Главная » Литература

Художественное мастерство Тургенева–прозаика в оценке современных литературоведов

Содержание

Введение

. Обзор научной литературы по теме

. Значение И. С. Тургенева в истории русской и мировой литературы

2.1 О творческом методе И.С. Тургенева

.2 Формирование эстетических взглядов писателя

. Особенности тургеневского стиля

.1 Объективность повествования

.2 Диалогичность

.3 Особенности сюжетостроения

.4 Психологический подтекст

.5 Время в произведениях И.С. Тургенева

.6 Тургеневские характеры

.7 Роль портрета

.8 Тургеневский пейзаж

.9 Художественный язык И.С. Тургенева

.9.1 Музыкальность тургеневской прозы

.9.2 Лексико-семантические особенности

3.9.3 Колорит тургеневского рисунка

.9.4 Поэтичность прозы

. Жанровое своеобразие прозы И. С. Тургенева

Заключение

Список использованных источников

тургенев литература жанровый проза

Введение

Иван Сергеевич Тургенев принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы. Реальная картина современной жизни, изображенная в его произведениях, проникнута глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества.

Тургенев знал и любил своих читателей, его творчество отвечало на вопросы, которые их волновали, и ставило перед ними новые, важные социальные и нравственные проблемы. Вместе с тем среди современников-литераторов Тургенев приобрел значение "писателя для писателей". Его произведения открывали перед литературой новые перспективы, на него смотрели как на мастера, авторитетного человека в вопросах искусства, и он ощущал свою ответственность за его судьбы. Участие в литературе, работу над словом, художественное развитие русского литературного языка Тургенев считал своим долгом. Эстетическая и нравственная красота изображенных характеров, ясность и классическая простота стиля, поэтическая музыкальность прозы И. С. Тургенева должны с новой силой зазвучать для современного читателя. Знакомство с творчеством Тургенева способно пробудить в юном читателе лучшие эстетические и нравственные чувства. Понимая это, авторы многих школьных программ широко включают произведения И. С. Тургенева в учебный курс литературы. Современный школьник должен в течение нескольких лет прочитать и рассказы из цикла "Записки охотника", и повести о любви ("Ася", "Первая любовь", "Вешние воды"), и один из романов ("Рудин", "Отцы и дети", "Дворянское гнездо" - по выбору), и стихотворения в прозе. Все авторы программ уделяют большое внимание не только содержательной стороне тургеневского творчества, но и особенностям поэтики, стиля Тургенева. Так, в программе под редакцией М. Б. Ладыгина предлагается рассмотреть "особенности типизации в романах И. С. Тургенева", "своеобразие тургеневского психологизма", "особенности реализма писателя", "эстетические и этические позиции писателя" [45, с. 53]. А. Г. Кутузов, автор другой школьной программы по литературе, предлагает учителю и ученикам поразмышлять над такими вопросами: "Своеобразие композиции и функция природы в романах Тургенева", "эстетизация пейзажа", "прозаизация стиля", "следование пушкинской традиции", "романтический субъективизм", "портретные характеристики персонажей" [54, с. 67].

Многие из предложенных современными программами вопросов в силу их новизны для школьного курса могут вызвать затруднения у учителя литературы. Цель данной дипломной работы - систематизировать материал, накопленный нашим литературоведением о художественном своеобразии и мастерстве И. С. Тургенева-прозаика. Отобранный, адаптированный для школы и представленный в работе материал поможет учителю подготовить уроки по изучению творчества И. С. Тургенева на должном теоретико-литературном уровне. Целью работы обусловлена структура дипломного сочинения. В первой главе дан обзор литературоведческих исследований 60-90-х годов XX века. Во второй главе рассматривается вопрос о формировании эстетических взглядов И. С. Тургенева, предлагаются суждения критиков, определяющие своеобразие художественного метода автора, представлены отзывы русских и зарубежных писателей и литературоведов о роли и значении Тургенева в истории мировой литературы. Третья глава посвящена непосредственно своеобразию тургеневского стиля. В главе выделяется много подразделов, в которых представлены и литературоведческий, и лингвистический аспекты стилевой манеры писателя. Четвертая глава показывает жанровое своеобразие прозы Тургенева. Заключение дается в форме конкретных выводов, которые могут быть использованы учителем в качестве тезисов уроков по художественному мастерству писателя. Отбирая необходимый материал, мы ориентировались на самые авторитетные и интересные, на наш взгляд, источники.

1. Обзор научной литературы по теме

До сих пор в литературоведческой науке не существует единого мнения по значительным вопросам тургеневедения, например, о жанровой специфике его произведений.

В течение всего периода изучения тургеневского наследия во внимание принимались такие аспекты, как язык художественных произведений и роль пейзажа, однако воспринимаются они с разных точек зрения.

Сложившаяся к настоящему времени тургеневиана богата интересными наблюдениями, тонкими замечаниями и верными выводами. В научно-критической литературе о Тургеневе преобладает стремление осмыслить его наследие на разных уровнях. Так, определялось и определяется своеобразие тургеневской прозы в плане жанровом, характерологическом или стилистическом. Рассматривались и продолжают рассматриваться творческие и личные контакты Тургенева с русскими или зарубежными художниками, что позволяет существенно уточнить его место в мировом литературном процессе. Однако исследователи осознают потребность в синтезе накопленных наблюдений. Это представляется очень важным, потому что теперь, наверное, ни у кого из тургеневедов не вызывает сомнения, что стилю Тургенева присуща особая слиянность изобразительно-выразительных средств; их соотношение образует те "приращения поэтического смысла" или "дополнительное содержание", о чем писал В. В. Виноградов [13, с. 14].

В связи с этим может быть назван ряд исследований, в которых авторы обращаются к тургеневскому творчеству в целом, беря за основу какой-либо его аспект.

Так, С. Е. Шаталов в книге "Художественный мир Тургенева" выделяет следующий аспект: художественный мир И. С. Тургенева в его идейно-эстетической целостности и воплощение его в конкретных изобразительных средствах. Стремление автора представить себе в целом художественный мир Тургенева возникло из потребности современного, более глубокого и точного прочтения его наследия. Автор прослеживает основные этапы творческого процесса, начиная с социально-политических и исторических условий, в которых зарождался замысел того или иного произведения, и кончая художественными средствами, с помощью которых замысел писателя получал своеобразное бытие. Книга посвящена рассмотрению художественных особенностей тургеневского наследия в их совокупности и взаимосвязи. Этим объясняется специфика исследования, которую считаем оправданной: в работе анализируются не отдельные произведения, а крупные тематические блоки, художественные произведения же служат иллюстративным материалом. Представляется значительным вклад С. Е. Шаталова в изучение тургеневского психологизма, который рассматривается им в сопоставлении и противопоставлении с другими писателями, прежде всего с Достоевским и Толстым. Также полагаем очень важной главу "Художественный мир поздних повестей И. С. Тургенева", т. к. этот период его творчества отличался большой сложностью и вызвал упреки многих критиков XIX века и особенно советского периода за то, что в русской жизни Тургенев видит и изображает не то, что им казалось необходимым, и не так, как это следовало бы, по их мнению.

Монография Г. А. Бялого "Русский реализм. От Тургенева к Чехову" - итог многолетнего изучения русской реалистической литературы XIX века. В центре внимания автора творчество И. С. Тургенева, специфика и историческая роль его реализма, причем художественный метод Тургенева соотноситься с искусством других мастеров русской реалистической прозы. Особенность исследовательского метода критика в его двуплановости: внимание Бялого привлекает художественная индивидуальность конкретного писателя, он ищет ключ к уникальным особенностям мышления, пути и судьбы Тургенева, и в то же время работа исследователя пронизана стремлением уяснить общие закономерности и динамику развития русского реализма. Обе задачи связаны неразрывно: творческая индивидуальность и эпоха оказываются для Бялого величинами, взаимно проясняющими друг друга.

В. В. Голубков в книге "Художественное мастерство И. С. Тургенева" подробно анализирует ряд произведений писателя: некоторые рассказы из "Записок охотника", "Муму", романы "Рудин", "Отцы и дети". В анализе он уделяет особое внимание героям, социальной среде, лиризму, речи персонажей и другим элементам текста. Однако, несмотря на то, что он справедливо считает Тургенева одним из лучших писателей, критик упрекает его в том, что тот "в эпоху разгоравшегося революционного движения разошелся с революционерами-демократами и встал на путь реформизма, "постепеновщины". И далее: "Реформизм Тургенева оказал влияние на характер его литературного творчества: ложные идеи мешали ему в правдивой и глубокой оценке того нового, что несло с собой развитие революционного движения, и не могло не отразиться на художественном мастерстве писателя". Не считаем возможным согласиться и с тезисом об ограниченности общественно-политических взглядов Тургенева. Если принять мнение В. В. Голубкова, следует признать, что во второй половине 60-х и 70-х годах художественное мастерство писателя "в значительной ослабело" [16, с. 4].

Таким образом, идеологизированный взгляд исследователя на общественную позицию и творчество Тургенева не может быть нами принят. В работе В. В. Чичерина "Тургенев, его стиль" автор ставит целью выявить сущность тургеневского стиля, понять, в чем его своеобразие, сопоставив со стилями других писателей его эпохи, выясняя, что у них общее, а что противоположное. В связи с этим Чичерин исследует роль автора в произведении, функции рассказчика, большое внимание уделяет своеобразию эпитета, традициям пушкинской прозы и открытиям Тургенева в ней, особенностям поэтического языка, образности тургеневского слова. Веско аргументирует философское восприятие природы Тургеневым, подчеркивает диалогичность тургеневского стиля, отмечает особенности в строении образа романа, а также подчеркивает роль художественного времени в произведении. Стоит упомянуть и выдвигаемое им жанровое противопоставление очерка, рассказа, повести и романа Тургенева. Критик отмечает, что тургеневский роман - самобытная разновидность этого жанра. Наиболее интересными показались рассуждения литературоведа о музыкальности прозы Тургенева. Трудно не согласиться с выводом Чичерина о том, что основу архитектоники всего созданного Тургеневым составляют "простые и ясные линии".

С. В. Протопопов в работе "Заметки о прозе И. С. Тургенева 40-50-х годов" высказывает немало ценных для нас замечаний относительно творчества Тургенева вообще и указанного периода в частности. Исследователя интересует формирование политических взглядов и общественных воззрений писателя, а также его эстетических идеалов. Он отмечает многоплановость художественного метода Тургенева, подчеркивая, что в реалистический метод его включены разностилевые компоненты. Исследователь уподобляет художественную манеру Тургенева живописи, наблюдая за колоритностью рисунка и переливами красок. Кроме того, говорит о реалистической основе пейзажа, отмечает значение света в произведениях Тургенева.

В книге П. Г. Пустовойта "Тургенев - художник слова" дается исследование творческого метода Тургенева, его художественной манеры и стиля. Автор прослеживает романтические тенденции в творчестве Тургенева, изучает особенности его сатиры и лирики. Преимущественное внимание уделяется мастерству тургеневского портрета, приемам создания образов, диалогов, композиции и жанру романа и повести.

Для нас наиболее значительными являются замечания исследователя относительно сатиры Тургенева в сочетании с тонким лиризмом. Отдельную главу Пустовойт посвящает творческой лаборатории романиста, отображая процесс работы художника над созданием романа.

А. Г. Цейтлин в книге "Мастерство Тургенева - романиста" показывает, как работал И. С. Тургенев над созданием образов своих героев, как отразилась в его романах эпоха, среда, все окружающие условия - культура, быт и природа, каковы характерные особенности развития действия в его романах. Подробно анализируются языковые и стилевые особенности романов Тургенева. В первых двух главах содержится анализ основных черт общественно-психологического романа Пушкина, Лермонтова, Гоголя - предшественников и учителей Тургенева, а также говорится о пути Тургенева к жанру романа. Исследователь считает, что понять стиль тургеневского романа возможно лишь в исторической перспективе развития этого жанра. Изучение Цейтлиным влияния Тургенева на дальнейшее развитие советского романа заслуживает внимания как перспективный аспект тургеневедения.

С. М. Петров в книге "И. С. Тургенев: Творческий путь" последовательно прослеживает, как развивался талант Тургенева с начала творческой деятельности до последних лет его жизни, как создавались его произведения и какое место занимают они в истории русской литературы. Специальные главы посвящены "Запискам охотника" и романам Тургенева.

Основополагающим для С. М. Петрова является идейно-тематический анализ произведений, внимание к образам, критическим откликам, автор исследует творческие устремления Тургенева в связи с общественно-политической ситуацией в стране.

Очень ценно для исследователя, что в книге имеется обстоятельный алфавитный указатель имен, это дает возможность проследить творческий путь Тургенева в окружении самых разных деятелей искусства и общественной жизни.

А. И. Батюто в книге "Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени" прослеживает критико-эстетические и иные влияния на творчество Тургенева Белинского, Чернышевского, Анненкова, Добролюбова, иллюстрируя их примерами тургеневских произведений. Большая часть книги посвящена теме "Тургенев - Белинский", т. к., по мнению исследователя, влияние Белинского на Тургенева было исключительным по своему значению.

Однако следует заметить, что Батюто, в отличие от других критиков, ставит вопрос не об одностороннем влиянии Белинский - Тургенев, а и о встречных аналогичных влияниях со стороны Тургенева. Поэтому он считает необходимым заменить слово "влияние" определением "соответствие", наиболее точно выражающим соотношение между мировоззрением и эстетикой Белинского и творчеством Тургенева.

Книга Ю. В. Лебедева "Тургенев" посвящена жизненному пути и духовным исканиям великого русского писателя. Эта биография написана с учетом новых, ранее неизвестных фактов жизни и творчества писателя, которые подчас бросают неожиданный свет на личность Тургенева, позволяют глубже понять его мир.

Книга представляет собой не просто хронологический ряд событий жизни Тургенева. В канву жизненного пути писателя исследователь вплетает не только сведения о моменте создания данного текста в жизни автора, но также останавливается и на рассмотрении отдельных его произведений.

2. Значение И.С. Тургенева в истории русской и мировой литературы

Как отмечает С. Е. Шаталов: "Имя И. С. Тургенева на протяжении целого века возбуждало страстные споры в русской и зарубежной критике. Уже его современники осознавали громадное общественное значение созданных им произведений. Не всегда соглашаясь с его оценкой событий и деятелей русской жизни, нередко отрицая в самой резкой форме правомерность его писательской позиции, его концепцию социально-исторического развития России, общественные деятели 1850-1870-х годов не могли не признавать удивительной способности тургеневского дарования - его поразительной способности сочетать так называемую злобу дня с обобщениями самого широкого поистине общечеловеческого порядка и придавать им художественно совершенную форму и эстетическую убедительность" [83, с. 5].

Тургенев оказал сильное воздействие на мировой литературный процесс. "Он сыграл колоссальную роль в обращении большей части французов к России и тем самым внес свой вклад в будущее сближение России и Франции", - признает Шарль Корбе [85, с. 14]. Неоднократно отмечалось, что Тургенев был первым из русских писателей, убедивших западных читателей и критиков мировом значении русской литературы XIX в. Крупнейшие художники Франции, Англии и Америки не скрывали, что в определенные моменты своего творческого развития они обращались к Тургеневу как своему мэтру, осваивали его наследие и проходили школу мастерства под его воздействием.

В начале XX века некоторым критикам казалось, что Тургенев как художник отошел в прошлое, что Достоевский, Л. Толстой, Чехов и Горький будто бы отодвинули его из первого ряда мировых писателей и теперь его творческие достижения будто бы потускнели. Эти пророчества не сбылись. Льюис Синклер высказал иное: "Его немного забыли, но его время придет" [83, с. 63].

И оно действительно пришло. Читатель вспомнил о Тургеневе в связи с новыми вопросами современной общественной жизни. Миллионные тиражи его сочинений свидетельствуют о все возрастающем интересе к русскому классику. Подчеркивает значение творчества Тургенева и П. Г. Пустовойт: "Иван Сергеевич Тургенев унаследовал лучшие поэтические традиции своих предшественников - Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Его исключительное умение передать глубокие внутренние переживания человека, его "живое сочувствие к природе, тонкое понимание ее красот" (А. Григорьев), "необыкновенная тонкость вкуса, нежность, какая-то трепетная грация, разлитая на каждой странице и напоминающая утреннюю росу" (Мельхиор де-Вогюэ), наконец, всепокоряющая музыкальность его фразы - все это порождало неповторимую гармонию его творений. Художественная палитра великого романиста отличается не яркостью, но мягкостью и прозрачностью красок" [59, с. 3].

2.1 О творческом методе И. С. Тургенева

Многие литературоведы исследуют творческий метод И. С. Тургенева, его принципы художественного изображения. Так, В. В. Перхин замечает: "В начале 1840-х годов Тургенев стоял на позициях романтического индивидуализма. Они характеризуют его поэтическое творчество, в том числе известное стихотворение "Толпа", посвященное В. Г. Белинскому, с которым Тургенев особенно тесно сблизился летом 1844 г. 1843-1844-е годы были временем, когда следование принципам романтизма сочеталось с их постепенным преодолением, о чем свидетельствовало появление весной 1843 года поэмы "Параша", а также статей о "Вильгельме Телле" Шиллера и "Фаусте" Гете" [51, с. 31].

В начале января 1845 г. Тургенев писал своему другу А. А. Бакунину: "...я в последнее время жил уже не фантазией, как прежде - а более действительным образом, и потому мне некогда было думать о том, что во многих отношениях - стало для меня прошедшим" [35, с. 240]. Аналогичные мысли встречаем в статье о Гете: каждый человек в молодости пережил эпоху "гениальности", восторженной самонадеянности; такая эпоха "мечтательных и неопределенных порывов повторяется в развитии каждого, но только тот заслуживает названия человека, кто сумеет выйти из этого волшебного круга и пойти вперед" [47, с. 220-221]. С. В. Протопопов пишет о многоплановости тургеневского метода: "Складывавшийся в 40-50-х годах реалистический метод Тургенева был сложнейшим явлением. В нем явственно различимы отзвуки сентиментализма и романтизма. В колорите просвечивают также цветосочетания, которые отдаленно напоминают палитру импрессионизма. Все эти разностилевые компоненты не являются случайной примесью. По-разному воспринятые свойства живой жизни создают цельный реалистический образ".

Лирически-сентиментальная окрашенность повествования объясняется не только склонностями и пристрастиями самого писателя, но и своеобразием внутренней жизни тургеневского героя - человека культурного слоя, - разработкой любовной темы, занимающей важное место в развитии сюжета, многообразной ролью пейзажа. Выражается это в сентиментально-меланхолической настроенности отдельных описаний и эпизодов, в подборе лексических средств. Но чувства и настроения не грешат, как правило, против художественной правды.

Первая половина 40-х годов, пишет Л. П. Гроссман, "ознаменована для Тургенева борьбой двух методов в его творчестве - отмирающего романтизма и крепнущего реализма" [18, с. 549]. Вывод Гроссмана подтверждается другими исследователями (Г. А. Бялый, С. М. Петров и др.) [9, с. 52]. Судя по общей направленности их работ, разговор идет не о полном "отмирании" романтизма, а о борьбе с ним как литературным направлением и определенным типом мировоззрения. Романтизм, в глазах Тургенева, это прежде всего равнодушие к социальным вопросам, "апофеоза личности", напыщенность и вычурность...

Романтика Тургенева несет отпечаток сентиментальной меланхолии Жуковского. Но автору "Записок охотника" импонировала "сила байронического лиризма", которая в его сознании сливалась с силой "критики и юмора". Эти две "пронзительные силы" помогли художнику отпоэтизировать светлые чувства и идеалы русских людей" [55, с. 117-118]. П. Г. Пустовойт также выделяет романтическое начало в творчестве Тургенева, заметив, что оно "возникнув в ранних произведениях Тургенева, не исчезало из его творчества до последних дней жизни писателя". В эпоху господства романтизма оно проявлялось в образной системе отражения действительности, в создании романтических героев. Когда же романтизм как течение перестал быть доминирующим, Тургенев выступил с развенчанием романтических героев ("Разговор", "Андрей Колосов", "Три портрета", "Дневник лишнего человека"), но не отказался от романтики как приподнятого отношения человека к миру, от романтического восприятия природы ("Три встречи", "Певцы", "Бежин луг"). Романтика как поэтическое, идеализирующее начало стала вклиниваться в его реалистические произведения, эмоционально окрашивая их и становясь основой тургеневского лиризма. Это отмечается и в последний период творчества писателя, где мы сталкиваемся и с романтической тематикой, и с романтическими героями, и с романтическим фоном...

Сатирическое дарование писателя, - пишет он далее, - проявлялось разнообразно. Во многом следуя традициям Гоголя и Щедрина, Тургенев-сатирик отличается от них тем, что в его произведениях почти отсутствует гротеск, сатирические элементы обычно искусно вкраплены в повествование и гармонично чередуются с лирическими сценами, проникновенными авторскими отступлениями и пейзажными зарисовками. Иными словами, сатира Тургенева присутствовала всегда - и в лирической прозе его ранних произведений и поэм, и в последующих реалистических произведениях [59, с. 76-77,120].

А. В. Чичерин рассматривает реализм Тургенева в ряду русских и зарубежных писателей этого направления: "Критический реализм объединил всех наиболее выдающихся писателей середины и второй XIX века". И в литературном стиле Тургенева немало общего не только с Гончаровым, Писемским, Л. Толстым, даже Достоевским, но и с Мериме, Стендалем, Диккенсом, особенно Флобером, да и тем самым Бальзаком, которого он довольно решительно не признавал.

Это общее в такого рода интересе к частной жизни, когда все частное получает социальное, историческое значение, глубоко индивидуальное сочетается с типическим, когда роман становится конкретно постигаемой философией современной автору жизни... Читатель забирается в глубины личной жизни людей, видит их силу, их слабость, их благородные порывы, их пороки. Это - не обличие. Это, тем более, не возвеличивание. Это - умение, через эти образы, понять самое характерное из того, что происходит в реальной жизни.

Для писателей этого периода и этого направления, - отмечает исследователь, - характерна поэтическая точность, в которую входит и фактическая точность. Тщательное изучение любого объекта, проникающего в роман, становится у Флобера, у Золя своего рода культом. Но и Тургенев в изображении времени, места, деталей быта, костюма в высшей степени точен. Если начало событий "Отцов и детей" датировано 20 мая 1859 года, то не только состояние яровых и озимых отмечено в пейзаже, именно то, какое бывает в это время, но и взаимоотношения в деревне помещика с крестьянами, с вольнонаемным приказчиком, самая попытка создать ферму, - все это связано с предреформенной обстановкой в деревне…

Также, особенно для русских реалистов, современников Тургенева, очень характерна борьба против "фразы" как одного из пережитков и классицизма и романтизма, одного из проявлений литературщины…

Противодействие "фразе" заходит у Тургенева очень далеко. Оно сказывается во внутренней сущности созданных им образов. Все естественное, прямо идущее от натуры человека, из его нутра, не только привлекательно, но и прекрасно: и напористый, убежденный нигилизм Базарова, и светлая поэтическая мечтательность Николая Петровича, и страстный патриотизм Инсарова, и непреклонная вера Лизы.

Подлинные ценности в человеке и в природе, по Тургеневу, - одни и то же. Это - ясность, всепобеждающий, неустанно текущий свет т та чистота ритма, которая одинаково сказывается в колыхании ветвей и в движении человека, выражающем его внутреннюю сущность. Эта ясность не бывает показана в очищенном виде, напротив, внутренняя борьба, затмение живого чувства, игра света и тени… раскрытие прекрасного в человеке и природе не притупляет, а усиливает критицизм" [81, с. 48-50].

Уже в самых ранних письмах Тургенева выясняется идея ясной, гармонической личности - "его светлый ум, теплое сердце, всю прелесть его души… Он так глубоко, так искренне признавал и любил святость жизни… [39, с. 191]. В этих словах о только что умершем Н. В. Станкевиче - первое проявление этого постоянного основного чувства, источника тургеневского творчества. И его поэтическая природа, пейзаж в его повестях и романах всецело вытекает из этого идеала гармоничной человечности.

С этим связан и авторский идеал "простых и ясных линий", гармонической человечности в глубинах произведения искусства, в самом авторе.

Тургенев посвятил свое творчество возвышению человека, утверждал идеи благородства, гуманизма, гуманности, доброты. Вот что говорил о Тургеневе М. Е. Салтыков-Щедрин: "Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоценимую заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал "добрые чувства", то же самое мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные "добрые чувства", но те простые, всем доступные общечеловеческие "добрые чувства", в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты" [52, с. 119].

Отношения между Тургеневым и Достоевским были очень сложными, это объясняется тем, что слишком разными были они и как писатели и как люди. Однако и он в одной из своих статей прямо ставит Тургенева в ряд великих русских писателей: "Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Островский, Гоголь - все, чем гордится наша литература... И позднее, в 1870-е годы, когда уже возникла между двумя писателями полемика, Достоевский говорит по поводу нападок журналистов на Тургенева: "Много ль, скажите, родится Тургеневых-то..." [52, с. 89].

2.2 Формирование эстетических взглядов писателя

В связи с изучением произведений Тургенева исследователей интересует личность автора, его идеалы, ценности, общественные взгляды, которые нашли свое творческое воплощение в художественных произведениях.

Так, С. В. Протопопов пишет: "Взгляды И. С. Тургенева формировались под воздействием общественной жизни и передовой мысли. Любя Россию, он остро воспринимал неустроенность и кричащие противоречия действительности" [55, с. 116].

Демократические тенденции у Тургенева проявились в постановке злободневных проблем, в развитии "духа отрицания и критики", в чувстве нового, в тяготении к светлым началам жизни и в неустанной защите "святая святых" искусства - его правды и красоты.

Влияние В. Г. Белинского и его окружения, общение с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым заставляли, по меткому замечанию М. Е. Салтыкова-Щедрина, "перерабатывать" самого себя. Разумеется, нельзя переоценивать влияние идей революционного демократизма на Тургенева, но недопустимо впадать в другую крайность и видеть в нем лишь барина-либерала, безучастного к нуждам народа.

Тургенев и в старости называл себя человеком 40-х годов, либералом старого покроя.

У П. Г. Пустовойта встречаем рассуждение о том, что ко времени появления в печати романа "Рудин" уже намечалось идейное расхождение с редакцией журнала "Современник". Ярко выраженная демократическая тенденция журнала, резкая критика Чернышевским и Добролюбовым русского либерализма не могли не привести к расколу в "Современнике", отражавшему столкновение двух исторических сил, борющихся за новую Россию, - либералов и революционных демократов.

В 50-х годах в "Современнике" появляется ряд статей и рецензий, отстаивавших принципы материалистической философии и разоблачавших беспочвенность и дряблость русского либерализма; широкое распространение получает сатирическая литература ("Искра", "Свисток").

Тургеневу не нравятся эти новые веяния, и он стремится противопоставить им нечто другое, чисто эстетическое. Он пишет ряд повестей, которые были в какой-то мере антитезой гоголевскому направлению литературы (так, в письме В. П. Боткину 17 июня 1855 г. Тургенев пишет: "… я первый знаю, ou e soulier de Gogol blesse (где жмет сапог Гоголя). - Ведь это на меня Дружинин сослался, говоря об одном литераторе, который желал бы противовесия гоголевскому направлению… все это так"). Тургенев освещал в них преимущественно интимно-психологическую тематику. В большинстве из них затрагиваются проблемы счастья и долга и на первый план выдвигается мотив невозможности личного счастья для глубоко и тонко чувствующего человека в условиях русской действительности ("Затишье", 1854; "Фауст", 1856; "Ася", 1858; "Первая любовь", 1860).

С. В. Протопопов, размышляя о тургеневской эстетике, отмечает, что Тургенев, сосредоточившись на интеллектуальной, нравственной сущности своих любимых героев, на их связи с миром природы, едва касается подробностей быта и домашнего обихода. Вот почему живые, реалистические фигуры крестьян - правдоискателей и особенно образы "тургеневских девушек", кажутся как бы воздушными, насквозь просвечиваемыми. Он всем своим творчеством утверждает прекрасное в человеке. В этом сказалось влияние стихийной оптимистической романтики народа. Но был и другой источник прекрасного. Под влиянием романтики народа. Но был и другой источник прекрасного. Под влиянием эстетики Гегеля Тургенев неоднократно высказывал мысль о вечном и абсолютном значении красоты. В письме к П. Виардо от 9 сентября 1850 года есть такие строчки: "Прекрасное - единственная бессмертная вещь, и пока продолжает еще существовать хоть малейший остаток его материального проявления, бессмертие его сохраняется. Прекрасное разлито повсюду, его влияние простирается даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности; здесь оно более всего говорит разуму" [35, с. 500].

Свой идеал красоты Тургенев строил на земной, реальной основе, чуждой всему сверхъестественному, мистическому. "Я не выношу неба, - писал он П. Виардо в 1848 году, - но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту... все это я обожаю. Что до меня - я прикован к земле. Я предпочту созерцать торопливые движения утки, которая влажной лапкой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено, всему, что херувимы... могут увидеть на небесах" [35, с. 460]. Это признание Тургенева, как заметил С. М. Петров, по материалистической своей основе родственно позиции В. Г. Белинского [52, с. 44-45].

Любовью к "посюстороннему", к подлинно человеческому одержимы и герои Тургенева. "Меня, - рассказывает Н. Н. ("Ася"), - занимали исключительно одни люди… лица, живые, человеческие лица - речи людей, их движения, смех - вот без чего я обойтись не мог... Меня забавляло наблюдать людей... да я даже не наблюдал их - я их рассматривал с каким-то радостным любопытством" [55, с.119-120].

Свои творческие принципы Тургенев выразил в следующих словах: "Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями". Писателю, утверждал он, необходимо учиться у природы и добиться простоты и ясности очертаний, определенности и строгости рисунка. В "Современных записках" Тургенев писал о творчестве И. Витали: "… все его фигуры живы, человечески прекрасны… Он в высокой степени одарен чувством меры и равновесия; его художественный взгляд ясен и верен, как и сама природа". Чувство "истины и простоты", "меры и равновесия" [32, с. 304-305] было свойственно самому Тургеневу.

Он резко отзывался о произведениях, которые, как он выражался, "пахнут литературой", "гремят всеми громами риторики" и настойчиво пропагандировал тезис Белинского о том, что с простотой вымысла в подлинно художественном произведении соединяется совершенная истина жизни" [55, с. 57].

Природа, говорил создатель "Записок охотника", раскрывает свои тайны тому, кто смотрит на нее "не с какой-нибудь исключительной точки зрения", а так, как на нее смотреть должно: "ясно, просто и с полным участием". А это значит, что настоящий художник наблюдает "умно, добросовестно и тонко" [39, с. 416]. "Попробуйте понять и выразить, что происходит хотя бы в птице, которая смолкает перед дождем, и вы увидите, как это нелегко", - говорит Тургенев [34, с. 417]. Много лет спустя в письме к Е. В. А. (1878) он ставит подобную же задачу: "…вы едва ли поверите, что правдиво и просто рассказать, как, например, пьяный мужик забил свою жену, - не в пример мудренее, чем составить целый трактат о женском вопросе" [55, с. 96].

3. Особенности тургеневского стиля

Многие литературоведы, в частности, А. Б. Чичерин, делают предметом исследования тургеневский стиль в целом. В работе "Тургенев, его стиль" он выделяет следующее: "Стили авторов, весьма отдаленных в пространстве, а иногда и во времени, то тесно смыкаются, то друг из друга выходят, то как-то иначе родственны друг другу. И наоборот. Сплошь да рядом два писателя одной национальности, одного времени, того же общественного класса внутри стиля, с исходных позиций так перечат друг другу, как строптивые и несговорчивые близнецы. Так… Тургенев, идущий в одном ряду с Достоевским, Толстым, Писемским, Гончаровым, в самом корне своего стиля был противоположен каждому из них. Из традиций Пушкина Тургенев извлекал совсем другие мелодии, нежели Достоевский, - мелодии гармонические и ясные. В будущее он нес и несет нечто совсем иное, чем его великие современники, принцип трепетной отзывчивости и моцартовской чистоты звука".

Чичерин задается вопросом: "В чем же сущность тургеневского стиля?" [81, с. 28].

"Дадутся ли мне простые, ясные линии?.." Эта мысль тревожила Тургенева в день его тридцатичетырехлетия, 9 ноября 1852 года, когда он, сознавая свой возраст, созданное и все, что нужно будет создать, переживал глубокую потребность "раскланяться навсегда со старой манерой", "пойти другой дорогой", "найти ее", хотел бы со всею силою вдохнуть в себя "строгую и юную красоту пушкинского духа" [48, с. 77-78].

Идеалу простых и ясных линий многое, почти все противоречило в современной Тургеневу литературе.

Видя в поэзии Тютчева продление пушкинской эпохи, Тургенев устанавливает свое мерило поэтической ценности: "соразмерность таланта с самим собою", "соответственность его с жизнью автора", вот что "в полном развитии своем составляет отличительные признаки великих дарований". Только те произведения, которые "не придуманы, а выросли сами", - настоящие произведения искусства". Из отрубленного, высохшего куска дерева можно выточить какую угодно фигурку; но уже не вырасти на том суке свежему листу, не раскрыться на нем пахучему цветку… Горе писателю, который захочет сделать из своего живого дарования мертвую игрушку, которого соблазнят дешевый триумф виртуоза, дешевая власть его над своим опошленным вдохновением".

Эта теория возносит роль автора очень высоко и некоторым образом сводит ее на нет. В авторе, в жизни его духа, в сокровенном его бытии - источник настоящего творчества. Произведения искусства - такая же живая часть автора, как его сердце, как его рука.

Никакие протезы в искусстве невозможны, недопустимы. В тоже время предмет искусства - человек, общество, природа. Это - могущественные и полноправные объекты. Тургенев постоянно свидетельствовал о том, что только из того, что он видит, рождается его образ, из образа выходит идея. Ни в коем случае не обратно. Поэтому автор, как личность, во власти поэтической правды, а поэтическая правда - сочетание объективной действительности и не зависящей от воли автора жизни его разума и сердца.

3.1 Объективность повествователя

В романах и повестях Тургенева нет того ищущего, мыслящего, сомневающегося, утверждающего автора, которого так любит русский читатель в романах Достоевского и Льва Толстого (в романах Гюго, Диккенса и Бальзака). Автор в романах и повестях Тургенева не столько сказывается в идее, сколько в самом повествовательном стиле, в полном его соответствии предметной правде и самому себе, то есть поэтическому миру автора. Это совсем не значит, что произведения Тургенева "безыдейны". Их идейность по природе своей более принадлежит самой жизни, свободна от заранее известных намерений автора. Его гораздо более занимала и восхищала в открытом им новом типе людей цельность, внутренняя собранность этого явления (в его предельном, образном выражении); согласие или несогласие с мыслями и поведением такого персонажа не имела для автора значения. Это-то и вызвало недоумение и разнобой в критике.

В повестях Тургенева в роли рассказчиков постоянные варианты этого самоустраняющегося персонажа. В "Первой любви" - трепетный, тончайший лиризм в образе Вольдемара, вспоминающего себя подростком. Но и в этом случае истинное скрытое действие повести идет мимо рассказчика.

Беспощаден автор к этой группе своих героев, и в тоже время между ним и ими глубоко проникающая связь. В заключительных строках, в позднейшем чувстве, в сознании всего, что они испытали и видели, они возвышаются до светлой его открытости, его ясности, полного любви понимания людей и жизни.

Устраненность от главного действия придает очевидцам событий характер заинтересованной, тревожной, лирической объективности. Все их трогает, задевает за живое, и все-таки жизнь идет мимо них. В романах Тургенева нет такого промежуточного звена - пожилого человека, сознающего свои непоправимые ошибки, видящего, что все истинно прекрасное было когда-то и растаяло, оставив в памяти след, неизгладимый, манящий и скорбный. И автора в романах почти неприметно.

"Романист знает все" - это замечательная по своей категоричности формула Теккерея. У Тургенева романист прежде всего и больше всего видит, и в том, что зрение его не обманывает, он не сомневается нисколько. Но конечный смысл того, что он видит, обычно представляется ему загадкой. И его не столько занимает решение загадки, сколько углубление в нее, раскрытие всех ее оттенков, - ясность понимания загадочности явлений.

3.2 Диалогичность

Весь стиль Тургенева диалогичен. В нем - постоянная оглядка автора на самого себя, сомнения в сказанном им слове, он потому и предпочитает говорить не от себя, а от рассказчика в повестях, от лица героев в романах, расценивая всякое слово как характерное, а не как истинное слово.

Поэтому диалог в чистом виде - главный инструмент в оркестре тургеневского романа. Если в действии романа преимущественно сказываются обстоятельства и конфликты частной жизни, то в диалоге обнаруживаются глубокие идейные противоречия. Каждый говорит по-своему вплоть до манеры произношения отдельных слов, потому что мыслит по-своему, наперекор своему собеседнику. И в то же время это индивидуальное мышление социально типично: так мыслят и многие другие люди.

Автора привлекает не правота того или иного собеседника, а убежденность спорящих, их умение в воззрениях своих и в жизни занимать крайние позиции и идти до конца, умение выразить свое мировоззрение в живом русском слове.

3.3 Особенности сюжетостроения

С. В. Протопопов замечает: "Сложнейшие общественные явления в сжатом, лаконичном романе Тургенева преломляются и отражаются в индивидуальной судьбе героя, в особенностях его мировоззрения и чувств. Писатель отказывается от широкой исторической панорамы с множеством действующих лиц и развернутыми описаниями их жизненного пути. Отсюда простота фабулы его романов, отображающих глубинные процессы жизни" [55, с. 120].

Мопассан вспоминал о последних годах жизни Тургенева: "Несмотря на свой возраст, свою почти завершившуюся карьеру, он имел самые прогрессивные взгляды на литературу, отвергая устарелые формы романа с комбинациями драматическими и учеными, требуя, чтоб они воспроизводили жизнь - ничего, кроме жизни, без интриги и запутанных приключений" [86, с. 147].

Продолжая эту мысль, В. Шкловский писал: "Сюжеты произведений Тургенева отличались не только отсутствием интриги и запутанных приключений. Главное отличие их состояло в том, что "идеал" возникает в произведениях Тургенева в результате анализа типов, которые поставлены писателем в определенные отношения между собою" [86, с. 214].

О сюжете замечает и А. В. Чичерин: "Сюжет повести и романа Тургенева именно в том и заключается, чтобы установить такую весьма жизненную ситуацию, в которой бы личность человека раскрывалась во всей ее глубине. Без сюжета поэтому нет образа, нет и стиля. И сюжет нужен осложненный, по меньшей мере двойной, чтобы в крутом пересечении разнонаправленных линий образовались средоточия и взрывы.

Если бы в повести "Первая любовь" все ограничилось теми переживаниями Вольдемара, которые занимают первые главы, образ Зинаиды, полный обаяния, был бы лишен трагической глубины. В строении напряженного, осложненного сюжета сказывается уменье видеть связи, противоречия, вести читателя в глубины характеров, в глубины жизни.

Первые звенья сюжетосложения в тургеневском романе - в гнездовом строении образа, которое требует предысторий" [81, с. 53].

На это обращает внимание и С. Е.Шаталов: "Тургенев предпочитал изображать уже сформировавшиеся характеры… [83, с. 302]. Из этого следует вывод: раскрытие вполне сложившихся характеров являлось ведущей творческой установкой Тургенева. Можно считать отличительным признаком его художественного мира стремление писателя к рассказу о том, как вполне сложившиеся люди вступают во взаимоотношения, и показу того, как их характеры обусловливают эти отношения и одновременно раскрываются в своем существе.

Сказанное не означает, что Тургенев будто бы не учитывал предыстории решающего конфликта или его не интересовал самый процесс того преобразования характера, когда одни устойчивые черты в потоке жизненных впечатлений как бы различаются, а взамен из осадка повседневных впечатлений образуются иные, и в результате человек не только по своим духовным признакам, но внешне резко меняется и становится фактически другой личностью.

Напротив, Тургенев всегда учитывал подобную предысторию. Его собственные признания и многочисленные свидетельства современников убеждают в том, что он в ряде случаев вообще не мог приступить к завершающей фазе творческой работы, к изложению в целостном связном повествовании собственного замысла, пока не уяснял до конца (в особого рода "формулярах", в развернутых характеристиках, в дневниках от имени героя), каким путем и какие черты натуры героя сформировались в прошлом.

3.4 Психологический подтекст

Как отмечает С. В. Протопопов, "в поэтике Тургенева нет прямого и непосредственного воспроизведения психологического процесса во всей его сложности и текучести. Он показывает по преимуществу результаты интеллектуально-нравственной деятельности персонажа" [55, с.121-123].

Толстой, сосредоточиваясь на непосредственном изображении духовной жизни, как бы зажигает внутри человека фонарь, который освещает закоулки внутреннего мира, радости и горечи работающей, ищущей истину души. Тургенев избирает более простой способ. Человек изображается им в самый важный и решающий момент своей жизни, когда чувства и мысли предельно обострены и обнажены. "На этот момент, - заметил еще Ю. Шмидт, - он наводит яркий луч света, между тем как все остальное отодвигается в тень. Он не прибегает к микроскопу, глаз его остается на надлежащем расстоянии; таким образом не нарушаются пропорции" [55, с. 45].

В драматических произведениях 40-х годов, а затем в повестях и романах писатель ввел так называемый подтекст. Этот второй, скрытый психологический план действия, нашедший продолжение в драматургии Чехова, воспроизводил невысказанный "трепет чувств", создавал интимную лирическую ситуацию, в которой явственно ощущалась нравственная сила и красота простого человека. Наиболее отчетливо "внутреннее действие" обнаруживается в зарождении и развитии любви. Она угадывается за словами и поступками в потаенной "истоме счастья", в душевной тревоге. Такова, например, сценка в "Накануне", передающая скрытый, интимный "разговор" без слов Елены и Инсарова в присутствии всех членов семейства Стаховых.

Своеобразие манеры романиста метко определено его современником С. Степняком-Кравчинским: "Тургенев не дает нам таких цельных, словно высеченных из одного куска, фигур, какие смотрят на нас со страниц Толстого.

Его искусство похоже скорее на искусство живописца или композитора, нежели на искусство скульптора. У него больше колоритности, более глубокая перспектива, более разнообразное чередование света и теней, больше полноты в изображении духовной стороны человека. Действующие лица Толстого стоят перед нами до такой степени живыми и конкретными, что, кажется, их узнаешь при встрече на улице; действующие лица Тургенева производят такое впечатление, как будто перед вами лежат их задушевные признания и частная переписка, раскрывающая все тайны их внутреннего бытия" [55, с. 63].

Из всего сказанного вытекает неповторимо оригинальная особенность тургеневской прозы - воспроизведение изменчивых, мгновенных признаков во внешнем мире и в переживаниях героев, что позволило простыми приемами передать полноту и текучесть живой жизни.

Тонко подобранными характеристическими деталями Тургенев показывает, как изменяется тот или иной предмет, как развивается сюжетная ситуация, как совершается мгновенное преобразование всего человека.

Для Тургенева главная и едва ли не единственная цель - изображение именно внутренней жизни человека. Как художника его отличает интерес к подробностям движения характера не только под определяющим воздействием среды, но и в результате довольно устойчивого самостоятельного внутреннего развития героев, их нравственных исканий, раздумий о смысле бытия и т.п.

Очень верным представляется вывод Ю. Г. Нигматуллиной: "С одной стороны, - пишет исследовательница, - Тургенев стремится выяснить социально-исторические закономерности и национальное своеобразие народа, определяющее характер человека, его общественную ценность, выявить в судьбе каждого человека "наложенное историей, развитием человека". Так появляется образ русского общественного деятеля (Рудин, Базаров, Соломин и др.) С другой стороны, Тургенев говорит о власти над человеком внеисторических, стихийных "вечных" загадок любви и смерти, осознает "совершение каких-то вечных, неизменных, но глухих и немых законов над собою" [47, с. 13-14].

Об этом пишет и В. Д. Пантелеев: "Взгляд И. С. Тургенева на человеческую личность как на развитие многослойное (а не социально однонаправленное) дает нам ключ к пониманию и объяснению своеобразия психологизма писателя. Два наиболее общих слоя в этом сложнейшем человеческом образовании - это натуральное и социально-историческое… Поскольку Тургенев придавал большое значение иррациональным глубинным силам натуры, их необъяснимому таинственному воздействию на судьбу человека, постольку, естественно, он и не стремился исследовать психику человека во всех подробностях и едва уловимых движениях, как это делает, например, Толстой. Для Тургенева таинственное, до конца непознаваемое не может быть обозначено точным словом. Поэтому писатель фиксирует не психологические процессы, их зарождение, развитие, а их симптомы" [50, с. 34].

Еще одной отличительной чертой тургеневского психологизма С. Е. Шаталов считает тот настойчивый поиск в современных художнику русских людях облагораживающего начала, который был характерен для всего творческого пути Тургенева. Он искал в людях то, что возвышает их над прозой обыденщины и приближает к гуманным общечеловеческим идеалам.

.5 Время в произведениях Тургенева

Место и время - точные масштабы повестей и романов Тургенева. Время устанавливает ясные, но часто только подразумевающиеся связи между частной жизнью общества.

"Тургенев - виртуозный мастер той игры со временем, которая по-новому проявляется в романе XX века", - подчеркивает Чичерин. Тогда как Достоевский нагромождает в один день события, не могущие в одном дне уместиться, и этим готовит потрясения и взрывы, тогда как Толстой ведет волну времени широко и плавно, вливая происшествия частной жизни в события истории, смешивая то и другое, Тургенев упивается поэзией времени, как и трепетанием света в листве. В мелькании времени, будь то несколько минут, когда Вольдемар, растягивая пряжу, любуется Зинаидой, или даль восьми лет, сквозь призму которых Лаврецкий видит самые прекрасные дни своей жизни, в самом этом течении вечно струящегося, вечно обрывающегося и в памяти пребывающего времени сказывается нечто поэтическое и прекрасное. Время не затушевывает, не подрывает чувство, во времени оно становится омытым и проясненным. В заключительных аккордах тургеневских романов и повестей отступление во времени дает автору ту ясность взора, то очищенное беспристрастие, которое представляет и характеры и события в совершенно новом их облике. Игра со временем у Тургенева естественна, внутренне необходима, она входит в состав "простых и ясных линий" его прозы, она ее обогащает и возвышает.

3.6 Тургеневские характеры

Тургеневым создано огромное число характеров. В его художественном мире оказались представлены практически все основные типы русской жизни, хотя и не в том соотношении, какое они имели в действительности. Имеется определенное расхождение между характерологией и сюжетологией Тургенева - первая значительно богаче и полнее второй. В отличие от писателей, предпочитавших изображать быт, в отличие от тех художников "натуральной школы", у которых характер занимал, в сущности, служебное положение и выглядел как своего рода отпечаток социальных обстоятельств, Тургенев отказывался изображать человека только как пассивный продукт определенных общественных отношений. Его внимание в основном сосредоточилось на изображении характеров людей, осознавших разобщение со своей средой или утверждавших самыми различными средствами свое неприятие той среды, из которой они выдвинулись. Тургенев принципиально отвергал мнение, будто бы то, что еще не сложилось, не примелькалось во множестве вариантов, не повторилось десятки раз, - это не тип: в отличие от Гончарова он стремился возвести в тип именно рождающееся, едва обозначавшееся в русской жизни.

Персонажи Тургенева представляют главным образом дворянство и крестьянство - два основных сословия, на которых держалось самодержавно-крепостническое государство. Другие воссозданы в художественном мире Тургенева с большой избирательностью.

Духовенство нашло слабое отображение в прозе Тургенева, в романах Тургенева персонажам из духовенства достается роль своего рода живых обстоятельств: они присутствуют там, где их отсутствие выглядело нарушением правдоподобия, но никаких индивидуальных и типических примет не получают.

Столь же незначительное место в художественном мире Тургенева занимают персонажи из купечества. Они никогда не выступают в главной роли, а упоминания о них всегда кратки и ориентируют читателя на социально типическое в натуре подобных персонажей.

Неполно представлены и такие слои русского общества, как фабричные рабочие, мастеровые, ремесленники, мещанство, городские низы. Только в романе "Новь" дается очерк фабрики, описываются фабричные рабочие, упоминается о рабочих кружках, которые создана народниками. Тем не менее и в "Нови" персонажи из этих социальных слоев остаются на заднем плане, в прозе Тургенева человек из городских низов ни разу не стал героем произведения, с судьбою которого связывалось бы раскрытие важных общественных вопросов.

Более широко представлено русское чиновничество, хотя чиновники также не заняли положения главных героев. У Тургенева чиновник - почти всегда дворянин, владелец благоприобретенного или наследственного поместья, он всегда так или иначе связан с усадебным дворянством.


Скачать архив (52.6 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: