Главная » Литература |
Введение Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - всё. М. Горький Максим Горький - литературное имя известного русского писателя, прозаика, драматурга, общественного деятеля, Алексея Максимовича Пешкова. Родился в Нижнем Новгороде 14 марта 1868 г. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией. Лично близкий социал-демократам, находившийся в оппозиции царскому режиму, Горький быстро получил мировую известность. Первое время Горький скептически отнёсся к большевистской революции. После нескольких лет культурной работы в Петрограде (издательство «Всемирная литература», ходатайство перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы (Мариенбад, Сорренто) Горький вернулся в СССР, где последние годы жизни был окружён официальным признанием как «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма. По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. Защитник босячества вышел из вполне буржуазной среды. Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба». Но существуют разные точки зрения по поводу происхождения и биографии Максима Горького в целом. Сам писатель говорил о том, что рос в семье мастеровых, босяков. Но некоторые не только опровергали это, но и выдвигали совершенно противоположные утверждения. Например, К.И. Чуковский писал о Горьком так: «По-моему, Горький - сын консисторского чиновника; он окончил Харьковский университет и теперь состоит - ну хотя бы кандидатом на судебные должности». Споры о происхождении М.Горького в литературной среде продолжаются до сих пор. Но единственное, что остается неоспоримым фактом и то, в чем одинаково уверены как сторонники, так и противники писателя - то, что Горький был прекрасно начитан, обладал феноменальными энциклопедическими знаниями, был осведомлен во сферах жизни, т.е., словом, был разносторонне развитым просвещенным человеком и был одинаково компетентен во всех поднимаемых им вопросах. Вот что писал об этой черте Горького С.Я. Маршак: «Пожалуй, не было такого предмета, который не интересовал бы Горького. О чем бы ни заходила речь - об уральских гранильщиках, о раскопках в Херсонесе или о каспийских рыбаках, - он мог изумить собеседника своей неожиданной и серьезной осведомленностью. - Откуда вы все это знаете, Алексей Максимович?- спросил я у него однажды. - Как же не знать! - ответил он полушутливо. - Столько на свете замечательного, и вдруг я, Алексей Максимов, ничего знать не буду. Нельзя же так! В другой раз кто-то выразил восхищение его необыкновенной начитанностью. Алексей Максимович усмехнулся: Знаете ли, ежели вы прочтете целиком - от первого до последнего тома - хоть одну порядочную библиотеку губернского города, вы уж непременно будете кое-что знать.» На страницах первых же произведений Горького мы видим Россию, стоящую на распутье, страдающую и вопрошающую, уповающую и бунтующую, мучительно ищущую дорогу к светлому будущему. Художественное воссоздание самого процесса этих великих исканий - одна из блистательных сторон творчества Горького. Глубокий и ясный ответ на мучительные вопросы века сам Горький нашел не сразу, - искал долго и трудно. Искания его совпадали с исканиями лучшей части трудового народа России и завершились тем, что, по позднейшим словам Горького, рабочий класс принял его «как своего человека». Произведения Горького воспринимались как яркий факел в темной душной ночи. Не забудем, что они создавались в хмурое, многим казавшееся безгеройным время… Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: "Наше время - не время великих задач". Низвергался герой, прославлялся средний человек. Жизнь утрачивала свой высокий смысл. Серость буржуазной действительности привела его не к отрицанию подвига, а к необходимости поисков героического в романтической, вымышленной среде. Романтическое бунтарство молодого Горького было формой отрицания мещанства. Но его стремление к иной жизни рядилось в романтические одеяния лишь до того момента, пока живые впечатления реальной действительности не указали художнику на конкретно-исторический, а не сказочно-романтический выход. В письме к Чехову Горький приветствовал новый век: "Я недавно видел пьесу "Сирано де Бержерак" и пришел от нее в восторг: "Дорогу свободным гасконцам! Мы южного неба сыны. Мы все под полуденным солнцем, И с солнцем в крови рождены!" Романтическому началу принадлежит заметное место в ранних произведениях Горького. Так писатель выражал свое ощущение простора и величия жизни, ее широких перспектив и нераскрытых возможностей. Это достигалось посредством выделения, укрупнения тех или иных черт действительности, их предельной концентрации. Горький - романтик В вызвавших широкий общественный резонанс произведениях горьковского романтизма - «песня о Соколе» (1895), «Старуха Изергиль» (1895), «Песня о Буревестнике» (1901) - прославлялись черты новых образов, символизировавших силы России, поднимавшиеся против частнособственнического общества. Горький - романтик; и в этом главная причина, почему он так бурно завоевал симпатии русского читателя, уставшего от обыденных невзгод и проблем, которыми изобиловала не только повседневная жизнь каждого, но и литературные произведения современников Горького. Читатель не видел света надежды среди всеобщего уныния. Заражала гордая и бодрая вера Горького в силу и значение личности, отразившая в себе один из знаменательнейших переворотов русской общественной психологии. Горький - органический продукт и художественное воплощение того индивидуалистического направления, которое приняла европейская мысль последних 20 - 25 лет. Прилив общественной бодрости, которым знаменуется вторая половина 90-х годов, получил свое определенное выражение в марксизме. Горький - пророк его или, вернее, один из его создателей: основные типы Горького создались тогда, когда теоретики русского марксизма только что формулировали его основные положения. Кардинальная черта марксизма - отказ от народнического благоговения перед крестьянством - красной нитью проходит через все первые романтические рассказы Горького. Ему, певцу безграничной свободы, противна мелкобуржуазная привязанность к земле. Именно индивидуальное понимание мира и общества, отличающееся от стандартного, обыденного - одна из главных черт своеобразия горьковского романтизма. Поэтому пристально внимание Горького ко всему, что так или иначе вступает в противоречие с мертвящим общественным строем, погружающим человека в однообразную, беспросветную «скуку жизни». С помощью этого Горький, на мой взгляд, желал открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее, благороднее, честнее. Как ни странно на творчество Горького повлияли во многом книги, которыми писатель зачитывался в детстве. Интерес к лубочной литературе оставил глубокий след на творчестве Горького; ее героический пошиб воспитал в нем тот романтизм, ту наклонность к эффектам "в стиле Марлинского", которую ставит Горькому в упрек часть критики. Способность Горького переноситься в волшебную область красивого вымысла не только скрасила его жизнь, но внесла воодушевление в его лучшие литературные произведения, помогла ему увидеть яркие краски там, где наблюдатель-реалист видел только безнадежную серость и тусклую грязь. "В 15 лет, - говорит Горький в своей автобиографии, - возымел свирепое желание учиться, с какой целью поехал в Казань, предполагая, что науки желающим даром преподаются. Оказалось, что оное не принято, вследствие чего я поступил в крендельное заведение за 2 р. в месяц. Это - самая тяжкая работа из всех опробованных мной". Казанский период вообще принадлежит к числу самых тяжких в жизни Горького. Тут-то он по горькой необходимости свел тесное знакомство с миром "бывших людей", в разных трущобах и ночлежках. Тем временем продолжалось, однако, и страстное увлечение книгой, но характер его значительно изменился. Познакомившись со студентами, Горький начинает читать по общественным вопросам. Начинает он также вдумываться в общественные отношения. Это порожденное новым чтением раздумье уже не вносило того успокоения, какое давала красивая ложь лубочного романтизма. А тут подоспел период особо острой нужды и прямой голодовки, и 19-летний пролетарий пускает в себя пулю, к счастью, без особого вреда. Пешком исходил он весь юг России, снискивая себе пропитание чем попало и не брезгуя никакой работой. Так уже с ранних лет своих М. Горький увидел и на себе ощутил все тяготы, лишения и жестокости мира, в котором нужно было каждый день бороться за свое существование. Он дошел до самой безысходной точки - самоубийство - и тем не менее, преодолев все трудности, смог найти правильное применение своим силам. Именно такой богатый жизненный опыт помог писателю написать такие прекрасные романтические произведения, благодаря которым он прославился в свое время и продолжает оставаться одним из любимейших русских писателей сейчас. «Старуха Изергиль» романтизм горький рассказ изергиль Грубость и невежество провинциального быта отравили душу М. Горького , но и - парадоксальным образом - породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Апофеозом горьковского романтизма является написанный им в 1895 году рассказ "Старуха Изергиль". Он состоит из трех частей, связанных между собой общей темой: легенды о Ларре, рассказе о жизни самой Изергиль и легенды о Данко. Повествование ведется от лица автора, который якобы услышал эту историю в Бесарабии. Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Талант Горького-рассказчика поражает свежестью и новизной. Алексей Максимович использует хорошо известную форму «рассказ в рассказе», где автор - слушатель, находящий интересных собеседников, простых людей, знающих сказки, легенды, умеющих мудро и просто рассказать о своей интересной и содержательной жизни. Такова Изергиль. Она рассказывает две необычные легенды-сказки, перемежая их повествованием о своей нелегкой, но интересной и насыщенной жизни. Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на "стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. В первой легенде рассказывается о гордом и самолюбивом сыне орла и женщины - Ларре. Осуждается его эгоизм и индивидуализм. Так как в данном герое себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза - в крайний эгоизм и индивидуализм. «Он презирал людей и думал, что может обойтись без них». Ларра хотел быть свободным и «...сохранить себя целым», то есть брать всё, что захочет, ничего не платя взамен. И он получил это, только безграничная свобода и всё, что он совершал, отдаляло его от людей и, в конце концов, принесло одиночество и тоску, которые постоянно терзают его. «Ему нет жизни, и смерть не лыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражён человек за гордость!» В наказание за жестокость люди обрекли его на одиночество и бессмертие. Это страшное наказание даже для гордеца Ларры, его жизнь вне общества становится бессмысленной. Тысячу лет он мыкается неприкаянной тенью, напоминая людям о ценности человеческого общения, товарищества, дружбы. Старая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он в жизни сделал полезного, за что он требует благ себе: ведь « за все, что человек берет, он платит собой; своим умом и силой, иногда - жизнью». Рассказывая о своей жизни, Изергиль с особой теплотой вспоминает о смелых и благородных людях, повстречавшихся ей в жизни. Свободолюбивая и независимая, она жила для себя, наслаждаясь молодостью и красотой. Она любила и была любима, свое сердце она отдавала только благородным и отважным борцам против насилия и рабства. Изергиль никогда не мирилась с людскими недостатками и слабостями. В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов о человеке в концепции горьковского романтизма: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам,- говорит Изергиль.- И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней». Когда-то старуха Изергиль была молодой и очень нравилась мужчинам. Первый, кому она отдала свое тело и душу, был «черноусый молодой рыбак». Но вскоре Изергиль познакомилась с «Красавцем гуцулом». Он иногда ее бил, за что однажды Изергиль впилась зубами в его щеку. Позже и рыбака, и гуцула не стало. Изергиль стала девятой женой в гареме немолодого турка. Затем она сбежала от него вместе с его шестнадцатилетним сыном. Мальчик вскоре умер, но даже в мертвом нем «горела любовь». После этого Изергиль попала в монастырь, а оттуда ушла в Польшу «вместе с монахом, который в нее влюбился». Он, по ее словам был «подлый и хитрый». Как-то Изергиль купил один «жид». Она сама на это согласилась, потому что «работать не умела», и к ней стали ходить богатые поляки, которые «много платили». В сорок лет Изергиль вдруг полюбила молодые шляхтича, избалованного и гордого. Когда он попал в плен «русским, она даже спасла его, убив солдата». Но она ему была не нужна. Поняла Изергиль, что «перья потускнели» и стала жить одна и на одном месте». Молдавская молодежь не оставляет Изергиль, и часто слушает с интересом ее истории. Старуха Изергиль очень часто в своей жизни была похожа на Ларру каким-то безразличием к людям и принципом “беру что хочу”. Кстати, и внешним видом они похожи: Ларра - тень без плоти и старуха Изергиль - «иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, - тоже почти тень». Но вместе с этим старуха Изергиль оказывается до сих пор нужной людям: «Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо». В служении людям - подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за людей - вот величайшее счастье, доступное человеку. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Эту мысль подтверждает легенда о Данко, который пожертвовал своей жизнью, осветив людям дорогу из тьмы своим сердцем. Данко погиб, но он вывел людей к свету, к счастливой жизни. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь...» Данко видит людские пороки и слабости и прощает их людям. Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать жизнью, не ожидая никакой ответной благодарности. Это удел сильных и гордых, независимых и отважных - героев. Данко своим поступком не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы. Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, - их сила в том, что они служат примером для других. В конце легенды появляется антипод Данко - «осторожный человек», который, «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». А остальные люди не заметили смерти Данко. В этом - характерное разъединение романтического героя с толпой. Противоречивость человеческой души - одна из главных тем Горького. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Изергиль говорит об этом так: «И вижу я, не живут люди, а все примиряются…» В связи с этим возникает важнейший вопрос: как в действительности сам герой, сильный человек, относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. Для Горького сила - в стремлении вперед "к свободе, к свету". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды - искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом. Вследствие этого автор дает предпочтение Данко и отказывает в силе Ларре. Горький считает гордость и эгоцентризм Ларры, которому не нужны люди, не силой, а, даже наоборот, слабостью. Сравнивая этих двух героев, мы понимаем, что Данко настолько любит людей, что отдает свою жизнь ради них, и для него первостепенным является не отношение людей к нему или забота о собственном существовании, а сама благородная цель быть полезным людям. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти. Это удел избранных, они горды и бескорыстны. Людская память не может окупить их гибель, и лишь легенда воспевает имя Данко, подобно былинному герою. Изергиль, рассказавшая эту легенду, сама погружается в романтичность. Она уверена, что оставила след в людских сердцах. Но автобиографический герой развенчивает и ее, показывая бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини. Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Вывод Таким образом, Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает ореол загадочности и притягательности - в этом особенность и новаторство его романтического наследия. Художественный стиль этого романтического рассказа Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами, противопоставлениями. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы. Речь героев взволнованная, патетическая, лишенная обыденных выражений. Сказочность стиля молодого Горького шла от стремления внести "в бедную жизнь такие вымыслы", которые пробудили бы в людях желание необыкновенной, свободной, героической жизни. Красота и свежесть авторской речи завораживает, заставляет задуматься о смысле бытия. А фраза Изергиль: «В жизни, …, всегда есть место подвигам» стала на долгие годы абсолютной истиной. Список литературы 1. Овчаренко А.И. М.Горький. Избранные сочинения. М.: Худож. Лит.,1986. 2. Груздев И. Горький и его время. Т.2. М., 1962. . Переписка Горького А.М. в 2-х томах. М., 1986. . «Горький в воспоминаниях современников». В 2-х томах. М., 1981. . Берберова Н.Курсив мой. Главы из книги // октябрь. 1988. №10. С. 164-202; или: Серебряный век: Мемуары. М., 1990. . Овчаренко А.И. Горький - художник// М. Горький-художник и современность. Горьковские чтения -88. - Горький, 1988. С. 18-25. 7. Сухих С.И. Заблуждения и прозрения Максима Горького. Н.Новгород, 1992. 8. Тагер Е.Б. Творчество Горького. М., 1946. . Маршак С.Я. Живой Горький. М., 1975. Скачать архив (12.7 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |