Главная » Маркетинг

Оптимизация закупочной деятельности ОАО "Газпром"

В настоящее время закупочная деятельность становится все более актуальной темой для российских предприятий, так как для максимизации прибыли важно не только продать продукцию с максимальной маржой, но и понести при этом минимально возможные затраты на ее изготовление или приобретение.

Решение этой задачи  осуществляется в рамках закупочной деятельности.

Закупочная деятельность - совокупность методов, позволяющих максимально эффективно удовлетворять потребности организации в товарах, работах и услугах. [1]

Вопрос экономии собственных финансовых средств имеет особое значение в крупных компаниях, обладающих большим количеством дочерних предприятий и разветвленной сетью филиалов. Подобные холдинговые структуры характерны как для отечественной, так и зарубежной газовой отрасли.

Так, ОАО «Газпром» и его дочерние и зависимые общества в 2012 году провели 9132 конкурентных закупок на общую сумму в 611,3 млрд. руб. Снижение цен относительно закупок относительно 2011 года составило 8,1%, что дало экономический эффект в размере 54,1 млрд.руб. [2]

Все указанное выше - свидетельство огромной роли закупок для нужд предприятий газовой отрасли и надлежащего правового регулирования закупочного процесса для экономики нашей страны.

На рисунке 1 представлена динамика закупок за период 2012-2014 года.

Рис. 1. Количество завершенных закупок ОАО "Газпром" за период 2012-2014г.

В 2012 году, количество закупок было равно 9132, в 2013 году их количество составило 7701, а в 2014 они достигли отметки в 13948 закупок. Исходя из анализа данных, можно отметить, что, несмотря на экономическую нестабильность в стране, компания увеличила количество своих закупок практически в 2 раза. ОАО «Газпром» уделяет большое внимание развитию закупок и их планированию для своевременного обеспечения материальными ресурсами (далее - МТР) филиалов компании.

Далее рассмотрим структуру закупок на примере ОАО "Газпром", ООО "Газпром Трансгаз Югорск", Сорумское ЛПУ МГ (рисунок 2).

Закупочная деятельность ОАО «Газпром», имеющей в структуре своего уставного капитала долю участия РФ более 50% и являющейся субъектом естественных монополий, подпадает под действие Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ). [3]

В соответствии с данным федеральным законом в организации разработано специальное положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (ООО "Газпром Трансгаз Югорск", Сорумское ЛПУ МГ), от 19 апреля 2012 г. № 1969.

При этом дочерние общества также должны принять на основе Положения и требований 223-ФЗ свои положения о закупках, обеспечить утверждение положений в своих собственных дочерних обществах. [4, с. 5]

Рис. 2

        

Закупки в Группе Газпром осуществляются преимущественно на конкурентной основе. Это связано с тем, что данная газовая компания абсолютный монополист и имеет огромную развитую отрасль. Исходя из этого любая фирма, которая заключит договор на поставку, сможет значительно увеличить свой капитал путем продажи огромного количества продукции заказчику, а значит для тщательного отбора поставщиков компания "Газпром" будет отдавать предпочтение конкурентным закупкам. Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг представлены в таблице 2.

закупка материальный ресурс

Таблица 2

Сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг за 2014г.

№ п/п

Вид сведений

Количество заключенных договоров

Общая стоимость заключенных договоров, тыс. руб.

1

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки МТР работ, услуг

6560

186 103 712

2

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

6209

422 385 813

3

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с ч. 16 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

1

352

4

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

1178

3 881 827

Подведя небольшой итог, можно с уверенностью сказать, что такая компания как ОАО "Газпром" действительно способна применять большое количество различных способов закупок (рисунок 3) и средств для поддержания бесперебойных поставок газа, для постоянного обновления своего оборудования, следовательно иметь в своей эксплуатации только новейшие разработки и технологии. [5]

Рис. 3. Способы закупок ОАО «Газпром»

Участники заявочной кампании в сроки, установленные графиком, вводят информацию о потребности в МТР в электронную систему 1С-Предприятие 7.7. При этом учитываются  все плановые ремонты и количество МТР для технического обслуживания и ремонта, МТР для производственно-эксплуатационных нужд  Группы, прочих МТР и др.  Ответственные за проведение заявочной кампании в филиалах должны выполнять контроль не превышения выделенных лимитов материальных затрат филиала.

Инженеры ресурсных отделов УМТСиК формируют сводную потребность в МТР по Обществу. Руководство УМТСиК должно организовать согласование сводной потребности в МТР  в ООО «Газпром комплектация», ООО «Газпром центрремонт».

Информация о согласованной потребности в МТР должна быть письменно доведена УМТСиК до структурных подразделений Общества.

После всех выполненных операций Центральный орган управления закупками Групп Газпрома непосредственно осуществляет их выполнение. Способ закупки определяется Центральным органом управления закупками Группы Газпром. [6, с. 16]

В филиалах организации находится дорогостоящее, очень сложное основное и вспомогательное оборудование, состоящее более чем из тысячи элементов и при формировании потребности в МТР просто невозможно предугадать, как может повести себя та или иная деталь оборудования вне зависимости от ее срока эксплуатации. В любой аварийной ситуации необходимо как можно быстрее заменить штучную деталь. В этом случае нам необходимо совершить внеплановую закупку. Все МТР, не включенные в план конкурентных закупок, должны быть согласованы Заказчиком с Центральным органом управления закупками Группы Газпром. И далее идут этапы осуществления заявочной кампании описанные выше. Центральный орган управления закупками Группы Газпром не осуществляет приобретение МТР в штучном количестве, а следовательно необходимо время, пока Центральный орган не получит утвержденные сводные ведомости заявочных кампаний от Групп Газпрома на определенное количество МТР, которые Центральный орган сможет приобрести у поставщиков. Это приведет к длительному простою оборудования и к невыполнению планов по транспортировке газа. В этом случае многие российские компании практикуют самостоятельные закупки в своих филиалах.

Чтобы минимизировать риски  и оптимизировать закупочную деятельность кампании, автор предлагает внести изменения в  «Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром» и разрешить самостоятельную закупочную деятельность филиалам Газпром на сумму до 1 млн. руб. при закупке у единственного поставщика неконкурентным способом, которые выиграли по итогам заявочных кампаний конкурсные или аукционные торги и стали поставщиками для компании ОАО «Газпром». При проведении ежегодной заявочной кампании Центральный орган управления закупками заключает договора на поставку МТР и предоставляет Группе список поставщиков, с которыми можно заключать договора на поставку штучных МТР, а также цены при закупке МТР.

При необходимости внеплановой поставки МТР формируется заявка филиала. Затем филиал работает напрямую с поставщиком до исполнения договорных обязательств. По окончанию текущего года направляется отчет о закупочной деятельности филиалами в ООО «Газпром комплектация» и ООО «Газпром центрремонт» с не превышением годового лимита выделенных средств ОАО «Газпром».

Предоставив такую возможность, Группа Газпром и ее филиалы значительно снизят время ожидания поставки МТР и время простоя оборудования в нерабочем состоянии. Но самое главное, будет достигнута главная цель компании -  бесперебойная транспортировка газа.

В целом о закупочной деятельности компании ОАО "Газпром" можно сказать, что система функционирует достаточно эффективно, закупки производятся ежегодно и централизованно, за исключением на уровне филиалов компании при внеплановых закупках. В статье автор раскрыл особенности закупочной деятельности ОАО "Газпром",  на уровне Группы Газпром и предложил оптимизацию данного процесса закупок, которая в свою очередь значительно повысит экономичность и следовательно прибыль предприятия, а также упростит структурную систему при внеплановых самостоятельных закупках, по сравнению с проведением закупок по методу заявочной кампании.

Литература

1. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Пресс-служба - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20111102_03, свободный. (Дата обращения: 17.03.2015 г.).;

. Официальный сайт ОАО "Газпром" [Электронный ресурс]: Новости "Газпрома" - Режим доступа: http://gazprom.ru/press/news/2012/january/article128210/, свободный. (Дата обращения: 19.03.2015 г.);

. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс". (Дата обращения 20.03.2015 г.);

. Официальный сайт ОАО "Газпром" [Электронный ресурс]: Закупки - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/f/posts/21/053269/polozhenie-o-zakupkah.pdf, свободный. (Дата обращения: 19.03.2015 г.);

. Официальный сайт ОАО "Газпром" [Электронный ресурс]: Результаты закупок - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/tenders/archive/2014/december/, свободный. (Дата обращения: 22.03.2015 г.);

6. ООО "Газпром Трансгаз Югорск, Стандарт организации " Управление закупками", СТО 00154223-77-2011,  Югорск 2011 г., 30 стр.;

. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.06.2009 № 115-ФЗ. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс". (Дата обращения 20.03.2015 г.)


Скачать архив (138.9 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: