Главная » Маркетинг |
Содержание Введение . Аналитический обзор литературы .1 Состояние потребительского рынка пива солодового .2 Виды экспертиз, проводимых таможенными лабораториями ФТС России .3 Классификация и характеристика пива солодового по ГОСТ, классификаторам и ТН ВЭД .4 Условия и режимы хранения товаров на таможенной территории 1.5 Способы и виды упаковки пива солодового .6 Правила приемки и методы отбора проб в соответствии с требованиями ГОСТ и приказом ФТС РФ №396 от 25.02.2011 2. Практическая часть 2.1 Перечень вопросов при экспертизе качества товаров .2 Анализ терминов и определений пива солодового .3 Оценка степени риска ввоза некачественных товаров . Экспериментальная часть 3.1 Идентификация информации на потребительской упаковке пива солодового в соответствии с требованиями технического регламента таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" и ГОСТ 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя .2 Органолептическая оценка качества образцов с целью идентификации пива .3 Установление номера позиции пива по ТН ВЭД по совокупности выявленных признаков Заключение Список использованной литературы Приложение Введение В мире производится огромное количество сортов и видов пива, подсчитать которые практически невозможно - по оценкам экспертов сегодня существует более 20000 сортов и 180 видов пива. Пиво - единственный алкогольный напиток, содержащий хмелевую горечь, которая активизирует выделение желудочного сока, подавляет нежелательное воздействие алкоголя в пиве. Перешедшие из хмеля в пиво активные вещества оказывают успокаивающее, болеутоляющее и гипнотическое действия, тормозят рост и размножение бактерий. Во всем мире пиво пользуется большим спросом у населения благодаря приятному вкусу, тонизирующему и жаждоутоляющему действию. Пиво, являясь слабоалкогольным напитком, во многих странах выступает соперником крепких алкогольных изделий. Рынок пива характеризуется интенсивным развитием и высокой конкурентностью. Поэтому чтобы обладать хорошей конкурентоспособностью производители должны выпускать пиво хорошего качества, отвечающее требованиям стандартов и показателям безопасности. Пиво хорошего качества должно иметь приятный вкус и аромат, хорошо пениться и удерживать слой пены, а также соответствовать физико-химическим нормативам. Актуальность выбранной темы состоит в том, что на пиво имеется повышенный спрос и в последнее время на рынках России появляется фальсифицированная продукция, которая подлежит анализу. Целью данной курсовой работы является изучение методики и проведение экспертизы качества пива. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: − рассмотреть основные понятия, цели и задачи экспертизы; − дать характеристику основным видам экспертиз; − изучить этапы проведения товарной экспертизы; дать характеристику общим сведениям и показателям качества пива; провести идентификацию и фальсификацию качества пива; изучить нормативные документы, используемые в экспертизе качества пива; изучить порядок и методы проведения экспертизы качества пива по органолептическим и физико-химическим показателям; Объект исследования курсовой работы пиво солодовое. Предметом курсовой работы является исследование товарной экспертизы групп однородной продукции. 1. Аналитический обзор литературы 1.1 Состояние потребительского рынка пива солодового Очередная волна исследования потребительских предпочтений на рынке пива, проведенная холдингом ROMIR Monitoring, показала, что пиво пьют 54% россиян. В Москве этот показатель равен 48% от числа опрошенных. При этом две трети потребителей отдают предпочтение пиву крепостью 3-4%о, пятая часть потребителей пьет легкое пиво. Крепкие сорта пива пользуются популярностью у 10%о потребителей напитка. В целом, участники опроса показали высокое знание марок пива как отечественных, так и зарубежных производителей. Лидирующие позиции в потреблении отдельных марок пива, как и прежде, занимают Балтика, Жигулевское, Клинское и Толстяк [12]. В июле 2012 года исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел очередную, восьмую волну исследования, которая касалась изучения потребительских предпочтений на рынке пива. Во всероссийском опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет и старше. Отдельно было проведено исследование среди москвичей (987 респондентов) с целью выявления значимых отличий в потреблении пива среди населения России в целом и жителей столицы, в частности. Результаты июльского всероссийского и московского исследований позволили в очередной раз сказать, что пиво пользуется особой популярностью среди россиян, - более половины взрослого населения страны (54%о) пьет пиво [7]. Исследование показало, что напиток одинаково популярен практически на всей территории России. Исключение составляет только Приволжский федеральный округ, где непьющих пиво несколько больше (56%), чем в среднем по выборке. А население Уральского федерального округа, наоборот, лидирует в его потреблении (62%). Следует отметить, что горожане относятся к пиву более лояльно и чаще его пьют, нежели жители сельской местности - 56% против 48%, соответственно [11]. Любителей пива значительно чаще можно встретить среди мужчин, из которых 2/3 пьют его, тогда как среди женщин доля пьющих составляет 30%. Среди непьющих пиво чаще встречаются респонденты старшей возрастной группы (60 лет и старше). По частоте потребления напитка население делится на две основные группы. Первая группа насчитывает почти половина потребителей этого напитка (46%), которые пьют его один или несколько раз в неделю. Вторую группу, которая насчитывает почти треть (31%) потребителей пива, формируют россияне, которые пьют пиво значительно реже - один или несколько раз в месяц [14]. Исследование показало, что лидером по частоте потребления напитка стал Уральский округ, где каждый четвертый (24%) поклонник пива пьет его как минимум один раз в день. Среди жителей столицы доля пьющих пиво несколько ниже, чем по России в целом - 48%. По частоте потребления пива результаты опроса москвичей повторяют данные по России в целом [13]. В сравнении с прошлой, декабрьской волной исследования, доля пьющих пиво увеличилась незначительно (с 50% по данным декабря 2011 года до 54% по данным июля 2012 года). Что же касается частоты употребления напитка, то можно отметить некоторое увеличение доли тех, кто пьет пиво один или несколько раз в день (с 6% до 14%), что, вероятно, объясняется традиционными сезонными изменениями в привычках потребления пива. Не произошло и значительных изменений в отношении выбора того или иного вида пива: по-прежнему лидирует обычное пиво (крепостью 3%-4%), которое выбирают 2/3 потребителей напитка. Июльская волна исследования показала, что чаще других его пьют жители мегаполисов (83%), реже - респонденты с низким уровнем образования и дохода [10]. Каждый пятый (22%) потребитель отдает предпочтение легкому пиву (до 3%), которое особенно популярно среди женщин (32%). 10% пьющих пиво россиян выбирают крепкое пиво (более 5%), что более характерно для мужского населения страны. Доля тех, кто пьет безалкогольное пиво, незначительна. Марка Балтика известна 86% пьющим пиво и является безусловным лидером по популярности среди как отечественных, так и иностранных марок. Этот брэнд более известен среди жителей Центрального и Северозападного округов, крупных городов, высокодоходной части населения. Реже других марку вспоминали респонденты с низким уровнем дохода, представители старшей возрастной группы (60 лет и старше). Каждый четвертый (26%) потребитель пива указал, что пьет именно Балтику чаще всего. Портрет тех, для кого марка Балтика является наиболее часто потребляемым пивом, повторяет портрет знающих эту марку [4]. Пиво Жигулевское знает 3/4 части опрошенного населения. Эту марку отличает от Балтики то, что она более популярна среди диаметрально противоположной группы населения. Ее чаще называли респонденты старшей возрастной группы, с низким уровнем дохода и образования, сельские жители. Жигулевское менее распространено среди населения Центрального и Северо-западного округов, мегаполисов. Эта марка находится на втором месте по частоте потребления - каждый пятый (21%>) опрошенный указал, что пьет его чаще всего. Марку Клинское, более популярную среди жителей мегаполисов, вспомнили 82% потребителей пива. По частоте потребления эта марка находится на третьем месте по популярности (15%). Чаще других его пьют россияне 18-24 лет. Марка Толстяк известна 75% пьющего пиво населения России. Каждый десятый (10%) пьет это пиво чаще всего, что более характерно для жителей Уральского и Сибирского федеральных округов [7]. Кроме уже перечисленных марок высокая узнаваемость была зафиксирована у таких марок, как Бочкарев, Сибирская корона, Золотая бочка, Белый медведь, Арсенальное, Старый мельник, Очаково, Miller, Ярпиво, Невское, Красный Восток - они известны от 56% до 70% населения. Каждый второй знает марки Bavaria, Пит, Сокол, Holsten, Tuborg, Efes, Carlsberg, Velkopopovicky Kozel, Corona. В рейтинге замеченности рекламы лидирующие позиции занимают марки Балтика (50%) и Клинское (42%). Далее с некоторым отрывом следуют марки Толстяк, Сибирская корона, Белый медведь, рекламу которых вспомнил каждый третий респондент. Третью группу марок в рейтинге знания рекламы составляют Золотая бочка, Бочкарев, Старый мельник -рекламу этих марок пива каждый четвертый опрошенный. Развитие пивоваренной отрасли и динамика российского рынка пива в 2010 году заметно отличались от других регионов Восточной Европы. Если рынки Украины, Казахстана и Беларуси начали выходить из депрессии, то в России начался новый виток спада, а российские пивоваренные компании существенно сократили продажи в натуральном и денежном выражении. Спад затянулся, поскольку на негативные последствия экономического кризиса наложилось резкое сокращение доступности пива. Причиной стал рост ставки акциза, которая с января 2010 увеличилась на 200% до 9 рублей за литр пива [13]. С одной стороны характер изменения розничных цен на пиво соответствовал изменениям цен на продукты питания, с другой стороны - был гораздо динамичнее. Если до середины 2011 года индекс цен на пиво примерно соответствовал росту цен в пищевой отрасли, то с августа 2012 заметно их опережал. Правда, на начальном этапе опережение можно было объяснить дефляцией на рынке продуктов питания. Но ввод в действие новой акцизной ставки привел к резкому росту розничных цен в период с января по май 2012 года [2,14]. Если сравнить отправную точку роста цен (октябрь 2009) и точку относительной стабилизации (июнь 2010), то розничная стоимость литра пива российского производства за это время увеличилась на 17% до 54,13 руб/л или на 7 руб. Несмотря на признаки поступательного восстановления российской экономики, быстрое увеличение цен на пиво на фоне существенно меньшей инфляции в секторе продуктов питания не осталось незамеченным российским потребителем. По официальным данным за первое полугодие 2010 года продажи пива в натуральном выражении сократились на 6% до 515 млн. дал. В денежном выражении рынок вырос на 9% до 265.8 млрд. руб. или на 20% до $8.83 млрд. Впрочем, этот рост был немногим больше разницы акцизных отчислений [8,11]. В сокращении рынка пива в первом квартале 2010 года также сыграла свою роль погода. Зима 2011-2012 годов на Европейской территории России, в Уральском регионе, Западной и Центральной Сибири была очень холодной и снежной. Однако, если сопоставить влияние сезонности для производства пива и минеральной воды, которая подвержена влиянию погодных условий еще больше чем пиво, то в 2014 году превалирующая роль роста акциза для пивного рынка будет очевидной. Оценки независимых исследовательских компаний подтверждают причины снижения, но говорят о большем сокращении рынка. Николай Мирошниченко, эксперт компании Nielsen, так комментирует ситуацию: На производственные показатели пивоваренных компаний в 2012 году существенное влияние оказал рост отгрузок дистрибуторам в конце 2011 года в преддверии повышения акцизов. Например, если принять за базу четвертый квартал 2010 года, то превышение отгрузок составило 17,8% (или 7,69 млрд. руб.), а превышение выпуска пива в натуральном выражении - 6% (или 13,8млн. дал), хотя рыночных предпосылок для такого роста не было. Даже если отнести эти избыточные объемы к началу 2010 года, то показатели все равно будут низкими, в связи с падением рынка пива. Так в первом квартале 2012 года выпуск пива по оперативным данным Росстата сократился на 21,7% (или на 47,3 млн. дал), а в денежном выражении отгрузки производителей упали на 28% (или 11,46 млрд. руб.) [11]. Данные о выручке в 2012 году по типам пивоваренных предприятий демонстрируют опережающий рост малых производителей. Значительная часть региональных компаний, согласно классификации Росстата относится к крупным предприятиям (более 250 человек работающих и выручка более 1000 миллионов рублей) и их нельзя отделить от компаний с федеральным масштабом деятельности. Но по оставшимся категориям наблюдается следующая динамика: Средние производители пива (101-250 чел. и выручка до 1000 млн. руб.) в 2012 году увеличили совокупную выручку на 33% до 3,932 млрд. руб. при этом их количество уменьшилось с 28 до 27. Малые предприятия (16-100 чел. и выручка до 400 млн. руб.) увеличили совокупную выручку на 21% до 2,111 млрд. руб., при этом их количество уменьшилось с 73 до 67. Наконец, микропредприятия (до 15 чел. и выручка до 60 млн. руб.) увеличили совокупную выручку на 6% до 705 млн. руб. что составляет 0,29%, при этом их количество выросло со 119 до 129. Очевидно, что на итоговые показатели производителей пива в 2012 году отрицательное влияние оказывал эффект сравнительно высокой базы конца 2011 года, когда дистрибуторам и розничным сетям направлялись избыточные объемы продукции. Кроме того, рост цен на сырье, безусловно, отразился на себестоимости и привел к новому витку роста розничной стоимости пива, которая заметно вырастет уже в конце 2013 - начале 2014 года. Этот процесс может частично нивелировать рост доступности пива, который происходит с улучшением покупательской способности [8]. 1.2 Виды экспертиз, проводимых таможенными лабораториями ФТС России Экспертиза - исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, технологии, экономики, торговли и др. Согласно ст.143 Таможенного Кодекса Таможенного союза существуют следующие виды таможенных экспертиз: . В целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость. . В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов (экспертов) назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза. Единоличная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая таможенным экспертом (экспертом) единолично. Комиссионная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) одной специальности. При разногласиях между таможенными экспертами (экспертами) каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение таможенного эксперта (эксперта). Комплексная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы исследования на основе использования знаний различных специальностей, в пределах компетенции таможенных экспертов (экспертов). Каждый таможенный эксперт (эксперт) подписывает ту часть заключения таможенного эксперта (эксперта), по которой проводил таможенную экспертизу. . Таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную. Первичная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов. Дополнительная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, назначаемая по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство дополнительной таможенной экспертизы поручается тому же или другому таможенному эксперту (эксперту). Повторная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта (эксперта) по результатам первичной и (или) дополнительной таможенных экспертиз. Повторная таможенная экспертиза поручается комиссии, состоящей из 2 (двух) и более таможенных экспертов (экспертов), за исключением таможенного эксперта (экспертов), проводившего (проводивших) первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы. Таможенные эксперты (эксперты), проводившие первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы, могут присутствовать при проведении повторной таможенной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в исследовании и составлении заключения таможенного эксперта (эксперта) они не участвуют. Порядок проведения повторной таможенной экспертизы на таможенной территории таможенного союза определяется решением Комиссии таможенного союза. При проведении дополнительной и повторной таможенных экспертиз таможенному эксперту (эксперту) в обязательном порядке представляются результаты первичной таможенной экспертизы [11]. Экспертиза служит эффективным средством повышения качества выпускаемых товаров и совершенствования их ассортимента. Она выступает как специфический вид деятельности, связанной с проведением анализа и оценки потребительского качества товара с использованием экспертных методов на основе исследований и учета результатов испытаний. Как и любой вид деятельности, экспертиза имеет свою структуру, включающую несколько основных компонентов субъект, объект, критерии, методы, процедуру и результат. Экспертизу потребительских свойств товаров проводят квалифицированные специалисты-эксперты, организованные в экспертные комиссии. Эксперты должны хорошо знать исследуемые группы товаров, иметь опыт работы по оценке их качества. Составляющие экспертизы: субъект, объект, критерии, методы, процедура и результат. Субъект экспертизы - это эксперт или группа экспертов. Эксперты товарной экспертизы должны быть специалистами по исследуемым группам товаров. Объектом экспертизы являются потребительские свойства товаров, проявляющиеся при их взаимодействии с человеком-потребителем в процессах потребления [8]. Экспертизу пива проводят по показателям, объединенным в четыре группы: в первую группу входят показатели: внешнее оформление, внешний вид (прозрачность, наличие посторонних включений); во вторую - объемная доля этилового спирта, экстрактивность начального сусла, кислотность, цвет, стойкость (определяют только на предприятии изготовителя); в третью - вкус и аромат; в четвертую- объем продукции [12]. 1.3 Классификация и характеристика пива по ГОСТ, классификаторам и ТН ВЭД Согласно ГОСТ 51 174-98 "Пиво. Общие технические условия", в России вырабатывается пиво двух типов - светлое и темное, которые различаются по цвету, вкусу, аромату и применяются различные технологии (приложение А). Светлое пиво производят с использованием светлого солода, который получают высушиванием проросшего ячменя в течение 16 ч при постепенном повышении температуры с 25-30 до 75-80 °С. В готовом виде светлый солод имеет светлую окраску, сладковатый вкус, солодовый аромат [14]. Темное пиво вырабатывают из темного солода, который получают из проросшего зерна путем высушивания его в течение 24-48 ч при температуре 105 °С в конце процесса сушки. Этот солод имеет коричнево-желтую окраску; диафарина - высокоферментативного солода, который получают при наиболее мягком температурном режиме, постепенно возрастающем до 50-60 °С, в условиях хорошей вентиляции. Такой солод имеет светлую окраску; карамельного солода, который по окраске делят на светлый, средний, темный [1]. По массовой доле сухих веществ в начальном сусле пиво подразделяют на следующие группы: для светлого (от 8% до 20%); для темного (от 12% до 21%); Пиво с малым содержанием алкоголя имеет массовую долю сухих веществ начального сусла (плотность) до 5 %, со средним - до 12 %, крепкое - свыше 14 %. По способу обработки пиво делят на непастеризованное и пастеризованное, которое проходит термическую обработку [11]. Отечественное производство пива включает светлые и темные сорта. К светлым сортам относятся Жигулевское, Невское, Солодов, Сибирская корона, Три медведя, Три толстяка и т.д. К темным - Балтика-7, Красный Восток, Медовое и т.д. Двойное золотое пиво с солодовым вкусом и хмелевым ароматом готовят из 15%-го сусла. Оригинальные сорта пива готовят из 50%-го солода 6-8 месячного хранения. Пиво этих сортов разливают в бутылки вместимостью 0,33л [5]. Для приготовления темных сортов пива пользуются темным ячменным солодом, но применяют и светлые сорта солода с добавкой жженого и карамельного солодов. Портер - это сорт пива с солодовым ароматом, винным привкусом (5% алкоголя) и хмелевой горечью. На 1 дал Портера расходуется 30,82 кг светлого солода, 0,46 кг карамельного солода, 0,19 кг жженого солода, 0,01 кг сахарного колера и 40-50 г хмеля. При фильтровании ервое сусло. В отделении дображивания пиво выдерживают 60 сут и 10 сут в бутылках. На одних заводах портер получают путем верхового, а на других - низового брожения [15]. В последнее время повысился спрос на низкоалкогольное пиво с низким содержанием спирта, особенно в странах, где оно является традиционным, широко распространенным напитком. Этот факт связан главным образом с резким увеличением количества автомобилей, поскольку в большинстве стран совсем запрещено или сильно ограничено потребление пива водителями. При производстве диетического и диабетического пива предъявляются повышенные требования к качеству используемого сырья и главным образом к точному соблюдению технологии. В основе производства - получения сусла с наибольшим содержанием сбраживаемых веществ, чтобы количество остающихся после брожения отягощающих сахаридов было как можно меньше, однако не ниже установленного предела для готового пива этого сорта (в Чехословакии этот предел установлен 0,75 % мае. %) [9]. Сегодня большое внимание уделяется производству пивных концентратов. Их можно вырабатывать в период пониженного сбыта пива и хранить очень долго; в период повышенного спроса на пиво их разбавляют водой, карбонизируют и выпускают как обычное пиво. Пивные концентраты пригодны также для экспорта. При производстве концентратов готовое пиво освобождают от воды вымораживанием или специально отработанной вакуумной дистилляцией. Оба способа связаны с определенными потерями экстракта и спирта. 1.4 Условия и режимы хранения пива на таможенной территории Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами. В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур: ) выпуск для внутреннего потребления; ) экспорт; ) таможенный транзит; ) таможенный склад; ) переработка на таможенной территории; ) переработка вне таможенной территории; ) переработка для внутреннего потребления; ) временный ввоз (допуск); ) временный вывоз; ) реимпорт; ) реэкспорт; ) беспошлинная торговля; ) уничтожение; ) отказ в пользу государства; ) свободная таможенная зона; ) свободный склад; ) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами). Согласно ст. 203 ТК ТС выбор и изменение таможенной процедуры производится: . По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом и законодательством государств - членов таможенного союза. . Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно ст. 204 днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом. Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур: . Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза, проводится таможенными органами того государства - члена таможенного союза, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой, в порядке, установленном настоящим Кодексом. . Таможенный контроль в отношении товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, находящихся на территории иного государства - члена таможенного союза, чем то государство, таможенным органом которого выпущены товары, проводится в соответствии с главой 17 настоящего Кодекса. Согласно ст. 207 ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. В случае изъятия товаров, помещенных под таможенную процедуру, либо наложения ареста на такие товары в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза действие таможенной процедуры в отношении этих товаров приостанавливается. Если принято решение об отмене изъятия товаров либо наложения на них ареста, действие таможенной процедуры возобновляется. При возобновлении действия таможенной процедуры проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящим разделом, за период приостановления действия таможенной процедуры не начисляются и не уплачиваются. При конфискации или обращении в собственность государства по решению суда товаров, помещенных под таможенную процедуру, действие таможенной процедуры в отношении этих товаров прекращается, а конфискованные или обращенные в собственность государства иностранные товары приобретают статус товаров таможенного союза. Если привлечение лица к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза связано с несоблюдением им таможенной процедуры и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения данной таможенной процедуры, действие таможенной процедуры должно быть завершено в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения по привлечению лица к ответственности [12]. 1.5 Способы и виды упаковки пива и условия его хранения Самый распространенный вид упаковки пива - стеклянная тара. Один из наиболее востребованных современностью упаковочных материалов - гофрокартон, который получил широкое применение в качестве групповой и транспортной упаковки для пива. Пиво разливают на механизированных или полностью автоматизированных линиях в стеклянные или полиэтиленовые бутылки, металлические банки, бочки и другие виды тары, разрешенные органами Минздрава РФ [8]. На бутылки с пивом наклеивают этикетки с указанием товарного знака, наименования предприятия-изготовителя, вместимости бутылки, даты розлива, обозначения стандарта, содержания алкоголя, сорта пива [2]. Пиво должно выпускаться в продажу в пивных, чисто вымытых бутылках оранжевого или темно-зеленого цвета емкостью 0,5 и 0,33 л или в герметических, хорошо вымытых, осмоленных внутри деревянных бочках. Емкость бочек, предназначенных для торговой сети, не должна превышать 100 л, и наполняться они должны на 99,5%. Для производственно-сбытовых баз пиво может выпускаться в бочках вместимостью более 100 л [1]. На месте продажи пиво из бочек и изотермических автоцистерн разливают в пивные бокалы и кружки под давлением углекислоты. Среднее наполнение 10 бутылок должно соответствовать их номинальной емкости с отклонением ±3%. Бутылки с пивом должны герметично укупориваться кроненпробкой с прокладкой из цельнорезаной корковой пробки, или прессованной пробки с диском из алюминиевой фольги или полимерной пленки, или полимеров, разрешенных Министерством здравоохранения РФ и не пропускающих углекислого газа, а также из пищевой резины [3]. В отдельных случаях допускается укупорка бутылок с пивом кроненпробкой с прокладкой из прессованной пробки без диска. Бутылки с пивом упаковывают в открытые дощатые ящики многооборотные для бутылок с пищевыми жидкостями, или ящики из гофрированного картона. Бутылки с пивом маркируют путем наклейки на каждую бутылку этикетки с указанием: а) товарного знака или наименования предприятия-изготовителя или базы (в случае розлива на базе); б) наименования пива; в) емкости бутылки; г) даты розлива; д) номера настоящего стандарта. Пастеризованное пиво должно иметь на этикетке дополнительную надпись "Пастеризованное". Кроме того, на каждой бутылке с пивом должно быть обозначение розничной цены. Деревянные бочки должны иметь выжженные на дне надписи: а) товарный знак или наименование предприятия-изготовителя; б) емкость в литрах; в) номер бочки (первая цифра должна означать квартал последнего измерения емкости бочки, вторая и третья - год этого измерения, а остальные - инвентаризационный номер бочки) [2]. Такие же обозначения должны иметь алюминиевые бочки и изотермические цистерны [1]. Кроме того, на бочках и цистернах должны быть наклеены этикетки с указанием: а) наименования предприятия-изготовителя; б) наименования пива; в) даты розлива; г) номера настоящего стандарта. При перевозках железнодорожным, морским, речным или воздушным видами транспорта на бочках с пивом указывают вес брутто [13]. Бутылочное и бочковое пиво должно храниться при температуре не ниже 0 и не выше 12°С. Пиво в бутылках должно храниться в затемненном помещении. Если при соблюдении указанных условий хранения в пиве появляется помутнение или хлопьевидный осадок до истечения гарантийного срока, предприятие-изготовитель обязано заменить некачественное пиво доброкачественным. Пиво транспортируют в железнодорожных вагонах или в закрытых автомашинах, в том числе авторефрижераторах. Допускается транспортирование ящиков с бутылками пива в открытых автомашинах с укрытием их брезентом или другой плотной тканью. Транспортирование пива по железной дороге производят в соответствии с правилами перевозок, утвержденными Министерством путей сообщения в установленном порядке [10]. Транспортирование пива в торговые точки, оборудованные стационарными емкостями, производят в изотермических автоцистернах. Пиво транспортируют всеми видами транспорта - железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным. При транспортировании ящики с бутылками должны быть защищены от света и низких температур. Условия и сроки хранения и транспортирования. Хранят пиво в затемненных помещениях при температуре 2-5 °С. Срок годности устанавливает предприятие-изготовитель [8,10]. .6 Правила приемки и методы отбора проб пива. Методы, используемые при проведении товарной таможенной экспертизы пива Отбор проб пива осуществляют в соответствии с ГОСТ 12786 - 80 "Пиво. Правила приемки и методы отбора проб". Пиво принимают партиями. Партией считают количество пива одного наименования, в однородно потребительской или транспортной таре, одной даты розлива, оформленное одним документом о качестве [2]. Допускается вместо выдачи документа о качестве на сопроводительной документации ставить штамп ОТК с указанием, что партия пива соответствует требованиям нормативно-технической документации. При приемке пива проводят проверку качества упаковки и правильность маркировки потребительской и транспортной тары на соответствие требованиям нормативно-технической документации. Проверку качества пива на соответствие требованиям нормативно-технической документации проводят по показателям качества пива. Показатели качества пива приведены в таблице 1. Таблица 1 - Показатели качества пива Наименование показателя Обозначение группы Внешнее оформление, внешний вид(прозрачность, наличие посторонних включений) 1 Массовая доля двуокиси углерода, высота пены и пеностойкость 2 Массовая доля спирта, сухих веществ в начальном сусле, кислотность, цвет, стойкость 3 Вкус и аромат 4 Объем продукции 5 Объем выборки проб для определения качества пива приведен в таблице 2. Таблица 2 - Объем выборки Объем партии пива, бутылок Объем выборки, бутылок От 151 до 1200 включительно 5 От 1201 до 10000 8 От 10001 до 35000 8 От 35001 до 500000 13 От 500001 и выше 13 Из выборки указанной таблице 2 для стойкости берут 2 бутылки, для контроля группы 4-2 бутылки. Оставшееся в выборке пиво сливают в один сосуд, тщательно перемешивают и проводят контроль группы 3. Из каждой единицы выборки, отбирают не менее двух точечных проб, из каждой бочки - четыре точечные пробы объемом по 500 см3 в чистые сухие бутылки вместимостью 500 см3. Для определения высоты пены и пеностойкости берут одну бутылку, стойкости - 2 бутылки. Оставшееся пиво сливают в один сосуд, тщательно перемешивают и проводят контроль групп 1, 3, 4. Точечные пробы отбирают при помощи разливного или пробного крана. Для устранения вспенивания и связанных с этим потерь двуокиси углерода налив следует осуществлять через шланг (внутренний диаметр 5-7 мм, длина 1 м), скрученный в виде спирали диаметром 30-35 мм, заканчивающийся стеклянной трубкой, конец которого опускают до дна бутылки. После налива бутылки с пивом немедленно укупоривают кроненпробкой. Отбор проб для контроля стойкости следует проводить в соответствии с методами отбора проб для микробиологического анализа по ГОСТ 26668 "Продукты пищевые и вкусовые. Методы отбора проб для микробиологических анализов" [3]. Торговая маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенный продавцом на ценники, товарные и кассовые чеки, упаковку и товар. Маркировка потребительской упаковки пива согласно ГОСТ Р 51074-2003 "Информация для потребителя" содержит следующие данные: наименование предприятия-изготовителя; наименование пива; дата розлива; дата отбора пробы; количество пива, от которого отобрана проба; фамилии и должности лиц, отобравших пробу [4]. 2. Практическая часть 2.1 Перечень вопросов при экспертизе качества товаров Таможенная экспертиза - организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования. Таможенный эксперт - должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы. Заключение таможенного эксперта (эксперта) - документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза; Согласно ст. 138 таможенная экспертиза может назначаться: . Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. . Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций [5]. Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта). Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган. В решении также указывается о предупреждении таможенного эксперта (эксперта) об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) [6]. В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в следующих случаях: ) недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы; ) ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы; ) несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы; ) отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы; ) в иных случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза. Отказ в проведении таможенной экспертизы оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу. Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза. Порядок проведения таможенной экспертизы определяется решением Комиссии таможенного союза. Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза. Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза. Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается: в случае наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов; в иных случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза. По результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта (эксперта). Таможенный эксперт (эксперт) вправе: ) знакомиться с материалами, относящимися к проведению таможенной экспертизы; ) привлекать с согласия таможенного органа других таможенных экспертов (экспертов) к производству таможенной экспертизы; ) отказаться в течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения материалов для таможенной экспертизы от проведения таможенной экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию; ) запросить в письменной форме в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения материалов для таможенной экспертизы дополнительные материалы, необходимые для проведения таможенной экспертизы; ) получать необходимые для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта) материалы и документы, в том числе пробы и образцы для исследования; ) уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными познаниями и компетенцией; ) использовать научно-техническую информацию из опубликованных специальных и иных источников; ) использовать результаты собственных испытаний и исследований и (или) результаты исследований проб и образцов, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями; ) участвовать в проведении таможенного контроля. Таможенный эксперт (эксперт) обязан: ) знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе; ) включать в заключение таможенного эксперта (эксперта) выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы; ) проводить исследования представленных на таможенную экспертизу проб и образцов при соблюдении их допустимости и достоверности, представлять заключение таможенного эксперта (эксперта) на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований; ) не разглашать сведения, полученные в результате проведения таможенной экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза; ) соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей таможенный эксперт (эксперт) несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза[5]. 2.2 Анализ терминов и определений пива солодового Виды продуктов пивоварения: 1. ПИВО: пенистый напиток, полученный из пивоваренного солода, хмеля и/или хмелепродуктов и воды с применением или без применения зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов в результате брожения пивного сусла, содержащий этиловый спирт, образовавшийся в процессе брожения сусла. Примечание - Пиво должно быть приготовлено без добавления этилового спирта. . БЕЗАЛКОГОЛЬНОЕ ПИВО: пиво с объемной долей этилового спирта не более 0,5%. . СПЕЦИАЛЬНОЕ ПИВО: пиво, полученное в результате брожения пивного сусла из солода и/или зернопродуктов, пивоваренного хмеля и/или хмелепродуктов или из пива без его переработки, изменяющей органолептические и физико-химические показатели пива, с применением сахаросодержащих продуктов, и/или плодово-ягодного и растительного сырья, и/или продуктов их переработки, и/иливкусоароматических добавок. Примечания . Специальное пиво должно быть приготовлено без добавления этилового спирта. . Содержание пива в специальном пиве должно быть не менее 80% об. . НЕОСВЕТЛЕННОЕ ПИВО; . ОСВЕТЛЕННОЕ ПИВО; . НЕФИЛЬТРОВАННОЕ ПИВО; . ФИЛЬТРОВАННОЕ ПИВО; . ПАСТЕРИЗОВАННОЕ ПИВО: пиво, полученное в результате его тепловой обработки, обладающее повышенной биологической стойкостью. Примечание - Пастеризованное пиво является нескоропортящимся пищевым продуктом. . ЗЕРНОПРОДУКТЫ (в пивоварении): несоложеное зерно и продукты его переработки, применяемые для получения пива. . ПИВОВАРЕННЫЙ ЯЧМЕНЬ: ячмень определенных сортов с нормированными показателями, используемый для приготовления пивоваренного солода и пива. . ПИВОВАРЕННЫЙ СОЛОД: солод, полученный из пивоваренного ячменя или пшеницы. Примечание - Под солодом понимают продукт, полученный из зерна злаковых культур в результате его замачивания, проращивания и сушки. . СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПИВОВАРЕННЫЙ СОЛОД: пивоваренный солод, полученный с применением специальных режимов обработки. Примечание - К специальным режимам обработки относят термическую обработку предварительно увлажненного или неувлажненного солода, томление и т.п. . ВЫДЕРЖАННЫЙ ПИВОВАРЕННЫЙ СОЛОД: пивоваренный солод, подвергнутый выдержке в течение заданного интервала времени. . КОНЦЕНТРАТ ПИВНОГО СУСЛА (Нрк. *солодовый экстракт*): продукт, полученный путем концентрирования пивного сусла. . СОЛОДОВЫЙ ЭКСТРАКТ: продукт, полученный путем экстрагирования и концентрирования раствора экстрактивных веществ из пивоваренного солода и злаковых культур. . ПИВОВАРЕННЫЙ ХМЕЛЬ: высушенные шишки хмеля, применяемого в пивоварении. . ХМЕЛЕПРОДУКТ: продукт, полученный в результате переработки пивоваренного хмеля. . ГРАНУЛИРОВАННЫЙ ХМЕЛЬ: хмелепродукт, полученный из высушенных и размолотых шишек пивоваренного хмеля, сформированных в виде гранул. . ПИВНЫЕ ДРОЖЖИ (Нрк. *пивоваренные дрожжи*): дрожжи определенных рас, применяемые для брожения пивного сусла. . СЕМЕННЫЕ ПИВНЫЕ ДРОЖЖИ: пивные дрожжи, осевшие после брожения пивного сусла и предназначенные для повторного внесения в пивное сусло. . ЗАТОР (в пивоварении): смесь дробленых зернопродуктов с водой. . ПИВНОЕ СУСЛО: водный раствор водорастворимых сухих веществ, извлеченных из сырья, применяемого для получения пива. . НАЧАЛЬНОЕ ПИВНОЕ СУСЛО: пивное сусло, в которое вносятся семенные дрожжи. . МОЛОДОЕ ПИВО: пиво, полученное в результате главного брожения пивного сусла. Судя по терминам и определениям пивоваренной продукции можно скачать, что виды продуктов переработки пива разнообразны, сырье и полуфабрикаты многочисленны. .3 Оценка степени риска ввоза некачественных товаров Фальсификация - действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью[24]. Фальсификация пива была впервые отражена в своде законов царя Хаммурапи (1,5 тыс. лет до н.э.). В Баварии в 1516 г. был принят закон о чистоте пива - "Заповедь чистоты" (Rcinheitsgebot), запрещающий использовать при изготовлении пива какие-либо другие компоненты, кроме солода, хмеля, дрожжей и воды. Не допускалась и считалась фальсификацией даже частичная замена солода на несоложеные материалы [9]. Недобросовестные пивовары часто заменяли хмель на другие растения (полынь, ромашку, белену, дурман, алоэ), ячменный солод - на картофельный крахмал, пшеничную или кукурузную муку, добавляли в пиво бычью желчь, древесную труху и даже кости казненных преступников (для придания остроты). Все это приводило к тяжелым болезням и летальным исходам. Меры наказания за подобные злодеяния были весьма суровыми - провинившихся пивоваров сжигали на костре, вздымали на дыбе, назначали пожизненное заключение. Многие положения этого закона до сих пор сохраняют юридическую силу для пивоваров Германии [10]. Однако в других странах требования к сырью и технологии производства пива в настоящее время стали значительно менее жесткими. Например, недавно финские пивовары удивили мир, сообщив, что они придумали, как варить "быстрое" пиво за 30 часов, используя для этого опилки персикового дерева. В некоторых странах варят молочное, кофейное и даже никотиновое пиво. Для повышения стойкости пива в него добавляли салициловую и борную кислоты, буру, сернисто-кислый кальций и др. Для осветления пива применяли серную кислоту или се смесь с квасцами. Для маскирования дефектов вкуса, а также для образования густой и устойчивой пены добавляли глицерин[11]. В практике современного российского пивоварения действующей нормативной и технической документацией допускается использование несоложеных материалов (ячменя, крупы рисовой и кукурузной и др.), вкусовых и ароматических добавок, вспомогательных материалов, разрешенных Минздравом России. Основными причинами фальсификации пива являются высокая себестоимость основного сырья (солода, хмеля), большая продолжительность технологического цикла производства (от 7 до 90 суток и более). Поэтому многие способы фальсификации пива направлены на удешевления сырья и сокращение продолжительности наиболее длительных технологических операций (основного брожения, дображивания и созревания). Фальсификация может осуществляться на стадии технологии изготовления (технологическая) либо подготовки пива к продаже (предреализационная). Предреализационная фальсификация наиболее характерна при реализации в розлив пива в кегах, бочкового пива или пива, находящегося в изотермических резервуарах. Грубые способы ассортиментной фальсификации пива (замена пива на подкрашенные водные растворы йода, чая и др.) в настоящее время не встречаются. Самым распространенным способом является выпуск контрафактной продукции. Объектами контрафакта становятся достаточно популярные пивные бренды: "Staropramen", "Velkopopovicky Kozel", "Efes Pilsner", "Holsten", "Warsteiner" и др. Подделка осуществляется путем переклеивания этикеток, имитации фирменного стиля [16]. К способам квалиметрической фальсификации пива относят разбавление его водой, недовложение или замену наиболее ценных компонентов на более дешевое сырье, нарушение технологических режимов производства. Разбавление пива водой может осуществляться на разных этапах товародвижения. При использовании для этих целей водопроводной воды с низкой степенью очистки фальсифицированное пиво может стать причиной возникновения пищевых токсикоинфскций разной степени тяжести. Для корректировки цвета разбавленного пива иногда используют сахарный колер, чайные настои, для восстановления пенообразующей способности и повышения пеностойкости - глицерин, синтетические моющие средства (стиральные порошки), экстракт мыльного корня или поверхностно-активные вещества (ПАВ). В последнем случае фальсифицированное пиво может вызвать тяжелые пищевые отравления. Следствием разбавления бутылочного пива могут быть нарушенная герметичность укупоривания, деформация укупорочных средств (крышек, колпачков и др.). Рецептурный состав чаще всего изменяют путем полной замены солода на несоложеные материалы либо увеличением доли несоложеных материалов в составе сусла (для большинства сортов пива доля несоложеных материалов не должна превышать 50 % общего состава сусла), а также уменьшением массовой доли хмеля в составе сырья. Подобные нарушения рецептуры также негативно отражаются на органолептических показателях пива - Во вкусе недостаточно выражены солодовые тона, хмелевая горечь, аромат слабый, пена отличается низкой стабильностью. Одним из главных нарушений технологии производства является сокращение продолжительности основного периода брожения, а также периода дображивания. Для этих целей используют температурную обработку сусла, сульфитацию, пропускание бродящего пива через обеспложивающие фильтры, введение ингибиторов брожения (консервантов). Низкую естественную насыщенность пива диоксидом углерода "исправляют" путем искусственного насыщения (сатурации). Основными признаками не добродившего пива являются низкий уровень органолептических свойств (прежде всего рыхлая, быстро оседающая пена), высокое значение рН (около 5,0), высокое содержание диацетила и ацетона, низкое содержание сложных эфиров. На стадии реализации бочкового пива или пива, находящегося в изотермических резервуарах, в случае его скисания для маскирования этого дефекта в пиво могут добавлять различные раскислители - соду, гашеную известь (поташ), соли аммония [10]. Основным способом количественной фальсификации пива является недолив. Этот способ характерен для разных видов упаковки пива (бочек, бутылок, банок и др.), но чаще всего встречается при реализации пива в розлив. Скачать архив (1.14 Mb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |