Главная » Маркетинг |
ВВЕДЕНИЕ В данной курсовой работе рассмотрены вопросы изучения покупательского спроса на услуги Интернет-магазинов. Под спросом на услуги понимается потребность общества и отдельных его членов в какой-либо услуге, обеспеченная необходимыми денежными ресурсами. Это - желание, способность и готовность субъектов приобрести то или иное количество услуг. В литературе часто употребляется понятие «платежеспособный спрос», отражающее то количество услуг, которое может оплатить покупатель. На потребительском рынке услуг спрос определяется платежеспособностью населения. Рыночный спрос - спрос, выражаемый таким количеством услуг, которое будет куплено определенной группой покупателей, в определенном регионе, в определенный период, по определенной цене. Для его определения проводятся маркетинговые исследования. Спрос является основным фактором, определяющим развитие фирмы (магазина, производственного предприятия и т.д.). Результаты маркетинговых исследований предназначены для принятия решений в области сегментирования рынка, разработки комплекса маркетинга и его отдельных инструментов, конкурентоспособности товара и фирмы. Сегментирование рынка - это процесс деления потребителей данного рынка на отдельные группы, каждая из которых представляет свой специфический спрос на рынке. Сегмент - это группа потребителей, одинаково реагирующих на определённый набор стимулов маркетинга, предъявляющих специфический спрос на товар или услугу, обладающих отличительными характеристиками. Рыночная ниша - это сегмент потребителей, которому продукт, производимый данным предприятием, подходит для удовлетворения потребностей лучше всего. Комплекс маркетинга - набор инструментов воздействующих на внешнюю среду: товар, цена, системы распределения и продвижения. Конкурентоспособность - это превосходство товара или услуги на целевом рынке над конкурирующими аналогами. Объектом исследования данной курсовой работы является покупательский спрос. В разделе 1 описывается изучаемая услуга, проводится анализ тенденций развития мирового и российского рынка данной услуги. В разделе 2 описано понятие спроса применительно к изучаемой услуге и методика количественной оценки спроса. В разделе 3 представлена разработанная форма анкеты, а также анализ её содержания. В разделе 4 результаты обработки анкет и анализ полученной информации. В разделе 5 количественная оценка спроса на услугу и выводы по результатам исследования. 1. Описание продукта Интерне́т (англ. Internet) - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. В настоящее время подключиться к Интернету можно через спутники связи, радио-каналы, кабельное телевидение, телефон, сотовую связь, специальные оптико-волоконные линии или электропровода. Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни в развитых и развивающихся странах. Всё большее число людей делает покупки, не выходя из дома и даже не вставая от компьютера. Интернет-магазины приобрели популярность и за последние несколько лет их стало очень много. Когда появился первый подобный сервис и как развивалась эта сфера? Появление Всемирной паутины открыло ряд новых возможностей, которые прежде были либо недоступны многим, либо вообще не рассматривались как потенциально успешные и прибыльные. Справедливости ради стоит отметить, что торговля по каталогам, дистанционная продажа билетов на самолёты и поезда и прочие подобные услуги появились всё же прежде, чем возникла идея торговать по Интернету. Степень удобства этих сервисов, конечно, определяется относительно того времени, в котором они существуют, но факт остаётся фактом: сегодня услугами Интернет-магазинов пользуется огромное число людей. Электронная коммерция - молодая отрасль экономики. По факту, ей не более трёх десятков лет. Но за такой короткий срок эта отрасль прошла довольно впечатляющий путь и интерес, проявляемый к ней сегодня, вполне закономерен. До 1990 года в Соединённых Штатах действовал регламент, согласно которому использование Интернета в коммерческих целях было запрещено. Авторство этого документа принадлежит Национальному научному фонду США. Не исключено, что подобное ограничение было наложено в связи со спецификой Сети, создававшейся изначально как военная сеть, а позднее - как межуниверситетский ресурс. После 1990 года ситуация в корне изменилась: крупные частные компании получили разрешение на использование Сети. Ещё через некоторое время Правительство страны и вовсе передало контроль за Интернетом в частные руки. Годом рождения Интернет-магазинов считается 1994 год: Джефф Безос, хозяин книжного магазина под названием Amazon, задумался над расширением своего бизнеса. Уже в июле 1995 года был запущен сайт магазина. Первоначально на Amazon можно было приобрести только книги, но постепенно ассортимент расширялся. Уже через четыре года оборотные средства магазина оценивались в несколько сотен тысяч долларов. Сегодня этот сервис - один из крупнейших Интернет-магазинов в мире с многомиллионным денежным оборотом. При всей успешности нового сервиса, самой главной проблемой, с которой столкнулись разработчики, стала оплата покупок, сделанных через сайт. Потребовалось сотрудничество с банками: ведь к тому времени в банковской системе уже имели хождение пластиковые карты, значительно облегчавшие многие финансовые операции. Компания First Virtual в 1994 году начала предлагать свои услуги по оплате товаров в Интернете, так появилась первая электронная платежная система. Два года спустя, в 1996-ом, MasterCard и Visa объявили о создании открытого единого стандарта защиты расчетов в Интернете с применением пластиковых карт, который именовался SET. Эта платформа вполне успешно функционирует в Сети и сегодня, не имея альтернатив. Со временем стали доступны и другие способы оплаты: наличный расчёт, оплата через мультикассы, наложенным платежом, посредством электронных денег. Несмотря на это, оплата покупок банковской картой является одним из главных способов расчёта. Сегодня Интернет-магазин (англ. online shop или e-shop) - это сайт, торгующий товарами или услугами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ, например, электронными деньгами. Существует 3 типа Интернет-магазинов и отличаются они видом торговли: · Интернет-магазины у которых сайт идет как дополнение к существующему магазину. Например интернет-магазины «Белый Ветер», «Техносила», «Евросеть». · Интернет-магазины торгующие только под заказ. Например «Быстромебель» (мебель в размер). · Интернет-магазины торгующие только через сайт, у которых есть собственный склад. Например онлайн гипермаркет «OZON.RU», интернет магазин немецкой одежды «ОТТО». Кроме этого, можно разделить Интернет-магазины по способу продажи: · Фиксированная цена товара. Доставка либо изначально включена в стоимость, либо рассчитывается отдельно в зависимости от способа и/или сроков доставки. · Система аукциона. Деятельность Интернет-магазинов регулируется, в первую очередь, федеральным законом "О защите прав потребителей". Кроме этого, подобные организации в обязательном порядке должны быть зарегистрированы во всех надлежащих инстанциях (налоговая служба и пр.), а в качестве формы организации может быть выбрано ОАО, ЗАО или ООО. 2. Обоснование цели и задач исследования Спрос на услуги Интернет-магазинов - это спрос, выражаемый таким количеством товаров, которое будет куплено определенной группой покупателей через Интернет сайты, в определенном регионе, в определенный период. Для его определения проводятся маркетинговые исследования. Спрос является основным фактором, определяющим развитие фирмы (магазина, производственного предприятия и т.д.). Единицей измерения спроса на услуги Интернет-магазинов является показатель, учитывающий количество покупок относительно общего числа посещающего магазин. Спрос на услуги Интернет-магазинов (С) можно рассчитать по формуле Содного покупателя= A х B Где А - среднее количество покупок электротехники в год во всех магазинах, В - количество покупателей из числа опрошенных, которые приобретают технику в Интернет - магазинах. Рассчитаем общий спрос (С) покупателей, которые приобретают технику в Интернет - магазинах = Содного покупателя x Nсемей или С = Содного покупателя х Nлюдей / Ксемейности где: Содного покупателя - это спрос одного покупателя;семей - это количество семей;людей - это количество людей, проживающих в исследуемом месте; Ксемейности - это коэффициент семейности в исследуемом месте. Исследование проводит независимая исследовательская организация «Sigma». Цель исследования - оценка потенциального спроса на Интернет-магазины электроники в г. Москве. Вид опроса - личный опрос. Задачи исследования: · определение количества и категории покупателей, приобретающих электронику в Интернет и розничных магазинах; · выявление частоты посещений розничных и онлайн магазинов; · выявление частоты покупок в розничных и онлайн магазинах; · изучение факторов, влияющих на спрос; · освоение методов изучения спроса. 3. Разработка инструментария исследования Здравствуйте! Вас приветствует независимая исследовательская организация «Sigma». Наша компания проводит исследование: «Изучение спроса на услуги Интернет-магазинов электроники в г. Москве». Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы данной анкеты. Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые будут использоваться только для изучения общественного мнения. 1. Как часто Вы покупаете электронику в год? o 1 покупка в год o от 2 до 4 покупок в год o более 4 покупок в год 2. Вы пользуетесь услугами Интернет-магазинов электроники? o Да o Нет Если Вы ответили «ДА» Если Вы ответили «НЕТ» 3. Как часто вы совершаете покупки в Интернет-магазине электроники? o Всегда, когда приобретаю электронику o Иногда 3. Как часто вы совершаете покупки в розничном магазине электроники? o Всегда, когда приобретаю электронику o Иногда 4. Что влияет на Ваше решение о покупке в Интернет-магазине электроники? o Возможность заказать и оплатить товары, не выходя из дома o Более низкие цены на товары o Большой выбор товаров 4. Что влияет на Ваше решение о покупке именно в розничных магазинах? o Отсутствие возможности опробовать товар в Интернет-магазинах o Отсутствие возможности проконсультироваться с продавцом 5. Сколько раз до покупки вы заходите на сайт онлайн магазина с целью изучить предложение? o Нисколько, захожу и сразу заказываю. o До 3 раз o Больше 3 раз 5. Сколько раз до покупки вы ходите в розничный магазин с целью изучить предложение? o Нисколько, прихожу и сразу покупаю. o До 3 раз o Больше 3 раз И в конце просим Вас ответить на несколько личных вопросов. 6. Укажите род Ваших занятий: o Учащийся, студент; o Рабочий; o Работник сельского хозяйства; o Служащий, специалист (инженер, врач и т.д.); o Военнослужащий; o Предприниматель; o Пенсионер; o Домохозяйка; o В настоящее время не работаю; o Др. вариант. 7. Укажите Вашу возрастную категорию: o Младше 18 o 18-25 o 26-55 o Старше 55 Анализ содержания опросного листа: № вопроса анкеты Для решения какой задачи исследования будет использоваться полученная информация 1, 3 Изучение объёма продаж электроники в год 2 Выявление группы покупателей, которые пользуются услугами Интернет-магазинов 4 Изучение факторов, влияющих на спрос 5 Изучение количества посещений магазина до покупки товара 6, 7 Определение сегмента рынка В опросе приняли участие 10 человек. Вопрос №1. Получены следующие результаты: Частота покупок электроники в год: Варианты ответов Количество респондентов Середина интервала (покупки в год) Человек х % 1 покупка в год 3 30 1 от 2 до 4 покупок в год 5 50 3 более 4 покупок в год 2 20 5 Итого 10 100 Дисперсия Где D - дисперсия, x - анализируемый показатель, с черточкой сверху - среднее значение показателя, n - количество значений в анализируемой совокупности данных., x = (1х3 + 3х5 + 5х2) / 10 = 2,8 Среднее количество покупок в год равно 2,8. D=((1-2,8)2 + (3-2,8)2 + (5-2,8)2) / 3 =(3,24 + 0,04 + 4,84) / 3 = 2,7 Коэффициент вариации. Где Q - среднее квадратическое отклонение, равно квадратному корню из дисперсии среднее значение показателя. V = 1,6 /2,8 = 0,6 Вопрос №2. Получены следующие результаты: Выявление количества пользователей Интернет-магазинов электроники: Варианты ответов Количество респондентов Доля в % Да 7 70% Нет 3 30% Итого 10 100% Вопрос №3. Получены следующие результаты: Анализ как часто респонденты совершают покупки в онлайн и розничных магазинах электроники: В Интернет-магазине В розничном магазине Варианты ответов Количество респондентов Доля в % Варианты ответов Количество респондентов Доля в % Всегда, когда приобретаю электронику 5 50% Всегда, когда приобретаю электронику 2 20% Иногда 2 20% Иногда 1 10% Итого 7 70% Итого 3 30% Вопрос №4. Получены следующие результаты: Оценка факторов, влияющих на спрос: Интернет-магазин розничный магазин Варианты ответов Количество голосов Доля в % Варианты ответов Количество Доля в % Возможность заказать и оплатить товары, не выходя из дома 4 40% Отсутствие возможности опробовать товар в Интернет-магазинах 2 20% Более низкие цены на товары 2 20% Отсутствие возможности проконсультироваться с продавцом 1 10% Большой выбор товаров 1 10% Итого 3 30% Итого 7 70% Вопрос №5. Получены следующие результаты: Анализ посещения магазина до момента покупки: В Интернет-магазине В розничном магазине Варианты ответов Количество респондентов Доля в % Варианты ответов Количество респондентов Доля в % Нисколько, захожу и сразу заказываю. 2 20% Нисколько, захожу и сразу заказываю. 1 10% До 3 раз 4 40% До 3 раз 2 20% Больше 3 раз 1 10% Больше 3 раз 0 - Итого 7 70% Итого 3 30% Вопрос №6. Получены следующие результаты: Варианты ответов Количество респондентов Структура респондентов (в % к итогу) Учащийся, студент 3 30% Рабочий 0 - Работник сельского хозяйства 0 - Служащий, специалист (инженер, врач и т.д.) 4 40% Военнослужащий 0 - Предприниматель 1 10% Пенсионер 1 10% Домохозяйка 1 10% В настоящее время не работаю 0 - Др. вариант 0 - Итого 10 100% Вопрос №7. Получены следующие результаты: Возрастная категория респондентов: Варианты ответов Количество респондентов Структура респондентов (в % к итогу) Младше 18 лет 1 10% 18-25 лет 2 20% 26-55 лет 6 60% Старше 55 лет 1 10% Итого 10 100% 5. Количественная оценка спроса и выводы по итогам исследования Новые технологии приносят с собой новые сервисы, услуги, магазины. Интернет-магазины «наступают на пятки» рядовым розничным магазинам. Несмотря на то, что онлайн-продажи через интернет-магазины в России занимают пока лишь 5% от всей розничной торговли, эксперты отмечают о небывалых темпах роста в данном сегменте рынка. Раньше отечественные покупатели даже и представить не могли, что будут отовариваться, не выходя за пределы квартиры или офиса. Теперь же онлайн-магазины - отнюдь не диковинка. Здесь все по-настоящему: витрины, консультанты, гарантийные талоны, чеки и даже товарные корзины. Есть, правда, одно существенное и непоправимое отличие - в Сети продукцию нельзя понюхать и потрогать. Зато через Интернет можно купить все: от карандаша до автомобиля. Согласно прогнозу компании Euromonitor international, в России активность Интернет-продаж растет не по дням, а по часам. Объем рынка в 2011 году увеличился на 14%, перевалив за 150 млрд рублей. Так в результате проведенного мной исследования интернет магазины завоевали устойчивую аудиторию покупателей. Целый сегмент людей (большинство от 26 до 55 лет) предпочитает пользоваться именно этими сервисами в связи с тем, что они в первую очередь предоставляют возможность заказать и оплатить товары, не выходя из дома. Я считаю, что это закономерно. За этим направлением, будущее торговли. Но, без условно, для каждого продукта находится свой потребитель. И розничные магазины будут всегда иметь свою аудиторию. А пока мы можем говорить о том, что спрос на Интернет-магазины велик, такими услугами пользуются 70% опрошенных респондентов. Среднее количество покупок в год электротехники составило 2,8. Тогда рассчитаем спрос одного покупателя (Содного покупателя) который приобретает технику в Интернет - магазинах Содного покупателя= A х B Где А - среднее количество покупок электротехники в год во всех магазинах, В - количество покупателей из числа опрошенных, которые приобретают технику в Интернет - магазинах. Содного покупателя= 2,8 х 0.7 = 1,96 Рассчитаем общий спрос (С) покупателей, которые приобретают технику в Интернет - магазинах = Содного покупателя x Nсемей или С = Содного покупателя х Nлюдей / Ксемейности где: Содного покупателя - это спрос одного покупателя;семей - это количество семей;людей - это количество людей, проживающих в исследуемом месте; Ксемейности - это коэффициент семейности в исследуемом месте. C = 1,96 x Nсемей или С = 1,96 х Nлюдей / Ксемейности Рассчитаем общий спрос (С) покупателей, которые приобретают технику в Интернет - магазинах г. Москвы: С = 1,96 х Nлюдей / Ксемейности С = 1,96 х 12 000 000 / 3 = 7 840 000 анкета спрос розничный анализ Список использованных источников 1. Лекции по дисциплине Маркетинг Е.Г. Кухаренко 2. «Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине Маркетинг» Е.Г. Кухаренко . «Учебное пособие по дисциплине Маркетинг;» Е.Г. Кухаренко . Учебное пособие Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах; П.С. Завьялов Скачать архив (609.2 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |