них:

реализация принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина определяет социальный смысл и содержание профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;

принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих отражает сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности. В научной литературе профессионализм определяется как "высший уровень психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях":

профессионализм тесно связан с понятием "компетентность" (от лат.competens - соответствующий, способный), которое означает доскональное знание своего дела, сути выполняемой работы, норм, правил и процедур организации, а также наличие умений и навыков, способствующих эффективной реализации этих знаний в практической деятельности.

Профессиональная деятельность муниципальных служащих связана с сопряжением общественных групповых, индивидуальных интересов, созданием и укреплением общественных ценностей и традиций. Если муниципальный служащий осознает себя прежде всего служителем народа, то его деятельность становиться не личным и частным, а общественно - значимым делом. Следовательно, профессиональная деятельность муниципальных служащих может быть признана эффективной, если осознание и оценка результатов своей деятельности адекватны осознанию и положительной оценке результата его деятельности обществом.

Однако, между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы неизбежно возникают противоречия, которые возникают из-за интенсивности трудового процесса, предъявления высоких требований, низкого уровня влияния на процесс, ограниченность в выборе средств деятельности, частый временной и информационный дефицит для принятия ответственных решений, высокая степень ответственности за принимаемые решения, пресыщенность вынужденным общением, недостаточное вознаграждение, устойчивый негативный образ чиновника, сложившийся в массовом сознании.

Можно сделать вывод, что - между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы существуют противоречия, которые влияют на эффективность деятельности муниципальной службы;

зачастую требования, предъявляемые к муниципальным служащим и прописанные в российском законодательстве, не соответствуют их способностям, знаниям, умениям и мотивациям.

1.4 Роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.

В отечественной психологии, созвучной по многим позициям западной гуманистической традиции и, можно сказать, во многом ее опередившей, аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. По словам Б.Ф. Ломова, несмотря на различие трактовок понятия "личность", во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность, по-разному раскрываемая в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович и других классиков отечественной психологии, выступает как системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психический склад.

Б.Ф. Ломов определяет направленность как "отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие". Таким образом, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности.

Подчеркивая психологический характер ценностей как объекта направленности личности, В.П. Тугаринов использует понятие "ценностные ориентации", определяемые им как направленность личности на те или иные ценности.

А.Г. Здравомыслов рассматривает ценностные ориентации как "относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека".

У Д.И. Фельдштейна "ценностные ориентации - это интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, возможность избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации".

Алексеев В. Г считает, что ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности.

В соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, смысложизненные ориентации (как цели) формируются на базе высших мотивов и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей.

Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом. Значение ценности представляет собой совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком.

В своей работе мы будем придерживаться определения данного С.Л. Рубинштейном, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: "что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого". И далее: "Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни".

Теоретические концепции второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий "ценностные ориентации личности" и "личностные ценности", которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анализа общей психологии.

На современном этапе многие служащие профессионально выполняют свои функции, но не задумываются о целях своей деятельности, не могут самостоятельно ставить задачи и подбирать адекватные измерители эффективности своего труда. Точно так же управленческие решения зачастую не подкрепляются необходимым аналитическим обоснованием, в частности, далеко не всегда имеется понимание того, какую альтернативу действия следует выбрать, исходя из статистических и социологических данных. Отсюда возникает необходимость в использовании научных знаний с целью развития кадрового потенциала муниципальной службы.

Не маловажную роль для реализации профессиональных обязанностей муниципальных служащих играют личностные особенности (ценностные ориентации, мотивы).

По данным социологических исследований, среди показателей мотивации деятельности чиновников РФ всех возрастных групп находятся следующие ценности (в порядке убывания):

гарантия постоянной работы, стабильности социального положения;

стремление реализовать свои профессиональные качества;

стремление обеспечить перспективы служебного роста;

занять престижное место в обществе;

желание принести больше пользы обществу и государству. Также известно, что механизм мотивации труда работников, их трудовой активности предполагает взаимодействие внутренних и внешних побудителей к действию. Внутренние мотивы возникают в результате процесса воспитания, который, в отличие от непосредственного мотивирования, более длителен, связан с идеологической концепцией организации или структуры, более последователен и более трудоемок. Зато результатом явится стойкая мотивация к общественно полезной деятельности, в гораздо меньшей степени зависящая от эгоистических желаний конкретного индивида. Такие понятия, как "честь служащего", "чувство профессионального долга", "профессиональная солидарность", всегда воспитывались и воспитываются в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах - Франции, ФРГ, Японии, Англии - честь и ответственность государственного, муниципального служащего - неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятые решения.

В России в настоящий период воспитание муниципального служащего упускается, следовательно, нельзя в будущем рассчитывать на преданность муниципальных служащих своему делу, и государство вынуждено заниматься удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит.

Обратимся к действующему законодательству: гарантии (и их соотносительность друг другу) призваны обеспечить правовую и социальную защищенность муниципальных служащих, повысить мотивацию эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепить стабильность профессионального кадрового состава муниципальной службы соответственно. Российская Федерация и субъекты в ее составе, стремясь компенсировать ограничения, установленные в отношении муниципальных служащих действующим законодательством гарантируют целый комплекс экономических и социальных мер.

Профессиональная деятельность госслужащего определяет особенности профессиональной структуры личности, в которой выделяют ряд подструктур: мотивационно-смысловая; эмоционально-чувственная; социально-перцептивная; когнитивная; организационно-коммуникативная; антиципационная; операционально-технологическая; ауторегулятивная.

Для нас наибольший интерес представляет мотивационно-смысловая подструктура, которая обеспечивается наличием смыслообразующих мотивов, которые выступают непосредственной внутренней побудительной силой активности субъекта, функционирующей на основе пристрастного отношения личности к самой деятельности.

Мотивы могут быть объединены в следующие группы: социальные; материальные; собственно профессиональные; самосовершенствования, самосозидания; достижения; самозащиты, самосохранения.

Группа социальных мотивов основана на осознании себя как члена общества с имманентно присущей обязанностью трудиться на благо общества и предполагающей собственное саморазвитие как гражданина. Оптимальный смыслообразующий эффект деятельности достигается этой группой мотивов при сочетании общественного и личностного смысла труда.

К числу социальных могут быть отнесены мотивы, связанные с осознанием своего предназначения способствовать социальному благополучию, необходимости внести свой вклад в развитие общества, государства и мотивы более частного порядка: потребность в общественном признании, причастность к решению государственно важных задач, реализация своих идей на общегосударственном уровне. Перечисленные мотивы частного порядка имеют социальную значимость, если основываются на более общих социальных мотивах.

Группа материальных мотивов связана с наличием у человека потребности в материальном благополучии, материальной стабильности. Данная группа имеет в своей основе витальный характер и неизбежно включается в смыслообразующую деятельность систему мотивов, несмотря на тот или иной уровень осознанности таких мотивов человеком. Группа собственно профессиональных мотивов определяется наличием интереса к содержанию самого труда, его процессу и результату. Значимость этой группы основана на закономерностях связи интереса к деятельности с развитием профессиональной компетентности, креативности, достижением успеха в реализации поставленных целей. К собственно профессиональным мотивам относятся мотивы, связанные с осознанием социальной и личностной значимости профессиональной деятельности, желанием включиться в нее в той или иной ролевой позиции (организатора, исполнителя), подкрепляемым удовлетворенностью результатами самой деятельности.

Под профессиональным мотивом достижения личности понимается образ того профессионального качества, которое стало потребностно значимым для профессионала. Мотивация достижения карьеры рассматривается как совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс достижения социального статуса профессионала, в состав которого входят следующие приоритетные факторы:

стремление завоевать авторитет в коллективе и среди коллег;

стремление к первенству в труде;

желание быть не хуже других;

интересы продвижения по службе;

стремление получать вознаграждение;

достижение статуса в профессии, категории, разряда;

стремление соответствовать требованиям руководства;

ориентация на достижение нормативно-установленного результата.

Группа мотивов самосовершенствования, самосозидания базируется на потребности человека в постоянном личностно-профессиональном росте и связанной с этим осознанием необходимостью соответствовать определенному профессиональному эталону. Она включает в себя мотивы, выраженные стремлением пополнять профессиональные знания, повышать общий интеллектуальный уровень, совершенствовать умения и навыки в профессиональной сфере. Для муниципального служащего, вне сомнения, наличие такой группы мотивов является социально значимым, некомпенсируемым свойством, влияющим на результат профессиональной деятельности.

Группа мотивов самозащиты, самосохранения как и группа материальных мотивов имеет выраженную витальную направленность, существующую в тесной связи с социальной обусловленностью. Мотивы самозащиты и самосохранения могут быть как социально, так и асоциально ориентированными. Характер таких мотивов как защита своих человеческих прав и свобод имеет в целом позитивную социальную направленность, если деятельность человека связана с реализацией своих способностей, направленных на достижение общественного блага. Однако потребность в самозащите и самосохранении может использовать профессиональную деятельность исключительно только как гарант прав и свобод, реализуясь в истинном мотиве "ничего не деланья", дабы сохранить свои силы и время для достижения личного благополучия. К подобному роду мотивов самозащиты может быть отнесен мотив, связанный с реализацией властных потребностей в целях надежной самозащиты и самосохранения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

для повышения мотивации эффективности исполнения должностных обязанностей муниципальных служащих действующим законодательством гарантируется целый комплекс экономических и социальных мер, однако на наш взгляд они не в полной мере соответствуют ценностным ориентациям и мотивам современных муниципальных служащих;

деятельность муниципальных служащих как и любая деятельность прежде всего опирается на следующие группы мотивов, ценностных ориентаций: социальные; материальные; собственно профессиональные; самосовершенствования, самосозидания; достижения; самозащиты, самосохранения.

1.5 Оценка и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих

Оценка результатов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих, как правило, проводится посредством аттестации или квалификационного экзамена.

Однако, дополнительную группу черт и качеств личности муниципального служащего, влияющую на эффективность его деятельности отличает субъективный, личностный характер. Личностные характеристики служащего непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретёнными или развитыми способностями. Любой чиновник - в первую очередь человек и от того насколько продуктивно он общается с сослуживцами, от атмосферы в коллективе зависит общее качество результатов его работы.

При оценивании личностных качеств сотрудника нужно быть осторожным в выборе самих качеств, которые будут оцениваться. Нужно выбирать только те качества, которые могут помочь или помешать исполнению сотрудником его прямых служебных обязанностей.


Скачать архив (328.8 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: