Главная » Литература |
Оглавление Введение Глава 1. Становление С. Есенина как поэта-лирика «бревенчатой избы» .1 Есенинская поэтическая одухотворенность мира, его правдивость .2 Любовь к человеку, к народу, к Родине в творчестве С. Есенина Глава 2. Символика цвета в лирике С. Есенина .1 Цветная лирика юности .2 Цвет революции в стихах поэта .3 Расцвет поэтического творчества С. Есенина .4 Цвета любви .5 Краски уходящей юности, безысходности, драматичности Заключение Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Творчество Сергея Есенина почитаемо и любимо народом. Оно отразило красоту родной земли. Его стихи зовут к добру и свету, воспитывают чувство красоты, любовь к Родине, требовательное отношение к себе, правдивость и искренность. Они являются для нас не только источником радости, предметом эстетического наслаждения, но и фактором большой нравственной силы, потому что в их основе лежит высокая человечность. Целостный подход к наследию Есенина предполагает трезвую, критическую оценку тех его произведений, которые связаны с трудными моментами его биографии, которые отразили противоречивое восприятие им сложных социальных процессов. Мы глубоко чтим и восхищаемся всем тем, что навеки породнило Есенина с Русью, с её историческими эпохами и с великими гуманистическими традициями русской поэзии. Много ученых и искусствоведов изучали творчество С. Есенина, его жизненный путь. В реферате использованы труды доктора филологических наук И. С. Эвентова, который воссоздал весь жизненный путь С. Есенина. Описал его детство, учение, жизнь в Москве, Петрограде, участие в войне, в революции 1917г., его путешествие в Европу и Америку, любовь к Айседоре Дункан, его жизненную драму, роковые дни. Приводятся выдержки из критико-биографического очерка о С. Есенине Корнелия Зелинского с дореволюционными стихами, размышления Захарова А.Н. о поэтике Есенина. Подробно описано творчество поэта Прокушевым Ю. « Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха». Приводятся стихи послереволюционного периода в жизни С. Есенина, опубликованные в книге Т. С. Аверкиной. Целью данного реферата является изучение символики цвета в лирике С. Есенина. Этот стилистический приём связан у него с романтизацией деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования. Образы людей, животных, природы носят зрительный, красочный характер. Есенин словно направляет на изображаемый предмет ярчайшие краски чистых и сильных тонов. Для изучения символике цвета в лирике С. Есенина положен принцип поэтапного жизненного пути, становления характера, влияние политических событий на его творчество, незащищенность поэта перед трудностями жизни и быта, которые встретились на его пути. Может быть, под влиянием внезапных разочарований, душевной усталости, Есенин и оборвал свою жизнь. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Всё равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. С. А. Есенин «Спит ковыль. равнина дорогая…» Глава 1. Становление С. Есенина как поэта - лирика «бревёнчатой избы» .1 Есенинская поэтическая одухотворённость мира, его правдивость С. Есенин родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. Все детство его прошло в деревне. Бабка водила Сергея с 8 лет по разным монастырям. В доме ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, обладавший прекрасной памятью, зная великое множество народных песен, а старуха приживальщица, ухаживая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Большой след оставили в его памяти деревенская улица, дружба с мальчишками, участие в крестьянских работах. На всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы: холмистый берег Оки, избы с соломенными крышами, церковь в центре села, стройные многолетние берёзы с множеством грачиных гнезд, огромные луга, усеянные цветами. Любимыми воспоминаниями поэта были выезды в ночное, сенокосы. Он был озорником, с ребятами делали набеги на сады и огороды, лазил по деревьям, играл в лапту. С пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. В девять лет он поступает в Константиновское земское четырёхгодичное училище, которое закончил в 1909 году с отличием. Первые стихи Сергей написал в 9 лет, но сознательное творчество он сам относит к 16-17 годам, когда заканчивал церковно-учительскую школу. В лирических стихах Есенина обращает на себя внимание одухотворённость мира. Предмет, который он рисует, и прежде всего природа, всегда движется. Месяц, который сравнивается с кудрявым ягненочком, «гуляет» в голубой траве. Рога месяца, отразившегося в затихшем озере, «бодаются» с осокой. Если взглянуть на озеро «с тропы далекой», то покажется, что «вода качает берега». Полынь не пахнет, а «веет запахом», сад не цветет, а «пышет, как пенный пожар» и т.д. Тучи - как озера, Месяц - рыжий гусь. Пляшет перед взором Буйственная Русь. Дрогнул лес зеленый, Закипел родник. Здравствуй, обновленный Отчарь мой, мужик! Или: На корточках ползали слухи, Судили, решали шепча. И я от моей старухи Достаточно их получал Однажды вернувшись с тяги, Я лег подремать на диван. Разносчик болотной влаги, Меня прознобил туман. В жизни Есенина происходило много событий, встреч, разочарований. Его тяготила жизненная неустроенность, назойливость лжедрузей. Он осознавал загубленность молодости. Это был период декаденства в творчестве Есенина. «У собратьев моих, - писал он, - нет чувства Родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно все». Все это пагубно отразилось на его творчестве. В лирике Есенина возникли кабацкие, «разгульные», озорные мотивы. Герой его стихов все чаще выступал в образе ночного гуляки, сорванца, повесы, скандалиста: Я московский озорной гуляка. По всему тверскому околотку В переулках каждая собака Знает мою легкую походку. Или: Низкий дом без меня ссутулится, Старый пес мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, судил мне бог. Есенин быстро разобрался в своих лжедрузьях, ушел от декаденства. Но старые связи, назойливые домогания непрошенных гостей портили ему жизнь до конца его дней. И уже говорю я не маме, А в чужой и хохочущий сброд: «Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтрему все заживет!» В декабре 1923 году он печатает стихотворение «Пускай ты выпита другим…», в котором говорит: Я сердцем никогда не лгу, И потому на голос чванства Бестрепетно сказать могу, Что я прощаюсь с хулиганством. 1.2 Любовь к человеку, к народу, к Родине в творчестве С. Есенина есенин поэт цвет лирика Все поэтические образы Есенина движутся, превращаются, а человек и природа неразделимы. Однако мысль о том, что мир и человек находятся в дороге, подводила поэта к другой мысли - о конце этого движения, о смерти. В пятнадцать лет он написал стихи о прекрасной девушке, которая поила коня «из горстей в поводу». Заканчивает свое стихотворение сценой, как эту девушку несут мимо его окон хоронить. Такова правда жизни у Есенина: красивое, как и вся жизнь, скоротечно, непрочно. Горький акцент сопровождает лирику Есенина на всем ее пути. …Теперь года прошли. Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по иному… …Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть… …Мы теперь уходим понемногу В ту сторону, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Или в стихотворении «Стансы»: …Хочу я быть певцом И гражданином, Чтоб каждому, Как гордость и пример, Был настоящим, А не сводным сыном - В великих штатах СССР. Даже поездка в Европу и Америку с любимой женщиной Айседорой Дункан тяготила Есенина. Ему хотелось домой, в обновленную Россию, в ширь степей, глубину озер, где все знакомо до боли и радует душу. Возвращение на Родину было праздником для поэта: родились стихи «Мой путь». …Устав таскаться По чужим пределам, Вернулся я В родимый дом. Зеленокосая, В юбчонке белой Стоит береза над прудом. Много красоты и богатства таится в глубоко человечной лирике Есенина. Удивительна способность поэта раскрывать прелесть самой жизни, заражать его великой любовью к Родине, которую он умеет вложить решительно во все, что изображает: и в березку, и в поле, и в сноп соломы. Социальная сторона жизни деревни, революция, классовые противоречия, не питало его чисто лирических впечатлений. Общедемократические и гражданские мотивы звучат в стихах «Капли», «У могилы», «Кузнец», «Русь», поэме «Марфа Посадница». Однако главным, что будило поэтическое восхищение у Есенина, откуда он брал краски, образы, - была «древляя», патриархальная Русь, с ее кротостью и буйством, смирением и широтой, с ее прелестью естественных отношений. …Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок - ветер по самые плечи Заголил на березке подол… Или: …Да сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Восхищаться уже я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души… Далее он пишет: Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. И уже в 1925 году, за несколько месяцев до смерти, С. Есенин пишет стихи о полевой России. Он, наконец - то понял, что прогресс не повернуть назад, что «тележная», «соломенная» Россия должны уйти в прошлое. А он будет любить Россию обновленную, потому что она - его Родина. …Мне теперь по душе иное… И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны. Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь… Глава 2. Символика цвета в лирике С. Есенина .1 Цветная лирика юности Красота родной природы, деревенский быт, широта души русского человека воспитали Есенина как поэта - лирика. Его поэзия многоцветна и очень гармонично сливается с его внутренним миром. В его первых стихах преобладают голубые, алые, зеленые тона. Есенин воспевает Русь, деревенское бытие. Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Его ранняя поэзия в этот период спокойная, безмятежная. Выткался на озере алый цвет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где - то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло. В 1911 году Есенин переезжает в Москву. Но город привлекает его как место, где можно заняться литературным образованием и опубликовать свои стихи. Он чужд поэту. «Москва, - писал он, - это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга. Здесь нет ни одного журнала. Положительно ни одного. Есть, но которые только годны на помойку, вроде «Вокруг света», «Огонек». В этот период в его стихах появляются резкие, контрастные цвета. …Бродил я в каменной пещере, Как искушаемый монах. Как муравьи, кишели люди Из щелей выдолбленных глыб, И, схилясь, двигались из груди, Что чешуя скорузлых рыб. 2.2 Цвет революции и войны в стихах поэта Благотворное действие оказало пребывание в московской рабочей среде. Есенин знакомится с наборщиками, печатниками, переплетчиками, среди которых было не мало потомственных пролетариев. Сам устраивается на работу в типографию. В марте 1913 года Есенин участвует в забастовке протеста против гонений на пролетарскую печать. Была закрыта властями большевистская газета «Наш путь». События эти отразились в поэзии Есенина. В стихотворении «Кузнец» он призывает рабочих сбросить с себя постыдный страх, «…разогнать черные тучи, хмурые дни…», за которыми для всех «…засияет блеск солнца в голубом сиянье дня…». Душно в кузнице угрюмой, И тяжел несносный жар, И от визга и от шума В голове стоит угар. К наковальне наклоняясь, Машут руки кузнеца, Сетью красной рассыпаясь, Вьются искры у лица. Взор отважный и суровый Блещут радугой огней, Словно взмах орла, готовый Унестись за даль морей… Куй, кузнец, рази ударом, Пусть с лица струится пот. Зажигай сердца пожаром, Прочь от горя и невзгод! Закали свои порывы, Преврати порывы в сталь И лети мечтой игривой Ты в заоблачную даль. Там вдали, за черной тучей, За порогом хмурых дней. Реет солнца блеск могучий Над равнинами полей. Тонут пастбища и нивы В голубом сиянье дня, И над пашнею счастливо Созревают зеленя. Взвейся к солнцу с новой силой, Загорись в его лучах. Прочь от робости постылой, Сбрось скорей постыдный страх. /1914/ В одном из писем образным языком, но достаточно прозрачно говорится о настроениях поэта, вызванных террором властей, и о том, что можно ждать впереди. «Печальные сны охватили мою душу. Злой рок обманул, и деспотизм еще будет владычествовать, пока не загорится заря. Сейчас пока меркнут звезды, и расстилается тихий легкий туман, а заря еще не брезжит, но всегда перед этим или после этого угасания владычества ночи, всегда бывает так. А заря недалека, и за нею светлый день….» Началась война 1914 года. Есенин видел, какое опустошение приносит она России, русской деревне. На сенокосе не хватало мужских рук, часть урожая погибала под дождем. А когда стало известно о разгроме русских войск в Восточной Пруссии, о многих тысячах жертв, он легко вообразил себе трагедию женщин, потерявших на фронте мужей, кормильцев, отцов своих детей. В его творчестве появляются седые черные краски, красная - цвет крови, белые, печальные тона. Понакаркали черные вороны: грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину. В стихотворении «Узоры» он рисует трагедию этих лет. Девушка в светлице, вышивает ткани, На канве в узорах конья и кресты. Девушка рисует мертвых на поляне, На груди у мертвых - красные цветы. …В трепетном мерцанье, в белом покрывале Девушка, как призрак, плачет у окна. 2.3 Расцвет поэтического творчества С. Есенина Москва тяготит Есенина. Он переезжает в Петербург. Встречается с редакторами, поэтами. Познакомился со многими писателями, ходил на творческие вечера. Со временем он стал более разборчив в своей дружбе, связях. Он явственнее приближался к демократическому лагерю литературы. Он познакомился с Блоком, а позднее с М. Горьким, В. Маяковским, В. Шишковым, П. Орешиным. Его стихи начинают печатать в журналах. В 1916 году вышла его книга «Радуница». Это был великий праздник для поэта. Ему было всего 21 год. Простота языка, реализм, близость к фольклору, задушевность авторского голоса, непосредственность чувства - все это отличало Есенина от других поэтов. О нем заговорили как о самобытном поэте - лирике, творце «дивных красок», художнике с будущим. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. «Береза». Поэзия Есенина связана с романтизацией деревенского бытия и стремлениям выразить красоту сильного лирического чувствования. Это чувства восхищения природой, влюбленностью в женщину, любви к человеку, к жизни, к красоте бытия вообще. Эти образы чаще всего носят зрительный , красочный характер. Есенин словно направляет на изображаемый предмет ярчайший спектр самых чистых и сильных тонов. Если Есенин говорит о том, что и его коснулся новый свет, то «все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». Вообще «золотой» и «синий» - самые любимые цвета поэта. Золотой блеск переливается в его стихах, переходя от солнца к соломе, волосам, молодости, жизни, женщине и т.д.: «сердце станет глыбой золотою», «Эх ты, молодость, буйная молодость, золотая сорвиголова!». «Синий свет, свет такой синий! В эту синь даже умереть не жаль». Синее струится во всем: «синий май», «несказанное, синее, нежное…», «Предрассветное. Синее. Раннее…», «воздух прозрачный и синий…» и т.д. Золотое становится «желтым», синее - голубым, на листьях крапивы - «яркий перламутр». Цвета характеризуют предмет, смешиваются, играют. О Русь - малиновое поле О синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. «Запели тесаные дроги…» Революция 1917 года открыла Есенину путь к массовому читателю. Он выступает в концертных залах, в Академии художеств, на литературных вечерах. Революцию он принял с восторгом. Поэт внутренне был уже подготовлен к ней, весь его человеческий темперамент гармонировал с Октябрем. Рождаются стихи «Небесный барабанщик». Смыкайтесь же тесной стеною! Кому ненавистен туман, Тот солнце корявой рукою Сорвет на златой барабан. Сорвет и пойдет по дорогам Лить зов над озерами сил - На тени церквей и острогов, На белое стадо горилл. Осенью 1918 года Есенин написал стихи по случаю открытия мемориальной доски на Кремлевской стене у могил героев Октябрьской революции. В стихах цвет красных зарниц, золотого солнца, утренней зари, ассоциирующие с переменами в стране. Спите, любимые братья! Снова родная земля Неколебимые рати Движет под стены Кремля. Новые в мире зачатья, Зарево красных зарниц… Спите, любимые братья, В свете нетленных гробниц. Солнце златою печатью Стражем стоит у ворот… Спите, любимые братья, Мимо вас движутся ратью К зорям вселенским народ. «Кантата». В этот период жизни он встречается с Дзержинским, Свердловым, Луначарским, Калининым. 2.4 Цвета любви Как все люди С. Есенин влюблялся и был любим. Очень много стихов он посветил женщинам, матери, любви. Эти стихи переливаются всеми цветами радуги. Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато - карий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. …Только б тонкой касаться руки И волос твоих цветом в осень. Что желать по житейскую ношею, Проклиная удел свой и дом? И хотел бы теперь хорошую Видеть девушку под окном. Чтоб с глазами она васильковыми Только мне - Не кому - нибудь - И словами и чувствами новыми Успокоила сердце и грудь. Любовь представала его взору как убежище от метели и бед, как подарок судьбы: Ах, метель такая, просто, черт возьми, Забивает крышу белыми гвоздями. Только мне не страшно, и в моей судьбе Непутевым сердцем я прибит к тебе. «Ах, метель такая…» 2.5 Краски уходящей юности, безысходности, драматичности Повзрослевший поэт грустит о быстротечности времени, в стихах проглядывает грусть. Ему жаль своей жизни прожитой в гульбе и кутежах, загубленной молодости. В стихах появляются краски осени, увяданья, «свинцовой свежести полынь», он как бы прощается с юностью. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? не ты ль приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Или: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Молодая Россия строится, развивается промышленность. Он вроде бы хочет перемен, как истинный патриот, но с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину. Его творчество снова окрасилось в тона безысходной драматичности, пессимизма. Спи ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. ... И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на Родине любимой, Все любя, спокойно умереть. Заключение Приведенные наблюдения приводят к выводу: Есенин вырос в традиции народного, классического русского стиха. Он был деревенским мальчиком с мягким характером и лиричной душой. Он умел подмечать красоту природы, человеческую жизнь, политические и экономические изменения в стране. Свои чувства он выражал в стихах. Они были одухотворенными. Предметы, которые он рисует, и прежде всего природа, всегда движутся. Он очень много пишет стихов о природе, красоте полей, убогости деревни, подмечает жизненные эпизоды, одушевляет животных. Жизнь в городе его тяготила. Он жил там только потому, что ему хотелось напечатать свои стихи, учиться литературе, ему нужно было встретиться с писателями и поэтами, с аудиторией слушателей. В жизни Есенина происходило много событий, встреч, разочарований. Его тяготила жизненная неустроенность, назойливость лжедрузей, дружеские попойки. Он осознавал загубленность молодости и все это описывал в своих стихах. Горький акцент сопровождает лирику Есенина на всем ее пути. Очень велика была любовь Есенина к Родине. Он принимал ее и любил разную: бедную, убогую, с классовыми противоречиями, революционную, обновленную. Даже заграница его не прельстила. Можно сказать, что все стихи Есенина автобиографичны. Его поэзия многоцветна и очень сливается с его внутренним миром. В его стихах преобладают голубые, синие, зеленые, золотые, желтые тона. Его ранняя поэзия спокойная и безмятежная. В осенний период в жизни страны он окрашивает в алые и красные, черные тона, цвета крови и печали. Революцию он воспринял как блеск солнца в голубом сиянье дня, разогнавшего черные тучи. Есенин понимал, что начавшийся прогресс в стране изменил Россию, его убогую деревню. Назад уже ничего не вернешь. И он любит Родину обновленную. В его стихах появляется «цвет стали», «золото барабанов». Но как сказал сам Есенин, он так и остался поэтом «золотой бревенчатой избы». Список используемой литературы Аверкина, Т.С. Стихотворения и поэмы Есенина, С.А. - М., 1993. Захаров, А.Н. Поэтика Есенина. - М. 1995. Зелинский, К. Сергей Есенин. - М., 1988. Марченко, А. Поэтический мир Есенина. - М. - 2-е изд., 1989. Прокушев, Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха.-5-е изд.-М., 1989. Эвентов, И.С. Сергей Есенин. Биография писателя. - М., 1987. Скачать архив (14.1 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |