Главная » Экономика |
Введение замбия международный экономический Республика Замбия является одной из наиболее отсталых стран Африки и, следовательно, всего мира. После эпохи построения социализма многое было сделано, многое делается силами самой страны. Большую помощь оказывают развитые страны в рамках различных программ. У ученых вызывает интерес бедное положение страны, что послужило источником этого и каким образом страна может в кратчайшие сроки, используя имеющиеся ресурсы, улучшить свое положение в международных экономических отношениях. Программы помощи всегда содержат цели. Значит, для осуществления этих целей эксперты решили, что имеющихся ресурсов достаточно. В самом деле, Замбия - страна с достаточно большим количеством источников развития. Но ввиду их низкой изученности и проработанности может сдаваться впечатление бедной и в ресурсном смысле страны. Актуальность изучения данной проблемы в настоящее время состоит в том, что все большее внимание со стороны развитых стран обращается на африканский континент, на его южные страны. Они находят немалые выгоды от сотрудничества с Замбией. Также вследствие произошедших политических и социальных изменений в Республике Замбия наблюдается постоянный экономический рост на протяжении уже более 9 лет. Разработанность проблемы в литературе не велика из-за отсутствия статистических данных, исследований, касающихся экономического положения в более детальном описании, сильных и слабых сторон экономики. Сфера технологий и их обмена практически не изучена. Основными источниками написания данной работы послужили сайты в сети Интернет, созданные Информационным отделом министерства информации, телерадиовещания и туризма Замбии, Советом по туризму Замбии и Статистической службы Замбии. Целью настоящего исследования является определение места страны в международных экономических отношениях, включающих международное движение капитала, миграцию рабочей силы, внешнюю торговлю и участие в интеграционных группировках, исходя из анализа влияния ее природно-климатических, демографических и других характеристик страны. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: § проанализировать, как географическое положение, ее природно-климатические, политические и демографические условия вкупе с состоянием экономики влияют на место страны в системе международных экономических отношений; § определить место Замбии в каждой из сфер международных экономических отношений - внешней торговле, движении капиталов, миграции населения, обмене технологиями, международной интеграции и экономических отношениях с Россией. В качестве рабочей гипотезы выдвигается следующее предположение: Замбия выступает на международной арене как сырьевой экспортер, но ее усилия и других стран направлены на преодоление многочисленных социальных, демографических, политических и экономических проблем. Объектом исследования в данной курсовой работе является Республика Замбия, а предметом - место Замбии в системе международных экономических отношений. В работе использованы следующие методы исследования: анализ (качественный, количественный, графический), синтез, статистический. Работа состоит из двух глав. В первой части работы нами рассмотрены географическое положение страны, ее природно-климатические, демографические, политические и экономические условия. Во второй главе работы исследуется внешняя торговля Замбии, движение капиталов, миграция населения, обмен технологиями, международная интеграция и экономические отношения с Россией. 1. Для того чтобы в полной мере рассмотреть положение Республики Замбия в международных экономических отношениях, необходимо сначала описать географическое положение страны, а также основные вехи ее истории и экономики. Без исследования этих важнейших элементов анализ положения Замбии был бы неполным и многие компоненты остались бы непонятными. Таким образом, в данной главе рассматривается географическое положение страны, приведен исторический экскурс для представления о становлении республики, анализируются демографическая и политическая ситуации. Наиболее важный эпизод главы - детализированное исследование состояния национальной экономики, выявление ее слабых и сильных сторон с точки зрения ведущих экономистов и экспертов. 1.1 Географические и климатические условия Республики Замбия В текущем разделе определим географическое положение и природно-климатические условия Республики Замбия. Это позволит более аргументировано характеризовать ее международные связи. Для этого используем данные, взятые из книги Александрова Ю., Линец Ю и с сайтов: ZANIS, Совета по туризму Замбии и Горной энциклопедии. Итак, Замбия - это государство в Центральной Африке, не имеющее выхода к морю. На севере она граничит с Демократической Республикой Конго, Танзанией <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F> на северо-востоке, Малави <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8> на востоке, Мозамбиком <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%BA>, Зимбабве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B2%D0%B5>, Ботсваной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0> и Намибией <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%8F> на юге, Анголой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B0> на западе (рис. П.1.1). Страна получила свое название от реки Замбези, протекающей вдоль западной и южной границ страны. Следует отметить, что ее бассейн занимает около трёх четвертей территории страны, остальная часть относится к бассейну реки Конго <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE_(%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0)>. Незначительная территория на северо-востоке страны относится к бессточному бассейну озера Руква <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0_(%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE)>, находящегося в Танзании <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>. На границе Замбии с Зимбабве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B2%D0%B5> на реке Замбези расположены водопады, в том числе знаменитый водопад Виктория. Площадь страны составляет около 752 641 тыс. км2, что приблизительно равно Франции, Нидерландам, Бельгии и Швейцарии вместе взятым. По данной характеристике страна занимает 38 место в мире. Большая часть территории равнинная со средней высотой 1060-1363 метра над уровнем моря. Основными формами рельефа здесь являются впадины и долины рек. Озеро Танганьика на северо-востоке Замбии находится примерно на 600 м ниже уровня плато. Самый крупный рифт проходит по реке Луангва. Наиболее высокой является восточная часть страны, где плато Ниика, расположенное на границе с Малави на высоте более 1800 м, повышается, образуя холмы Мафинга, которые достигают 2100 м над уровнем моря. Общий уклон плато направлен к юго-западу. Исходя из географического положения, описанного выше, следует, что климат в стране мягкий. Этому способствует более высокое расположение над уровнем моря. Автор выделяет три сезона: · сухой и холодный (с мая по август); · жаркий и сухой (с сентября по ноябрь); · теплый и влажный (с декабря по апрель). Рассмотрим температурные данные табл. П.2.1. По приведенным данным можно сделать вывод, что температура воздуха колеблется от 34,8 до 6,2 градуса Цельсия. Суточные колебания незначительны. Такой диапазон способствует успешной вегетации растений. Действительно, культивируются кукуруза <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B0>, сорго <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE>, рис <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%81>, арахис <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%81>, подсолнечник <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA>, овощи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B8>, табак <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BA>, хлопчатник <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA>, сахарный тростник, тапиока <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D0%B0>, кофе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%84%D0%B5>. Избыток растительности позволяет содержать рогатый скот, коз, свиней и птиц. Другим фактором, способствующим успешному сельскому хозяйству можно считать водные ресурсы. Как уже отмечалось, бассейн протекающей вдоль западной и южной границ страны реки Замбези <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B8> занимает около трёх четвертей территории страны, остальная часть относится к бассейну реки Конго <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE_(%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0)>. Незначительная территория на северо-востоке страны относится к бессточному бассейну озера Руква <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0_(%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE)>, расположенному в Танзании. Плодородные земли Замбии являются хорошим ресурсом страны, но теперь необходимо упомянуть об их свойствах. Замбия расположена на юге Африканской платформы <http://www.mining-enc.ru/a/afrikanskaya-platforma/>. Благодаря складчатым поясам и Лифилийской дуге местность богата различными полезными ископаемыми <http://www.mining-enc.ru/p/poleznye-iskopaemye/>. Проанализировать ресурсообеспеченность удобнее по данным табл. П.3.1. Месторождения каменного угля <http://www.mining-enc.ru/k/kamennyj-ugol/> располагаются на юге вдоль северо-западного побережья озера Кариба и в центре страны, но являются низкосортными. Марганцевые руды расположены на севере страны, в так называемом Меденосном поясе Центральной Африки <http://www.mining-enc.ru/m/medenosnyj-poyas-centralnoj-afriki/>. По запасам руд кобальта Замбия занимает второе место в мире после Заира. Существуют также около 300 месторождений и проявлений руд золота. Большинство из них располагается в провинциях Лусака и Центральная. Запасы золота невелики и в целом по стране не подсчитывались, среднее содержание золота около 5 г/т. Руды олова, свинцовых и цинковых характеризуются малыми размерами. Все они расположены на юге страны. В провинции Коппербелт расположены месторождения изумрудов. На юге страны известно месторождение аметистов Симани. Данная краткая характеристика позволяет сделать вывод о том, что земли Замбии богаты природными ресурсами. Таким образом, очевидным является хорошая ресурсообеспеченность страны полезными ископаемыми. Сложившаяся еще столетия назад, структура экспорта на сегодняшний день состоит главным образом из сырья. Наиболее важные - каменный уголь, руды меди, кобальта, свинца, цинка, олова и золота. Имеются также месторождения руд железа, марганца, урана <http://www.mining-enc.ru/u/uran/>, никеля <http://www.mining-enc.ru/n/nikel/>, ниобия <http://www.mining-enc.ru/n/niobij/> (сапатитом <http://www.mining-enc.ru/a/apatit/>), пирита <http://www.mining-enc.ru/p/pirit/>, аметиста, изумрудов, серы, гипса <http://www.mining-enc.ru/g/gips/>, флюорита. Участие страны в международной торговле именно на этом преимуществе и базируется. Хороший климат, умеренно плодородные почвы и достаточное количество воды позволяют содержать сельское хозяйство на должном уровне. Но устойчивых форм международной торговли в этой сфере мы не наблюдаем. Участию страны в международных экономических отношениях способствует расположение вблизи центра материка и наличие большого количества соседей. Но с другой стороны, страна не имеет выхода к морю и соответственно лишена возможности использования самого дешевого способа передвижения - морского. К слову, и по рекам не могут ходить суда. Вместо этого полноводные русла используют для выработки электроэнергии и для продажи воды в более засушливые страны, к примеру, в Намибию. Нельзя не сказать об уникальной природной достопримечательности - водопаде Виктория. Его слава способствует росту туристической отрасли в стране и развитию международных экономических связей. Огромная равнинная территория предполагает развитое сельское производство, чего мы не видим на практике. Почему так происходит, мы выясним в следующем параграфе, описывающем население страны. Следующий параграф посвящен демографической ситуации в Замбии и ее влиянию на международные экономические отношения. 1.2 Демографическая ситуация в Республике Население страны является уникальным ресурсом поскольку не только поддается улучшению в количественном и качественном отношении, но и возобновимо. В данной главе нам предстоит рассмотреть демографическую ситуацию республики с различных сторон и сделать вывод о ее влиянии на участие страны в международных экономических отношениях. Для анализа были использованы источники статистических данных о народонаселении, взятые с сайтов официальных организаций ООН: Юнеско и Отдела экономических отношений. Также использован электронный ресурс Госдепартамента США. Рассмотрим график численности населения (рис. 1.1), составленный на основе данных табл. П.4.1. Рис. 1.1. Численность населения Замбии за 1950-2100 гг. Источник: ООН, отдел экономических и социальных отношений. - http://www.esa.un.org В 2011 г. численность населения составила 13881,336 тыс.человек и годовой прирост составил 3,1%. Следует отметить, что страна имеет большую территорию, и увеличение в разы численности населения всеравно делает плотность населения ниже среднемирового уровня (табл. П.5.1). Взяв за основу данные о средней численности населения и рассчитанную для этих показателей долю мужчин и женщин (табл. П.6.1), рассмотрим соотношение населения по полу (рис.1.3). Немногие страны могут продемонстрировать равное количество лиц обоего пола в своей стране, и данная тенденция является устойчивой. Важной характеристикой данного ресурса является возраст. Средний возраст населения представлен в табл. П.7.1. Заметно, что в Замбии живут и будут жить более молодые люди по сравнению со среднемировыми значениями. В современном мире зачастую важнее качество ресурса, чем его количество. Это утверждение вполне применимо к такому ресурсу как рабочая сила. Первой рассмотренной характеристикой будет уровень образования. Данные табл. П.8.1 свидетельствуют о стабильном росте грамотности населения, хотя уровень остается ниже среднего по сравнению с соседними государствами. В Лусаке находится университет Замбии, открытый в 1966г. и являющийся одним из крупнейших высших учебных заведений на Юге Африки. Помимо замбийцев в нем обучаются и иностранные студенты, в том числе из Европы и Азии. Высшее образование дают также 14 педагогических колледжей. Рис. 1.3. Половой состав населения Замбии за 1950-2100 гг. Источник: ООН, отдел экономических и социальных отношений. - http://www.esa.un.org Второй характеристикой является здравоохранение. Его основные проблемы связаны с низким уровнем жизни подавляющего населения страны. Хроническое недоедание и голод создают благоприятные условия для распространения инфекционных заболеваний. Распространены тропические болезни (малярия, лепра, шистоматоз и др.). В периоды частых засух вспыхивают эпидемии дизентерии, так как большая часть населения живет в необеспеченных водопроводом и канализацией районах. Ежегодно в стране регистрируется более 50 тыс. заболеваний туберкулезом. По данным на 2003 на каждые 100 тыс. человек населения приходилось 500 больных туберкулезом. В 1969г. введено бесплатное медицинское обслуживание, однако из-за экономических трудностей в середине 90-х в большинстве медицинских учреждений вновь введено платное обслуживание. Остро стоит проблема СПИДа. Первый случай заболевания был отмечен в 1985. Динамику можно посмотреть в табл. П.1.6. Осуществляются две национальные программы по борьбе со СПИДом. Ежегодно эта болезнь уносит около 100 тыс. жителей страны. В 2010 г. Глобальный фонд борьбы с ВИЧ/СПИД, малярией и туберкулезом выделил 368, 83 млн долларов. С 1999 года все остальные демографические показатели улучшаются (табл. П.9.1), кроме доли сельского населения. Последняя остается постоянной. Официальным языком является английский. Большинство экономически активного населения занято в сельском хозяйстве (85%), оказании услуг (9%), добыче полезных ископаемых и производстве (6%). Таким образом, постоянный рост численности населения, вследствие которого до 2030г. будет уменьшаться средний возраст в стране, не будет способствовать развитию международных экономических отношений. Слишком молодые люди не являются экономически активным населением и не принимают активного участия в развитии мировой торговли. Плохая эпидемиологическая ситуация служит сдерживающим фактором на пути развития межнациональных связей. При этом уменьшается доля неграмотных в стране, что, наоборот, способствует формированию международных экономических отношений и повышает степень участия страны в международном разделении труда. Повсеместное распространение английского языка облегчает установление деловых связей. Говоря о деловых контактах и инвестиционном климате, необходимо отметить сильное влияние политического устройства. Оно является неотъемлемым фактором развития отношений между странами и его исследование представлено в следующем параграфе. 1.3 Государственное устройство и политическая ситуация в Замбии Мировая история знает массу примеров, как государственное устройство, форма власти и политическая ситуация могут влиять на внутренние и международные экономические отношения. Для полного понимания нынешнего политического порядка и его влияния на вовлеченность страны в мировые экономические отношения, представлена информация с сайтов: Госдепартамента США, новостного портала The Zambian, парламента Замбии и книги Андрюкова Е.Д. «Южная Африка». Независимость от Великобритании Замбия получила 24 октября 1964г. Форма правления была выбрана республиканская. Через 3 года президент страны провозгласил национализацию и «построение замбийского гуманизма». В 1968г. распущен парламент и в декабре 1972г. введена однопартийная система правления. Данная система просуществовала до 2 ноября 1991г. и ее итогом стало усиление трудностей в жизни страны - рост потребительских цен, увеличение безработицы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0>, дефицит <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%82> основных продуктов питания. Замбия, имея крупнейшие природные ресурсы, превратилась в одну из беднейших стран мира. После этого установилась прежняя система - президентская республика и с 2011г. президентом является Майкл Чилуфья Сата. Вся полнота высшей законодательной и исполнительной власти принадлежит президенту <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82>. Он же - главнокомандующий вооружёнными силами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8B> страны. Президент возглавляет правительство - кабинет министров. Законодательный орган - однопалатная Национальная ассамблея <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%8F_(%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D1%8F)> со спикером и 150 депутатами, избираемыми от одномандатных индивидуальных округов, и 8 назначаемыми президентом. Срок полномочий депутатов - 5 лет. Президентские и парламентские выборы проводятся одновременно. Президент может занимать свою должность не более двух пятилетних сроков. Иностранные граждане и лица, чьи родители являются иностранными гражданами, не могут выставлять свою кандидатуру для избрания на пост президента государства. Действующей конституцией предусмотрена также Палата представителей (вождей провинций) из 27 членов как консультативного органа при президенте по вопросам традиций, обычаев и культуры. Конституция запрещает местным вождям участие в активной политической жизни. В основе судебной системы лежит английское право. Она состоит из четырех звеньев: верховный, высокий, конституционный суды и мировые суды. Верховный суд Замбии - высшая апелляционная инстанция. Верховный судья и другие члены суда назначаются президентом. Вспомогательным органом верховного суда является высокий суд, имеющий право принимать решения по любому гражданскому или уголовному делу в соответствии с замбийскими законами. Местные суды осуществляют правосудие, руководствуясь в основном нормами обычного права. Страна разделена на 9 административных округов, каждым из которых управляет назначаемый президентом представитель правительства. По сути, он исполняет обязанности губернатора. В феврале 2006 года правительство согласилось разрешить создание Учредительного собрания для рассмотрения и принятия проекта новой конституции, при соблюдении определенных условий. В августе 2007 года в Замбии парламент принял закон о создании Национальной конституционной конференции, которой поручено подготовить новую конституцию. Конференция, состоящая из более 500 членов парламента, политических партий, гражданского общества и правительства, началась в конце декабря 2007 г. Правительство представило окончательный проект конституционного закона в парламент в марте 2011 г., но законопроект не получил необходимых двух третей голосов. Политическая ситуация на сегодняшний день стабилизирована. После выборов президента 20 сентября 2011г. победу одержал Патриотический фронт, основным лозунгом которого является борьба с коррупцией. Ведь в 2003г. по уровню коррупции Замбия занимала седьмое место среди африканских государств. Приоритетные цели нового правительства: · рост числа рабочих мест, · сокращение масштабов нищеты, · диверсификация сельского хозяйства от производства кукурузы, · повышение эффективности правительства, · расширение медицинских услуг, · повышение качества образования, · конституционная реформа · отмена смертной казни · ограничение власти президента и больше полномочий местным органам власти Новый проект конституции будет рассмотрен в июне 2012г. Итак, в настоящее время устройство государства негативно влияет на развитие международных экономических отношений. Республикой Замбию можно назвать лишь потому, что президент имеет ограниченный срок правления. В остальном его власть безгранична. Коммунистический период лишь усилил отдаленность экономики Замбии от других государств. Майкл Чилуфья Сата намерен исправить это посредством вышеупомянутых приоритетных целей. Их выполнение будет способствовать росту международных экономических связей Замбии. Устойчивое правительство приведет к развитию международной торговли. Инвесторы со временем начнут вкладывать в экономику страны деньги, а поскольку любой международной бизнес основан на МРТ, то и участие в нем, соответственно, возрастет. Подтвердить способность экономики Замбии или опровергнуть ее способность при благоприятной и стабильной политической ситуации увеличить вес страны на международной арене и в сфере МРТ - такова цель следующего параграфа. 1.4 Основные показатели экономического развития страны Целью последнего параграфа этой главы является исследование экономического развития Республики Замбия с помощью анализа основных показателей. Для этого были использованы следующие источники: Статистическая служба Замбии, Госдепартамента США, Всемирный банк и ЮНКТАД. Основной валютой Замбии является Замбийская квача, состоящая из 100 нгве. Квача означает «свобода» на одном из местных диалектов. Из-за инфляции монеты достоинством 25 и 50 нгве, а также 1,5 и 10 квача в обращении лишь номинально. Ввоз и вывоз иностранной валюты осуществляется без ограничений, а вывоз и ввоз национальной валюты ограничен. В стране помимо государственных денег свободно можно использовать доллар США и фунт стерлингов. Неограниченность валютных сделок предотвратила появление черного рынка валюты. Регламентирует международные расчеты страны Министерство финансов Замбии и Центральный банк Замбии. С 1996 г. валютный курс стал плавающим. При этом МВФ подчеркивает, что для недопущения дестабилизации экономической ситуации в стране при резкой смене валютного курса, возможно вмешательство Центрального банка Замбии. В настоящее время Центральный банк Замбии реализует политику исламского банкинга, суть которого в предоставлении более дешевого финансирования заемщиков в силу отказа от процентов по займам и фьючерсных сделок. Самый главный показатель эффективности экономики - ВВП. Его динамику можно проследить на рис. П.10.1. Экономика Замбии зависит от мировых цен на медь - основного экспортного продукта страны. В 1960-1970-х доходы от экспорта меди давали правительству возможность поддерживать относительно высокий уровень жизни (по сравнению со многими африканскими странами). В результате значительного увеличения расходов на импорт нефти, значительного падения мировых цен на медь и ошибок экономической политики правительства К. Каунды Замбия уже в 80-е столкнулась с целым комплексом финансово-экономических проблем. Неумелое осуществление в 90-е программ МВФ по структурной перестройке экономики повлекло за собой рост безработицы и дальнейший рост инфляции. Важным показателем является ВВП на душу населения (табл. П.11.1). Данные, даже в текущих ценах, т.е. без учета инфляции, демонстрируют скромный рост в менее чем 3 раза в Замбии и в более 10 раз в мире за 40-летний период. Это говорит об увеличении отставания от экономически развитых стран. Общая стоимость экспорта и импорта постоянно растет (табл. П.13.1 и рис. П.14.1), но следует отметить, что данные указаны номинальные. Основные экспортные товары: медь, кобальт, свинец и цинк, нарезанные овощи, хлопок, табак. Основные рынки - Швейцария, Китай, Пакистан, Демократическая Республика Конго, Южная Африка, Малави. Приобретаются из-за рубежа сырая нефть, нефтепродукты, промышленные товары, машины, транспортное оборудование, продукты питания, химические вещества. Основные поставщики - Южная Африка, Китай, Демократическая Республика Конго, Кувейт, Великобритания. Можно сделать вывод, что Замбия - аграрная страна. В связи с ростом в 90-е экспорта фруктов в Европу быстрыми темпами развивается садоводство. В южных и центральных регионах развито скотоводство. В стране распространены преимущественно натуральные хозяйства. Сравнительно немного ферм, производящих товарную продукцию (несколько сотен крупных плантационных хозяйств, которые принадлежат европейцам и управляются ими). Производительность хозяйств африканских крестьян из-за отсталой агротехники, малоплодородных почв и частых засух крайне низкая. Серьезный ущерб наносят частые засухи. Сельское хозяйство является малоэффективным, страна вынуждена импортировать продовольствие (в основном кукурузу). Обрабатывающая промышленность представлена несколькими заводами по обработке сельскохозяйственного сырья, производству напитков, сигарет и бумаги. Свидетельством постоянного превышения спроса над предложением является гиперинфляция (табл. П.15.1). Итак, основные показатели свидетельствуют о слабости экономики Замбии и ее неспособности к развитию и внедрению на правах полноценного участника в структуру мировых финансовых отношений. ВВП страны нестабилен до 2000г., после которого наблюдается сильное его увеличение в условиях снижения темпов инфляции. Это позволило увеличить расходы на преодоление бедности, перераспределить расходы правительств и донорские средства на развитие образования, здравоохранения и другие социальные задачи, включая борьбу со СПИДом, совершенствование инфраструктуры, формирование институтов микрофинансирования. Безусловно, эта динамика положительно отражается на участии Замбии в международной торговле. В то же время продолжается сдерживание из-за неадекватного состояния инфраструктурных отраслей, в особенности энергетики и транспорта. По примерно одинаковому увеличению экспорта и импорта (за исключением 2010г.) можно сделать вывод о равномерном развитии экономики. Резкое превышение в 2010г. экспорта над импортом может быть связано с разными факторами либо с их комбинацией. Мы считаем, что кризис, отразившийся и на внешнеторговой деятельности нашей страны, заставил экспортеров отложить выплаты и поставки по договорам на более благоприятные времена. А в 2010г. их платежеспособность восстановилась и чтобы заново наполнить склады необходимым резервом материалов, были увеличены докризисные показатели объемов. Структура экспорта сырьевая, причем для него не требуется никакой обработки (за исключением нарезанных овощей). А приобретаются все необходимые ресурсы и товары, включая топливо и продукты питания. Партнерами во внешнеэкономической деятельности являются соседние страны, что свидетельствует о хорошей регионализации. А также страны-основные потребители экспортируемых ресурсов и страны, поставляющие низкокачественные товары по низким ценам ввиду низкой платежеспособности населения. Незначительный вклад в МРТ вызван отсутствием в стране производства, не говоря уже о рынке оказания услуг. Делая вывод, следует согласиться с включением Замбии конференцией ООН по торговле и развитию в список наименее развитых стран, наряду с соседними Анголой, Конго, Танзанией, Малави и Мозамбиком. Для начала удобно рассмотреть факторные условия страны как один из первых основных параметров, определяющих конкурентоспособность страны по теории М.Ю. Портера. Занимая 38-е место в мире по площади территории, Замбия демонстрирует обеспеченность землей. Это утверждение подтверждается экспортированием сельскохозяйственной продукции. Но поскольку в его структуре доминирует добытое сырье, то следует говорить о неполном и неэффективном использовании земельных угодий и климатических условий. Неудивительно, ведь обрабатывать землю приходиться 85% работающего населения, производящему в 2009г. в этом секторе всего 19% ВВП Замбии. Страна занимает в мировой торговле роль поставщика даже не материалоемкой продукции, а просто сырья. Трудовые ресурсы низкоквалифицированны. Как уже было упомянуто, население страны молодое, не достигает в среднем даже 18 лет. При этом уровень образования ниже некоторых соседних стран. По сравнению Индекса развития человеческого потенциала, рассчитываемому на 2011г., Замбия на 164 месте из 187. В итоге можно говорить об отсутствии в рабочей силе конкурентоспособного преимущества и несущественном участии в МРТ. Продолжая сказанное о материалоемкой продукции, нужно отметить, что именно это может являться ближайшей целью экономического развития. Нужно вкладывать деньги, полученные от экспорта сырья, в основное производство. Только таким образом страна может на данный момент увеличить запасы капитала. По данным Всемирного банка, Замбия занимает 8 место из 183 экономик по легкости получения кредита. Получить кредит легко, госдолг страны уменьшается, следовательно, существуют все факторы для роста инвестиций в экономику. Согласно официальным данным, за период 1991-2002 гг. было приватизировано 257 государственных предприятий, 56% которых приобрели замбийские предприниматели. Интересно было бы узнать сколько лет было этим предпринимателям, ведь в Замбии низкий средний возраст и продолжительность жизни. Экономически неактивное население не может играть значительной роли в международной торговле. Поэтому с таким фактором, как предпринимательская способность, в стране нет потенциала для участия в международных экономических отношениях. Анализ факторов показывает, что у страны некоторые из них конкурентоспособные, в частности, капитал и земля. Стабильная политическая ситуация и совершенствование демократии в стране могут благотворно повлиять на экономические показатели. Не хватает данных о ВВП за 2011 год для подтверждения высказанного. Но по имеющимся данным можно сделать вывод об устойчивой положительной динамике ВВП. Плохо, конечно, что огромную долю в общей сумме занимает, как уже было сказано, сырье. Понятно, что для устойчивости развития экономики и повышения степени вовлеченности в мировые экономические отношения нужно менять структуру экспорта, иначе, в перспективе, Замбии грозит истощение ресурсов. В данной главе были характеризованы основные ресурсы Замбии для упрощения понимания аналитики следующей главы с развернутой характеристикой места страны в международных экономических связях. 2. Участие страны в международных экономических отношениях - это сложный многогранный объект изучения и целью настоящей главы является исследование с разных ракурсов положения Республики Замбия на международной арене. Это позволит сделать максимально аргументированные выводы. Рассмотрение свободных экономических зон не возможно, потому что таких объектов на территории страны не зарегистрировано на данный момент. .1 Внешняя торговля Замбии Исторически первой формой международных экономических отношений являлась торговля товарами и позднее к ним добавились услуги. Целью этого параграфа является рассмотрение состояния внешней торговли Замбии с другими странами и приведение прогнозов о тенденциях развития. Для анализа были использованы статистические данные с сайта ЮНКТАД. Для начала рассмотрим структуру экспорта по направлениям главных потоков. Из табл. П.16.1 мы видим, что в целом за весь период с 1995-2010 гг. преобладает торговля с развивающимися странами. Если говорить более детально, то до 1998г. происходит резкое снижение объемов поставок в развивающиеся и наоборот в развитые. За период 1998-2000 экспорт в развитые превосходит экспорт в развивающиеся. В дальнейшем вплоть до 2010г. экспорт в развитые стремительно снижается и растет в развивающиеся. Надо отметить, что для полноты анализа были взяты показатели торговли с переходными странами, но их доля приближается к 0. Отдельно от этой классификации рассмотрен экспорт в страны Сообщества развития юга Африки (САДК), в которое входят Демократическая республика Конго, Танзания, Малави, Мозамбик, Зимбабве, Ботсвана, Намибия и Ангола, являющиеся соседними государствами Замбии, а также ЮАР, Лесото, Свазиленд, Мадагаскар и Маврикий. Экспорт в это объединение до 2005г. рос быстрыми темпами, а затем начал постепенно уменьшатся. Структура основных покупателей различных товарных групп не отличается от рассмотренной общей характеристики. Преобладающее большинство по всем категориям товаров экспортируется в развивающиеся страны. Экспортируется в основном в развивающиеся страны промышленные товары, руды и металлы, 66 и 13% от общего экспорта в развивающиеся страны соответственно. А в развитые тоже промышленные товары, напитки и табак, 14 и 65% от общего экспорта в развитые страны соответственно. Похожая тенденция наблюдается с импортом. Преобладает торговля с развивающимися странами и за период 1995-2010 гг. разрыв с развитыми странами только увеличивается (табл. П.17.1). Переходные страны в Замбию импортируют незначительное количество продукции. Рассматривая данные об импорте из САДК, мы видим, что обмен постоянно увеличивается и находиться в прямой зависимости от значений импорта из развивающихся стран, составляя около двух третей от него. Это является косвенным доказательством того, что все члены этого союза относят к данной категории. Структура основных поставщиков различных товарных групп не отличается от рассмотренной общей характеристики. Преобладающее большинство по всем категориям товаров импортируется из развивающихся стран. В этом направлении подавляющий объем занимают промышленные товары, составляя в среднем 69% в общем объеме импорта из развивающихся стран. Также импортируют топливо, но его объем уже на порядок меньше - 14% в общем объеме импорта из развивающихся стран. Наибольшее значение по группам импорта из развитых составляет импорт промышленных товаров, равный в среднем 89% от общего объема импорта из развитых стран. Отдельно по странам-партнерам в мировой торговле по объему экспорта на 2010 г. лидируют Китай, затем Швейцария, Демократическая республика Конго и Южная Корея. А по импорту соответственно Конго, Кувейт, Китай и Великобритания. «По мнению ряда ученых, в том числе африканских, в отдаленной перспективе для некоторых африканских государств нынешний мировой кризис будет иметь даже позитивное значение. В ситуации обвала финансовых рынков развитых государств многие страны Африки смогут диверсифицировать свой экспорт, активизировав торговые связи с незападным миром, в первую очередь с Китаем, Индией, Бразилией, странами Ближнего и Среднего Востока. Кроме того, резкое ухудшение условий торговли с развитыми странами может содействовать расширению внутриафриканской торговли и открытию рынков многих стран региона для новых партнеров. В условиях сокращения деятельности иностранных компаний в принципе возможна активизация национального капитала», - пишет в своей статье Абрамова И.О. Открытость экономики можно охарактеризовать как среднюю, поскольку экспортная и импортная квота не превышают 0,4 (табл. П.18.1), а ВТК 0,7 соответственно. В начале 80-х годов был резкий рост этих показателей и при сохранении тех значений экономику можно было бы назвать открытой, но мы наблюдаем хаотичное движение показателей. При этом чистый экспорт точно также очень хаотичен и в среднем за весь период 1970-2010 гг. равен 210,817 млн долларов. Таким образом, внешняя торговля Замбии остается не столь развитой, как того хотелось бы. Показатели открытости экономики не дают оснований делать вывод о хорошей открытости экономики и участии в международных экономических отношениях. Преобладает торговля Замбии с развивающимися странами, что подтверждает действие Теории пересекающегося спроса. Прогноз экспертов относительно перераспределения экспорта в сторону «незападного мира» сбылся и активизация частного сектора привела к появлению ПИИ Замбии в другие страны. Наиболее торгуемые товары, такие как промышленные товары, отличаются в своих характеристиках. Можно предположить, что наряду с металлами из страны в виде промышленных товаров вывозятся в первую очередь материалоемкие товары. А ввозимые промышленные товары отличаются большей функциональностью. Открытость экономики была рассмотрена с физической, торговой стороны. Но существуют и другие способы взаимодействия с внешними экономическими агентами, к примеру, перемещение капитала. Его рассмотрению и посвящен следующий параграф. 2.2 Место страны в международном движении капиталов Тенденция превращения мирового рынка в мировое хозяйство подразумевает свободное перемещение факторов производства. В данном параграфе мы рассмотрим движение капитала внутри страны с целью сделать вывод об участии Замбии в международных экономических отношениях. Прямые иностранные инвестиции в Замбию увеличиваются год от года (табл. П.19.1), при этом большая их часть, согласно данным с сайта Госдепартамента США, направлена в горнодобывающую промышленность. И по данным с сайта ЮНКТАД, с 2007г. страна сама начала осуществлять ПИИ в другие страны. К середине 1990-х гг. долг страны составлял приблизительно 76% ВВП, что по международным стандартам считается внушительной величиной. В апреле 2005 г. Международный валютный фонд (МВФ) и Международная ассоциация развития (МАР) значительно облегчили долг Замбии и списали задолженность по программе облегчения долгового бремени беднейших стран (HIPC). В июле 2005 года G-8 согласились с предложением отменить 100% от непогашенной задолженности МВФ, Африканскому фонду развития и МАР. Замбия входит в число бенефициаров этого дополнительного облегчения бремени многосторонней задолженности. Замбия также заключила соглашение с МВФ по программе сокращения бедности и содействия экономическому росту на период 2008-2011 годов. Это можно проследить по данным табл. П.20.1. Госдолг будет увеличиваться медленными темпами, поскольку стране необходимо осуществлять много расходов для восстановления минимальной устойчивости экономики. Такая ситуация характерна для многих африканских слаборазвитых государств, находящихся за чертой бедности. Их положение без вмешательства и помощи мирового сообщества будет только ухудшаться. Мы видим, что этого всячески пытаются избежать. По словам Абрамовой И.О., и как полагают многие эксперты, глобальный финансовый кризис 2008г. не уменьшит общей зантересованности Запада в сокращении масштабов бедности и улучшении качества жизни в Африке. Международные организации, в частности, МВФ, являющийся главным кредитором, МАР, Фонд африканского развития и отдельные государства являются основными кредиторами Замбии. При этом доля первых в предоставленных кредитах растет, в частности, за счет целевого финансирования отдельных объектов промышленности страны и за счет участия страны в программе ускорения экономического роста и помощи борьбы с бедностью и программе для беднейших стран мира с высоким внешним долгом. Общая инвестиционная привлекательность государства находится на не достаточно высоком уровне, однако усилия правительства направлены на ее повышение: ведутся переговоры с крупными международными организациями и различного рода инвесторами. В результате этих мероприятий объемы внешнего финансирования экономики Замбии приобрели достаточно крупные размеры. Этому способствует, по словам Майка Исала Мулонготи, министра общественных работ и снабжения Республики Замбия, гарантированное невмешательство в инвестиции, но они должны отвечать требованиям охраны окружающей среды. Таким образом, участие страны в международном движении капитала является неполным. Капитал, как это хорошо видно в таблице ПИИ, приходит и остается в стране. Иностранных вложений государству с такими долгами не потянуть. Но на пути решения сложившейся ситуации положительными факторами является участие страны в международных программах, списание ее долгов, возникшее в советский период. Правительство старается всеми силами способствовать привлечению капитала, в этом ему помогает план, который составляется международными организациями при предоставлении трансфертов. Перемещение капитала, наряду с обычным способом, может происходить опосредованно при перемещении населения. И эти миграции будут рассмотрены в следующем параграфе. 2.3 Место страны в международной миграции рабочей силы и обмене технологиями «Международная миграция рабочей силы во второй половине XX- начале XXI в. стала важной частью процесса интернационализации и глобализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет себе наиболее эффективное применение не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики», - пишут в своем учебнике «Мировая экономика и международные экономические отношения» А.С. Булатов и Н.Н. Ливенцев. Целью данного параграфа является рассмотрение степени вовлеченности в международные отношения через миграцию населения и обмен технологиями. Материал взят с сайтов: МОТ, Отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН и Агентства ООН по информационно-коммуникационным технологиям. Внимание правительства Замбии сейчас сосредоточено на развитии мер содействия улучшению занятости и условий труда в формальной и неформальной экономике. Для этого в 2001-2007 гг. была реализована программа «Укрепление трудового законодательства», целью которой являлось приведение национального права в соответствие с международными нормами. Особое внимание было уделено свободе ассоциаций и признанию права на ведение коллективных переговоров. Причины миграции могут быть следующие: · поиск лучших экономических или рабочих мест и улучшение качества жизни; · отсутствие местных экономических возможностей; · бедность; · невежество; · образование или обучение; · присоединение мигрировавших членов семьи Замбийцы могут эмигрировать воздушным, железнодорожным и наземным транспортом. Предпочитают последний не только из-за дешевизны, но по причине слабости пограничного контроля. Фокс К. выделяет легальные и нелегальные пути миграции. Этому способствует длинная сухопутная граница с 7 государствами. В народе это называется «залева». Документы для миграции используют подлинные. Как сказал один из респондентов исследования МОТ: «Я думаю, что они (мигранты) используют подлинные документы, я имею в виду паспорта, поскольку для замбийца получить паспорт легко и это стоит всего 72000 квачей (около 14,51 долларов на 29.03.2012)». Но нет распространенности трудового разрешения. Отмечают респонденты, что его тяжело получить. Конечно, для учителей, нянь оно требуется, а вот для низко квалифицированного персонала нет. То есть, около 30% иммигрантов получают трудовые разрешения. Конечно, это зависит от страны прибытия. Чаще всего замбийцы едут в такие страны как Великобритания, США, Австралия, Норвегия, Голландия, Дания, Германия, ЮАР, Ботсвана и Намибия. Медицинский персонал, в частности, медсестры и врачи, являются наиболее распространенными профессиями квалифицированных иммигрантов. Они едут в Великобританию. Большая, но снижающаяся часть учителей мигрирует в Ботсвану. Низкоквалифицированные кадры работают нянями, горничными, сиделками с престарелыми, в ресторане, занимаются проституцией и черной работой. Находят работу до отъезда через интернет, газеты и знакомых. Если по приезду не могут найти работы, то обращаются к друзьям и семье. Иногда потенциальные мигранты принимают стипендии на обучение. Внутренние маршруты миграции и торговли людьми отличаются друг от друга. В Восточной провинции дети мигрируют из деревень на фермы, особенно в Чипате. Туда же приезжают девочки для занятия проституцией. Из Восточной провинции и Чипаты люди едут в Лусаку и Коппербелт работать в качестве прислуги. Трудовая миграция для сельскохозяйственных работ была выявлена не только в Восточной провинции, но и в Луапула. Оттуда во время дождливого сезона мигранты пешком идут в Коппербелт. Также отмечено, что Мазабука в Южной провинции привлекает людей в связи с расширением производства сахара, а в Солвези и Лумвана расположено много шахт. В основном мигранты работают по дому, в туристическом бизнесе, фермерстве, торговле, офисах и проституции. В то время как страна пережила отток ввиду отсутствия возможностей трудоустройства, она также привлекает иностранных мигрантов из регионов и из-за рубежа. Некоторые общины иммигрантов существуют в стране давно, в частности, сомалийцы, индусы и ливийцы. Китайская очень расширилась в последнее время. Чаще всего эти люди выступают как инвесторы. Такая же тенденция наблюдается в сообществах людей из Танзании, Руанды, Бурунди и Конго. И они являются беженцами. К примеру, сильно повлияла на увеличение иммиграции война в Республике Конго в 1997 г. Эмигранты, в особенности из Республики Конго, используют поддельные документы либо вообще не используют их. Более того, они могут заплатить полиции и им скажут, где безопасно. Малийцы приезжают с временным разрешением на 3-6 месяцев и постоянно его обновляют. Они трудятся на фермах, особенно табачных, в строительстве и торговле. В целом преобладает тенденция иммиграции с востока. Они работают в торговле и контрабанде товаров первой необходимости. Мигранты с запада работают в шахтах и в ювелирном бизнесе. Люди с юга работают в горной промышленности. Условия труда эмигрантов отличаются сверхзанятостью. Работодатели понимают, что им нужны деньги и ради них рабочие готовы трудиться круглые сутки. Платят мало и нерегулярно. К примеру, малавийцам, работающим на фермах, обещают зарплату 600 тыс. квач (около 141 доллара на 29.03.2012 г.) за 9 месяцев, то есть всего по 67 тыс. квач (около 16 долларов на 29.03.2012 г.), еще и выплачивают по окончанию сезона. Таким образом, самыми распространенными нарушениями является сверхурочная работа, задержка зарплат, рукоприкладство, невыдача необходимого инструментария для работы, угрозы убийства или депортации. Есть данные по которым Замбия служит лишь перевалочной остановкой в транспортировке людей, в особенности из Конго, на продажу в Бельгию и ЮАР. При этом торговцы не знают для чего покупают их людей. Борьба с эмиграцией, торговлей людьми и транзитом, конечно, ведется. Сотрудник иммиграционной службы пояснил, что доказать торговлю людьми очень сложно, и привел пример с женщиной из Замбии, которая везла из Конго 7 детей без документов. Каким-то образом они прошли границу, скорее всего, разделившись. И лишь блокирование их всех вместе на дороге помогло доказать торговлю людьми. Более того, он добавил, что сейчас не существует специального закона, регулирующего задержание пассажиров прямо в порту прибытия. Поэтому они требуют, чтобы пассажир мог предъявить 500 долларов для самообеспечения. А уличить в торговле возможно только после пересечения границы при перемещении группой. Он отмечает, что, конечно, лучше было бы сразу отказать во въезде. Анализируя данные табл. П.21.1, можно сделать вывод о незначительности доли иммигрантов в общей численности населения. В целом наблюдается снижение потока иммигрантов в Замбию. По гендерной структуре нет значительного преобладания мужчин над женщинами. Следует отметить, что половину всех мигрантов составляют беженцы. Информационный обмен в стране находиться на уровне намного ниже среднемирового, и сопоставим с африканским. Это подтверждают данные о пользователях Интернета и мобильных телефонов (табл. П.22.1.). Число пользователей Интернета в Замбии меньше среднемирового значения в 5 раз в 2004 г. и эта тенденция сохраняется до 2010 г. Благодаря различным программам поддержки и развития, абсолютное число пользователей увеличивается. То же самое можно сказать и о мобильных телефонах. Если в 2000 г. их имел каждый сотый житель Замбии, то к 2010 г. почти 38 человек из 100. Высшие образовательные учреждения, как место инициирования и усиления технологического обмена, представлены Университетом Замбии. На данный момент, по данным официального сайта ВУЗа, там обучается 11500 студентов. Таким образом, миграция в Замбии является достаточно распространенным явлением, которому не препятствуют бюрократические препоны. Уезжают и приезжают люди с одинаково низкой квалификацией. Доклад комиссии ООН подтверждает существование торговли людьми и развитой проституции. К другим препятствиям вовлечению страны в мировые отношения и торговлю является трудность получения разрешения на работу от иностранных государств. Есть пробелы в законодательстве, связанном с регулированием миграции. В целом по численности мигрантов, данное явление носит умеренный характер. Замбия не видит особой необходимости на данный момент в усилении информационного обмена. Поэтому образовательные программы не развиты. Безусловно, она способствует вовлечению страны в мировые экономические отношения, повышает популярность страны на международном уровне. Такое же действие оказывает развитие Интернета и мобильной связи как примеров усиления информационного обмена. Напротив, не способствует ему уровень грамотности эмигрантов, едущих из стран с таким же или ниже уровнем развития. В других странах, как мы видим, иммигранты не находят высококвалифицированной и хорошо оплачиваемой работы. Это ведет к закреплению в восприятии людей Замбии как страны с дешевой и низкоквалифицированной рабочей силой, что не способствует положительной характеристике на уровне межнациональных экономических отношений. Нужно понимать, что условия для распространения технологий предоставляют иностранные организации в рамках различных программ. Обзор этих институтов будет рассмотрен в следующем параграфе. 2.4 Замбия с 1967 по 1991 гг. была социалистической страной, как уже было упомянуто, и не участвовала в экономических союзах. После возврата к капитализму страна начала реформировать свою экономику под стать существующим и следовать тенденциям их развития, к примеру, интеграции. Целью данного параграфа является изучение участия страны в международных экономических союзах, их целей и результатов деятельности, относящихся к Замбии. Для этого были использованы официальные сайты организаций: НАМ, АС, САДК и КОМЕСА. Движение неприсоединения (НАМ) - международная организация, состоящая из 119 государств мира на принципах неучастия в военных блоках, под которыми на момент основания организации подразумевались, прежде всего - НАТО и Варшавский договор. Движение неприсоединения официально создано 25 государствами на Белградской конференции в сентябре 1961 года. Африка́нский сою́з (АС) - международная межправительственная организация, объединяющая 54 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Основана 9 июля 2002 года. Важнейшие решения в рамках организации принимаются на Ассамблее Африканского союза - собрании глав государств и правительств государств - членов организации, которое проводится раз в полгода. Секретариат Африканского союза и Комиссия Африканского союза расположены в Аддис-Абебе, столице Эфиопии. Согласно Учредительному акту Африканского союза целями организации являются: · укрепление единства и солидарности африканских государств и народов Африки; · защита суверенитета, территориальной целостности и независимости государств-членов; · ускорение политической и социально-экономической интеграции континента; · продвижение и отстаивание общих позиций по вопросам, представляющим интерес для континента и его народов; · содействие международному сотрудничеству в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека; · укрепление мира, безопасности и стабильности на континенте; · укрепление и защита прав человека в соответствии с Африканской хартией прав человека и народов и другими инструментами по обеспечению прав человека; · создание необходимых условий, благодаря которым континент сможет занимать достойное место в глобальной экономике и в международных переговорах; · содействие устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик; · содействие сотрудничеству во всех сферах человеческой деятельности с целью повышения уровня жизни населения Африки; · координация и гармонизация политики между существующими и будущими региональными экономическим сообществами с целью постепенно достижения целей Африканского союза; · прогресс в развитии континента через содействие в научных исследованиях во всех сферах, прежде всего в сфере науки и технологий; · сотрудничество с соответствующими международными партнёрами в деятельности по искоренению болезней и содействию здоровому образу жизни на континенте. Скачать архив (351.5 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |