Главная » Литература |
Введение Каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя слово «Родина». Но в начале пути у каждого из нас есть своя, малая родина, та, с которой начинается любовь. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэты и писатели, повествуя о любви к родине, помогают раскрывать в людях их лучшие качества: чувство долга и ответственности, благородства и терпимости, учат добру, чести и справедливости. Особенно значимыми для меня стали стихи моей бабушки Любови Николаевны Петуховой, потому что за каждой ее строкой - ценнейший опыт учителя и поэта. На страницах пока единственной ее книги, раскрывается удивительная, глубокая и любящая душа русской женщины. Предстает перед нами такая знакомая и в то же время незнакомая русская глубинка (деревня), завораживает игра красок «земли вятской». Оказывается удивительные, умные и талантливые люди живут рядом с нами. Нужно только внимательнее всмотреться в лица своих близких. Именно такой человек моя бабушка - Любовь Николаевна Петухова. Темы ее стихотворений самые разные: о дружбе и верности, о любви, о семье, о памяти, в своих стихах она затрагивает нравственные вопросы сегодняшнего дня. Но наиболее актуально, как нам кажется, звучит сегодня тема малой родины, тема русской деревни. Когда-то известный писатель-деревенщик Виктор Астафьев сказал: «Мы отпели последний плачь - человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали ее одновременно. Как говорится, восплакали хорошо, на достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревни, нашего крестьянства. Но это кончилось…». В своей работе я попытаюсь показать, что есть еще в русской глубинке поэты, которые и воспевают русскую деревню, и плачут по ней. Для которых малая родина, деревня - это место, где «России живет душа». Объектом моего исследования стало творчество Любови Николаевны Петуховой, педагога Утмановской средней школы и известного в Кировской области поэта. Предметом исследования - подборка стихов Любови Николаевны Петуховой, посвященных ее малой родине. Цель моей работы: рассмотреть как раскрывается тема малой родины в творчестве Любови Николаевны Петуховой. Достижение цели предполагает решение следующих задач: . Провести социологический опрос на форуме в Интернете, чтобы узнать, как понимают выражение «Малая родина» наши современники. . Собрать информацию о малой родине Л.Н. Петуховой. . Побеседовать с дочерью Л.Н. Петуховой (моей мамой), с дедушкой (А.Н. Петуховым), с учителями - коллегами моей бабушки для того, чтобы собрать о ней сведения. . Исследовать лирику Л.Н. Петуховой, выяснить какое место в ней занимает тема «Малой родины». . Изучить отзывы, статьи, посвященные творчеству моей бабушки, вышедшие в печатных изданиях в последние годы. . Проанализировать лирику, посвященную родной деревне поэта, выявить ее особенности. Для решения поставленных задач использовался эмпирический метод, описательный, реализованный в приемах анализа, сравнения и систематизации материала. 1. Родилась Любовь Николаевна 8 февраля 1948 года в многодетной семье. Детство прошло в Деревне Страшково Подосиновского района Кировской области. С 6 класса Любовь Николаевна мечтала продолжить учительскую династию и стать преподавателем французского языка. Уже в юности стала сочинять стихи. Удивила всех педагогов своей школы, написав выпускное сочинение в стихах. После школы Любовь Николаевна, не смотря на очень большой конкурс, поступила в Кировский педагогический институт на факультет иностранных языков. Учиться в институте было очень трудно. Вдали от дома, от родителей, в незнакомом городе. Жила вместе с сестрой, которая была студенткой 3 курса естгеофака, спали с ней на одной кровати, носили одну одежду на двоих. Но Любовь Николаевна не унывала, она всегда очень серьезно готовилась к занятиям, как говорят, постоянно зубрила, чтобы получать хотя бы небольшую стипендию. После окончания института по распределению попала в среднюю школу поселка Пинюг родного района, и 8 лет преподавала там французский и немецкий языки. Там же произошла самая важная встреча в ее жизни с будущим мужем - учителем физкультуры А.Н. Петуховым. В Пинюге родились дети - дочь и сын. Через некоторое время по совместному желанию семье переехала на родину, и Петуховы перешли работать в родную школу. Но место учителя иностранного языка в этой школе было занято, и Любови Николаевне предложили преподавать историю. Было очень непросто - новый предмет, меняющееся отношение к истории государства. Любовь Николаевна очень много читала, подолгу готовилась к занятиям. И ее уроки были всегда потрясающими, они проходили в нестандартной форме, а, например, как передача «Что? Где? Когда?». Много новых и занимательных способов придумывала Любовь Николаевна для того, чтобы дети полюбили предмет, с желанием и усердием его изучали. Вот что вспоминает ее дочь, Черезова Ирина Александровна (моя мама): «Даты мы запоминали через игру «Рыбалка». На рыбках с магнитиками были даты, или названия событий; мы удочкой вытягивали рыбку и отвечали на вопрос. А еще, помню, мама проводила исторический кружок, который назывался очень литературно и поэтично «Алый парус». Сколько там было дискуссий и баталий!» В школьном кабинете силами детей Любовь Николаевна собрала школьный музей. Будучи по образованию учителем французского языка, моя бабушка 17 лет преподавала историю. И ее уроки, по воспоминаниям учеников, были очень интересными. Кроме учительской деятельности Любовь Николаевна Петухова активно занималась общественной работой. Она была депутатом сельского совета, ходила по деревням своего округа, помогала пожилым людям в решении разных вопросов. С детства моя бабушка не расстается с поэзией, но, по ее словам, она никогда не сидит над стихами. Они рождаются свыше, сами складываются в строчки. До сих пор любое свое стихотворение может прочитать по памяти. Любовь Николаевна очень интересный человек, ее часто приглашают на встречи с жителями разных районов для того, чтобы почитать свои стихи. Ее творчество любят и знают. В настоящее время Любовь Николаевна Петухова (моя бабушка) продолжает работать в родной школе, она преподает французский язык. 2. Малая родина Л.Н. Петуховой Своё название село получило от местности. Центром Утмановской волости был городок Сосновец, стоявший невдалеке от впадения реки Ёнталы в реку Юг. Округа места впадения носила название « Утманово », образованное от "утока", "уток" в значении устье, «мань» - малый, маленький. Впервые Утманово упоминается в договорных грамотах Василия III в 1511 году. 3. Что такое "Малая Родина"? Что значит для вас это выражение? Прежде чем приступить к анализу лирики, посвященной малой родине, мы решили узнать какой смысл вкладывают в это понятие наши современники. Взрослые и совсем юные. С этой целью мы разместили на форуме в Интернете следующие вопросы: 1. Что такое "Малая Родина"? 2. Что значит для вас это выражение? Люди с желанием и интересом откликнулись на эту тему. Ниже мы приводим наиболее часто встречающиеся ответы и размышления: · Город, где родился. Место, где твой дом. · Для меня "Малая Родина"-это село где прошло моё детство и юность. · Это место, по которому ты больше всего скучаешь, находясь за рубежом, и не важно там ли ты родился, для меня это место, где я училась в школе и прошло детство · Там, где прошло детство. 4. Малая родина в стихах Любови Николаевны Петуховой Читая сборник стихов моей бабушки, я удивлялся тому, что в большинстве ее стихов, написанных на разные темы, так или иначе затрагивается тема родины. «Истинный, не показной патриотизм, боль и тревога за свою малую родину и судьбы земляков - отличительная черта творчества Л.Н. Петуховой», - пишет в своем отзыве на книгу Надежда Мохина, член Союза писателей России, руководитель литературного объединения «Родник». «Плачет деревня» - так называется глава в поэтическом сборнике Л.Н. Петуховой, которая объединяет стихи, посвященные малой родине. Обратимся к стихотворению, давшему название этой главе. Плачет деревня прогнившими крышами, Плачет проемами окон пустых. Детского смеха и песен не слышала, Слишком давно нету ликов святых. В сутних углах темнота и тенета, Русские печи давно холодны. Та, где на входе стояли ворота, Мохом покрытые бревна видны. В центре деревни журавль у колодца, Словно взлететь собирается ввысь. Что же вы, люди? Хоть кто-то вернется? Может, еще здесь появится жизнь? Но… тишина, даже ветер-гуляка Больше не пляшет здесь и не поет, Родина малая! Грустно… Однако, Кто нам поверит, простит и поймет?! Плачет деревня. Название стихотворения построено на олицетворении. Этот художественный прием лежит в основании самого поэтического текста. Деревня - живое существо. Поэтому все в ней живое: и «журавль у колодца/ Словно взлететь собирается ввысь», и «ветер - гуляка», и холодные русские печи, и ворота, и даже темнота и тенета в сутних углах кажутся живыми. Но так грустно на сердце, что из груди вырывается крик: «Родина малая! Грустно…». Почему «плачет деревня»? Откуда эта щемящая неизбывная грусть? Давно нет детского смеха, а значит нет счастливого будущего у деревни Детского смеха и песен не слышала Русскую деревню как будто «покинула душа», потому что «слишком давно нету ликов святых», а «в судных углах темнота и тенета». Русская печь - это символ благополучного дома, символ крепкой семьи, и если печь холодная, т.е. в доме не топлено, значит там - беда, несчастье, горе. «Русские печи давно холодны», - сетует поэт, и сердце сжимается от боли и сожаления. Даже веселый «ветер-гуляка больше не пляшет здесь и не поет». И только журавль, пусть и колодезный, как символ семейного счастья, стоящий рядом с живой водой, еще стоит в центре деревни, хоть и «взлететь собирается ввысь». Значит, есть надежда на то, что все еще живая деревня не умрет. «Может, еще здесь появится жизнь?» - хочет верить лирическая героиня. Она чувствует себя ответственной за то, что происходит в родной деревне. Ответственной перед будущими поколениями и перед родиной, за то, что не смогли ее сберечь, за то, что деревня «плачет». «Кто нам поверит, простит и поймет?!» Душа поэта болит за свои родные места, за людей, которые прожили всю свою жизнь здесь и теперь остались совсем одни. В деревне Страшково живет единственная, последняя старушка Худорожева Серафима Михайловна, которой уже 95 лет. О ней Любовь Николаевна Петухова написала стихотворение «Одиночество». Приду в деревню, что из трех домов, Ну, кто поймет, что сущее мученье Глядеть на деревенских стариков. В избушке с покосившеюся крышей Одна старушка, с ней любимый кот. Она подслеповата и не слышит, Но, говорят, надеждами живет. Она еще всё ждет сынов и внуков, Авось приедут летом погостить. Ее в узлах мозолистые руки, Могли когда-то горы своротить. И опять боль за деревню, за последних ее жителей и большое желание помочь хотя бы чем-нибудь. Но «старушке, вновь дежурящей у окна» очень хочется, как говорят, напоследок, увидеть ни кого-нибудь, а своих родных «сынов и внуков». И лирическая героиня с грустью понимает, что «я ее утешить не могу». Настолько широко сердце поэта, что хочет обнять все, что дорого, все родное; согреть и, может быть даже, оживить своей любовью. И в этом высоком порыве душа-христианка ищет поддержки и помощи у Бога: Болит душа? Так значит есть она! Не плакать бы, а радоваться надо, Отпляшут вьюги, зазвенит весна, И майских гроз аукнет канонада. Растает лед сомнений и тревог. Опять крестьяне выйдут сеять в поле. Храни нас всех, храни Россию, Бог, Она заслуживает лучшей доли. Любовь Николаевна хорошо знает родные места. Ее память хранит воспоминания о счастливых временах, когда деревни были полны жизни. Поэт с восхищением и радостью передает нам подробности прошлого, которые сегодня стали уже историей: Добротной деревней была Подгорбунье, Какие здесь женщины были певуньи! Почти на лугу, возле маленькой речки Стояла часовня с тесовым крылечком. Дома пятистенки, амбары да баньки, Здесь мерялись силой на каждой гулянке. В конце, за деревней, у кузницы старой Сидели до зорьки влюбленные пары. Картина передана настолько ярко, живо, красочно, что мы как будто своими глазами видим деревню Подгорбунье, слышим звонкое пение, ощущаем запах душистого ржаного хлеба: И запах ржаного душистого хлеба Витал над любою деревней с утра… И снова моей бабушке, Любови Николаевне Петуховой, становится горько от того, что: Но всё это было давно, не вчера… Сегодня прогнулись дома и осели, Разбиты все стекла, зимою метели Здесь плачут и пляшут, как малые дети, Увы, это нашей России приметы. Стихи правдиво рисуют печальную картину действительности. Сегодня в деревне остается всё меньше и меньше людей. Большинство стараются уехать в город. Некоторые деревни совсем опустели, а есть и такие, от которых не осталось даже названий. Но ведь это наша родина, ее прошлое. Я знаю, что моя бабушка очень любит историю своей родины, ей тяжело видеть то, как уходят с лица земли и из памяти людей места, где когда-то счастливо жили, трудились и любили. Возможно, поэтому у нее родились такие строки: Я былое хочу воскресить. Нет ни Жукова, ни Подгорбунья, У кого мне о них расспросить? Хорошо б у деревни у каждой, Или там, где стояла она, Появились таблички однажды, А на них деревень имена. Чтоб стояли немым укором За бездушие наше, грехи, Ах, как хочется верить, что скоро Запоют в деревнях петухи. Следует отметить, что поэт снова и снова говорит о личной ответственности за то, что происходит с родиной сегодня. Как непросто жить с таким чувством! Не только боль и грусть за родину наполняют стихи вятской поэтессы и педагога. Чувство гордости за родные места, желание рассказать о их красоте и величии - еще одна сторона ее лирики о малой родине. Именно так раскрывается родная сторона в стихотворении «Здесь России живет душа» Пахнет мятою, хлебом и медом Воздух наших полей и лугов. Не остудит ни время, ни годы К Подосиновцу нашу любовь. Мой поселок, моя столица, Ты начало всему начал. Я хочу тебе вновь поклониться, Ты надежды моей причал. Жемчуга в январе и злато Дарит щедро тебе заря, Здесь Осиновец был когда-то, В Юг бросали купцы якоря. Деревень и поселков братство - Изначально сложилось тут, Только главное наше богатство Это люди, что здесь живут. Вдоль лесов и лугов изумрудных Протекает река не спеша, И красиво, и честно, и трудно Здесь России живет душа. Я думаю, что именно в глубине нашей огромной Страны, среди лесов и бескрайних полей, там, где спрятались маленькие деревушки и древние села, как сказала в своем стихотворении моя бабушка, Петухова Любовь Николаевна, и находится душа России. Именно поэтому мы должны любить и беречь свою малую Родину. Заключение поэт петухова малая родина Познакомившись с поэтическим творчеством моей бабушки, Петуховой Любови Николаевны, проанализировав ее стихи, я пришел к выводам: 1. Тема малой родины занимает главное место в ее творчестве. Стихи разной тематики в большей или меньшей степени пронизаны этой темой. Это говорит о том, что любовь к Родине - одно из первостепенных личностных качеств Любови Николаевны; 2. Стихи о малой родине пронизаны чувством глубокой боли, сожаления и личной ответственности за судьбу русской деревни . Моя бабушка, как учитель истории и патриот своей родины в своих стихах сохранила образы «ушедших», т.е. уже несуществующих деревень. . Понимая тяжелое положение деревни, Любовь Николаевна в своих стихах дает читателям надежду на ее возрождение, поддерживая своих соотечественников, укрепляя их дух и любовь к Родине, что очень важно особенно сегодня. Любить могучую, богатую и благополучную страну легко. Гораздо труднее найти что-то интересное, значимое и вызывающее гордость в своём маленьком, убогом и нищем селе. Но ведь именно с любви к своей малой родине, к своему маленькому и убогому селу и начинается любовь к своей огромной стране, к своему Отечеству. Именно эту мысль доказывает своим творчеством поэт и педагог Петухова Любовь Николаевна. Работа, которую я провел, помогла мне больше узнать мою бабушку, понять и полюбить ее творчество. Приложение Плачет деревня Плачет деревня прогнившими крышами, Плачет проемами окон пустых. Детского смеха и песен не слышала, Слишком давно нету ликов святых. В сутних углах темнота и тенета, Русские печи давно холодны. Там, где на входе стояли ворота, Мохом покрытые бревна видны. В центре деревни журавль у колодца Словно взлететь собирается ввысь. Что же вы, люди? Хоть кто-то вернется? Может, еще здесь появится жизнь? Но... тишина, даже ветер - гуляка Больше не пляшет здесь и не поет, Родина малая! Грустно... Однако, Кто нам поверит, простит и поймет?! Одиночество Я прибегу к березке на опушке, Прижмусь к ее шершавому стволу. Я с нею, как с любимою подружкой, Печали и сомнения делю. Я расскажу ей, что меня тревожит И отчего моя душа болит. Вдруг мне она когда-нибудь поможет, В листве своей печали растворит. Но это будет разве на мгновенье, Приду в деревню, что из трех домов, Ну, кто поймет, что сущее мученье Глядеть на деревенских стариков. В избушке с покосившеюся крышей Одна старушка, с ней любимый кот. Она подслеповата и не слышит, Но, говорят, надеждами живет. Она ещё всё ждет сынов и внуков, Авось приедут летом погостить. Ее в узлах мозолистые руки, Могли когда-то горы своротить. Увы, не едут, зарастает стежка, Упал плетень, калитка на боку, Она, как на дежурстве, у окошка, А я ее утешить не могу. * * * Болит душа? Так значит, есть она! Не плакать бы, а радоваться надо, Отпляшут вьюги, зазвенит весна, И майских гроз аукнет канонада. Растает лед сомнений и тревог, Опять крестьяне выйдут сеять в поле. Храни нас всех, храни Россию, Бог, Она заслуживает лучшей доли. Здесь России живет душа Пахнет мятою, хлебом и медом Воздух наших полей и лугов. Не остудит ни время, ни годы К Подосиновцу нашу любовь. Мой поселок, моя столица, Ты начало всему начал. Я хочу тебе вновь поклониться, Ты надежды моей причал. Жемчуга в январе и злато Дарит щедро тебе заря, Здесь Осиновец был и когда-то В Юг бросали купцы якоря. Деревень и посёлков братство Изначально сложилось тут, Только главное наше богатство Это люди, что здесь живут. Вдоль лесов и лугов изумрудных Протекает река не спеша, И красиво, и честно, и трудно Здесь России живет душа. * * * Добротной деревней была Подгорбунье, Какие здесь женщины были певуньи! Почти на лугу, возле маленькой речки Стояла часовня с тесовым крылечком. Дома пятистенки, амбары да баньки, Здесь мерялись силой на каждой гулянке. В конце, за деревней, у кузницы старой Сидели до зорьки влюбленные пары. Варили хмельное, душистое пиво, А девушки шили и ткали красиво. Ходили в июле по ягоды вместе И жили по правилам долга и чести. У каждого дома березы до неба И запах ржаного, душистого хлеба Витал как над каждой деревней с утра, Но все это было давно, не вчера… Сегодня прогнулись дома и осели, Разбиты все стекла, зимою метели Здесь плачут и пляшут, как малые дети, Увы, это нашей России приметы. Скачать архив (10.7 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |