Главная » Менеджмент |
Содержание Введение . Теоритические основы формирования товарного ассортимента предприятия .1 Понятие ассортимента товара. .2 Классификация ассортимента товара. .3 Ассортиментная политика. .4 Показатели ассортимента товара. . Расчетная часть. .1 Обоснования плана производства продукции. .2 Расчет численности промышленно-производственного персонала. .3 Расчет себестоимости продукции по предприятию. . Математические методы формирования товарного ассортимента предприятия .1 Математические модели жизненного цикла товара. .2 Направления и методы прогнозирования в маркетинговых исследованиях товарного ассортимента предприятия. Заключение Список литературы Введение Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения. Постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения. Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. . Теоритические основы формирование ассортимента предприятия .1 Понятие ассортимента товара Ассортимент - это достаточно большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и пр.), различающихся друг от друга по другим признакам. Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров. Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности или отдельным предприятием. Торговый ассортимент - совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Торговая сеть - это совокупность всех торговых предприятий (оптовых и розничных), занимающихся реализацией товаров. Торговый ассортимент включает набор товаров, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный ассортимент. Представленный на торговом предприятии ассортимент товаров определяет его тип (универмаг, универсам) и форму торгового обслуживания. Кроме того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент будет отличаться по количеству групп и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом. Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека. Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности. Термин произошел от французского "assortiment", что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении принято набор товаров ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к ассортименту.[3] .2 Классификация ассортимента товаров Различают производственный и торговый ассортимент товаров. Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли. Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента). В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т. д. По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п. Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся. С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).[7] Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды. Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель - для кухни, жилой комнаты и т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности. С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент - это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина - количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким. Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса. По частоте спроса товары подразделяются на три группы: * повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары; * периодического спроса - товары, покупка которых осуществляется периодически; * редкого спроса - предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет. Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года. Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям; твердо сформулированного спроса; альтернативного спроса; импульсного спроса. Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак ("Товары для женщин" и т.д.), особенности образа жизни и проведения досуга ("Товары для садовода", "Товары для туриста" и т.д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы - по местонахождению, на подгруппы - по широте охвата товаров, на виды - по степени удовлетворения потребностей, на разновидности - по характеру потребностей. По местонахождению товаров различают ассортимент: * промышленный (производственный) - набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей; * торговый - набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: * простой - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное количество потребностей; * сложный - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах; * групповой - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности; * видовой - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности; является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент молока - пастеризованное, стерилизованное и др. - часть ассортимента молочных товаров; * марочный - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.; * развернутый - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками; * сопутствующий - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине - это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине - мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары; * смешанный - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами. По степени удовлетворения потребностей различают ассортимент: * рациональный - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии; * оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку, производство и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью. В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть: * реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца; * прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности; * учебный - перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения целей обучения.[10] 1.3 Ассортиментная политика Под ассортиментной политикой понимают цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации. Цель организации в области ассортимента - формирование реального или прогнозируемого ассортимента. Ассортиментная политика является одним из главных элементов конкурентной стратегии фирмы. Вопрос о расширении или сужении ассортимента производимой или продаваемой продукции может иметь разные решения в зависимости от единого комплекса определенных условий: отрасль, товарная группа, масштабы предприятия и прочие конъюнктурные детали. Тем не менее, общие правила и зависимости могут и должны быть установлены и сформулированы на базе анализа состояния и развития имеющихся сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений внутри фирмы (внутренние факторы). Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга торговой компании. Особенно ассортиментная политика значима в условиях жесткой конкурентной среды, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели компании. Лидерство в конкурентной борьбе за клиента получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять. Товарный ассортимент организации должен соответствовать представлениям целевых покупателей. Все чаще ассортимент становится ключевым элементом конкурентной борьбы между схожими компаниями. Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности. Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.[8] Задачи ассортиментной политики: . удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями; . оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия; . оптимизация финансовых результатов предприятия - формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.; . завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта; . соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли печати и включения в них нетрадиционных отраслей; . соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.[4] 1.4 Показатели ассортимента товаров Основными показателями ассортимента являются структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна. Структура ассортимента Структура ассортимента - это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству. Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение сорочек, костюмов и других изделий определяет видовую структуру ассортимента в магазине "Мужская одежда". Широта ассортимента Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты: Кш = Гф / Гн где Гф - количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн - общее количество групп товаров, ед. Полнота ассортимента Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу. Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле: Кп = Вф / Вн где Вф - фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн - количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед. Глубина ассортимента Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле: Кг = Рф / Рн ассортимент продукция жизненный цикл где Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн - количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед. Устойчивость ассортимента Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле: Ку = 1 - (Р'ф 1 + Р'ф 2 + ... + Р'фn / Рн * n) где Р'ф 1, Р'ф 2,...,Р'фn - фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.; Рн - количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.; n - количество проверок. Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Новизна ассортимента Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны Ко: Ко = Ро / Рф где Ро - количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.; Рф - среднее количество разновидностей, ед. Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий.[2] . Расчетная часть .1 Обоснование плана производства продукции На основе исходных данных о рыночной потребности в изделиях составляется таблица 2.1. Таблица 2.1 - Рыночная потребность в изделиях Наименование изделия Марка изделия Рыночная потребность, шт. А С1 1250 С2 260 С3 80 Б К1 840 К2 460 К3 55 В Л1 2190 Л2 830 Л3 510 Г Д1 65 Д2 94 Д3 430 Итого 7064 Заполним таблицу 2.2 на основе исходных данных по технико-экономическим показателям изделий. Таблица 2.2 - Технико-экономические показатели изделий Наименование изделий Марка изделия Оптовая цена изделия, р. Трудоемкость продукции, н-ч Станкоемкость продукции, станко-час Полная себестоимость изделия, р. Всего т.р В т.ч. материальные затраты 1 2 3 4 5 6 7 А С1 800000 3800 3900 64800 32400 С2 820000 3910 3900 62320 34276 С3 890000 5500 5600 69420 34015.8 Б К1 440000 2830 2830 36080 18400.8 К2 230000 1280 1260 19550 10948 К3 305000 1690 1700 22265 11021.18 В Л1 204000 1210 1220 17136 8910.72 Л2 268000 1370 1375 19028 10655.68 Л3 385000 1940 1960 31493 15746.5 Г Д1 68000 400 420 4855.2 2573.26 Д2 83500 395 420 68052.5 3817.75 Д3 93200 540 540 70272.8 3583.91 Графа 3-5 заполняются на основе исходных данных. Полная себестоимость определяется исходя из данных по затратам на один рубль оптовой цены путем умножение оптовой цены на затраты на один рубль оптовой цены. Значение графы 7 получается на основе данных об удельном весе прямых затрат в себестоимости продукции. Значение графы 6 определяется руб. Значение графы 7 определяется 64800000*0.5=32400000руб. Рассчитаем удельные показатели, значения которых сведем в таблицу 2.3 Таблица 2.3 - Удельные показатели Наименование изделий Марка изделия Удельная трудоемкость Удельная материалоемкость Ц-С, р. Рентабельность, % Удельная стоимость обработки А С1 0,0048 0,405 793520 11.35 0.04 С2 0,0048 0,418 757680 12.16 0.03 С3 0,0062 0,382 820580 11.82 0.04 Б К1 0,0064 0,42 403920 11.20 0.04 К2 0,0056 0,48 210450 10.76 0.04 К3 0,0055 0,36 282735 12.70 0.04 В Л1 0,006 0,44 186864 10.90 0.04 Л2 0,0050 0,04 248972 13.08 0.03 Л3 0,005 0,409 353507 11.22 0.04 Г Д1 0,005 0,38 63145 13 0.04 Д2 0,0059 0,46 76695 11.27 0.04 Д3 0,0058 0,38 86173 12.26 0.04 Удельную трудоемкость определим по формуле: , где Т - трудоемкость изготовления, нормо-часы; Ц - оптовая цена единицы изделия, р. Удельную материалоемкость определим по формуле: , где М изд - прямые материальные затраты на одно изделие, р. Рентабельность изделия определим по формуле: , где С - полная себестоимость изделия, р. % Удельную стоимость обработки определим по формуле: , где Мпр - прямые материальные затраты в себестоимость изделия. Таблица 2.4 - Количество установленного оборудования Наименование показателей Значение показателей Число календарных дней в году, дни 365 Число нерабочих дней, в т.ч. праздничных 114 6 Количество смен 2 Простой оборудования, % 8 Количество установленного оборудования 3800 Заполняется на основе исходных данных. На основе исходных данных по станкоемкости изделий рассчитывается количество оборудования, соответствующее рыночной потребности: , Где Ст - станкоемкость изготовления одного изделия, станко-ч;p - потребность рынка в изделиях, шт.; Фэф - эффективный фонд времени работы оборудования, ч. шт. Эффективный фонд времени работы оборудования рассчитаем по формуле: , где Фреж - режимный фонд времени, ч. П - плановый процент простоя оборудования, % Режимный фонд времени работы оборудования определяется по формуле: где Дкал - количество календарных дней в году; Днер - количество нерабочих дней в году;см - продолжительность смены (8 часов); Ксм - количество смен (2 смены);предпр - количество нерабочих часов в предпраздничные дни. Определим эффективный фонд времени работы оборудования и полученные данные сведем в таблицу 2.5. Наименование показателей Значение показателей Число календарных дней в году, дни 365 Число нерабочих дней, в т.ч. праздничных 114 6 Режимный фонд времени работы оборудования, ч. 3968 Эффективный фонд времени работы оборудования, ч. 3650.56 Определим количество оборудования, соответствующее рыночной потребности. Таблица 2.6 - Количество оборудования, соответствующие рыночной потребности Наименование изделий Марка изделия Рыночная потребность, шт. Станкоемкость продукции, станко-час Суммарная станкоемкость продукции, станко-ч Эффективный фонд времени работы оборудования, ч Количество станков, шт. 1 2 3 4 5 6 7 А С1 1250 3900 4875000 3651 1335 С2 260 3900 1014000 3651 278 С3 80 5600 448000 3651 12 Б К1 840 2830 2377200 3651 651 К2 460 1260 579600 3651 159 К3 55 1700 93500 3651 27 В Л1 2190 1220 2671800 3651 732 Л2 830 1375 1141250 3651 313 Л3 510 1960 999600 3651 274 Г Д1 65 420 27300 3651 7 Д2 94 420 39480 3651 11 Д3 430 540 232200 3651 63 Итого - 7064 - - - 3862 Графы 3,4 заполняются на основе исходных данных, графа 5 определяется путем умножения значений графы 3 на значение графы 4. Эффективный фонд времени работы оборудования - таблица 2.5. графа 7 рассчитывается по формуле 2.5. Определение значения суммарной трудоемкости продукции: станко-час С целью наиболее обоснованного принятия решения по объему и номенклатуре выпускаемой продукции, рассчитаем средний коэффициент загрузи оборудования в механическом цехе предприятия. Рассчитаем программу механического цеха в приведенных единицах. Таблица 2.7 - Программа цеха в приведенных единицах Модель изделия Количество по программе, шт. Суммарная трудоемкость, нормо-ч. Изделие представитель Коэффициент приведения Количество изделий в приведенных единицах, шт. Расчетная программа, шт. 1.А-1 200 23911,5 Б 0,62 124 Б=205 Б-1 40 38505 1 40 В-1 60 26070 0,68 41 Итого по группе 1 300 88486,5 205 2.Г-2 90 28465,5 Д 0,62 56 Д=91 Д-2 20 45359,5 1,00 20 Е-2 15 43736 0,96 15 Итого по группе 2 125 117561 91 3.Ж-3 20 25032 З 0,83 17 З=37 З-3 15 30228 1 15 И-3 2 38049 1,25 3 К-3 1 57324 1,9 2 Итого по группе 3 38 150333 37 4.М-4 19 76288,5 М 1,00 19 М=19 Итого по группе 4 19 76288,5 19 Итого по программе - 432969 - - - 352 Графы 2, 3 и 4 заполняются на основе исходных данных, коэффициент приведения определяется по формуле: Где ∑Тi - суммарная трудоемкость i-го изделия; ∑Тпр - суммарная трудоемкость изделия-представителя. Количество изделий в приведенных единицах определяется путем умножения коэффициента приведения на количество по программе: шт. Определим коэффициент загрузки оборудования в механическом цехе. Таблица 2.8 - Расчет среднего коэффициента загрузи оборудования Наименование оборудования Количество оборудования, шт. Эффективный фонд рабочего времени оборудования, ч Общий годовой фонд времени, ч 1 2 3651 7302 2 6 3651 21906 3 8 3651 29208 4 10 3651 36510 5 13 3651 47463 6 16 3651 58416 7 23 3651 83973 8 9 3651 32859 9 9 3651 32859 10 17 3651 62067 11 5 3651 18255 12 8 3651 29208 13 3 3651 10953 Итого 129 - 470979 Количество оборудования - исходные данные, эффективный фонд рабочего времени оборудования - таблица 2.5 по расчетам. Общий годовой фонд времени работы оборудования определяется путем умножения количества оборудования на эффективный фонд времени. Общий годовой фонд времени = ч. Средний коэффициент загрузки оборудования представляет собой отношение суммарной трудоемкости по программе к общему фонду рабочего времени оборудования: Для данного примера средний коэффициент загрузки оборудования составит: Для удовлетворения рыночной потребности предприятию необходимо 3862 станков. Фактически на предприятии установлено 3800 станков. Однако, принимать к объему производства 3800 станков было бы ошибочно, поскольку необходимо учесть возможный коэффициент загрузки оборудования в ведущем механическом цехе предприятия. По расчету средний коэффициент загрузки оборудования составляет 0,93. С учетом значения этого показателя в производственную программу принимается 3800*0,93=3534станков. Таблица 2.9 - Обоснование планового объема производства продукции в натуральном измерении Наименование изделий Марка изделия Рыночная потребность, шт. Количество оборудования, шт. План по объему производства изделий, шт. Объем производства, % от рыночной потребности По рыночной потребности Принято в плане 1 2 3 4 5 6 7 А С1 1250 1335 1221 1250 100 С2 260 278 254 260 100 С3 80 12 10 8 10 Б К1 840 651 624 840 100 К2 460 159 145 454 98.7 К3 55 27 24 55 100 В Л1 2190 732 669 2190 100 Л2 830 313 286 830 100 Л3 510 273 249 510 100 Г Д1 65 7 6 64 98.46 Д2 94 11 10 94 100 Д3 430 63 57 426 99.07 Итого - 7064 3862 3534 6985 - Количество оборудования по рыночной потребности - таблица 2.6 графа 7 по расчету. План по объему производства изделий определяется путем выражения рыночной потребности из формулы. План по объему производства изделий *3651/3800=1250шт. Объем производства, % от рыночной потребности Количество оборудования, принимаемое в плане, определяется исходя из предложений относительно выхода из сложившейся ситуации. Особое внимание следует обратить на то, что при значительном недостатке оборудования возможны следующие варианты решения проблемы: - Переход предприятия на работу в 3 смены; - Установление недостающего количества оборудования; - Сокращение объема выпуска на основе значений удельных показателей изделий (низкий уровень рентабельности, высокий уровень трудоемкости и материалоемкости); - Передать обработку деталей на другие машиностроительные предприятия. Вывод: Таким образом, были рассчитаны следующие показатели, рыночная потребность в изделиях, технико-экономические показатели изделия, были рассчитаны удельные показатели, такие как удельная трудоемкость и материалоемкость, рентабельность, количество оборудования, также был рассчитан коэффициент загрузки оборудования, который равен 78% и другие показатели. .2 Расчет численности промышленно-производственного персонала Определим трудоемкость производственной программы. Таблица 2.10 - Трудоемкость производственной программы Наименование изделия Марка изделия План по объему производства Трудоемкость изделия, н-ч. Трудоемкость производственной программы, н-ч. А С1 1250 3800 4875400 С2 260 3910 1016600 С3 8 5500 44000 Б К1 840 283 2377200 К2 454 1280 581120 К3 55 1690 98020 В Л1 2190 1210 2672890 Л2 830 1370 1142580 Л3 510 1940 997160 Г Д1 64 400 25600 Д2 94 395 40290 Д3 426 540 230040 Итого - 6985 - 14100900 Графа 3 заполняется на основе данных таблицы 2.9, графа 4 - трудоемкость изделия из исходных данных. Трудоемкость производственной программы определяется путем умножения значения графы 3 на значение графы 4. Рассчитаем численность основных производственных рабочих на основе баланса рабочего времени при пятидневной рабочей неделе. Таблица 2.11 - Баланс рабочего времени при пятидневной рабочей неделе Состав рабочего времени Дни Часы 1. Календарные дни 365 - 2. Выходные 114 - В т.ч. праздники 6 - 3. Предпраздничные часы 6 4. Номинальный фонд работы 251 15060 5. Целосменные потери рабочего времени 27 1620 6. Внутрисменные потери рабочего времени 0,4 7. Эффективный фонд времени работы одного рабочего 341 14412 Пункт 1-2 - исходные данные, номинальный фонд рабочего времени представляет собой разницу между количеством календарных дней и количеством нерабочих дней: 365-114=251 день или 15060 часов. Полезный фонд рабочего времени представляет собой разницу номинального фонда рабочего времени и целосменных и внутренних потерь = ч. Таблица 2.12 - Численность основных производственных рабочих Наименование показателей Значение показателей 1. Трудоемкость производственной программы, н/ч 14100900 2. Эффективный фонд времени одного рабочего, ч. 14412 3. Коэффициент перевыполнения норм 1,12 4. Численность основных производственных рабочих, чел. 874 Трудоемкость производственной программы итог графы 5 табл.2.10. Эффективный фонд времени работы одного рабочего п. 7 табл. 2.11. Численность основных производственных рабочих есть отношение трудоемкости производственной программы к эффективному фонду рабочего времени одного рабочего, скорректированное на коэффициент перевыполнения норм. чел. Определим структуру кадров промышленно-производственного персонала. Таблица 2.13 - Структура кадров ППП Категории персонала Процент от основных рабочих Численность, чел. Удельный вес в общей численности ППП, % 1. Основные рабочие - 874 56,5 2. Вспомогательные рабочие 50 437 28,2 3. Руководители и служащие 25 219 14,1 4. Прочий персонал 2 18 1,2 Итого - 1548 100,0 Вспомогательные рабочие: чел. Руководители и служащие: чел. Прочий персонал: 2*874/100=18чел. Удельный вес основных рабочих в общей численности ППП: % Таблица 2.14 − Плановый фонд заработной платы Категория ППП Планируемая заработная плата, р. Удельный вес в общей численности ППП, % Численность, чел. Фонд заработной платы, р. 1 2 3 4 5 1. Основные рабочие 20000 56,5 874 17480000 2. Вспомогательные рабочие 15000 28,2 437 6555000 3. Руководители и служащие 18000 14,1 219 3942000 4. Прочий персонал 8000 1,2 18 144000 Итого - 100,0 1548 28121000 Фонд заработной платы основных рабочих: руб. Вывод: В итоге выполнения этого раздела были определены следующие показатели: трудоемкость производственной программы, баланс рабочего времени, численность основных производственных рабочих, определена структура кадров ППП. .3 Расчет себестоимости продукции по предприятию Рассчитаем полную себестоимость изделий и товарной продукции. Таблиц 2.15 - Расчет полной себестоимости изделий и товарной продукции Наименование изделий Марка изделия Объем производства по плану, шт. Оптовая цена, р. Объем товарной продукции, тыс.р. Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп. Себестоимость товарной продукции,. р. А С1 1250 800000 102640 81.0 83138400 С2 260 820000 213200 76.0 16203200 С3 8 890000 7120000 78.0 555360 Б К1 840 440000 369600 82.0 30307200 К2 454 230000 104420 85.0 8875700 К3 55 305000 176900 73.0 12913700 В Л1 2190 204000 450636 84.0 37853424 Л2 830 268000 223512 71.0 15869352 Л3 510 385000 197890 81.8 16187402 Г Д1 64 68000 435200 71.4 31073550 Д2 94 83500 851700 81.5 69413550 Д3 426 93200 397032 75.4 29936212 Итого - 6985 - 10642433 - 557157000 Графа 3 заполняется на основе данных графы 3 таблицы 2.9. Графа 4 заполняется на основе исходных данных. Графа 5 рассчитывается путем умножения значения графы 3 на значение графы 4: руб. Графа 6 заполняется на основе исходных данных. Графа 7 заполняется путем умножения значения графы 5 на значение графы 6: руб. Рассчитаем прямые материальные затраты и стоимость обработки. Таблиц 2.16 - Расчет прямых материальных затрат и стоимость обработки Наименование изделий Марка изделия Объем производства по плану, шт. Прямые материальные затраты на единицу, р. Общая стоимость прямых материальных затрат, р. Стоимость обработки продукции, р. 1 2 3 4 5 6 А С1 1250 32400 415569 4158271 С2 260 34276 8911760 7291440 С3 8 34015.8 272126 283234 Б К1 840 18400.8 15456672 1480528 К2 454 10948 4970392 3905308 К3 55 11021.18 639228 12850472 В Л1 2190 8910.72 19683780 18169644 Л2 830 10655.68 888683.7 6982515 Л3 510 15746.5 8093701 8093701 Г Д1 64 2573.26 164688.6 30908592 Д2 94 3817.75 389410.5 69024140 Д3 426 3583.91 1526745.6 28409467 Итого - 6985 - 69410908 16314784000 Общая стоимость прямых материальных затрат представляет собой умножение значение графы 3 на значение графы 4. руб. Стоимость обработки продукции представляет собой разность между себестоимостью товарной продукции и прямыми материальными затратами в себестоимости товарной продукции. руб. Определим структуру себестоимости товарной продукции. Таблица 2.17 - Структура себестоимости товарной продукции Элементы себестоимости товарной продукции Значение, р. Удельный вес элементов в полной себестоимости, % Прямые материальные затраты 69410908 80.96 Стоимость обработки 16314784 19.03 Полная себестоимость товарной продукции 85725692 100,0 Значения элементов себестоимости прямых материальных затрат стоимости обработки, представлены в таблице 2.2. Можно сделать вывод, что были рассчитаны следующие показатели: полная себестоимость изделий и товарной продукции, прямые материальные затраты и стоимость обработки и была определена структура себестоимости товарной продукции. Рассчитаем технико-экономические показатели предприятия. Таблица 2.18 Технико-экономические показатели Наименование показателей Значение показателей Примечание 1 2 3 1. Объем товарной продукции, р. 10642493 Итого графы 5 табл.2.14 2. Стоимость ОПФ, р. 5457658 п.1/п.6 3. Численность ППП 1548 Итог гр.3 табл.2.13 4. Себестоимость товарной продукции, р. 557157 Итог гр.7 табл.2.14 5. Прибыль от реализации, р. 10085276 п.1- п.4 6. Фондоотдача 1.95 Исх.данные 7. Фондовооруженность труда, р. 3526 п.2/ п.3 8. Фондорентабельность, % 18.4 п.5/ п.2 9. Выработка на одного работающего, р. 6874.9 п.1/ п.3 10. Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп. 52.5 п.4/ п.1 11. Рентабельность продаж, % 94.8 п.5/ п.1 ) Объем товарной продукции = 10642493 руб. 2) Стоимость ОПФ = руб. ) Численность ППП = 1548 чел. ) Себестоимость товарной продукции = 557157 руб. ) Прибыль от реализации = 10642493 - 557157 = 10085276 руб. ) Фондоотдача = 1.95 ) Фондовооруженность труда = руб. ) Фондорентабельность = ) Выработка на одного работающего = руб. )Затраты на 1 рубль товарной продукции = коп. ) Рентабельность продаж = % Вывод: В результате расчета технико-экономических показателей деятельности предприятия по проекту плана на год получили, что стоимость основных производственных фондов составляет 5457658, прибыль от реализации 10085276, фондовооруженность труда - 3526, фондорентабельность составляет 18.4, выработка на одного работающего 6874.9, затраты на 1 рубль товарной продукции - 52.5, рентабельность продаж 94.8. Значения этих показателей достаточно хорошие для предприятия. . Математические методы формирования товарного ассортимента предприятия .1 Математические модели жизненного цикла товара и информационно-статистические методы определения их структуры и параметров Решение задач управления товарным ассортиментом базируется на исследовании жизненного цикла товаров (ЖЦТ). В общем случае ЖЦТ представляет собой процесс, подверженный воздействию множества случайных факторов. Наглядное представление о ЖЦТ дает так называемая матрица Бостонской Консалтинговой Группы (БКГ). Матрица БКГ классифицирует товары производителей с помощью двух параметров: относительной рыночной доли, характеризующей позицию предприятия на рынке, и относительной скорости роста объема продаж товара. В соответствии с этим рассматриваемому случайному процессу можно поставить в соответствие следующие дискретные состояния: Состояние 5, характеризуется значительными затратами, незначительными денежными поступлениями и отрицательным денежным потоком (по терминологии БКГ «трудный ребенок»). Состояние S2 характеризуется значительными затратами и отрицательным денежным потоком («звезды»). - Состояние Sj характеризуется крупными финансовыми поступлениями, незначительными затратами и положительным денежным потоком («дойная корова»). - Состояние S4 характеризуется незначительными финансовыми поступлениями, незначительными затратами и отрицательным денежным потоком («неудачники» или «собака на сене»). - Состояние S5 - состояние «небытия» (и товар вытеснен с рынка). Граф состояний товара в этом случае может быть представлен следующим образом: Для адекватного описания исследуемого процесса, с учетом реально существующей информации об интенсивностях перехода системы из одного состояния в другое Л (y,/ + l) и переходных вероятностях qt (/ = 1,...,4) представляется целесообразным использовать аппарат дискретных[6]. Марковских цепей с нечетко определенными матрицами, случайным числом переходов и математических моделей стохастических систем с дискретными состояниями и непуассоновскими переходами. При моделировании с помощью цепей Маркова в качестве исходной информации могут выступать теоретические представления и экспериментальные сведения об объекте моделирования. В тех случаях, когда отсутствует количественная информация о значениях элементов матрицы, представляется целесообразным использование так называемых оценок Фишборна или их модификаций. Так, например, если рассматриваемая система может находиться в одном из возможных состояний S},...,S4, то для этих состояний может быть дано отношение порядка «предпочтения» (1.1) Это отношение означает, что нахождение системы в состояние St после очередного шага перехода в состояние S5 наиболее вероятно, чем переход из состояния 5"3 в состояние S5 и т.д. Отношению порядка «предпочтения» (для рассматриваемого случая q4 =0,40; дг =0,30; q2 =0,20; qx =0,1). Колмогорова, удовлетворяющей начальным условиям Решение системы для вероятностей pt при постоянных значениях интенсивностей перехода Яу не вызывает принципиальных трудностей и может быть получено операторным методом. Если интенсивность перехода системы из состояния S, в состояние 5 +, зависит от времени, то для решения может быть использован метод операторных рядов . Интенсивность Я//+1 перехода товара из состояния 51, равна обратному значению среднего времени его пребывания в предшествующем состоянии St. Так например, наибольший интерес с точки зрения решения вопросов управления товарным ассортиментом представляет вероятность нахождения товара в состоянии S3. Последовательно решая дифференциальные уравнения, можно найти искомую вероятность[11] .2 Направления и методы прогнозирования в маркетинговых исследованиях товарного ассортимента промышленного предприятия Опыт проведения прогнозных исследований в различных областях общественной жизни, науки и техники позволил выявить ряд методов, которые могут эффективно применяться для прогнозирования в сфере управления товарным ассортиментом. Любая типовая методика прогнозирования включает такие необходимые элементы, как выполнение предпрограммной ориентации (определение предмета, целей, задач и упреждения); создание предпрогнозного фона (сбор и анализ данных в интервале ретроспекции); формирование исходной базовой модели и конструирование поисковой модели, ее верификации, а при необходимости уточнение, подготовка, обновление и принятие необходимых решений. Поскольку узловым этапом является построение модели прогноза, известные методы прогнозирования удобно классифицировать, разделив их на три основные группы : эвристические, аналитические, статистические. Эвристические методы включают построение интуитивных прогнозных моделей, которые формируются экспертами на основе целевой установки на выполнение прогноза, предоставляемый эксперту информацией с учетом опыта, интуиции и знаний эксперта. По типу циркулирующей в процессе экспертизы информации можно выделить три класса интуитивных моделей: - индивидуальные оценки; - коллективные оценки; - комбинированные экспертные модели. К индивидуальным относятся модели интервью, психоэврестической генерации идей, к коллективным - модели типа «мозговой атаки», сессий выработки коллективного мнения, коллективной экспертной оценки; к комбинированным - модели интерактивных опросов типа «Дельфи» и их модификации. Аналитическими методами прогнозные модели получаются в тех случаях, когда известны общие закономерности развития процесса, его общая структура, важнейшие аналитически выраженные функциональные связи, имеется опытная (контрольная) выборка, позволяющая проверить работоспособность модели. Аналитические модели разделяются на модели, построенные по типу: - структуризации целей развития; - имитационного моделирования; - морфологического анализа. К статистическим относятся методы, основу которых составляет формирование статистических моделей прогнозирования. Предпосылкой таких методов является наличие необходимых статистических данных, характеризующих период ретроспекции, и сведений необходимых для определения модели прогноза. Широкое применение в прогнозировании статистических методов объясняется тем, что предметом статистики служит изучение методов выявления закономерностей массовых процессов.[5] Относительно приложений математической статистики обратим внимание на появляющуюся у ряда авторов тенденцию рассматривать соответствующие методы как средство снятия неопределенности на различных этапах принятия решений. Подобное отношение сужает область применения статистических методов, однако справедливо акцентирует внимание на наиболее сложных случаях их использования. Области приложений отдельных методов при решении задач прогнозирования в работе определены исходя из специфики предметной области [9] Заключение В условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Формирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности- сбыт ,финансы, производство ,закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки формирования ассортимента с маркетингом и контроля с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Формирование ассортимента- это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке. Список литературы 1. Маркетинг / Под редакцией академика А.Н. Романова М: Банки и биржи, 2008. 2. Мескон М.Х.,Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М: "Дело", 2012. . Основы предпринимательской деятельности: маркетинг / Под.ред. проф. В.М. Власовой М: "Финансы и статистика", 2005. . Панкратов Ф.Г.,Сергеина Т.К.,Шахурин В.Г. Рекламная деятельность М: Информ - внедр. центр " Маркетинг ",2008. . Показатели ассортимента товаров // Маркетинг.2012,- №10. . Рацкий К.А. Экономика предприятия: М: Информационно - внедренческий центр " Маркетинг ", 2012. . Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн: ИП " Экоперспектива ", 2010. . Теория потребительского поведения и спроса./ Под ред. В.М. Гальперина СПб, 2009. . Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под ред. В.В.Басконова М: ИНФРА - М, 2009. . Экономика торгового предприятия. Под ред. проф. А.И. Гребнева,2007. . Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. Ставрополь, 2012. Скачать архив (32.2 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |