Главная » Маркетинг |
Содержание Введение . Процесс управления маркетинга рабочей силы .1 Сущность маркетинга рынка труда .2 Этапы процесса управления маркетинга рынка труда .3 Методы управления маркетинга рабочей силы .4 Функции управления маркетингом рабочей силы . Анкетирование Заключение Список литературы Введение В управленческой мысли существуют различные подходы к управлению персоналом - это экономический, органический и гуманитарный. Но, наряду с этим, в последнее время отечественные и зарубежные ученые уделяют особое внимание маркетинговому подходу к управлению персоналом. Маркетинг рабочей силы (персонала) - это маркетинг трудовых услуг их приходится покупать, веря "на слово". Чтобы убедить покупателя сделать это, продавцы стремятся формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно: дипломы, сертификаты, рекомендации и т п. Таким образом, на рынке труда объектами маркетинга являются: рабочая сила (трудовые услуги) и рабочее места. Маркетинговые исследования рынка труда - одни из самых распространенных, которые проводится с целью получения данных о состоянии рынка труда: потенциале, проблемных зонах, перспективах, тенденциях для разработки стратегии и планирования своей деятельности. Объектами мониторинга рынка труда являются тенденции и процессы развития в любом регионе России, включая анализ изменения многих факторов: экономических, научно-технических, демографических, социальных, законодательных. При необходимости, исследуется также структура и география рынка, его емкость, динамика занятости населения, барьеры рынка рабочей силы, состояние конкуренции, сложившийся спрос, возможности и риски. 1. Процесс управления маркетингом рабочей силы .1 Сущность маркетинга рынка труда Одним из важнейших направлений реформирования российской экономики является развитие рыночных отношений в сфере труда. Высокими темпами осуществляется процесс формирования рынка труда. И в ситуации, когда государство перестает быть монополистом в использовании трудовых ресурсов, возникает активная экономическая связь между работодателем и наемным работником. Рынок труда рассматривается как система отношений, складывающихся между работодателем и наемным работником по поводу спроса и предложения рабочей силы и ее воспроизводства, обеспечивающих процесс непрерывного общественного развития. Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда необходимо использовать методологию маркетинга. Главный тезис маркетинга - это ориентация на потребителя, производство того, что пользуется спросом, что можно выгодно реализовать. Маркетинг рабочей силы предполагает создание и функционирование комплексной эффективной системы регулирования занятости населения, осуществляющей, в частности, и маркетинговые функции, такие как стратегическое планирование, маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложение, продвижение, реклама и стимулирование трудоустройства, определение цены рабочей силы. Стратегическое планирование является фундаментом для остальных видов планирования компании. Оно начинается с определения глобальных целей и миссии компании. Затем устанавливаются более конкретные цели. Для этого собирается полная информация о внутренней среде организации, ее конкурентах, ситуации на рынке и обо всем остальном, что так или иначе поможет повлиять на работу компании. После проведения SWOT-анализа готовится подробный отчет о сильных и слабых сторонах компании, возможностях и угрозах, с которыми ей придется столкнуться. Затем высшее руководство решает, какими конкретно видами деятельности и товарами следует заниматься и какой персонал необходим для данного производства. Маркетинговые исследования рынка труда - одни из самых распространенных, которые проводится с целью получения данных о состоянии рынка труда: потенциале, проблемных зонах, перспективах, тенденциях для разработки стратегии и планирования своей деятельности. Объектами мониторинга рынка труда являются тенденции и процессы развития в любом регионе России, включая анализ изменения многих факторов: экономических, научно-технических, демографических, социальных, законодательных. При необходимости, исследуется также структура и география рынка, его емкость, динамика занятости населения, барьеры рынка рабочей силы, состояние конкуренции, сложившийся спрос, возможности и риски. Как и любая деятельность на предприятии маркетинг рабочей силы тоже нуждается в управлении. Управление маркетингом рабочей силы - это ведущая область хозяйственного управления на рынке труда, в состав которой входят организация и руководство целой совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос на специфическую рабочую силу, а также с доведением этого товара до конечного потребителя (предприятия, фирмы) или посредника (учреждения профессиональной подготовки, служба занятости населения) с тем, чтобы обеспечить удовлетворение рыночной потребности в товарах и услугах. .2 Этапы процесса управлением маркетинга рынка труда Процесс управления маркетингом включает в себя следующие этапы: . Анализ рыночных возможностей, который предполагает: а) маркетинговые исследования и сбор маркетинговой информации; б) анализ среды маркетинга, возможности субъекта рынка труда; в) анализ потребителей рабочей силы. . Отбор целевых рынков рабочей силы, который предполагает следующую последовательность: а) замеры и прогнозирование спроса на конкретную рабочую силу; б) сегментирование рынка рабочей силы; в) отбор целевых сегментов рынка; г) позиционирование товара "рабочая сила" на рынке. . Разработка комплекса маркетинга (маркетинг-микс): а) разработка товара "рабочая сила"; б) определение стоимости конкретной рабочей силы; в) разработка системы распределения рабочей силы и коммуникаций (реклама, стимулирование занятости, организация благоприятного общественного мнения, личные контакты); г) обеспечение персоналом (отбор персонала для профессионального выполнения функций маркетинга; обучение профессионалов и остального персонала субъекта рынка труда; организация труда персонала и управление им; стимулирование по результатам выполнения маркетинговых функций). . Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Осуществляются через систему маркетинговой информации, систему планирования (разработка стратегических планов, планов маркетинга); организационную структуру, систему маркетингового контроля (замеры результатов, анализ результатов, проведение корректирующих действий). Для того чтобы улучшить маркетинговую деятельность и обеспечить свое долговременное устойчивое положение на рынке труда, участники маркетинга должны располагать обратными связями (информацией о неконтролируемой окружающей среде, результатах проводимых действий и их эффективности). В этих целях изучаются степень удовлетворенности нанимателей, тенденции в конкуренции, осуществляется наблюдение за состоянием экономики, изучение независимых средств массовой информации. На основе обобщений и анализа полученной информации возможно адаптировать принятую стратегию маркетинга к окружающей среде, одновременно используя свои отличительные преимущества (высокий уровень квалификации, профессионализма, оплаты, условий труда и т.п.). Для долгосрочного успеха должны постоянно изыскиваться новые реальные возможности, которые соответствуют выбранному плану маркетинга, а также необходимо реагировать на изменения через пересмотр маркетинговой стратегии. С позиции такого подхода осуществляется управление маркетингом рабочей силы. Процесс управления маркетингом - это процесс двусторонний, основой которого являются отношения субъекта и объекта рынка труда. В процессе управления орган управления получает информацию о состоянии управляемого объекта. Эта информация воспринимается управляющим органом, и на ее основе вырабатывается управленческое решение. Исходя из последнего осуществляется управляющее воздействие на объект управления для перевода в требуемое состояние. Неотъемлемым свойством управления, без которого невозможно целенаправленное поведение системы, является беспрерывная циркуляция информации между системой в целом, ее подсистемами и внешней средой. Подсистемы и регуляторы образуют замкнутую систему, по которой циркулируют три потока информации: информационно-анализирующий, информационно-командный, аналитико-командный. Функционирование этих потоков призвано свести до минимума затраты и потери маркетинговой деятельности на рынке труда . Информационно-аналитический канал связи - это канал сбора первичной информации о наличной и перспективной потребности в рабочей силе, о наличной и перспективной потребности в труде трудоспособных граждан общества, о состоянии эффективности и тенденциях развития управляющего объекта, накопление этой информации и переработка ее в форму, удобную для использования органами, принимающими решение. Информационно-командный канал связи - это канал доведения принятых решений, а также любого другого вида вторичной информации, полученной в результате переработки первичных данных в информационно-анализирующей подсистеме, до исполнителя. Аналитико-командный канал связи - это канал накапливания информации, фиксации целевых программ управления, нахождение оптимального варианта решения. Циркуляция потоков информации осуществляется с помощью пяти регуляторов: Р0 - входной контроль, определяет существующую и вводимую материально-техническую структуру общественного производства; Р1 - входной контроль, определяет требования рынка к потребительской стоимости товара "рабочая сила"; Р2 - промежуточный контроль, предъявляет требования к общей программе маркетинговой деятельности в контексте профессионально-квалификационной характеристики; Р3 - выходной контроль, предъявляет требования к уровню соответствия наличной структуры совокупной рабочей силы к уровню соответствия наличной структуры совокупной рабочей силы к требуемой для удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах; Р4 - промежуточный контроль, предъявляет требования к общей программе деятельности в контексте психомотивационного механизма профессиональной деятельности носителя рабочей силы. Под механизмом управления маркетингом рабочей силы следует понимать построенную в соответствии с требованиями законов рыночной экономики и закрепленную нормативно-методическими актами систему методов, органов и функций деятельности на рынке труда по формированию рациональной структуры занятости для удовлетворения рыночной потребности в высококачественных товарах. 1.3 Методы управления маркетинга рабочей силы. Способы осуществления маркетинговой деятельности или методы управления можно классифицировать по признакам их содержания и механизмам воздействия на объект управления: а) экономические; б) социально-психологические; в) организационно-административные. В системе методов управления маркетингом рабочей силы основное место занимают экономические, основанные на учете действия социально-экономических законов рыночного производства и обращения. Усиление экономических методов диктуется расширением самостоятельности субъектов управления, рыночными интересами в улучшении хозяйственных результатов. К социально-экономическим методам относятся средства воздействия на социально-психологические отношения между объектом и субъектом управления маркетингом: формирование эффективной мотивации к труду, приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда, использование социально-экономического принуждения к высокопроизводительному труду, формирование трудовых коллективов по принципу "команд" с учетом психомотивационного механизма профессиональной деятельности каждого члена, развитие традиций, способствующих сплочению коллектива и т.п. Наряду с экономическими, социально-психологическими методами в управлении маркетингом используются методы организационно-административного характера. Они предполагают прямое воздействие на управляемый объект, выступают в качестве государственной директивы и имеют обязательную силу для исполнения. Основным содержанием этих методов является координация усилий субъектов управления в достижении цели. Важное место в механизме управления маркетингом рабочей силы занимают функциональные подсистемы. Их можно разделить на основные и обеспечивающие. .4 Функции управления маркетингом рабочей силы. Основные подсистемы, направленные на реализацию конкретных задач маркетинговой деятельности на рынке труда, включают общие и специфические функции управления. Общие функции управления характерны для любого вида управленческой деятельности и включают: а) планирование - установление цели, подцелей управленческого воздействия, определение этапов их реализации, исполнителей, ресурсов; б) организация - выбор структуры объекта и субъекта управления, реализация их взаимоотношений и взаимодействий; в) координация - регулирование, корректирование, активизация воздействия органов управления; г) контроль - учет и анализ результатов управленческой деятельности; д) обработка и осмысление информации для понимания диалектического развития объекта управления; е) прогноз - возможная оценка явлений и процессов, характерных для объекта управления. Специфические функции управления представляют виды маркетинговой деятельности на рынке труда, каждый из которых является объектом общих функций. . Функции конъюнктурных исследований рынка труда: изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, адаптация к нему, соответствующая перестройка занятости; разработка стратегии управления человеческими ресурсами с учетом перспективы удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах; разработка прогноза развития малого и среднего бизнеса в регионе; прогнозирование, перспективное и текущее планирование потребности в рабочей силе определенного качества; анализ и прогноз развития структуры, емкости рынка труда; анализ предложения рабочей силы в территориально-отраслевом и профессионально-квалификационных разрезах; анализ конкурентов по формированию определенного качества рабочей силы; анализ и конструирование мотивационной части хозяйственного механизма регионов, предприятий, участие в разработке систем социального обеспечения, социальной защиты трудоспособных граждан общества с низкой конкурентоспособностью; комплектование штатов предприятий, организаций желаемой рабочей силой с учетом интересов региона, перераспределение трудовых ресурсов; выявление возможностей трудоустройства подростков, пенсионеров, инвалидов, женщин, воспитывающих детей; выявление возможностей повышения конкурентоспособности носителей рабочей силы с учетом интересов ее потребителей; стимулирования создания рабочих мест и участков с режимом неполного рабочего дня (недели), развитие надомного труда; организация и консультативная помощь предприятиям, организациям во внедрении маркетинговых подходов в управление. . Функции исследования потенциала сегментов рынка труда: анализ возможностей формирования рабочей силы определенного качества; определение уровней формирования потребительной стоимости рабочей силы с учетом потребительского спроса на нее; трансформация системы подготовки с учетом требований рынка к потребительной стоимости рабочей силы; . Функция профессиональной ориентации: профессиональное просвещение трудоспособных граждан общества как условие непосредственного подведения их к выбору и овладению профессией, по которой существует рыночная потребность; осуществление переориентации высвобождаемых работников и безработных граждан на виды трудовой деятельности с учетом рыночной потребности в них и интересов этих групп; проведение социологических исследований в области профориентации. . Функция обеспечения мобильности рабочей силы: методическое руководство по расстановке кадров в регионе с учетом рыночной потребности в рабочей силе; учет причин движения трудовых ресурсов в регионе; внедрение нетрадиционных форм организации распределения, перераспределения и использования трудовых ресурсов; изучение текущих проблем кадров, внурифирменных перемещений; оценка и планирование качества трудовой жизни в регионе, на предприятии; формирование кадрового резерва в целях рационального перераспределения и использования работников. В качестве обеспечивающих функций системы управления маркетингом рабочей силы выступают следующие функции: кадровое обеспечение, представленное совокупностью действий по подготовке, переподготовке, повышению квалификации, подбору и расстановке кадров в рассматриваемой системе; научно-методическое обеспечение, включающее повышение уровня обоснования различных форм и направлений маркетинговой деятельности на рынке труда, проведение исследований по проблемам маркетинга; правовое обеспечение, связанное с организационно-правовым оформлением системы; финансовое обеспечение. На уровне региона маркетинговой деятельностью должны заниматься подразделения, занятые постоянным сбором информации о рынке труда, конкурентах на нем, ее обработкой, выработкой стратегии, принятием решения и контролем за их исполнением. Следует выделить ряд звеньев организационной структуры рассматриваемой системы: подразделение по обработке и анализу информации о спросе и предложении рабочей силы, выработка стратегических альтернатив удовлетворения потребительского спроса на рабочую силу - частные службы содействия занятости отдельным категориям трудоспособных граждан; подразделения по планированию и проведению маркетинговых исследований на рынке труда - управление трудовыми ресурсами при мэрии региона; органы, принимающие стратегии по формированию потребительской стоимости товара рабочая сила, удовлетворяющей спрос потребителей - комитет по образованию, центр по профориентации молодежи; подразделения осуществляющие реализацию маркетинговой стратегии на рынке труда - учреждения профессиональной подготовки, предприятия и организации различных форм собственности; подразделения по сбору информации о ситуации на рынке и тенденциях ее развития, о желаниях и предпочтениях потребителей рабочей силы по поводу уровней формирования потребительной ее стоимости - Государственная служба занятости. В настоящее время в регионах отсутствует орган, способный эффективно управлять системой маркетинга рабочей силы. В принципе таким звеном могла бы стать Государственная служба занятости. Но пока еще не переключено ее внимание на потребителя, к спросу на товар "рабочая сила", в соответствии с которым должно и происходить уравновешивание спроса и предложения на рынке труда. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удавалось плохо и в условиях экстенсивной экономики, а сейчас когда прибыль является критерием эффективности соединения рабочей силы с капиталом, становится невозможным. Причиной подобной ситуации - не столько тяжелый груз старых стереотипов накопления живого труда в производстве, сколько отсутствие знаний о содержании, необходимости и возможности маркетинговой деятельности на рынке труда, формах и перспективах. Для преодоления барьеров в реализации важнейшего принципа рынка - исходить в решении социально-экономических задач от потребителя рабочей силы, необходимо создание такой организационной структуры региональной системы управления маркетингом рабочей силы, которая позволила бы реализовать следующие требования: а) максимальная привязка организационной структуры управления к функциям маркетинга; б) максимальное регламентирование функций управления, их последовательностей в цепи между звеньями, уровнями управления; в) информационное сопровождение процессов управления, заинтересованность субъектов управления в информационном обмене; г) подчинение функционирования всей системы достижению такой структуры совокупной рабочей силы, соединение которой с капиталом позволило бы удовлетворить потребности каждого участника деятельности. Реализация указанных требований возможна в условиях матричной организационной структуры управления. Существующая линейно-функциональная структура - это наследие административно-командной системы. Для нее характерно ярко выраженное преобладание отношений административного подчинения, которые пронизывают по вертикали все ступени иерархии управления - сверху донизу. Эта система управления оставляет мало места для развития самостоятельных горизонтальных связей между субъектами управления. Узкая ведомственность противодействует развитию кооперации, прямых связей в системе; порождает перегородки между звеньями, а вместе с ними и незаинтересованность развития единой информационной сети. Формально каждая управленческая операция нуждается в одобрении сверху, чтобы не нарушить единство от намеченных центром целей. В этом проявляется доминирование вертикали над горизонталью. Матричная организационная структура формируется путем слияния линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой строится управление по отдельным сегментам рынка труда. В соответствии с программно-целевой организуется управление маркетинговыми стратегиями. В этом случае организационная структура опирается на сеть горизонтальных договорных отношений - отношений равного партнерства, обоюдной выгоды и взаимной ответственности. маркетинг управление рынок труд 2. Анкетирование При проведении маркетинговых исследований рабочей силы проводится сбор, обработка и анализ информации. Одним из инструментов маркетинговых исследований является анкетирование. Она дает возможность узнать о претенденте на должность, информацию дающую возможность составить о нем определенное мнение без личного знакомства. Эти данные можно получить из ответов на вопросы правовом и социальном статусе потенциального работника. Анкета должна содержать вопросы позволяющие оценить профессиональные компетенции будущего работника, его стремления к карьерному росту, образование и опыт работы . Имея данные об опыте работы делаются выводы о том как часто претендент меняет работу и по какой причине. Рассмотрим образец анкеты и предложим ее соискателям на должность «Специалиста по управлению персоналом» дирекции социальной сферы. АНКЕТА Фамилия Имя Отчество Дата рождения Гражданство Место рождения (село, город, край, область, республика): Адрес (место жительства): индекс, область, город, улица, дом, квартира Адрес (место прописки): индекс, область, город, улица, дом, квартира Домашний телефон Сотовый телефон Рабочий телефон Паспортные данные Семейное положение Сведения о близких родственниках (муж, жена, отец, мать, братья, сестры, дети): Степень родства Ф.И.О. Дата рождения Место работы, должность Телефон Адрес ( место жительства) Отношение к воинской обязанности и воинское звание: Образование: Дата поступления Дата окончания Название учебного заведения Специальность Дополнительное образование: Навыки владения компьютером, с какими программными продуктами приходилось работать: Знание иностранных языков, степень владения: Рекомендатели (должность, Ф.И.О. и контактный телефон) Трудовая деятельность (укажите в обратном хронологическом порядке 5 последних мест Вашей работы) Дата Наименование организации Должность Адрес организации Причина увольнения (фактическая) начало окончание Желаемый уровень заработной платы: на испытательный срок после испытательного срока Преимущества Вашей кандидатуры: Ваши хобби Какую информацию Вы хотели бы добавить о себе Против проверки предоставленной мною информации не возражаю. Дата заполнения Подпись Анкета была предложена 7 претендентам на должность «Специалиста по управлению персоналом». Проведя анализ количественного и качественного состава кандидатов, можно сделать определенные выводы. Возраст соискателей на вакантную должность от 23-45 лет, из них претендентов среднего возраста от 35-45 лет было 4 человека. Образование у 100% претендентов - высшее, из них у 60 % специальное. Из соискателей на должность был только один мужчина, выпускник ВУЗа без опыта работы в данной области, у остальных претендентов опыт в работе имеется, у 2 на железной дороге. Анализируя причину трудоустройства делаем вывод, что людей привлекает более высокая заработная плата и возможность получить работу в компании ОАО «РЖД». По результатам анкетирования и личного собеседования с кандидатами на вакантную должность предпочтение было отдано женщине в возрасте 37 лет имеющей опыт работы и ребенка в возрасте 13 лет. Заключение Маркетинг нужен не от хорошей жизни. Его единственное предназначение (как, кстати, и многих других «функций» компании) - создавать прибыль, увеличивая продажи и сокращая расходы. Если этого не происходит, то маркетинг бесполезен. И даже вреден, поскольку он не окупает расходов на него. Рынок труда тоже нуждается в маркетинге. Исследование рынка труда осложняется тем, что труд как товар неотчуждаем от носителя необходимых знаний, умений, навыков - специалиста, отсюда появляется необходимость в изучении представлений работника о престижности той или иной профессии, ожиданий от работодателя, в принятии во внимание человеческой индивидуальности, делающей предложение еще более неоднородным. В данном случае необходимы профессиональные маркетинговые исследования рынка труда. Маркетинговые исследования позволяют получить необходимую информацию: - прогнозы развития рынка труда в определенном регионе оценку конъюнктурных тенденций мотивацию потребительского поведения на рынке труда уровень зарплат определенных специалистов уровень затрат для привлечения и удержания необходимых трудовых ресурсов Реализовывается исследование рынка труда посредством поступательного прохождения его этапов: постановки целей, определения задач, планирования и организации сбора данных, анализа данных, разработки итогового отчета. На основе полученной информации, которую предоставляет анализ рынка труда, о соотношении спроса и предложения на рынке, колебаниях уровня зарплат, организация получает возможность для разработки наиболее адекватной стратегии поиска необходимых специалистов, формирования наиболее приемлемого и соискателю, и работодателю предложения по заработной плате, соотношению окладной и бонусной части, то есть проводится анализ рынка труда. Корректировка соотношения окладной и бонусной части ведет к изменениям в системе мотивации персонала, при этом необходимо понимание того, что увеличение премиальной части, выплачивающейся в случае повышения объема выполняемой работы, достижения запланированных показателей, не является универсальным средством повышения эффективности организации, т.к. при исследовании рынка труда может обнаружиться склонность представителей изучаемой специальности к стабильному постоянному заработку. Методы исследования рынка труда включают различные приемы, которые позволят сделать поиск и подбор персонала более простым и результативным. Помочь тут может и предварительный грамотный мониторинг рынка труда. Список литературы 1. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг Marketing: An Introduction. - 8-е изд. - М.: «Вильямс <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D1%81_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)&action=edit&redlink=1>», 2007. - С. 832. . Бронникова Т. С., Чернявский А. Г. Маркетинг: Учебное пособие <http://www.aup.ru/books/m49/>. - Таганрог: Изд-во ТРТУ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82>, 1999. 11.Буланов А. Завтра-маркетинг <http://marsexxx.com/lit/bulanov-zavtra-marketing.htm>. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с: ил. - (Серия «Маркетинг для профессионалов»). . Григорьев М.Н. Маркетинг : учебник для бакалавров / - 4-е изд., доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. . - С. 464 . Григорьев М.Н., Е.Ю. Краснова; Маркетинг продукции военного назначения : учебник / Издательство Инфо-да, - СПб., 2011. - С.435 . Джек Траут <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BA_%D0%A2%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%82>. 22 Непреложные закона маркетинга . Елена Родина. Идём на запах… Как нас заставляют покупать // «Огонёк <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%91%D0%BA_(%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB)>», № 20, 2005, с. 22-23. . Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 2000. - 200 с. . Котлер Ф., Вероника Вонг, Джон Сондерс, Гари Армстронг. Основы маркетинга, 4-е европейское издание = Principles of Marketing: European Edition 4th. - М.: «Вильямс <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D1%81_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)&action=edit&redlink=1>», 2007. - С. 1200. 9. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиева.-М.: ОАО «Изд-во „Экономика“», 2001. - 703 с. . Сэндидж Ч.И. Реклама: теория и практика. - М.: Прогресс, 1989. - 620 с. . Эл Райс, Джек Траут. Маркетинговые войны .Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1990. - 350 с. Скачать архив (14.9 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |