Главная » Литература |
Территория нашего многонационального Ханты - Мансийского автономного округа является исторической родиной для народов ханты и манси. В настоящее время литература как пласт национальной культуры представлена творчеством таких известных авторов как Юван Шесталов, Еремей Айпин, Мария Вагатова, Андрей Тарханов. А.С.Тарханов - известный поэт нашего округа, чьи детство и юность прошли в деревне Аманья Кондинского района, с 2004 года он является Почётным жителем города Ханты-Мансийска. Награжден орденом Дружбы народов, и является лауреатом премии Губернатора автономного округа в области литературы за книгу стихов «Снежная симфония». Его стихи переведены на болгарский, венгерский, киргизский, чешский, и финский языки. А.С.Тарханов - явление не только мансийской культуры, но и общенациональной. В творчестве А.С.Тарханова широко представлена тема человека и природы. Как отмечает Константин Яковлев: «Поэтический мир Тарханова - это мир человека, который не отделил себя от природы и не чувствует себя чем-то отличным от неё. Гармония настолько полна, что Тарханову мало любить природу самому. Он живет в родном краю, «и лесом, и небом любим». Это взаимная любовь». Когда читаешь стихи А.Тарханова, представляешь: царственно гордые, величавые, священные кедры, голубые озера и синие реки, склон усыпанный брусникой, шишки голубые, на ветвях качаются, дождь необычайный. Поэт в своих произведениях отобразил красоту родного края. На основе его произведений мы можем изучать быт и культуру народов манси. А вот что думает сам поэт о природе своего творчества. Начало всему было положено ещё в раннем детстве. Дело в том, что манси с особым трепетом относятся к природе, особое значение придают деревьям. А лиственницу манси считают священным деревом. Было такое дерево и в жизни маленького Андрея. Из поколения в поколение передавалось трепетное отношение к лиственнице: нельзя было подходить близко, многие проходили мимо, потупив взор, а уж о том, чтобы по дереву ударить, причинить ему боль, не могло быть и речи. Знал об этом и будущий поэт, но побороть в себе желание прикоснуться к священному дереву он не смог, и однажды это случилось: подошёл к лиственнице, погладил по стволу, ощутил тепло и тут, же в испуге отдёрнул руку, стал ждать кары. Но ничего не происходило. Тогда Андрей посмотрел вверх, увидел величие и красоту дерева и захотелось ему узнать, что оно говорит, попытаться услышать его голос: «И тогда, - уверен Андрей Семёнович, - я почувствовал, что во мне проснулся поэт». Внимательный и заинтересованный читатель найдёт в литературном произведении ответ на многие вопросы, проследит, как менялось мировоззрение поэта, его восприятие окружающей действительности, его отношение к тем или иным событиям. Образы деревьев в поэзии А.Тарханова, непосредственно связаны с образом природы, которая для поэта свой, горячо любимый мир. В стихотворениях Тарханова образ дерева играет разную роль и имеет разное значение. Например, в стихотворении «Березонька», перед нами предстает девушка в белом полушалке, он жалеет её - белую красавицу, потому что ей зябко и утешает её, что скоро придет весна: Кружат вьюги синие Над моей березонькой. Полушалок тоненький. В нем тебе не зябко ли, Белая красавица? Просят солнца зяблики, Для тебя стараются. Так же есть стихотворения, где встречается образ священного дерева. Мы встречаем образ священной березы, сосны: В стихотворении «священная березка» после совершения обряда «она словно в танце кружится в нарядном хантыйском платке». В стихотворении «Священная сосна» мы видим образ старых друзей, которые встретились после долгой разлуки, поэта захлестывают воспоминания: природа дерево тарханов образ Помнишь, вечер? Голубой туман Обнимал таежную дорогу. Но поэт уехал, и молния сожгла вершину, и поутру сосна становится священной: Ты священной стала поутру. Земляки тебя боготворили, Стала ты как память на миру, Вместе нас сородичи любили. Восприятие природы у Тарханова нетрадиционно и непривычно. Для поэта лес это второй мир его жизни, он живет в гармонии с природой, он для него и врачеватель, и надежный друг- хранитель. Здравствуй, лес - мой врачеватель, Мой надежный друг - хранитель, И души моей ваятель, А потом её спаситель. В стихотворении Тарханова «Мои деревья» лирический герой показывает свое отношение к каждому дереву. При виде кедра он замедляет свой шаг, кедр для него добрейшая душа, он для него всегда священный: У кедра замедляю шаг - Он для меня всегда священный, Его добрейшая душа Имеет импульс озаренья. К березе автор относится с нежностью, береза изображена в разных образах, порою - мать, порой - гулёна : Берёза трепетна, нежна. Порою - мать, порой - гулёна. Но сколько помню, то она Глядела на меня влюбленно. Сосна - любимица небес, Парит над золотым откосом. Автор ищет отдохновенье именно вблизи сосны. А ель является для него укрытием, так как прячет его от дождя, спасает от пурги. Осина - это символ скорби, оно вызывает у героя чувство грусти и тоски. И, прислонясь к её коре, Я провожаю птичьи стаи. А к лиственнице автор относится с особым отношением. Она хранительница рода, она венчает строй древес таежной жизни. В стихотворении «У священного кедра» автор приходит в кедровый бор, где его встречают косматые ели и кедры, он стоит очарованный этой картиной, словно оказался в запретном краю. У священного кедра всегда - чудеса, чудеса. Желтый бубен - луна над вершиною кедра висит. И призывно, ритмично в него кто-то тихо стучит, Юча - фея тайги в белой парке неслышно идет И взмахнула руками - у кедра уже хоровод. Когда читаешь такие строки, невольно печаль щемит сердце, что где-то есть не увиденное тобой чудо, мимо которого, может, ты и пробегал, да не заметил. Заметил его Андрей Тарханов и рассказал нам. После таких строк хочется постоять под елями, помолчать… Если мы обратимся к стихотворению «Березовские лиственницы» то мы видим как Андрей Тарханов сравнивает лиственницы с воинами, наверно он имеет ввиду воинов которые оберегают свой народ, называет их вековыми подругами, так же он подчеркивает что в этих деревьях заложена стойкость таёжных людей, эти деревья дают нам силы, очищают от грехов, говорит о том что Меньшиков гладил рукою, Ваули взглядом ласкал. Эти священные деревья притягивают и самого автора. Читая стихотворение «Спасительные кедры» Андрей Тарханов уже кедры называет воинами - плечистыми и стройными, так же в этом стихотворении автор раскрывает красоту дерева: И в июне дерева зеленые Зацветают и алеют кронами. Пацаны - друзья мои шумливые - Шишками любуются красивыми. Голубые, на ветвях качаются И целебным соком наливаются. Но и о пользе дерева автор не забывает. Все живое по округе радуют. Радуются люди, белки рыжие, Ронжи, соболи, медведи дюжие. И самое главное, что он упоминает о кедрах: Кедры для людей тайги - священные, К ним несут сомненья сокровенные. Рассмотрев несколько стихотворений, где встречаются деревья, мы можем сделать вывод о том, что деревья для А. Тарханова священны, у него особое, трепетное отношение к ним. В стихах Андрея Тарханова постоянно встречаются образы кедра, лиственницы, сосны, берёзы. Все его творчество проникнуто ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Он живет в гармонии с природой, лес для него врачеватель и друг-хранитель. Список литературы . Литература Югры. 1930 - 2000. ПОЭЗИЯ. Антология. Часть 1. Редактор составитель Н.И.Коняев. ИФ. «Унисерв», 2001. 256 с. . Тарханов А.С. Исповедь язычника: стихи и поэма / Предисл. К. Яковлева. Екатеренбург: - Сред.-Урал. кн. Изд-во, 2001. - 400с. . Тарханов А.С. «Снежная симфония». Ханты - Мансийск. 2000 год . Яковлев К. «Поющая тропа язычника» // Тарханов А.С. Исповедь язычника. Избранные стихотворения 1972-2001. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 2001. С. 8. Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |