Главная » Менеджмент |
Содержание Введение . Характеристика учреждения .1 Аналитическая справка 1.2 Законодательная основа деятельности учреждения 1.3 История развития учреждения 2. Организационная структура и управление кадрами центра детского творчества 2.1 Организационная структура .2 Управление кадрами Центра . Финансово-хозяйственная деятельность учреждения .1 Материально-техническое обеспечение ЦДТ .2 Источники финансирования учреждения . Анализ профессионально-педагогического обеспечения . Анализ контингента воспитанников .1 Социальная характеристика контингента учащихся . Анализ деятельности Центра .1 Образовательная деятельность .2 Научно-методическая деятельность .3. Информационно-методическая деятельность .4 Психолого-диагностическая деятельность .5 Культурно-досуговая деятельность .6 Деятельность отдела «Орден Милосердия» Заключение Литература Введение Муниципальные учреждения дополнительного образования детей и подростков уже в своем названии содержит смысл. Его суть в содержании возможностей для творческой реализации ребят, как здоровых физически, так и ребят с ограниченными возможностями. Согласно концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, сознательно, профессионально, личностно. Для удовлетворения данной потребности необходимы особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка. И такие условия созданы и постоянно совершенствуются в Центре детского творчества Промышленного района, города Оренбурга. 1. Характеристика учреждения 1.1 Аналитическая справка Полное название учреждения - Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга. Учредитель Центра - Управление образования администрации города Оренбурга. Отношения между учредителем и Центром определяются учредительным договором от 17.01.2003г., зарегистрированным под №1-17\065УО. Адрес учредителя: 460000 г. Оренбург, ул. Советская 60. В соответствии с Уставом учреждения (разработанным и принятым на общем собрании трудового коллектива 11.10.2005г. и утвержденным приказом начальника Управления образования администрации г. Оренбурга № 47 от 20.02.2006г.). Центр является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей, который осуществляет образовательный процесс и обеспечивает воспитание учащихся. В соответствии с установленным государственным статусом ЦДТ реализует программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: · туристско-краеведческие; · эколого-биологическое; · физкультурно-спортивное; · художественно-эстетическое; · культурологическое; · социальное - педагогическое. Юридический адрес учреждения: г. Оренбург, ул. Магнитогорская, д.80 Директор - Трунилова Наталья Владимировна (руководитель высшей категории) Количество воспитанников - 6147 (мальчиков 35%,девочек 65%). Возраст воспитанников от 5 до 16 лет (средний возраст- 12-14 лет) Количество творческих объединений по интересам- 132. Кадровый состав ЦДТ- 258 сотрудников (19% мужчин, 81% женщин) Средний возраст 36-38 лет. Уровень квалификации сотрудников: · высшая категория - 9% · первая категория - 28% · -вторая категория- 33%. Образование сотрудников: · высшее 58% · среднее специальное 39% · кандидаты наук 1%. · обучаются в ВУЗах - 2 % Перечень отделов ЦДТ: · Декоративно-прикладное творчество · Детские общественные организации - Музыкальная студия «Элегия». · Методический · Новые технологии · Социально-педагогические формы работы по месту жительства. · «Орден Милосердия». - Спортивный · Театр моды · Туристско-краеведческий · Художественно-музыкальный · Эколого-натуралистический · Хобби-центр. Здания ЦДТ, в которых осуществляется образовательный процесс: · основной корпус (ул. Магнитогорская, д.80) · филиал ЦДТ (ул. Григорьевская, д.4. · детский оздоровительный лагерь «Заря» (з/о «Дубки»). · детские клубы, включенные в состав ЦДТ: · «Росинка» - пр. Бр. Коростылевых, д.44 · «Юниор»- ул. Бр. Башиловых, д. 15/3 · «Юность»- ул. Народная, д. 14 · «Икар» - ул. Терешковой, д.263 · «Надежда»- ул. Ноябрьская, д.58а · детский клуб им. Котова - ул. Котова, д.97. Основной корпус Центра детского творчества включает в себе: · большой и малый зрительные залы; · библиотеку с книгохранилищем; · два танцевальных зала; · два спортивных зала; · студию звукозаписи; · учебные кабинеты и административные помещения; · парк. 1.2 Законодательная основа деятельности учреждения Так как Центр детского творчества Промышленного района г. Оренбурга является не частным учреждением, а муниципальным. Он действует в соответствии с Гражданским кодексом, законодательными нормативными актами Российской Федерации, законодательством Оренбургской области, Уставом, определяющим его статус как государственного учреждения и правоспособность юридического лица (дата регистрации 20.02.2006г.) и Договором с учредителем (Рег.№ 1-17/065 ОУ от 17.01.2003г.). А так же в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности №2801 от 01.07.2005г.(Приказ Департамента образования от 01.07.2005г. №01/05-386) и свидетельством об аккредитации №2071 от 14.11.2006г. Нормативно - правовой базой деятельности ЦДТ Промышленного района г. Оренбурга является: . Закон РФ «Об образовании» (1993,1996гг.) . Российской Федерации (1998г.) . Примерная номенклатура дел в образовательном учреждении дополнительного образования (2000г.) . Типовое положение об образовательном Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.) . Конституция РФ (1993г.) . Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г. и Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009-2012 годы и на плановый период до 2020 года. . Методические рекомендации Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования проведенного августовских педагогических совещаний работников образования от 8.05.2008г. №03-946 «Актуальные задачи современной модели образования». . О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования (2000 г.) . Об аттестации образовательных учреждений дополнительного образование детей (1999 г.) . Об основных гарантиях прав ребенка в учреждении дополнительного образования (1997г.) Региональная нормативно-правовая документация: 1. Закон Оренбургской области « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Оренбургской области 2. Межведомственная программа развития систем дополнительного образований детей в Оренбургской области 3. Областная программа «Дети Оренбуржья» (и подпрограммы «Дети сироты», «Дети инвалиды», «Одаренные дети», «Летний отдых детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.» . Программа патриотического воспитания граждан Оренбургской области на 2006-201 годы. . Программа стабилизации и развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области на 2005-20Югоды. . Указы, постановления, распоряжения администрации Оренбургской области. Локальные акты ЦДТ Основной нормативный документ, созданный самим учреждением - Устав. Он был разработан и принят на общем собрании трудового коллектива 11.10.2005 г. Утвержден приказом начальника Управления образования администрации г. Оренбурга № 47 от 20.02. 2006г. Согласно п.7.1. Устава для обеспечения Уставной деятельности Центр издает локальные правовые акты: правило поведения учащихся; правило поощрения и взысканиях учащихся и педагогов; · правило внутреннего трудового распорядка для работников; · положение о структурных подразделениях Центра; · должностные инструкции; · правило охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; · приказы и распоряжения. 1.3 История развития учреждения управление кадры финансовый хозяйственный Центр Детского творчества Промышленного района имеет свою сорокалетнюю историю. В 1969 году, решением администрации г. Оренбурга был учрежден Дом Пионеров Промышленного района по адресу: пр. Парковый д. 24 (ныне Художественная школа). На момент открытия Дома Пионеров в нем функционировало - 12 кружков, которые посещало 287 ребят, в возрасте от 9 до 12 лет. Педагогический коллектив Дома пионеров состоял из директора (Казакова Т. Ф.), завуча и 12 руководителей кружков (кукольного, драматического, танцевального, кройки и шитья, мягкой игрушки, футбола, КИДа). В последующие годы Дом Пионеров возглавляли - Феопемптова И.Ф. и Логинова А. П. В 1985 году Дом пионеров был переименован в Центр Детского и Юношеского творчества Промышленного района и сменил свой адрес. Теперь он стал располагаться по адресу ул. Курочкина 2(ныне городской центр «Подросток»). Директором Центра стала Трунилова Наталья Владимировна, которая руководит ЦДТ и по настоящее время. Заметно увеличилось количество кружков и секций; их стало более 50, контингент воспитанников увеличился до 2000, педагогический коллектив состоял из 46 педагогов. Именно в это время Центр Детского и Юношеского Творчества стал очагом культуры, как для ребят п. Маяк, так и для их родителей. района вновь переезжает. На сей раз в здание бывшего дома культуры ТРЗ, по адресу Магнитогорская 80. Теперь в Центре работают уже не разрозненные кружки, а целые отделы. Первоначально было открыто 5 отделов: · спортивный; · декоративно-прикладной; · художественно-музыкальной; · театральный; · туристический. На данный момент в Центре функционирует 14 отделов, 6 детских домовых клубов, телестудия «Окно», детский оздоровительный лагерь «Заря». Изменились и формы работы. На смену кружкам, пришли секции, студии, школы, научные общества учащихся. Увеличился спектр, предлагаемых Центром, образовательных услуг; расширен диапазон обучающихся; обновлен сам образовательный процесс на основе введения долгосрочных образовательных программ и соответствующих им инновационных педагогических технологий. Сегодня концепция деятельности Центра детского творчества выстроена в соответствии с социальным заказом общества. Основной концептуальной идей в деятельности учреждения, на современном этапе, является интеграция общего и дополнительного образования. Главный концептуальный приоритет - гуманистическая, личностная центрированность, единство процессов социализации и воспитания личности. Основной образовательной технологией стало формирование базовых компетентностей современного человека: · информационной; · коммуникативной; · организационной; · образовательной. Итак, к 2009 году Центр занял ведущее место в процессе формирования единого информационного, культурного и научно- методического пространства по дополнительному образованию учащихся района 2. Организационная структура и управление кадрами Центра Детского Творчества 2.1 Организационная структура 2.2 Управление кадрами Центра Во главе Центра стоит директор, который управляет работой учреждения и координирует ее. Ему подчиняются заместители: · по учебно-воспитательной работе; · по научно-методической работе; · по организации массовых мероприятий; · по работе с кадрами; · по административно-хозяйственной части. Сферы деятельности каждого из зам. директоров четко разделены и обозначены в должностных инструкциях. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе управляет процессом обучения и воспитания, а так же контролирует его, совместно с заведующими отделов и клубов по месту жительства. Организует мероприятия по повышению профессионального уровня педагогов, проводит контрольные срезы, контролирует личностные достижения педагогов и воспитанников. Осуществляет непосредственное руководство заведующими отделов и клубов. Заместитель директора по научно-методической работе управляет методической и диагностической службами, контролирует методическую активность педагогов, на основе диагностических срезов выстраивает стратегию развития, как отдельных творческих объединений, так и отделов Центра в целом. Непосредственно руководит психологами и методистами. Так же управляет процессом создания образовательных программ, по которым работают п.д.о. Заместитель директора по организационно-массовой работе управляет процессом подготовки и проведения досуговых мероприятий различных уровней и для разных возрастных аудиторий. Руководит непосредственно педагогами-организаторами центра. Заместитель директора по административно-хозяйственной части создаёт условия для стабильною функционирования центра. Контролирует световой, тепловой, питьевой, санитарно-гигиенический режимы; обеспечивает необходимыми материалами все отделы центра. Отвечает за противопожарную и антитеррористическую безопасность. Руководит младшим обслуживающим персоналам. Непосредственное управление педагогическими кадрами, осуществляется заведующими отделов и заведующими клубов по месту жительства. Именно они планируют деятельность всех творческих объединений, контролируют качество преподавания, нормируют рабочее время п.д.о., составляют и корректируют расписание работы творческих объединений, контролируют сохранность детского континента и личностный рост каждого педагога и воспитанника, принимают управленческие решения по всем вопросам стабильного функционирования отдела. О результатах деятельности отчитываются еженедельно на совещаниях при заместителях директора и директоре, а также на педагогических советах и общих собраниях коллектива. Руководство педагогическими кадрами осуществляется в соответствии с принципами: -открытости; -гласности; -коллегиальности принятия решений. Права и интересы работников представляет профсоюзный комитет Центра Детского творчества. 3. Финансово-хозяйственная деятельность 3.1 Материально-техническое обеспечение ЦДТ Центр распоряжается объектами собственности, переданными ему в оперативное управление, в пределах, определенных действующим законодательством. Материально- техническое оснащение процесса осуществляется согласно нормативным требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования. Во всех зданиях, в которых осуществляется образовательный процесс созданы комфортные, безопасные и соответствующие современным требованиям условия пребывания воспитанников. Сегодня все кабинеты и залы Центра по мере возможности, оснащены полностью инвентарем и мебелью. Освещение и оборудование кабинетов и залов соответствует нормам. С целью создания оптимальных и безопасных условий для осуществления образовательной деятельности на базах Центра Детского Творчества было выделено из бюджета города (за последние три года) 7,2 млн. рублей, (см. таблицу № 1). Особо следует отметить, что 2005-2007гг. был проведен капитальный ремонт Центра, на общую сумму 3 мл.850тыс. рублей, в результате которого: - произведена полная замена электропроводки; - осуществлен ремонт фойе; - осуществлен ремонт зрительного зала; - оборудована сцена; - осуществлен ремонт столовой ДОЛ «Заря». - произведена частичная замена кровли; - произведена замена отопительной системы; - осуществлен ремонт клубов. Таблица 1. 2006\2007 2007/2008 2008/2009 уч. год уч. год уч. год Капитальный 2 млн. 1,5млн. руб. 350тыс. руб. ремонт руб. Текущий ремонт 55тыс. руб. 100 тыс. руб. 650тыс. руб. Закупка 500 тыс. руб. 400тыс. руб. 1,4млн. руб. оборудования и мебели Таблица 2. Приобретение технического оборудования. 2006/2007 уч. год 2007/2008 уч. год 2008/2009 уч.г. 5 компьютеров 2 компьютера 2 компьютера 1 ксерокс 3 принтера 1 ксерокс 2 принтера 1принтер 2 телевизора 2 сканера Музыкальная аппаратура 2 цифровых фотоаппаратов 1 видеопроектор Технические средства обучения Комплект оборудования для столовой 7 комплектов звуковой аппаратуры 6 музыкальных центров 2 холодильные камеры 7 цифровых фотоаппаратов Кроме этого, техническое оснащение Центра на сегодня представлено: -комплектом профессиональной телевизионной аппаратуры для создания и редактирования видеофильмов; -спортивными и тренажерными комплексами; -цветомузыкальными и световыми установками; -профессиональной концертной аппаратурой; -специальным оборудованием для организации питания и отдыха детей в условиях работы детского оздоровительного лагеря «Заря». 3.2 Источником финансирования учреждения -Бюджетные средства; -Внебюджетные средства (спонсорская помощь, добровольные взносы родителей) -Средства грантовой поддержки; -Средства от реализации путевок в загородный оздоровительный лагерь «Заря». Все услуги оказываемые Центром бесплатны. 4. Анализ профессионально-педагогического обеспечения В ЦДТ сложился мобильный педагогический коллектив, готовый к работе в режиме поиска. На сегодняшний день кадровый состав (включая администрацию)-258 сотрудников, из них 19% мужчины и 81% женщины. В возрасте от 21 года до 60 лет. Средний возраст 36-38 лет. Нельзя не отметить, что общее количество сотрудников за три года сократилось с 311 до 258 человек. В основном сократилось доля сотрудников, возраст которых до 30 лет. (причина-недовольство небольшой заработанный платой) Данное сокращение не сказалось на деятельности. Центра в целом, т.к. остались, в основном, сотрудники уже имеющие достаточный опыт. Уровень образования педагогических работников достаточно высок: 58% имеют высшее образование 39% среднее специальное 1% кандидаты наук 2% обучаются в ВУЗах. 62% в 2009 году прошли курсы повышения квалификации, 27 из них, совместно с аттестационными. Постепенно растет и количество педагогов награжденных и премированных за плодотворную работу. По сравнению с 2007-2008 уч. годом (28% награжденных) к 2009 году, эта цифра выросла до 43%. 5. Анализ количества воспитанников Общее количество воспитанников за последние три года снизилось с 9207 в 2005/2006 учебном году до 6147 в 2008/2009 уч.году, что связанно, в основном, с общим демографическим спадом. Возраст воспитанников разнообразен: -самая немногочисленная группа 18 % (дети от 5 до 7 лет) -33% 7-11 лет -49% 11- 16 лет Хочется отметить, что воспитанникам Центра Детского творчества является учащихся интернатов, общеобразовательных школ, детских домов, не только Промышленного района, но и других районов города. 5.1 Социальная характеристика континента учащихся Отрицательное значение на социальную структуру континента учащихся оказывает их семейное и социальное положение. По данным социологических опросов в Промышленном районе, где расположен Центр, весьма высок процент детей из неблагополучных семей, неполных и многодетных. Высок процент детей с ограниченными возможностями. Таблица 3. Сведения о воспитанниках параметры 2006/2007 учебный год 2007/2008 учебный год 2008/2009 уч. год Имеющих отклонения в развитии 148 1,6 % 156 1,9 % 206 2,1% Из многодетных семей 92 1% 102 1,2% 147 1,8% Из неполных семей 238 3,1% 255 3,3% 279 3,7% Как видно из таблицы, доля таких воспитанников не так уж велика. Однако в абсолютных показателях это около 200 человек. На основе приведенных данных, Центром был сделан акцент на работу с детьми, нуждающимися в особом внимании и поддержке. Таблица 4. Распределение дом воспитанников по социальном статусу Учебный год Опекаемые и сироты Инвалиды Дети с задержкой умственного развития. 2006\2007 Кол-во % Кол-во % Кол-во % 90 1% 97 1,1% 107 1,9 % 2007-2008 96 1,1% 97 1,1% 108 1,9 % 2008-2009 98 1,2% 100 1,3% 108 1,9 % 6. Анализ деятельности Центра Декоративно- ИЗО, театр моды, тестопластика, прикладное бисероплитение, флористика. творчество Художественное Хореография, вокал, гитарная песня, творчество организация досуговых программ. Предметные Информатика, химия, биология, НТ. объединения Программа творческого объединения «Пятый угол» знакомит ребят с телевидением, спецификой телевизионного творчества и осуществляет допрофессиональную подготовку по телевизионным специальностям. Данная программа является самой популярной среди подростков. О её качестве свидетельствует награды воспитанников ТО «Пятый угол». Международный открытый фестиваль программ и фильмов школьных телестудий стран СНГ и Балтии «Мир глазами детей» (г. Сочи-диплом 1 степени) Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» (г. Москва-диплом 1 степени) Международный фестиваль телепрограмм для детей и юношества (ассоциации «До 16 и старше... г. Москва-диплом 2 степени). Программы научных обществ учащихся (по химии, биологии, географии, математике) Данные программы формируют из учащихся ощущение значимости и престижности работы в области фундаментальных наук, помогают им выбрать профессию, а также способствуют поддержанию высокого профессионального и социального статуса Российской науки. Деятельность в научных обществах учащихся осуществляется через: -включение в научно-исследовательскую деятельность способных воспитанников в соответствии с их научными интересами; -обучение воспитанников работе с научной литературой, культурой научного наследования; -организацию научных индивидуальных консультаций в ходе самостоятельных исследований воспитанников; -подготовку, организацию и проведение научно-практических конференций; -рецензирование научных работ воспитанников при подготовке их к участию в конкурсах и конференция. Практические занятия проводятся в лабораторных ОГПУ, ОГМА, ОГАУ. Исследовательская работа учащихся даёт стабильные положительные результаты : 2006г. воспитанники НОУ «Химия» стали лауреатами во Всероссийской конференции «Первые шаги в науке» г. Геленджик лауреатами Российского заочного конкурсе « Познание и творчество» г. Обнинск; 2008г. воспитанники НОУ «Биология» Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура». Крюков Виталий получил Гранд в размере З0тыс. рублей. 2009 НОУ «Экология» Диплом лауреатов Международного детского форума юных исследователей « Зелёная планета-2009». Лауреаты научно-практической конференции - «Юность. Наука- 3 тысячелетие». 6.2 Научно-методическая деятельность Одним из приоритетных направлений деятельности Центра является научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Научно-методическая деятельность ЦДТ представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, направленную на оказание помощи педагогическому коллективу в повышении качества образовательного процесса, на создание условий для профессионального роста, развития и саморазвитие педагогических работников. В структуру методической службы ЦДТ входят: - Педсовет -Методический совет -Административно-методические совещания; -МО структурных подразделений; -Школа-пед. мастерства; -Школа управленческого мастерства; -Научно-методическая конференция; -Курсы повышения квалификации педагогов; -Аттестация; -Проблемный семинар Основными направленными методической службы Центра является: -Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. -Разработка критериев образовательных результатов. -Повышение профессионального мастерства педагогов. Обобщение, систематизация и распространения педагогического опыта. -Оказание информационно-методической помощи педагогам в процессе обучения и воспитания учащихся. -Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем. Одним из связывающих звеньев научно-методического обеспечения является работа над единой методической целью «Освоение и внедрение современных педагогических технологии в образованный процесс». Результатом работы по данной теме стала разработка и реализация проектов и программ по следующем направлениям: -Интеграция основного и дополнительного образования (7 проектов по сотрудничеству с ОУ); -Организация летнего оздоровительного отдыха школьников (14 летних программ); -Организация содержательного досуга детей и подростков (более 40 сценариев; 25 образовательных программ; 150 методических разработок и рекомендаций; сборников конкурсных и игровых программ. За последний учебный год внедрены несколько новых дополнительных образовательных программ: - Школа юных организаторов досуга «Парус»; Казачья школа «Атаман»; Фольклорный театр. 6.3 Информационно-методическая деятельность Информационно-методическая деятельность Центра включает в себя: - выпуск методической продукции, по всем направлениям деятельности; выпуск рекламных проектов; создание картотек в помощь руководителям, методистам, педагогам, по различным проблемам дополнительного образования; создание образовательных, досуговых, игровых и других программ; оформление выставок, посвященных календарным и юбилейным датам. За 2007-2009 г. выпущено: - дополнительных образовательных программ-38 -программ развития отделов (клубов)-17 -программ летнего отдыха - 14 -методических рекоминдаций - 83 -методических разработок - 61 -сценариев - 403 -дидактических пособий - 18 -методических пособий - 12 -описаний педагогического опыта - 8 -информационных бюллетеней - 14 -сборников досуговых программ - 16 -положений - 28 -календарей - 3 -разработок тематических дней - 12 -картотек - 4 Уровень подготовки информационных и методических материалов достаточно высокий. Они актуальны, целесообразны, научны, практиконаправлены, и самое главное, востребованы педагогами округа. 6.4 Психолого-диагностическая деятельность Данная работа ведется традиционно по четырём направлениям: -психолого-педагогическое просвещение; -психолого-диагностическая работа; -коррекционная деятельность; -профилактические мероприятия. Во всех отделах Центра создана система просветительской работы с педагогами и родителями, которая включает в себя: -семинарские занятия для педагогов аттестующихся на категорию; -учебу педагогического персонала по направлениям; -консультации для родителей (по педагогическим, психологическим, социальным и медицинским вопросам.) Традиционными стали и тренинги для сплочения коллектива «Стратегия сотрудничества». Созданы: -банк методик и методических материалов по исследованию развития личности детей и педагогов; - банк педагогического передового опыта; -лаборатория мониторинговых исследований результативности деятельности педагогов и воспитанников; -экспериментальная площадка психолого-диагностического сопровождения образовательного процесса. Результаты исследования данных структур подтвердили положительную динамику в формировании устойчивого интереса воспитанников к различным видам творческой деятельности. Также прослеживается положительная динамика в формировании высокого уровня знаний, умений и навыков воспитанников Центра. По результатам диагностических срезов, также очевидно, что воспитанники, занимаются в Центре более 2 лет и имеют ярко выраженные способности, что свидетельствует о высоком качестве преподавания и высоком уровне полученных знаний, умений и навыков. 6.5 Культурно - досуговая деятельность Одним из важнейших направлений деятельности ЦДТ, является организация культурного досуга детей и подростков. Досуг рассматривается как возможность дополнительного образования и развития ребенка. Исследователи проблемы организации свободного времени отмечают, что дети зеркально отражают досуг взрослых, характеристиками которого является, потеря его национальной самобытности, духовная бедность, однообразие, тяготение к массовой культуре. Семья практически уклонилась от участия в досуговых радостях детей и тратит на это не более полутора часов в месяц. Объектной реальность является и тот факт, что семьи, проживающие в Промышленном районе г. Оренбурге, имеют весьма ограниченные возможности в плане организации свободного времени своих детей. Т.О. Центр: был призван организовать такой досуг, который бы являлся профилактикой правонарушений, бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности. Исследование спроса на организацию культурного досуга выявило, что младшие школьники склонны к игровым и развлекательным видам досуговой деятельности, старшие предпочитают зрелищные мероприятия. Средний школьный возраст тяготеет к поиску своего интереса в тех видах досуговой деятельности, в которых максимально возможно проявление их творческой индивидуальности. На основе этих данных были разработаны и внедрены программы всех требуемых типов, для различных возрастных категорий. Кроме того, ЦДТ работает сегодня не только как Центр досуга детей, но и взрослого населения. Значительно увеличилась доля семейных праздников вечеров семейного отдыха. Праздников для детей - инвалидов. Рейтинги досуговых программ довольно высоки. Охват ребят, посетивших досуговые мероприятия Центра в 2009 году составил 8763чел. 6.6 Деятельность отдела «Орден Милосердия» Одним из важнейших направлений государственной политики в социальной сфере является реабилитация лиц с ограниченными возможностями. Особого внимания требуют дети - инвалиды. Именно их современная ситуация поставила в жёсткие условия. В связи с этим и был создан отдел «Орден Милосердия», который работает по программе СПО - ФДО - ДОМ (детский орден милосердия) В отделе 22 педагога, врачи - консультанты, педагоги - организаторы. Суть деятельности отдела- создание условий и атмосферы, способствующих нормальной адаптации и интеграции тех детей, чьи возможности здоровья ограничены. Это не только организация досуга и проведение культурно - массовых мероприятий, но и творческая работа, широкий спектр дополнительных образовательных услуг, консультационная работа с родителями. Работа отдела строится, прежде всего, с учётом специфики заболеваний детей. Главная цель работы отдела: Коррекция психофизических нарушений, развитие личности ребёнка - инвалида и его интеграция в социокультурной среде. Работа в отделе ведётся по четырём направлениям: - психологический тренинг «Я и мир вокруг меня»; - работа кружков и секций по интересам; - консультации для родителей; - летний лагерь общения. Широко представлены в отделе кружки и секции по интересам. Для дошкольников и младших школьников: ИЗО, Оригами, Лепка. Для ребят из среднего звена: Тестопластика, Вязание, Мягкая игрушка, Вышивание, Бисероплетение. Для ребят старшего возраста: Домоводство, Компьютерная графика, Ландшафтный дизайн. Консультации для родителей проводятся педагогами отдела совместно с различными специалистами. Психологический тренинг состоит из серии массовых досуговых мероприятий. Многие из них стали традиционными. Как, например, фестиваль творчества детей - инвалидов «Передай добро по кругу». Подготовка к этому мероприятию и его проведение пришлись как раз на период преддипломной практики. Хочется отметить, что данное мероприятие было очень серьёзно подготовлено и проведено на самом высоком уровне. В его подготовке приняли участие все отделы ЦДТ, различные общественные организации и предприятия района. Получился очень яркий, тёплый и добрый праздник, где ребята с ограниченными возможностями смогли обменяться своим творческим опытом, пообщаться за чашкой чая, получить приятные сувениры. На данном этапе отдел «Орден Милосердия» разрабатывает ещё одно направление деятельности - профилактическая работа по предупреждению распространённых детских заболеваний. В следующем учебном году будет открыт профилактический клуб «Преодоление». Сейчас программа его деятельности находится в стадии разработки. Заключение Муниципальное учреждение дополнительного образования детей « Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга является многопрофильным. Учредитель - Управление образования администрации города. ЦДТ действует в соответствии с Федеральными нормативно-правовыми документами, внутренними локальными актами. За последние три года наблюдается значительное укрепление материально-технической и учебной базы ЦДТ, за счет бюджетного финансирования, спонсорских средств и грантов Общий сравнительный анализ данных о кадрах учреждения показал, что уровень образования и квалификация педагогических кадров соответствует современным требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования детей. Количественные и качественные показатели имеют тенденцию к росту. Контингент воспитанников, имеющих отклонения в психофизическом развитии, в районе не высок. Однако большая его часть находится под патронажем отдела «Орден Милосердия». Наибольший процент воспитанников - девочки среднего и старшего возраста, которые посещают творческие объединения художественного творчества и декоративно - прикладного направления. В связи с этим одной из главных задач педагогов отдела является привлечение мальчиков и юношей с ограниченными возможностями в различные творческие объединения. Приоритетными направлениями деятельности Центра выступают: · научно- исследовательская деятельность; · художественно - эстетическое творчество; · физкультура и спорт; · туризм и краеведение · работа с детьми с ограниченными возможностями. К числу достижений в образовательной деятельности Центра относятся: · увеличение спектра образовательных услуг; · повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования; · обновление образовательного процесса на основе введения долгосрочных образовательных программ соответствующих им инновационных педагогических технологий; · повышение интереса обучающихся и увеличение на этой основе стабильных детских коллективов. Однако существует и ряд проблем в организации учебно- воспитательного процесса · недостаточное обеспечение образовательных и досуговых программ методическими и дидактическими материалами; · преобладание в процессе обучения традиционных форм, методов и методик; · превалирование процесса обучения над воспитательной функцией образования; · недостаточное количество комплексных детских объединений, направленных на предпрофильную подготовку и профессиональную ориентацию детей - инвалидов. Научно- методическая деятельность Центра ведется на достаточно высоком, профессиональном уровне, что способствует созданию оптимальных условий для развития творческого потенциала педагогов и воспитанников. Но также необходимо: · усилить работу по обобщению, систематизации и распространению перспективного педагогического опыта; · продолжить работу по разработке системы мониторинга образовательной деятельности; · создать условия для непрерывного совершенствования профессиональной компетентности п.д.о. Социальный заказ позволил выявить следующие задачи дальнейшего развития деятельности Центра: · повышение и обеспечение качества и доступности образовательных услуг для всех детей и для детей - инвалидов, в частности. · интеграция общего и дополнительного образования; · формирование системы предпрофильной подготовки детей-инвалидов; · развитие и внедрение информационных технологий. Т.О. для решения данных задач необходима разработка концепции дальнейшей деятельности учреждения, которая бы обозначила основную миссию Центра и стратегию его развития. Данный документ находится в стадии разработки и увидит свет в сентябре 2009 года. Литература 1. Анализ деятельности Центра Детского Творчества Промышленного района города Оренбурга за период с 2006 по 2009 год, стр. 4 -32. . Бюллетень «Центр Детского Творчества Промышленного района города Оренбурга - 2009». стр. 4-8. . Закон Российской Федерации « Об образовании» (1993, 1996). стр. 5 -9. . Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. стр. 6 -12. . Устав Центра Детского Творчества Промышленного района города Оренбурга. стр. 2 - 15. Скачать архив (19.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |